Быть новенькой я не люблю еще со школы. Первые дни в новом классе или в детском лагере я всегда проживала, стиснув зубы. За неделю до отъезда от неприятных мыслей можно было отмахнуться: от испытания меня отделяла куча времени и будущие переживания казались далекими и не такими уж неминуемыми.
Накануне дня икс откладывать тревогу становилось некуда, и она не покидала меня весь день. В голове крутились неприятные мысли: что, если в новом классе я не найду друзей? Вдруг в первый же день сделаю глупость, и все будут надо мной смеяться? Настроение портилось, вечером было тяжело заснуть, утром не хотелось завтракать, а разговаривать с новыми знакомыми получалось плохо. Потом всё как-то входило в колею, и взрослые говорили: «Вот видишь, а ты переживала».
Когда я выросла, мой страх быть новенькой остался при мне – как и моя социальная неловкость. Мне по-прежнему тяжело заговорить с малознакомым человеком, я стесняюсь задавать вопросы, а когда волнуюсь, то несу чушь и иногда неуместно шучу. Хорошие новости в том, что я как-то научилась с этим жить. Более того, иногда единственная, кто замечает мои промахи – это я сама. И хотя первые дни на новой работе до сих пор остаются для меня стрессом, оказалось, что влиться в новую команду – вполне себе осуществимая задача. Даже для социально неловких интровертов.
Итак, что сделать, чтобы вписаться в новый коллектив? Как почувствовать уверенность, если обстановка к этому не располагает?
Примите временные трудности
Вы будете чувствовать себя не в своей тарелке – без этого никуда. Даже если у вас всё в порядке с soft skills и вы душа компании, чтобы запомнить имена коллег и разобраться в процессах, всё равно нужно время. Лично мне в первые дни тяжелее всего справиться со стрессом. Поэтому, выходя на новую работу, я ненадолго снижаю ожидания от себя самой.
Я знаю, что в первую неделю точно не сделаю ничего выдающегося – просто потому что бóльшую часть времени буду волноваться и осознавать, что происходит. В самый первый день я пропускаю обед, потому что слишком нервничаю, а потом иду домой на ватных ногах. Моя адаптация всегда проходит так – я об этом знаю и однажды приняла волевое решение просто с этим смириться. От этого никуда не деться, это мой обычный путь к ассимиляции – и другого нет. Значит, я пойду этой дорогой. Будет дискомфортно, но однажды кочки кончатся – причем как-то незаметно для меня.
Примите временные трудности – так вы сэкономите энергию, которая в противном случае уйдет на переживания о том, как вы выглядите со стороны.
Преодолимость стресса
Если вы хотите знать как стать уверенным и поднять самооценку, можете прочитать об этом по этой ссылке, уверен найдёте много полезной информации.
Как поднять самооценку
Образ жизни так же оказывает большое влияние на самочувствие и этот фактор может как повышать сопротивляемость стрессу и последствиям, так и обострять её. Поэтому, налаженность здорового образа жизни придаёт дополнительные силы для адаптации в новой ситуации.
Наблюдайте
Итак, в первые дни я снижаю требования к самой себе и занимаюсь двумя вещами: наблюдаю за коллегами и перевариваю информацию. То есть я, конечно, не подслушиваю и не заглядываю через плечо в чужие мониторы. Просто смотрю вокруг, слушаю – и делаю выводы.
Так я узнаю кучу важных вещей. Здесь принято говорить формально и по делу или можно ввернуть в речь пару сленговых словечек и рассказать историю из жизни? Как принято отмечать день рождения: приносить торт, звать всех на бизнес-ланч в ближайшее кафе или заказывать пиццу? Привозят ли из отпуска сувениры, и если да – это пара бутылок вина на всех или магнитик на холодильник для каждого? Есть ли в компании люди, которых откровенно любят или не любят? За что?
Наблюдайте, и за несколько дней хотя бы немного разберетесь, как тут всё устроено. Бонусом будут знания о коллегах. Вы поймете, кто здесь любитель порядка, а кто – офисный бунтарь; отличите болтунов от молчунов, молчунов – от забияк, а заодно наметите для себя потенциальных друзей.
Спрашивайте и переспрашивайте
Я постоянно волнуюсь о том, как выгляжу со стороны, и боюсь показаться недалекой. В состоянии стресса беспокойство усиливается. Прежде чем задать любой (даже самый необходимый) вопрос, я сомневаюсь, проговариваю его про себя и прикидываю, стоит ли оно того. В итоге, конечно, задаю – и не один вопрос, а целую кучу.
Сначала мне тяжело обращаться за помощью, но потом вместе с остальными трудностями я принимаю и эту. В Гугле нет ничего про процессы или традиции в конкретной команде, но мне нужна эта информация, чтобы хорошо выполнять свои задачи. Остается только спрашивать коллег. Стоит переключить в голове этот тумблер – и смущение пропадает.
Особняком в этой теме стоит необходимость переспрашивать. Мне бывает сложно признаться, что я не поняла ответ, но… по этой дороге тоже нужно пройти. Если стесняетесь переспросить, важно подмечать это чувство и договариваться с собой. В конце концов, что будет лучше: промолчать, не показаться глупой и при этом не узнать чего-то важного или всё-таки переспросить, пускай мне и неловко? Вторая опция всегда побеждает – и когда я не расслышала имя нового коллеги, и когда не поняла технических подробностей.
Да и потом, если вы задаете много вопросов, значит, вам не всё равно. Ваше неравнодушие всем понравится.
Какие люди испытывают боязнь перед новой работой
Особый страх нового места характерен для людей определенного склада и здесь речь не только о самооценке. Проблемы с коммуникабельностью остро проявляются в ситуациях нового коллектива. Часто интроверты испытывают повышенную тревожность при смене работы. Их психика устроена таким образом, что налаживание социальных контактов происходит медленно и на некоторых должностях это является проблемой. Знакомство с новыми обязанностями и коллегами движется медленно и не всегда это встречает понимание. Интроверты знают это о себе и начинают заранее переживать.
Темперамент также играет большую роль. Холерики и меланхолики не способны оставаться уравновешенными в стрессовых ситуациях, а новая работа – это однозначно стресс. Возникающие вопросы и недопонимание выбивает их из колеи, уровень тревоги повышается, эмоции берут верх.
Хуже всего, что после этого они начинают испытывать чувство вины, накручивать себя еще больше, хотя на самом деле, вполне вероятно, что никто из окружения не придал особо значения их поведению. И вновь круг тревоги замыкается. Именно для таких людей этот пресловутый выход за зону комфорта является большой проблемой. Они жутко страшатся, как новой работы, так и переезда.
Ситуация часто нагнетается тогда, когда речь идет о женщине в декрете, или о человеке, который на своей настоящей работе страдает, не развивается и чувствует острую необходимость что-то поменять.
Попробуйте быть социальными – хотя бы чуть-чуть
Знаю, звучит не очень. И всё-таки, горячо рекомендую шагнуть навстречу страху и пригласить коллег на обед или предложить им помощь в чем-нибудь житейском. Если коллеги приглашают вас куда-нибудь – тоже соглашайтесь. Пока вы едите или вместе стираете записи с доски, беседа завязывается сама собой – и вот вы уже забыли, почему, собственно, было неловко. Здесь делаем небольшую оговорку: выбирайте нейтральные темы и не спешите рассказывать, как плохо было на прошлой работе. Лучше обсудите что-то безопасное вроде кино или домашних животных.
Диета
Диета имеет большое значение для здоровья всего организма, особенно во время его подверженности стрессовым ситуациям, вызванных сменой работы. Стресс может увеличить потребность в магнии, который для лучшей усвояемости следует сочетать с витамином B6. Хорошей идеей на завтрак перед работой будет каша с бананами, во время работы стоит кушать, например, орехи или несколько кубиков тёмного шоколада. На обед подойдут бутерброды с лососем и авокадо или салат с большим количеством помидоров и льняного масла — закуски, богатые одинаково необходимым калием и полезными жирами и кислотами.
Диета — антистресс
В обеденное время стоит увеличить потребление макарон и круп — в частности гречки, овощей: шпината, квашеной капусты, брокколи, бобовых, нежирного мяса. Стресс ослабляет организм и вызывает снижение иммунитета, а для укрепления последнего стоит увеличить запас витамина С, который благодаря своим антиоксидантным свойствам защищает клетки от свободных радикалов и увеличивает усвоение железа. Данный витамин содержится в ягодах, петрушке и перце.
Цинк и витамин D также важны для работы иммунной системы, для синтеза которой необходимы солнечные лучи. Обеспечить организм достаточным количеством витамина D только с помощью диеты очень сложно, поэтому осенью и зимой часто рекомендуется использовать добавлять в свой рацион ягоды, петрушку и перец.
Не старайтесь произвести впечатление
Совет, казалось бы, нелогичный, но я сейчас всё объясню. Каждый раз, когда мне хочется кого-то впечатлить, ничем хорошим это не заканчивается. Я начинаю пристально следить за каждым своим движением, словом, положением в пространстве и из-за этого становлюсь еще более скованной. Поэтому никаких вам непринужденных шуток и свежих идей – только роботное «Ха. Ха. Ха.» и неестественно долгие паузы.
В первые дни меня разбирает желание показать, как много и хорошо я работаю. «Вот сейчас напишу бизнес-план за день» или «организую конференцию за неделю». Годам к 25 я научилась так же бодро отвечать себе: «Не организуешь. Или организуешь, но получится полная ерунда». Не нужно брать на себя кучу задач и героически сидеть над ними до полуночи. Этого от вас никто не ждет. К тому же, завышать планку на входе – недальновидно. Все подумают, что вы можете работать за пятерых, и будут ждать от вас именно этого. Дело кончится переработками, непроходящей усталостью или еще чем-нибудь столь же неприятным.
Не старайтесь в первые же дни оказаться на виду у начальства, впечатлить окружающих остроумием и работоспособностью. Лучше поставьте себе другую задачу – не усугублять ваш стресс.
Не врите
Этому меня научила моя первая работа. В попытке завести светскую беседу новый коллега спросил, знакома ли я с творчеством Лени Рифеншталь. Я соврала и ответила «да», чтобы не показаться глупой. Тогда он начал обсуждать со мной ее пропагандистские фильмы, но, как вы понимаете, ничего не вышло. После того разговора я посмотрела и «Олимпию», и «Триумф воли», а заодно запомнила: на новой работе лучше не врать.
Не приукрашивайте ваши навыки, не преувеличивайте опыт – вам ведь поверят и дадут задачи, с которыми вы не справитесь. Вы уже произвели впечатление, раз вас приняли на работу.
Врать про увлечения тоже не стоит. Не представляйтесь заправским бегуном, если ваши пробежки – это дважды в месяц дотрусить до соседней станции метро и обратно. Рядом может оказаться бывалый марафонец, который захочет поддержать с вами беседу. Или вам предложат поучаствовать в корпоративной команде на ежегодном забеге, а вы…. Ну, сами знаете. Поэтому правда и ничего кроме правды.
Похожие материалы:
опыт работы | новая работа | первая работа | карьерный рост | коллеги | перемены | Коллектив | страх
Статьи
- Чужой среди своих – как подружиться с новыми коллегами? 16 апреля 2012, 00:00
- Как работодатели оценивают наш потенциал 26 сентября 2012, 00:00
- Важные составляющие работы: на что обращать внимание 29 октября 2012, 00:00
Видео
- Один штрих для нового образа от Clinique 17 января 2011, 08:55
- Новинки ухода и новая коллекция макияжа Шанхайская красавица от Sisley 25 октября 2012, 00:00
- Осмельтесь сказать Si! Новая рекламная кампания Si от Giorgio Armani 29 сентября 2015, 17:00
Дайте себе время
Сначала будет тяжело. Вы будете поглощать и осмысливать новую информацию, а на работу останется куда меньше сил, чем обычно. Это нормально.
Стесняться и колебаться, прежде чем обратиться к коллегам с вопросом – нормально. Переспрашивать – нормально. Шутить невпопад – нормально. Чувствовать усталость, даже если вы, казалось бы, ничего не сделали за целый день – тоже нормально. Это временные трудности, которые в самом начале текста мы с вами договорились принять.
Пройдет несколько месяцев, и на смену утомительной неловкости придет ваша обычная продуктивность. Ну хорошо, не на смену – вряд ли вы превратитесь в беззаботного весельчака, который любит быть в центре внимания. Но вам совершенно точно станет легче, и поход на работу перестанет повергать вас в стресс.