Что такое характер? История изучения характера.
Классическое определение в той же психологии звучит так: характер – это сочетание стойких психических особенностей, определяющих поведение человека в различных жизненных ситуациях при взаимодействии с окружающими людьми. Не случайно это слово происходит от греческого χαρακτήρ, что означает черту, признак, особенность, знак, примету.
Именно в Древней Греции еще ученик Платона по имени Теофраст написал сборник «Этические характеры», в котором попытался классифицировать людей по особенностям характера. Он поставил перед собой вопрос о том, почему греки, живущие и воспитывающиеся в одинаковых условиях, так отличаются друг от друга. Ученый так и не нашел ответ, но оставил после себя труд, в котором описал тридцать типов выраженного поведения, свойственного разным порокам – бахвальству, лести, брюзгливости, гордыне, скупости.
Верите ли Вы во фразу «не сошлись характерами»?
Да. Действительно такое бывает, когда очень сложно контактировать с человеком
60%
Сомневаюсь в ответе, есть много нюансов, где характер не имеет никакого отношения
20%
Не верю. Для меня это звучит как-то глупо, главное — это стремление человека любить, или его отсутствие
0%
Если оба человека влюблены друг в друга, они «притрутся» какой бы характер не был у обоих
20%
Проголосовало: 5
Во избежание путаницы, следует выделить такое понятие как «темперамент». Психология определяет темперамент, как стабильную характеристику личности, оказывающую первостепенное влияние на высшую нервную деятельность индивида, определяя его реакцию на то или иное событие. Данная особенность заложена на физиологическом уровне и часто обусловлена наследственными причинами, поэтому не связана с воспитанием и жизненным опытом.
Таким образом, характер в отличие от темперамента постоянно формируется и трансформируется, поэтому отождествление этих понятий – неправильно. Но стоит отметить присутствие четкой взаимосвязи между ними: темперамент определяет формирование характера в течение жизни. Вообще, эта тема в рамках отдельной статьи, нам же предстоит разобраться с формированием характера, его чертами, типологией и особенностями становления.
Формирование характера человека происходит в процессе его воспитания при взаимодействии физиологических и социальных факторов. Развитие и становление характера индивида с уникальным генным набором в процессе воспитания определяется не только его полом, телосложением, цветом глаз и волос, но и его задатками и темпераментом. Формирование характера можно представить, как вектор воспитания и генного набора конкретной личности.
Психологический портрет личности
Психологический характер личности сильно изменяется с развитием и жизнедеятельностью человека. Это происходит под влиянием закономерных (типичных) и нетипичных склонностей.
Нетипичными условиями считают непосредственную связь с пережитым прошлым и закрепление черт характера, похожих на те, которые уже приобретены раньше. В это время происходит формирование личностных черт, на которые влияют жизненные обстоятельства.
Определенными закономерными изменениями сопровождается взросление и преодоление возникающих перемен в жизни. Вместо детского поведения приходит смена взглядов и отношений к жизни. Формируются особенности характера, на которые подействовали отдельные ситуации. Поэтому у людей одинакового возраста различающиеся характеры.
Личность и характер человека
Установившаяся развитая личность контролирует свой характер, так как он является подчиненной подструктурой. Наоборот, когда человек совершает поступок, провоцирующийся чертами характера, это свойственно для психологически неустойчивых и незрелых личностей. Таким образом, формирование характера личности происходит не только в процессе воспитания, но и самовоспитания, за счет корректировки негативных проявлений.
Условно разделив черты личности на мотивационные и инструментальные, можно заключить, что характер проявляется в обеих ролях. Так его проявление в выборе цели действия выступает как мотивационная составляющая, а определение средства достижения выбранной цели, как инструментальная.
Приходилось ли Вам налаживать контакт с человеком, у которого сложный характер?
Мне далось это с большим трудом, в некой степени пришлось «подстраиваться» и уступать человеку, чтобы не потерять контакт
0%
Да, но для меня это пустяки. Я легко нахожу общий язык
25%
Нет. Я стараюсь избегать людей со сложным характером
25%
У меня очень тяжелый характер и я сам(-а) жду, когда будут под меня подстраиваться
50%
Проголосовало: 4
Черты личности в составе характера:
- определяющие поступки при выборе деятельности (рациональность, расчетливость или противоположные качества);
- относящиеся к действиям на достижение выбранной цели (настойчивость, целеустремленность, последовательность в действиях, либо альтернативные, как свидетельство отсутствия названых). Воля личности играет на этом этапе основополагающую роль;
- инструментальные, имеющие связь с темпераментом (спокойствие-тревога, интроверсия- экстраверсия).
Другими словами, характер – основа или балласт для слабой и мощный инструмент для сильной личности. Установившаяся личность применяет свой характер, когда в этом возникает необходимость и отменяет его, когда он становится ей помехой.
Личность можно развиваться, характер только укрепляться. Отсутствие, появление и укрепление характера не обсуждается, об уровнях развития не говорят, а об уровне развития личности говорить естественно. При оценке личности и характера одного и того же человека они могут совпадать, либо различаться противоположно – встречаются великие личности с плохим характером, а бывают невзрачные с «золотым» характером.
Рассмотрим для примера несколько личностей выдающихся людей со скверным характером.
- Бобби Фишер – великий шахматист, любимец молодежи, обласканный ее вниманием. Однако имел очень скверный и сложный характер. Будучи приглашенным на обед к президенту Никсону, он отказался от него, объяснив свой отказ нежеланием, «когда ему смотрят в рот, пока он жует». Отличался ярым антисемитизмом и ненавистью к США, отказавшись впоследствии от гражданства и поддержав атаку организации «Аль-Каида» (запрещена в РФ) на США 11 сентября 2001 года.
- Михаил Лермонтов, при всем своем таланте в литературе, отличался «злым языком», «завистливым нравом», «ядовитостью» характера и мелочностью. Известен случай, когда молодой поэт отчитал профессора за то, что он привел недостаточно материала на своей лекции. Многие отмечали его отталкивающий образ из-за диспропорции головы и тела, подчеркивая «вечное» недовольство «всем и вся» на его лице.
- Стив Джобс – признанный IT-гений среди нынешней молодежи, однако по рассказам друзей и подчиненных, отличался очень скверным характером. После его смерти они поведали миру о мастерских и изощренных унижениях людей, постоянном хамстве и неадекватном поведении, словно капризный ребенок. Справедливости ради, стоит отметить, что многие люди не считают данную личность гением.
Итак, «творение» выдающегося человека есть выражение его личности, поэтому потомки, используют плоды его деятельности, а не характера. Столкновение же происходит непосредственно у окружающих людей, они несут всю тяжесть характера гения, поэтому для них его характер становится более весомым, чем сама личность.
И все-таки А.С. Пушкин был не прав, когда утверждал, что «гений и злодейство – две вещи несовместные».
Личность в психологии
Пожалуй, в этом случае нет универсального определения личности в психологии. Само по себе существование личности — сложный и многогранный феномен. Поэтому каждое определение заслуживает того, чтобы быть дополненным — это объясняет обилие научных подходов к понятию того, что такое личность. Более того, в разные времена и этапы развития психологии ученые выдвигали разные доминирующие теории.
К примеру, в советской психологии в начале двадцатого века личность воспринималась как набор определенных психологических функций. С 30-х годов двадцатого века личность трансформировалась в «опыт жизни и деятельности». В 50-е появилось понятие о личности в психологии: «темперамент и возраст», а с 60-х личность стала обозначаться как совокупность отношений человека, которая проявляется в разных направлениях его деятельности.
Типы характера
В предпринятых попытках изучения типов характера достигнуты некоторые успехи. Было даже сформировано учение о характере – характерология. Проблемы, изучающие этой наукой, стали изучение связи типов и внешнего облика человека для построения прогноза поведения и реакций в разных ситуациях.
Типология строится на наличии типических черт, являющихся общими, а, точнее, показательными для определенной группы людей. Поэтому типы характера – это выражение индивидуальности черт, общих для группы.
Общность идей, исходя из которых классифицируют типологию, сводится к следующим:
- формирование происходит довольно рано (в 6 лет уже первые зачатки) и на протяжении всей жизни ведет себя сравнительно устойчиво;
- комплекс личностных особенностей не случаен.
Выше упоминалась работа Кречмера о связи строения тела и типов характера. В таких случаях говорят, что у человека с определенным строением тела выделяются акцентуации черт.
«Акцентуацию» впервые ввел в научный оборот К. Леонгард. Концепция основывается на наличии основных и дополнительных черт, составляющих стержень в психике человека.
Итак, в стиле общения между людьми, Леонгард выстроил свои типы акцентуации:
- дистимный (пессимизм в настроении, немногословность, серьезность, обостренное чувство справедливости, индивидуальность, медленное мышление, пассивность);
- гипертимный (высокая контактность, яркая выраженность жестов, болтливость, энергичная жажда деятельности, присущ оптимизм и инициативность, склонность к авантюризму и волюнтаризму, лояльное отношение к обязанности, одиночество, частая раздражительность, трудная переносимость приемов жесткой дисциплины);
- циклоидный (смена настроения, в связи с этим частая смена манеры общения, из-за смены настроения и душевного подъема происходит чередование типов: повышенное настроение – гипертимный, при спаде – дистимный);
- возбудимый (занудство, хамство, провоцирование конфликтов и занятие в них активной роли, присущи спады и подъемы состояний, от которых и зависит поведение);
- застревающий (инициатор в конфликтах, склонен к нравоучениям, стремление к достижению высоких показателей в делах, честолюбие и ревность, предъявление непосильных требований к окружающим);
- педантичный (коммуникабельность, избегание конфликтов, аккуратист, надежная опора в делах, но и занудливость, брюзжание и формальное отношение ко всему);
- тревожный (неуверенность, очень низкая контактность, самокритичны и хорошие исполнители, из-за робости и некой беззащитности становятся «козлами отпущения»);
- эмотивный (предпочтение общения в узком кругу, обиды «не выставляют на показ», добры, с чувством долга, исполнительны);
- демонстративный (жажда власти и безоговорочное лидерство, интриган, артист, увлекает за собой других, присущ эгоизм и лицемерие, хвастун и тунеядец, изображение бурной деятельности);
- экзальтированный (влюбчивы, универсален в конфликтах, занимая разные стороны, привязанность к близким людям, в то же время «директор» паники, склонен к сиюминутным переменам в настроении);
- экстравертированный (типичный экстраверт);
- интровертированный (типичный интроверт).
Перечитывая типы, невольно примеряешь их к себе, ищешь себя в этих описаниях и кажется, что подходишь под все описанные типы акцентуаций. Поэтому и говорится о стержневой структуре личности в данном описании типов характера. Стоит упомянуть и другие классификации типов:
- акцентуации характеров подростков А.Е.Личко;
- типология характеров Э. Фромма;
- типология по теории Джона Холланда и другие.
Широкое распространение получили и ненаучные методы, такие как:
- различные виды гороскопов;
- физиогномика (учение о связи между внешним обликом и типом);
- хиромантия (предсказания и пророчества по кожным сгибам на ладонях).
Особенности становления характера в младшем школьном возрасте
Многие психологи, стоящие на позициях идеализма, объясняя формирование характера по наследственным признакам, при этом не отличая их от темперамента. Однако, наследственность – это одна из причин происхождения, поэтому свойства характера определяются общественными, а не биологическими закономерностями.
Люди не рождаются трусами или смельчаками, врунами или борцами за правду, лентяями или трудоголиками, люди таковыми становятся. Главную роль в становлении характера ребенка в младшем школьном возрасте играет общение со взрослыми, подражание им и их поступкам.
От 2-3 до 9-10 лет называют сензитивным периодом становление черт. В это время дети особенно активно общаются со взрослыми, открыты для воздействий, взрослые пользуются безграничным доверием, что создает условия для закрепления поведения. В разговоре с одним из психологов, было подчеркнуто: как только ребенок понял, что его обманули, он тут же научился обманывать, почувствовал доброту – понял о зле и т.д. Не зря мы в детстве изучали на уроках чтения замечательное стихотворение В. Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо». Вспомните: к кому пришел крошка сын и задал этот вопрос и какой вывод сделал в конце разговора?
Важным этапом становится школа. Не зря первую учительницу называют второй мамой. Каждый до конца жизни помнит ее имя и отчество. На этом примере можно понять впечатлительность первоклассника в этом возрасте. Более того, те приобретения в копилку формирования характера, которые ребенок получает дома, а потом закрепляет в школе, сохраняются в течение жизни. Если происходит наоборот, то происходит ломка характера с присущими в это время внутренними и внешними конфликтами. Не всегда такая перестройка приводит к положительному результату, поэтому возникает некий компромисс между тем, чему учили в домашних условиях, и тем, что требуют от ребенка в школе.
Обижали ли Вы людей в силу своего характера?
Никогда такого не было
20%
Было дело, но после, я чувствовал(-а) себя не хорошо
40%
К сожалению, такое происходит регулярно и мне тяжело это контролировать
40%
Да, в какой то степени это приносит мне удовлетворение, самоутверждение
0%
Проголосовало: 5
Роль конфликтных ситуаций в формировании характера
Наиболее глубокие, устойчивые изменения характера происходят после эмоциональных переживаний из-за конфликтов, происходящих в детстве. Яркий пример этому – переход ребенка из одной школы в другую. Смена группы общения, поиск компромисса между домом, где говорят «надо» и школой, где выступают с новыми требованиями. В таких ситуациях характер не только обнаруживается, но и формируется.
Исследования показывают, что среди опрошенных людей от 25 до 60 лет более 70% замечали изменения в своем характере еще в юношеском возрасте, при этом главным фактором был решающий поступок в критических обстоятельствах, не редко и в конфликтных ситуациях.
Именно какой выход из того или иного конфликта находил человек, зависело на какой поступок он решался: либо на тот, который отчуждал его от людей, либо тот, который сближал с коллективом. Не следует забывать о том, что поступок в таких ситуациях зависит от заложенного развития и воспитания, хотя, имея за спиной прекрасное воспитание и благоприятную среду, один и тот же человек может решиться на различные поступки. Из этого следует, что каждый сам формирует свой характер, исходя о решении того или иного поступка. Следовательно, формирование характера невозможно без самовоспитания.
Структура личности по А. Н. Леонтьеву
Советский психолог-педагог считал, что личность не ограничивается рамками отношений с миром.
А. Н. Леонтьев четко разделял понятия индивида и личности. Если первое означает совокупность биохимических процессов и состоит из систем органов и функций, то второе — не зависит от индивида, поскольку возникает в процессе жизнедеятельности, приобретения опыта, пребывании в социуме.
Здесь также существует иерархическая структура, которую представить в виде перевёрнутой пирамиды:
- Фундамент структуры — деятельность человека, определяющая его жизнь. Это отношения, поступки субъекта, которые, однако, не всегда способствуют развитию. Они носят и внешний характер, не оказывая существенного влияния на строение структуры.
- Второй уровень, характеризующий личность — это установление иерархии мотивов.
- Верхушка перевёрнутой пирамиды, одновременно являющаяся его основанием, поскольку на этом уровне происходит установление жизненной цели. Завершением структуры будет моновершинный либо поливершинный тип строения. Это зависит от того, сколько существует мотивов, и какие являются наиболее важными. От поставленной цели зависит вся жизнеспособность структуры.
Следовательно, главное качество данной структуры — это выстроенная иерархия мотивационных действий, поскольку именно от мотива зависит деятельность.
Также по Леонтьеву выделяются ещё 3 параметра:
- то, насколько широко человек взаимодействует с окружающим миром;
- то, насколько эти отношения иерархизированы;
- и то, какой в результате выглядит совместная структура этих отношений.
Важно! По А. Н. Леонтьеву личностная структура не зависит от структуры индивида.
В противовес теориям лучших советских умов и для обогащения представления о всемирном развитии психологии рассмотрим американскую идею устройства личности.
Рекомендации по совершенствованию характера
Первичные черты характера у ребенка, прежде всего деловые, можно развить в определенном возрасте при соблюдении некоторых условий.
- У ребенка, или у взрослого, который и будет в основном заниматься этой задачей (родитель, воспитатель, педагог) должно быть твердое желание выработать такие качества. Спешка и обещания «сделать из ребенка человека» – пустая трата времени.
- Необходимо выработать определенную последовательность настойчивых и продолжительных по времени действий, направленных на проявление и закрепление требуемых черт характера.
- Направить на нужный путь, а где необходимо – подсказать шаги для создания условий самовоспитания.
- Постоянно акцентировать и весомо подкреплять положительную динамику в достижении цели.
- Задействование механизмов санкций за проявление противоположных черт, как: безответность, лень, неряшливость.
Следует не забывать, что развитие одной из черт невозможно, не затрагивая другие, так как они с возрастом складываются в достаточно стабильную систему ценностей.
Прежде, чем качественно корректировать какую-то черту, важно выявить взаимосвязь с другими и действовать в комплексе со всеми зависимыми чертами характера.