Танцевально-двигательная терапия — эффективный способ лечения расстройств и заболеваний

Большинство направлений психотерапии работает с ментальными расстройствами, воздействуя на психику. Различные зависимости, нарушения сна или приёма пищи, шизофрения, поведенческие отклонения — их сфера деятельности. И лишь немногие способны оказывать терапевтический эффект не только на душу, но и на тело. Астении, вегетососудистая дистония, ожирение, заболевания опорно-двигательного аппарата и органов дыхания, дефекты речи и слуха — со всем этим набором может справиться профессионально организованная танцевально-двигательная терапия (ТДТ).

Что это такое

Танцевальная терапия — это направление психотерапии, основывающееся на творческом самовыражении через танец и движение, которые способствуют интеграции когнитивного, эмоционального, социального и физического аспектов жизни человека. Новый способ лечения души и тела, вызывающий у пациентов только положительные эмоции и позволяющий избавиться от многих проблем.

Ещё в первобытном обществе танцы имели социально-психологическую важность, выполняя сразу несколько функций:

  • ритуальную (устанавливал связь с высшими силами);
  • коммуникативную (передавал знания, способствовал общению между различными группами);
  • идентификационную (отражал принадлежность к определённому племени);
  • экспрессивную (позволял самовыражаться);
  • рекреационную (снимал эмоциональное и физическое напряжение).

В начале XX века многие направления психотерапии стали рассматривать танец как возможный дополнительный метод к основному курсу лечения различных расстройств и патологий:

  • психоанализ — как технику расширения сознания;
  • индивидуальная психология — как воспитание врождённого «социального чувства»;
  • аналитическая (комплексная) психология — как работу с бессознательным;
  • телесно-ориентированная психотерапия — как метод лечения неврозов через телесные контакты.

В отдельное направление танцевально-двигательная терапия оформилась только в 1946 году. Американская танцовщица Мэрион Чейз, заметив, как благотворно влияют уроки хореографии на студентов, предложила проводить подобные занятия в больнице. Работала с психотическими, немыми больными. Научила их взаимодействовать в группе, открыто выражать чувства, общаться. Успех был очевиден.

1966 — год рождения Американской ассоциации танцевальной психотерапии.

На сегодняшний день ТДТ является самостоятельным, полноценным направлением со своим набором методов и техник, позволяющих добиться результатов в лечении пациентов. Применяется не только для взрослых, попавших в трудную жизненную ситуацию и находящихся в состоянии стресса или депрессии. Имеются программы для беременных, детей, подростков, пожилых. Есть семейные формы работы. Назначается как вспомогательный инструмент при различных заболеваниях и расстройствах.

Методы танцевальной терапии

Существует несколько методов и техник для работы с телом:

  • Внимание к телесным ощущениям;
  • Эмоциональное двигательное выражение;
  • Анализ;
  • Повторное проживание.

Организовываются разные группы танцевальной терапии. Клиническая является основной. Она может длиться несколько лет, но эффект будет гарантирован. Клиническая терапия хорошо помогает таким пациентам, у которых замечены нарушения в речи, в общении с другими людьми.

Существует более трудный вид, который применяют к людям с психологическим проблемами. В основе метода лежит аналитическая психология. Танцетерапия проводится как индивидуально, так и в группе, где присутствуют другие пациенты. Данный вид помогает решить какие-либо конкретные психологические проблемы человека.

Еще один метод танцевальной терапии создан для тех людей, которые не имеют проблем, но в их жизни их что-то не устраивает. Это им помогает обрести свое скрытое «я», по новому самовыражаться и взаимодействовать с другими людьми.

Лечение начинается с легких упражнений, благодаря которым тело настраивается на работу. Упражнения и задания выстроены так, чтобы человек смог узнать себя и свое тело.
Танцевальный терапевт также является участником события, полностью вовлекается в процесс вместе со своими пациентами. Он создает направление, дает задания и отслеживает изменения, которые приносят его методы каждому пациенту.

Суть

Основная цель танцевально-двигательной терапии — раскрыть не только творческий потенциал человека, но и внутренние помыслы, побуждения, страхи. Избавляет от скованности, комплексов, фобий, неуверенности в себе, низкой самооценки и множества других, более серьёзных расстройств. Для реализации всех этих планов на разных этапах работы с пациентом последовательно выполняется ряд задач:

  • осознать способности и возможности собственного тела;
  • совершенствовать социальные навыки;
  • почувствовать, выразить языком танца собственное «я»;
  • научиться устанавливать связь между движениями, чувствами и мыслями.

Есть несколько базовых принципов, на которые опирается танцевально-двигательная психотерапия.

Принцип взаимосвязи

Нельзя вылечить тело, если болеет душа, — и наоборот. ТДТ направлена на их одновременное выздоровление.

Принцип социализации

С помощью танца можно наладить общение: с собой, окружающим миром и другими людьми.

Принцип целостности

ТДТ работает сразу со всеми компонентами знаменитой в психотерапии триады «мысли-чувства-поведение».

Принцип развития

Тело — живой, постоянно меняющийся и совершенствующийся организм, а не статичный предмет.

Принцип творчества и самореализации

Внутренние ресурсы человека должны использоваться как мотиватор и источник жизненной силы.

На занятиях пациенты раскрепощаются. Привлекая невербальные способы самовыражения, извлекают из подсознания проблемы, о которых иногда не могут сообщить в силу каких-либо обстоятельств, а порой и сами не догадываются об их существовании. Психотерапевтам это помогает правильно поставить диагноз и подобрать оптимальные методы лечения.

Танцевально-двигательная терапия

Постановка проблемы.

Ранняя диагностика имеет важное значение, поскольку прогноз аномалии развития в значительной степени зависит от времени начала психолого-педагогической коррекции и лечения.

Одним из способов помощи детям является танцевально-двигательная терапия (ТДТ): она помогает детям обогатить знания об окружающем мире, привить любовь к музыке, научить слушать и понимать ее. Занятия проводят с целью научить выражать свои чувства, идентифицировать себя как личность и наладить межличностные отношения. Танцы помогают наладить координацию движений [1-7].

Изложение основного материала.

Возникла танцевально-двигательная терапия в 40-х годах XX века благодаря новаторским усилиям Мэриан Чейс, которая работала в больнице Св.Елизаветы в Вашингтоне и через танец начала налаживать контакт с пациентами. До этого общение с ними было невозможно [2].

Работники психиатрических учреждений начали признавать, что занятия с танцетерапии, которые проводились в их учреждениях, имели некоторое влияние на пациентов. Частные пациенты рассказывали о пользе и прозрении, которое им давали эти терапевтические занятия, которые удовлетворяли определенную потребность.

На сегодня танцевальная терапия используется в целом мире в разнообразных условиях для помощи молодым и старым, больным и здоровым. Применяется в государственных и частных психиатрических больницах, и клиниках для душевнобольных, лечебных центрах, учреждениях и школах для людей с физическими или эмоциональными расстройствами, а также в частной практике [4].

Танцевальная терапия не ограничивается изучением определенных движений. Ее занятия значительно отличаются от занятий с определенного вида танцев. Ведь в этом случае терапевт не представляет специального танцевального материала, который надо изучить. Он сосредоточивает свое внимание на двигательном репертуаре, который имеет ребенок. Это становится основой, на которую он опирается в своей работе.

Танцевальный терапевт помогает ребенку расширить двигательный диапазон, работает с ним как с личностью, которая выражает себя в движениях, поведении. Терапевт, имитируя движения ребенка, пытается их отразить и войти в его эмоциональное состояние для того, чтобы понять его поглубже, наладить отношения. Отражая движения ребенка, терапевт предлагает ему расширить свои движения, попробовать двигаться другим способом, не таким привычным. Это дает возможность через движение достичь определенных личных изменений [3].

Занятия по танцевальной терапии позволяет детям «увидеть» друг друга. А также дает возможность почувствовать различные поверхности этого мира, научиться общаться на разных уровнях, найти контакт с природой.

Такие занятия позволяют также пережить определенный опыт, который строит их личность. Они развивают креативность, добавляют уверенности в жизни, улучшают самочувствие и настроение.

Танцевальный терапевт работает над предоставлением возможности всем почувствовать себя важным участником определенной деятельности, проявить свои способности и почувствовать радость присутствия каждого. В своих движениях ребенок проявляет свои желания, возможности, мечты. Танцевальный терапевт работает с воображением ребенка.

Танцуя, ребенок может попасть в воображаемый сказочный мир какой-то заданный образ леса, моря, песка в пустыне и многое другое, которые для него будут ресурсными и терапевтическими.

Наряду с этим иногда на таких занятиях используется общий рисунок руками или даже ногами (танцуя, рисовать красками), что очень любят дети.

Танцевально-двигательная терапия дает возможность ребенку проявить пусть наименьшее, но собственное движение, которое приносит радость жизни.

Нужно понимать цели и задачи танцевальной арт-терапии, а именно [6]:

1. Укрепление общего состояния физического здоровья при занятиях танцем с детьми:

— способствовать созданию оптимальных условий для роста и развития опорно-двигательного аппарата ребенка;

— формировать правильную осанку;

— способствовать профилактике плоскостопия;

— содействовать развитию и функциональному совершенствованию органов дыхания, кровообращения, сердечно-сосудистой и нервной системы организма;

2. Совершенствование психомоторных способностей детей разного возраста:

— развивать мышечную силу, гибкость, выносливость, чувство собственного тела, скоростно-силовые и координационные способности;

— способствовать развитию чувства ритма, музыкального слуха, памяти, внимания, умения согласовывать движения с музыкой;

— формировать навыки выразительности, пластичности, грациозности и изящества танцевальных движений;

— развивать мелкую моторику;

3. Развитие предпосылок творческих способностей:

— развивать мышление, воображение, находчивость и познавательную активность, расширять кругозор;

— формировать навыки самостоятельного выражения движений под музыку;

— воспитывать умение эмоционального выражения и творчества в движениях;

— развивать лидерство, инициативу, чувство товарищества, взаимопомощи и трудолюбия.

В течение последних десятилетий танцевальная терапия как проявление лечение искусством в значительной степени начала приобретать черты профессиональной, что проявляется в формировании специализированных программ, в попытках четкого определения этих методологических подходов.

Терапевты, занимающиеся лечением искусством, пытаются преодолеть границы традиционного курса лечения. Бесспорно, использование художественного творчества для выражения чувств и мыслей может оказывать существенную помощь в выработке адекватного поведения и повышения самооценки личности, также нужно понимать тот факт, что искусство имеет и образовательную ценность при развитии творческих взглядов, умений, навыков. Именно средствами искусства, в том числе танца, нужно реализовывать оздоровительные и лечебные программы и методики.

Танцевальная арт-терапия — отличный метод лечения, а особенно через педагогические приемы танца. Это оригинальные принципы и основы прогрессивного художественного, коррекционного содействия в лечебно-реабилитационной, педагогической и социальной работе, которая осуществляется посредством хореографического творчества, дает возможность экспериментировать с движением, положением тела, танцевальной позой, чувствам, исследовать и выражать их на символическом уровне. Танцевальная терапия помогает детям благодаря изобразительно-выразительным средствам хореографического искусства раскрыть свои эмоции, побороть страхи, снять напряжение, тревожность, создать собственные исцеляющие символы.

Танцевально-физические нагрузки при выполнении тренажа танца способствуют исправлению нарушений развития и физических отклонений тела, коррекции осанки, координации движений вообще и отдельными его частями. Эти занятия подходят для всех возрастных категорий и не имеют побочных действий. К тому же от таких лечебных занятий такой ребенок получает настоящее удовольствие.

Вывод.

В заключении нужно сказать, что после танцев настроение детей заметно улучшается, дети с нетерпением ждут встречи с педагогом-хореографом. Удивительно положительным оказывается опыт использования элементов танца фламенко, который способствует соединению со своими жизненными силами, выражению обиды, гнева, торжеству жизни над смертью. Элементы джазового танца способствуют развитию координации частей тела и их осознанию, а движения рук восточного танца помогают восстановить моторику пальцев. Использование принципов хороводных танцев способствует развитию позитивных коммуникаций и чувству поддерживающей общности среди детей с таким же диагнозом [5].

Все это позволяет утверждать, что танцевально-двигательная терапия имеет огромное значение в психологическом сопровождении детей с ОВЗ.

Список использованной литературы:

Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании: Учебник для вузов / Е. А. Медведева, И. Ю. Левченко, Л. Н. Комиссарова, Т. А. Добровольская. — М.: Академия, 2001. — 248 с.

Бабич И. А. Уроки музыки в начальной школе для детей с расстройствами аутистического спектра: из практического опыта работы учителя музыки / Бабич И. А. // Аутизм и нарушения развития. — 2010. — № 2. — С. 42-56.

Василюк Ф. Е. От психологической практики к психотехнической теории // Московский психотерапевтический журнал. — 2012. — № 2. — С. 2-6

Евтушенко Г.Н., Елова Е. А. Роль арт-педагогики и арт-терапии в гармоничном развитии ребенка с проблемами // Педагогическое образование в России. — 2007. — № 3. — С. 122-131

Козлов В. В. Интегративная танцевально-двигательная терапия / В. В. Козлов, А. Е. Гиршон, Н. И. Веремеенко. — СПб.: Питер, 2006. — 234 с.

Практическая арт-терапия: Лечение, реабилитация, тренинг / под ред. А. Копытина. — М.: Когито-Центр, 2008. — 288 с.

Чайклин Ш., Шмайс К. Подход Чейс в танцевальной терапии // Журнал практической психологии и психоанализа. — 2005. — № 1. — С. 7-9

Показания и противопоказания

Показания:

  • астенический синдром;
  • вегетососудистая дистония;
  • нарушенный метаболизм;
  • лишний вес, ожирение, психогенное переедание;
  • заболевания опорно-двигательной и дыхательной систем на начальном этапе;
  • апатия, неврозы, повышенная конфликтность, негативизм;
  • эмоциональные, поведенческие расстройства;
  • фобии, комплексы, низкая самооценка;
  • стрессы, депрессия;
  • наличие мышечного панциря;
  • аутизм;
  • ОВЗ, ЗПР, нарушения слуха и речи у детей.

Особенно часто применяется при неврозах и депрессивных состояниях, так как способствует общему психологическому благополучию личности, повышает самопринятие, автономию, снимает напряжение, проясняет жизненные ценности, настраивает на позитивное изменение межличностных отношений.

Противопоказания:

  • нарушения мозгового кровообращения;
  • продуктивные психопатологические симптомы: бред, галлюцинации, кататонические расстройства;
  • склонность к суициду;
  • грубые поведенческие нарушения;
  • заболевания, сопровождающиеся приобретёнными деменциями: Альцгеймера, Галлервордена-Шпатца, Паркинсона, Пика, аноксия, хорея Хантингтона, спиноцеребеллярная атаксия;
  • стенокардия, кардиосклероз, гипертония;
  • одышка, бронхиальная астма;
  • серьёзные заболевания и травмы позвоночника.

Виды

Клиническая ТДТ

Используется не только для устранения психических проблем, но и лечения физиологических заболеваний. Выступает вспомогательным методом терапии. Чаще всего назначается для детей с нарушением слуха или речи, с ОВЗ и ЗПР, для взрослых — при диагностировании астено-невротического состояния, вегетососудистой дистонии, болезней опорно-двигательного аппарата и органов дыхания.

Психотерапевтическая ТДТ

Решает конкретные проблемы, устраняя неврозы, повышенную конфликтность, негативизм, стрессовые состояния, навязчивые мысли, фобии и зависимости. Предполагает разнообразные формы работы: групповую, индивидуальную, семейную. Часто использует методы психоанализа. Требует достаточно длительного периода для достижения устойчивого результата.

Психологическая ТДТ

На эти занятия могут ходить абсолютно все, кто хочет раскрепоститься, выплеснуть негативную энергию, усовершенствовать свои социальные навыки. При этом не обязательно страдать от каких-то конкретных проблем. Проводится обычно в группах. Используется педагогами-психологами как метод психокоррекции незначительных личностных и поведенческих отклонений у детей и подростков.

Каждый из видов может использовать техники и методы, заимствованные из других течений и направлений:

  • психоанализ;
  • психодрама;
  • экзистенциально-гуманистическая психотерапия;
  • трансперсональная терапия.

Внутри танцевально-двигательной терапии тоже выделяются свои течения:

  • интегративное (А. Гиршон);
  • «5 ритмов» — сочетание с медитативными техниками (Г. Рот);
  • контактная импровизация (С. Пэкстон).

Чаще всего она используется в тесном сотрудничестве с другими направлениями психологии и психотерапии.

Особенности танцетерапии для детей

Танцы являются одним из самых приятных способов терапии для детей. Танцевальные занятия есть в каждом детском саду. Здоровые дети просто прыгают под музыку в виде игры, а для детей с ограниченными возможностями здоровья создаются танцевальные программы с лечебной направленностью. Врачи создали комплексы танцевальной терапии для детей с нарушениями зрения, слуха и опорно-двигательного аппарата.

Улучшенное физическое здоровье. Танцы — это активные физические действия, и дети, которые регулярно участвуют в уроках танцев, значительно улучшают свое физическое здоровье. Согласно Pro Dance Center, регулярная практика танца может увеличить гибкость вашего ребенка, диапазон движения, физическую силу и выносливость. Повторяющиеся движения, связанные с танцем, могут улучшить мышечный тонус, исправить плохую осанку, увеличить баланс и координацию и улучшить общее здоровье.

Танцы — это аэробная форма упражнений. Это может потенциально помочь детям с избыточным весом похудеть и улучшить свои привычки в еде.

Преимущества социализации. Помимо физической активности, танцы также являются социальной деятельностью. Согласно «FamilyTalk Magazine», уроки танцев могут помочь детям улучшить свои социальные и коммуникативные навыки: научиться работать в команде, развивать чувство доверия и сотрудничества и заводить новых друзей.

Если ваш ребенок застенчив, занятие танцами может побудить его общаться с другим детьми своего возраста и помочь уменьшить беспокойство по поводу новых людей или мест. Танец также может помочь облегчить страхи, связанные с выступлением перед аудиторией.

Этапы лечения

1. Осознание

Главная задача — пациент через танец должен осознать, кто он на самом деле, чего хочет, свои желания и ценности, чувства, потребности, страхи. Параллельно такая же работа ведётся с телом: отслеживание дыхания, оттачивание движений, контроль пульса и давления.

2. Выражение

После осознания пациент учится выражать в танце свои эмоции, чувства и желания. Он может изложить с помощью тела то, что не способен высказать словами. Это избавляет от психологической и мышечной зажатости.

3. Аутентизм

С помощью спонтанных импровизаций психотерапевт способен проникнуть в самые глубинные и потаённые уголки подсознания пациента. Иногда данный этап сравнивают по эффективности с гипнозом.

Методы, техники, приёмы

Вид танцевально-двигательной терапии определяет набор методик, с помощью которых специалист будет помогать пациенту избавиться от проблем. Наиболее распространённые и эффективные техники:

  • эмоциональное отреагирование;
  • ролевые игры;
  • музыкальное движение — метод воспитания, способствующий личностному развитию, рассчитан на здоровых людей, но успешно используется в работе с проблемными детьми;
  • свободный танец;
  • дыхательные гимнастики;
  • кинестетическая эмпатия;
  • парная импровизация;
  • структурированный танец;
  • совместный подбор музыки.

Успешность лечения определяют именно правильно подобранные методы. Поэтому здесь так важен профессиональный подход к решению проблемы. Если нужно избавиться только от негативной энергии — можно просто включить музыку дома и, не стесняясь, выплеснуть из себя всё плохое. Это тоже будет вписываться в рамки данного направления. С более серьёзными расстройствами должны работать подготовленные специалисты.

Хотите позаниматься с профессионалом? Тогда вам — в Центр интегрального танца «Живи танцуя». Основатель — Александр Гиршон. Кандидат психологических наук, хореограф, профессиональный танцевально-двигательный терапевт. Ведущий и автор многочисленных тренингов и мастер-классов. Написал немало работ по вопросам психологии и духовных практик: «Истории, рассказанные телом», «Маленькая книга о Тени», «Интегративная танцевально-двигательная терапия».

Показания к применению

Люди с психологическими проблемами, а также здоровые люди, которые хотят обрести внутренний баланс, находят пользу в танцевальной терапии. Проблемы, которые способна решить такая терапия:

  1. Обеспечивает негативным эмоциям и агрессии безопасный выход;
  2. Помогает проанализировать и избавиться от плохих мыслей и чувств;
  3. Меняет отношение к своему телу на более осознанное;
  4. Помогает избавиться от проблем в общении с посторонними людьми, благодаря коммуникативному опыту, полученному в группе;
  5. Повышает самооценку и развивает творческие способности.

Для тех, кто часто пребывает в плохом настроении, либо испытывает стресс, танцевальная терапия необходима. Также терапия помогает решить такие психологические проблемы, как ревность, неудовлетворение семейными отношениями, страхи, фобии, чувство одиночества, повышенное беспокойство.

С какими проблемами можно заниматься танцевальной терапией?

Танцевальные терапевты работают с людьми в терапии, чтобы помочь им улучшить психологическое и физическое состояние. ТДТ — это универсальная форма терапии, основанная на идее, что движение и эмоция взаимосвязаны. Творческое выражение танцевальной терапии может укрепить коммуникативные навыки и вдохновить на динамичные отношения. Она обычно используется для лечения физических, психологических, когнитивных и социальных проблем.

Физические проблемы:

  • Хроническая боль
  • Детское ожирение
  • Рак
  • Артрит
  • Повышенное кровяное давление
  • Сердечно-сосудистые заболевания

Вопросы психического здоровья:

  • Тревожность
  • Депрессия
  • Неупорядоченная еда
  • Низкая самооценка
  • Пост травматический стресс

Когнитивные проблемы:

  • Слабоумие
  • Проблемы связи, коммуникабельность

Социальные вопросы:

  • Аутизм
  • Агрессия / насилие
  • Сложное социальное взаимодействие
  • Семейный конфликт

Насколько эффективна танцевальная терапия?

Исследования показали, что танцевальная терапия может быть эффективной при лечении вопросов психического здоровья, таких как неупорядоченное питание, депрессия и беспокойство. Некоторые недавние примеры включают:

  • Исследование, проведенное журналом The Arts in Psychotherapy (2007), показало, что танцевальная терапия оказала положительное влияние на участников, испытывающих симптомы депрессии.
  • Исследование, проведенное Американским журналом танцевальной терапии (2004), в котором участвовало 54 студента в программе профилактики насилия в отношении танцевальной терапии, показало, что агрессия среди участников уменьшилась, а социальное поведение увеличилось.
  • Исследование от Alzheimer’s Care Today (2009) предполагает, что ТДТ может непосредственно улучшать воспоминание памяти у людей с деменцией.
  • В обзоре литературы из American Journal of Dance Therapy указано, что ТДТ может быть хорошим вариантом лечения для детей в спектре аутизма.
  • Благодаря своим социальным и физическим компонентам, танцевальная двигательная терапия также рассматривается как вариант лечения детского ожирения.

Рекомендуем почитать интересную статью: Округляя результат: увлекательная мандалотерапия Мандалотерапия считается безопасным и экологичным методом психокоррекции и психотерапии. В процессе творчества личность обретает целостность и укрепляет собственное «я»

Ключевые принципы ТДТ

  1. Тело и ум взаимосвязаны, так что изменение одного воздействует на другого.
  2. Движение может выражать аспекты личности.
  3. Часть терапевтических отношений передается через невербальные средства.
  4. Движения могут быть символическими и представлять собой бессознательный процесс.
  5. Импровизация движения, экспериментирование могут привести к новым ощущениям и восприятию окружающей действительности.

Как проводятся тренинги, сеансы, занятия

Помимо специфических принципов, для проведения сеансов используются также общепринятые, базовые:

  • добровольное участие;
  • принцип «здесь и теперь» (важно лишь то, какие переживания пациент испытывает в данный момент);
  • конфиденциальность;
  • открытое выражение эмоций и чувств (доверительные отношения не только между пациентом и психотерапевтом, но и между участниками группы);
  • ответственность (в точности выполнять все задания);
  • активность.

Чаще всего танцевально-двигательная терапия использует групповую форму занятий. Обычно они выстраиваются по определённой схеме.

Разогрев

Время: 3 минуты.

Цель: подготовить тело к работе, снять мышечные зажимы.

Упражнение — «Танец по частям». Участники становятся в круг. Включается ритмичная музыка. Специалист называет части тела, которые нужно задействовать: голову, руки, плечи, бёдра, живот, корпус. Далее идёт обсуждение, кому что далось легко, а что — трудно. Там, где возникли сложности, скорее всего, имеется мышечный панцирь.

Танцевально-двигательная экспрессия

Время: 30-45 минут.

Цели:

  • осознание собственного тела;
  • развитие его возможностей и способностей;
  • выражение чувств и эмоций;
  • оттачивание социальных навыков при работе в группе.

«Веду за собой»

Участники становятся в колонну. Включается музыка. Тот, кто стоит во главе, начинает двигаться, показывая различные па. Остальные повторяют его движения. Через 30 секунд, по хлопку специалиста, ведущий уходит в конец колонны. Тот, кто оказался первым, берёт на себя его обязанности. Каждый должен отыграть обе роли. Во время обсуждения все высказываются, в какой позиции (ведомого ил ведущего) они чувствовали себя более комфортно.

«Фауна»

Каждый участник выбирает любое животное или птицу и начинает под музыку изображать его, не сообщая другим, кого именно копирует. Перед выполнением упражнения специалист ставит три задачи:

  1. Постараться, чтобы животного узнали другие, то есть изображать максимально реалистично.
  2. Узнать как можно больше других зверей и птиц.
  3. Вступать в контакт с другими во время танца.

Во время выполнения упражнения танцевальный психотерапевт делает наблюдения и записывает результаты. Почему участник выбрал именно этого животного? В психологическом плане разница между волком и кроликом, например, существенна. Насколько тесно он взаимодействует с другими? Сразу можно выделить социально активных и изгоев. Как именно проходят эти контакты? Кто-то выражает танцем агрессию, кто-то — дружелюбие и мягкость.

«Отзеркаливание»

Участники произвольно делятся на пары, становятся друг напротив друга. Один — показывает движения, второй — выполняет, отзеркаливая их. Главное — не касаться партнёра и смотреть глаза в глаза. Через минуту роли меняются. В течение нескольких минут можно создавать новые тандемы. В итоге обсуждается, что понравилось, а что нет.

«Танцевальный хоровод»

Участники берутся за руки и становятся в круг. Включается достаточно ритмичная музыка, под которую нужно спонтанно двигаться, выражая собственное «я», привнося в коллективный танец что-то индивидуальное. Единственное правило — не размыкать рук. Здесь специалисту важно увидеть навыки социализации. Кто-то слишком увлечён только собой, не обращая внимания на то, что доставляет неудобство окружающим (это свидетельствует о наличии расстройств). Другие стесняются. Третьи механически копируют движения соседа.

Заминка

Время: 5 минут.

Цели:

  • восстановить дыхание;
  • снять напряжение и эмоциональное возбуждение;
  • закрепить результаты.

Медитация. Включается медленная, спокойная музыка. На экране проектора — иллюстрация красивого восхода солнца. Участники произвольно рассаживаются (лучше прямо на пол), принимая удобную позу. Танцевально-двигательный терапевт произносит аффирмации о том, как хорошо и спокойно у всех на душе. Может быть использована аудиозапись. При этом пациенты могут двигаться в такт мелодии, закрыть глаза, даже лечь — никаких запретов нет.

Анализ

На этом основная часть сеанса закончена. Но не для психотерапевта, который анализирует поведение каждого участника во время занятия со следующих позиций:

  • как он использует пространство и время;
  • в каком ритме он чувствует себя более комфортно;
  • как взаимодействует с остальными участниками;
  • смог ли выразить себя, выполняя упражнения;
  • чего больше в движениях — хаоса, спонтанности или подчинения каким-то правилам;
  • насколько точны и целенаправленны движения;
  • какие части тела выпадают из танца (скорее всего, они являются заложниками мышечного панциря) и т. д.

После всестороннего анализа поведения каждого участника психотерапевт может переформировать группы и назначить индивидуальные сеансы.

Особые случаи

Для детей дошкольного возраста

Танцевально-двигательная терапия часто используется для коррекции эмоциональных и поведенческих расстройств у детей до­школьного возраста. Основные задачи:

  • устранение эмоционального дискомфорта;
  • повышение активности и самостоятельности;
  • реализация творческой составляющей;
  • ликвидация вторичных личностных реакций: агрессивности, гипервозбудимости, мнительности, тревожности;
  • коррекция уровня самосознания и самооценки;
  • формирование чувства ритма;
  • совершенствование навыков социализации.

Эффективность терапии в работе с проблемными детьми дошкольного возраста обусловлена её способностями:

  • выявлять ритмические рефлексы;
  • приспосабливать организм к слуховым раздражителям;
  • нормализовать деятельность ЦНС (гипервозбуждённые успокаиваются, замедленные становятся более активными);
  • помогать в устранении дефектов речи через связь двигательных и речевых анализаторов;
  • развивать произвольную лицевую моторику.

Рекомендуемые упражнения: «Джаз тела» (есть индивидуальный и парный варианты), «Танец-вибрация», «Огонь-лёд», «Росток», «Насос и надувная кукла», «Улыбающееся солнышко», «Джангл».

Для детей с нарушениями речи

Тесная связь двигательных и речевых анализаторов позволяет использовать танцевальную терапию как вспомогательный метод в работе логопедов. Цели:

  • овладеть «языком движений»;
  • научиться выражать с помощью танца эмоции;
  • развить перцептивные и мнемические возможности;
  • снять мышечное напряжение;
  • расширить навыки в коммуникативной сфере.

Рекомендуемые упражнения: «Ри, «Скользящее движение», «Ритмический диктант», «Канон», «Театральная азбука».

При нарушениях слуха

Исследования показали положительное влияние танцевально-двигательной терапии на слуховой анализатор. У детей с нарушениями слуха обычно затруднена вербальная сторона общения. Танец минимизирует дискомфорт, снимает психологические барьеры, устраняет чувство скованности и неловкости. Через движение активируются ресурсные возможности организма: помимо работы с психикой, идёт развитие органов слуха при постоянном контакте с музыкальным материалом.

Как показала практика, за 12 занятий длительностью по 1 часу дети с нарушениями слуха смогли избавиться не только от зажатости и комплексов, но и совершенствовали свои физические возможности — стали лучше слышать.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]