Подросток в депрессии: советы психолога, как избежать беды

Расстройствам психики подвержены не только взрослые, но и дети. По информации Национального института психического здоровья (США) у 5% подростков от 13 до 18 лет диагностирована тяжелая форма депрессии. Часто она сопряжена с попытками суицида. Сегодня самоубийство — третья по значимости причина смерти молодых людей.

Распространенность детских и подростковых депрессий увеличивается с каждым годом. Этому способствует ряд факторов, о которых мы расскажем ниже. Также в нашей статье вы найдете информацию о том, как распознать депрессию у ребенка и что делать.

Причины депрессии

«Почему это случилось с моим ребенком?!», — первый вопрос, который задают себе встревоженные родители. Помочь им разобраться в причинах депрессии может психотерапевт. Специалист погрузится в прошлое и настоящее, определит текущее состояние ребенка, поможет понять, что привело к этому.

Самыми частыми причинами детских депрессий считаются:

  • проблемы в семье (развод, смерть одного из родителей, переезд и другие значимые события с негативным окрасом);
  • травля, запугивание — онлайн, дома, в школе, в кругу друзей и пр.
  • насилие — физическое, эмоциональное, сексуальное;
  • наследственность — депрессии или другие проблемы психического здоровья у ближайших родственников.

Бывает и так, что негативные факторы накладываются один на другой. И если по отдельности ребенок их бы пережил, то вместе они создают концентрированное влияние на психику.

Школа как причина

После семи лет главной причиной детских депрессий становится школа. Самые типичные проблемы – это тяжелое привыкание к первому и пятому классу, проблемы в отношениях с одноклассниками, школьная травля и непрофессиональное поведение учителя.

Иовчук и Северный в статье «К проблеме дидактогенных расстройств у школьников», вышедшей в 2007 году, пишут: «В последние 10 лет среди наблюдаемых нами детей отмечается неуклонный рост тяжелых и затяжных депрессивных состояний, определенно связанных со школьным обучением, а именно с неадекватностью воспитательных мер, несправедливым отношением учителя, в том числе занижением оценок, применением «невротизирующих» тестов (прежде всего теста на скорость чтения), психологическим и физическим насилием».

Учитель может и не унижать ученика лично: ребенок наблюдает за тем, как учитель общается с классом и боится публичного унижения. Ребенок начинает болеть, жаловаться на живот, на тошноту, его рвет перед школой, он отказывается туда идти под всеми возможными предлогами… Обостряются страхи, появляются когнитивные нарушения (дети с трудом концентрируются, им тяжело думать, они жалуются на собственную тупость), учеба становится невозможной…

Тяжелее всего – реакция родителей на детские проблемы. Родители требуют от ребенка хорошей учебы. Родители занимаются с ним дополнительно, усиливают контроль, лишают ребенка удовольствий – и все это усиливает депрессию.

На одном родительском интернет-ресурсе одна мама жаловалась: «Я уже лишила его компьютера, телевизора и прогулок, Новый год отменили, подарка на день рожденья тоже не заслужил. Стал сидеть “ВКонтакте” с телефона, телефон тоже забрала. Теперь целыми днями лежит на диване и все равно ничего не делает. Как мне еще его наказать?»

Иногда родители прибегают к физическим наказаниям; последствия для депрессивного ребенка могут быть самыми отчаянными.

Иовчук и Северный пишут: «В коррекционной работе чрезвычайно важно участие родителей, которые, как правило, не понимают характера и глубины психических нарушений ребенка, поначалу отказываются принять психиатрическую, особенно психофармакологическую терапию, склонны обвинять ребенка в “симуляции”, лени, хулиганстве и т.п.

При неправильном поведении родителей депрессия принимает еще более затяжной характер и приводит к глубокой школьной дизадаптации (незаконченная школа, необходимость перевода в экстернат, школу индивидуального обучения для детей с ослабленным здоровьем и детей-инвалидов). Тем не менее, при настойчивой психотерапевтической работе с родителями чаще всего удается вовлечь их в психокоррекционный процесс в интересах больного ребенка. Чего, к сожалению, почти никогда нельзя сказать о педагогах».

Депрессия у малышей

Заболеть депрессией может не только подросток, но и ребенок гораздо младшего возраста. В научной статье М. Г. Киселевой «Депрессия у детей младенческого и раннего возраста» приведены убедительные доказательства того, что данное психическое расстройство может быть и у годовалого малыша, и у дошкольника.

В статье также описан подтвержденный исследованиями факт: ребенок 1-5 лет крайне зависим от психического состояния матери. И именно это становится причиной депрессии.

В 1990-м году был проведен эксперимент: мамам предложили сохранять «каменное лицо» (нейтральную мимику) во время общения с ребенком. Те дети, матери которых пережили депрессию, проявили гораздо меньше недовольства «каменным лицом», чем дети из контрольной группы. Это значит, что во время депрессии матери ребенок привыкает к ее низкой вовлеченности, пассивности.

Не понимая, что происходит, ребенок безошибочно считывает эмоциональное состояние матери. И таким образом попадает в зону риска развития депрессии уже у него самого.

Нормальное или депрессивное состояние

Ваш ребенок какое-то время может чувствовать грусть, быть подавленным, плакать. Это естественный и крайне необходимый нашей психике способ дать выход эмоциям.

Не стоит сразу же бежать к психоаналитику, если ребенок поругался с друзьями или целый день пролежал в кровати. Наблюдайте!

Беспокоиться нужно тогда, когда симптомы депрессии проявляются всё чаще. А в нормальном расположении духа ребенок пребывает всё реже. Грань между нормой и не нормой очень тонкая.

Депрессивная триада

В психотерапии существует симптомокомплекс под названием депрессивная триада — три основных проявления депрессии:

  1. Плохое настроение.
  2. Ухудшение качества и скорости мышления.
  3. Отсутствие двигательной активности (заторможенность, апатия).

Эти три симптома являются индикаторами состояния ребенка. Наблюдаете перегибы по одному или нескольким из них — обращайтесь к специалистам.

Специфические симптомы депрессии у детей

Иногда депрессию распознать крайне трудно: она хорошо маскируется под возрастные особенности поведения. Гормональная перестройка в подростковом периоде может вызвать вспыльчивость, агрессию, апатию.

Поэтому стоит обратить внимание не на один-два симптома, которые появились у ребенка в переходном периоде, а проследить совокупность и глубину проявлений:

  1. Повышенная раздражительность.
  2. Социальная изоляция.
  3. Болезненное восприятие любых перемен.
  4. Уменьшение или увеличение аппетита.
  5. Бессонница или, наоборот, постоянное желание спать.
  6. Вспышки гнева, эмоциональность.
  7. Сниженная концентрация внимания.
  8. Соматические проявления: боли в голове, животе.
  9. Сниженная работоспособность.
  10. Пассивность, утрата интереса к привычным занятиям.
  11. Болезненное чувство вины.
  12. Ухудшение мыслительных функций, плохая учеба.
  13. Навязчивые мысли о смерти, разговоры о самоубийстве.

Депрессия может себя не проявлять вовсе. Ребенок ведет себя как обычно, но потом резко начинает употреблять алкоголь, наркотики (как правило это симптомы депрессии у подростка). Родители ищут причины, но часто не там. Депрессия — одна из самых частых причин появления вредных привычек.

Что потом?

Депрессивный эпизод у ребенка без лечения в среднем длится 9 месяцев. Это продолжительность целого учебного года. Дети обычно резко отстают от сверстников в учебе и выпадают из социальной жизни. Фактически – они теряют целый год жизни.

Депрессия часто возвращается. Исследование, опубликованное в The Journal of the American Medical Association, показывает, что взрослые, пережившие депрессию в подростковом возрасте, меньше зарабатывают по сравнению со здоровыми сверстниками, реже получают высшее образование, чаще оказываются безработными, испытывают больше проблем на работе, в социальной и семейной жизни. Депрессией они страдают вдвое чаще, чем взрослые, у которых раньше не было таких проблем. 7% из них совершают самоубийство, 34% пытаются это сделать (0% – среди тех, кто в юности не страдал депрессией).

Фото с сайта vitamindcouncil.org

Мимикрия депрессии

В состоянии депрессии ребенку тяжело учиться, выполнять привычные дела. Он не хочет общаться с друзьями. Любое действие выполняет с трудом. Однако опасность такого состояния в том, что это может быть вовсе и не депрессия, а тревожное или какое-либо другое расстройство, СДВГ либо другие заболевания.

Стоит проверить организм, ведь то, что выглядит как депрессия, может быть:

  • нарушением функции щитовидной железы;
  • сахарным диабетом;
  • эпилепсией;
  • синдром хронической усталости;
  • авитаминозом;
  • снижением выработки гемоглобина;
  • падением иммунитета вследствие вирусных и бактериальных инфекций.

Поэтому прежде чем ставить диагноз «депрессия», важно пройти комплексную диагностику, чтобы исключить проблемы со здоровьем.

Детская депрессия

Как это ни странно звучит, но и у детей, включая младенцев, тоже бывает депрессия. Правда, проявляется у детей она несколько иначе, чем у взрослого человека. Поэтому многие родители, воспитатели и учителя часто даже и не догадываются, в каком состоянии находится ребенок. Странности в его поведении списываются на трудности характера, неправильное воспитание и капризность. Причинных факторов возникновения депрессивной динамики у ребенка может быть несколько. Рассмотрим самые основные из них. Значительная для ребенка потеря в возрасте примерно от года до двух лет фактически гарантирует некоторую депрессивную динамику. Ребенок, чей родитель вдруг внезапно исчезает, в силу своего понимания мира всегда разовьет предположение, что плохим является он сам. Причиной детской депрессивности может быть семейная атмосфера, где существует негативное отношение к плачу или трауру. Многие родители моделируют отрицание горя и настаивают на том, чтобы ребенок присоединился к семейному мифу о том, что будет лучше без потерянного объекта, вынуждают ребенка подтвердить, что он не чувствует боли. В итоге переживание горя ребенком становится скрытым. Оно уходит вглубь и постепенно принимает форму убеждения, что в собственном Я что-то неправильно. В нашей субкультуре не принято брать детей на похороны, рассказывать правду о смерти. Дети переживают интенсивное не выражаемое словами давление, которое исходит от эмоционально отягощенного родителя. Во многих семьях не принято, открыто переживать горе, а забота о себе считается эгоизмом. Многие родители на протяжении всего детства увещевают ребенка «не хныкать и взять себя в руки», не смотря на то, что естественные регрессивные реакции (возвращение к своим более ранним формам поведения) ребенка в ответ на семейные проблемы не должны подвергаться контролю со стороны родителей. Впоследствии, во взрослой жизни, такой ребенок испытывает острую необходимость скрывать от других любые травматичные аспекты своей жизни. Сильнейшим причинным фактором возникновения депрессии у ребенка, является характерологическая депрессия у родителей, особенно в его ранние годы развития. Дети всегда переживают глубокое беспокойство в связи с депрессией родителей. Они чувствуют вину за естественные для их возраста требования и приходят к убеждению, что их потребности истощают других. Депрессивная мать может обеспечить ребенку только надзорный уход, но эмоционально она для ребенка недоступна. Чистый, ухоженный, красиво одетый ребенок всегда воспринимается окружающими позитивно. Но при этом он может быть лишен эмоционального тепла собственных родителей. Любой ребенок развивается нормально только в тех отношениях, где его удовлетворяют. Всегда необходимо удовлетворять не прямой, а скрытый запрос ребенка. Если ребенок просит маму с ним поиграть, это не значит, что ему не хватает партнера для игры, у детей всегда есть воображаемый собеседник. Это значит, что ребенок нуждается в данный момент именно в мамином присутствии.

Детские эмоциональные расстройства

Детские эмоциональные расстройства относятся к расстройствам аффективной сферы. Хотя раньше считалось, что дети не склонны к подобным расстройствам. Распознать детскую депрессию не сложно. При депрессии у детей сниженное либо повышенное настроение, наблюдается заметное снижение активности в речевой или моторной сфере.При депрессии обычно нарушается сон и аппетит. Для детей в депрессии характерны боли разной локализации. У ребенка часто болят голова и живот — это основные точки соматической уязвимости у детей. Распознать такие боли у ребенка просто – боль не купируется анальгетиками. К проявлениям депрессии относятся энурез, запоры, тики, навязчивости и любое нетипичное поведение у ребенка. После трех лет у депрессивных детей могут быть галлюцинаторные явления. После 3-4 лет депрессивные состояния становятся более явными. Преобладают соматовегетативные нарушения. Родители обследуют детей на наличие нарушений систем и органов, которые у них страдают, но врачи не находят там патологии. В ряде случаев у депрессивного ребёнка наблюдается регресс: сосание пальцев, расчесывание болячек, элективный мутизм (избирательное неговорение). Моносимптомы у детей всегда свидетельствуют об аффективном расстройстве, таким образом выражается депрессия. До 10 лет аффективные расстройства обычно маскируются соматовегетативными и поведенческими нарушениями. У школьников в состоянии депрессии обычно наблюдается снижение успеваемости.

Поведение и внешность депрессивного ребенка

Поведение детей с депрессией всегда стереотипное. Депрессивный ребенок не испытывает абсолютно никакого интереса к жизни. Для обычного здорового ребенка это состояние неестественно и ненормально. Детскую депрессию распознать совсем несложно. Она выражается в нарастающей моторной вялости, у ребенка снижаются эмоциональные проявления, появляется беспричинное длительное нытье, немотивированный плач. При этом удовлетворение его желания не приводит к прекращению нытья. Лицо депрессивного ребенка обычно неподвижно, на нем как — бы застывшая маска, выражение на лице практически отсутствует. У него неживое лицо манекена. У детей более старшего возраста, латентного (от 6 до 11 лет) и предпубертатного (12-13 лет) возрастов на лице приклеенная улыбка. Этакая полуулыбка, за которой скрываются боль, страх и стыд. Такая улыбка может быть попыткой вызвать расположение взрослого. Если депрессия усиливается, то у ребенка наблюдается изменение осанки и походки. Он начинает сутулиться и волочь ноги. Родители обычно при этом ругаются, а у ребенка просто вялая моторика. При депрессии дети отказываются идти гулять, прогулки их не интересуют. У депрессивных детей отсутствует всякое желание выходить на улицу, и одному и с родителями. Ночью у ребенка с депрессией наблюдается бессонница, он просто лежит без сна с открытыми глазами, но при этом обычно не зовет никого из родителей. Депрессивный ребенок часто жалуется на скуку, выражая её словами: «Я ничего не хочу, мне скучно, мне нечем заняться». Дети постарше говорят: «Со мной никто не играет». Дети предподросткового возраста (12-13 лет) обычно заводят разговоры о собственной несостоятельности и вине. Подросток при усиливающейся депрессии, наоборот, проявляет двигательную активность, беспокойство, вертит что-то в руках, постоянно двигает или трясет ногами. Двигательная заторможенность обычно наблюдается с утра, к вечеру бывает некоторое оживление. Иногда длительное время при депрессии ребенок просто демонстрирует равнодушие и безразличие в поведении.

Другие проявления депрессии

У депрессивных детей, как правило, наблюдается зябкость, потливость, колебание давления, снижение массы тела, дискинезия, нарушение пищеварения, дизбактериоз. Детей родители усиленно лечат у врачей, а на самом деле ребенка следует отправить на психотерапевтический курс к детскому психотерапевту. Снижения у ребенка интереса к окружающему, как правило, никто не замечает: депрессивный ребенок обычно тихий, спокойный, не бегает, не кричит, и это воспринимается родителями как норма. У ребенка с депрессией присутствует гиперестезия – повышенная чувствительность к раздражителям или повышенная тактильная чувствительность. Ребенок не выносит громкого шума и резких звуков, ему постоянно мешается воротник, свитер или шапка. В тяжелых случаях ребенок утрачивает ранее приобретенные знания, умения, навыки, снижается его интеллектуальное функционирование. Часто таким детям выставляется ложный диагноз «задержка психического развития» (ЗПР), под которым скрывается депрессивный синдром. Ребёнку в депрессии свойственна повышенная истощаемость, усталость, капризность. При выполнении уроков многочасовое сидение за столом не приносит результатов. Умение самостоятельно готовить уроки чаще всего исчезает. Нарушается способность переживать неудачу, ребенок отказывается от достижений, чтобы не почувствовать беспомощность. Жалуется на скуку, ему «нечем заняться». Дети дошкольного возраста очень обидчивыи ранимы, со сверстниками не играют, им снятся печальные сновидения, их фантазии тоже очень печальные.

Фон депрессивного расстройства

После 5-6 лет на фоне депрессивного расстройства у ребенка часто появляются самоуничижительные высказывания, немотивированная агрессия. Во время латентного (6-11 лет) и предпубертатного возраста (12-13 лет), если есть пусковая травматическая ситуация (смерть, развод, болезнь родителей), у ребенка присутствует вина и жажда самонаказания (он постоянно бьется обо что-нибудь, травмируется, наносит себе якобы случайные повреждения). Хотя сама реакция на значимое событие у ребенка отсутствует, но так быть не должно. Завуалированно реакция проявляется в появлении травматичного поведения, тиков, навязчивостей, фобий или каких-то других симптомов. При депрессии у детей нарушается восприятие частей тела («это моя рука виновата»). Нарушается осознание деятельности (характерны частые вопросы типа «мама, а я уже ел?», «папа, а мы сегодня гуляли?»), а также осознание пола и возраста (дети не могут ответить на элементарные вопросы о своем поле и возрасте). Депрессивным детям свойственно постоянно и беспричинно, ненасытно просить у родителей прощения: «Папочка, прости меня, пожалуйста», и искать вербального подтверждения любви: «Мама, а ты меня точно любишь?». Речь у ребенка при этом обычно невнятная, больше похожая на шепот, его сновидения мрачные. У ребенка при депрессии могут наблюдаться двигательные навязчивости (он постоянно дергает руками, двигает ногами), различные фобии («боюсь волка», «у меня в комнате чудовище»), вербальные тики. В депрессии у ребенка нарушено чувство идентичности. Он требует от родителей называть его другим именем. Или просит называть его, например, котенком, цыпленком. То есть ребенок заменяет свою идентичность просьбами называть себя каким-либо животным. В тяжелых случаях ребенок может ходить на четвереньках, мяукать, лаять, отказываться от нормального человеческого поведения. Часто сами родители бессознательно провоцируют ребенка на такое поведение, давая ему домашние прозвища и клички («котенок», «цыпленок» и т.д.).

Ребенок и его симптом – это всегда свидетельство ненормальной обстановки в семье.

Маниакальные симптомы и синдромы у детей

Детей с подобными симптомами можно назвать гиперактивными детьми с синдромом двигательной расторможенности. Им свойственно двигательное беспокойство с чертами веселости. Такой ребенок гримасничает, корчит рожицы, кривляется. Его речь обычно ускоренная,он постоянно меняет темы разговора. Чувство стыдливости утрачено. Общение со сверстниками при маниакальных симптомах нарушается. Дети просто не хотят общаться с таким ребенком. Поведение таких детей обычно квалифицируется педагогами как «плохое поведение». Дети бесцеремонны, дурашливы, некритичны, у них отсутствуют границы между собой и взрослыми. Они не способны к длительной деятельности. В тяжелых случаях демонстрируют психопатоподобное поведение: неряшливость, разбрасывание вещей, могут быть агрессивны с опасностью для окружающих. Для психопатоподобного поведения характерны неадекватные реакции на события. Например, при показе сюжета об авиакатастрофе, такой ребенок может злорадно комментировать новость словами: «Так им и надо!».

Факторы возникновения депрессии у детей

Какие же факторы приводят к возникновению депрессии у детей? Их может быть несколько. Вот основные из них:

  • Материнская депривация, либо длительное отсутствие матери.
  • Серьезная социальная депривация плюс педагогическая аффективность (несправедливость, неадекватные наказания).
  • Острые психосоматические заболевания.
  • Смерть значимого для ребенка человека или домашнего животного.
  • Под влиянием депрессии одного из родителей, который инфицирует ребенка своей депрессией.

Присмотритесь внимательно к своему ребенку. Возможно то, что вы принимаете за странности в поведении, может быть именно проявлениями депрессии. Избавить ребенка от депрессии можно с помощью специалистов. В детском психоанализе при работе с детьми используется детская игровая терапия, в процессе которой ребенок избавляется от своих симптомов.

Депрессия и суицид

Депрессия у подростков частое явление. 32% подростковых суицидов происходит на фоне депрессии. Этот тревожный факт должен не пугать вас, а заставить более внимательно отнестись к тому, что говорит и делает ваш ребенок. Обратите внимание на признаки депрессии у подростка, которые указывают на то, что он думает о самоубийстве:

  • разговоры или шутки о смерти;
  • фразы «я не хочу жить», «я не вижу смысла жизни», «выхода нет».
  • романтизирует смерть — читает или сочиняет стихи о смерти и самоубийстве, пишет рассказы, рисует картинки;
  • ведет себя безрассудно — лазит по крышам, перебегает дорогу в неположенном месте, лихачит всеми доступными способами;
  • выбрасывает или отдает свои деньги и личные вещи друзьям (готовится к суициду);
  • гуглит способы самоубийства, ищет в сети медпрепараты, оружие и пр.

Если вы заметили что-то подобное, не медлите. Своими силами вы не справитесь. Суицидальные мысли на фоне депрессии — повод немедленно обратиться за психиатрической помощью.

Могут ли дети действительно быть в депрессии?

Одна из причин, по которой детская депрессия часто замалчивается, — это стигма и дискриминация, связанные с психическими заболеваниями. Многие люди полагают, что дети не могут испытывать депрессию, если у них нет тех же серьезных факторов стресса, с которыми приходится иметь дело взрослым, таких как оплата счетов, поход на работу и ведение домашнего хозяйства.

Однако в любой момент времени считается, что 5% подростков страдают депрессией, что может быть вызвано множество факторов. Некоторые дети могут подвергаться большему риску развития этих признаков и симптомов, если у них есть ранее существовавшее психическое заболевание, предыдущий травматический опыт или нестабильность дома.

Швенк отмечает, что то, как ваши дети проявляют свои эмоции, также может иметь большое значение при определении факторов риска депрессии.

«Некоторые дети больше экстернализируют свои эмоции, а некоторые — усваивают их», — сказала она. «Детей, которые проявляют свои эмоции вовне, их часто нужно учить, как более уместно выражать свои чувства, в то время как с детьми, которые усваивают свои эмоции, нам нужно найти способ выразить свои чувства и получить эмоции из своего тела. ”

Что делать, если у ребенка депрессия

Справиться с детской депрессией можно только при условии правильных и своевременных действий родителей.

Если вы заподозрили у своего ребенка депрессию, попытайтесь для начала:

✓ поговорить с ним. Это может быть трудно: подростки и в нормальном состоянии неохотно идут на контакт со взрослыми, а во время депрессии нежелание делиться проблемами многократно обостряется;

✓ выразить свою поддержку. Сказать, что вы приложите все усилия, чтобы справиться с проблемой. Заверить в своей любви и готовности помочь. Быть всегда рядом.

Следующие действия:

  • пройти комплексную диагностику организма;
  • записаться на прием к психотерапевту и следовать его предписаниям;
  • в дополнение к лечению у психотерапевта стоит пройти курс работы с психологом, чтобы выявить причину депрессии и не допустить ее повторного появления;
  • посетить консультацию психолога родителям, чтобы научиться правильно поддерживать и реагировать на проявления депрессии у своего ребенка.

Поддерживайте своего ребенка во время лечения депрессии

Если вы решили обратиться к специалисту, это не значит, что теперь не нужно ничего делать. Предлагайте поддержку и выслушивайте его. Теперь, как никогда, ваш ребенок должен знать, что о нем заботятся, что его ценят и понимают.

Жизнь с депрессивным подростком может быть сложной и истощающей. Время от времени вы можете испытывать усталость, отторжение, отчаяние или любую другую отрицательную эмоцию. Важно понимать, что ребенок делает это не со зла, поэтому не обижайтесь на него и относитесь с терпением и пониманием.

Убедитесь, что ваш ребенок четко следует инструкциям терапевта, посещает терапию и правильно принимает предписанные лекарства.

5

Что еще можно сделать

Родителям всегда кажется, что они делают недостаточно много для своих детей. Особенно если речь идет о лечении не самого простого психического расстройства. Детская депрессия — что еще вы можете сделать для своего ребенка:

Организуйте любимые занятия.

Во время терапии важно создать максимально комфортные домашние условия для ребенка. В силу его сложного на данный момент состояния, стоит отказаться от поездок, шумных праздников, изменения образа жизни.

Наоборот, вспомните то, что доставляло радость ребенку в прошлом. Например, пение в караоке, настольные игры, совместное приготовление еды, уход за питомцем. Вернитесь к этим занятиям.

Создайте пространство доверия.

Дети легче идут на контакт не во время так называемой доверительной беседы, а в процессе какой-либо совместной деятельности. Займитесь чем-то с ребенком и ненавязчиво поговорите. Не расспрашивайте с нажимом, а просто дайте возможность выразить свои эмоции, планы, страхи. Введите в привычку такое общение во время совместных занятий.

Не наказывайте за откровения.

Неудобную правду слышать трудно. Но если вы вышли на определенный уровень откровенного общения, терапия приносит результат, и ребенок решился рассказать вам о не самых приятных моментах из своей жизни, не предавайте его доверие. Откажитесь от порыва осудить, вычитать, наказать. Этими действиями вы лишь закроете бетонной стеной маленькую дверцу доверия, которая открылась перед вами.

Постепенно вовлекайте ребенка в социальное общение.

Если шумная компания пока что не вызывает у него энтузиазма, начните с малого. Общение даже с одним другом поможет постепенно вернуть ребенка к полноценному социальному взаимодействию с окружающими.

Верните в жизнь ребенка физическую активность.

Пешие прогулки, велопокатушки, спортивные игры, ролики или скейт — подойдет любая физическая нагрузка. Двигательная активность не только отвлечет от грустных мыслей, но и поможет снять мышечное напряжение.

Контролируйте увлечение гаджетами.

Залипание в телефоне само по себе негативно сказывается на детях, а в период депрессии может стать фактором, замедляющим выздоровление. Онлайн-игры и соцсети лучше оставить на потом — когда ребенок почувствует себя лучше.

Следите за питанием.

Доказано, что обилие углеводной пищи негативно сказывается на настроении. Подпитывайте энергетический баланс ребенка полезными продуктами: здоровыми жирами, качественными белками, свежими фруктами и овощами. Не забывайте о полезных вкусняшках.

Давайте ребенку достаточно времени на сон.

Если он спит — не будите. Если не может уснуть, включите спокойную музыку, дайте стакан теплого молока, посидите рядом. Полноценный сон — залог быстрого восстановления как физических, так и психических сил ребенка. При устойчивой бессоннице проконсультируйтесь с врачом на предмет приема мягких снотворных.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]