Психофизиология — это что такое? Возрастная физиология и психофизиология

Психофизиология — это наука о физиологических основах поведения и психической деятельности. В этой статье изложена основная информация о ней. Вы узнаете историю ее возникновения, особенности методологии, ее значение, а также некоторые другие важные сведения об этой науке.

Психофизиология – это особый раздел психологии и физиологии, в котором изучается роль биологических факторов (к ним относятся и свойства нервной системы) в обеспечении психической деятельности. Ученые выделяют психофизиологию дифференциальную, речи и мышления, ощущений и восприятия, внимания, эмоций, произвольных действий. В настоящее время все эти области знаний активно разрабатываются.

Причина возникновения психофизиологии

психофизиология это

Сегодня вопрос о том, в каких отношениях находятся психология и физиология, все еще является открытым. Нельзя однозначно сказать, что первая является частью второй или вторая – первой. Однако не подлежит сомнению тот факт, что психические и физиологические процессы – части одного психофизического целого. Также несомненно, что представления об этом целом, столь необходимые в практических целях, не могут быть получены в отдельности ни физиологией, ни психологией. Именно для удовлетворения потребности в знаниях о человеке как о некоем целом, а не из чисто корпоративных или организационных соображений, и появилась новая отрасль биологии, именуемая психофизиологией. Эта наука рассматривает очень широкий круг вопросов. Уровень сложности изучаемых ей проблем намного выше, чем у психологии или физиологии в отдельности.

Междисциплинарность психофизиологии, вероятностная методология

Психофизиология – это область знаний, которая является междисциплинарной. Она рассматривает организацию отношений вероятностных психических, физических и духовных явлений и сущностей человека. Психофизиология — это дисциплина, которая для эффективного познания использует совокупность принципов, предпосылок, средств и методов познания, позволяющих ученым исследовать специфический объект, которым является человек. Таким образом, применяется вероятностная методология. Необходимо сказать несколько слов и о ней.

Психофизиология — это наука, изучающая человека с помощью вероятностной методологии. Начало последней было положено еще в 1867 году английским физиком Джеймсом Клерком Максвеллом. Вероятностная методология претендует на роль универсальной в науке. Максвелл является первым ученым, который применил ее методы для характеристики вероятностной физической реальности. Этого исследователя считают создателем статистической физики. Вероятностная методология имеет одно важное преимущество перед детерминистской (традиционной). Она дает намного более полные знания об объекте, который исследуется.

Значение психофизиологии

В современном мире психофизиология стала важным компонентом для других наук.

С учетом основ психофизиологии, ученые пытаются оснастить персональные компьютеры устройствами, считывающими состояние пользователя. Такие возможности позволят сделать безопасный для здоровья интерфейс.

В отраслях кибернетики и робототехники ведутся эксперименты по созданию искусственного разума. Такие смелые попытки однажды могут дать хорошие результаты. Мир станет более автоматизированным и производительным.

Для медицины разрабатываются протезы, которые смогут полностью реагировать на сигналы мозга владельца. Это позволит улучшить жизнь пациентов и сделать ее более комфортной.

Создание психофизиологии

современная психофизиология

Официально она оформилась в середине 19 века. Признанным ее создателем является А. Р. Лурия, выдающийся отечественный ученый (на фото выше). Имея двойное образование (психологическое и неврологическое), он смог объединить самые важные достижения данных дисциплин в единое целое. Результатом проделанной работы стало соединение психофизиологии и нейропсихологии.

Долгое время было принято считать, что душа является бестелесной. Другими словами, мозг не имеет никакого отношения к ней. Позже ученые начали размещать психические функции в трех желудочках мозга. При этом каждый из желудочков считался местом хранения отображенных впечатлений души. Считалось, что она является обителью идеальных образов. Мозг же рассматривался как орган, из которого жизненная энергия под влиянием воли перетекает в части нашего тела по особым каналам, именуемым нервами.

В дальнейшем, благодаря трудам различных ученых, в основном отечественных (И. М. Сеченова, И. П. Павлова, П. Я. Гальперина, А. Н. Леонтьева, А. Р. Лурии, Н. А. Бернштейна и др.), было составлено довольно четкое представление о том, какое значение имеет ЦНС (центральная нервная система) для психики человека.

Психофизиология и зрение человека[править]

Основная статья
:
Зрение человека (версия Миг)Основная статья
:
Цветное зрение (версия Миг)Основная статья
:
Воздействие цвета на нервную систему
Рис. 1. Физиология вегетативной нервной системы.

Реакция человеческого глаза на вспышку света, цвета — сужение, расширение зрачка — работа вегетативной нервной системы

Зрение человека (зрительное восприятие) — процесс психофизиологической обработки оптической информации от объектов окружающего мира, осуществляемый зрительной системой человека. Зрение (версия Миг) позволяет получать представление о величине, форме и цвете предметов, их взаимном расположении (перспектива) и расстоянии между ними, о скорости перемещения объектов.

Особенно важно рассматривать вопросы цветного зрения с точки психофизиологической. Цветное зрение (версия Миг), ощущение цвета, вообще, цвет мы ощущаем чисто субъективно в результате работы нашего сознания, зрительных отделов головного мозга

(См. Зрительная кора).

Однако, признавая роль связей излучения предметных точек (электромагнитное излучение) в формировании цвета, его значения в нашем сознании, тем не менее ведущим фактором в создании цветовых значений (ощущений) является объективный характер цветового воздействия на человека (его влияние на нервную систему не зависимо от психического состояния). Об этом свидетельствуют данные психофизиологических и психологических исследований.. На рис.1 видим, как лучи света одновременно поподают в мозг и вегетативную нервную систему, где описано воздействие света, цвета на наши органы через вегетативную нервную систему.

Естественнонаучный метод И.М. Сеченова

физиологическая психофизиология

И. М. Сеченов разработал особый естественно-научный метод. Его сущность можно определить следующими двумя принципами:

  • всевозможные психические явления – это продукт деятельности ЦНС, а значит, они подчиняются законам, по которым развиваются и другие явления природы;
  • необходимо придерживаться принципа историзма в изучении психики, то есть идти от низших форм ее деятельности к высшим, от простого к сложному, от изучения психики животного к исследованию ее специфики у человека.

Сеченов, применив данные принципы, подошел к созданию материалистической теории отражения.

Работы И. П. Павлова и дальнейшие исследования

психофизиология это наука о физиологических основах

В работах И.П. Павлова, известного русского физиолога, рефлекторная теория получила дальнейшее развитие. Этот ученый впервые использовал объективный метод исследования психических функций мозга, которым был условный рефлекс. Взяв его на вооружение, Павлов исследовал физиологические механизмы в ряде процессов, которые составляют основу элементарных психических реакций. Труды этого ученого, а также представителей его школы открыли новый горизонт в изучении мозговой деятельности экспериментальным путем.

Позже электрофизиологические исследования, дополненные методом условных рефлексов, помогли установить тот факт, что многие процессы психики имеют в основе своей определенную функциональную организацию в структурах мозга. К примеру, можно рассматривать память как результат процесса циркуляции возбуждений по цепям нейронов, являющихся замкнутыми, с дальнейшей фиксацией на молекулярном уровне тех или иных изменений.

Эмоции зависят от того, насколько активны определенные центры, находящиеся в подкорковых структурах мозга. В настоящее время множество психических реакций воспроизводится искусственно. Для этого специально раздражаются отделы мозга, ответственные за них. С другой стороны, на мозге, как и в целом на организме, отражается все, что глубоко затрагивает нашу психику. Так, депрессия или горе могут вызвать психосоматические (телесные) заболевания. Гипноз может способствовать излечению или вызвать соматические расстройства. Колдовство или нарушение «табу» у примитивных народов способны даже убить человека.

Психофзиология сна

Сон – это специфическое функциональное состояние нервной системы и организма в целом с характерным поведением и психофизиологическими показателями.

Физиологические изменения во время сна.

  1. Наиболее частые симптомы сна включают снижение активности нервной системы и потерю контакта с окружающей средой из-за нарушения сенсомоторной сферы.
  2. Порог любой чувствительности (зрение, слух, вкус, обоняние и осязание) увеличивается во время сна. Порог можно использовать для оценки глубины сна. В первых четырех фазах порог обнаружения увеличивается на 30-40%, а в фазе быстрого сна – на 400%.
  3. Рефлекторная функция во время сна сильно нарушена.
  4. Условные рефлексы заторможены, безусловные значительно снижены. Однако определенные типы активности коры головного мозга и ответы на определенные раздражители могут сохраняться во время нормального прерывистого сна. Например, спящая мать слышит звуки движений больного ребенка. Это явление называется частичной бдительностью.
  5. Большинство мышц во сне находятся в состоянии покоя и человек способен долгое время сохранять определенную осанку. Это улучшает тонус мышц, закрывающих веко, а также кольцевых мышц, закрывающих мочевой пузырь. Когда вы засыпаете, ваше сердце и дыхание замедляются и становятся ровнее.

Объект познания и предмет психофизиологии

Общая психофизиология — это наука о жизнедеятельности здоровой человека. Клиническая же (подробнее о ней рассказано в конце статьи) изучает больных людей.

Человек, как известно, трехипостасен. Психофизиология — это наука, принимающая во внимание все уровни его организации. Человек обладает единством следующих трех вероятностных сущностей:

  • телесной (физической, плотской);
  • душевной (психической);
  • духовной.

Следовательно, предмет психофизиологии – это физические, психические и духовные сущности человека в их взаимообусловленности и взаимосвязи. Эта дисциплина благодаря успехам изучения активности нейронов мозга животных, а также в связи с возможностью клинического обследования людей стала рассматривать не только физиологические, но также и нейронные механизмы различных психических состояний, процессов и поведения. Современная психофизиология занимается, среди прочего, исследованием нейронных сетей и отдельных нейронов. Это определяется существующей тенденцией к интеграции различных дисциплин, которые изучают функционирование мозга (нейрохимии, нейрофизиологии, нейропсихологии, психофизиологии, молекулярной биологии и др.), в единую нейронауку.

клиническая психофизиология

Различные ветви интересующей нас дисциплины имеют свой собственный предмет. Физиологическая психофизиология, к примеру, исследует закономерности поведения и психического реагирования, которые зависят от того, в каком состоянии находятся физиологические параметры, от скорости протекания реакций периферической и центральной нервных систем, а также сомы в целом (на системном, тканевом и клеточном уровнях).

Главные теории психофизиологии.

Количество методов и возможностей исследования мозга позволяют ученым регулярно выдавать новые факты о человеке. Одна из шокирующих новостей – опровержение теории Нобелевского лауреата Роджера Сперри об «правополушарных» и «левополушарных» способностях. На самом деле оба полушария задействованы одинаково. Дело не в их «развитости», а в количестве нейронных связей.

Есть и другие теории, которые опровергают устоявшиеся представления о головном мозге. Какие еще интересные факты дает нам нейронаука:

  • Нервные клетки на самом деле восстанавливаются – этот процесс называется нейрогенезом.
  • Уровень интеллекта не зависит от размера мозга.
  • Главное предназначение мозга – обучение.
  • Состояние тела влияет на восприятие внешнего мира гораздо сильнее, чем кажется.
  • Мозг может фиксировать информацию в обход сознанию.
  • Мозг сам принимает решение, а потом «убеждает» нас, что это наш выбор.
  • На самом деле мозг использует свой потенциал на 100% (а не на 9-10%, как это считали раньше).
  • Развитие мозга в 25 лет не заканчивается, но мыслительные способности зависят от его пластичности.
  • Наша память не ухудшается, просто не справляется с таким количеством информации.
  • Психика реагирует на словесные оскорбления точно так же, как и на удар палкой по голове.
  • Прикладывание ладони к больному месту уменьшает боль примерно в 3 раза.

Один из наиболее показательных психофизиологических процессов – это мотивация. Она управляет поведением человека, придает энергию, усиливает организованность, концентрацию, активность. Один из наиболее удивительных – зеркальные нейроны, управляющие нашей способностью к эмпатии.

Пройти тест на эмоциональный интеллект EQ

Значение дисциплины

Интересующая нас дисциплина дополняет психологию, неврологию, психиатрию, педагогику и лингвистику. Психофизиология – это необходимое звено, с помощью которого психика человека рассматривается целиком, включая множество сложных форм поведения, до ее возникновения остававшихся изученными.

К примеру, если знать, какие этапы онтогенеза наиболее чувствительны к тем или иным педагогическим воздействиям, то можно влиять на развитие очень важных физиологических и психофизиологических функций, таких как память, мышление, внимание, восприятие, двигательная активность, умственная и физическая работоспособность и др. Если иметь представление о возрастных особенностях детского организма, можно наилучшим образом раскрыть его физические и умственные способности, выработать обоснованные, с точки зрения науки, валеологические и гигиенические требования к оздоровительной и учебно-воспитательной работе, организовать режим дня, двигательной активности и питания, соответствующие индивидуально-конституциональным особенностям и возрасту. Другими словами, педагогические воздействия могут быть оптимальными и эффективными лишь тогда, когда они учитывают возрастные особенности ребенка и подростка, возможности его организма.

Возрастная физиология и психофизиология

психофизиология это наука о жизнедеятельности здоровой человека

Возрастная физиология – это наука, которая исследует особенности жизнедеятельности и развития организма в ходе онтогенеза. Она изучает функции организма в целом, систем органов и отдельных органов по мере роста, своеобразие данных функций на различных возрастных этапах.

Онтогенез – центральное понятие такой дисциплины, как возрастная физиология. Оно было введено еще в 1866 году Э. Геккелем. В наше время под онтогенезом подразумевается индивидуальное развитие организма на всем протяжении его жизни (с момента зачатия до смерти).

Возрастная физиология и психофизиология оформились относительно недавно. Первая выделилась лишь во второй половине прошлого века. Эмбриология – наука, которая исследует особенности и закономерности жизнедеятельности организма на этапах внутриутробного развития. Более поздние этапы, от зрелости до старости, рассматривает геронтология.

Возрастная физиология использует различные методы исследования, среди которых – морфологические характеристики тела (его длина, масса, окружность талии и грудной клетки, обхват бедра, плеча и др.). Эта дисциплина является одним из разделов биологии развития – очень широкой области знаний.

Психофизиология стресса

Стресс – это реакция человеческого организма на перегрузки, отрицательные эмоции или просто однообразное возбуждение.

Психофихиология стресса

Условия стресса.

Любой раздражитель трактуется двояко:

  • с объективной стороны (в коре головного мозга);
  • с субъективной стороны (в лимбической системе).

Когда субъективная оценка говорит об угрозе, т. е. имеет негативную аффективную окраску (страх, гнев), она приобретает пусковую роль, автоматически вызывая серию соответствующих физиологических реакций. Если угроза не ощущается, стрессовой реакции нет.

Последствия.

  1. За стресс отвечают все системы – нервная, эндокринная, сердечно-сосудистая, желудочно-кишечная и т. д.
  2. Очень часто, особенно после длительного стресса, слабость возникает из-за переутомления всего тела.
  3. Стресс на фоне хронического гастрита обычно вызывает ухудшение активности «самой слабой» клетки организма, уже больного органа, такого как язва желудка.
  4. Стресс увеличивает риск заражения из-за ослабления иммунной системы организма.
  5. Чаще всего стресс сказывается на состоянии сердечно-сосудистой системы.
  6. Во время стресса дыхание учащается.
  7. Повышение уровня сахара в крови, которое также является частью реакции организма на стресс, запускает цепную реакцию, в которой так или иначе затрагиваются все системы организма.

Способы преодоления стресса.

  • Активно – познавательный (человек пытается контролировать оценку стресса);
  • Активное поведение (поведение личности ориентировано непосредственно на стресс);
  • Избегание стресса.

Особенности онтогенеза человека

Происхождение человека повлияло на особенности его онтогенеза. На ранних этапах он имеет определенное сходство с онтогенезом, характерным для высших приматов. Однако специфика человека состоит в том, что это социальное существо. Это наложило отпечаток на его онтогенез. Прежде всего, увеличился период детства. Это связано с тем, что человеку нужно усвоить социальную программу во время обучения. Кроме того, увеличился период внутриутробного развития. Половое созревание у человека наступает позже, чем у высших приматов. Периоды ростового скачка, а также перехода к пожилому возрасту у нас четко выделены, в отличие от этих животных. Общая продолжительность жизни у нас больше, чем у высших приматов.

Возрастная норма и темп развития

И для педагога, и для врача очень важно понимать уровень развития ребенка, с которым они работают. Возрастная физиология и психофизиология определяют, что считать нормой, а что — отклонением от нее. Любое значительное отклонение в развитии означает необходимость применения к человеку нестандартных приемов лечения и воспитания. Поэтому одной из важнейших задач возрастной психологии является установление параметров, определяющих возрастную норму.

Следует отметить, что темп развития не всегда соотносится с конечным его уровнем. Замедление этого процесса нередко приводит к достижению человеком (хотя и позже его сверстников) выдающихся способностей. Напротив, нередко ускоренное развитие завершается слишком рано. В результате этого человек, который сначала подавал большие надежды, в зрелом возрасте не достигает высоких результатов.

Относительно редко наблюдаются сильные отклонения в темпах развития и роста. Однако небольшие вариации, которые проявляются в умеренном опережении или отставании, встречаются часто. Как же следует относиться к ним? Проявления ли это отклонений в развитии или его вариативности? Возрастная физиология дает ответ на эти и другие вопросы. Она разрабатывает критерии, позволяющие судить о степени отклонений от нормы и необходимости принятия мер для их ликвидации или смягчения последствий.

Психофизиология интеллекта

Психофизиологический подход основан на предположении, что определенные характеристики работы мозга определяют свойства психических процессов и составляют физиологическую основу умственных способностей.

Важнейшим представителем психофизиологического редукционизма является Г. Айзенк, считавший, что интеллект определяется скоростью обработки информации нервной системой. Скорость обработки информации связана с уровнем активации нервной системы. Ссылаясь на свои исследования, он делает следующие выводы:

1) у нормальных детей корреляция между параметрами ЭЭГ и IQ мала;

2) особенно выражен у детей с задержкой умственного развития и задержкой развития в пограничной форме;

3) более зрелые по параметрам ЭЭГ дети имеют более высокий IQ;

4) распределение частот ЭЭГ в большей степени коррелирует с IQ, чем топографическое распределение.

Кроме того, было обнаружено, что амплитуды усредненных вызванных потенциалов (AEP) положительно коррелировали с IQ, в то время как время задержки и смещение EP были отрицательными: корреляции варьировались от 0,20 до 0,40.

Клиническая психофизиология

Она является важной прикладной областью психофизиологии. Это междисциплинарная область знаний, в которой рассматриваются физиологические механизмы различных изменений психической активности при соматической и психической патологии, а также их влияния друг на друга.

возрастная физиология и психофизиология

Клиническая психофизиология – это дисциплина, которая предполагает также изучение патогенетических механизмов, этиологических факторов, профессиональной реабилитации и лечения психосоматических заболеваний. Она не может обойтись без познаний и методов целого ряда смежных дисциплин (нейрохимии, нейрофизиологии, экспериментальной психологии, невропсихологии, нейрорадиологии и др.). Путем полевых обследований и лабораторных экспериментов можно выяснить, как человеческое поведение и переживание сказываются на регуляторных процессах и физиологических реакциях. Из этого можно вывести закономерности психосоматических отношений.

Как правило, измеряемые психофизиологические величины неинвазивно регистрируются на поверхности человеческого тела (как результат деятельности функциональных систем организма). С помощью датчиков измеряются их физические свойства. Эти датчики регистрируют и одновременно усиливают определяемые показатели, благодаря чему полученные величины можно преобразовать в биосигналы. Взяв за основу этот метод, исследователи делают вывод о том, какие соматические процессы лежат в основе того или иного явления, об их динамике в ходе воздействия психотерапии.

Итак, психофизиология — это наука, определение которой представлено в начале статьи. Мы рассказали о ее предмете, методе, истории возникновения и развития, а также о некоторых важных ветвях. Психофизиология — это наука, которая изучает как психику, так и физиологию человека, поэтому она имеет междисциплинарный характер.

Разделы психофизиологии

Сама психофизиология считается разделом психологии или даже отдельным направлением, которое посвящено изучению значения биологических факторов в реализации деятельности психики, включая свойства нервной системы. В соответствии с исследовательской областью принято выделять психофизиологию:

  • Ощущения и восприятия;
  • Речи и мышления;
  • Внимания;
  • Эмоций;
  • Произвольных действий;
  • Дифференциальная психофизиология.

Психофизиология также часто выделяется как область междисциплинарных исследований, образованная на стыке психологии и нейрофизиологии. Она призвана изучать психику в единстве с ее нейрофизиологическим субстратом. В процессе анализа рассматривается соотношение между мозгом и психикой, значение биологических факторов, включая свойства нервной системы. По сути, многие ученые считают, что процесс познания функций структур головного мозга и нервной системы только начинается.

Готовые работы на аналогичную тему

Курсовая работа Психофизиология 420 ₽ Реферат Психофизиология 250 ₽ Контрольная работа Психофизиология 230 ₽

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

Замечание 1

Категория психофизиология используется наравне с понятием «физиологическая психология», которое обозначает широкий круг исследований психики, которые опираются на точные и объективные физиологические методы.

Психофизиология занимается изучением физиологических и биохимических изменений, которые происходят в нервной системе. Ученые с ее помощью делают попытки сформировать их связь с разными сторонами активности, включая работу памяти, регуляцию эмоций, сон и сновидения. Методы исследования в рамках психофизиологии очень разнообразны, начиная от вживления в мозг человека электродов и заканчивая использованием специальных приборов с целью регистрации физиологических проявлений.

В различных психофизиологических исследованиях была определена важная роль «примитивных» мозговых структур, которые есть у животных и человека и предназначены для работы в качестве центров эмоциональных процессов, проявления инстинктов, сна и др.

Отдельно выделяют сенсорную психофизиологию (органов чувств, ощущений и восприятия), организации движений, произвольных действий, активности, внимания, памяти и обучения, психофизиологию эмоциональных состояний и мотивации, речи и мышления, стрессовых состояний и сна, психофизиологию функциональных состояний.

В качестве особого направления рассматривается дифференциальная психофизиология. Она занимается изучением и анализом физиологических основ индивидуально-психологических различий.

Достижения психофизиологических исследований нашли широкое применение в клинической практике. С их помощью происходит построение кибернетических моделей психофизиологических процессов. Также психофизиология применяется в таких прикладных областях, как психофизиология труда, психофизиология спорта и др.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]