Как мы боимся: о признаках и проявлениях фобии
«— Долгие паузы добавляют весомости в речь.
— Тогда я самый весомый король».
Цитата из фильма «Король говорит», 2010 г.
Страх появляется за несколько дней перед выступлением. Человек может перебирать в голове варианты, почему речь не понравится публике, думать о том, какой критике она будет подвержена. В некотором смысле у такого чувства есть очевидная польза — оно мотивирует лучше подготовиться и спланировать детали выступления. Но иногда страх становится очень сильным и проявляется в неприятных душевных и физических симптомах. [1]
Физиологические признаки | Психологические проявления |
Голосовые зажимы (меняется тембр, тон, громкость голоса, голос дрожит), иногда — заикание и потеря способности говорить | Излишняя критика по отношению к себе |
Мышечное напряжение, тремор | Повышенная тревожность |
Сухость во рту | Приступы паники |
Учащенное сердцебиение | Забывчивость |
Скачки артериального давления | Перепады настроения |
Потливость | Мнительность |
Головокружение, головная боль | Негативизм |
Тошнота | Прокрастинация |
Давящая боль в области сердца | |
Непроизвольное мочеиспускание |
Научитесь храбрости и решительности
КУПИТЬ УСЛУГУ СМОТРЕТЬ ВИДЕО ОБ УСЛУГЕ
22 марта 2019
Мария Масычева Концертирующая пианистка, победительница международных конкурсов, выпускница Московской консерватории и Берлинского университета искусств, сертифицированный музыкальный физиолог и основатель академии Classica Viva.
- classicavivaacademy.com
- facebook.com/masychevamaria
- instagram.com/mariamasycheva
Cтрах заполнил живот, пробрался наверх в грудную клетку, сковал горло… Я ничего не могла с собой поделать. Я ненавидела себя и эту ситуацию. «Не хочу! Не могу!». Но отступать было поздно: мой выход объявлен, люди в зале ожидают выступления.
Вы знали, что большинство музыкантов боятся сцены? Это все равно что монтажник, испытывающий страх высоты. Или пилот, которому страшно летать.
Тема страха выступлений — табу в классическом музыкальном мире. Поколение наших учителей — те, кому за пятьдесят — воспитаны так, что признание страха воспринималось как слабость. Страх засовывали в коробочку под названием «Издержки профессии», где хранились и другие навязанные воспитанием вещи: «Классика — только для избранных», «Ты работаешь за идею, а не за деньги», «Музыка — это каторжный труд» и тому подобные. Коробочка эта убиралась далеко вглубь себя, чтобы не мешала жить. Однако всякий раз во время подготовки к выступлению ее содержимое странным образом всплывало на поверхность, овладевая телом и мыслями, не давая ночью спать и получать удовольствие от выступления. Эти установки без изменений передавались из поколения в поколение и добрались и до меня.
Первые попытки справиться со страхом
Все началось в подростковый период, когда всерьез начинаешь задумываться, способен ли ты вообще на что-нибудь дельное. К тому времени у меня уже был огромный по сравнению со сверстниками опыт выступлений и сольных концертов в крупнейших залах столицы.
В музыкальном училище я пыталась узнать у педагогов, что делать с парализующим страхом сцены. И хотя все они были опытными учителями с многолетним стажем преподавания, ничем не могли мне помочь. Как я сейчас понимаю, и от незнания природы этого состояния, и от собственных непроработанных страхов.
Сейчас написано много замечательных книг и статей о страхе. В нулевых же были какие-то обрывочные переводы западных изданий и крохи наших, написанные суровым профессиональным языком ученых психологов. Специальной литературы для музыкантов как не было, так и нет до сих пор.
В надежде, что страх отступит перед моим профессионализмом, я усердно готовилась к каждому выходу, будь то маленький зачет или выступление в Большом зале консерватории. Не помогало. Тело все так же парализовывало, отнимались руки, в голове словно открывалась черная дыра, поглощавшая все, над чем я работала.
Нет, я доигрывала до конца, и даже без ошибок. Но сыграть так, чтобы слушатель оказался вовлеченным в процесс, испытывал эмоции от моей музыки — до этого было как до луны. Я плакала от бессилия, обиды и злости на себя: ну что со мной не так? Ведь дома я могла действительно чудесно играть: музыка лилась из сердца без преград, я чувствовала себя свободно и была полностью уверена в том, что делаю. Я — а не страх — контролировала ситуацию. За годы он настолько измучил меня, что я всерьез думала о смене профессии. Я могла по пальцам пересчитать случаи, когда я сама получала колоссальное удовольствие, делясь музыкой, и видела, как она воздействовала на слушателей. Эти эпизоды подтолкнули меня к анализу.
Есть ли жизнь без страха?
Нутром чуя, что страх выступления — это не «издержки профессии», а барьер, мешающей в полной силе раскрыться таланту, я решила во что бы то ни стало изменить ситуацию.
Читала доступную литературу по психологии, учебники по актерскому мастерству, книги по восточным практикам, заниматься йогой. Шаг за шагом я разбиралась, что происходит; медленно, но верно у меня получалось преодолевать свои психологические страхи и физические блоки. Как слепой котенок тычется носом в окружающие предметы, пытаясь найти молоко, так и я шла наощупь, набивая шишки и пробуя на себе все вычитанные техники и упражнения.
Забегая вперед скажу, что я благополучно разобралась со страхом и смогла трансформировать его в волнение. Оно, в свою очередь, позволяет быть собранной и выдать по максимуму все, на что я способна.
Благодаря этой трансформации я смогла выиграть восемь престижных европейских конкурсов, захватить исполнением шестидесятитысячную толпу зрителей на фестивале под открытым небом. Однако на это ушли годы. Годы поисков решений, техник, нужного настроя и постоянной работы — порой интересной, порой скучной, но почти всегда страшной. Работы, за которую никто кроме тебя не возьмется и никто кроме тебя не сделает. Работы над собой.
Хочу поделиться с вами методами, которые помогли мне достичь нужного результата в работе со страхом выступлений.
Я выделила для себя три основных блока, которые отвечают на мой вопрос «Почему возникает страх»:
1. Из-за трудностей с самооценкой.
2. Из-за неверной или недостаточной подготовки к выступлению.
3. Из-за стресса, вызванного ситуацией выступления как таковой.
Во всех трех блоках у меня были недочеты либо огромные зияющие дыры.
Самооценка
Желание похвалы
Не то чтобы моя самооценка была ниже плинтуса. Я доверяла себе и верила в свою способность хорошо играть. Именно поэтому я и шагнула в страх. Однако меня очень заботило то, что скажут о моей игре другие — педагог, родители, друзья и бабулька в пятом ряду. Я понимала, что все люди разные, и думала, что они хотят услышать в моей игре. Я впадала в ступор, потому что не представляла, как сыграть, чтобы угодить всем. Облегчение наступило, когда я осознала, что это невозможно в принципе. Гора свалилась с плеч — я глубоко вдохнула и позволила себе быть собой. И тут случился прорыв. Я смогла увидеть ситуацию с другой стороны. Действительно, есть люди, мнению которых я доверяю. Если им не понравилась моя игра — это не значит, что я плохая. Это значит, что я не смогла убедительно донести свои идеи или эмоции так, чтобы не возникло и тени сомнения. Значит, нужно работать и сделать так, чтобы это было убедительно. Доработать там, быть яснее тут, лучше структурировать и показать развитие.
В хорошем смысле слова, мне стало все равно, что подумают обо мне другие. Я стала воспринимать оценку других не как похвалу или осуждение, а как способ понять, где и что мне нужно «докрутить», чтобы быть убедительнее. Суждения других теперь не затрагивали мою глубокую основу — самооценку.
Если мы действуем из желания заслужить похвалу, мы не учитываем наши собственные глубинные желания. Но именно они, подобно компасу, ведут нас к свободе выражения и реализации наших талантов. К нашей способности быть собой. Не бойтесь их. Спрашивайте себя снова и снова — чего я хочу на самом деле? Все внешние факторы — деньги, зависть, обида — отпадут как шелуха, и всплывет Ответ. Он даст вам направление и силу ступить на путь, по которому вы пойдете с удовольствием, несмотря на преграды.
Процитировать в Твиттере
Не все ли равно, что говорят другие, если вы чувствуете, как ваш талант меняет мир к лучшему?
Боязнь ошибиться
Страх допустить ошибку является лидером среди страхов классических музыкантов. И дело здесь не только в том, что нам часто приходится играть наизусть. Даже с нотами ты все время боишься ошибиться. «Что делать, если это произойдет? Что если я забуду текст, собьюсь?» Мозг гонял эти вопросы по кругу, доводя меня до сумасшествия. Тогда я решила представить самый жуткий сценарий, проговаривая его вслух, чтобы было не так страшно.
Да, мне будет очень стыдно. Я сконфужусь и покраснею до ушей, убегу со сцены, спрячусь в какой-нибудь угол, чтобы проплакаться.
Что будет с людьми, которые услышат, как я ошиблась? Да ничего особенного. Посочувствуют либо позлорадствуют и переключатся на что-то более важное в своей жизни. Через пару дней меня все еще будет бросать в жар от воспоминания. Через месяц я смогу рассказать об этом друзьям, а через пару лет напишу статью. Я осознала, что со мной и людьми в зале все будет в порядке независимо от того, ошибусь я или нет.
Представить самый плохой сценарий в красках — отличный способ понять, что все не так страшно. Помимо этого, мы учимся предвидеть негативный результат, что дает нам возможность максимально подготовиться, чтобы его предотвратить.
Страх ошибиться — один из самых коварных, так как обладает ядовитым послевкусием. Один-единственный негативный опыт ошибки отравляет весь последующий процесс игры. Мозг застревает на ошибке, раз за разом прокручивая неприятный момент и усиливая негатив, не давая сосредоточиться на настоящем. Вместо того, чтобы отнестись к ошибке как к досадной оплошности — с кем не бывает! — и двигаться вперед, ты, по сути, заканчиваешь свое выступление именно там. Дальше тебя ведет автопилот.
В работе над этим страхом мне пришлось развивать такое свойство мышления, как нейтральность. Это позиция наблюдателя, при которой мы замечаем и отмечаем плохое и хорошее, не вынося при этом суждений.
Представьте себе смерч: огромную воронку, которая подхватывает и сметает все на своем пути. Его внутренняя часть, которая называется «глаз» — место стабильности и спокойствия. Представьте, что внутри нас тоже есть такое место — точка абсолютного покоя. Несмотря на ураган наших мыслей и эмоций, вихрь не способен захватить эту точку покоя. Именно в ней вы найдете отсутствие: реакций, суждений и осуждений. Здесь живет ваш наблюдатель.
Благодаря йоге и дыхательным техникам я смогла укрепить своего наблюдателя, научилась не поддаваться ошибкам и не вестись на провокации мозга.
Теневая сторона твоего Я
Я также заметила, что наш внутренний критик зачастую несправедливо беспощаден и жесток с нами. Не замечая ничего хорошего, он корит нас за малейшие недочеты, запоминая и подсчитывая только негативный опыт. Ошибки, за которые мы бы с легкостью простили других, подбодрив жестом или словом, остаются в памяти внутреннего критика как напоминание о нашем несовершенстве.
Процитировать в Твиттере
К черту несовершенство! Каждый имеет право на ошибку! Каждый несовершенен и в этом наша ценность.
Ты — не набор отдельных качеств и плохих или хороших поступков, ты — единое целое. Почувствовать свою цельность значит принять себя полностью. Позволив себе не стесняться своей слабости и уязвимости, мы становимся более сильными, свободными и открытыми. Когда это происходит, всем открывается наша уникальность — естественная способность творить вкупе с накопленным жизненным опытом, ценностями и мировоззрением.
Творчество — это не безупречное выступление, это наша способность видеть в обыденном прекрасное и делиться этим с другими. Разве не это мы хотим передать, выходя на сцену?
Подготовка
Мышление
Все знают, что выступления требуют подготовки. Как правило, музыканты занимаются много и упорно. С нотами и без, с инструментом и без, в состоянии бодрствования и сна. Мы очень работоспособны. Музыка крутится у нас в голове постоянно: мы проучиваем пассажи, сидя в кафе и проверяем новую аппликатуру, стоя на эскалаторе. Мы как спортсмены — без устали и выходных тренируемся перед выступлениями. С одним только исключением — все спортсмены знают, как важен настрой и в подготовке, и перед своим выходом. Они понимают важность правильного мышления — мышления победителя. Для них работа со своим мышлением — естественная часть подготовки к соревнованиям, где нет места неуверенности и страху. Спортсмены знают, как не сдаваться после обидных падений и забитых соперником голов, как настраиваться на высокую планку и идти к ее реализации. Они усердно над этим работают.
Музыканты не тренируют эти навыки и вообще психологически не прорабатывают такие вещи. Никогда. Вместе с тем, признание поражения происходит в первую очередь в голове. Зачастую еще до того, как выйти на сцену.
Я тренировала в себе мышление победителя осознанно и целенаправленно. Старалась общаться с теми, кто достиг значимых результатов и профессиональных высот. Ходила на тренинги по целеполаганию и корректировке поведенческих стратегий. Я училась не зацикливаться на негативном и оценивать ситуацию не из позиции «Надо было…», а из «Что еще можно сделать для достижения результата». Второй вариант предполагает активное участие в изменении ситуации. Например, когда в прямом эфире меня попросили сыграть малознакомое произведение в дуэте с другим музыкантом, я могла бы исходить из позиции прошлого: «Надо было детальнее договариваться с ведущим» или «Зачем я вообще согласилась участвовать в передаче!». Однако ситуацию это бы не спасло. Я рискнула, потому что знала, что у меня достаточно мастерства и опыта, а главное, я знаю, что делать в сложных ситуациях. И вышла победителем!
Тайм-менеджмент
Неумение грамотно распределить время на подготовку — бич современного общества с его мультизадачностью и бешеным темпом жизни. Кто-то относится к авралам и подготовке в последний момент с легкостью, а кого-то такие ситуации выбивают из колеи.
Процитировать в Твиттере
Фактор времени — то, на что мы не можем повлиять, поэтому отношения с временем нужно строить нежно и аккуратно.
Я экспериментировала, нащупывая свои оптимальные сроки и режим подготовки. Отдавая предпочтение интересным репетициям с другими инструментами, я нередко промахивалась и поздно садилась за работу над сольными произведениями. И меня снова лихорадило от осознания того, что я не готова. Пелена перед глазами, ком в горле и ощущение безвыходности ситуации — нет, я не хочу к этому вновь возвращаться!
Я поняла, что качественная подготовка к выступлению занимает у меня не меньше месяца. Я стала заранее отсчитывать от выступления даже чуть больше — ведь обязательно найдутся неотложные внеплановые дела, которые не дадут позаниматься. Так пусть они будут запланированы. Таким образом у меня есть конкретная дата, когда я должна начать работать над конкретным репертуаром.
Справедливо, однако, общее правило, при котором чем меньше опыта, тем больше времени требуется на подготовку.
Предстоит ли вам провести презентацию, выступить с концертом или рассказать о своем бизнесе — в любом случае, для успешного выступления нужны прогоны. Двух-трех раз вполне достаточно: неважно, будет ли слушателем ваша бабушка, сосед, знакомая или все вместе. Важна ваша подача — не для себя, а для других. Помимо этого, запишите себя на видео. И даже если вы ненавидите, как смотритесь, это будет один из самых ценных для вас уроков. Вы увидите, как вас воспринимают со стороны и сможете подкорректировать подачу информации для лучшего восприятия аудиторией.
Стресс
Если вдуматься, что такое публичное выступление для нашего организма, становится понятно, почему у нас учащается сердцебиение, потеют ладони, а дыхание становится поверхностным. Со времен пещерного человека люди объединялись в группы, чтобы обеспечить себе выживание. А теперь представьте, что вы оказались перед толпой неизвестно как настроенных чужаков. Мозг реагирует на эту ситуацию страхом и выбросом адреналина в кровь — первый предупреждает об опасности, второй — чтобы смогли оперативно действовать.
Снизить уровень стресса на телесном уровне мне помогают простые дыхательные техники: минутное глубокое дыхание попеременно правой и левой ноздрей. Оно снижает частоту сердцебиения и помогает активизировать оба полушария мозга. Дыхание тесно связано с нашим сознанием и телом. Грамотно оперируя им, можно настроить себя на нужный лад.
Обрести внутреннее спокойствие, которое так необходимо перед выступлением, мне помогло упражнение «Секретный сад»: я нахожу укромный уголок, сажусь и, закрывая глаза представляю у себя в грудной клетке место — оазис спокойствия и безмятежности. Я нахожусь в нем, замечая пение птиц, тихую прохладу и умиротворяющий шум деревьев. Это ощущение защищенности, которое только что испытала в своем саду, я стараюсь сохранить как можно дольше.
Трансформация вместо борьбы
Испытывать страх — естественно. Это неотделимая часть нашего существа. Вместо того, чтобы бороться с ним, а соответственно и с собой, лучше превратить его в своего друга.
Благодаря страху я узнала себя. И поняла, что любая, пусть и неуютная ситуация — шанс научиться чему-то новому и вырасти.
Пройдя все этапы в одиночку — от борьбы к принятию и трансформации — я понимаю, как важно найти поддержку извне. Поэтому я стала консультировать и давать мастер классы не только музыкантам, но и всем, кому необходимо выступать перед аудиторией. Как работать со страхом сцены. Как сделать его своим союзником. Как из знака минус перевести его в плюс. И, самое главное, как окончательно и бесповоротно выбросить ту неактуальную коробочку со всем ее содержимым.
Процитировать в Твиттере
Жизнь без страха существует, стоит только по-настоящему ее захотеть.
Благодаря применению этих методов аудитория в шестьдесят тысяч человек больше не пугает, а вдохновляет меня!
Саморазвитие #Осознанность #Психология #страхи #Эмоции
Почему мы боимся: о природе страха публичных выступлений
Причины глоссофобии, как и других видов патологических страхов, могут быть скрыты в генетических и социальных аспектах.
Психологические характеристики родителей наследуются генетически и могут передаваться детям. Родители и дети имеют схожие страхи, определённые способы их восприятия, одинаковую силу реакции и степень «застревания». [2]
К социальным аспектам возникновения страха перед публикой относятся:
- чрезмерно строгое воспитание, запреты в детском возрасте («не выступай», «тихо сиди», «помолчи, когда разговаривают взрослые»);
- запугивания, угрозы со стороны родителей («будешь много болтать — оставим тебя одного дома»);
- отрицательный детский опыт (кто-то из одноклассников смеялся или передразнивал);
- излишняя восприимчивость к критике окружающих и активность «внутреннего критика»;
- низкая самооценка;
- повышенная чувствительность к стрессовым факторам. [2]
Каковы бы ни были причины вашего страха публичного выступления, вы можете его побороть.
Как заставить волнение работать на вас
Вы наверняка читали или слышали рекомендацию: «Будьте честны с аудиторией и заявите, что вы волнуетесь». Не соглашусь — это может быть неправильно воспринято вашими слушателями.
Если совсем тяжело, можете сказать, что для вас «волнительно выступать сегодня перед этой аудиторией» или «быть частью такого проекта». Подобные фразы носят более позитивный оттенок.
Тем не менее, даже в состоянии серьезного стресса, вы можете воспользоваться помощью зала. Что это значит?
Вовлекайте людей в свое выступление. Конечно, мы не говорим об изначально формальных докладах и отчетах, потому что здесь мало творчества. Речь именно о выступлении, об общении с аудиторией. Задавайте вопросы. Если формат мероприятия не предполагает ответов, то это может быть побуждение к действию. Например: «подумайте», «вспомните», «представьте», «а как это у вас было в первый раз»… Это тоже некий диалог с аудиторией. Попросить поднять руки, сделать еще что-то — отличный ход.
Несмотря на то, что мы взрослые люди, мы все любим играть. Когда вы вызываете эмоции, вас запоминают как правильного спикера.
Рекомендации психологов
Мастерство в искусстве публичных выступлений достигается за счет количества, перерастающего с каждым разом в качество. Каждый новый доклад или презентация будет сопровождаться все меньшей боязнью провала. Это еще один способ, как побороть страх сцены?
Начинать следует с мероприятий невысокого уровня. К примеру, краткое описание ближайшего семейного отпуска. Затем перестройтесь на других людей, постепенно увеличивая количество аудитории, по возможности.
Бичом многих ораторов является частое включение междометий. Несколько протяжных «ммм» или «эээ» не будут критичными для общей картины. Однако, сопровождение ими всех слайдов и отрывков программы только дезориентирует и отвлечет слушателей. Отказаться от этих слов-паразитов довольно сложно, особенно, если они стали неотъемлемой частью лексикона. В этом помочь сможет психолог. Как вариант, гипнотерапия, разрешающая на подсознательном уровне искоренить проблему.
Еще один способ искоренить «приставучие» междометия — применить методику разбивки, включающую в себя разделение доклада на короткие словесные блоки с небольшими паузами между ними. После пары смысловых предложений идет двухсекундный перерыв, после чего озвучивается еще два-три высказывания. Так речь получит заданный ритм, что позволит минимизировать внедрение паразитических слов.
Боязнь выступать публично называют страхом сцены. Она есть у многих, ее искоренение напрямую связано с поиском первопричины. Необходимо понимать, что презентации перед широкой аудиторией являются неотъемлемой частью карьерного роста. Осознание и избавление от проблемы — важный шаг для работы и внутренней уверенности.