Архетипы личности по Юнгу и Пирсон-Марру + тесты для их определения


Определение, что такое архетипы

Архетип в переводе с греческого означает первообраз, подлинник, оригинал. В настоящее время в психоанализе под архетипом понимают часть коллективного бессознательного в человеке. Это “темная” частичка личности, которая косвенно влияет на ее жизнь.

Вот такое не очень понятное определение. Давайте теперь разберем, так сказать, на пальцах, что же это за часть такая в каждом из нас.

Карл Густав Юнг – выдающийся ученик Зигмунда Фрейда, но он покинул своего учителя и создал уникальную школу – аналитическая психология. Именно он впервые использовал понятие архетипа.

По Юнгу это понятие означает, что мы имеем определенную тень от предков и когда попадаем в какую-то незнакомую ситуацию, по инерции поступаем так, как поступили бы наши предки. Это и есть влияние коллективного бессознательного на нашу жизнь. Были и последователи Юнга, которые дополняли его теорию про структуру личности. Но классический вариант – это именно его теория.

Я не буду вдаваться в сложные психологические понятия. Приведу пример.

Текла река, потом она по каким-то причинам высохла, но дно осталось с прежними буграми, впадинами, камнями. И когда через несколько лет открываются новые источники и вода начинает течь по дну высохшей реки, струйки воды текут так же, как и предыдущие, спотыкаясь о камни, быстро протекая по ложбинкам. Это “тень” реки.

Так и с архетипами. Есть такие, которые влияют на нас, хотим мы того или нет, например, Анима и Анимус, Самость, Тень, Персона. Влияние остальных архетипов зависит от сценария жизни человека, например, есть архетипы “Мудрый старик”, “Мать”, “Шут” и т. д.

Есть и другие типологии личности человека, но мы поговорим именно о теориях Юнга и Пирсон-Марра.

Понятие

В переводе с древнегреческого слово “архетип” означает “первообраз, подлинник”. В аналитической психологии данным термином называют часть коллективного бессознательного, которая представляет собой врожденную психическую структуру личности.

Согласна, пока не совсем доступно. Предлагаю начать разбираться поэтапно.

Понятие архетипа ввел в обиход швейцарский психиатр и педагог Карл Густав Юнг. Именно он стал основоположником аналитической психологии – направления, которое изучает глубинные мотивации человека на основе фольклора, мифов и сновидений.

Юнг был первым, кто предложил идею разделения человеческой психики на две части: сознательную и бессознательную. В первой находится все то, что мы можем осознавать: наши чувства, мысли, воспоминания. Во второй прячутся неподконтрольные сознанию процессы и явления, например, сновидения, интуиция, вдохновение, стереотипы и т. д.

Данную структуру психики можно сравнить со строением айсберга. Наверняка кто-то вспомнит из уроков географии, что на поверхности воды находится лишь 10 % ледяной глыбы, а 90 % скрыто под водой. Наше сознание – это лишь верхушка айсберга. Все остальное – это подсознание. Ему и была посвящена вся научная деятельность Юнга.

Части психики

Бессознательная часть человеческой психики тоже имеет свою структуру и разделена на два слоя:

  1. Индивидуальное бессознательное – это то, что человек наработал своим личным опытом.
  2. Коллективное – это продукт наследуемых структур мозга, который является общим для всех людей и основывается на опыте всего человечества в целом.

Коллективное бессознательное – это более глубокий слой нашей психики. Он как раз и состоит из архетипов.

Если простыми словами, то архетипы – это базовые образы, которые складывались многими и многими поколениями до нас. Они обладают следующими характеристиками:

  • устойчивы;
  • способны оказывать влияние на эмоциональное состояние человека и вызывать в нем те или иные реакции;
  • обладают набором как положительных, так и отрицательных качеств;
  • встречаются у всех народов и во все времена в виде мифов и сказок.

К примеру, герои народных сказок: Иванушка-дурачок, Царь-Государь, Ведьма, Снежная королева – все это архетипы. Герои мифов и легенд – богиня мудрости Афина, бог войны Арес и прочие – тоже являются архетипами.

Карл Густав Юнг различал архетипы и архетипические образы, называя первое понятие подобием неизменного скелета, а второе – содержанием, которое может изменяться в зависимости от окружения, истории семьи, народа. В классической психологии данные понятия не разграничиваются, а потому для более легкого понимания мы тоже будем рассматривать их как синонимы.

Теоретически архетипов может быть великое множество. К примеру, специалисты по системе Таро выделяют 22 архетипа в соответствии с числом старших арканов. Иными словами, классификация зависит от конкретной темы или ниши, в которой она используется. В статье мы рассмотрим только основные архетипы.

Структура личности К. Г. Юнга

Теорию архетипов понять несложно, главное – вникнуть, что автор хотел нам сказать о личности.

Архетипы личности по Юнгу
Архетипы личности по Юнгу

На вершине структуры мы видим слово “Эго”, его иногда заменяют на простое “Я”. Это сознание человека, то, что мы осознаем конкретно в этот момент. А именно: чувства (я голодный), мысли (Вот Ленка предательница, могла и предупредить), воспоминания (какое классное лето было, столько общения и путешествий!).

Рядом с “Эго” расположена “Персона”. Сюда наше сознание отбросило за ненадобностью не очень важные переживания. Например, я переживаю, что сестра приболела, но сейчас для меня важнее то, что я голодная. “Эго” и “Персона” связаны. Человек, когда надо, может без труда извлечь данные из своей “Персоны”. Также от этого архетипа зависит имидж человека, его социальный образ.

Потом переходим к среднему слою. Там нас встречает “Тень”. Именно здесь мы накапливаем обиды, страхи, переживания, которые наша психика, заботясь о нас, вытеснила. Тут хранится все, что противоречит нашим нынешним идеалам, установкам, то, что не может перенести наше “Я” и “Персона”. Здесь хранятся также наши комплексы.

После этого слоя следуют “Анима” и “Анимус”. Вот мы и подошли к коллективному бессознательному – эти самые архетипы, о которых мы и говорим. Здесь хранятся наши представления о мужчинах и женщинах, идеальном быте, социальных ролях и т. д.

Последний архетип – это “Самость”. Автор считает его самым важным, наиболее гармоничным, полным, всеобъемлющим. Он характеризуется самодостаточностью, целостностью. Это сердцевина личности. Он очень редкий и выражается в личности слабо. Но каждый должен стремиться его развивать, так как это приведет человека к любви к себе и полной гармонии.

Вот эта “распаковка” личности по архетипам Юнга дает возможность психотерапевтам качественно менять жизнь клиентов шаг за шагом, аккуратно пробираясь к установкам, которые прививались годами, поколениями, которые могут спровоцировать неудовлетворенность в нынешних отношениях и поиск несуществующих идеалов.

Итак, по Юнгу архетипы:

  • устойчивые;
  • всегда вызывают реакцию человека;
  • встречаются во всех народах в разное время;
  • влияют на эмоциональное состояние;
  • могут обладать положительными и отрицательными характеристиками;
  • отражаются в сказках, мифах.

Как определить свой архетип

Для начала хотела бы пояснить, для чего вообще нужно знать свой архетип. Еще раз напомню, что это базовые конструкты коллективного бессознательного, которые определяют тот или иной тип восприятия, переживаний и действий. По сути, это некие глубинные установки, которые определяют поступки и реакции человека.

В каждом из нас может быть заключено несколько архетипов или преобладать один. По идее Кэрол Пирсон, человек поэтапно проходит все 12 архетипов в зависимости от возраста. К примеру, Простодушный – это самый первый образ, который соответствует возрасту маленького ребенка, а Шут – завершающий образ, который приходит к нам в момент мудрой зрелости. Недаром говорят: “Старый, что малый”.

В соционике есть тесты, определяющие, какой тип личности преобладает в человеке. Зная свой доминирующий архетип, становится проще сформулировать собственные ценности, склонности, расставить приоритеты, узнать лучше себя и партнера, определить свои потребности в отношениях и т. д.

Пройти тест на архетипы, в том числе по дате рождения, можно в нашей отдельной публикации.

Интересно! В 2001 году вышла книга “Герой и бунтарь” Маргарет Марк, посвященная использованию архетипов в брендинге. По мысли автора, более конкурентоспособными становятся те компании, которые используют в построении своих брендов универсальные образы с отсылкой на архетипы.

Маргарет распределила выделенные Пирсон 12 архетипов на 4 мотивационные категории:

  1. Потребность в риске и мастерстве – архетипы Воин (BMW, Nike), Бунтарь (Harley-Davidson), Маг (Apple, Red Bull).
  2. Потребность в стабильности и контроле – Творец (LEGO), Опекун (Nivea), Правитель (Mercedes-Benz, Rolex).
  3. Потребность в независимости и самореализации – Простодушный (Coca-Cola), Искатель (Starbucks), Мудрец (Sony, Philips).
  4. Потребность в принадлежности и обладании – Шут (Ben & Jerry’s), Славный малый (Levi’s, IKEA), Любовник (Revlon, Playboy).

Кроме того, идею архетипов используют и стилисты, составляя гардероб в соответствии с тем или иным психологическим портретом.

Вам интересно будет узнать, что такое психологический портрет и как его составить.

Архетипы Пирсон-Марра

Усовершенствовали теорию об архетипах и их влияния на жизнь человека К. Пирсон и Х. Марр. Эти исследователи тайн души человеческой соединили классическую теорию Юнга с теорией базовых социальных мотивов Д. Мак-Клелланда, Х. Хекхаузена и теорией базовых человеческих потребностей А. Маслоу.

В итоге получилась очень интересная теория о 12 архетипах личности, которая успешно используется в брендинге и торговле. Давайте подробнее разберемся, что за она. Описание этих архетипов довольно интересное.

12 архетипов личности
12 архетипов личности

Искатель

Он старается понять и познать все в этом мире, найти себя, реализовать все, что в нем заложено. Искатель постоянно как “на гребне волны”. Он стремится к яркой, полной жизни, достижению новых вершин. Основные его характеристики:

  • амбициозность;
  • независимость;
  • честность перед собой и окружающими;
  • активность;
  • непереваривание скуки и однообразия;
  • способность идти на риск.

Среди знаменитостей известны такие “Искатели”: Евгений Баженов, Леонид Парфенов, Николай Фоменко.

Простодушный

Иногда называют “невинный”, “ребенок”. Такой человек наивно полагает, что в идеальном мире каждый должен быть “собой” и не нести за это ответственность. Он оттягивает принятие решений, надеется, что все “рассосется”. Он верит в лучшее и думает, что ему удастся идеализировать свою жизнь. Основные характеристики:

  • доверием и оптимизмом располагает к себе;
  • жизнерадостный;
  • искренне желает стать счастливым;
  • доверчивый и беззащитный;
  • желание дарить радость другим, нравиться им;
  • повышенный страх совершить ошибку и быть наказанным.

Среди знаменитостей “простодушные” прячутся. Но из героев фильмов можно назвать Доцента – простого воспитателя из детского сада. Людмилу из “Королева бензоколонки” и некоторых других.

Мудрец

Он же мыслитель и философ. Его главная задача в жизни – понять истину. Все его действия направлены на то, чтобы стать экспертом, узнать важное в этом мире. Обладает высоким интеллектом. Его пугают собственные ошибки в суждениях, боится обмануться в своих ожиданиях. Его привлекает больше теория, а не практика – много мыслей, но мало действий. Основные характеристики:

  • умеет мыслить критически;
  • опирается на знания, интеллект;
  • может всю жизнь изучать, так и не начав действовать;
  • умеет точно сформулировать свое мнение.

Этот архетип свойственен был Сократу, Галилею, Будде.

Герой

Это поистине Воин и Победитель. Вся его жизнь проходит в доказательстве миру, что он компетентен, значим, силен и имеет власть. Он склонен выбирать самые сложные пути, обладает бесстрашием и завидной силой воли. Все это использует для помощи окружающим. Боится, если назовут его трусом, не желает показывать свою слабость и уязвимость. Склонен к высокомерию, не может остановиться.

Характеристики:

  • храбрый;
  • жесткий;
  • целеустремленный;
  • дисциплинированный;
  • защитник;
  • решительный и настойчивый;
  • склонен делить мир только на черное и белое;
  • проявляется хвастливость.

Такой архетипичный образ часто встречается в фильмах, да и в жизни такие люди на виду, так как всегда готовы защитить слабых. Известны такие герои: Джеймс Бонд, Бэтмен и др.

Маг

Это харизматичный лидер, целитель, посредник. Он знает, как устроен мир, старается развивать науку, свое видение и внедрять его в практику. Но у него иногда проявляется “горе от ума” – становится манипулятором. Примеры таких личностей – политики с харизмой, руководители бизнеса, например, Билл Гейтс. Они оказывают мощное влияние на сознание и поведение человека.

Основные характеристики:

  • обаяние и харизматичность;
  • катализатор изменений;
  • умеет найти выход даже там, где его быть не может;
  • узнает все до мелочей, чтобы докопаться до истины.

Бунтарь

Его узнают в революционере, дикой женщине или мужчине. Это человек, неприспособленный к жизни по правилам. Ему важно разрушить то, что не работает. Но подсознательно боится оказаться бессильным или непоследовательным. Его можно охарактеризовать:

  • стремится сломать все, что не на пользу ему или кому-то другому (именно отсюда идут новые реформы, полезны они или нет, но главное – сломать);
  • стремится к радикальной свободе;
  • постоянный дух революции;
  • имеет желание шокировать окружающих;
  • может действовать, казалось бы, в безвыходных ситуациях;
  • умеет не горевать за прошлым, а отпускать и начинать новое.

Можно назвать главных революционеров и попасть в точку: с таким архетипом жил Робин Гуд, Зорро, Жанна Д’Арк, Мартин Лютер и др.

Следующие три архетипа выделены на основе потребности в принадлежности и любви, а также социальном мотиве в аффилиации (помощи другим).

Любовник

Основная цель таких людей – добиться чувственного удовольствия. В любых отношениях они стремятся сделать переживания, работу и обстановку приятной. Самое страшное для них – остаться в одиночестве, стать нелюбимым. Но этот тип опасен тем, что “бросая себя в ноги” к окружающим, такой человек рискует потерять свою индивидуальность.

Основные характеристики:

  • жажда эмоций, удовольствий;
  • романтичная натура;
  • стремится любить и получать любовь;
  • такие люди больше легкомысленны, они делают ставку на внешнее, чем на содержание человека, его мировоззрение и ценности.

Ярким примером из мифа является древнегреческая Алкиона – она бросилась в море от огромной любви к мужу. Похоже, что с этим архетипом мы встречаем Мерлин Монро. Сейчас многие современные певцы и певицы делают ставку именно на этот архетип, являясь или не являясь таковыми. Это то, что вызывает эмоцию, чувство эстетики, поэтому сексуальность и чувственность делает их популярными.

Славный малый

Это абсолютно простой, “усредненный” человек, реалист, работяга, который хорошо выполняет свои обязанности, с желанием поддерживает общение и всего добивается сам, независимо от того, получается это у него или нет. Такие люди характеризуются:

  • непринятием высокомерия со стороны окружающих;
  • воспринимает всех наравне, может и с себя посмеяться когда надо;
  • добропорядочный гражданин;
  • у него нет притворства, он прямолинейный;
  • надежный;
  • предсказуемый;
  • желает быть принятым обществом, поэтому будет защищать это общество;
  • но не верит, что что-то хорошее может прийти само;
  • похож на осиротевшего ребенка, которому нужно рыть землю для счастья.

Этот архетип хорошо выражен в роли Семена Семеновича Горбункова в фильме “Бриллиантовая рука”.

Шут

Это душа компании, благодаря которой в обществе всегда смешно, весело и интересно. Он ради веселья может постоянно смеяться над другими, абсолютно все переводить в шутку. Такие люди заряжают других своим весельем, но рискуют в этом веселье впустую прожить жизнь. Они характеризуются:

  • стремлением жить в настоящем моменте, наслаждаться им и не думать о последствиях;
  • легкомыслием;
  • желанием принести в мир больше яркости и юмора;
  • импульсивностью и спонтанностью.

Самым ярким представителем этого архетипа во все времена является Чарли Чаплин. Но после прочтения его письма к своей старшей дочери я поняла всю глубину этой личности.

И последняя триада архетипирования людей основана на потребности в безопасности и мотивации к власти.

Заботливый

Это образ самоотверженной сиделки, честного полицейского, жертвенного учителя. Такие люди спешат одарить всех своей заботой, а нужна она кому-либо или нет – уже не важно. Они склонны:

  • помогать окружающим бескорыстно;
  • сопереживать;
  • проявлять щедрость и благородство;
  • проявлять способность идти на разные жертвы ради других людей;
  • могут попадать в ловушку, когда другие начинают нагло пользоваться их добротой и сочувствием;
  • иногда навязывают свою заботу, даже когда у другого человека нет в этом потребности.

Среди известных людей “заботливого” можно увидеть в Матери Терезе, принцессе Диане, а также прообраз этого архетипа есть в древнегреческой мифологии – богиня плодородия Деметра.

Творец

Его можно увидеть в известных музыкантах, художниках, мечтателях. Они – двигатели прекрасного на земле. Их желание – создать вечные ценности сквозь века проходящие, они свое творчество в мышлении преобразуют в реальность, даря другим эстетическое удовольствие. Их может сломить вечное стремление к совершенству, не достигая его, они рискуют впасть в депрессию, заниматься ложным творчеством.

Их характеристики:

  • экспериментаторы, новаторы в своем деле;
  • амбициозны, артистичны;
  • богатое воображение;
  • не терпят посредственного отношения к делу, заурядности;
  • фантазеры, мечтают создать что-то ценное, вечное.

Среди известных личностей можно вспомнить Томаса Эдисона, Пабло Пикассо, Людвига ван Бетховена.

Правитель

Название говорит само за себя. Это политики, руководители, ответственные граждане. Их цель – контролировать все и вся. Они боятся хаоса, потерять контроль над чем-то и свое место у власти. Их привлекает статусность, престиж и богатство. Характеристика:

  • стремятся к лидерским позициям;
  • стремятся получить власть и контроль;
  • умеют брать на себя ответственность;
  • соответствуют только собственным ценностям;
  • желают создать успешное общество, семью, государство;
  • испытывают неприязнь к тем, кто нарушает порядок и их каноны.

Известными “правителями” являлись Нерон (но он обладал теневой стороной – правитель-тиран), Маргарет Тэтчер, Уинстон Черчилль, Иосиф Сталин и др.

Это 12 основных архетипов личности, на основе которых создаются бренды, рекламные акции для продвижения разных товаров. Об этом ниже.

Зная свой архетип, вы можете успокоиться, например, что никаких вершин вам достигать и не надо, как этого требуют окружающие, или сможете создать что-то свое и этому посвятить время. Это поможет вам найти цель в жизни.

Охваченность архетипом

Чрезмерное отождествление сознания с архетипическим образом говорит об «охваченности архетипом». Иногда, это, действительно, похоже на одержимость, когда кажется, что какая-то инородная суть завладела психикой человека и управляет им. На самом деле, это похоже на правду. Во время охваченности архетипом индивид теряет осознанный контроль, и власть над его поведением оказывает в руках бессознательного, инстинктивного.

При этом сами архетипы объективны, а в символике архетипических сюжетов лежат истинные причины явлений. Этот механизм объясняет, почему некоторые сны могут носить предостерегающий или вещий характер.

Мать в образе ведьмы или отец с головой и копытами козла — такие сюжеты в сновидении могут трактоваться как предупреждение об искажениях в восприятии реальности спящего. Подсознание располагает более полной информацией о действительности. И то и дело, оно пытается достучаться до сознания во сне, посылая ему знаки, призванные уберечь его от формирования ложных убеждений в реальности. Такие сновидения нередко сняться людям, чьи отношения с родителями приняли искусственную форму доброжелательности, например, в последствии воспитания по модели гиперопеки — удушающей заботы. Такие клиенты на приеме у психолога удивляются, почему горячо любимая мать является в их сновидении в образе злобной колдуньи. Однако, это явный признак вытеснения определенных мыслей и чувств человека в отношении матери в данном случае на уровень подсознания.

Тесты

После такого подробного описания логично будет поинтересоваться, как узнать свой архетип личности. И у меня для вас отличная новость – это можно сделать в онлайн-режиме. Итак, определяем свой архетип:

  1. Ваш психологический архетип – от вас требуется ответить на 20 вопросов, заполняя окошки со словами “правда” или “ложь”. Тест поможет определить тип личности по Пирсон-Марру.
  2. Тест на архетип – здесь вы отвечаете на 72 вопроса и изучаете свою личность по теории Юнга. Результат исследования приходит на электронную почту.
  3. Архетип личности женщины – адаптированный под представительниц прекрасного пола тест, чтобы понять свой архетип. Здесь названия немного изменены, соответственно, и характеристики будут немного отличаться.
  4. Какой архетип определяет вашу личность? – экспресс-тест, который помогает быстро определить ваш тип, который влияет на ваши решения и ваше поведение. Состоит всего из 9 вопросов.

Остальные интересные тесты смотрите в подборке тестов на архетип личности.

Власть над архетипами

Осознание системы собственных архетипов дает человеку власть над ними. В умении распознавать и расшифровывать архетипы осуществляется связь двух, ранее разделенных, сфер души человека: сознания и бессознательного. Эта связь в теории Юнга отображена в архетипе целостности или «Самости».

Трактовка и анализ собственных архитипических снов и представлений — путь к личностному развитию и духовному росту.

Понимание языка подсознания дает доступ к истинным причинам явлений и жизненных ситуаций, зашифрованных в архетипах. Осознание – возможность для обретения человеком свободного выбора. Только через осознание влияния архетипов возможно проявление индивидуальности, которое не опосредовано бессознательными иррациональными мотивами. С точки зрения Юнга, индивидуальность – антипод архетипичности. Проявляя свою индивидуальность в осознанном выборе, человек уходит от заданных шаблонов поведения. Этим он выражает творческую суть. Индивидуация– это путь эволюции души. Это путь от охваченности архетипами до достижения целостности, когда сознание и бессознательное сливаются в едином ядре личности.

Архетипы Юнга
Мандала — символ архетипа Самости.

Архетипы в маркетинге

Это отдельная область прикладной психологии. По типам личности созданы маркетинговые системы разработки брендов. Здесь основной акцент делается на желаниях клиентов и потребителей.

Например, известный бренд Apple основан на теге “запретный плод сладок”, поэтому упор делается на потребителей с архетипом “Искателя” и “Мага”. А LEGO – на “Творцов”. Playboy любят читать “Любовники”, а Puma носят бунтари.

Архетипы – это прообраз глубин нашей психики, которые сопровождают нас в течение жизни и даются от предков.

Архетип Тени

Тень формируется из установок и склонностей, которые были переданы нам по наследству, но которые мы сами в себе не приемлем. Все, что кажется нелицеприятным и неэстетичным; все, что мы привыкли скрывать от общества за масками благопристойности, формирует архетип Тени.

Юнг заключил: то, что было отвергнуто на уровне сознания, уходит в сферу бессознательного. И оттуда, уже через архетип Тени продолжает свое воздействие на психику и поведение. Чем активнее работает вытеснение, тем больше становится Тень, и тем чаще и сильнее она вмешивается в сознательную жизнь.

архетипы юнга
Архетип Тени в образе Мефистофеля (слева) из романа Гёте «Фауст».

Однако, хотя Тень и представляет темный аспект личности, ее цели вполне конструктивны.

Своим вмешательством в сознательную жизнь Тень направляет личность в сторону удовлетворения его подавленных желаний и высвобождения невыраженных эмоций. В конечном итоге, вмешательство Тени должно привести личность к осознанию и принятию своей теневой стороны. В ином случае, происходит то, что Юнг называл «затоплением сознания архетипическим бессознательным содержанием». Проще говоря, психозом.

Тень напоминает о себе как через символику внутреннего мира (сновидения), так и в реальных фигурах мира внешнего (люди, которые нам по неизвестным причинам не нравятся). Она может преследовать человека в кошмарах в олицетворении демона или чудовища. Но может проецироваться и на окружающих. Так, иногда мы можем встретить в окружающих качества, которые спровоцирует нашу Тень на действия. И тогда, ведомый гневом и обидой индивид поддается бессознательному влиянию Тени и начинает совершать неадекватные поступки, что часто выражаются в агрессивном поведении, злословии, недоброжелательности. При этом негативные эмоции, которые мы испытываем в отношении других людей – результат встречи «Я» с собственной подавленной теневой стороной. Недаром у духовных практиков существует рецепт: если что-то в этом человеке тебя раздражает, поищи в себе.

архетипы юнга
Символически встречу с Тенью обозначают взглядом на собственное отражение.

Книги

Чтобы дополнить свои знания по этой теме, можете изучить интересные книги. А, и еще, кто думает, что архетип можно определить по дате рождения, – не занимайтесь ерундой! Это не гадание, а тайны личности, а личность у всех разная, со своими родителями и предками. Итак, книги:

  1. Анна Шарлай “Архетипы и образы”.
  2. Евгений Спирица “Архетипы. Как понять себя и окружающих”.
  3. Валерий Байдин “Архетипы и символы русской культуры. От архаики до современности”.
  4. Кристи Лоовус “Архетипы вечности”.

Архетип Персоны

Персона – это посредник между «Я» и внешним миром, набор масок, за которыми скрывается Тень. Фактически, этот архетип – социальный аспект личности. Все самое лучшее собрано в нем. С другой стороны, это – только образ, который выбирает личность, чтобы быть принятой социумом. И под эту задачу он скрывает свою темную сторону, вытесняя ее в Тень.

архетипы юнга
Социальные модели поведения диктует человеку Персона — лицо личности

Но вот тот, кем овладевает архетип Персоны, превращается в очень удобного и безликого человека, лишенного индивидуальности и живущего не свою жизнь.

Примеры архетипов, описанных Юнгом

АрхетипОпределениеСимволы
АнимаБессознательная женская сторона личности мужчиныЖенщина, Дева Мария, Мона Лиза
АнимусБессознательная мужская сторона личности женщиныМужчина, Иисус Христос, Дон Жуан
ПерсонаСоциальная роль человека, проистекающая из общественных ожиданий и обучения в раннем возрастеМаска
ТеньБессознательная противоположность того, что индивид настойчиво утверждает в сознанииСатана, Гитлер, Хусейн
СамостьВоплощение целостности и гармонии, регулирующий центр личностиМандала
МудрецПерсонификация жизненной мудрости и зрелостиПророк
БогКонечная реализация психической реальности, спроецированной на внешний мирСолнечное око

Юнг полагал, что каждый архетип связан с тенденцией выражать определенного типа чувства и мысли в отношении соответствующего объекта или ситуации. Например, в восприятии ребенком своей матери присутствуют аспекты ее актуальных характеристик, окрашенные неосознаваемыми представлениями о таких архетипических материнских атрибутах, как воспитание, плодородии и зависимость.

Далее, Юнг предполагал, что архетипические образы и идеи часто отражаются в сновидениях, а также нередко встречаются в культуре в виде символов, используемых в живописи, литературе, религии.

В особенности он подчеркивал, что символы, характерные для разных культур, часто обнаруживают поразительное сходство, потому что они восходят к общим для всего человечества архетипам.

Например, во многих культурах ему встречались изображения мандалы, являющиеся символическими воплощениями единства и целостности “Я”. Юнг считал, что понимание архетипических символов помогает ему в анализе сновидений пациента.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]