Одаренность – результат воспитания или врожденная особенность

Выявление и развитие одаренных детей – приоритетное направление современной системы образования. Оно осуществляется на всех уровнях: детский сад, школа, училище, университет. Открываются новые центры для одаренных, перестраиваются программы общеобразовательных учреждений. Важно как можно раньше распознать одаренность и помочь ребенку в социализации.

Что такое одаренность

Дадим определение понятиям «одаренность» и «одаренный». Одаренность – это, согласно определению из психологии, врожденное свойство психики, которое развивается в течение всей жизни индивида. Это выдающиеся способности, которые позволяют добиться больших, чем у других людей, успехов в одном или нескольких видах деятельности.

Одаренные дети – это ученики и воспитанники, которые выделяются на фоне других своими достижениями, действиями, суждениями, интересами, привычками. Или у которых невооруженным глазом видны предпосылки к выдающимся достижениям в одной или нескольких деятельностях.

Условия, влияющие на одаренность:

  • генетический фактор, то есть врожденные предпосылки, задатки;
  • социокультурная среда, условия развития;
  • активность личности и тяга к саморазвитию.

Развитие одаренности зависит не только и не столько от врожденных характеристик (задатков), сколько от слаженных действий родителей и педагогов, активности самого одаренного. Без активной работы задатки не перерастут в способности, а способности не станут талантом, он не превратиться в гениальность. На 99 % одаренность зависит от социальных и психологических факторов. Одаренность и способности – это разные стадии одного и того же (задатков).

Так какова характеристика одаренности, это врожденное или приобретенное качество? И то и другое. Это врожденные задатки, которые под влиянием среды становятся приобретенными способностями, знаниями, умениями и навыками, которые обуславливают талант, а он одаренность. Без благоприятных условий она не разовьется. Особое внимание нужно уделить развитию способностей в детском возрасте, это сензитивный период.

Что же такое одаренность? В психологии существуют два противоположных мнения. Одни психологи считают, что все индивиды от рождения являются одаренными и каждого воспитанника можно развить до этого уровня. Другие полагают, что часть людей имеет предпосылки к одаренности, их нужно найти и развить. Истина посередине: многие имеют склонность к потенциальной одаренности, но на практике реальные результаты показывают только некоторые из людей.

Некоторые воспитанники не могут раскрыть потенциал из-за внутренних барьеров или проблем в развитии, например, из-за заикания, конфликтности, стеснительности. Другие отстают в школьной программе, но дома сами организуют деятельность и добиваются в ней больших успехов. Если психологи, родители, педагоги помогут воспитаннику избавиться от барьеров, то он сможет раскрыть потенциал.

Форма проявления одаренности

Как уже говорилось ранее, формы и виды одаренности у детей проявляются по-разному. Так, выделяют явную и скрытую одаренность.

Явная — ее можно заметить довольно рано, поскольку талант проявляется очень ярко, здесь ничего не зависит от того, в каких условиях живет малыш и занимается ли с ним кто-то. Психолог или специалист по одаренности детей может безошибочно определить явные наклонности ребенка к тому или иному виду деятельности, разработать программу занятий с ним.

Скрытая форма одаренности проявляется таким образом, что даже при наличии большого таланта у ребенка он не будет заметен окружающим. Довольно часто случается так, что талантливого ребенка просто вносят в список бесперспективных детей и его талант не раскрывается. С чем это связано? Сложно сказать однозначно. Скорее всего, здесь многое зависит от характера ребенка, от того, как он воспитывался в семье, поощряли ли его за какие-либо достижения, либо постоянно указывали на беспомощность. Идентифицировать таких детей в коллективе очень трудно, это сложная работа, которая требует много времени и усилий.

Виды одаренности

Психолог В.И. Панов выделил следующие виды одаренности детей и их характеристики:

  1. Общая. Все способности развиты одинаково хорошо, индивид может добиться успеха во всем.
  2. Художественная. Бывает музыкальной, изобразительной, сценической. Встречаются смешанные типы, например, художественно-литературная.
  3. Практическая. Воспитанник отличается высокой осведомленностью в своих достоинствах и недостатках, умении использовать как слабости, так и сильные стороны. Этот вид часто остается незамеченным. Или его принимают за социальный тип, частью которого он и является.
  4. Общая интеллектуальная и академическая. Личности с таким типом способностей быстро овладевают понятиями, легко запоминают, анализируют, перерабатывают информацию. Это позволяет добиваться успеха во многих видах деятельности.
  5. Специальная. Выдающиеся знания, умения, навыки, способности в одной из сфер. Ученик легко решает проблемы, придумывает стратегии поведения в рамках конкретной деятельности.
  6. Творческая одаренность. Это нестандартное мышление, поведение, восприятие – вот что отличается школьника с таким типом развития способностей. Он выделяется из толпы, кто-то считает его странным, а кто-то называет неудачником. Это любознательные личности с выраженной познавательной активностью. Творчество может раскрыться в любой деятельности.
  7. Интеллектуальная одаренность. Это способность добиваться больших высот в обучении. Такие ученики легко и с интересом анализируют информацию, изучают и сравнивают факты. У них высокий уровень интеллекта.
  8. Академическая. С интересом и легкостью усваивают школьную программу. Из таких воспитанников получаются хорошие специалисты.
  9. Спортивная. Быстрые, ловкие, сильные, умелые – так можно охарактеризовать этих учеников. Их спортивные достижения выделяются на фоне показателей остальных воспитанников.
  10. Организаторская. По-другому ее называют лидерской или социальной. Этот вид помогает ладить с людьми, организовывать их для какого-то дела, помогать им. Такие индивиды в будущем могут найти себя в педагогике, психологии, социальной работе.

Для ученика с лидерскими способностями характерны следующие особенности:

  • высокий уровень интеллекта;
  • умение принимать решения;
  • ответственность;
  • высокая способность к адаптации;
  • умение работать с абстрактными понятиями;
  • уверенность;
  • терпимость;
  • альтруизм;
  • толерантность.

Кроме названных 10 видов психологи выделили еще один тип – скрытая одаренность. Ученик отличается от остальных, его деятельность своеобразна, но это не выделяется явно. Обычно такие личности одержимы каким-то одним делом, это похоже на фанатичное отношение к чему-либо.

Психология рассматривает одаренность как отклонение в психическом развитии. Одаренность в психологии – это пример положительной девиации, то есть это отклонение от нормы, но в лучшую сторону. Однако оно скрывает риски и опасности, особенно при дисгармоничном развитии.

Степень сформированности одаренности

Типы и виды одаренности детей дошкольного возраста и школьного мы рассмотрели. Но теперь хотелось бы более подробно рассказать о степенях ее сформированности. Их выделяют всего две: актуальная и потенциальная.

Актуальная одаренность — это тот уровень развития способностей у ребенка, который мы можем видеть сегодня. Иными словами, это то, чего он уже добился в определенном направлении, те умения и знания, которые он может свободно применять на практике. Здесь рассматривается и то, насколько смог обогнать ребенок своих сверстников в изучении той или иной области знаний. Однако здесь большее внимание уделяется не познавательной деятельности, а таланту.

Потенциальная одаренность наблюдается у тех детей, которые имеют высокий потенциал и способны развиваться в том или ином направлении, но в силу каких-либо обстоятельств не могут этого сделать. Почему же они не реализуют себя? Здесь есть множество причин: трудные жизненные обстоятельства, нерадивые родители, которые не имеют желания заниматься с ребенком, отсутствие мотивации у ребенка и желания заниматься чем-либо. Потенциальную одаренность не всегда можно увидеть просто так, порой она выявляется только после проведения определенных тестов и наблюдений.

Особенности одаренного ребенка

Чем отличается одаренный ученик от способного и образованного? Мотивацией. Одаренным воспитанникам интересно содержание, а не оценки. Они легко признаются в том, что чего-то не понимают, не боятся пробовать и проигрывать. Им интересен сам процесс обучения, поиск ответов на вопросы.

Не существует единого портрета одаренного ребенка. Однако принято выделять гармоничный тип одаренного и дисгармоничный. Рассмотрим их подробнее.

Гармоничный тип развития

Физическое, психическое, интеллектуальное развитие гармонично сочетается, соответствует друг другу. При этом физическое, психическое и интеллектуальное развитие соответствует личностному развитию. Такие индивиды быстро адаптируются к школе, показывают одинаковые успехи по всем предметам. Во взрослой жизни они быстро и легко находят свое призвание, легко сходятся с другими людьми.

Особенности одаренных личностей с гармоничным типом развития:

  • творческая активность;
  • склонность выражать свои идеи, мнение и отстаивать его;
  • использование инновационных методов, выход за рамки требований задания;
  • высокий уровень самоорганизации, саморегуляции;
  • высокий уровень самостоятельности, в том числе при выборе заданий, выполнении новых заданий;
  • познавательная мотивация и активность выше, а деятельность продуктивнее, если педагоги, родители не мешают своей помощью, советами;
  • повышенная любознательность;
  • перфекционизм (без контроля педагогов, родителей, психологов превращается в самоедство, неспособность закончить начатое);
  • интерес к проблемам, познавательная мотивация, которая не снижается даже при встрече с трудностями;
  • независимость от мнения других;
  • непосредственность и непредсказуемость.

Таким ученикам нужно давать свободу, поощрять инициативность и самостоятельность. Они сами выбирают программу обучения, предметы для углубленного изучения, дополнительные занятия. Как и другим, им нужен наставник, но именно наставник, а не учитель. Такие педагоги должны обладать другим уровнем знаний, умений и навыков. Они не только должны быть в состоянии сами ответить на каверзные вопросы ученика, но и помочь ему освоить методы самообразования. Научить поиску информации через исследования, интернет, общение с другими людьми.

Дисгармоничный тип

Со стороны такие ученики похожи на детей с задержкой развития или на детей с ускоренным развитием. Специфика в том, что их развитие происходит неравномерно. То есть выдающиеся способности в чем-то одном сочетаются с сильнейшей инфантильностью в другом. Например, высокий интеллект сочетается с бытовой инфантильностью. Или ребенок не умеет читать, но отличается творческими способностями в рисовании. Или он обладает высокими интеллектуальными, творческими способностями, но совершенно незрелый психически, конфликтный, не может адаптироваться, отличается психической нестабильностью. Такие дети попадают в группу риска, сталкиваются с психологическими, психосоматическими и психопатологическими проблемами. Их жизнь нельзя назвать легкой и беззаботной.

Характеристика личности с дисгармоничным типом развития:

  • интеллектуальные и творческие способности заметно опережают эмоциональное, физическое, социальное развитие;
  • ярко выраженная дифференциация интересов, отвечающая выраженным способностям;
  • доминирование личных интересов в системе ценностей, притом интерес и ценность представляет конкретный вид деятельности, это похоже на одержимость;
  • завышенная или нестабильная самооценка (то завышенная, то заниженная);
  • перфекционизм и чрезмерно высокая требовательность к себе, которая приводит к неудовлетворенности собой;
  • склонность ставить недостижимые цели, расстраиваться из-за неудач;
  • повышенная впечатлительность и чувствительность;
  • повышенное чувство ответственности, которое приводит к самобичеванию, чувству вины, депрессиям;
  • повышенная возбудимость, склонность к аффектам;
  • стеснительность и замкнутость;
  • предрасположенность к психосоматическим заболеваниям;
  • одержимость той деятельностью, к которой есть способности, и которая легко получается;
  • недостаток саморегуляции, волевых качеств для организации другой деятельности;
  • избегание занятий спортом;
  • успешнее усваивают и воспроизводят знания, нежеле придумывают что-то инновационное, но при подходящих условиях обучения эта проблема решается.

Дети с дисгармоничным развитием склонны к истерическим и инфантильным реакциям. Например, они могут остро отреагировать на критику, замечание. Такие дети часто оказываются в конфликтах с учителями, одноклассниками.

Сфера проявления

Виды одаренности детей дошкольного возраста и школьного различаются и по широте проявления. Выделяют общую и специальную одаренность.

Первая проявляется в различных видах деятельности, то есть ребенок может браться за работу из разных сфер жизни и выполнять ее на отлично без всяких подсказок и рекомендаций от взрослых. Общая одаренность — это слаженная работа эмоциональной и мотивационной сферы. Поскольку ребенок точно знает, чего он хочет и какими путями он может добиться положительного результата.

Вторая форма — специальная. Несложно понять, что она проявляется лишь в каком-то определенном виде деятельности. Например, ребенок может преуспевать в рисовании или же быть хорошим математиком с малых лет. Способности к тем или иным наукам чаще передаются по наследству, но что касается творчества, то здесь многое зависит от восприятия ребенка, его фантазии, стремления воплотить свои переживания и мысли в реальные образы. Так появляются великие художники и музыканты, которые переносят все свои мысли на холст или же нотный стан.

Особый вид специальной одаренности — социальная. Это дети-лидеры, которые добиваются высоких результатов в политике, занимают высокие должности в коллективе. Не каждый человек умеет красиво и правильно говорить. Может быть, для кого-то это станет удивлением, но для этого нужен талант, которым обладают далеко не все, и талант этот необходимо постоянно развивать.

Признаки одаренности

В педагогике принято говорить не «одаренный ребенок», а «ребенок с признаками одаренности». Дело в том, что детская одаренность отличается от взрослой одаренности непостоянством, динамичностью признаков. Неожиданно все признаки могут пропасть, а ребенок, которого считали одаренным, становится среднестатистическим.

Признаки одаренности ребенка:

  • высокий уровень выполнения деятельности;
  • специфические стратегии деятельности (обеспечивают особую продуктивность и высокое качество);
  • склонность все делать по-своему, поиск инновационных способов решения задач;
  • выход за рамки первичных целей и особенностей деятельности при помощи инноваций;
  • высокий уровень саморегуляции и самоорганизации;
  • склонность тщательно анализировать задачу перед принятием решения, заниматься рефлексией;
  • системное мышление (способность видеть предмет, проблему в условиях разных связей);
  • способность структурировать деятельность, сворачивать и разворачивать узкие сферы знаний для поиска решений в нужный момент;
  • легкость перехода к обобщению и интерпретации единичных предметов, явлений;
  • способность быстро осваивать любой вид информации в той сфере, которая интересна ребенку;
  • выдающиеся способности в чем-либо, например, феноменальная память, наблюдательность, способность в уме производить сложные вычисления и прочее.

Особого внимания требует мотивационная сфера ребенка. С раннего возраста одаренные дети отличаются склонностью к самообучению. Задача родителей, педагогов – создать условия, в которых ребенок сможет заниматься тем, что ему интересно.

Признаки выдающихся способностей в мотивационной сфере:

  • повышенный интерес и восприимчивость к отдельным видам деятельности (физическая, познавательная, художественная и прочее) или к отдельным предметам и их свойствам (звуки, цвета, растения и т.д.);
  • повышенная любознательность, добровольный выход за рамки установленных заданий;
  • выраженная заинтересованность, одержимость каким-либо видом деятельности, предметом или каким-либо делом (упорство, трудолюбие, поиск проблем и их нестандартного решения);
  • склонность к перфекционизму, совершенству;
  • склонность ставить сложные цели, упорно добиваться их своим трудом;
  • высокая самотребовательность.

Сами по себе названные признаки не являются строгими критериями одаренности детей. Более того, они часто встречаются не все или отличаются противоречивостью. Однако наличие хотя бы одного из названных признаков – это повод понаблюдать за ребенком, обратить на него особое внимание.

Педагог А.И. Доровской определил развитие признаков одаренности по возрастам:

Заметить признаки можно в ходе наблюдения за ребенком в какой-либо деятельности. Для более точного определения способностей, которые заподозрили в ходе наблюдения, используют психологические опросники и другие методики.

Типы и виды одаренности. Психологические особенности личности одаренных детей.

Типы и виды одаренности. Психологические особенности личности одаренных детей.

Как правило, среди дошкольников одного возраста всегда выделяются дети, которые:

  • на занятиях все легко и быстро схватывают;
  • знают многое о таких событиях и проблемах, о которых их сверстники не догадываются;
  • быстро запоминают услышанное или прочитанное;
  • решают сложные задачи, требующие умственного усилия;
  • задают много вопросов, интересуются многим и часто спрашивают;
  • оригинально мыслят и предлагают неожиданные ответы и решения;

В дошкольном детстве можно выделить несколько ступенек способностей.

Каждая ступенька — это путь восхождения воспитанника ДОУ к вершинам своего развития.

Первый этап (2-3 года)

— накопление эстетических переживаний, настроений, эмоций. Первые сенсорные впечатления.

Второй этап (3-4 года)

— погружение в деятельность. Начальные признаки природного потенциала. Ребенок данного возраста очень активен, он с интересом берется за любое дело, не зависимо от уровня его сложности и новизны.

Третий этап (4-5 лет)

— интерес, желание, творческий поиск. Главное на данном этапе поддержать ребенка, помочь ему определиться.

Четвертый этап (5-6 лет)

— яркие проявления природного потенциала. Если на предыдущих этапах деятельность затевается ребенком просто ради самой деятельности, то теперь ребенок стремится к достижению результата в ней, прилагая максимум усилий, для того чтобы деятельность была успешной.

Пятый этап (6-7 лет)

— Данный этап характеризуется тем, что у отдельных детей происходит яркий расцвет способностей, уровень развития которых может говорить о наличии у них определенной степени одаренности.

Пятый этап развития детских способностей — это подготовительная к школе группа. Уровень развития способностей некоторых детей уже достаточно высок. Им становится «тесно» в детском саду, они готовы сделать первые шаги в мир.

Признаки одаренности проявляются в реальной деятельности ребенка и могут быть выявлены на уровне наблюдения за характером его действий.

Признаки одаренности охватывают два аспекта поведения одаренного ребенка: инструментальный и мотивационный.

Инструментальный

характеризует способы его деятельности.

Мотивационный

– это отношение ребенка к действительности и к своей деятельности.

Инструментальный

аспект поведения одаренного ребенка описан следующими признаками:

  • Быстрое освоение материала и высокая успешность его выполнения;
  • Использование нестандартного мышления для решения каких-либо задач;
  • Новаторство

Мотивационный

аспект поведения описан следующими признаками:

  • Повышенная избирательная чувствительность к действительности (знакам, звукам, цвету, техническим устройствам, растениям и т.д.) либо определенным формам собственной активности (физической, познавательной, художественно-выразительной и т.д.), сопровождающаяся, как правило, переживанием чувства удовольствия.
  • Повышенная познавательная потребность,

    которая проявляется в ненасытной любознательности.

  • Ярко выраженный интерес к тем или иным занятиям или сферам деятельности, высокая увлеченность каким-либо предметом, погруженность в то или иное дело.
  • Высокая требовательность к результатам собственного труда, склонность ставить сверхтрудные цели и настойчивость в их достижении, стремление к совершенству.

Формы проявления одарённости:

— Явная одаренность

(обнаруживает себя в деятельности ребенка достаточно ярко и отчетливо, в том числе и при неблагоприятных условиях; достижения ребенка очевидны).

— Скрытая одаренность

(проявляется в замаскированной форме). Причины, скрытой одаренности ребенка заключаются в ошибках, допущенных взрослыми при его воспитании и развитии, в особенностях его взаимодействия с окружающими людьми, в специфике культурной среды (освоение норм поведения). Выявление детей с таким типом одаренности – длительный процесс с использованием комплекса методов анализа поведения ребенка, включения его в различные виды деятельности, организации его общения с одаренными взрослыми, обогащении его индивидуальной жизненной среды.

Широта проявлений одаренности в различных видах деятельности.

— Общая (умственная) одаренность

проявляется по отношению к различным видам деятельности и выступает как основа их продуктивности. Умственная активность и само-регуляция – ее основополагающие предпосылки. Общая одаренность определяет уровень понимания происходящего, глубину мотивационной и эмоциональной вовлеченности в деятельность, степень ее целенаправленности.

— Специальная одаренность

проявляется в конкретных видах деятельности и определяется в отношении отдельных областей (поэзия, музыка, живопись, математика, спорт, одаренность в сфере лидерства и т.д.).

Особенности возрастного развития одаренных детей.

Ранняя одаренность.

Примером ранней одаренности являются «вундеркинды» (чудесный ребенок) – это дети, как правило, с чрезвычайными успехами в каком-либо определенном виде деятельности – музыке, рисовании, математике, поэзии, танце, пении и т.д. Особое место среди таких детей занимают интеллектуальные вундеркинды. Для них характерно раннее (с 2-3 лет) освоение чтения, письма и счета; высокое развитие познавательных способностей (блестящая память, высокий уровень абстрактного мышления и т.п.); выбор сложной деятельности по собственному желанию (например: пятилетний мальчик составляет собственную энциклопедию по истории и т.п.).

Поздняя одаренность.

Проявление одаренности на более поздних возрастных этапах. Существует связь между возрастом, проявлением одаренности и областью деятельности. Наиболее рано одаренность проявляется в сфере искусства, особенно в музыке, несколько позднее – в сфере изобразительного искусства, позднее – в науке (в виде выдающихся открытий, создания новых областей и методов исследования), что связано с необходимостью приобретения знаний, без которых невозможны научные открытия. Раньше других при этом проявляется математическая одаренность.

Типы и виды одаренности.

Академическая одаренность

. Она включает в себя 2 вида:

мотивационно – личностные характеристики и

способности к обучению. Для таких детей характерна: отличная память; красивая и грамотная речь; разносторонняя любознательность; наблюдательность; знание того, что не подвластно еще его ровесникам; высокая обучаемость; широкий кругозор.

Творческая одаренность

поделена на виды:
художественная, вокальная, литературная, артистическая, конструкторская
Как правило, для творчески одаренного дошкольника характерно, то, что он:

• зациклен на деятельности, интересующей его в данный момент, ничего не замечая вокруг;

• находится в плену своей всепоглощающей любознательности, способствующей многообразию его деятельности;

• пытается внести в интересующую его деятельность свои идеи и осуществить ее, как сам считает нужным (новаторство);

• способен найти оригинальный результат, к которому идет своим путем;

• независим в своих суждениях, а иногда и поступках;

• не поклоняется, как многие другие дети, авторитетам взрослых, из–за чего нередко раздражает окружающих его людей;

• любая игра для него не просто забава, а возможность для внесения в нее своих творческих изменений;

• таких детей выделяет среди других тонкое чувство юмора.

•из всех занятий предпочитает рисование и лепку;

• экспериментирует с пластилином и глиной;

•способен слушать музыку часами;

• очень любит музыкальные занятия в группе;

• не просто рисует, а задумывается о композиции картинки;

• не считает рисование и лепку обычным занятием, относясь к ним очень серьезно;

•легко запоминает и прекрасно декламирует стихи.

Психомоторная одаренность и ее виды: спортивная и хореографическая.

Дошкольник, одаренность которого проявляется в этой сфере, чаще всего:

• увлечен деятельностью, связанной с участием общей и мелкой (кистей рук) моторики;

• опережает своих сверстников в развитии двигательных навыков;

• имеет хорошую зрительно–моторную координацию;

• с удовольствием участвует в физкультурных занятиях (любит бег, прыжки и т. д.);

• с удовольствием занимается в танцевальных кружках;

• имеет хороший музыкальный слух, чувство ритма;

• обладает большой физической выносливостью.

Коммуникативная одаренность и ее виды: социально-личностная и лидерская.

• не теряется в новой для него обстановке, вступая в контакт с незнакомыми людьми;

• легко и быстро адаптируется к новым ситуациям;

• легко общается с детьми и взрослыми;

• легко находит себе друзей;

• лидер в общении с ровесниками;

• сочувствует и сострадает им;

• инициатор различных игр;

• готов принять на себя ответственность за происходящее, в котором он принимает участие;

• не подчеркивает своего превосходства над детьми, считающими его своим лидером;

• популярен в среде ровесников и окружающих его взрослых людей;

• имеет организаторские способности;

• обладает большинством качеств характера человека, которого принято считать социально активным.

Из всех описанных выше типов при поступлении ребенка в детский сад, прежде всего, бросается в глаза интеллектуальная одаренность малыша. Но в то же время — это не основной и не единственный признак одаренности, так как нередко и при не слишком высоком уровне развития интеллекта человек может достичь очень многого.

Психологические особенности личности одаренных детей

. Психологическое развитие одаренных детей отличается от развития «среднего» ребенка. И они имеют ряд характерных особенностей:

  • Такие дети хотят добиваться успехов в учёбе и приобретать знания, не воспринимая это как насилие над собой.
  • Способны к самостоятельным действиям благодаря приобретённым ранее умственным навыкам.
  • Умеют критически оценивать окружающую действительность и проникать в суть вещей и явлений.
  • Погружены в философские проблемы, касающиеся вопросов жизни и смерти, религии и сущности мироздания.
  • Не довольствуются поверхностными объяснениями, даже если они кажутся достаточными для их сверстников.
  • Постоянно стремятся к самосовершенствованию и стараются всё делать максимально хорошо (перфекционизм). Отсюда — постановка завышенных целей и тяжёлые переживания в случае невозможности их достижения.
  • Могут полностью концентрировать внимание и погружаться в проблему, подавляя любые «помехи».
  • Способны фиксировать свой опыт и применять его в экстремальной ситуации.
  • Занятие для них особенно интересно, когда имеет место поисковая и исследовательская ситуация, импровизация и парадоксы
  • Умеют выделять главное в проблеме и в жизни, необходимое в данный момент для самореализации.
  • Лучше других своих сверстников способны раскрывать отношения между явлениями и сущностью, использовать логические операции, систематизировать и классифицировать материал.
  • Остро переживают несправедливость в случае нарушения морально-нравственных норм и отношений.
  • Для одаренных детей, как правило, характерны преувеличенные стра­хи, поскольку они способны вообразить множество опасных последствий.
  • Чрезвычайно восприимчивы к неречевым проявлениям чувств окру­жающими.
  • Хорошо развито чувство юмора. Талантливые дети обожают несооб­разности, игру слов, часто видят юмор там, где сверстники его не обнаруживают. Юмор может быть спасительным щитом для тонкой психики, нуждающейся в защите от болезненных ударов, наносимых менее восприимчивыми людьми.
  • У них очень часто возникают проблемы со сверстниками

    . Одаренные дети страдают от непринятия их сверстниками, что может повлечь развитие негативного восприятия себя. Чтобы этого не произошло, ребенку с самого раннего возраста необходимо общение с такими же одаренными детьми.

  • Очень высокий энергетический потенциал и малая продолжительность сна. Эти свойства проявляются с раннего детства: в младенчестве продолжительность сна меньше 20 ч, а дети постарше быстро отказываются от дневного сна.
  • Тонкая моторика по сравнению с познанием не очень развита. Резать и клеить для одаренного ребенка намного сложнее, чем производить вычисления. Надо знать, что подобное психомоторное развитие для детей дошкольного возраста нормально, оно ни в коем случае не замедленно, однако такая неровность в развитии ведет к раздражительности одаренного ребенка.

Хотелось бы отметить, что поведение одаренного ребенка совсем не обязательно должно соответствовать одновременно всем вышеперечисленным признакам. Поведенческие признаки одаренности вариативны и часто противоречивы по своим проявлениям, поскольку в сильной мере зависимы от социальной среды, в которой растет и развивается ребенок. Тем не менее, даже наличие одного из этих признаков должно привлечь внимание педагога. И мотивировать его на тщательный и длительный по времени анализ каждого конкретного индивидуального случая.

В заключении хочется сказать, что при работе с детьми педагогу следует руководствоваться следующими правилами:

  • помоги, но не навреди.
  • заинтересуй, но не настаивай.
  • учитывай индивидуальность.

Материал подготовила: педагог – психолог МДОАУ № 99

Васильева Е.С.

Развитие одаренности

Принято выделять два типа одаренности: ранняя и поздняя. В первом случае таких детей называют вундеркиндами. Их одаренность заметна уже в 2–3 года. Они рисуют как художники мирового уровня, разговаривают на нескольких языках, пишут стихи, производят сложные вычисления. Иногда таких детей еще называют индиго. Раньше всего себя проявляет одаренность в искусстве, особенно в музыке. Позже всего – одаренность в науке (открытия).

Известны случаи, когда одаренность проявилась в 16-18 лет. Согласно одной из теорий, в каждом одаренном ребенке словно записана программа, которая определяет, когда и какие способности проявят себя. Раньше «записанного» времени одаренность нельзя «вытащить». Однако многое зависит от условий воспитания. Если они будут неподходящими, то выдающиеся способности так и останутся нераскрытыми.

Какие условия семейного воспитания способствуют развитию одаренности:

  • познавательная активность родителей;
  • совместная деятельность родителей и ребенка;
  • совместное решение, обсуждение проблем, выходящих за рамки быта;
  • содержание обучения и развитие ребенка имеет больший приоритет, нежели отметки по учебе;
  • близкие, доверительные, теплые отношения с ребенком;
  • предоставление самостоятельности и поощрение инициативы;
  • внимание к ребенку;
  • вся семья признает ценность образования.

Нельзя воспитать одаренного ребенка в условиях гиперопеки, авторитаризма, попустительского стиля воспитания. Демократический стиль воспитания – оптимальный вариант.

Условия школьного обучения для развития одаренности:

  • предоставление свободы;
  • ориентация школьной программы на ближайшую зону развития (чуть сложнее актуальных возможностей, чтобы ребенок хотел преодолевать трудности, сохранял мотивацию и интерес);
  • свобода в самовыражении, особенно в выражении мнения на уроках, оспаривании теорий и чьих-то взглядов.

Как в семье, так и в школе важно относиться к ребенку с уважением. Развитие и обучение одаренного ребенка всегда требует строго индивидуального подхода. За составлением индивидуальной программы сопровождения родители могут обратиться в ПМПк – психолого-медико-педагогический консилиум в школе или в детском саду. Или к штатному психологу. Одаренные дети должны обучаться в специальных центрах, школах с углубленным изучением отдельных предметов.

Ранняя и поздняя одаренность

Здесь внимание обращают на то, как идет психическое развитие ребенка, а важным показателем считаются возрастные этапы, на которых видны первые проявления одаренности. Все эти наблюдения проводятся для того, чтобы не пропустить тот самый момент, когда малыш проявит свой талант — нельзя проморгать и загубить способности. Иногда ребята не сразу проявляют себя, поэтому определенные виды одаренности детей школьного возраста могут проснуться у подростка, а иногда и уже у взрослого человека.

Всем известно понятие «вундеркинд» — это ребенок, который проявил свои высокие способности в раннем возрасте. Обычно вундеркинды даже не успевают пойти в школу, как уже добиваются высоких результатов в математике, танцах, пении или других видах деятельности.

Особое внимание уделяется малышам, которые уже в два или три года показывают высокие результаты в какой-либо науке. Они сразу выделяются среди остальных, поскольку способны быстро запоминать стихотворения или цифры, умеют складывать на уровне третьего класса в свои три года. Проявление того или иного вида одаренности во многом зависит от возраста. Первыми проявляются способности к музыке, немного позднее можно заметить талант художника. Интеллектуальные способности могут показать себя немного позже в силу того, что требуется некоторое время, чтобы изучить материал, освоить все необходимые навыки. Если судить по биографиям великих ученых, то среди научных талантов первым проявляется математический, а уже позже все остальные.

Проблема детской одаренности

Какова проблема одаренности детей? Если родители, психологи и педагоги замечают одаренность, создают условия для ее развития, то такие дети живут счастливее своих сверстников. Они добиваются больших высот в учебе, а потом и на работе, у них успешнее и легче складывается личная жизнь. Они легко адаптируются к жизненным изменениям, стойко переносят трудности. Но если одаренность остается не выявленной, условия развития и обучения не соответствуют особенностям ребенка, то ему приходится столкнуться с рядом трудностей:

  • программа обучения кажется скучной и неинтересной, что отражается на успеваемости и дисциплине;
  • творчество и потребность в самореализации уходит в деструктивное русло, например, хулиганство, зависимости, другие девиации;
  • возникают проблемы в сфере социального взаимодействия, общения;
  • наблюдается эмоциональная и психическая нестабильность.

Одаренный ребенок чувствует, что он не такой, как все. В обычных условиях, в которых ему скучно, встречаются две модели поведения: он ведет себя высокомерно, часто конфликтует или он замыкается в себе, изолируется от общества сверстников.

Вспомним о том, что одаренность чаще всего проявляется в одной сфере, что такие дети избирательны в активности. То есть они могут проявлять интерес и успевать по одному предмету, но при этом не дотягивать даже до тройки по другим. За это их ругают учителя, родители. Таким образом, одаренные дети входят в группу риска по школьной дезадаптации и негативным девиациям. Непринятие учителями и сверстниками, проблемы с профессиональным самоопределением, конфликты, травля, одиночество – малая часть того, с чем сталкивается одаренный ребенок. В этом и состоит проблема детской одаренности.

Развитие

Развитие предполагает систему методов, которые стимулируют мыслительные процессы ребенка. Стратегии являются пусковым механизмом генерации новых идей, повышают эффективность решения задач творческого характера.

Мозговой штурм

Метод был создан американским психологом А. Осборном. Предполагает внедрение группового мышления, отличающегося креативностью. Для решения задачи предлагается множество вариантов, как положительных, так и отрицательных.

Все решения подвергаются серьезному анализу, после чего самые необычные воплощаются в жизнь. Способ позволяет выйти за рамки стандартного мышления и проявить оригинальность.

Синектика

Образовалась на основе мозгового штурма. Ее создателем является психолог Д. Гордон. Основу метода составляет поэтапный отбор учащихся.

Предполагается 3 этапа:

  • Первый. Производится оценивание знаний и опыта
  • Второй. Раскрывается творческий потенциал.
  • Третий. Анализируются способности коммуникации.

Участником синектического метода можно стать только после успешного прохождения всех этапов. Он предполагает не высказывание идей, а разработку того или иного варианта на основе имеющихся знаний и опыта.

Благодаря коллективному сотрудничеству могут быть предложены оригинальные и смелые решения. Отрицательной стороной метода является падение продуктивности, что объясняется быстрым привыканием друг к другу членов группы.

Многомерные матрицы или метод «морфологического ящика»

Впервые метод был предложен американским психологом Бернсом, который стремился повысить эффективность производства. Данный подход был усовершенствован американским физиком Ф. Цвикки. Суть заключена в комбинации известного старого с неизвестным новым.


В этом случае используются не метод проб и ошибок. Подразумевается целостный комплекс связей, который подлежит вычислению при помощи матричного анализа проблемы. Способ дает возможность генерирование новых идей. Есть и отрицательный момент: чем сложнее задача, тем труднее найти оптимальное решение.

Инверсия

Основой метода является французский диалектик Гегель. Любое явление может быть познано противоположными процессами мышления: логикой и интуицией, статикой и динамикой, анализом и синтезом. Способ дает возможность нахождения креативных идей при решении проблемы.

Развивающие игры

С этим понятием связан термин «раннее развитие детей». Основу метода составляют труды психологов и педагогов Монтессори, Домана, Никитина, Зайцева и Скрипалева.

Развивающие игры позволяют усовершенствовать навыки. В процессе игр происходит тренировка мышления, изобретательности, воображения и креативности.

Одаренность в психологии предполагает различные темпы развития ребенка. Это могут быть скачки и замедление. Каждый возрастному периоду присущи свои преимущества и своеобразие. Одаренность — это базис, на котором могут проявиться выдающиеся способности.

Проблемы гениев и особенности работы с ними

Гениальные дети могут быть очень замкнутыми, или наоборот, лидерами, могут быть тихими и энергичными. Но они в любом случае будут выделяться среди остальных.

Поведенческие проблемы одаренных детей проявляются в форме сложной социализации. Из-за их умственного развития, которое превосходит развитие остальных, им неинтересно общаться с одногодками. При этом, одноклассники тоже видят разницу, видят, что ребенку все легко удается, или он несколько странный, или его слишком сильно любят учителя. Это вызывает негатив по отношению к гению, возникают проблемы одаренных детей, связанные с невозможностью общаться в социуме. Но не у всех гениев есть такие трудности, это зависит от развития их психики. Она может развиваться дисгармонично, тогда в коллективе появятся проблемы, или гармонично, и тогда у ребенка будет много друзей.

Но трудностей не избежать, если ребенок учится в обычной школе. В ней процесс обучения ориентирован на обычных учеников, соответственно, потребность выдающихся детей в творчестве, инициативе и самостоятельности не закрыта. Но психологические проблемы одаренных детей можно решить при использовании правильного педагогического подхода. Именно поэтому лучше отдавать их учиться в адаптивные школы, где педагоги учитывают особенности работы с одаренными детьми и добиваются хороших результатов.

Чем одаренные дети отличаются от умных

Также нужно отметить, чем способный ребенок отличается от одаренного. Одаренный ребенок — это не тот, который старательно трудится и у него хорошо получается. Такие ученики называются способными. Одаренные же наоборот быстро теряют интерес к учебе и часто успеваемость их ниже средней. К ним нужен особый подход, так как хорошие оценки и похвала часто не мотивируют (как правильно найти подход к таким детям читай тут hedclub.com/ru/). А так как дети сразу же знают ответы на большую часть вопросов учителя, они теряют интерес и погружаются во внутренний мир, кажутся замкнутыми и невнимательными. Именно это и есть проблема детской одаренности. Уроки им обычно не нравятся, так как мало кто из учителей знает, как правильно работать с особым ребенком. В результате на занятиях гении больше задают вопросов, чем дают ответов, причем вопросы могут быть такими, что даже опытный педагог растеряется.

И получается, что учителям нравится работать со способными детьми, а не с одаренными. Способные школьники быстро схватывают материал, любят учиться, хорошо социализированы. А составляя характеристику одаренного ребенка, скорее стоит сказать, что оригинален, а не способен. Но, все выдающиеся люди, такие как Никола Тесла, Исаак Ньютон, Леонардо да Винчи и наши современники Стив Джобс и Илон Маск скорее всего тоже были такими учениками и имели особенности одаренных детей.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]