Тема свободы в рассказе Горького «Старуха Изергиль»


Психология свободы. Реальна ли свобода?

Свобода личности или свобода индивида

В ощущении свободы кроется колоссальный потенциал жизненной энергии, мотивирующий людей на поступки, на выражение своей воли и желаний, раскрытие всей глубины своей личности.

Психология свободы занимается изучением понятия свободы в процессе принятия человеком жизненных решений, как человек понимает свободу, как он переживает ощущения свободы и несвободы.

При этом рассматривается две основные теории свободы: ее поиск и бегство от нее.

Свобода личности – это не цель, а, скорее, открытый путь к возможностям для осуществления своей мечты и жизненной цели. Если человек знает, что делать со своей свободой, он будет счастлив, получив ее. При этом свобода может быть как внешняя, так и внутренняя. Внешняя свобода, или физическая — это отсутствие материальных препятствий. Т.е.

В течение всей жизни мы выбираем действия, слова, людей, отношения, дом, собаку, одеяло, под которым спим, утреннюю газету, мороженое в магазине. И если мы чувствуем, что делаем выбор, который нам нравится, то ощущаем, что живем хорошо. Мы довольны тем, что с нами происходит, не чувствуем, что чем-то ограничены.

Психологи утверждают, что выбор у человека есть всегда, но то, что он выберет, зависит от того, насколько в нем присутствует эта внутренняя свобода.

Есть и другая, обратная сторона отношения к свободе: когда человек боится ее, не знает, что с ней сделать. Психология свободы предполагает, что иногда человеку нужны этические, моральные, ценностные ограничения для того, чтобы выбрать жизненный путь, модель поведения, определиться со своими целями и быть счастливым.

При мысли об абсолютной свободе такие люди теряются и начинают пугаться, потому что внезапно ощущают, как прочная основа из правил, воспитания, важности мнения окружающих уходит из-под ног. Для них свобода может стать источником страданий, разочарования, болезненных эмоций, изоляции и одиночества

Он есть, он реален, но человеку страшно принять его, поэтому ему проще сказать, что он несвободен в своих решениях в силу обстоятельств.

Таким образом, свобода – это возможность осуществления своих желаний, но она не является гарантией того, что все непременно получится.

К ней нужно относиться внимательно и вдумчиво, ведь зачастую наша свобода действительно заканчивается там, где начинается свобода другого человека.

Это закон гармоничного сосуществования людей на Земле, который не стоит игнорировать. Он и делает нашу свободу достаточно условной.

Скачать данный материал:

Бывает ли безусловная свобода

В рамках идеального мира да. Никто не способен ограничить полет мысли. Однако к реальной жизни это понятие неприменимо. Абсолютная или безусловная свобода личности, конечно, заманчива. Но сама идея имеет ряд недостатков. К примеру, невозможность стать свободным от своего тела, совести, дисциплины или ответственности. Такие состояния могут причинить вред и самому человеку, и тем, кто его окружает. В любом случае свобода наделена конкретикой и определенностью. Поэтому она не безусловна, а относительна. Но это не значит, что постоянно есть какие-то ограничения. Часто они не более, чем расширение возможностей. Получается, нет необходимости стремиться к абсолютной свободе личности. Это иллюзия.

Свобода для подвигов

Несмотря на высокую потребность в свободе, мужчина также обладает и «инстинктом возвращения»

Мужчине важно вернуться, вернуться в свой дом, к своей женщине и ребенку

Его влечет не только сексуальный инстинкт, но и психологическая потребность в постоянном доме. Даже кочевые племена переносят свой дом с собой. Мужчине нужно постоянство и предсказуемость в пространстве дома. Это создает для него безопасность, в противовес опасному, изменчивому, непредсказуемому миру, с которым он (в отличие от женщины) постоянно имеет дело, отходя от дома далеко, изучая новые пространства. Это постоянство и предсказуемость дома и создает женщина.

Мужчине важно «отправляться на подвиги» в большой мир, и, если он откажется от свободы и «подвигов», он лишится самоуважения, да и женщине будет трудно уважать партнера, прячущегося от трудностей в маленьком замкнутом мирке семьи. Не нужно пытаться символически запереть его дома, не отпускать

Вместо этого можно сместить акцент: создать такое пространство дома, символическое пространство отношений, в которое мужчине после «подвигов» захочется возвращаться.

Выстраивая отношения в паре, важно всегда помнить, что, только уважая партнера, можно получить ответное уважение

Главные черты свободного человека

Самодостаточность и свобода — два понятия, которые тесно взаимосвязаны. Одно без другого существовать просто не может. Но кто такой самодостаточный человек? Это личность, сформированная на основе собственных взглядов. Мнение такой личности зависит только от ее анализа ситуации и сделанных выводов. Время распределяется в соответствии с собственными потребностями, выделяется материальная и духовная независимость от других людей. Жизнь такой личности наполнена смыслом, оптимизмом, уверенностью в завтрашнем дне.

Открытость подразумевает способность человека быть готовым к изменениям. Он без труда впускает в свою жизнь нововведения, которые должны помочь приобрести желаемое. Главное, не пасовать перед возможными трудностями и суметь себя заставить выйти из зоны комфорта.

Уникальность — неотъемлемая черта свободных людей. Она подразумевает возможность обладать определенным набором качеств, присущих далеко не каждому. Что значит быть свободным в разрезе уникальности? Ответ кроется в умении делать собственный выбор, несмотря на существующие тенденции. Например, мода диктует свои правила в одежде, макияже, стиле и прочем, но только свободный человек может отказаться от так называемой диктатуры моды. Он в состоянии принять решение, не оглядываясь на чужое мнение. Сделать это довольно сложно, но ведь в этом кроется вся разгадка, поэтому приобретение свободы — тяжелый труд.

Свобода выбора

Свобода личности или свобода индивида

Есть ли у человека Свобода Выбора? В праве ли он самостоятельно выбрать свой путь или всё предначертано? Карма передается в наследство от предыдущей жизни или от родителей?

Интригующие вопросы, на которые у многих уже есть свои ответы.

Кто-то утверждает, что всё прописано и мы лишь марионетки сценария, кто-то будет копаться в прошлой жизни, некоторые просто скажут повезло, не повезло.

У каждого своя правда, но от этого не легче, конечно пока у тебя не появится своя, а это уже твой свободный выбор. В общем предлагаю абстрагироваться от всех канонов и самостоятельно выяснить свой ответ.

Кого ты винишь когда жизнь переходит в чёрную полосу? Когда депрессия? Когда нет денег и ничего не получается? Продажных политиков? Жадного начальника? Может Бог виноват в том, что ты не можешь разобраться в системах экономики и целепостановках? При чем тут это, спросишь ты. Ведь они реально все виноваты, только не Я.

Ничего не смущает? Человеку свойственна первичная реакция на не соответствующие представлению событие реагировать недовольством и обвинением.

Эта характеристика зарождается ещё в самом детстве из-за сверх опеки родителей и по сути депрессии и истерики это претензия человека, который возмущен, что что-то случилось не так, как он этого хотел бы.

Свобода выбора ответственности, вот вся суть личностного успеха. Посчитай количество выборов, который ты делаешь за день? А за месяц или год? Просыпаться рано или поздно? Читать книгу или посмотреть шоу по тв? Купить абонемент на йогу или за те же деньги сходить в ночной клуб? Свобода выбора измеряется ответственностью в соответствующем жизненном выборе.

«Мы сегодня, являемся следствием нас вчера и причиной нас завтра»

​А.Менегетти

Получается так, что каждый наш выбор является причиной нашего будущего и будущего наших детей. Конечно есть люди, которые в силу разных причин не могут взять за себя полную ответственность — это маленькие дети.

«Дети всегда «святы». Если они и болеют, то только потому, что испытывают конфликтное влияние со стороны близких взрослых людей. Психологическая практика свидетельствует, что за каждым больным ребенком просматривается влияние несчастного взрослого человека. И лишь излечив взрослых, можно гарантировать здоровье детей.»

Психология обнаружила, что человек во взрослом возрасте сохраняет усвоенные в детстве модели поведения, и если это поведение ошибочно, то оно остается таковым на протяжении всей жизни. Если его не изменить…

Как понять собственную свободу

проблема свободы личности

Задайте себе 4 вопроса:

  1. Самостоятельный ли я человек? На ваше мнение и поступки не должны влиять внешние факторы. Учитесь, развивайтесь, смело идите вперед. Останавливаться на достигнутом никак нельзя.
  2. Есть ли у меня любимое занятие или хобби? Человека, который не любит работу, вряд ли можно назвать свободным и счастливым. Поэтому задумайтесь, можно ли ваше хобби сделать постоянным источником дохода.
  3. Много ли времени я уделяю чтению? Начните с книг, посвященных саморазвитию и самопознанию. Свободы они, может, и не прибавят. Но вы точно будете знать, куда двигаться дальше.
  4. Могу ли я управлять своими эмоциями? Это, наверное, самый сложный навык.

Свободный человек обладает всеми перечисленными умениями. Он живет так, как считает нужным. Ориентируется только на свои ценности и приоритеты, оставляя позади мнение окружающих. Вы действуете точно так же? Значит, вас можно поздравить. Вы – свободная личность.

Свобода или ответственность

Свобода личности или свобода индивида

Определение свободы человека менялось на протяжении веков. В современном понимании о нем впервые заговорили в период Ренессанса. Именно тогда людей стали считать высшей ценностью, а их свободу — неотъемлемым правом.

Во времена господства протестантской реформации слово «свобода» немного изменило свое значение. Оно подразумевало возможность найти свой путь к Богу и по-своему трактовать Библию.

Начиная с 19 века, свобода личности стала синонимом самовыражения. Под ней подразумевалась экономическая стабильность, возможность самостоятельно выбирать религию, манеру поведения, круг общения.

Ничего не изменилось и в наши дни

Свобода личности занимает важное место в устройстве общества. Индивид волен сам расставлять приоритеты, выбирать цели и методы их достижения

Но есть одно условие. Ваша свобода должна гармонично сосуществовать со свободами других людей. Это называется ответственностью. Более свободный — равно более ответственный человек. Обратная ситуация называется произволом.

Теория основы

Известные общественные и культурные деятели описывали свободу личности по-разному:

  1. Возможность действовать в согласии со своими интересами и целями. Белинский.
  2. Отсутствие политического и экономического гнета, ограничений в политической и общественной жизни и деятельности класса или общества в целом. Добролюбов.
  3. Отсутствие рабства и крепостной зависимости. Чернышевский.
  4. Личная независимость, самостоятельность. Отсутствие зависимости или стесняющей связи. Возможность поступать так, как хочется. Достоевский.
  5. Легкость, отсутствие затруднений. Л. Толстой.

Часто свободу личности связывают с волюнтаризмом и фатализмом. Первое слово действительно имеет отношение к свободному человеку. Это стремление достичь поставленных целей, не обращая внимания на объективные обстоятельства и последствия. Фатализм – прямо противоположное волюнтаризму понятие. По мнению фаталистов, личная свобода каждого индивида – это не что иное, как утопия. Жизнь человека заранее предопределена внешними факторами. Изменить их нельзя. Как обстоят дела на самом деле?

Долой ограничения!

Русская воля – именно «свобода от», стихийный порыв, и никакого конструктивного продолжения не предусматривает. Вообще борьба с любыми ограничениями – яркая психологическая черта нашей нации (что не исключает также свойственной нам готовности подчиняться – как известно, крайности сходятся). «Пристрастие к алкоголю, так характерное для России, означает, с точки зрения психологии, именно отказ от самоконтроля.

А самоконтроль – это одно из ограничений, только не внешнее, а внутреннее. Мы же стремимся избежать любого управления собой».

Искать причины этого явления – задача для масштабных исследований. Но можно предположить, что наше упрямое стремление к «свободе от» при отсутствии «свободы для» связано с историей. Крепостное право – а фактически рабство – было отменено в России только в 1861 году, позже, чем в европейских странах. К тому же свободу (со множеством оговорок) спустили сверху, а не завоевали снизу. Вряд ли это лучший способ: не бывает свободы без освобождения. У нас же путь к обретению свободы и к умению ей распоряжаться во многом так и остался непройденным.

Проблема свободы в философии

Следует заметить, что в философии проблема свободы осмысляется обычно по отношению именно к человеку, к его поведению. В природе свобода рассматривается как «непознанная необходимость», случайность. Свое развитие интересующая нас проблема получила в таких вопросах, как свобода воли и связанная с ней ответственность человека. Также затрагивалась проблема самой возможности быть свободным, говорили о свободе как о силе, которая регулирует общественные отношение. Наверно, ни один философский вопрос не обладает таким большим политическим и социальным звучанием, как интересующий нас. Очень важно определить, кто такой свободный человек и можно ли вообще считать людей свободными. Почему? Давайте разберемся.

свободный человек

Дом, в который хочется возвращаться

А вот мужчине в древности выпала другая роль – защитника и добытчика. Он должен быть максимально свободен, для того чтобы эти функции выполнять, охватывать максимальное пространство в своих поисках, добывать как можно больше пищи – и как можно лучшую пищу. Так что потребность мужчины в свободе выше, чем у женщины.

Нельзя привязать мужчину к себе, ограничить его. Это символически его «кастрирует» (лишит мужественности, он перестанет ощущать себя мужчиной) или вовсе убьет, как в фильме «Из Африки». Что делать?

Вместо того чтобы ограничивать и привязывать к себе мужчину, женщина может выстроить отношения так, создать атмосферу в доме такую, чтобы мужчина раз за разом хотел туда возвращаться. Причем добровольно, а не в силу обязательств или безысходности. Для этого женщине нужна уверенность в себе, контакт со своей женственностью. Тогда она будет ждать мужчину спокойно и расслабленно, не переживая и не названивая на мобильный.

Значение решения проблемы свободы и необходимости

Огромное практическое значение имеет философское решение проблемы соотношения в поведении и деятельности личности таких понятий, как «свобода души» и «необходимость». Это важно в первую очередь для оценки поступков людей. Данную проблему не могут обойти стороной ни право, ни мораль, поскольку нельзя говорить о юридической и нравственной ответственности за поступки без признания свободы отдельной личности. Если люди действуют всего лишь по необходимости, а свобода души у них отсутствует, то теряет смысл вопрос об ответственности человека за свое поведение. Тогда «воздаяние по заслугам» является либо лотереей, либо произволом.

Стабильная цифра

Через несколько лет социальная ситуация в стране резко изменилась. Многие жизненные ориентиры и нормы просто исчезли, им на смену пришли совершенно другие общественные требования. «Когда мы повторили свои эксперименты в середине 1990-х годов, – рассказывает Дмитрий Леонтьев, – мы увидели, что подростки стали другими. Свобода и ответственность перестали быть главными параметрами

, и мы уже не обнаружили прежней четкой структуры».

С тех пор аналогичные исследования проводили несколько раз с участием подростков из различных социальных групп, от воспитанников детских домов и до детей из благополучных семей. И каждый раз четко определялся только один тип: автономный. «В том-то и дело, что это – свободные люди, которые не зависят от пертурбаций социума и окружающей среды», – объясняет Дмитрий Леонтьев. Во всех группах и на всех временных этапах число принадлежащих к автономному типу оказывалось примерно одинаковым – 25%.

Можно предположить (хотя такой вывод будет заведомо слишком смелым), что эта цифра и указывает процент потенциально свободных людей в обществе. Во всяком случае, в России.

Опрос

53%

россиян считают, что «государство должно запрещать книги и фильмы, которые оскорбляют нравственность». Причем число тех, кто так думает, растет с 2002 года, когда за жесткую цензуру выступали 43%. И лишь 18% сограждан полагают, что «любая цензура недопустима, человек должен сам решать, что ему читать и смотреть».

43%

склонны отказаться от свободы слова и гражданских прав, в частности от возможности ездить за границу, если государство обеспечит им достойную зарплату и пенсию. Решительно не согласны на такой «обмен» 20% опрошенных.

57%

выступают за то, чтобы власти более жестко контролировали экономику и политическую жизнь в стране, и лишь 34% опрошенных хотели бы от руководства страны, чтоб им предоставили «свободу заниматься своими делами и следить только за тем, чтобы они не нарушали закон».

По данным опросов «Левада-центра» в июне 2013 года.

Международный журнал

Актуальна ли тема свободы в наше время, ведь у каждого человека менялось свое мировоззрение на понятие свободы. Свобода это не только то, что мы делаем, это еще и возможность к творчеству. Иногда мы путаем свободу с волей. Так что же такое свобода? Какие субъективные и объективные факторы на нее влияют? Какие нужны условия духовного развития и творчества для человека? На эти актуальные проблемы постараемся ответить, рассмотрев для начала, какие же факторы влияют на мировоззрение свободы.

Выделим субъективные факторы:

1. Смысл жизни для человека. Это критерий, который важен для каждой личности. Ведь у каждого человека он разный и не каждый при жизни может даже определить свой смысл жизни. Например, для кого-то смысл жизни это своя семья любимый муж и дети, многие пытаются мыслить и философствовать, чтобы понять свой смысл в жизни, допустим в науке или в каких-либо действиях приятных для общества.

2. Поведение и воспитание человека. Тоже довольно значимый критерий. Ведь если человек нарушает закон либо ведет разгульную жизнь по своим понятиям, то в последствии приводит к неблагоприятным последствиям. И тот человек будет говорить что свобода — это то, что за решеткой и многое забывать о моральных принципах общества.

3. Духовный мир человека. Можно выделить, как один из основных критериев для человека. У каждой личности он разный. Зависит от воспитания человека, его восприятия мира, его начитанности, его окружения и даже из какой он семьи.

4. Возможность реализовать себя в творческих интересах – не менее важный фактор, влияющий на мировоззрение свободы. Так как к свободе можно отнести и творчество. Потому что наш мир не может без нее, иначе весь мир был бы не образован и не наполнен духовными ценностями.

Рассмотрев субъективные факторы, теперь рассмотрим объективные факторы (внешние), которые влияют на мировоззрение понятия «свободы»:

1. Экономические факторы – это один из факторов, влияющих на наше мировоззрение к понятию «свобода». Так как это зависит от нашего финансового благополучия и устройства жизни.

2. Состояние общества – этот фактор можно охарактеризовать как окружение, в котором находится человек. Ведь как говорится в поговорке «какое окружение, такой и человек». Это важный фактор, потому что на мировоззрение человека, его деятельность влияет и окружение. Допустим, если человек хочет заниматься вокалом или другой творческой деятельностью и его окружение поддерживает, он будет этим заниматься, а если нет, то он может бросить и просто прогулять весь вечер с сигаретой в зубах и пивом в руках.

3. Религия – важный фактор, который влияет на наше мировоззрение (так как в каждой религии есть свои трактаты и догматы свободы).

А так же стоит уделить вниманию Н. Сомину в его статье «Виды социальной любви», в которой, он раскрывает, что существует несколько вид свобод.

1. Принимать «свобода от», если Личность употребляется собственною свободой предпочтения для того, чтобы освободиться со сковывающих его факторов и для того наиболее предоставить свободу собственным капризам и хотениям. Согласно сущности разбирательства «свобода от» у подобного человека стает высшей ценностью, какую некто абсолютно всеми силами стремится сберечь. «Свобода от» проводит к самовольству и потаканию собственным страстям, ломая, в завершении все, личность. Известность Господу, что же свобода Лица хотя и велика, однако никак не безусловна – симпатия ограничена по доброй воле Божией.

2. Наиболее высочайшим типом свободы представляется «свобода для», сущность которой в выборе какой-либо альтернативы и рвении шагать согласно подобранному пути. Данное ранее отклонение со «свободы от» для какой либо ценности, практически замена «свободы от» в эту значимость. И потому как такого рода подбор представляется шагом вольной власти, в таком случае его также именуют независимостью, «свободой для», хоть Индивид утрачивает собственную независимость. К примеру, патриот, что принять решение оберегать Родину с пистолетом в руках становится военным, подчиняется жесткому боевому статуту, т.е. утрачивает собственную «свободу от» для приобретения высочайшей значения [1].

А так же стоит обратиться В.Ю. Катасонову и к его статье: «Свобода, воля проявляются созданием, потребность – рождением». Едва ли позволяется отыскать знаки наиболее правильные с целью воплощения данных 2-ух абстрактных мыслей. Индивид, что прибывает в этот мир, в то же время и формируется (делается), и появляется. Делается некто Всевышним равно как независимая, свободная индивидуальность. Рядом с творением Индивид приобретает Духа. Появляется на свет другим человеком, наподобие личности несвободной, зависящей от земных условий, так Тихомиров опирается на нашего славянофила А.С. Хомякова. Если Индивид появляется, он содержит начало собственного появления на свет, сопряжен пуповиной с данным источником, он несвободен и смертен. Таким образом, о чудо, процесс творения непрекращается! Он никак не закончился много тыс. лет назад. Неправильно некоторые полагают, что же Господь с этих времен почивает. Нет, Он не прекращает создавать. Однако общество никак не приобретает независимость единожды и безвозвратно. Они предпочитают быть среди независимости и неволи (необходимости). В случае если Индивид был эманацией Господа, то в таком случае никак не обладал бы независимостью, а тянулся практически и механически к собственному Ключу, не как независимая индивидуальность, а как сложный Элемент Божества. Свободный ведь Индивид, то есть сотворенный, имеет возможность непосредственно подбирать: шагать к Господу, устраняться от Него, в том числе и шагать вопреки Господа. Господь сформировал с небытия общество. Господь формирует любое Лицо с небытия и затем проводит Лица с колыбели вплоть до кладбища» [2].

Таким образом, мы видим, что существует некое различие между свободой и волей. Воля — это то, что дается нам от рождения. А свободен человек будет никогда, так как Бог контролирует нашу жизнь.

Теперь рассмотрим свободу на примере социального фактора, который влияет на наше мировоззрение. В качестве источника возьмем статьи Н.В. Сомина и Г.М. Шиманова.

Рассматривая в статье Сомина о видах свободы, стоило бы о исполнялась для положительных целей, для выполнения власти Божией, она должна быть направлена в благо. И данное благо и есть чувство к Господу и ближнему, так как чувство имеет возможность присутствовать только лишь в паре со свободой» [3].

Из этого делаем вывод, что Сомин хочет нам довести, что свобода это – жизненная альтернатива и стремление идти по выбранному пути.

А так же он пишет, что на наше мировоззрение влияют и социологические законы общества. Они делятся на два типа:

1. Законы – ограничения.

2. Законы – долженствования.

Законы – ограничения объясняют научные законы — они производятся постоянно в силу самой природы социальных явлений. Образцы подобных законов доводятся в заметке Н. Сомина «Границы возможного». Законы – долженствования представлены высоконравственными общественными максимами. К примеру, норма правды [3].

То есть Сомин хочет сказать, на свободу влияют и социологические законы, которые должны выполняться всегда из-за нравственности человека.

Теперь рассмотрим мнение Г.М. Шиманова в его статье «Почему наша вера самая правильная».

«В ключевом свобода – это борьба между добром и злом. Высочайшая свобода – это добросердечность в истине…. Идеальная свобода неосуществима без творчества и страсти. Вследствие этого Господь и допустил грехопадение Адама. В случае, если бы он произвел грехопадение невыполнимым, то отказал бы людям в свободе их выбора. А свобода предпочтения – это основа человеческой независимости, с которого растёт независимость высшего вида» [4].

Из этого можно сделать вывод что, свобода – это наш выбор, за который мы ответственны. Что именно в моральных принципах и в истине раскрывается наша свобода. А так же стоит уделить внимание еще такому понятию как «ответственность». Н. Сомин в своей статье «Личное спасение и социальное преображение» раскрывает наше понятие с религиозной точки зрения.

«Довод легкий: работа над обществом приводит к миру Церкви, к повороту ее с небесных реалий к земным. А это для Церкви вредно. Поэтому верующим не нужно окунаться в светские разбирательства. И в случае, если домашние и финансовые опеки должны медлить, в таком случае увлекаться процессами социальными и общественно-политическими – в особенности вредоносными с целью душеспасения – нас вынуждает только наше славолюбие, и благодаря тому, что увлекаться ими – только благоволить собственным страстям» [5].

С рассмотренных размышлений допустим что, понятие свободы человека соединено с философской стороной существования. Cвобода – настоящее возможность свободно размышлять и поступать, как желается. Это разумный выбор поведения и мировоззрения. Однако общество ограничивает возможность выбора различными общепризнанными мерками и правилами, обусловленными замыслом слаженного созревания человека во всей социально-общественной организации. Отсюда и зарождается важность, как обратная сторона свободы.

Таким образом, Индивид никак не имеет возможность поменять законы природы, однако организовав собственную активность, делая упор в них, он имеет возможность становиться выше данных законов, и приобрести превосходство над находящейся вокруг реальностью. Тем не менее, такого рода аспект к комбинированию независимости и ответственности личности приемлют далеко не всегда. Индивидуальность имеет возможность осуществиться только лишь в том случае, если полноценно применяет независимость, равно как возможность подбора. Нежели больше подобранная актуальная задача, заключающаяся в том, что ресурсы ее свершения станут отвечать закономерностям формирования, находящейся вокруг реальности. Обязанность, в собственную очередность сопряжена с потребностью выбора средств и методов, которыми должна реализовываться задача. Подобным способом, свобода содействует зарождению ответственности личности, а обязанность представляется катализатором свободы.

Из всего вышесказанного сделаем несколько выводов. Свободное действие человека всегда предполагает его ответственность перед обществом за свой поступок. Свобода и ответственность тесно взаимосвязаны друг с другом. Человек всегда ответственен перед своими действиями. Свобода – это, прежде всего главные действия морали, это выбор между добром и зло и это одна из ведущих проблем, которая связывает такие науки как диалектику, теорию познания, этику и философию. Свобода – это наша деятельность в творчестве и наша деятельность в социальном мире.

В качестве важнейшего условия свободы человека, его гармоничного развития выдвигается требование изменения окружающего мира, такого его устройства, чтобы человек получал из этого мира достойны представления, чтобы она привыкла к настоящим человеческим отношениям, чтобы чувствовала себя человеком.

В заключении можно отметить, что довольно важным представляется задача постижения человеком самого себя, с целью того, чтобы представить себя мерилом житейских взаимоотношений, предложить им оценку в соответствии своей сущности, организовать по-человечески мир, в соответствии с запросами своей природы.

Внешние проявления

«Все люди рождаются свободными», – повторяют (и во все времена любили повторять) те, кто желал для человечества лучшей участи. Но всегда были и те, кто чувствовал: наши отношения со свободой не так просты, как кажется на первый взгляд. Многие поколения школьников исправно раскрывали в сочинениях «тему свободы в лирике Пушкина», но только в уже неютном возрасте можно оценить, как много разных ликов свободы соседствуют в пушкинских строках: природная (воля), любовная, бунтарско-романтическая, либеральная, свобода поэта, наконец.

У психологов свой взгляд на свободу. Для них наша врожденная свобода, мягко говоря, неочевидна. Просто потому, что психология связывает свободу с нашими действиями, а не с нами самими. И до тех пор, пока нет поступков, рассуждать о человеческой свободе нет никакого смысла, вернее – повода.

Однако ребенок, появившись на свет, совершает множество действий. И скажем, в любящей семье ребенок спит, если ему хочется спать, ест, если ему хочется есть, а еще ползает, прыгает и играет – тоже тогда, когда ему этого хочется. Значит ли это, что он свободен? Нет, потому что все эти действия – проявления спонтанности, непосредственных импульсов, объясняет психолог Дмитрий Леонтьев1.

«Свобода соотносится со спонтанностью как высшая психическая функция с низшей. Низшие психические функции действуют сами по себе, словно бы механически. Высшие функции – то, что мы совершаем осознанно, исходя из собственного опыта и представлений о том, как надлежит поступить». И хотя внешне проявления высших и низших функций могут быть схожими, причины их часто абсолютно различны.

Так какие же действия можно считать настоящими проявлениями свободы?

Те, что мы совершаем с ясным осознанием последствий и готовностью за них отвечать. И если, к примеру, под окном среди ночи голосит сигнализацией машина, то немедленно сбросить на нее горшок с цветком – это проявление спонтанности. А вот если, бросая, мы отдаем себе отчет в том, что сейчас на пороге возникнет разъяренный сосед с монтировкой в руке, то это уже свобода.
Кстати, это означает, что поступать свободно – не значит поступать хорошо,
свобода вообще не оценочная категория. Свободно – то есть по собственной воле, с полным осознанием последствий и готовностью за них отвечать – можно совершать и очень дурные поступки.

Свобода личности или свобода индивида

Андрей Архангельский, журналист

«Откуда берется желание, требование свободы? Непонятно. Иррационально. Даже Фукуяма писал: «Это загадка». Ниоткуда. А вот он – механизм. Стоят люди на Тверской, кричат: «Свободу, свободу». Если знать контекст, то имеется в виду – «свободу Навальному». Но рядом стоят два иностранца. С их точки зрения: «Люди вышли и требуют свободы». Им все понятно. И не нужно уточнять. Так бывает везде. Это же так понятно: люди требуют свободы. Полтора года прошло – всего ничего – а люди уже все поняли, требуют главного, принципиального. Дошли до сути».

Сочинение про Свободу

Свобода. О ней можно говорить много прекрасных слов. И о том, как невероятно почувствовать её на себе. Воздохнуть чистым воздухом, раскинуть плечи и, прикрыв глаза, ощутив, как тебя обдувает ветер.

С самых древних времён люди посвящали ей песни, ценили, как ничто другое. Считалось, что лучше умереть свободным человеком, чем попасть в плен захватчика. Ни один народ не желал преклонить колени, даже если обещали какое-то милостивое отношение к проигравшим. Снова и снова пытались люди сбросить оковы, в конце всё же добиваясь своего, неважно, какими усилиями. У наших предков всегда находились какие-нибудь препятствия к ней, мы боролись за неё веками, вгрызаясь в возможность поднять гордо свою голову и объявить себя свободными. Людьми, которые не преклоняться ни перед одним врагом.

Свобода духа, свобода воли, свобода мыслей – всё это так похоже, ведь объединяется в нечто огромное и значимое. То, чем живёт каждый из нас. А ведь мы все живём свободой.

Ни один человек не сможет всю жизнь прожить без толики простора – мы зачахнем как цветок, чей горшок умудрилась залить нерадивая хозяйка. Она нам жизненно необходима – в возможности думать самостоятельно и заключается наше сознание.

Существует множество легенд о прекрасных птицах и людях, что сажали их в клетку. Иногда они заканчивались хорошо – птиц отпускали на волю. Но в большинстве своём случалось так, что птицы просто погибали от каких-либо причин. Вернее, причина была всегда одна – отсутствие свободы. Сначала они замолкали, переставая радовать всех вокруг своим пением. Затем отказывались от еды, воды и, наконец, умирали.

Из всего этого следует, что свобода – это жизнь. Именно поэтому родителям стоит иногда задумываться о методах воспитания, дабы позволить своим детям проявить самостоятельность. Как-никак, они сами должны это понимать, прежде чем ограничивать ребёнка в чём-либо. Не спорю, иногда это даже необходимо, но нужно всегда объяснять – какова же причина такого ограничения?

Нет, я не говорю, что полная свобода – это хорошо. Иногда всё же стоит что-то запретить, дабы не начался хаос. Я говорю о разумной свободе. Той, что пленит наши сердца и дарует вкус жизни.

Выбрать свой путь

«Для меня очевидна связь свободы и психологического благополучия,

– резюмирует Дмитрий Леонтьев. – Человек, который сам выбирает свой путь, чувствует себя лучше. А если этого не делать, то рано или поздно дефицит свободы даст о себе знать. Психосоматическими проблемами со здоровьем, ощущением пустоты своей жизни.

Другое дело, что и свободным быть очень непросто. Давит ответственность. Кроме того, в России свободе мешает исторически живущий в нас страх. А на Западе – гедонизм, возможность обменять эту свободу на новую порцию материальных благ. Словом, можно считать, что быть свободным или нет – дело вкуса». С исключительной точностью эту мысль сформулировал в одном из интервью скульптор Эрнст Неизвестный. Он сказал: «В свободном обществе никто не может заставить человека не быть рабом».

1 Доктор психологических наук, профессор МГУ им. М. В. Ломоносова, заведующий лабораторией в НИУ «Высшая школа экономики».

2 Е. Калитеевская, Д. Леонтьев «Пути становления самодетерминации личности в подростковом возрасте». Вопросы психологии, 2006, № 3.

3 В. Магун, М. Руднев «Базовые ценности россиян в европейском контексте». Общественные науки и современность, 2010, № 3–4.

↑ Свобода как необходимость

«Свобода как познанная необходимость» — сформулированное Б. Спинозой понимание свободы. Ход его рассуждений таков. Обычно люди убеждены, что они наделены свободой воли и их поступки осуществляются ими совершенно свободно. Между тем свобода воли — иллюзия, результат того, что подавляющее большинство людей осознает свои поступки, не вникая глубоко в причины, их обусловливающие.

Свобода и необходимость

— философские категории, выражающие взаимоотношение между деятельностью людей и объективными законами природы и общества.

Многие философы считают, что человек не может быть поистине свободным, он подчинен законам, действующим в обществе, и поступает в большинстве случаев, так как необходимо, а не так как хотелось бы.

В реальной жизни не все зависит от человека, есть силы, влияние которых человек не может предотвратить, а, следовательно, не может принять то решение, которое ему хочется. Когда человек не осознает этого, он как бы становиться «рабом» данной ситуации. Но когда он понимает границы данного влияния, он уже может осознанно принять решение.

Необходимость

, считает ряд философов, существует в природе и обществе в виде объективных, те. независимых от сознания человека, законов. Помимо объективной природной необходимости человека побуждают действовать определенным образом и сложившиеся общественные условия. Существуют нормы морали и права, традиции и общественное мнение. Под их влиянием и складывается модель «должного поведения». С учетом этих правил человек поступает и действует, принимает те или иные решения.

В понимании свободы можно выделить несколько точек зрения — волюнтаризм

и
фатализм
.

Волюнтаризм

— (от лат. «voluntas» — «воля») направление в философии, которое признает волю человека высшей ценностью, основой развития общества и всего существующего. Волюнтаризм рассматривает волю в качестве принципа жизни человека как «хозяина своей судьбы». Основоположниками данной идеи являются Ж.Ж.Руссо и И. Кант. Ж.Ж.Руссо утверждал, что основополагающий признак отличия человека от животного — это наличие силы воли и стремление к постоянному самосовершенствованию, что впоследствии приводит к развитию остальных способностей.

Фатализм

— (от лат. «fatalis» — «определенный судьбой») философское учение, которое утверждает, что существует предопределённость всех событий в жизни человека и окружающем мире, те. вера в судьбу, рок. Фатализм исключает любую случайность, а также возможность свободного выбора. Все подчиняется некоторой всеобъемлющей могучей силе, которая воспринимается либо как сверхъестественная, божественная воля, либо изначальное устройство мира, представленная в виде непреложных вечных законов бытия. Так, например, в индийской философии и религии распространены такие понятия как «карма» (судьба) и «сансара» («колесо перерождений»).

Свобода – основа взаимоотношений

Свобода личности или свобода индивида

По-настоящему любить себя – это очень тонкое и глубокое проникновение в свою суть. Это единение со своей душой, это единение с Богом. Поэтому, по настоящему любящих себя людей не так много. Это и создаёт проблемы человечеству.

Особенно сложно, даже наверное невозможно, проявить истинную любовь к себе, и к другому человеку, когда забываешь о свободе. Если о любви всё-таки думают и говорят, то о свободе во много раз меньше. А ведь без свободы нет истинной любви, как и без любви нет истинной свободы! Любовь и свобода настолько взаимосвязанные категории, что это, на самом деле – суть одно, и это есть Бог!

Полная свобода каждой личности – вот естественный и духовный путь развития! Отсутствие в сознании человека этой мысли мешает истинному проявлению любви.

Она становится неполноценной и, как следствие, любовь делится на человеческую и божественную.

Когда в любви нет или недостаточно свободы, возникает ревность, ненависть, или любовь отождествляется с жалостью и человек идёт на самоунижение и затем на самоуничтожение.

Если этот принцип поставить во главу угла отношений мужчины и женщины – изначально, с момента зарождения отношений, – то исчезнут привязки, желание превратить партнёра в свою собственность.

Тогда и разводов будет значительно меньше, и любовь сильнее (свобода усиливает любовь!), и пространство любви больше, в котором дети будут счастливы.

Дети, рождённые и воспитанные в любви и свободе, будут гармоничными и гармоничными будут их отношения с жизнью.

Если бы люди думали о свободе столько же, сколько думают о любви, осознавали бы их неразделимость, и стремились к раскрытию свободы, как и любви, то жизнь на Земле изменилась бы коренным образом. Любовь человеческая в этом случае приобретает божественность.

На самом деле свобода не приходит, и её не дают – она есть в человеке изначально. Человек есть сама свобода! Свобода не может быть неполной. Она или есть, или её нет. Поэтому малейшее ущемление свободы есть ущемление самой сути человека, и оно мучит и унижает его и заставляет отдавать жизнь ради свободы.

Что же это такое – «это сладкое слово – свобода»!? Каждая душа приходит в эту жизнь решать свои задачи, приобретать свой опыт, и никто не имеет право нарушить свободу воли этой души.

Считать, что если есть печать в паспорте, то имеется полное право на судьбу другого человека – это абсурд.

Поэтому и возникает недоумение – «мы любим друг друга, а почему у нас проблемы со здоровьем, с финансами? Почему мало радости и счастья – ведь когда есть любовь, то всё должно быть прекрасно»? Посмотрите внимательнее – а так же сильно как и любовь проявлена свобода? Если нет, то тогда любовь неполноценна, и вот эта неполноценность и создаёт проблемы.

Сейчас многие считают себя верующими людьми, но Бог есть абсолютная любовь и абсолютная свобода! Не соблюдение ритуалов, а любовь и свобода, проявленные в жизни – вот истинная вера в Бога.

Полная свобода – основа взаимоотношений, иначе они не работают.

Там, где нет свободы, там нет любви! Это нужно хорошо усвоить и стремиться привнести в свою жизнь как можно больше свободы, тогда любовь будет проявлена в достаточной степени и к себе, и к другим. Развитие свободы есть развитие любви. И когда чувствуете, что любовь перестала расти, посмотрите, а растёт ли свобода? Чаще всего из-за отсутствия свободы прекращается рост любви.

Оба партнёра во взаимоотношениях свободны высказывать свои пожелания и предпочтения.

Свободный выбор одного из партнёров не должен оскорблять или обижать другого. Оскорбляться и обижаться – это значит отрицать свою истинную сущность и истинную сущность партнёра. Когда это происходит, это значит люди забыли, кто они есть на самом деле.

Вот простой, но безотказный тест на наличие истинной свободы в человеке. Представьте, что Ваш любимый (любимая) влюбился в кого-то. Глубоко, искренне, честно порадуйтесь этому! Если сможете, то это и есть истинная свобода, это и есть истинная любовь. Если нет, то признайте наличие задачи и действуйте, то есть Вам нужно поработать над собой.

Только не через равнодушие! Равнодушие к жизни близкого человека, к своей жизни – это уже уход от Бога. И когда в окружении человека появляется кто-то, к кому он равнодушен, это сигнал о том, что человек отворачивается от Бога.

«Материнская любовь», Некрасов Анатолий

Сочинение на тему Свобода. Что такое свобода

Свобода является многозначным словом. Трактовать его можно по-разному. Например, можно обозначить свободу как отсутствие запретов, неограниченность действий. Одним словом, делать все то, что захочешь.

Либо же, свобода заключается в возможности выбирать. Человек может выбрать самостоятельно, как ему поступить в той или иной ситуации.

Всем нам хочется быть свободными от чего-нибудь. В нашем современном мире основными понятиями являются Свобода выбора, Свобода слова.

Можно ли быть абсолютно свободным? Сотни лет назад, человек хотел, чтобы у него была возможность распоряжаться своей жизнью самому, у многих из них не было такой свободы. Тогда она ценилась превыше всего. Народ всегда хотел быть свободным, и для того, чтобы этого достичь люди отдавали свои жизни. Практически каждая война начиналась из-за того, что одни хотели жить в свободно мире, а другие стремились к власти.

Современному человеку повезло намного больше. Сейчас в нашем обществе люди даже не задумываются, что они свободны. У каждого современного человека есть свои права. Мы можем выбрать ту веру, которую захотим или же отправиться куда угодно. Но понятия абсолютной свободы все же нет.

А нужна ли полная свобода в нашем мире? Ведь тогда это понятие может стоять на одной ступени с беспорядком. Ведь тогда человек будет выбирать пойти ему работать, чтобы прокормить себя и свою семью, либо можно ограбить кого-нибудь или что-нибудь своровать ради своих интересов. Ведь получается, что полная свобода не имеет никаких ограничений в действиях и поступках человека. Исходя из этого, выходит то, что, если человек захочет совершить преступление, в том числе убийство, он это сделает, ведь ему так захотелось.

Свобода личности

старшая страница|перечень направлений|свободный поиск техник

К психотехникам К книгам

Свобода личности или личностная свобода, что же это такое? Свобода личности, когда человек может проявлять свободно свою волю, когда человек может действовать в соответствии со своими взглядами, желаниями, интересами.

Но стоит учитывать, что свобода не имеет однозначного и общепринятого толкования. Но чтобы понять, можно пойти от противного, свобода -это противоположность рабству, здесь имеется в виду, когда мы делаем что-либо в угоду другим и в ущерб себе, это и есть рабство.

Нет свободы выбора, как выражать свои желания, так и воплощать их.

Но также существует теория, довольно распространенная, описанная Фроммом в книге «Бегство от свободы» , где он рассматривает проблемы этики, норм и ценностей, которые ведут человека к самореализации и осуществлению его возможностей: «Наше поведение во многом определяется ценностными суждениями, и на их обоснованности зиждется наше психологическое здоровье и благополучие

Также Вам могут быть интересны книги по направлению

Вади А. — Стань свободным человеком — Свобода это то, чего хотят все. Свобода это условие счастья. К счастью, свобода человека – его неотъемлемое право.

Но действительно ли это свободный человек? Что такое реальная свобода личности и как ее обрести?

Грачева Л.Д. — Тренинг внутренней свободы — Упражнения, представленные в этой книге, направлены на актуализацию творческого потенциала: развитие восприятия, реактивности, внимания, воображения, обретение мышечной свободы, освобождение от «брони характера» и т.д.

Они используются в программе обучения актеров в Санкт-Петербургской государственной академии театрального искусства, но с равным успехом могут применяться в обучении любой творческой специальности, так как тренируют не профессиональные навыки, необходимые для того или иного вида творческой деятельности, а обучают организм человека новым для него психофизическим состояниям, новому восприятию, новым реакциям, непривычному эмоциональному включению.

Леонтьев Д.А. — Стратегия свободы — Проблема свободы — одна из основных в философии.

Поиск пу­тей освобождения от любых форм принуждения, цензуры и ограниче­ний, которые выходят за рамки естественной необходимости самосо­хранения общества, является значительным завоеванием философии разума.

Кроме того, есть достаточно серьезные основания считать рацио­нальное познание не только средством освобождения от грубых форм принуждения, но и инструментом реализации других, может быть, бо­лее либеральных, но вместе с тем более глубоких и действенных меха­низмов власти.

Поэтому необходимо по-новому рассмотреть, казалось бы, органичное единство разума и свободы, дополнить критическую рефлексию открытием тех способов, которые используются во взаим­ной игре власти и познания, а также обратить внимание на появление новых форм репрессивности и манипуляции, связанных с управлени­ем разнообразными нормами жизнедеятельности людей. Фромм Э

— Бегство от свободы — Одна из основополагающих работ Эриха Фромма — «Бегство от свободы» — посвящена психологическим аспектам власти, зависимости и обретения личностей независимости

Фромм Э. — Бегство от свободы — Одна из основополагающих работ Эриха Фромма — «Бегство от свободы» — посвящена психологическим аспектам власти, зависимости и обретения личностей независимости.

«Может ли свобода стать бременем, непосильным для человека, чем-то таким, от чего он старается избавиться? Почему для одних свобода — заветная цель, а для других — угроза?». «Не существует ли — кроме врожденного стремления к свободе — и инстинктивной тяги к подчинению?..

Не является ли подчинение источником некоего скрытого удовлетворения; а если так, то в чем состоит его сущность?

Психотехники по направлению

Как повысить самооценку Самопознание Свобода личности
52 шаг из тренига «Развитие уверенности».
унисекс
для взрослых
индивидуально
гештальттерапия
Нина Рубштейн
Манипуляция людьми Развитие активности Свобода личности
Упражнение на личностную свободу.
унисекс
для подростков и старше
индивидуально
арт-терапия
неизвестно
Как развить уверенность в себе Командообразование Свобода личности
Упражнение на командообразование и снятие эмоциональной и поведенческой закрепощенности.
унисекс
для любого возраста
в группе
арт-терапия
неизвестно
старшая страница|перечень направлений|свободный поиск техник

Как стать свободной личностью

как стать свободной личностью

Для начала осознайте, что настоящая свобода идет изнутри. Она зависит от установок, заложенных глубоко в сознании и подсознании. Свободный человек обладает рядом отличительных признаков:

  1. Управляет своими инстинктами и рефлексами. Благодаря этому ведет себя в обществе корректно.
  2. Не устанавливает себе рамки, не расписывает жесткий режим. Свободные личности тонко чувствуют сигналы организма. Они знают, когда нужен отдых, когда наступает лучшее время для работы или приема пищи.
  3. Свободная личность не имеет комплексов. Особенно это касается неуверенности в себе и низкой самооценки. Эти отрицательные качества забирают жизненную энергию, съедают изнутри. Поэтому свобода от них развивается так долго.
  4. Не находится во власти эмоций. Зависящий от чувств и ощущений человек часто совершает необдуманные поступки. После он о них жалеет, но ничего не может изменить. В результате развивается еще один комплекс. Независящая от эмоций свободная личность легко принимает решения, может со стороны оценить свои поступки и осознанно исправить ошибки.

Еще один признак свободного человека – детская непосредственность наряду со взрослым мышлением.

Как достичь: грань между независимостью и равнодушием

Люди, не ценящие свободу близких, порой просто не замечают того, насколько сильно нарушают их индивидуальные границы. Они живут в атмосфере постоянного внутреннего напряжения. В подобных случаях ссоры и конфликты становятся постоянными спутниками отношений. Как же суметь сохранить личную свободу и при этом не обидеть свою вторую половинку? Существует ли грань между независимостью и равнодушием? В чем она заключается?

Мера во всем

Нужно научиться не перегибать палку в отношениях. Не нужно пытаться навязывать свою позицию тогда, когда ваши ожидания в чем-то не оправдываются. Сохранять свободу – значит, быть мудрым и уметь признавать свои ошибки. Стоит помнить о том, что конфликты случаются у всех. Никому никогда не удавалось выстроить идеальные отношения, однако можно стараться не нарушать личностных границ. Само по себе намечающееся противоречие во взглядах и суждениях не говорит ни о чем плохом. Сложные ситуации порой выбивают из колеи, значительно портят настроение. Отношения начинают страдать от постоянных подозрений. Но нужно найти в себе силы, чтобы быть выше повседневных разногласий и сконцентрироваться на главном.

Быть самим собой

Люди часто пытаются отстаивать собственную независимость и при этом не понимают истинных мотивов своих поступков. Быть самим собой – чрезвычайно ценное приобретение, суть которого открывается, к сожалению, далеко не всем

Самое важное – это перестать играть какую-то навязанную извне роль. Нужно найти в себе силы прислушаться к индивидуальным истокам: понять причины своих поступков и действий

Союз двух зрелых людей будет действительно гармоничным и прекрасным. Только над ними обязательно нужно работать: искать совместные решения, стараться понять партнера в любой ситуации, отказаться от беспочвенных обвинений.

Абсолюта не существует

Речь идет о том, что нет и не может быть безграничной свободы от всего на свете. Человек так устроен, что он постоянно чему-то учится, ошибается, идет вперед, делает соответствующие выводы. Не нужно пытаться всегда и во всем казаться идеальным. Полезно научиться замечать собственные ошибки, работать над уже существующими отношениями.

Таким образом, сохранять личную свободу также важно, как и заботиться о благополучии своего партнера. Говоря иными слова, быть индивидуальностью невероятно сложно, но, вместе с тем, любые старания, приложенные в правильном направлении, приведут к ожидаемому результату

Свободу нередко приходится отстаивать даже перед любимым человеком, но от этого она становится еще более желаемой и значительной. Отношения, в которых присутствует определенная степень свободы, только выигрывают, становятся чище и светлее. Если вам не удается самостоятельно отыскать душевное равновесие, можно обратиться за помощью в центр психологии Ираклия Пожариского. Работа со специалистом поможет разобраться в существующих проблемах, вернуть хорошие отношения. Главное, не нужно отчаиваться и делать поспешные выводы.

Помогите, написать сочинение*Что для меня значит свобода*? Мини-сочинение

У каждого из нас своя работа, свои семьи, заботы, обязанности. Как часто мы делаем что-то для себя? Или как часто мы делаем, что хотим? Как говорили философы: «Это — свобода: чувствовать, к чему стремится твое сердце, чтобы не говорили другие» (Пауло Коэльо), «Свободен лишь тот, что потерял все, ради чего стоит жить (М. Ремарк).
Для меня свобода – понятие неопределенное. Потому что, для каждого она своя. К примеру, кто-то радуется тому, что он имеет свободу выбора, выбирает то, что ему нравится, и это ему достаточно. Для кого-то свобода – это независимость во всех направлениях, а для кого – радость, что просто живешь. Но есть одна общая черта свободы – счастье. Свобода вызывает у меня ассоциации с независимостью. Я всегда хотел зависеть только от себя. Принимать решения, которые считаю нужным, иметь финансовую стабильность, свобода слова, движений — все это для меня «свободное». Одним словом, для меня свобода – это быть счастливым, приносить радость другим людям, заниматься любимым делом. К счастью или сожалению, у меня никогда не вызывают политические или патриотические ассоциации с данным понятием. Нужно понимать, чтобы быть свободным, независимым человеком в первую очередь не становитесь заложником ситуации.

В современном мире существует такое понятие как «свободная любовь». Она подразумевает в себе отношения без обязательств. Разве можно считать такое утверждение правильным? Уверен, что нет. Для меня люди, которые строят такие отношения – удел слабости и боязни. Они не могут быть свободными, потому что всего лишь избегают ответственности.

Многие люди утверждают, что быть свободным означает выполнять все свои прихоти и желания. Такая категория людей считает, что идейность таких взглядов помогает добиться поставленных целей в жизни. Не поддерживаю данное мнение, так как каждый из нас обязан давать себе отчет за свои действия и поступки. Свобода появляется тогда, когда мы перестаем быть зависимыми от своих прихотей.

Таким образом, свобода – понятие глубокое и растяжимое. Она имеет абсолютно разное значение для каждого из нас. Это зависит от наших взглядов на жизнь, желаний, жизненных позиций. Но, настоящий свободный человек обязан быть счастливым и приносить радость другим людям.

Источник

Другие тенденции понимания свободы воли

Среди тенденций понимания свободы воли, представленных в идеалистической философии конца 19 — начала 20 вв., преобладает личностный (персоналистический) и волюнтаристский индетерминизм. Распространена также позитивистская установка не касаться этой проблемы. У Бергсона переплетаются обе тенденции. Он ссылается в защите свободы воли на уникальность и органическую ценность душевных состояний, которые нельзя разложить на некоторые отдельные элементы, и поэтому они причинно не обусловлены. Виндельбандт волевые акты рассматривает в одних случаях как свободные, а в других — как причинно обусловленные.

Также проблема свободы воли находится в центре внимания экзистенциализма атеистического (Камю, Сартр), усматривавшего в укорененном в «ничто» (то есть в абсолютной открытости бытию, потенциальности, возможности) человеке носителя абсолютной свободы, который противостоит внешнему миру, сводя фактически к своеволию и переходящей в бунт «свободе безразличия» свободу воли.

Экзистенциализм и эссенциализм

Решение антиномии «необходимость или свобода» зависело в истории философии от того, к какому направлению принадлежали философы — к экзистенциализму (от лат. слова, обозначающего «существование») или эссенциализму (от лат. «сущность»). Другими словами, существование или сущность было для них исходным, или первичным. Для сторонников эссенциализма свобода являлась лишь проявлением, воплощением необходимости, отклонения от которой были случайными. Представители экзистенциализма, напротив, свободу рассматривали как первичную реальность жизни человека, а необходимость считали абстрактным понятием. Человек в существовании обретает сущность, никакой высшей природы до существования нет, как и предопределения (предназначения) человека.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]