17 Ноября 1896 – 11 Июня 1934 гг. (37 лет)
4.5
Средняя оценка: 4.5
Всего получено оценок: 202.
Выготский Лев Семенович (1896–1934) — советский психолог, учёный, основатель культурно-исторической теории в области психологии, один из основателей нейрофизиологии. Автор многочисленных исследований по педологии, литературе, психологии искусств. Выготский, биография которого тесно связана с наукой, внёс большой вклад в психологию. Его труды по вопросам детской психологии были признаны авторитетными учёными во всём мире.
Детство и юность
Лев Симхович Выгодский (настоящее имя учёного) родился 5 (17) ноября 1896 года в Орше в семье купца Симхи Лейбовича (Семёна Львовича) Выгодского и его жены, учительницы Ципы (Цецилии) Моисеевны Выгодской. Семья была зажиточной, и родители могли дать приличное образование всем восьмерым своим отпрыскам.
Большое влияние на становление личности Льва оказал его двоюродный брат, известный литературный критик и переводчик Давид Исаакович Выгодский. В будущем Лев изменил одну букву в своей фамилии, чтобы отличаться от уже известного кузена.
Получив начальное образование на дому, Лев поступил в 6-й класс гимназии. Он в совершенстве знал много языков: английский, эсперанто, латинский, древнегреческий, древнееврейский.
В 1913 году Лев Выготский стал студентом медицинского факультета Московского университета, но вскоре перевёлся на юридический факультет. Затем юноша, который никак не мог определиться с родом занятий, перевёлся на историко-философский факультет университета им. Шанявского. Его дипломной работой стал объёмный труд под названием «Трагедия о Гамлете, принце Датском У. Шекспира».
Личная жизнь
Неоценимый вклад в советскую науку затмил собой интерес к личной жизни Льва Семеновича, но, несмотря на это, в его биографии осталось место для информации о жене Розе Ноевне Смеховой, родившей за 10 лет брака Гиту и Асю — двух дочерей.
View this post on Instagram
A post shared by Дополнительное образование (@vcnmo_vld) on Aug 7, 2022 at 4:26am PDT
Лев Выготский с дочерью
Повзрослев, девочки пошли по стопам родителя и сделали карьеру в области психологии, дефектологии и биологии, а в 1996 году стали соавторами книги «Л. С. Выготский. Штрихи к портрету» и поделились фотографиями и неопубликованными набросками, хранившимися в семейном архиве.
Начало карьеры
После окончания университета Выготский занялся преподавательской деятельностью. Он работал не только в школах, но также в техникумах на различных курсах.
В этот период Лев Семёнович совмещал основную работу с написанием рецензий и критических статей, которые регулярно печатались в местных изданиях.
В 1923 году, будучи преподавателем в педагогическом техникуме, Выготский организовал психологическую лабораторию и руководил экспериментальной работой студентов. Результаты этой исследовательской работы были представлены Выготским на Всероссийском съезде по психоневрологии в Петрограде в 1924 году. Доклад молодого учёного получил высокие оценки, а сам Выготский понял, что самой главной его работой отныне станет психология.
Цитаты
- «Небывальщина нужна ребенку лишь тогда, когда он хорошо утвердится в бывальщине».
- «Трагедия есть буйство максимальной человеческой силы, поэтому она мажорна».
- «Человек всякую минуту полон неосуществившихся возможностей».
- «Имея конец пути, можно легче всего понять и весь путь в целом, и смысл отдельных этапов».
- «Исполнение автоматического акта не задает нашему уму никакой задачи. Нет затруднения, значит, нет потребности, а следовательно, нет и сознания».
Основные идеи и теории
После блестящего выступления на конференции Выготский получил приглашение в Московский институт экспериментальной психологии. Вскоре он создал на базе института собственную культурно-историческую и психологическую школу. Работу в институте, которую Выготский сравнивал с творчеством, он совмещал с организационной деятельностью в наркоме просвещения.
При изучении краткой биографии Выготского Льва Семеновича стоит отметить, что в своей работе он пытался отойти от рефлексологии, — куда больше учёного занимало осознанное формирование личности. Выготский поставил перед собой непростую задачу: найти объяснения психических процессов не в самом человеке, а во взаимодействии его с окружающей средой. Учёный полагал, что в полной мере осознать эти процессы можно только в развитии, что характерно лишь для ребёнка. Так Лев Семёнович стал работать в направлении детской психологии.
Выготский написал немало трудов по детской психологии, самыми важными из которых стали «Психология искусства», «Мышление и речь», «Психология развития ребёнка», «Педагогическая психология».
Лев Семёнович стал основателем таких новых отдельных наук, как психологическая педагогика, педология — знания о ребёнке с точки зрения разных наук, коррекционная педагогика, призванная помогать детям с проблемами развития.
Направления исследований советского психолога
Лев Выготский формировался как учёный в эпоху, когда в стране начало утверждаться марксистское учение. Резкое неприятие коммунистических идей у Выготского сменилось их поддержкой. Поэтому уже в ранних работах советского психолога присутствует критика ряда признанных психологических направлений и идей, которая была тогда, так сказать, в духе времени. Выготский, к примеру, указывал, что человеческая психика является высшим образованием, поэтому недопустимо сводить её строение к совокупности «низших» элементов.
Понятно, что этой критике подвергались и такие психологические направления, как психоанализ и бихевиоризм. Последний, например, фактически приравнивал человека к «низшим» существам – животным, и объявлял, что человека можно дрессировать так же, как и обычную собаку. Выготскому такое понимание человеческой психики не нравилось.
Выготский разрабатывал учение о «высших психологических процессах». Он настоятельно призывал разделять психические и психологические процессы по аналогии с тем, как разделяются физические и физиологические явления. В отличие от психических, психологические процессы, по его мнению, развиваются в тесной связи с самой жизнью. Они определяются жизненными ситуациями и в то же время сами определяют их. Таким образом, Выготский говорил о единстве психических и «жизненных» процессов, из чего должна складываться психология. По мнению Выготского, ошибкой других психологов было то, что они отделяли психические процессы от «жизни», поэтому не могли понять многие закономерности человеческого сознания.
Ещё одно направление исследований Выготского – это так называемая «культурно-историческая» теория психологического развития человека. Это название условно и дано поздними интерпретаторами и издателями работ Выготского уже после его смерти. Суть этой теории в том, что необходимо различать низшие и высшие психические функции. Первые являются результатом биологической эволюции и роднят человека с животными, а вторые сформировались в результате общественно-исторического развития человека.
При этом низшие функции не могут контролироваться человеческим сознанием, а высшие могут. Это происходит из-за того, что высшие психические функции имеют опосредованный характер: между внешним стимулом и реакцией на него находится некий промежуточный стимул-средство, или «знак». Знаки отличаются от орудий, поскольку орудия направлены как бы вовне, на преобразование окружающей действительности, а знаки – «вовнутрь», на преобразование других людей и управление их поведением.
Выготский приводит в качестве модели такого опосредованного поведения концепцию «буриданова осла». Французский философ Буридан когда-то говорил, что осёл, находящийся на одинаковом расстоянии от двух одинаковых мисок с кормом, будет стоять на одном месте, пока не умрёт от голода. В отличие от животного, человек может бросить жребий, который играет роль нового, дополнительного промежуточного стимула. И этот стимул позволяет разрешить возникшую ситуацию, снимая неопределённость.
Бросание жребия само по себе является своеобразным явлением, свойственным только человеку: это пример того, как человек не просто реагирует на внешние стимулы, а сам создаёт для себя новые стимулы, отсутствующие в природе.
Выготский подробно исследовал создание человеком дополнительных стимулов и привёл множество примеров такого поведения: это и завязывание узелка на память, и счёт на пальцах, и другие формы поведения.
Выготский также показал, что мышление и речь развиваются как бы из разных источников. В процессе исторического развития мышление зарождалось как некое внеречевое явление, а речь имела внеинтеллектуальный характер; однако в какой-то момент времени два этих явления пересеклись и слились друг с другом: интеллект стал речевым, а речь – интеллектуальной.
Выготский задумывался и над функционированием произведений искусства. Он предлагал разделять в художественном произведении форму и содержание; под содержанием понимается фабула, а под формой — сюжет. По его мнению, они соотносятся друг с другом так же, как в живом организме соотносятся анатомия и физиология. То есть фабула – это просто набор неких элементов, а сюжет – это то, как они друг с другом взаимодействуют.
Классическая теория считала, что форма и содержание в художественном произведении гармонично взаимодействуют друг с другом; то есть форма помогает содержанию выразить себя, а содержание выражается в наиболее удобной для себя форме. Выготский показал, что это не так: между формой и содержанием постоянно идёт борьба. И удачным произведением является то, в котором форма одерживает победу; ведь только в этом случае произведение может эстетически воздействовать на публику, а это является главной целью создания произведения.
Особенно много внимания Выготский уделял педагогике и развитию высших психологических функций с детского возраста. Ранее считалось, что высшие психические (или психологические) функции нормально развиваются в том случае, если правильно и своевременно развиваются структурные компоненты мозга. Выготский указал, что развитие мозга необходимо, но этого недостаточно. Другим необходимым компонентом является изменяющаяся социальная среда, в которой ребёнку необходимо проявлять себя. Культура создаёт те или иные формы поведения и видоизменяет работу психологической функции.
Выготский ввёл в педагогику и психологию такое важное понятие, как зона ближайшего развития. Это понятие характеризует процессы, которые ещё только созревают в психологии ребёнка. То есть это такие задачи, которые ребёнок на определённом этапе своего развития уже может решить, но только с помощью взрослого. Изучение зоны ближайшего развития ребёнка позволяет узнать, насколько правильно и адекватно проходит его психологическое развитие, в правильном ли направлении он движется.
Вклад ученого в науку
Выготский Лев Семенович, книги которого сегодня являются обязательными к прочтению каждому психологу, за свою очень короткую научную жизнь смог внести немалый вклад в развитие нескольких наук. Его работы стали, в числе прочих исследований, толчком к формированию психоневрологии, психолингвистики, когнитивной психологии. Его культурно-историческая концепция развития психики лежит в основании целой научной школы в психологии, которая наиболее активно начинает развиваться в 21-м веке.
Невозможно преуменьшить вклад Выготского в развитие отечественной дефектологии, возрастной и педагогической психологии. Многие его работы только сегодня получают свою истинную оценку и развитие, в истории отечественной психологии теперь почетное место занимает такое имя, как Лев Выготский. Книги ученого сегодня постоянно переиздаются, публикуются его черновики и наброски, анализ которых показывает, насколько мощными и оригинальными были его идеи и замыслы.
Ученики Выготского являются гордостью отечественной психологии, плодотворно развивая его и собственные идеи. В 2002 году вышла в свет книга ученого «Психология», в которой были объединены его фундаментальные исследования в базовых разделах науки, таких как общая, социальная, клиническая, возрастная психология, а также психология развития. Сегодня этот учебник является базовым для всех вузов страны.
Педагог и психолог
Выготский хорошо понимал детей. Он был замечательным педагогом и чутким любящим отцом. Его дочери рассказывали, что теплые доверительные отношения у них были не столько с матерью, женщиной строгой и сдержанной, сколько с отцом. И отмечали, что главной особенностью отношения Выготского к детям было чувство глубокого искреннего уважения. Семья жила в маленькой квартирке, и у Льва Семеновича не было отдельного места для работы. Но он никогда не одергивал детей, не запрещал им играть или приглашать в гости друзей. Ведь это было нарушением принятого в семье равенства. Если гости приходят к родителям, такое же право пригласить товарищей есть и у детей. Попросить не шуметь какое-то время, как равный равного – это максимум, который позволял себе Выготский Лев Семенович. Цитаты из воспоминаний дочери ученого, Гиты Львовны, позволят заглянуть «за кулисы» жизни выдающегося российского психолога.
Первые шаги в науке
Еще обучаясь в университете, Лев Выготский увлекается литературной критикой, публикует несколько работ по поэтике. Его работа по анализу «Гамлета» У. Шекспира была новым словом в литературном анализе. Однако систематической научной деятельностью Выготский начинает заниматься в иной сфере – на стыке педагогики и психологии. Его экспериментальная лаборатория вела работы, которые стали новым словом в педологии. Уже тогда Льва Семеновича занимали психические процессы и вопросы влияния психологии на деятельность учителя. Его труды, представленные на нескольких научных конференциях, были яркими и своеобразными, что и позволило Выготскому стать психологом.
Культурно-историческая теория. Суть
Основная психологическая теория Выготского начала складываться с его ранних публикаций в журналах и приобрела законченную форму в 30-х годах. Ученый настаивал на том, чтобы рассматривать социальную среду, в которой находится ребенок, как главный фактор в развитии личности.
Лев Семенович считал, что причина кризиса современной ему психологии состояла в том, что исследователи рассматривали только примитивную сторону человеческого сознания, при этом игнорируя высшие функции. Он различал два уровня поведения:
- натуральный, непроизвольный, сформировавшийся путем эволюции биологических процессов;
- культурный, основанный на историческом развитии человеческого общества, управляемый.
Выготский считал, что сознание имеет социокультурную, знаковую природу. Знаки формируются обществом в историческом контексте и влияют на перестройку психической деятельности ребенка. Ученый утверждал, что речь — важнейший фактор психологического развития. Она объединяет физический, культурный, коммуникативный и смысловой уровни сознания.
Высшие психологические функции при помощи знаков (в основном, речи) перенимаются извне и только потом становятся частью внутреннего мира человека. Выготский вывел понятие социальной ситуации развития. Оно может быть ступенчатым, эволюционным или кризисным.
Развитие и воспитание особых детей
Выготский разработал новую теорию аномального развития ребенка, на которой сейчас базируется дефектология и построена вся практическая коррекционная педагогика. Цель этой теории: социализация особых детей с дефектом, а не изучение самого дефекта. Это была революция в дефектологии.
Он связал специальную коррекционную педагогику с педагогикой нормального ребенка. Он считал, что личность особого ребенка формируется так же, как и у обычных детей. Достаточно социально реабилитировать аномального ребенка, и его развитие пойдет по обычному руслу.
Его социальная педагогика должна была помочь ребенку снять отрицательные социальные наслоения, вызванные дефектом. Сам дефект не есть причина аномального развития ребенка, это лишь следствие неправильной социализации.
Исходной точкой в реабилитации особых детей должно стать не затронутое дефектом состояние организма. «С опорой на здоровое, положительное и следует работать с ребенком», — Выготский.
Запустив реабилитацию, можно запустить и компенсаторные возможности организма особого ребенка. Очень эффективной для восстановления нормального развития особых детей стала идея зоны ближайшего развития.
Окружающие о Выготском
Также дочь отмечает, что Выготский Лев Семенович был исключительно внимателен к людям. Когда он слушал собеседника, то сосредотачивался на разговоре полностью. Во время диалога со студентом нельзя было сразу разобрать, кто тут ученик, а кто учитель. Этот же момент отмечают и другие люди, знавшие ученого: дворники, обслуга, уборщицы. Все они говорили, что Выготский бил исключительно искренним и доброжелательным человеком. Причем качество это не было демонстративным, выработанным. Нет, это была просто черта характера. Выготского было очень легко смутить, он был крайне критичен к себе, при этом к людям относился с терпимостью и пониманием.
Неизвестный Выготский: возвращение к первоисточникам
Екатерина Завершнева, канд. психол. наук
«Троицкий вариант» №19(238), 26 сентября 2022 года
Екатерина Завершнева
Труды Льва Семёновича Выготского (1896–1934) хорошо известны не только в России, но и за рубежом; переведенные на множество языков, они до сих пор остаются источником вдохновения для новых поколений психологов, педагогов и лингвистов. Созданная им культурно-историческая психология едва ли не единственное направление отечественной психологии, пережившее десятилетия и не утратившее своей актуальности. В его основе лежит идея исторического развития высшей психики человека, источником которого является социальная среда, а основным средством — знаковые системы (устная и письменная речь, системы счисления и так далее). В работах разных лет Выготский пишет о том, что речь, пронизывая «первую природу», радикально изменяет ее и дает человеку возможность быть свободным, а также преобразовывать не только окружающий мир, но и самого себя.
Посмертная судьба трудов Выготского была сложной: изъятие их из научного оборота в середине 1930-х, кратковременная оттепель 1960-х и, наконец, Vygotsky boom, наступивший в 1980-х в связи с выходом собрания сочинений ученого сначала в России, а затем и за рубежом. В настоящий момент фигура Выготского окружена не только ореолом почитания, но и всевозможными мифами, которые во многом замещают необходимое чтение первоисточников. Можно говорить о возникновении ритуального дискурса, аналогичного тому, что когда-то доминировал в отношении отцов-основателей марксизма-ленинизма. Выготского цитируют, восхваляют, истолковывают на все лады, однако круг цитат весьма узок, а их интерпретация поверхностна. Зачастую эти цитаты используются для самовыражения пишущего или для легитимации его собственных идей в глазах научного сообщества. Юбилей классика психологии, с размахом отмеченный в прошлом году, стал очередным поводом для прославления «одинокого гения», вызвав вал однотипных публикаций, в которых пульс научной мысли уже практически не прослеживается.
А между тем насущных и интересных задач в современном выготсковедении хоть отбавляй. Задача реконструкции подхода Выготского в его итоговой версии не решена до сих пор; представления об этом подходе, бытующие в массовом научном сознании, можно назвать фрагментированными: Выготского знают «островками», и наименее изученными оказываются труды последних лет его жизни. К формированию целостного представления о том, что же на самом деле создал Выготский, психология только приступает, но и здесь ее силы распыляются на второстепенные вопросы, ради которых ломается немало копий: был ли Выготский истинным марксистом или только мимикрировал; удалось ли ему развить оригинальную теорию, или же его нужно признать талантливым компилятором, эклектически соединившим в своих трудах идеи других авторов, и т. д., и т. п.
Особо отметим тот факт, что все современные издания работ Выготского являются перепечаткой из собрания сочинений, вышедшего в начале 1980-х, и повторяют внесенные в тексты Выготского редакторские замены, подмены и купюры, ошибки в именах и терминах, фальсификации ссылок, которые не удалось идентифицировать. Это положение дел наводит на размышления о том, насколько аутентичны опубликованные работы Выготского и насколько хорошо мы их знаем и понимаем. В студенческой среде культурно-историческая психология считается трудной темой, и недавно появившийся в Интернете юмористический плакат-пародия «Выготский: спасибо, что живой» с подзаголовком «С 1 сентября во всех психологических вузах страны» вполне отражает гамму переживаний, которая связана с изучением этой темы и ее последующей «сдачей» на экзаменах.
Не удивительно, что на факультете психологии МГУ им. М. В. Ломоносова большим успехом пользуется одна известная песня, которую студенты и профессора поют от имени Выготского на капустниках. Слова Марины Цветаевой «Спасибо вам и сердцем и рукой за то, что вы, меня не зная сами, так любите…» всегда вызывают в зале аплодисменты. За ними стоит виноватая радость узнавания: участники педагогического процесса встречаются по одну сторону баррикад. И тогда от университетского профессора можно услышать, например, что он так и не уяснил для себя, что такое интериоризация и где находится тот внутренний план, в который переносятся интерсубъективные отношения (а между тем эти понятия относятся к самой сердцевине подхода Выготского). В точке непонимания или несогласия, возможно, впервые начинается разговор по существу, выходящий далеко за рамки учебного расписания, и появляется шанс не только преподать или сдать предмет, но и попытаться понять его всерьез.
Записные книжки Л. С. Выготского. Избранное / Под общ. редакцией Екатерины Завершневой и Рене ван дер Веера. М.: Канон-плюс, 2017
Безусловно, Выготский — трудный автор, усложнивший задачу современных исследователей тем, что оставил им в наследство незавершенную, открытую для развития теорию, в которой за каждым ответом появляется вереница новых вопросов, что, кстати говоря, свидетельствует о жизнеспособности его подхода. В ситуации, когда разноголосица мнений о том, что удалось сделать основателю культурно-исторической психологии, достигла состояния почти хаотического, когда Выготский в пересказе вытесняет из научной литературы настоящего Выготского, особенно важно услышать его собственный голос, вернуться к первоисточникам и узнать из первых рук, кем же на самом деле был Выготский и к чему он стремился. Поэтому значимость недавно опубликованного собрания записных книжек Выготского, вышедшего в 2022 году в издательстве «Канон-плюс», невозможно переоценить.
Книга, над которой работали специалисты из России (в том числе автор этих строк) и Нидерландов, представляет собой фундаментальное комментированное издание ранее не публиковавшихся рукописей Выготского и подводит итог первого систематического исследования семейного архива Выготского. Записные книжки и научные дневники, собранные в книге, касаются всех периодов его научной биографии. Они начинаются с самой ранней из найденных в архиве рукописей, посвященной Книге Экклезиаста («Трагикомедия исканий», 1912), и заканчиваются последней, предсмертной записью («Pro domo sua», 1934). Заметки раскрывают неизвестные стороны личности выдающегося психолога, его жизненные цели и интересы, а также позволяют проследить движение мысли Выготского изнутри, увидеть ее ответвления, по которым современной психологии еще предстоит пройти. Научные дневники отражают, в частности, и те замыслы, которые Выготский не успел реализовать (теория эмоций, общепсихологическая теория сознания, представление о свободном осмысленном действии), и проясняют ряд вопросов, касающихся его работы над опубликованными трудами.
Например, впервые прочитанные заметки и рукописи 1915–1918 годов свидетельствуют о том, что в юности Выготский был решительным противником марксизма, пытался реализовать себя в области эссеистики, связанной с еврейским вопросом и национальной политикой, и ратовал за возрождение иудаизма (в издание включена, в частности, самая неожиданная — в контексте «официальной версии» биографии Выготского — рукопись данного периода, а именно «Книга фрагментов»). Записи наиболее плодотворного отрезка биографии ученого (1930–1934) полны размышлений на темы теории сознания, онтогенетического развития, клинической психологии и патопсихологии, включают планы ненаписанных книг, фрагменты, не вошедшие в известные произведения Выготского, конспекты внутренних конференций для ближайших сотрудников, экспериментальные планы, дневники работы в клиниках, истории болезни пациентов, редкие записи личного характера и так далее. Большая часть этих документов связана с ранее неизвестными сторонами деятельности Выготского, в частности с его практической работой в качестве клинического психолога и дефектолога. Особую ценность представляют заметки, в которых Выготский намечает способы исследования смысловой сферы человека, обращается к вопросам смысловой динамики, составляющим центр его позднейших размышлений, которые современной психологией практически не освоены. Документы, включенные в состав книги, позволяют значительно расширить сведения об участниках круга Выготского, пополнив его новыми именами, а также идентифицировать многочисленные библиографические источники, которыми пользовался Выготский, и атрибутировать ряд скрытых ссылок, часто встречающихся в его трудах.
Исследование архива длилось более десяти лет и требовало практически ежедневной кропотливой работы. У Выготского с юности было пристрастие к маленьким блокнотам и тетрадочкам, и он использовал для заметок всё, что оказывалось под рукой, — официальные бланки, счета, разрезанные листы корректуры, библиотечные карточки, приглашения на различные мероприятия и многое другое (об особенностях оборотных сторон его заметок можно было бы написать отдельную статью). Эти маленькие листочки (иногда шириной не более 3 см), в количестве более пятисот единиц, хранились в беспорядке, и для начала нужно было разобрать хаос документов по отдельным записям, выстроить их хронологически, что оказалось крайне непростой задачей. Как известно, Выготский владел несколькими языками и был чрезвычайно эрудирован; он не только приводил цитаты по памяти на немецком, французском и английском языках, но также использовал скоропись, изобретал собственные сокращения, его заметки изобиловали именами и фамилиями, адресами и телефонами, схемами, стрелками, восклицательными знаками… Редакторам пришлось основательно поработать с научно-психологической литературой конца XIX — начала XX веков, попутно ведя разыскания в отношении людей, чьи имена если и сохранились в истории, то остались малоизвестными. Несмотря на то что до наших дней дошло множество документов, не менее обширная часть заметок, вероятно, была утрачена, поэтому наше исследование было похоже на работу палеонтолога, реконструирующего динозавра по фрагменту его скелета, или археолога, восстанавливающего амфору по найденным осколкам.
И всё же результаты работы в архиве превзошли самые смелые ожидания. Можно сказать, что документы, собранные в книге, представляют читателю неизвестного Выготского: перед нами всё тот же волевой и пассионарный молодой человек с кристальной биографией, но теперь его голос звучит так, как будто мы только что вступили с ним в предельно открытый разговор, без смысловых изъятий и умолчаний. Он захватывает и создает пространство для новых размышлений.
Личностно-деятельный подход
Лев Семенович Выготский считал, что человеческая личность формируется в процессе сложного взаимодействия со средой. Не существует немотивированной деятельности. Ее мотив происходит из определенной потребности. Психическое развитие индивида направлено на формирование внутренних действий, направленных на достижение сознательных целей.
Теория личности Выготского ставит в центр процесса обучения самого учащегося, его цели, мотивы, индивидуальные психологические особенности. Учитель определяет направление и методы обучения, исходя из интересов и перспектив ребенка.
Законы возрастного развития
Л. С. Выгодский в психологии развития ребенка сформулировал несколько общих положений:
- Возрастное развитие имеет сложную организацию, собственный ритм, которые меняется в различные периоды жизни;
- Развитие — последовательность качественных изменений;
- Психика развивается неравномерно, у каждой ее стороны есть свой период изменений;
- Высшие психические функции являются коллективными формами поведения и только потом становятся индивидуальными функциями человека.
Дочь Выготского об отце
Дочь ученого рассказывает, что отдельного, именно ей посвященного времени было не так много. Зато отец брал ее с собой на работу, в институт, и там девочка могла свободно разглядывать любые экспонаты и препараты, а папины коллеги всегда поясняли ей, что, для чего и зачем нужно. Так, к примеру, она видела уникальный экспонат – мозг Ленина, хранившийся в банке.
Отец не читал ей детских стихов – он просто не любил их, считал это безвкусным примитивом. Зато у Выготского была отличная память, и он мог рассказать наизусть множество классических произведений. В результате девочка отлично развивалась в искусстве и литературе, вовсе не чувствуя своего возрастного несоответствия.
Психология педагогики
Большая часть работ Льва Семеновича Выготского посвящена изучению психологических закономерностей человеческого развития, которые возникают в процессе воспитания и обучения. Для обозначения этой области знаний используется также термин «педология».
Под обучением в психологии понимается развитие способностей человека, передача навыков и знаний. Под воспитанием — работа с личностью, поведением. Это область чувств и взаимоотношений между людьми. Педагогическая психология имеет тесную связь с социологией и физиологией.