- 7 Ноября, 2019
- Психология личности
- Анжелика Бральди
Довольно часто поведение и поступки ребенка взрослые оправдывают фразой: «Он же подросток». «Это какой возраст?» — подобный вопрос возникает у всех, кто сталкивается со сложностями в общении с детьми. Действительно, кого можно считать подростком? Бунтующего против всего на свете 16-летнего «недоросля»? Или же 11-летнего ребенка, отстаивающего свое право гулять с друзьями допоздна?
Каждому родителю необходимо знать, с чем именно он сталкивается. Со сложностями, вызванными взрослением, перестройкой организма или же с самым обычным хулиганством. Разобраться в этих нюансах необходимо для того, чтобы правильно выстроить свое поведение в отношении поступков ребенка. Не лишним будет знать, что именно подразумевается в психологии под понятием «подростковый возраст».
Что это такое?
Еще в начале прошлого столетия слово «подросток» почти не употреблялось, люди обычно говорили «отрок». Однако после революции это слово старались не произносить из-за того, что от него веяло ушедшим прошлым. Сейчас же «отрок» ассоциируется с религией, речами священников, а в обиходе употребляется «подросток» и английский синоним «тинейджер».
Научное понятие «подростковый возраст» появилось в конце XIX столетия. Случилось это во многом из-за проявления интереса к проблемам юности со стороны писателей, философов, мыслителей того времени. Например, Достоевский в своем романе «Подросток» описывает характерные для юности проблемы ничуть не хуже, чем это делают психологи.
Что же это такое? Согласно научному определению, это специфический возрастной период в жизни человека. Он является переходным между детством и взрослой жизнью. Соответственно, и характеризуется множеством изменений, происходящих как в физиологии, так и в сознании человека.
Психология подросткового возраста: внешность — главный враг
Для 13–14-летних внешность нередко становится главным мерилом всего. Полные или «дрыщи» часто становятся «аутсайдерами», объектом насмешек.
Для девочек косметика, прически, духи, одежда вообще становится настоящим фетишем. Нередко желание походить на кумиров, крайне критичное отношение к собственной внешности вызывает пищевые расстройства, страх растолстеть. Поэтому важно вовремя привить чадам (пока слушаются) правильное отношение к пище. Тогда для детей еда станет источником энергии, удовольствия.
Запомните! Диета подростков должна изобиловать цинком. Иначе организм перестанет вырабатывать нужное количество серотонина. Он регулирует настроение, защищает от вспышек злобы, депрессий. Подростковый организм цинка нередко содержит мало, поскольку данное вещество активно расходуется на быстро растущую костную систему.
Кроме того, из-за его нехватки организм тинейджеров переполнен дофамином. Этот гормон заставляет искать приключений, совершать необдуманные поступки. Определить, нет ли нехватки цинка, несложно — «подскажут» белые точки на ногтях.
Когда начинается и заканчивается?
Подросток — это какой возраст? Современная наука не дает однозначного ответа на этот вопрос. На то, какими будут рамки, ограничивающие этот период, влияют следующие факторы:
- страна или же регион, в котором живет ребенок;
- национальность и пол;
- культурные особенности;
- социальные условия.
В общем же, максимальные рамки подросткового периода – это возраст от 10 до 19 лет. Разумеется, далеко не каждый человек на пороге двадцатилетия является подростком, и не каждый ребенок начинает взрослеть с десятого года жизни. В среднем же подростком считается человек, находящийся в возрасте от 12 до 17 лет. Однако то, с какого возраста ребенок считается подростком, зависит от индивидуальных особенностей его развития.
От ребенка до подростка
На каждом этапе, как ребенка, так и его родителей, ожидают новые и интересные особенности. Зачастую старшее поколение пугает или настораживает поведение ребенка, и они даже не понимают, что следует предпринять и куда нужно обратиться. Поэтому им полезно будет знать о возрастных изменениях, которые происходят с каждым человеком. А также понимать, чем отличается психология подростка в 13 лет и 16 лет.
Как разделяют период взросления?
Что же касается разделения периода взросления на отдельные этапы, то Организацией объединенных наций принята такая классификация:
- ранний – от 10 до 14;
- поздний – от 14 до 19.
Именно такого разделения придерживаются в большинстве стран, и оно является общепринятым, международным.
Разумеется, имеются и иные варианты разделения взросления на отдельные этапы. Например, в Советском Союзе считалось, что младший подростковый период – это 12-14 лет, а поздний – 15-17.
Что происходит в психологии тинейджеров? Главные особенности
Психологические особенности подростков неразрывно связаны с изменениями, происходящими в их теле и сознании. Это крайне противоречивое время, наполненное быстро происходящими переменами, с которыми вчерашние дети не всегда могут справиться.
Главные особенности психологии в этом возрасте соотносятся со взрослостью. Это тенденция к ней и ее чувство. Принято считать, что для тинейджеров младшего возраста характерно наличие тенденции к взрослению. Для тех, кто постарше, соответственно, свойственно чувство, ощущение собственной взрослости.
Именно от того, что ощущает подросток, и зависит его поведение, манера разговаривать, поступки.
Тенденция к взрослению — что это?
Первая главная особенность психологии тинейджера – это тенденция ко взрослости. Что это означает? То, что подросток хочет быть взрослым и стремится продемонстрировать это всеми возможными средствами.
Именно при наличии тенденции, но при отсутствии осознания, ощущения взрослости тинейджеры начинают грубить, нарушать установленные правила и в целом бунтовать. Для этого психологического этапа характерно осознание прав на что-либо при полном отсутствии чувства ответственности.
Чувство взрослости: чем оно характеризуется?
Когда взрослые задаются вопросом: «Подросток — это какой возраст?» — то, как правило, они просто хотят узнать, когда же их ребенок успокоится и вновь станет милым, добрым и хорошим. Однако тинейджеры перестают хулиганить и грубить вовсе не тогда, когда заканчивается переходный возраст, а в тот момент, когда в их сознании тенденция к взрослению меняет на ощущение. То есть как только к подростку приходит чувство взрослости, его поведение кардинально меняется.
Чем характеризуется это чувство? В первую очередь, осознанием ответственности за собственные поступки и слова. Во вторую очередь появляется понимание ценности вещей и значения денег. Тинейджеры уже не стремятся просто хулиганить и бунтовать против существующих правил, они пытаются подработать, сэкономить карманные деньги для приобретения чего-либо. Также они более последовательны в своих пожеланиях, высказываемых родителям в отношении подарков к праздникам.
Во сколько лет дети становятся подростками, имеющими чувство взрослости, а не тенденцию к ней? Ответа на этот вопрос не существует. Развитие личности протекает индивидуально и во многом зависит от того, в каких условиях живет ребенок.
Как помочь ребёнку развиваться?
Родители должны быть в курсе современных тенденций и интересов подростков, чтобы подсказать ребёнку идеи полезных, нескучных и модных занятий:
- Путешествия. Подростковый возраст — отличное время для начала занятий экотуризмом. Путешествовать можно вместе с семьей или в составе группы специального кружка.
- Литературное творчество. Написание стихов, рассказов и прочих произведений сейчас приобретает новую форму: дети могут создавать их и публиковать на личном блоге.
- Чтение. Любовь к книгам у современных подростков угасает, но мамы и папы могут разжечь её, предлагая своему ребёнку интересные и увлекательные произведения.
- Танцы и занятия спортом. Многие дети охотно посещают секции и кружки, главное — выбрать подходящее направление.
- Кулинария. Двенадцатилетки могут быть не только хорошими помощниками на кухне, но и почти полноправными «хозяевами». Конечно, родители должны контролировать соблюдение ребёнком техники безопасности.
- Рукоделие. В магазинах есть множество наборов для бисероплетения, шитья, гравюры, создания свечей, мыла и других видов рукоделия. Это не только замечательные идеи подарков для подростка, но и удобный способ узнать, какое именно занятие ему по душе.
Некоторые подростки всерьёз увлекаются выращиванием растений и уходом за домашними питомцами. Это очень полезные занятия, поскольку они помогают развить ответственность, наблюдательность и снимают напряженность.
Как меняется физиология?
Подростки 12-16 лет по-разному не только ведут себя, но и выглядят. Что же происходит в их организме? Тело начинает взрослеть, меняться точно так же, как и сознание. Некоторые изменения проходят постепенно, другие же словно появляются из ниоткуда, пугая тинейджеров.
В переходном периоде начинается и заканчивается половое созревание. В это время у девочек начинаются месячные, и устанавливается менструальный цикл. У юношей возникают поллюции, случается самопроизвольная эрекция. Конечно же, появляются и вторичные половые признаки.
Помимо изменений, связанных с репродуктивной системой, идут и другие процессы. Меняется голос, появляются волосы на теле. Внутри организма устанавливается новый гормональный баланс, меняется и обмен веществ. Физиологические особенности подростков заключаются в том, что в их телах одновременно проходит большое количество различных процессов, что может негативно отразиться на функциональности внутренних органов. К примеру, может нарушиться сердечный ритм, периодически наблюдаться расстройство кишечника или же почечная дисфункция. Однако наиболее часто встречается нарушение жирового обмена, из-за чего волосы становятся сальными, а лицо покрывается угрями.
Но при наличии наследственной склонности к серьезным заболеваниям в переходном возрасте следует проявлять повышенную осторожность и регулярно проходить медицинские осмотры.
Социально-психологические особенности развития подростков 12-14 лет.
Социально-психологические особенности развития подростков 12-14 лет.
Задачей данного параграфа является раскрытие социально-психологических особенностей подростков 12-14 лет. Современный подросток живет в мире, сложном по своему содержанию и тенденциям социализации. Это связано, во-первых, с темпом и ритмом технико-технологических преобразований, предъявляющих к растущим людям новые требования. Во-вторых, с насыщенным характером информации, глубинно воздействующей на подростка, у которого еще не выработано четкой жизненной позиции. В-третьих, в связи с экологическим и экономическим кризисами, поразившими наше общество, что вызывает у детей чувства безнадежности и раздражения. Напряженная, неустойчивая социальная, экономическая, экологическая, идеологическая обстановка, сложившаяся в настоящее время в нашем обществе, обусловливает рост различных отклонений в личностном развитии и поведении растущих людей. Среди них особую тревогу вызывают не только прогрессирующая отчужденность, повышенная тревожность, духовная опустошенность детей, но и их цинизм, жестокость, агрессивность. Наиболее остро этот процесс проявляется на рубеже перехода ребенка из детства во взрослое состояние — в подростковом возрасте [33].
У молодых людей бурно развивается чувство протеста, часто неосознанного, и вместе с тем растет их индивидуализация, которая при потере внесоциальной заинтересованности ведет к эгоизму. Подростки больше других возрастных групп, страдают от нестабильности социальной, экономической и моральной обстановки в стране, потеряв сегодня необходимую ориентацию в ценностях и идеалах, — старые разрушены, новые — не созданы. Таким образом, на сегодняшний день в нашем обществе имеется серьезный дефицит позитивного воздействия на растущих детей[4].
Как правило, в этом возрасте у подростков возникают проблемы со взрослыми, в частности с родителями. Родители продолжают смотреть на своего ребенка как на маленького, а он пытается вырваться из этой опеки. Поэтому взаимоотношения обычно характеризуются повышенной конфликтностью, усиливается критичность по отношению к мнениям взрослых, но при этом становится более значимым мнение сверстников. Изменяется характер отношений со старшими: из позиции подчинения подросток пытается перейти в позицию равенства[8].
Пропасть непонимания между родителями и детьми с каждым днем становится все шире и шире. Дети, не получившие внимания, ласки, воспитания в своей семье стремятся к общению со своими сверстниками, в дворовых компаниях, которые не всегда свое свободное время предпочитают посвятить какой-нибудь полезной деятельности. В результате предоставленные сами себе дети забрасывают учебу, отдают свободное время улице, бесцельному времяпрепровождению [25].
Подросток часто не соответствует требованиям, которые предъявляет к нему общество, он не готов к выполнению определенных социальных ролей в той мере, в какой это ожидают от него окружающие. В свою очередь он считает, что не получает от общества того, на что вправе рассчитывать. Противоречие между биологической и социальной незрелостью подростков, с одной стороны, и требованиям общества с другой, служит реальным источником девиации[5].
Для решения проблем подростков и оказания им помощи необходимо знать психологические особенности подростков нашего времени. При построении профилактической работы с детьми необходимо исходить из положения о том, что эффективность любого воздействия — социального, психологического или педагогического, в существенной мере зависит от знания, понимания и точного определения, особенностей личности подростков. Поскольку моё исследование касается несовершеннолетних, следует более подробно остановиться на вопросах подросткового возраста.
Вспомним некоторые сведения из анатомии и физиологии, психологии и педагогики, которые характеризуют личность подростка. Анатомо-физиологические особенности подростка характеризуются неравномерностью его физического развития, совершенствованием мускульного аппарата, процессом окостенения скелета. У подростков ярко выражена неустойчивость нервной системы, которая не всегда способна выдержать сильные или длительные раздражители, что вызывает состояние крайнего возбуждения или торможения, ведет к вспыльчивости, апатии и т. д. Активное половое созревание подростка происходит при заметном отставании в социальном становлении подростка, что влечет за собой социально-психологические проблемы полового воспитания[13].
Одновременно изменяется и характер взаимоотношений со сверстниками, появляется потребность в общении с целью самоутверждения, что в неблагоприятных условиях может привести к различным формам отклоняющегося поведения. У подростка формируется чувство взрослости, которое проявляется через стремление к независимости и самостоятельности, протест против желания взрослых поучить его.
Внешность для подростка имеет очень большое значение. Необычная прическа, серьга, а то две и три в ушах, рваные джинсы, яркая косметика и другие атрибуты дают подростку возможность отделить себя от других, утвердиться в группе детей.
Переходный период как лакмусовая бумага, проявляет все пороки общества. Подростковый возраст — один из наиболее сложных периодов развития человека. Несмотря на относительную кратковременность, он практически во многом определяет всю дальнейшую жизнь индивидуума. Его еще называют переходным возрастом, потому что в течение этого периода происходит своеобразный переход от детства к взрослости, от незрелости к зрелости, который пронизывает все стороны развития подростка: анатомо-физиологическое строение, интеллектуальное, нравственное развитие, а так же разнообразные виды его деятельности[22].
В подростковом возрасте серьезно изменяются условия жизни и деятельности подростка, что в свою очередь, приводит к перестройке психики, появлению новых форм взаимодействия между сверстниками. У подростка меняется общественный статус, позиция, положение в коллективе, ему начинают предъявляться более серьезные требования со стороны взрослых
У многих подростков имеется явный диссонанс между физическим и социальным развитием. Некоторые стороны психического развития не успевают за ускоренным физическим развитием, могут сохраняться детские интересы и неустойчивость выражения эмоций, внушаемость, подверженность чужому влиянию, неразвитое чувство ответственности и долга, причудливо переплетающееся с внешней кажущейся взрослостью [23].
Подростки с отклоняющимся поведением часто обнаруживают целый ряд свойств, свидетельствующих о значительных эмоциональных нарушениях. Для девиантных подростков характерны такие особенности как, повышенная тревожность, дефектность целостной системы, особенно в области целей и смысла жизни. Они, как правило, импульсивны, раздражительны, вспыльчивы, агрессивны, конфликтны, что затрудняет их общение с окружающими и создает значительные сложности при их воспитании.
Для полноценного существования подросток нуждается в постоянном сопротивлении (средовых факторов, внутренних условий) его стремлениям к удовлетворению собственных потребностей, поскольку такое сопротивление обеспечивает феномен актуального самочувствия и создает возможности для развития. С другой стороны, преодоление сопротивления удовлетворению той или иной потребности всегда вызывает напряжение, что при отсутствии соответствующего эмоционально-волевого ресурса приводит к деструктивным эффектам: конфликтам, стрессу, агрессии, девиациям[22].
От того, как отвечает подросток на предъявляемые ему требования, какие способы и стили поведения у него проявляются и закрепляются, зависит развитие личности в подростковый период и ее дальнейшие перспективы.
Не смотря на то, что в психологической литературе кризис подросткового возраста описан достаточно полно, именно этот возраст считается наиболее проблемным. В этом возрасте дети менее предсказуемы, они чаще совершают поступки, выходящие за рамки общественных норм. Таким образом, можно выделить характерные особенности подросткового возраста: эмоциональная незрелость, недостаточно развитое умение контролировать собственное поведение, соразмерять желания и возможности в удовлетворении своих потребностей, повышенная внушаемость, желание самоутвердиться и стать взрослым [17].
Основным психологическим новообразованием в подростковом возрасте становится развитие у подростка особого чувства взрослости, как индивидуального переживания отношения к самому себе как к взрослому. Физическое возмужание дает подростку чувство взрослости, но социальный статус его в школе и семье не изменяется. И тогда возникает борьба за признание личных прав, независимости, что обязательно приводит к конфликту между взрослыми и подростками.
Психологические особенности подросткового возраста, когда они резко выражены, получили название подростковый комплекс. Суть подросткового комплекса составляют свойственные этому возрасту определенные подростковые реакции на воздействие окружающей социальной среды. К ним относятся реакции: увлечения, эмансипации, группирования со сверстниками.
- Реакция увлечения – большинству подростков свойственны различные увлечения и хобби. Они могут быть устойчивыми, например занятия спортом, но могут быть и не стойкими, когда подросток увлекается, то одним, то другим. У некоторых увлечения связаны со стремлением быть в центре внимания. Некоторые избирают изысканные, необычные хобби, чтобы выделиться среди сверстников. В большинстве случаев в этом нет никакой патологии, со временем эти увлечения проходят или сохраняются, но отрицательного воздействия на поведение подростка не оказывают. Патологией являются чрезмерно выраженные увлечения, когда из-за них подросток забрасывает школьные занятия и все время отдает им. Бывает, что ради реализации хобби подросток совершает противоправные действия, например, мелкое воровство, спекуляцию или может сойтись с асоциальными личностями.
- Реакция эмансипации – эта реакция проявляется стремлением высвободиться из-под опеки, руководства, контроля, покровительства старших — родных, учителей, воспитателей, наставников, представителей старшего поколения вообще. Это борьба за свою самостоятельность, независимость, самоутверждение. Коротко этот феномен можно охарактеризовать как мощное стремление к автономности, отдалению от семьи и взрослых, избавлению от опеки. Эту свободу или иллюзию свободы дает улица. Реакция может распространяться на установленные старшим поколением порядки, правила, законы, на все, что им принято, что уважается и ценится, т.е. на все «стандарты» и «ценности».
- Реакция группирования со сверстниками – эта реакция проявляется в стремлении подростков образовывать более или менее стойкие спонтанные группы, в которых устанавливаются определенные неформальные отношения, имеются свои лидеры и исполнители, происходит более или менее естественное распределение ролей, в основе которого чаще всего лежат индивидуальные особенности личности подростков.
Подростковые реакции могут быть как вариантами поведения в норме, так и представлять собой патологические нарушения. Поведенческие реакции становятся патологическими, если распространяются за пределы той ситуации и микрогруппы, где они возникли, если они затрудняют или нарушают социальную адаптацию [16].
Все они закрепляются в чертах характера подростка, сложно поддаются педагогическому воздействию. Сложности, с которыми сталкиваются социальные педагоги и психологи заключаются в том, что педагогически запущенные дети не считают, что следует соблюдать общепринятые нормы и правила, не хотят понимать, что устранение недостатков, которые мешают им стать уважаемым человеком, позволит им стать личностью.
Общение, которое складывается между социальными педагогами и подростками с девиантным поведением скупо и одностороннее по содержанию, бедно по положительным эмоциональным окраскам, сопровождается, как правило, отрицательными реакциями. Поступки таких подростков, проявляющиеся в грубости и драках, являются их реакцией на сложности самоутверждения и проявляются как негативное средство завоевания достойного места в коллективе[15].
Многие подростки, имеющие девиантное поведение, иначе относятся к трудовой деятельности человека, как члена общества, чем подростки, живущие в семьях с благополучным климатом. Достаточно часто такие подростки не могут рассказать о месте работы, должности своих родителей. В данном случае можно предположить о не владении ими информацией, так и вины родителей, нерадиво выполняющих свои гражданские обязанности, а также своим поведением негативно влияющих на воспитание подростков и допускающих аморальные поступки и т.д. Этим отличаются подростки, имеющие девиантное поведение. Данная характеризующая черта, в совокупности с рядом других факторов, определяет извращенные понимания, такими подростками, смысла жизни человека и общественно полезного труда, как источника материального благосостояния и человеческого счастья. Из вышесказанного следует, что для подросткового возраста характерно заметное падение, по интенсивности, уровня общения подростка в семье. Это наиболее ярко наблюдается в семьях, где подростки имеют девиантное поведение, и оно обусловлено особенностями их возраста:
— желанием быть самостоятельным;
— желанием найти новых друзей и новые сферы общения;
— потерей некоторыми родителями авторитета, в связи с ростом критичности подростка.
Дефицит нравственных начал подростка формируется под воздействием скупой и ограниченной духовной жизни его родителей, не развитости их политического и общетеоретического кругозора. Это ограничивает развитие эмоциональных и познавательных потребностей подростка, сужает круг его интересов, суждений и взглядов, поскольку родители мало просвещают и развивают своих детей в различных вопросах науки, искусства, литературы, истории, педагогики и психологии. Это способствует росту у подростка дефицита нравственного и эстетического анализа окружающих реалий, переключает его сознание на асоциальные взгляды, антиэстетические вкусы, формирует обывательские интересы, привычки и представления, которые носят нежелательный характер. Важно заметить, что у некоторых подростков девиации в нравственном развитии возникают поэтапно, что во многом накладывается на их возрастные особенности[5].
Если бы дети не выходили из периода детского и безоговорочного подчинения авторитету родителей и взрослых, то возрастные особенности подростков не стали бы предметом отдельного изучения и понимания. Приблизительно к 12-14 годам, дети перестают быть детьми, с точки зрения послушания и покладистого отношения к взрослым. Вчерашние дети становятся центрами возникновения конфликтов в школе, среди вчерашних друзей и в семье. Надо отметить, что возрастные особенности младших подростков, не всегда провоцируют какие-либо осложнения в школе, среди друзей или дома. Но, чаще, возрастные особенности подросткового возраста доставляют много проблем своими негативными проявлениями всем, кто имеет прямое отношение к периоду взросления подростков [12].
Итак, можно сделать вывод, что у подростка с девиантным поведением следующие социально-психологические особенности:
- неприятие педагогических воздействий;
- неумение преодолевать трудности;
- сверх напряженность;
- стремление к независимости;
- подверженность чужому влиянию;
- агрессивность.
Эти особенности развития подростков не всегда приятны для взрослых, порой ведут к непониманию, конфликтам, взаимным обидам. Между тем для данного возраста они совершенно естественны. Специалист, который имеет дело с трудными подростками, должен владеть этой информацией. Зная психологические особенности, провоцирующие причины, социальный педагог сможет строить и профилактическую, и коррекционную работу с подростками. Без знания этих особенностей невозможно адекватно влиять на подростков и пытаться взаимодействовать с ними. В подростковом возрасте в силу сложности и противоречивости особенностей растущих людей, внутренних и внешних условий их развития могут возникать ситуации, которые нарушают нормальный ход личностного становления, создавая объективные предпосылки для возникновения и проявления разных форм нарушения поведения.
Каковы особенности психического развития в переходном возрасте?
Подросток — это какой возраст с точки зрения психического развития? В чем его важность? К сожалению, многие родители не осознают того, что в переходном возрасте формируется не только мужское или же женское естество, но и психика человека.
Психологи выделяют три ключевые, главные характеристики переходного периода:
- социальное развитие;
- деятельность;
- новообразования.
Под социальным развитием в этом возрастном периоде понимается в первую очередь общение со сверстниками. Если в детстве у человека в приоритете было мнение родителей, бабушек и дедушек, педагогов, то в отрочестве ситуация меняется. Наиболее важное значение в этом возрасте имеет мнение сверстников и ребят немного постарше. Именно их одобрения ищет тинейджер.
Что понимается под деятельностью? Психологические процессы, происходящие при повседневных занятиях. Например, в школе тинейджер сравнивает себя с другими, у него формируется представление о собственной личности. Осваивая какой-либо предмет, подросток оценивает его уже не на уровне интереса, а с позиции того, готов он этим заниматься или нет.
Новообразования – это все те психические процессы, которые не были свойственны ребенку, но появились в сознании тинейджера. То есть к ним следует отнести как интерес к противоположному полу, так и понимание ценности вещей, денег.
Тревожные признаки для родителей
Всемирная организация здравоохранения сообщает, что одной из самых распространённых причин заболеваний и инвалидизации подростков является депрессия. Поэтому психологическому здоровью детей этого возраста стоит уделять пристальное внимание.
Какие признаки должны настораживать?
- Желание постоянно проводить время вне дома.
- Побеги из дома (или заявления ребёнка о таких планах).
- Проведение почти всего свободного времени за компьютером/смартфоном.
- Вступление в подозрительные соцсети.
- Неприемлемые изменения внешности.
- Появление тяги к вредным привычкам (в карманах обнаруживаются сигареты, этикетки от бутылок с алкоголем, одежда и кожа пахнут табаком, чувствуется запах спирта).
- Бредовые состояния и галлюцинации.
Чтобы не пропустить какой-либо тревожный признак и не допустить развитие психологических проблем, родители должны поддерживать постоянный контакт с ребёнком: интересоваться его делами, успехами в школе, кругом общения. Это сложно сделать правильно: если подросток почувствует тотальный контроль, он будет стремиться обойти его. Общение должно быть произвольным и максимально дружелюбным.
Чтобы не перегнуть с контролем и опекой и не доставать ребёнка бесконечными звонками и СМС, воспользуйтесь приложением «Где мои дети». С ним вы сможете узнать, где находится ваш ребёнок, а при необходимости включить «звук вокруг» и послушать, что ребёнка окружает. Но помните, что в 12 лет устанавливать приложение втайне от ребёнка нельзя — нужно обязательно договариваться. Как это сделать, советуют наши психологи.
Подростковые страхи
Специфические страхи – это тоже возрастные особенности. В старшем подростковом возрасте дети, как правило, боятся следующего:
- не быть собой;
- неудач, провалов, казусов;
- наказаний и осуждения со стороны сверстников;
- физического несовершенства или же уродства;
- одиночества;
- отсутствия перспектив и возможностей для самореализации.
Каждый из этих страхов в той или иной степени присущ всем тинейджерам. Задача родителей заключается не в том, чтобы разубедить подростка, а в том, чтобы не зафиксировать его внимание на конкретном переживании, не превратить юношеский страх в фобию.
Достаточно парадоксально то, что на этапе младшего подросткового периода, тинейджеры почти не испытывают страха перед самостоятельной жизнью, а, наоборот, всячески стремятся к ней. Однако как только тенденция к взрослости меняется на ее чувство, этот страх тут же возникает.
Тинейджеры – это уже не дети, но и взрослыми их считать тоже нельзя. Это утверждение справедливо как в отношении психики, так и в вопросах физиологии и социальных навыков.
Когда следует беспокоиться
Все подростки развиваются немного по-разному. Таким образом, в то время как некоторые 14-летние будут выглядеть и вести себя как взрослые, другие могут по-прежнему походить на детей. Обычно нет причин для беспокойства, так как в ближайшем будущем дети наверстают упущенное.
Однако если вас беспокоит незрелость подростка, важно поговорить с врачом вашего ребенка. Врач может исключить любые проблемы с физическим или психическим здоровьем и при необходимости направить вашего ребенка к специалисту.
Расстройства пищевого поведения могут развиваться и в подростковом возрасте. Следите за пищевыми привычками вашего подростка. Пропуск приемов пищи, чистки и интенсивные диеты — это красные флаги, которые могут сигнализировать о том, что вашему подростку нужна профессиональная помощь.
Слово от mentalar
14 лет — отличное время, чтобы убедиться, что у вашего подростка есть навыки, необходимые для того, чтобы стать взрослым. Постарайтесь обучить их жизненным навыкам и дайте им возможность практиковать эти навыки самостоятельно.
Имейте в виду, что воспитание 14-летнего ребенка иногда может быть немного сложным, а иногда вам может казаться, что вы сделали один шаг вперед и два шага назад с точки зрения прогресса вашего подростка. Но в целом ваш подросток должен показать, что он может нести большую ответственность по мере приближения к 15 годам .