Автор материала:
Инна Трофимова
писатель, психолог, гештальт-терапевт
Кто я такой? Вопрос этот застает врасплох и в зрелом возрасте. Но в памяти сразу всплывает сцена из книги о Гарри Поттере: Хагрид говорит мальчику, что он волшебник. На что тот отвечает: «Я не могу быть волшебником. Ведь я просто Гарри». Путь самопознания занял долгих 7 томов. И это при наличии заклинаний для волшебной палочки. Но в нашем распоряжении тоже есть магические атрибуты: книги, советы психологов и тренеров. Не получилось с первого раза? Ничего, крыса в вазу тоже не сразу обернулась.
Хорошая новость в том, что все нужные советы уже даны. Мудрость самопознания сформирована еще во времена Архимеда и за все время лишь слегка видоизменилась. Новость плохая: рецепты не помогают. Почему? Есть три причины:
- Людям выгодно оставаться в детском состоянии беспомощности. Они знают, как нужно поступать, но выбирают привычный комфорт и ничегонеделание.
- Искреннего желания помочь самому себе недостаточно. На каждый добрый совет нужен еще десяток о том, как его выполнить.
- Многие ожидают чудес при минимальных затратах энергии. Нетерпеливые исследователи хотят выучить язык за один вечер и стать продвинутым йогом после недели медитаций.
Ниже расписан чек-лист из семи пунктов работы над собой. Чек-лист – это список проверок. Прошли проверку – поставили галочку, вычеркнули пункт, почувствовали облегчение. Список можно скорректировать или дополнить.
Усыновить родителей.
Винить родителей в собственных неудачах уже стало трендом. Смысла в этом нет. Во-первых, они воспитывали детей как могли, колонок в психологических журналах не читали, а иногда просто выживали. Во-вторых, взрослая жизнь длится намного дольше, чем детство, поэтому есть все шансы воспитать себя самому.
Но искренне простить человека, на которого привык смотреть снизу вверх, непросто. Еще тяжелее принять факт, что у вас много общего. Инсценировка примирения только оставит осадок в душе, но не принесет облегчения.
Пройти тест на тип личности
Прощение – тяжелый путь, его тяжело начать и невозможно закончить. Но есть несколько хитростей:
- Попросить прощения можно заочно. В жизни это называется «влезть в чужую шкуру», а в психологии есть метод двух стульчиков.
Как он работает. Возьмите 2 стула. На один сядьте сами, на другой усадите воображаемого родителя. Представьте его в деталях: одежду, особенности внешности, манеру сидеть. Выскажите воображаемым папе или маме претензию. После этого пересядьте на их место и попробуйте оценить ситуацию с точки зрения их реальности. И так можно пересаживаться долго, но не переусердствуйте. То, что копилось годами, невозможно исправить за один раз.
- Можно не прощать. Только нужно научиться жить с этим. Как ответила героиня фильма на вопрос, сумела ли она помириться с матерью: «мы с мамой договорились, что отказываемся друг друга понимать».
Кто я = методика
метки:
Результат, Ответ, Характеристика, Маскулинная, Различный, Написать, Опросник, Бланк Опросник «Кто Я».
Опросник «Кто Я» разработан представителями интеракционистской ориентации М.Куном и Т.Макпартлендом. Данный опросник используется для выявления роли гендерных характеристик в структуре Я-концепции личности, а также для изучения содержательных характеристик идентичности
личности.
Подчёркивается необходимость записывать ответы как можно быстрее. Вопрос «кто я?» логически связан с характеристиками собственного восприятия человеком самого себя, то есть с его образом Я или Я-концепцией. Отвечая на вопрос «Кто Я?», человек указывает роли и характеристики-определения, с которыми он себя соотносит, идентифицирует, то есть с социальным статусом и теми чертами, которые по его мнению, связываются с ним. Требование теста дать двадцать высказываний
, связанных с представлением о собственной идентичности, исходит из признания исследователями сложной и мгногоаспектной природы Я-концепции. Предполагается, что человек более рефлексивный даёт в среднем больше ответов, чем человек с менее развитым представлением о себе (или более «закрытый»).
Принято считать, что те характеристики самого се6я, которые испытуемый записывает в начале своего списка, в наибольшей мере актуализированы в его сознании, являются в большей мере осознаваемыми и значимыми для субъекта.
Является нестандартизированным самоотчётом. Теоретическое основание — теоретическое представление о личностном «Я» как об интериоризации индивидуальной позиции в социальной системе. Различия в идентификации личностного «Я» эквивалентны различиям в том, как человек связывает свою судьбу с рядом возможных референтных групп.
Шкалы – объективные и субъективные (индивидуальный локализационный балл) социальные роли. Выявляется личностная самоидентичность и богатство оттенков самоописания.
Процедура обработки – контент-анализ по ряду категорий:
- социальным группам (полу, возрасту, национальности, религии, профессии)
- идеологическим убеждениям (философским, религиозным, политическим и моральным высказываниям)
- интересам и увлечениям
- стремлениям и целям
- самооценке
Количество вопросов (заданий) – в течение 12 минут даются 20 ответов на вопрос «Кто я?» и проводится контент-анализ.
обработка и обсуждение результатов.
3 стр., 1113 слов
Индивидные свойства человека, как предпосылки развития личности
… предрасположенности, объединения противоположных психических сил. Личность включает три структуры: эго (все, что человек осознает), личное бессознательное (хранит … теории черт личности по Р. Кеттеллу 13 13.1 Включение регуляции в деятельность 14 13.2 Сравнительный анализ взглядов … развивать ее. Решающую роль он отводил осознанному активному и творческому началу в каждой личности и в формировании …
Данные теста «Кто я?» обрабатываются с использованием метода контент-анализа. Предлагается выделить следующие категории:
- Семейные и межличностные роли (к этой категории были отнесены варианты ответов типа: я — мать, жена, сын, муж, подруга и др.)
- Профессиональные роли (я будущий психолог, студент, предприниматель, исследователь);
- Другие социальные роли, в основном эти роли касаются сферы досуга (я – коллекционер, любитель-рыболов, спортсмен, читатель, зритель).
Эти три категории составляют содержание социальной идентичности испытуемых.
Следующие три категории рассматриваются как составляющие личностной идентичности:
- Феминные характеристики – личностные черты, традиционно приписываемые образу женщины (я – заботливая, чувствительная, зависимая, нежный, мечтательный);
- Маскулинные характеристики – личностные черты, стереотипно связанные с образом мужчины (я – сильный, смелый, целеустремлённый, самостоятельный, независимый, агрессивный);
- Нейтральные характеристики, личностные черты, не включаемые в стереотипные характеристики маскулинности-феминности (я – весёлый, красивый, добрый, верный, аккуратная, трудолюбивая, ленивая).
Отдельно выясняется, присутствовала ли в самоописаниях характеристика, обозначающая пол (я – мужчина / женщина, юноша / девушка), и определяется порядок её упоминания (первые три места свидетельствуют о значимости этой характеристики в структуре Я-концепции личности).
После обработки результатов студентам предлагается подсчитать количество характеристик в каждой из выделенных категорий и занести результаты в таблицу, представленную ниже.
Результаты обработки опросника «Кто Я».
Семейные роли | Профессиональные роли | Другие социальные роли | Феминные характеристики | Маскулинные характеристики | Нейтральные характеристики. |
Количественные значения |
Анализ и обсуждение результатов проводится в соответствии с предложенным выше планом. Теоретические знания, которые могут органично включаться в процесс интерпретации результатов, — это теория гендерной схемы С.Бэм и информация о гендерных стереотипах.
Быть мужчиной или женщиной – значит постоянно пребывать в условиях гендерной оценки. Мы оцениваем себя и других на основе представлений о том, какими должны быть мужчины и женщины. Соотношение собственных представлений с общепринятыми играет важную роль в психологическом самочувствии личности. В соответствии с гендерными стереотипами маскулинности-феминности мужчины должны быть компетентны, доминантны, независимы, агрессивны, самуверенны, склонны рассуждать логически, способны управлять своими чувствами, а женщины – более пассивны, зависимы, эмоциональны, заботоливы и нежны. Соответсвтие стереотипам о ролевых предназначениях мужчины и женщин предполагает, что для женщин главными социальными ролями являются семейные роли, для мужчин – профессиональные роли. Мужчин принято оценивать по профессионалным успехам, а женщин – по наличию семьи и детей.
Большое количество гендерно маркированных самоопределений указывает на то, что гендерная идентичность занимает ведущее положение в структуре Я-концепции личности. Если в числе первы трёх ответов есть самоописание, обозначающее пол, а семейные роли и феминные характеристики у женщин доминируют над профессиональными и маскулинными (у мужчин наоборот), то можно сделать вывод о наличии у этого человека полотипизированной Я-концепции. Полотипизированный человек – это тот, чьё самоопредление и поведение совпадает с тем, которое считается в обществе гендерно-соответствующим.
Если пол не упоминается вообще или упоминается в конце списка, а такие категории, как: «другие социальные роли» и «нейтральные характеристиски» имеют большое число упоминаний, чем иные категории, то можно говорить о неполотипизированной Я-концепции.
Среди высказываний о себе могут быть как положительные, так и негативные характеристики. Учитывая их соотношение, можно определить эмоционально-оценочную составляющую Я-концепции. Если отрицательные самоописания касаются полоспецифичных характеристик, то можно предположить наличие у личности внутриличностного конфликта гендерного плана. Спектр интерпретаций данного опросника может быть расширен.
Бланк ответов теста «Кто я?»
Инструкция
В расположенных ниже 20 графах напишите, пожалуйста, 20 различных ответов на простой вопрос «кто Я?». Отвечайте так, как если бы Вы отвечали самому себе, а не кому-то другому. Пишите свои ответы в том порядке, в каком они приходят Вам в голову. Не заботьтесь о логике и важности ответов. Записывайте их достаточно быстро.
- Я________________________
- Я________________________
- Я________________________
- Я________________________
- Я________________________
- Я________________________
- Я________________________
- Я________________________
- Я________________________
- Я________________________
- Я________________________
- Я________________________
- Я________________________
- Я________________________
- Я________________________
- Я________________________
- Я________________________
- Я________________________
- Я________________________
- Я________________________
А теперь, пожалуйста, укажите свой пол____________
Возраст________________________________________
Ф.И.О. (инициалы)______________________________
Спасибо!
Бланк ответов теста «Кто я?»
Инструкция
В расположенных ниже 20 графах напишите, пожалуйста, 20 различных ответов на простой вопрос «кто Я?». Отвечайте так, как если бы Вы отвечали самому себе, а не кому-то другому. Пишите свои ответы в том порядке, в каком они приходят Вам в голову. Не заботьтесь о логике и важности ответов. Записывайте их достаточно быстро.
- Я________________________
- Я________________________
- Я________________________
- Я________________________
- Я________________________
- Я________________________
- Я________________________
- Я________________________
- Я________________________
- Я________________________
- Я________________________
- Я________________________
- Я________________________
- Я________________________
- Я________________________
- Я________________________
- Я________________________
- Я________________________
- Я________________________
- Я________________________
А теперь, пожалуйста, укажите свой пол____________
Возраст________________________________________
Ф.И.О. (инициалы)______________________________
Спасибо!
Результаты обработки опросника «Кто Я» (в %%)
Семейные роли | Профессиональные роли | Другие социальные роли | Феминные характеристики | Маскулинные характеристики | Нейтральные характеристики. | Всего ответов из 20 возможных | |
Количественные значения | |||||||
Идент-я с именем | ПЧО | Значимые——————— | ± | + | – |
Бланк ответов теста «Кто я?»
Инструкция
В расположенных ниже 20 графах напишите, пожалуйста, 20 различных ответов на простой вопрос «кто Я?». Отвечайте так, как если бы Вы отвечали самому себе, а не кому-то другому. Пишите свои ответы в том порядке, в каком они приходят Вам в голову. Не заботьтесь о логике и важности ответов. Записывайте их достаточно быстро.
- Я________________________
- Я________________________
- Я________________________
- Я________________________
- Я________________________
- Я________________________
- Я________________________
- Я________________________
- Я________________________
- Я________________________
- Я________________________
- Я________________________
- Я________________________
- Я________________________
- Я________________________
- Я________________________
- Я________________________
- Я________________________
- Я________________________
- Я________________________
А теперь, пожалуйста, укажите свой пол____________
Возраст________________________________________
Ф.И.О. (инициалы)______________________________
Спасибо!
Бланк ответов теста «Кто я?»
Инструкция
В расположенных ниже 20 графах напишите, пожалуйста, 20 различных ответов на простой вопрос «кто Я?». Отвечайте так, как если бы Вы отвечали самому себе, а не кому-то другому. Пишите свои ответы в том порядке, в каком они приходят Вам в голову. Не заботьтесь о логике и важности ответов. Записывайте их достаточно быстро.
- Я________________________
- Я________________________
- Я________________________
- Я________________________
- Я________________________
- Я________________________
- Я________________________
- Я________________________
- Я________________________
- Я________________________
- Я________________________
- Я________________________
- Я________________________
- Я________________________
- Я________________________
- Я________________________
- Я________________________
- Я________________________
- Я________________________
- Я________________________
А теперь, пожалуйста, укажите свой пол____________
Возраст________________________________________
Ф.И.О. (инициалы)______________________________
Спасибо!
Результаты обработки опросника «Кто Я» (в %%)
Семейные роли | Профессиональные роли | Другие социальные роли | Феминные характеристики | Маскулинные характеристики | Нейтральные характеристики. | Всего ответов из 20 возможных | |
Количественные значения | |||||||
Идент-я с именем | ПЧО | Значимые——————— | ± | + | – |
Примеры похожих учебных работ
Характеристика действующего руководителя с использованием тестов жизнестойкости и …
… теста: Тест жизнестойкости, тест смысложизненных ориентаций и Мак-шкала. 2. Тест жизнестойкости Ответьте, пожалуйста на следующие вопросы, отмечая галочкой тот ответ, … Исследования личностных характеристик лидера, их … как сильную личность, обладающую …
Ответы по ТБ для теста на компьютере
… такое темперамент человека? Совокупность индивидуальных особенностей личности, характеризующих динамическую и эмоциональную сторону … и методических документов по вопросам организации санитарно-эпидемиологического надзора, санитарно-гигиенического …
Ответы на 171 вопрос по философии
… состоит мир»; Б) «Философская категория для обозначения объективной реальности, которая … существующим». 33. Согласно субстанциональной концепции, пространство и время… А) … оставшуюся жизнь выяснению только одного вопроса – почему люди, зная, как …
Вопросы тест-коллоквиума №1
… Дайте характеристику таких методов как тесты, выделите их … свойства». 32. Какие ответы на вопрос кому свойственная психика … 50.Как называется психологическая концепция Л.С. Выготского? а) … человеке как индивиде, личности, индивидуальности, субъекте …
Тесты по психологии личности 150
… Узнадзе. 37. В своей концепции в развитии личности фазы адаптации, индивидуализации, … в открытой форме поставил вопрос о структуре личности: 1. К.К. Платонов; … все ответы верны. 8. К феноменам, исследуемым современной психологией личности, относятся: …
Самопомощь и взаимопомощь при работе социального педагога и педагога-психолога в …
… что можно услышать в ответ на задаваемые вопросы. Обычно возникает подозрение в утаивании … болезнь[88]. 16. основная характеристика групповой работы с людьми, пережившими … состоит в сборе данных о личности пациента. Адлер называл пять …
Принять стартовые условия как данность.
Мы не выбирали, в какой стране и семье нам родиться. Не выбирали дату рождения и место, в котором росли. Это нужно принять как данность. Если этого не сделать, можно прожить всю жизнь, терзаясь сравнениями: «а вот если бы мне…», «будь у меня…». Такая иллюзия выбора вызывает только сопротивление. Приняв то, что есть, мы закладываем фундамент для принятия самого себя. Тогда мы получаем еще одно «взрослое» право – право выбора. Выбирать, где работать не потому, когда-то родители вынудили закончить ВУЗ, а потому, что так хочется. Жить по собственному сценарию так, как считаешь нужным.
Как правильно выполнять самоисследование «Кто Я?»
Первое, что вы делаете, как только встаете утром, это спрашиваете себя: «К кому приходят все эти вещи?». Эти вещи означают ваше тело, ваши мысли, все то, что вы видите, все то, что приходит вам на ум. Другими словами, когда вы встали, не приступайте к вашим делам, как вы это всегда делаете.
Как только вы проснулись и открыли глаза, тут же вопрошайте: «К кому это приходит?». На самом деле, эти слова означают: «Откуда взялось мое тело? Откуда взялось это утро? Откуда взялось это солнце, которое светит через окно? Откуда взялись все эти вещи?». Как я только что сказал, вы пытаетесь понять, что все это пришло из вас. Это пришло из вас. Все это проявляется из вас. Если вы будете задавать этот вопрос, то случится нечто, что заставит вас понять это, понять, что это правда. Поэтому вопрошайте: «К кому это приходит?». Что бы это ни было. Если вам на ум приходит проблема, то вы спрашиваете: «К кому приходит эта проблема?». Если вы чувствуете себя хорошо, если вы чувствуете себя замечательно, вы спрашивает себя: «К кому это пришло? Кто чувствует себя хорошо, кто чувствует себя замечательно?». Вы продолжаете вопрошать: «К кому это приходит?». И после того, когда вы сделаете это, что-то скажет: «Это приходит ко мне». Я тот, к кому это приходит, я чувствую это. Немедленно вы почувствуете отделение от «я», что вы — это не «я», потому что «я» чувствует это. «Я» чувствует себя подавленным. «Я» чувствует себя замечательно. «Я» чувствует себя хорошо, аллилуйя. «Я» чувствует то, «я» чувствует это, но это не вы. Когда вы вопрошаете: «Кто я?», вы, на самом деле, говорите: «А кто это «я», которое чувствует это?». Вот что означает «кто я?». «Кто я?» означает, откуда взялось это «я» которое чувствует чувствует мир и все его проявления. «Откуда пришло это «я»?». Затем вы пребываете в покое, вы никогда не отвечаете на этот вопрос. Ибо, если вы отвечаете на этот вопрос, то это отвечает эго. Если вы будет задавать вопрос и пребывать в покое, сидеть в безмолвии, то эго будет становятся все слабее, слабее и слабее.
Но, конечно, на начальной стадии вашего сидения в безмолвии к вам на ум снова будут приходить мысли. И тогда вы повторяете все это снова: «К кому приходят эти мысли? Кто думает об этом?». И вы все повторяете снова: «Это я. Я чувствую это, эти мысли приходят ко мне». И вновь вы отделяете «я» от себя и спрашиваете: «Кто такое это «я»? Кто «я»? Откуда взялось это «я»? Каков его источник? Кто породил его?». И вы пребываете в тишине. Если вы будете пребываете в тишине, то вы заметите, что пространство между вопросом «Кто я?» и вновь приходящими мыслями, после которых вы должны снова спрашивать «К кому они приходят?», становится все больше и больше. Если это пространство будет увеличиваться, то вы будете знать, что делаете успехи.
Потому что больше нет никаких мыслей. Мысли начинают замедляться. По мере того, как мысли замедляются, ум становится спокойнее. Когда вы говорите: «Кто я?», — ничего не будет происходить. Если вы продолжаете делать это неделю за неделей, то пространство будет становиться все длиннее и и длиннее. Пространство между моментом, когда вы говорите «Кто я?» и моментом, когда вы должны снова спросить «К кому приходят эти мысли?», становится все больше, больше и больше. И это пространство есть ваша Реальность. Это пространство есть Сознание, это пространство есть чистое Осознавание, и все будет происходить само собой. Однако, на это людям требуется некоторое время.
Для того, чтобы это произошло требуется некоторое время, но будьте настойчивы, продолжайте делать это, не останавливайтесь! Иногда вы думаете, что перегружены мыслями, и тогда вы должны продолжать делать это снова и снова. Но это нормально. Это лучше, чем некоторые из тех вещей, которые вы делаете. Так что, продолжайте делать это, не бойтесь, делайте это снова и снова. Делайте это на протяжении всего дня. Перед тем, как уснуть. В то время, когда вы моете посуду. Во время работы в офисе. Что бы вы ни делали, не останавливайтесь! «Кто чувствует это? К кому это приходит? Кто чувствует себя подавленным? Кто чувствует себя больным? Кто чувствует, что ему чего-то не хватает, кто чувствует какие-то ограничения? Кто чувствует, что если я сделаю это, то у меня будет достаточно денег на покупку дома и после этого я буду всегда счастлив? Кто чувствует это? Я чувствую». Все это «я», эго, которое вы пытаетесь уничтожить. Вам нужно целиком и полностью избавиться от эго. Эго должно быть уничтожено, полностью уничтожено, полностью разрушено. И вы уничтожаете его путем вопрошания: «К кому приходят эти мысли? Они приходят ко мне. К кому, ко мне? Кто я?». И пребываете в покое. Вот и все, что вы должны делать.
28.01.2019 Роберт Адамс Статьи  19856
Принять себя.
Полюбить себя – самый спорный, уже набивший оскомину совет. Он вызывает постоянные споры психологов и исследователей. Одни считают, что такой словесный призыв наивен. Это достигается длительными поведенческими тренингами. Другие доказывают, что полюбить себя просто и предлагают себя в качестве наставника. В любом случает полюбить себя нужно, иначе зачем искать путь к тому, чего не любишь.
Мы считаем, что полюбить себя стройного гораздо проще, чем толстого. Или успешного себя уважать можно, а я-неудачник достоин только презрения. На деле все с точностью до наоборот. За простой фразой «полюбить себя» лежит бездонный пласт работы над собой. Звучит высокопарно, но что есть, то есть – копать придется долго и глубоко. Как это сделать от начала и до конца не знает никто.
Нет не только одного совета, нет единой методики. Кто-то исследует себя через попытки полюбить собственное тело. Кто-то пытается наладить социальный контакт, а привычные обнимашки для него уже есть подвиг. Кто-то расстается с иллюзиями о собственном всемогуществе. Нужно искать. Нужно пробовать. Злиться, бросать и снова искать. И в этом трудном деле поможет практикующий психолог и методика «маленьких шагов».
Как она работает. Ставить себе конкретные и измеримые цели во времени, поступках или цифрах. Тогда мы можем наблюдать результат, найти повод гордиться собой и начать прощупывать тропинку на пути к себе.
Неправильная постановка цели. Разбогатеть / Похудеть
Правильная постановка цели. В следующем месяце (срок) заработать на 10% больше (цифра), чем в прошлом / Скинуть за месяц два килограмма. Но перед этим хотя бы взвеситься.
Результат. После оговоренного срока пересмотрите результаты. Дело пошло – ставьте новую цель. Но такую же нестрашную и измеримую.
Пройти тест на самооценку
Дозировать фанатизм.
Мы любим бросаться в крайности. Годами пренебрегаем физкультурой, потом приходим в зал, рвем штангу и связки. Плывем по течению, внезапно озадачиваемся вопросом самопознания и понеслось: тонны литературы, которую не только понять, прочитать невозможно, семинары и бесконечное эхо фразы: «тварь я дрожащая или право имею?».
Не занимайтесь самоанализом на работе, во время отдыха с семьей или встреч с друзьями. Невозможно всю жизнь быть включенным, иначе для расслабления не хватит алкоголя. Отведите на самоанализ определенное время, так вы сможете поговорить с умным человеком в спокойной обстановке.
Различать настойчивость и упертость.
Отсутствие гибкости мешает в жизни и на работе. Особенно показательно оно для руководителей. Многие из них ведут себя слишком авторитарно, потому что опасаются расхлябанности подчиненных. Другие, наоборот, играют в демократию и жалуются, что их не воспринимают всерьез. Решение в том, что в какие-то моменты стоит проявить настойчивость, но нужно уметь слушать и слышать окружающих.
Настойчивость – это проявление гибкости и восприимчивость к переменам в достижении собственной цели. Она не проявляется в ущерб собственным принципам, но и не позволяет отгородиться от окружающих. Поиск ответа на вопрос «кто я есть?» – заведомо незавершимый процесс. Человек – открытая система, постоянно меняющаяся и непредсказуемая. Важно понять, какой набор убеждений двигает вас к цели, и корректировать его на пути самопознания.
Преимущества самопознания
Возможно, это очевидные вещи, но все же опишем в двух словах несколько причин, почему вам нужно узнать собственную природу:
- Счастье. Вы будете счастливее, если сможете научиться самовыражению. Более того, умение выражать свои желания увеличивает шансы их воплощения в жизнь. (Что нужно для хорошей жизни? Уроки самого длинного исследования о счастье)
- Сглаживание внутренних противоречий. Когда ваши действия соответствуют вашим чувствам и внутренним ценностям, происходит сглаживание внутренних противоречий.
- Улучшение навыков принятия решений. Узнав себя, вы сможете лучше принимать решения: от покупки свитера до выбора партнера на всю оставшуюся жизнь. У вас будут готовые решения для разнообразных жизненных проблем.
- Самоконтроль. Когда вы знаете себя, вы понимаете, что мотивирует вас сопротивляться вредным привычкам и развивать хорошие. Вы сможете понять, какие ценности и цели приводят в действие вашу силу воли.
- Сопротивление социальному давлению. Если у вас есть свои ценности и убеждения, вы реже говорите «да», когда хотите сказать «нет».
- Терпимость и понимание других. Осознание собственных недостатков и проблем может помочь научиться сопереживать другим.
- Жизненная сила и удовольствие. Быть тем, кто вы есть на самом деле – значит чувствовать себя более живым. Это делает вашу жизнь богаче, насыщенней и интересней.
Теперь, когда вы убедились, что самопознание вам действительно необходимо (не то, чтобы вас нужно было в этом убеждать!), мы перейдем к жизненно важным показателям, лежащим в основе самопознания.
Соотнести шкалу ценностей и эмоций.
Часто мы считаем ценностью то, что принято делать в обществе. Или хотим хорошо выглядеть в глазах окружающих. Но внутри что-то все время не стыкуется, чувствуется какая-то незавершенность. Для прояснения вопроса есть упражнение.
Упражнение. Разделите лист бумаги на 2 части. В левой напишите 10 ценностей в жизни: сверху – самая важная, и к низу двигайтесь по нисходящей. В правом столбце напишите 10 радостных случаев, тоже в порядке убывания. Теперь сопоставьте эти 2 списка чтобы понять: насколько ценности или приоритеты соответствуют эмоциям по конкретным случаям.
Парадокс, но часто они диаметрально противоположны. Так, напротив занятий спортом оказывается удовольствие от съеденного бургера. Получается, что значимые события жизни будоражат воображение меньше, чем простые житейские мелочи. Тут и возникает вопрос разногласий между понятиями «надо» и «важно». Если они совершенно не совпадают, значит, вы находитесь в самом начале пути к себе.
Пройти тест на характер человека
Прислушаться к струнам души.
Человек живет в ощущениях: физических, эмоциональных и мысленных. Как понять себя? Время от времени сесть на берег реальной или воображаемой реки и подумать о своем предназначении. Если струны души звенят, стоит продолжать заниматься своим делом. Если нет – нужно работать над собой дальше.
Жизненный совет от Петра Мамонова (актера, музыканта, поэта): «Задайте себе вопрос: зачем я живу? Только так, реально задайте. Если никому сегодня не было хорошо оттого, что я прожил день, значит, я прожил его зря».
Какие у меня цели на самом деле.
Почему это важно.
Потому что в зависимости от целей также видно какой вы человек. Вы можете быть милым и добрым от природы на самом деле, но абсолютно не развивающимся человеком как личность.
Важно не статическое состояние человека,
а какой на самом деле он в динамике жизни.
Никто не может измениться за ночь и этого никто не требует, но годы показывают состояние и настрой личности «какой я на самом деле». Почему это важно? Потому что в психологии можно сказать также действует закон термодинамики- «все оставленное без присмотра превращается в хаос». Если не работать над собой и не хранить целенаправленно свою доброту или любое другое положительное качество, то со временем оно может истощиться или даже исчезнуть и не быть вашей четой характера. Это как с цветами в саду. Они нуждаются в уходе, а без него вянут и пропадают.
И наоборот, человек с недостатками и понимающий, что ему нужно меняться, может искренне прилагать к этому усилия и иметь результат. Такой подход будет характеризовать человека более положительно. Окружающие часто замечают даже небольшие изменения в личности человека, которые он сам может недооценивать. На самом деле такой подход более ценится обществом и приводит к хорошим результатам.
«Какой я на самом деле неисправимый!»- думают некоторые, ожидая быстрых результатов. Однако стоит помнить, что характер, черты личности приобретаются и вырабатываются годами и очень незаметно. Поэтому не стоит ждать изменений в мгновение ока. На самом деле процесс изменения черт характера это совокупность усилий, изменения окружения и сильная мотивация.
Конечно, цели могут быть не только по улучшению характера. Ведь в мире так много интересного и действительно захватывающего, желанного. Стремление к чему- то, желание развиваться в принципе хорошая характеристика. На самом деле лучше развиваться, чем не развиваться.
Кто я на самом деле по натуре- статичен или динамичен? Есть ли у меня цели, пусть даже не большие? Делаю ли я что- то на самом деле для их достижения? Или это моя копилка целей, которые лежат в дальнем ящике?
В отличие от характера, которые меняется не так быстро как хотелось бы,
некоторые наши цели и мечты можно реализовать гораздо быстрее.
Это показывают некоторые краткие изречения: «многие задачи можно решить встав с дивана».
Также хорошие слова- «Иногда нашу мечту мы можем осуществить в следующие выходные. Но мы делаем ее мечтой всей своей жизни!»
Поэтому если у вас есть мечта, которую вы на самом деле можете осуществить быстрее, то сделайте это. Если же у вас есть действительно долгосрочные цели, то продумайте ваши промежуточные цели и шаг за шагом, но уверенно и решительно, идите к ним.
Как достичь целей?
Составьте список целей.
Не бойтесь ставить большие цели, ведь кто- то их достиг уже однажды, значит есть шанс и у вас. Чтобы достичь большие цели между ними нужно прописать промежуточные.
Далее разбейте цели на потенциально возможные, потенциально желаемые и на самом деле необходимые.
Далее пронумеруйте их по мере важности.
Например, вы боретесь с гордостью и вспыльчивостью. Это на самом деле важная цель.
Срок когда вы хотите увидеть результат- 1 сентября.
Ваши промежуточные цели будут- похвалить кого- то раз в день, затем хвалить кого- то на протяжении недели, и т. д.
Составьте план действий
Напишите сроки, когда вам нужно достичь эту цель.
Например, накопить на поездку к лету. Научиться печатать слепым методом к концу года. Все зависит и от ваших способностей и от возможностей. Поэтому сроки лучше писать реальные.
Напишите возможные трудности и способы как их преодолеть.
Например, накопить достаточное количество денег на поездку может помешать простуда, что очень вероятно. если ваш иммунитете не так силен. Поэтому не стоит откладывать впритык. А чуть больше, тогда у вас будет небольшой запас на непредвиденные расходы.
Если вам сложно копить деньги и не тратить их попусту, то отдавайте их надежному члену вашей семьи на хранение.
На то время пока копите, откажитесь от кредитов. Если вы возьмете кредит, то точно не достигнете цели. Если кредит не оправдан, то есть не жизненно важен, то он будет просто лишним вашим расходом.
Допустим, вы поставили цель- развить какое- то хорошее качество, недостающее вам. Ваш жизненный опыт, багаж, привычки не будут этому способствовать. Поэтому во- первых, настройтесь, на борьбу с самим собой и во- вторых, четко придерживайтесь своих правил по корректировке характера.
Например, вы боретесь со вспыльчивостью и хотите быть более спокойным и уравновешенным. Более конкретная цель- сдержанность в словах. Вашими маленькими целями и если вы их достигнете- победами, могут быть следующие моменты-
с утра сказать кому-то «Доброе утро!» и пожелать хорошего дня,
цель- день без мата, сарказма и криков,
сказать комплимент, похвалить кого- то,
сказать комплимент и похвалить самого себя,
если в очереди в магазине нагнетается спор- уйти в другой магазин. Если нет возможности уйти, то всеми силами промолчать и просто сделать покупку, ради которой вы на самом деле пришли,
столкнувшись несправедливостью по отношению к кому-то или даже к себе, то не выяснять отношения спором, а остановиться, подышать глубоко, подумать стоит ли решать сейчас дело на нервах и если успокоились, то в форме диалога обсудить проблему. Именно в форме диалога, а не в форме вашего гневного монолога, срывающимся голосом и сопровождающимся дальнейшим поднятием кровяного давления и полностью испорченного дня.
Нужно четко следовать своим целям на день, иначе организм и психика разленится и не будет стараться изменяться. Однако если вы сорвались, не сдержались, то также не стоит себя слишком долго самобичевать. Возможно, вы проиграли битву, но не войну! Поэтому проанализировав что вас спровоцировало так сильно и почему вы позволили себя поддаться на провокацию, постарайтесь в следующий раз в похожей ситуации изо всех сил сдержаться.