До прихода советской власти в Бурятии было 16 тысяч лам и множество дацанов. К концу Великой Отечественной войны лам оставалось всего пятьсот, дацаны были закрыты. В 1945 году началось строительство первого дацана при советской власти, в 1991 году при нём основали буддийский университет. Колесо сансары пошло на очередной оборот.
Под присмотром божеств
В главном соборном храме Иволгинского дацана — Согчен дугане — прохладно и спокойно. Через левую дверь входят верующие, направляясь вперёд, к алтарю, уставленному статуями Будды и бодхисатв. Перед алтарём — длинные столы, на которых горками насыпаны конфеты, печенье, монеты, стоят открытые пакеты с молоком. Над столом к стеклу, ограждающему алтарь, прикреплён лист бумаги, на котором крупно напечатано: «Рис, зерно, пшено и другие сыпучие продукты на стол не класть».
В центре зала сидят за низкими столиками монахи в шафранно-бордовых одеждах. Они то ли читают, то ли поют мантры на старотибетском, тихонько перелистывая вытянутые в ширину страницы молитвенников, традиционно сделанных в форме листьев священного дерева бодхи. Каждый ведёт свою партию, их голоса наполняют храм, напоминая пчелиный гул в летний полдень.
00_aleksey_bushov_buddistskiy_lama.-417208.jpg
Буддийский лама. Фото: Алексей Бушов
Статуи святых многочисленны и разнообразны — яркие, многоглазые, многоголовые, многорукие. В центре — большая золотая скульптура Будды Шакьямуни, изготовленная монгольскими мастерами в подарок Иволгинскому дацану. Слева от неё — Зелёная Тара. Человек успевает лишь моргнуть, а она уже тысячу раз облетела вокруг Земли, помогая каждому, кто её об этом просит. Справа — Белая Тара, символизирующая сострадание, богиня медитации и покровительница практик долгой жизни.
Пройдя вдоль всего алтаря и оставив подношения, нужно пятиться по направлению к правой двери, ведущей из храма. Поворачиваться к божествам спиной невежливо, это можно сделать, только отступив на несколько шагов. Центральные двери закрыты до особых случаев — в них входят ламы, проводящие молебны.
Тара в переводе означает Спасительница. По преданию, достигнув совершенства и освобождения, она отказалась от нирваны из сострадания к людям. Существует 21 воплощение этой богини, у бурят больше всего почитаются Зелёная Тара и Белая Тара.
Зелёная Тара восседает на лотосе, спустив с него правую ногу, чтобы по первому же зову прийти на помощь. Если человека одолевают демоны, достаточно прочитать её мантру «Ом Дари Дудари Дури Суха», чтобы злые силы отступили. Причём мантра работает, даже если её не помнить целиком, достаточно произнести часть.
Белая Тара помогает спастись от болезней и других угроз жизни. Чтобы уберечься от беды, достаточно произнести её имя. Российские буддисты ассоциировали с нею двух императриц. Елизавета Петровна признала буддизм одной из государственных религий страны. Екатерина II в 1764 году учредила пост Пандито Хамбо-ламы. Первого из них — Дамба-Даржу Заряева она пригласила в Москву как делегата, когда нужно было составить новое религиозное уложение для последователей различных религий. С тех пор каждый Пандито Хамбо-лама давал особую клятву верности Белому царю, пока в стране не сменилась власть.
Основные вехи жизни Будды
На данный момент существуют некоторые сведения, позволяющие говорить о Будде, как об исторической фигуре. Опираясь на неканонические версии, можно составить достаточно полную жизненную картину Будды. Мальчик, которому дали имя Сиддхартха, родился в семье аристократического рода Шакья, стоявшего во главе маленького государства на границе Индии и Непала. Гаутама было родовым именем царевича. В попытке оградить своего сына от будничной серости окружения, отец возвел для него три дворца. Возмужав, Сиддхартха женился и родил сына, которого назвал Рахулой.
Но вскоре жизнь, сулившая лишь радости, наскучила Будде в своей бессмысленности. С детства одаренный особой наблюдательностью, во время переездов между дворцами Гаутама с прискорбием обнаружил, что люди, от окружения которых его хотел уберечь отец, в основной своей массе несчастны. Они беспрестанно болеют, страдают от нищеты и тяжкого труда, в конце концов стареют и умирают, так и не найдя ответа в поиске смысла жизни. Именно тогда у Будды и созрело желание помочь им в этом нелегком пути к истине. В свои 29 лет он оставил дворцы и стал отшельником. Окунувшись в абсолютный аскетизм, он 6 лет скитался по долинам Ганга, искал мудрости у старцев и проповедников, и к 35 годам почувствовал, что на него вот-вот снизойдет истина. Погрузившись в медитацию на несколько недель, Гаутама достиг подлинного просветления и стал Буддой, т. е. пробужденным, перед лицом которого открылись все законы бытия. С тех пор Будда 45 лет ходил по всем окрестностям Индии со своими проповедями, вплоть до смерти, наступившей в 80 лет.
Жизнь Будды в картинках
2560px-ivolginskiy_dacan_foto_wikipedia.org_arkadiy_zarubin.jpg
Иволгинский дацан. Фото: wikipedia.org, Аркадий Зарубин
Очевидное-невероятное
Одна из главных святынь дацана — тело XII Пандито Хамбо-ламы Даши-Доржо Итигэлова, официально умершего в 1927 году. Сев в позу лотоса, он завещал собравшимся вокруг ученикам проверить его тело через 75 лет, а потом попросил читать ему молитву-благопожелание для умершего. Те стали отказываться, и лама сам приступил к чтению молитвы, так что ученикам пришлось присоединиться. Когда Итигэлов перестал подавать признаки жизни, его похоронили в той же позе в кубе, сделанном из кедрового дерева.
7 сентября 2002 года восьмидесятилетний Амгалан Дабаев, единственный, кто ещё помнил место захоронения ушедшего в нирвану ламы, указал это место XXIV Пандито Хамбо-ламе Дамбе Аюшееву. Три дня спустя тело Итигэлова перенесли в дацан. Ещё через шесть лет для него выстроили особый дворец, копию Деважин дугана, которую в своё время спроектировал для Янгажинского дацана сам Итигэлов. Там его можно навестить и попросить о помощи. Лама не ест и не пьёт, но за шесть лет после открытия саркофага набрал около десяти килограмм. Кроме того, он регулярно потеет. Смотритель Бимбо-лама, время от времени переодевающий тело, отмечает, что от него исходит благоухание.
hram_itigelova_foto_wikipedia.org_arkadiy_zarubin.jpg
Храм Даши-Доржо Итигэлова. Фото: wikipedia.org, Аркадий Зарубин
Группа учёных во главе с профессором Виктором Звягиным провела исследования тела Хамбо-ламы и отметила отсутствие трупного запаха, эластичность кожи, подвижность суставов и тот факт, что белок в тканях Итигэлова по характеристикам не отличается от белка живых людей. При этом профессор не мог аттестовать ламу как живого — температура тела оказалась ниже 20 градусов, а это «абсолютный признак смерти».
Во время восьми больших богослужений-хуралов тело Хамбо-ламы переносят в Согчен дуган, чтобы он мог принять участие в молебнах. Служители говорят, что в эти периоды Итигэлов особенно сильно потеет и его приходится постоянно протирать салфетками. Люди рассказывают о волшебных исцелениях и других чудесах, происходящих в непосредственной близости от Драгоценного тела.
d_itigelov.jpg
Пандито Хамбо-лама Даши-Доржо Итигэлов. Фото: wikipedia.org
Впрочем, чудеса Итигэлов творил ещё при жизни. Так, он благословил триста янгажинских казаков, уходящих на Первую мировую войну. Все до единого вернулись целыми и невредимыми. Рассказывают, как Хамбо-лама спешил в дацан и раздвинул воды озера, чтобы не объезжать его, а проскакать к цели напрямую. В начале ХХ века, говорят, бурятские ламы умели многое — левитировали, становились невидимыми, телепортировались из одного места в другое. Когда буддизм в России пришёл в упадок, практики такого уровня исчезли. Но сейчас гонения на священников остались далеко позади. Спустя 75 лет Итигэлов вернулся, чтобы помогать тем, кому это нужно. В дацане вновь ламы проводят службы и обучают новых учеников.
Свет учения
В 1991 году Центральное духовное управление буддистов России решило учредить высшее учебное заведение. Его открыли при Иволгинском дацане, дав название «Даши Чойнхорлин», что в переводе с тибетского означает «Земля счастливого учения». Первых педагогов приглашали из Тибета и Индии, кроме того, было несколько бурятских лам, получивших буддистское образование в Монголии.
Первым в Буддийском университете открылся философский факультет. Одна из форм обучения — диспуты. Простые длятся одну минуту, сложные могут тянуться до нескольких суток. Великие ламы способны обсуждать вопросы философии несколько дней и ночей, не прерываясь. Кроме того, студенты изучают логику, общую философию, старомонгольскую письменность, тибетский и английский языки и другие предметы.
Наиболее известные цитаты Будды о жизни и мудрости
Сиддхартха Гаутама родился в Непале в богатой семье приблизительно в 500 году до н.э. С детства он проявлял большой интерес к поиску решения страданий человечества. После того как он понял, что и он не застрахован от старости, болезни или смерти, он решил отправиться медитировать, пока не найдет лекарство от несчастий и страданий.
Он сел под фикусовым деревом (которое позже будут называть «Деревом Бодхи») и поклялся, что не встанет, пока не найдет Истины. Ему потребовалось 49 дней и ночей безостановочной медитации, чтобы найти «просветление» или «сатори». Это произошло в день 35-й годовщины его жизни. С этого дня его начали называть Будда (буквально «просветленный») или Будда Шакьямуни (духовный учитель).
Достигнув просветления, Будда начал учить других этому пути. И его учение послужило основой буддизма. В этом учении нет ничего, что не согласовывалось бы с основами достижения внутренней гармонии в любом другом течении, религиозном или философском. Буддизм можно считать неисчерпаемым источником мудрости, любви и внутреннего равновесия.
Представляем вашему вниманию подборку наиболее известных цитат Будды. Надеемся, что эти цитаты помогут вам на пути достижения просветления, мудрости и внутренней гармонии.
- Боль неизбежна. Но страдание — личный выбор каждого
- Будьте мягки с юными, сострадательны с пожилыми, терпимы к слабым и заблуждающимся. Когда-то в своей жизни вы будете или были каждым из них
- Ваше предназначение в жизни — найти свое предназначение и посвятить ему все свое сердце и душу
- Ваши страдания вызваны вашим сопротивлением тому, что есть
- Весь секрет существования заключается в избавлении от страхов. Не бойся того, что с тобой будет, твое будущее от этого не изменится, зато настоящее станет спокойным
- Всякая усиленная привязанность ко всему земному – страдание
- Гармония приходит изнутри. Не ищите снаружи то, что может быть только в вашем сердце. Правда в том, что гармонию можно найти только внутри себя
- Глупец, который знает свою глупость, тем самым уже мудр, а глупец, мнящий себя мудрым, воистину глупец
- Давай, даже если у тебя мало
- Даже разумный человек будет глупеть, если он не будет самосовершенствоваться
- Если вы найдете мудрого критика, который укажет на ваши недостатки, следуйте за ним, как если бы вы нашли скрытое сокровище
- Если рука не ранена, можно нести яд в руке. Яд не повредит не имеющего ран. Кто сам не делает зла, не подвержен злу
- Если что-то стоит делать, делайте это всем своим сердцем
- Есть три вещи, которые невозможно спрятать: солнце, луна и правда
- Каждое утро мы рождаемся вновь. Только то, что вы делаете сейчас, имеет настоящее значение
- Когда вы живете во тьме, почему вы не ищете свет?
- Корень страдания – это привязанность
- Легко увидеть грехи других, свои же, напротив, увидеть трудно. Ибо чужие грехи рассеивают, как шелуху; свои же, напротив, скрывают, как искусный шулер несчастливую кость
- Медитация приносит мудрость; отсутствие медитации оставляет невежество. Хорошо знай, что ведет тебя вперед, а что задерживает тебя, и выбирай путь, ведущий к мудрости
- На свете не существует пожара более сильного, чем страсть, акулы более свирепой, чем ненависть, и урагана более опустошительного, чем жадность
- Наблюдая за собой, вы наблюдаете за другими. Наблюдая за другими, вы наблюдаете за собой
- Наша жизнь формируется нашими мыслями; мы становимся тем, о чем думаем
- Не обращайте внимания на то, что делают другие или не делают; обращайте внимание на то, что делаете или не делаете вы
- Не отвечайте злом на зло, иначе злу не будет конца. В ответ на обиду поцелуй врага своего, и ему станет намного больнее
- Не пытайтесь строить свое счастье на несчастье других. Иначе вы утонете в ненависти
- Ненавистью не одолеть ненависть. Лишь любовью ненависть побеждается. Это вечный закон
- Нет страха для человека, чей ум не исполнен желаний
- Один из самых полезных жизненных навыков — это умение быстро забывать все плохое: не зацикливаться на неприятностях, не жить обидами, не упиваться раздражением, не таить злобу… Не стоит тащить разный хлам в свою душу
- Откажитесь от гнева, откажитесь от гордости и освободите себя от мирского рабства. Никакая печаль не может постичь тех, кто никогда не пытается обладать людьми и вещами как своими собственными
- Секрет здоровья для ума и тела заключается в том, чтобы не сокрушаться по прошлому, не слишком беспокоиться о будущем, но жить настоящим моментом мудро и искренне
- Сколько бы мудрых слов ты ни прочел, сколько бы ни произнес, какой тебе от них толк, коль ты не применяешь их на деле?
- Счастье — это не удачное сочетание внешних обстоятельств. Это просто состояние вашего ума
- Счастье никогда не придет к тому, кто не ценит того, что уже имеет
- Тот, кто побеждает себя, сильнее того, кто побеждает тысячу раз тысячу человек на поле битвы
- Ты будешь наказан не за свой гнев; ты будешь наказан своим гневом
- Ты теряешь только то, за что держишься
- Человек должен учиться тайнам жизни у самого себя, а не слепо верить в другие учения
- Что толку в красноречии человека, если он не следует своим словам?
Теги: интересное, подборка, Цитаты
- 5882
- 22
- Опубликовано 10/03/2018
- Интересное
- прокомментируйте статью
- расскажите друзьям
aleksandr_kiselev_ivolginskiy_dacan.-430468.jpg
Комплекс Иволгинского дацана. Фото: Александр Киселёв
Со временем открылись и другие факультеты: медицинский, буддийской живописи (танкописи) и тантрический. Сложнее всего даётся последний: чтобы поступить на этот факультет, необходимо сначала восемь лет обучаться философии в университете и ещё восемь — в Индии.
«Необходимо закончить шестнадцатилетний курс общефилософского образования, только после этого желающие могут перейти к обучению тантре. Она по силам далеко не всем, практики требуют большой дисциплины. Можно сравнить сутру и тантру как два пути на вершину горы. Первый — более пологий и безопасный, но он длиннее, за одно воплощение его не одолеть. Второй — крутой и быстрый, позволяет достичь просветления в течение одной жизни, но и риск сорваться очень велик».
Дид Хамбо лама Буддийской традиционной Сангхи России по Республике Бурятия Дагба Очиров
Дид Хамбо-лама Дагба Очиров — один из первых выпускников университета, он окончил философский факультет. Судьбу ламы ему предрёк дед, который в 1911 году, шести лет от роду, уехал из России учиться в Монголию, а в 1930-е годы вернулся уже в Советский Союз. «Когда его отправляли из Монголии домой, все понимали, какая в стране ситуация, и предупреждали: «В храмы не иди», — вспоминает Дагба-лама. — Он прошёл Великую Отечественную войну, потом женился. Когда я был маленький, дед мне говорил: «Ты станешь ламой». Я не верил, конечно, — советское время, какие ламы! Закончил педагогический институт по специальности «преподаватель химии и биологии», преподавал, работал инженером-химиком, заведующим лабораторией, начальником очистных сооружений… А когда в 1990-е годы открылся наш университет, я приехал сюда учиться. Меня приняли, поставив условие: пройти обучение полностью с первого курса, отказавшись от привычной жизни. Так что сидел я, тридцатилетний усатый дядька, с четырнадцатилетними подростками в одном классе. Самая счастливая пора была!»
Важнейшие духовные постулаты Будды
Будда не допускал и мысли во всеуслышание провозгласить себя Богом или пророком, он просто скромно рек о том, что явилось ему в момент просветления. Его уроки отражают меру его понимания вселенной и внутреннего мира человека. И это понимание, как показывает время, поистине безмерно. Если стараться осмысленно следовать этим урокам, то в нашей жизни расцветет все то, чему суждено расцвести, не завянув до срока из-за банальной душевной черствости. Вот главнейшие из этих заветов:
- Самая великая сила во вселенной — Любовь. Вечная закономерность мироздания заключена в ее победоносной силе. Ненависть и презрение являются весьма сомнительным оружием против подобных проявлений. Только любовь способна вдохновить и наполнить жизненными силами доброго человека и, напротив, обезоружить злого.
- Всякого человека характеризует не то, что он изрекает, а то, что он делает. Если кто-то одарен красноречием и использует его во благо, изрекая неопровержимые истины — это, конечно, прекрасно, но далеко не делает его мудрецом. Если же человек живет по законам вселенной — в любви, отсутствии страха, согласии с ближними, и к тому же проявляет стойкость к неисчислимым соблазнам и храбрость перед лицом смерти — он является по-настоящему мудрым.
- Никто не в силах прожить твою жизнь за тебя. Каждый сам должен пройти по своему пути, не привлекая по возможности сторонних людей для решения своих задач. И если даже найдется доброжелатель, кто по собственному волеизъявлению захочет что-то сделать за тебя, это будет медвежьей услугой, не позволяющей в должной степени раскрыться твоему собственному творческому потенциалу.
- Правду невозможно скрыть. Все, наверное, слышали, что тайное становится явным, а ведь эта истина была известна еще в седой древности. Великий Гаутама учил, что солнце, луну и правду не спрятать, как ты ни пытайся.
- Найдите покой внутри самого себя. Спокойствие и умиротворенность живет внутри каждого из нас и никто не в силах одарить нас ими извне.
- Секрет здоровья — наполненная жизнь в настоящем. Не стоит свое сознание без остатка переносить в тщетные воспоминания или бесплодные мечты о будущем. Настоящее есть та золотая нить, связывающая нас с реальностью, и лишь тот, кто всецело пребывает в настоящем, обретает психическое и физическое здоровье.
- Добро должно быть обращено ко всем. Следует проявлять мягкость к юным, сострадание к пожилым и немощным, терпимость к слабым духом и заблуждающимся. Ведь были и будут впоследствии моменты, когда вы представляли или будете представлять собой нечто подобное. Благородство и сдержанность — настоящая панацея от невзгод, ибо и к вам в будущем будут зеркально обращены те же проявления человеческой души.
- Смени зависть на восхищение. Зависть к чужому счастью, везению или таланту иссушает душу и обесточивает нервную систему человека. Нужно попытаться найти в себе силы сублимировать это деструктивное чувство в восхищение, и посредством культивирования данного состояния души можно взрастить в себе те качества, которые ранее вызывали зависть.
- Слова — это великое лекарство и яд одновременно. Неосмотрительно произнесенное слово может произвести убийственный эффект на вашего ближнего, но и наоборот — имеет спасительную силу. Все зависит от того, какие это слова, и с каким духовным посылом они произнесены.
- Хочешь, чтобы что-то стало твоим — отпусти это. Существует самый надежный способ потерять что-либо — нужно просто, вцепившись мертвой хваткой, не желать расстаться с этим ни на мгновенье. Соответственно есть и обратный эффект, когда вселенная воплощает в жизни отдельного человека то сокровенное, о чем он мечтал, но отпустил, не присваивая это себе априори.
- Мысли формируют реальность. Тем, чем мы являемся, мы стали благодаря, и только благодаря своим мыслям. Они изменчивы и скоротечны в отличие от текущего момента жизни — он на первый поверхностный взгляд статичен и инертен. Но стоит изменить собственные мысли и задержать внимание на них как можно более продолжительное время — реальность начнет быстро преобразовываться в ту сторону, в которую мы ее направили своим мыслительным потоком.
- Не стоит воспринимать все на веру. Старайтесь с должной степенью равнодушия относиться к разным домыслам и пересудам, что слышны вокруг, не допускайте их слишком близко к своему сердцу и разуму, не давайте им овладеть вами, иначе вы рискуете стать манипулируемыми извне. Самое ценное что у вас есть — это индивидуальный жизненный опыт, который хоть и не застраховывает вас от ошибок, зато гарантирует личное совершенствование. Полезно развивать в себе критическое мышление, не полагаясь слепо на авторитет говорящего. Есть, конечно, и обратная сторона этой истины, которая состоит в том, что нельзя превращаться в абсолютного циника, не принимающего никаких добрых советов. Таких в народе принято называть неверующим Фомой. Чтобы обрести гармонию в вопросе веры или неверия, нужно опираться на свою природную интуицию, предварительно развив ее до возможного предела.
- Искать друзей нужно очень избирательно. Есть современная, довольно затертая поговорка: скажи, кто твой друг, тогда скажу тебе, кто ты». Она всего лишь интерпретирует древнюю буддийскую истину о том, что мы действительно постепенно, незаметно для самих себя начинаем походить на тех, с кем мы дружим, или даже превращаться в их духовных фантомов. Еще есть опасность, таящаяся в неискренности и коварности так называемых друзей, которые в этом случае могут заменить несколько злейших врагов.
- Духовное совершенствование — не роскошь для избранных, а жизненная необходимость для каждого. Подобно свече, что не может гореть без огня, человек не может полноценно жить без духовной работы над собой. Только просветленный дух в силах напитать физическое тело жизненной энергией и продлить его здоровье.
- Нет на свете того, кто более достоин вашей любви, чем вы сами. Почти нет человека во всей вселенной, который бы по достоинству оценил вас, особенно в случае, если вы сами не испытываете к себе любви и вам скучно с самим собой. Бог заложил в каждую душу бесценное сокровище, прекрасное в своей неповторимости, и только лишь поэтому стоит найти повод для любви к себе. Если же при всем желании такого повода не отыскивается, стоит задуматься о возвращении своей душе первозданного божественного облика, и впоследствии любовь к себе и ко всему окружающему станет нормальным вашим состоянием.
- Три наиболее значимые вещи. Как учит великий и добрейший Будда, по большому счету есть только три наиважнейшие вещи, о которых нужно заботиться каждому, пока он еще дышит: насколько глубоко мы любили, насколько легко мы жили и насколько просто расставались с ненужным.
Любовь, освободительница ума, вмещает в себе всё, сияя, сверкая и излучая.
20210722-dsc_0004.jpg
Вид на Южные ворота Иволгинского дацана. Фото: Ольга Ладыгина
В университете обучается около 120 хувараков — студентов. Стипендии не предусмотрено, но жильё и еду они получают бесплатно, за счёт пожертвований и подаяний прихожан. Выпускникам вручают дипломы государственного образца по специальности «философ», «танкописец» или «эмчи-лама», то есть лекарь.
В гостях у ламы
Чтобы обратиться к ламе за советом, нужно уточнить в информационном центре, кто из лекарей или астрологов принимает посетителей. В прихожей деревянного дома, где живёт Дид Хамбо-лама Очиров, стоят старенький потёртый диван и кресло для ожидающих своей очереди. Из комнаты доносятся тихие голоса, время от времени прерываемые постукиванием камушков — лама бросает их, прежде чем ответить на тот или иной вопрос. Через некоторое время из дверей выходит, прощаясь с ламой, пара молодых людей — можно заходить внутрь.
Перед посещением рекомендуется совершить гороо — ритуальный обход территории монастыря по часовой стрелке нечётное количество раз. По пути нужно по три раза вращать молитвенные барабаны хурдэ, установленные вдоль тропы. В каждом из них намотаны на ось от нескольких сотен до миллиона свитков с сутрами, так что, повернув барабан один раз, человек «читает» сразу множество молитв.
В знак уважения ламе можно поднести хадак — шёлковый шарф, символизирующий пожелание счастья и мира. Его подают на ладонях обеих рук, слегка придерживая сверху пальцами. Белый хадак означает чистые помыслы, святость, благополучие. Синий — гармонию, доброту и спокойствие. Жёлтый — веру, процветание, учение Будды, а также достаток и стабильность.
В благодарность за консультацию ламе делают пожертвование в любой форме — деньги, продукты, подарок.
20210722-dsc_0017.jpg
Начало тропы гороо в Иволгинском дацане. Фото: Ольга Ладыгина
Дагба Очиров сидит за большим столом, заваленным книгами, сбоку стоит стул для посетителей. На табуретке у книжного шкафа в большой картонной коробке свернулась клубком бело-серая молодая кошка. Пока мы разговариваем с Дид Хамбо-ламой, она просыпается и отправляется совершать моцион по комнате, чувствуя себя там полной хозяйкой.
— До революции почти каждая семья отдавала одного из своих детей в монастырь на обучение, — рассказывает Дагба Очиров. — Дацан в то время был центром культуры, попавшие в него получали образование, недоступное другим. Дети начинали учиться в шесть-семь лет, после 16–17 многие защищались и заканчивали обучение с научной степенью. Они были элитой. Именно поэтому после революции лам безжалостно отправляли в ссылку — они пользовались очень большим авторитетом.
— А вам лично удалось встретить кого-нибудь из лам «старой закалки»?
— Да, мне довелось общаться с теми, кто получил дореволюционное образование. В 2003 году я провожал в последний путь одного из них и спросил его: «Что можешь сказать о своей жизни?» Он мне ответил: «Я счастливый. Я застал расцвет буддизма, видел великих лам — Даши-Доржо Итигэлова, Агвана Доржиева и других. Видел, как буддизм приходил в упадок, и дожил до его возвращения в Россию. Я больше полувека этого ждал».
detali_ivolginskogo_dacana_foto_wikipedia.org_yana_krasnopevceva.jpg
Барабаны хурдэ, Иволгинский дацан. Фото: wikipedia.org, Яна Краснопевцева
— В Бурятии помимо буддизма распространён шаманизм. Они не противоречат друг другу?
— Буддизм — самая старая из мировых религий и самая демократичная. Как-то при мне великого Бабу-ламу спросили, как он относится к шаманизму, и он сказал: «Это благодатная благородная почва, прекрасно вспаханная. На ней хорошо всходят семена буддизма, христианства или ислама». Рано или поздно люди дорастают до одной из мировых религий, многие шаманисты переходят в буддизм.
Основополагающая истина
Во времена Будды в селении неподалеку от Наланды, где впоследствии располагался великий буддийский университет, жили два молодых человека, которых звали Шарипутра и Маудгальяяна. С детства они были близкими друзьями, и теперь они заключили соглашение. Они решили покинуть дом в поисках истины, в поисках великого просветленного учителя – что было не таким уж необычным делом для Индии того времени. Соглашение между друзьями заключалось в том, что они начнут свои поиски в противоположных направлениях. Тот, кто найдет просветленного учителя первым, должен был пойти и рассказать другому, они оба стали бы его учениками. Поэтому Шарипутра отправился в одном направлении, а Маудгальяяна – в другом.
Шарипутра оказался удачлив. Он не успел отойти далеко, ему не пришлось блуждать много недель, прежде чем он увидел, как кто-то идет в отдалении и, казалось, – вряд ли он осмеливался надеяться на то, что это была истина – но было что-то в этом человеке, что показалось ему особенным. Может ли этот человек быть Просветленным? Когда незнакомец подошел ближе, Шарипутру еще больше поразило его поведение, его манеры – настолько, что он без колебаний задал ему вопрос, который и поныне является в Индии Вопросом с большой буквы. Люди не склонны говорить о погоде или о чем-то подобном. Они даже могут не поинтересоваться вашим здоровьем. Они, как это сделал Шарипутра, прямо спрашивают о главном: «Кто твой учитель?»
На Востоке, особенно в Индии и Тибете, на протяжении тысяч лет было традицией, чтобы у каждого человека был учитель, от которого человек получал какую-то духовную практику. Возможно, в наши дни все немного изменилось, но часто люди по-прежнему считают, что если у вас нет духовного учителя, вряд ли вы существуете как человек. Вы можете точно с тем же успехом быть кошкой или собакой, как человеком, у которого нет духовного учителя. Поэтому первое, что вы хотите узнать, – к какой линии передачи или духовной традиции принадлежит человек.
Поэтому Шарипутра спросил незнакомца: «Кто твой учитель?» Так случилось, что незнакомец был одним из пяти первых учеников Будды по имени Ашваджит. После Просветления Будда решил отыскать пятерых своих прежних спутников и поделиться с ними своим опытом истины. Он нагнал их в месте под названием Сарнатх, и – после некоторого сопротивления с их стороны – ему удалось передать им свой опыт. На самом деле, очень скоро эти пятеро стали Просветленными. Другие люди пришли послушать учения Будды и также обрели Просветление. Вскоре в мире было уже шестьдесят просветленных существ. И Будда сказал им: «Я свободен от всех уз, человеческих и божественных. Вы также свободны от всех уз, человеческих и божественных. Теперь идите и учите всех существ ради блага и счастья всего мира, из сострадания и любви ко всем живущим». Так его ученики разошлись во всех направлениях и исходили северную Индию вдоль и поперек, пытаясь повсюду передавать учение Будды.
Поэтому Ашваджит сразу ответил: «Мой учитель – Гаутама, появившийся на свет в роде Шакья, Просветленный, который стал Буддой». Когда Шарипутра услышал эти слова, он был вне себя от радости, но все еще не до конца удовлетворен. Его следующий вопрос – можно было это предвидеть – был: «Чему учит Будда?» Несомненно, это еще одна вещь, которую вы захотите узнать.
Ашваджит и сам обрел Просветление, но он был очень скромным человеком. Он сказал: «Я недавно встал на путь. И не слишком хорошо знаю учение. Но той малостью, что знаю, я поделюсь с тобой». Сказав так, он произнес строфы, которые с того времени стали известными во всем буддийском мире: «Будда объяснил источник тех вещей, которые развиваются из причин и условий. Он также объяснил их прекращение. Это учение Великого шраманы».
Это было все, что он произнес. Но, когда Шарипутра услышал эти строфы, все его существо как бы превратилось во вспышку озарения, и он понял, что это истинно. Что бы ни возникало, оно возникает в зависимости от условий; когда этих условий больше не существует, оно прекращается. Постигнув это, Шарипутра сразу стал тем, кого в буддизме называют «Вступившим в поток» – то есть он вступил в поток, который рано или поздно должен был привести его к освобождению Просветления. И, конечно, он немедленно отправился на поиски своего друга Маудгальяяны, чтобы рассказать ему, что учитель найден. Впоследствии два друга стали главными учениками Будды.
Строфу, которую повторил Ашваджит и которая оказала такое огромное влияние на юного Шарипутру, можно отыскать во всех странах, где распространено учение Будды. Вы обнаруживаете ее в Индии, в виде оттисков под рисунками. Вы находите ее на глиняных печатях в руинах монастырей: тысячах и тысячах маленьких печатей, на которых – только эти слова. Вы находите ее в Китае, находите в Тибете. В Тибете, сосредотачиваясь на образе Будды, зачастую делают сотни тысяч крошечных оттисков этой строфы и покрывают ими рисунок, и это является частью сосредоточения.