Физическое самосовершенствование включает в себя ряд методов и приемов, которые позволяют сформировать личность, гармонически развитую во многих отношениях. Самовоспитание невозможно без силы воли, поэтому необходимо постоянно развивать и укреплять это качество, сознательно преодолевая препятствия, которые часто возникают в процессе достижения цели.
Самосовершенствование — основа яркой жизни
Здоровье является неотъемлемой частью яркой, счастливой жизни. Болезненность лишает человека многих радостей, ограничивает его возможности. Сила воли помогает ставить перед собой цели и достигать их, разбивая на более мелкие задачи.
Физическое развитие предполагает следующие мероприятия:
- Общее укрепление организма. Предполагается выполнение упражнений по совершенствованию движений, выносливости, повышению иммунитета.
- Подготовка молодых людей к военной службе и будущей работе.
- Воспитание уважения к различным видам физической активности и спорту.
- Раскрытие и развитие спортивных талантов.
Занятия физической культуры сильно влияют на духовное развитие личности. Это обусловлено дисциплинированностью, ответственностью, упорством и другими важными качествами, которые необходимо проявлять при работе над собственным телом. Физически сильный человек меняет свое отношение, поведение во всех сферах жизни. Повышается трудовая и социальная активность, а это отражается на экономическом развитии страны.
Воспитание силы воли
Физическое самовоспитание и самосовершенствование способствует тому, что имеющиеся у человека навыки, знания, умения практического характера начинают расширяться. Но результаты будут носить кратковременный характер, если не возникнет последующего желания к постоянному саморазвитию.
Через рисунок, контур туловища проступают качества личности. Тренировка тела приводит к душевной работе, которая меняет человека изнутри. Важным этапом в ходе физического развития является развитие силы воли. Часто это естественный процесс, поскольку, ставя перед собой цели, человек преодолевает трудности, которые возникают в ходе достижения намеченного. Сила воли становится не только следствием физического самовоспитания, но и нравственного, интеллектуального, эмоционального, эстетического и т. д.
Внутренняя сила основывается на 2 важных составляющих — силе воли и самодисциплине. Освоить их, развить может каждый человек, поскольку природой эти внутренние качества не лимитированы. Но чтобы уметь успех в этом деле необходимо проводить систематическую работу над собой.
Для того чтобы человек занялся физическим самосовершенствованием, ему необходимо постоянно поддерживать мотивацию. При этом мотивы могут определяться им самим или же исходить из внешней среды. К работе над собой человека подталкивают ценности социума, в котором он живет, желание обрести признание среди некоторых слоев населения, самокритика и критика, позволяющая увидеть собственные недостатки и начать их исправлять.
Нередко заняться собственным телом человека заставляет понимание того, что он не соответствует социальным или профессиональным требованиям. Работа над собой начинается там, где пересекается мотивация и возможности воли: имея важные мотивы, человеку будет несложно преодолеть лень и апатию, которые останавливали его от самосовершенствования. Слабая мотивация или же полное ее отсутствие заставят работать только на силе воле. Сформировать полезные, здоровые привычки в таких условиях сложно.
Способы формирования здорового образа жизни
Способы формирования здорового образа жизни вытекают из понимания его функциональной структуры. Ключом к ним можно считать медицинскую деятельность, то есть деятельность людей, связанную с их собственным и общественным здоровьем и направленную на охрану, укрепление, воспроизводство здоровья, то есть положительную медицинскую деятельность. Итак, с практической точки зрения вы можете определить здоровый образ жизни. В понятие здоровый образ жизни входит преодоление факторов риска здоровью и создание благоприятной среды, условий для укрепления здоровья, т.е. развитие тех индивидуальных и социальных факторов, которые участвуют в формировании здоровья. Медицинская деятельность является важным рычагом в этом процессе. Таким образом, существует два направления формирования здорового образа жизни:
- создание, развитие, укрепление, активация условий, факторов, обстоятельств, положительных для здоровья, по сути, формирование потенциала общественного здоровья;
- преодоление, снижение факторов риска.
Экологическая деятельность Загрязнение окружающей среды, экологически безопасное поведение, Низкая физическая активность, высокая физическая активность. Мероприятия; Нерациональное, несбалансированное питание; употребление алкоголя, курение, наркотики.
Оба эти аспекта (направления) взаимосвязаны, но на практике дело часто ограничивается только борьбой с факторами риска, которые лежат на поверхности, хорошо известны и измеримы (обычно это большие факторы риска). Создавать факторы для здорового образа жизни намного сложнее. Однако проблема заключается не в разграничении этих аспектов, а в конкретных планах, программах по формированию здорового образа жизни, в их реализации, в частности, через так называемые программы здоровья, получившие широкое распространение.
Влияние физкультуры
Физическая культура оказывает сильнейшее влияние на развитие личности. Человек обретает уверенность в своих силах исходя из возможностей тела и духа, которыми он обладает. Такие люди умеют преодолевать трудности, проявляют смелость, терпение, решительность. Благодаря физической работе над собой человек избавляется от вредных привычек, способствует своему интеллектуальном росту.
Для человека, который регулярно занимается физическим самосовершенствованием, жизнь представляется иначе. Он умеет брать на себя ответственность, не боится проблем и смотрит на жизнь более оптимистично. Специалисты выявили, что в ходе физических нагрузок, например, при беге, в организме выделяется гормон радости эндорфин. Состояние бегунов после длительных забегов сравнивают с состоянием слабого алкогольного опьянения.
Работая над спортивными двигательными навыками человек обретает силу и быстроту. Двигательные практические умения тренируют выносливость, упорство, ловкость. Передача теоретических знаний по физической культуре и воспитанию развивает гибкость мышления.
Физическое самовоспитание и критерии эффективности здорового образа жизни
Образ жизни современного студента не всегда характеризуется упорядоченностью и организованностью. Естественно, это отражается в таких важнейших компонентах, как несвоевременный прием пищи, систематическое недосыпание, малое пребывание на свежем воздухе, недостаточная двигательная активность, отсутствие закаливающих процедур, выполнение самостоятельной учебной работы во время, предназначенное для сна, курение, злоупотребление алкоголем и т.д. Накапливаясь в течение учебного года, негативные последствия такого образа жизни студентов наиболее ярко проявляются ко времени его окончания. А так как эти процессы наблюдаются в течение 5-ти лет обучения, то они оказывают существенное влияние на состояние здоровья студентов. Одним из основных элементов здоровья студента является физическая составляющая, которая измеряется физическим развитием и физической подготовленностью, физической формой и тренированностью, физической активностью и функциональной готовностью. Поэтому огромное значение для формирования здорового образа и спортивного стиля жизни студента имеет физическое самовоспитание. Под физическим самовоспитанием понимается процесс целенаправленной, сознательной, планомерной работы над собой, ориентированный на формирование физической культуры личности. Он включает совокупность приемов и видов деятельности, определяющих и регулирующих эмоционально окрашенную, действенную позицию студента в отношении своего здоровья. Основными мотивами физического самовоспитания выступают: требования социальной жизни и культуры, стремление получить признание в коллективе, осознание несоответствия собственных сил требованиям социально-профессиональной деятельности.
Процесс физического самовоспитания студента включает три этапа.
Первый этап
связан с самопознанием собственной личности, выделением ее положительных психических и физических качеств, а также негативных проявлений, которые необходимо преодолеть. К методам самопознания относятся самонаблюдение, самоанализ, самооценка. Первый этап завершается решением работать над собой.
На втором этапе
, исходя из самохарактеристики, определяется цель, задачи и программа самовоспитания. Цель может носить обобщенный характер и ставится на большой период времени. Задачами могут быть: соблюдение здорового образа и спортивного стиля жизни; укрепление и сохранение здоровья; формирование нравственно-волевых качеств личности; овладение основами методики физического самовоспитания, улучшение физического развития. Общая программа оздоровления студента должна учитывать условия жизни, особенности самой личности и ее потребности. На основе программы формируется личный план физического самовоспитания студента.
Третий этап
физического самовоспитания связан непосредственно с его практическим осуществлением. Он базируется на использовании способов воздействия на самого себя с целью самоизменения. К методам самовоздействия, направленным на совершенствование личности студента, относят самоприказ, самовнушение, самоубеждение, самоупражнение, самокритику, самоконтроль, самоотчет. Важным фактором в воспитании здорового образа жизни является приобщение студентов к занятиям физическими упражнениями. Наряду с широким развитием и дальнейшим совершенствованием организационных форм оздоровительной физической культуры, решающее значение имеют самостоятельные занятия физической культурой. К основным формам таких занятий можно отнести дозированную ходьбу, оздоровительный бег, плавание, тренировочную ходьбу по ступенькам лестницы, упражнения на тренажерах, спортивные и подвижные игры, езда на велосипеде.
Путь каждого человека к здоровому образу жизни отмечается своими особенностями. Принципиального значения это обстоятельство не имеет, так как важен конечный результат.
Эффективность здорового образа жизни можно определить по ряду биосоциальных критериев, включающих:
— оценку морфофункциональных показателей здоровья: уровень физического развития, уровень физической подготовленности, уровень адаптивных возможностей человека;
— оценку состояния иммунитета: количество простудных и инфекционных заболеваний в течение определенного периода;
— оценку адаптации к социально-экономическим условиям жизни (с учетом эффективности профессиональной деятельности, успешности деятельности и ее «физиологической стоимости» и психофизиологических особенностей); активности исполнения семейно-бытовых обязанностей; широты и проявления социальных и личностных интересов;
— оценку уровня валеологической грамотности, в том числе: степень сформированности установки на здоровый образ жизни (психологический аспект); уровень валеологических знаний (педагогический аспект); уровень усвоения практических знаний и навыков, связанных с поддержанием и укреплением здоровья (медико-физиологический и психолого-педагогический аспекты); умение самостоятельно построить индивидуальную траекторию здоровья и программу здорового образа жизни.
Тема № 7. Особенности использования средств физической культуры для оптимизации работоспособности
7.1. Психофизиологические характеристики учебного труда студента, динамика его работоспособности в течение учебного года
Динамика учебного процесса с его неравномерностью распределения нагрузок и интенсификацией во время экзаменационной сессии является своего рода испытанием для организма студентов (Т.Г. Савкива, 1995). Происходит снижение функциональной устойчивости к физическим и психоэмоциональным нагрузкам, возрастает негативное влияние гиподинамики, нарушений режимов труда и отдыха, сна и питания, интоксикации организма из-за вредных привычек; возникает состояние общего утомления, переходящее в переутомление.
Психофизиологическая характеристика труда
— сопряженная характеристика изменения состояния психофизических и физиологических систем и функций организма под влиянием определенной трудовой деятельности.
Работоспособность
— потенциальная возможность человека выполнить целесообразную, мотивированную деятельность на заданном уровне эффективности в течение определенного времени. Зависит от внешних условий деятельности и психофизиологических резервов человека. Различают максимальную, оптимальную и сниженную работоспособность.
Утомление
— временное объективное снижение работоспособности под влиянием длительного воздействия нагрузки на организм человека. Сопровождается потерей интереса к работе, преобладанием мотивации на прекращение деятельности, негативными эмоциональными реакциями. Появление утомления зависит от вида нагрузки, локализации ее воздействия, времени, необходимого для восстановления. Выделяют следующие виды утомления: физическое и умственное, эмоциональное, сенсорное, а также острое и хроническое, локальное и общее.
Переутомление
— накопление утомления по причинам нерационального режима труда и отдыха при отсутствии своевременного восстановления. Влечет за собой снижение работоспособности и продуктивности труда, появление раздражительности, головной боли, расстройство сна и т.п. Переутомление бывает начинающееся, легкое, выраженное, тяжелое.
Усталость
— комплекс субъективных ощущений, сопровождающих развитие состояния утомления. Характеризуется чувством слабости, вялости, физиологического дискомфорта, нарушением протекания психических процессов (памяти, внимания, восприятия, мышления и др.)
Самочувствие
— субъективное ощущение внутреннего состояния физиологического и психологического комфорта или дискомфорта.
Объективные и субъективные факторы обучения и реакция на них организма студентов.
Важнейшим фактором обеспечения высокого качества профессиональной подготовки выпускников вуза является их активная учебно-трудовая и познавательная деятельность. Эта деятельность представляет собой сложный процесс в условиях объективно существующих противоречий, к которым относятся (М.М. Щепотова, 1999):
— противоречия между большим объемом учебной и научной информации и дефицитом времени на ее освоение;
— противоречия между объективно текущим постепенным, многолетним процессом становления социальной зрелости будущего специалиста и желанием как можно быстрее самоутвердиться и проявить себя;
— противоречия между стремлением к самостоятельности в отборе знаний с учетом личных интересов.
Эти противоречия создают высокое нервно-эмоциональное напряжение, которое отрицательно отражается на здоровье и, особенно, на психофизическом состоянии студентов.
Учет и понимание студентами такого рода противоречий необходимы для нормальной реализации их учебной деятельности.
Студенческий возраст характеризуется интенсивной работой над формированием своей личности, выработкой стиля поведения. Это время поиска молодыми людьми ответов на разнообразные нравственно-этические, эстетические, научные, общекультурные, политические и другие вопросы.
Студенческий возраст является также заключительным этапом поступательного возрастного развития психофизиологических и двигательных возможностей их организма. Молодые люди в этот период обладают большими возможностями для напряженного учебного труда, общественно-политической деятельности. Трудности обучения в вузе связаны не только с необходимостью творческого усвоения большого объема знаний, выработкой нужных для будущей профессии умений и навыков, их практическим применением. Эти трудности явные. Но существуют еще и скрытые трудности, которые сказываются порой весьма существенно на учебе и психоэмоциональном состоянии студентов.
К ним относится целый ряд обстоятельств студенческой жизни, кажущихся малозначительными, когда они взяты в отдельности, но в совокупности дающие отрицательный эффект, который можно назвать неприспособленностью студентов к обучению в вузе. В числе причин такого явления наиболее значимыми являются следующие:
— резко отличающиеся от школьных методы и организация обучения, требующие значительного повышения самостоятельности в овладении учебным материалом;
— отсутствие хорошо налаженных межличностных отношений, а стало быть, и группового контакта, что характерно для всякого формирующегося коллектива;
— ломка старого, сложившегося за годы учебы в школе или на производстве, жизненного стереотипа и формирование нового — «вузовского»;
— сопутствующие поступлению в вуз новые заботы, которые чаще возникают у студентов, проживающих в общежитии (самообслуживание, самостоятельное ведение бюджета, планирование и организация своего учебного и свободного времени и др.).
Особенно в затруднительном положении оказываются студенты младших курсов. С одной стороны, они должны сразу включаться в напряженную работу, требующую применения всех сил и способностей, с другой, — преодоление новизны условий учебной работы, что обуславливает значительные затраты сил организма. Включение студентов в новую систему жизнедеятельности может сопровождаться нервным напряжением, излишней раздражительностью, вялостью, снижением волевой активности, беспокойством и т.д. Происходящие явления связаны с трудностями процесса их адаптации.
Для становления личности специалиста особое значение имеют профессиональная, социально-психологическая и дидактическая адаптация. Рассмотрим подробнее эти условно выделенные виды адаптации.
Профессиональная адаптация
означает идентификацию (отождествление) себя с избранной профессией, с социальной ролью, которую предстоит выполнять после окончания вуза. Это идентификация личностных качеств с требованиями профессии и активно положительным отношением к избранной специальности. Первостепенное значение в этой адаптации имеет формирование профессиональной направленности личности. По её окончании студент должен получить целостное представление о той деятельности, к которой он готовится. У него должен сформироваться профессиональный идеал как ориентировочная основа его деятельности.
Социально-психологическая адаптация
означает интеграцию личности со студенческой средой, принятие ее ценностей, норм, стандартов поведения и т.п. Это накладывает на личность отпечаток, определяет изменение направленности потребностей. На процесс внутренней переориентации личности оказывают влияние факторы межличностных отношений, в процессе которых складываются установки, удовлетворяющие личностный статус студента, формирующие уровень его притязаний. По мере укрепления межличностных отношений студент включается в деятельность коллектива учебной группы.
Дидактическая адаптация
предполагает повышение уровня психической и интеллектуальной готовности студентов к вузовской специфике обучения. Низкий уровень этой готовности при поступлении в вуз приводит к психической усталости, ослаблению памяти, мышления и т.д. Высшая школа требует нового типа учебного поведения, более сложных форм умственной деятельности. Эту мысль подтверждают данные опроса студентов — первокурсников, характеризующие основные причины, вызывающие трудности при переходе на вузовские формы обучения. Среди таких причин отмечены: организация самостоятельной работы — 31% опрошенных студентов; изменение системы контроля за успеваемостью — 23,8%; изменение опросной системы — 16,4%; необходимость конспектировать лекции — 7,6%; сложность лабораторных и практических занятий — 6,9% (Виленский М. Я., 1993 г.).
На психофизическом состоянии студентов отражаются также объективные и субъективные факторы.
К объективным факторам относятся возраст, пол, состояние здоровья, величина учебной нагрузки, характер и продолжительность отдыха и др.
Субъективные факторы включают в себя мотивацию учения, уровень знаний, способность адаптироваться к новым условиям обучения в вузе, психофизические возможности, нервно-психическую устойчивость, личностные качества (характер, темперамент, коммуникабельность и др.), работоспособность, утомляемость и т.п.
Серьезным испытанием для организма является информационная перегрузка студентов, возникающая при изучении многочисленных учебных дисциплин, научный уровень и информационный объем которых все время возрастает.
Критическим и сложным фактором перенапряжения студентов является также экзаменационный период – один из вариантов стрессовой ситуации, протекающей в большинстве случаев в условиях дефицита времени и характеризующийся повышенной ответственностью с элементами неопределенности.
Отрицательное воздействие на организм усиливается при суммарном влиянии нескольких факторов риска, когда они воздействуют одновременно и принимают хронический характер.
Динамика работоспособности студента в течение учебного года
Работоспособность (М.Я. Виленский, 1977) определяется как способность человека к выполнению конкретной умственной деятельности в рамках заданных временных лимитов и параметров эффективности.
Основу работоспособности составляют специальные знания, умения, навыки, а также определенные психофизические особенности
:
— перцепции (перцепция — психологический термин, означающий восприятие, непосредственное отражение объективной действительности органами чувств) памяти, внимания, мышления и др.;
— физиологические — состояние сердечно-сосудистой, дыхательной, мышечной, эндокринной и других систем;
— физические — уровень развития выносливости, силы, быстроты движений и др.; совокупность специальных качеств, необходимых в конкретной деятельности. Работоспособность зависит от возможностей студента, адекватных уровню мотивации и поставленной цели.
В каждый момент работоспособность определяется воздействием разнообразных внешних и внутренних факторов не только по отдельности, но и в их сочетании.
Работоспособность в учебной деятельности в определенной степени зависит от свойств личности студента, типологической особенности его нервной системы, темперамента. Наряду с этим, на нее влияют новизна выполняемой работы, интерес к ней, установка на выполнение определенного конкретного задания, информация и оценка результатов по ходу выполнения работы, усидчивость и аккуратность.
Психофизиологические основы.
Исследованиями (Степаненкова Э. Я., 2006) установлено, что суточная динамика работоспособности человека во многом определяется периодикой его физиологических процессов под влиянием экзогенных (связанных с изменениями внешней среды) и эндогенных – внутренних (ритм и ЧСС, ритм дыхания, изменения кровяного давления и т.п.) факторов. Колебания работоспособности в течение суток соответствуют биологическим ритмам организма. Высокая работоспособность в любом виде деятельности обеспечивается только в том случае, если жизненный (рабочий) ритм правильно согласуется со свойственными организму биологическими ритмами его психофизиологических функций.
Есть студенты с устойчивой стереотипностью и последовательностью изменения работоспособности (ритмики) — их большинство и студенты с неустойчивой их последовательностью (аритмики). В зависимости от времени работоспособности ритмики подразделяются на утренние («жаворонки») и вечерние («совы») типы.
Студенты – «жаворонки» встают рано, с утра бодры, жизнерадостны; приподнятое настроение сохраняется в утренние и дневные часы. Они наиболее работоспособны с 9 до 14 часов. Вечером они рано устают. Это наиболее адаптированные к существующему режиму обучения студенты. Практически их биологический ритм совпадает с социальным ритмом дневного вуза.
Студенты – «совы» наиболее работоспособны с 18 до 24 часов, Они поздно ложатся спать, чаще всего не высыпаются, нередко опаздывают на занятия; в первую половину дня заторможены. Они находятся в наименее благоприятных условиях, обучаясь на дневном отделении вуза.
Очевидно, период спада работоспособности у обоих типов студентов целесообразно использовать для отдыха. Для «сов» целесообразно в 18 часов устраивать консультации и занятия по наиболее сложным разделам программ.
Аритмики занимают промежуточное положение между рассмотренными двумя группами, но все-таки они стоят ближе к представителям утреннего типа.
Под влиянием учебно-трудовой деятельности работоспособность студентов претерпевает изменения, которые отчетливо наблюдаются в течение дня, недели, полугодия (семестра), учебного года.
Учебный день
студенты, как правило, не начинают сразу с высокой продуктивностью учебного труда. После звонка они не могут сразу сосредоточиться и активно включиться в занятия. Проходит 10-20, а иногда и более 30 минут, прежде чем работоспособность достигает оптимального уровня. Этот (первый) период врабатывания характеризуется постепенным повышением работоспособности с определенными колебаниями.
Второй период оптимальной (устойчивой) работоспособности имеет продолжительность 1,5-3 часа, в процессе чего функциональное состояние студентов характеризуется изменениями функций организма, адекватных той учебной деятельности, которая им выполняется.
Третий период — период полной компенсации, характеризуется появлением начальных признаков утомления, которые компенсируются только волевым усилием и положительной мотивацией.
В четвертом периоде наступает неустойчивая компенсация, нарастает утомление, наблюдаются колебания волевого усилия, а также неустойчивость продуктивности учебной деятельности.
В пятом периоде начинается прогрессивное снижение работоспособности, которое перед окончанием работы может смениться кратковременным ее повышением за счет мобилизации резервов организма (конечный порыв).
При дальнейшем продолжении работы, в шестом периоде, происходит резкое уменьшение ее продуктивности в результате снижения работоспособности и угасания рабочей доминанты (доминанта (лат.) — временно господствующий очаг возбуждения в ЦНС, обладающий повышенной возбудимостью и способный оказывать тормозящее влияние на деятельность других центров головного мозга).
Учебный день студентов кроме аудиторных занятий включает самоподготовку. Наличие второго подъема работоспособности при самоподготовке объясняется не только суточным ритмом, а главным образом, психологической установкой на выполнение учебных заданий.
Вариативность изменения отдельных сторон работоспособности обусловлена и тем, что учебная деятельность студентов характеризуется постоянным переключением различных видов умственной деятельности (лекции, семинары, лабораторные занятия и др.).
Учебная неделя.
Динамика умственной работоспособности в недельном учебном цикле характеризуется наличием периода врабатывания в начале (понедельник, вторник), устойчивой работоспособности в середине (среда — четверг) и снижением в последние дни недели. В некоторых случаях в субботу отмечается ее подъем, что связывают с явлением «конечного порыва».
Типичная кривая работоспособности может изменяться при наличии фактора нервно-эмоционального напряжения, сопровождающего работу в различные дни недели. Такими факторами могут быть выполнение контрольной работы, участие в коллоквиуме, подготовка и сдача зачета и т.п.
Учебный семестр и учебный год
. В начале учебного года в течение 3-3,5 недель наблюдается период врабатывания, сопровождаемый постепенным повышением уровня работоспособности. Затем на протяжении 2-2,5 месяцев (середина семестра) наступает период устойчивой работоспособности. В конце семестра, когда студенты готовятся и сдают зачеты, работоспособность начинает снижаться. В период экзаменов снижение кривой работоспособности усиливается. В период зимних каникул работоспособность восстанавливается к исходному уровню, а если отдых сопровождается активным использованием средств физической культуры и спорта, наблюдается явление её повышения.
Начало второго полугодия также сопровождается периодом врабатывания, продолжительность которого сокращается по сравнению с первым полугодием до 1,5-2 недель. Дальнейшие изменения работоспособности со второй половины февраля до начала апреля характеризуются устойчивым уровнем. Причем, этот уровень может быть выше, чем в первом полугодии. В апреле наблюдаются признаки снижения работоспособности, обусловленные возникающим утомлением. В зачетную сессию и в период экзаменов снижение работоспособности выражено резче, чем в первом полугодии. Процесс восстановления отличается более медленным развитием, вследствие значительной глубины утомления.
7.2. Влияние стрессовых факторов на психофизическое состояние студентов, критерии нервно-эмоционального и психофизического утомления
В одном из докладов Комитета экспертов Всемирной организации здравоохранения указывается, что увеличение числа заболеваний органов сердечно-сосудистой системы и функциональных нарушений других органов у студентов является следствием все увеличивающейся интенсификации умственного труда и наростания нервно-эмоциональных перегрузок (Брайерс С., 2009).
К факторам риска, способствующим появлению сердечно-сосудистых, нервных и психических заболеваний, относятся также социальные перемены, жизненные трудности, непонимание близкими людьми, нетерпение, постоянное ощущение недостатка времени, торопливая еда, мотивационный конфликт, конфликт интимно-личного характера, смена работы, профессии и т.п.
Особенно остро интенсивная умственная работа отражается на состоянии ЦНС и на протекании психических процессов. Большая нагрузка на ЦНС и на ее высший отдел — кору головного мозга проявляется преимущественно в таких психических процессах, как внимание, восприятие, мышление, анализ, память, эмоции. В мозге с наибольшей интенсивностью протекают процессы обмена веществ, он составляет 2-2,5% от общей массы тела, однако потребляет 15-20% кислорода, поступающего в организм, и для нормального проявления своих функций мозг должен иметь высокий уровень стабильности кровообращения.
Однако, многие факторы, сопутствующие умственной деятельности студентов, снижают эффективность кровообращения в головном мозге, ухудшают его кровоснабжение. К ним относятся: длительное пребывание в положении сидя за столом, нервно-психическое напряжение, отрицательные эмоции, напряженная работа в условиях дефицита времени, высокая ответственность за результаты усвоения знаний и др.
Длительная напряженная умственная работа снижает также возможности организма к ее качественному продолжению, наступает утомление, как его нормальная реакция. Утомление может вызвать состояние усталости, которое появляется перед его наступлением и является субъективным чувством человека. Усталость нарастает при непонимании значения выполняемой работы, неудовлетворенности ее результатами. Наоборот, усиление интереса, успешное завершение работы снижает чувство усталости. Утомление не всегда обнаруживается в одновременном ослаблении всех сторон деятельности студента. Снижение работоспособности в одном виде учебного труда может сопровождаться сохранением его эффективности в другом. Так, например, устав производить вычислительные операции, можно успешно заниматься чтением. Такое утомление, частичного характера, свойственно определенным видам умственного труда и является обратимым процессом. Утомление снимается своевременным эффективным отдыхом, сменой рода деятельности особенно, связанной с двигательной активностью (ДА).
Степень развития утомления можно определить по некоторым внешним признакам (табл.7). Но может быть и такое состояние общего утомления, при котором, например, ни занятия математикой, ни чтение литературы, ни даже простой разговор оказываются не по силам — только безудержно хочется спать. В таких условиях повышение умственной работоспособности за счет функционального перенапряжения весьма опасно для организма студентов и, как правило, вызывает длительные неблагоприятные последствия.
При систематическом перенапряжении нервной системы возникает переутомление, для которого характерны чувство усталости до начала работы, отсутствие интереса к ней, апатия, повышенная раздражительность, снижение аппетита, головокружение и головная боль.
Таблица 7.
Внешние признаки утомления в процессе умственного труда студентов (С.А.Косилов, 1979)
Объект наблюдения | Утомление | ||
Незначительное | Значительное | Резкое | |
Внимание | Редкие отвлечения | Рассеянное, частые отвлечения | Ослабленное; реакции на новые раздражители (словесные указания) отсутствуют |
Поза | Непостоянная, потягивания ног и выпрямление туловища | Частая смена поз, повороты головы в разные стороны, облокачивание, поддержание головы руками | Стремление положить голову на стол, вытянуться, откинуться на спинку стула |
Движения | Точные | Неуверенные, замедленные | Суетливые движения рук и пальцев (ухудшение почерка) |
Интерес к новому материалу | Живой интерес, задавание вопросов | Слабый интерес, отсутствие вопросов | Полное отсутствие интереса, апатия |
Объективными признаками переутомления являются: снижение веса тела, диспепсические расстройства, повышение сухожильных рефлексов, лабильность частоты сердцебиения и артериального давления, потливость, выраженный дермографизм, снижение сопротивляемости организма инфекциям, возникновение заболеваний и т.п.
Оценка степеней переутомления представлена в табл. 8.
Таблица 8.
Краткая характеристика степеней переутомления (по К. К. Платонову, 1980)
Симптом | Степень переутомления | |||
1-начинаюшееся | II- легкое | III-выраженное | IV- тяжелое | |
Снижение работоспособности | Малое | Заметное | Выраженное | Резкое |
Появление ранее отсутствовавшей усталости при умственной нагрузке | При усиленной нагрузке | При обычной нагрузке | При облегченной нагрузке | Без видимой нагрузки |
Компенсация понижения работоспособности волевым путем | Не требуется | Полностью | Не полностью | Незначительно |
Эмоциональные сдвиги | Временное снижение интереса к работе | Временами Неустойчивость настроения | Раздражительность | Угнетение, резкая раздражительность |
Расстройства сна | Трудно засыпать и просыпаться | Труднее засыпать, просыпаться | Сонливость днем | Бессонница |
Снижение умственной работоспособности | Нет | Трудно сосредоточиться | Временами забывчивость | Заметное ослабление внимания и памяти |
Вегетативные сдвиги | Временами тяжесть в голове | Часто тяжесть в голове | Временами головные боли, снижение аппетита | Частые головные боли, потеря аппетита |
Профилактические мероприятия | Упорядочение отдыха, физическая культура, культурные развлечения | Отдых, физическая культура | Организованный отдых, Предоставление отпуска | Лечение |
Таким образом, умственная деятельность, связанная с психическими напряжениями, предъявляет высокие требования к организму студентов и при определенных неблагоприятных условиях может быть причиной возникновения серьезных заболеваний.
Влияние сокращения нагрузок на организм
Развитие современных технологий направлено на то, чтобы облегчить или убрать физические нагрузки на организм человека. Появление большого количества транспорта, механизация ручного труда. Многие спортсмены вынуждены отказываться от таких естественных для человека вещей, как лифт или эскалатор, предпочитая ходить по лестницам. Этот способ нагрузки могут использовать люди, которые не имеют времени на занятия спортом.
Сокращение физических нагрузок на организм приводит к ослаблению скелета, сердечной мышцы. Кости начинают трансформироваться, появляются жировые прослойки, человеку становится тяжелее совершать простые действия и движения. Процесс старения идет более интенсивно, организм теряет устойчивость к инфекциям, все это сильно отражается на работоспособности. Неврозы, стрессы при отсутствии физических нагрузок могут привести к развитию болезней сердца и сосудов.
Долгое время считали, что спортом нельзя заниматься людям, имеющим отклонения здоровья от нормы, например, близорукость, заболевания сердца и др. Однако сейчас специалисты, наоборот, указывают на большую пользу физической работы над собой для людей, имеющих различные патологии. Но при этом программу тренировки для них должны составлять только инструкторы, имеющие соответствующее медицинское образование.
Переход на «здоровые» привычки
Современные люди подвержены эмоциональным и физическим нагрузкам сверх нормы. Они редко бывают на воздухе, а выходные дни предпочитают проводить у телевизора или ноутбука. Такой образ жизни приводит к возникновению дефицита мышечной деятельности и увеличению статического напряжения.
Вследствие больших умственных и статических нагрузок, отсутствия дополнительной двигательной активности, нерационального питания, у многих людей ухудшается зрение, работа сердечно-сосудистой системы и дыхательного аппарата, нарушаются процессы обмена, снижается иммунитет.
Здоровый образ жизни определяет настроение и здоровье человека. В его основе лежат принципы нравственности. Это целесообразно организованный, трудовой, активный и закаливающий процесс, положительно влияющий на психическое и физическое состояние личности. В основу здорового образа жизни положено соблюдение нескольких принципов. В первую очередь необходимо научится соблюдать режим дня, труда и сна, в соответствии с суточным биоритмом. Также требуется составить рацион сбалансированного питания.
Для людей, решивших, что физическое самосовершенствование является неотъемлемой частью развития в целом, здоровое питание играет большую роль. Если организм перегружен едой или, наоборот, ему недостает необходимых веществ, появляется дискомфорт, плохое самочувствие.
Человеку необходима двигательная активность. Поэтому следует заниматься доступными видами спорта, оздоровительным бегом, делать ритмическую и статическую гимнастику, а также полезны дозированные прогулки на воздухе.
Для снятия нервного напряжения, необходимо заниматься аутогенной тренировкой (мышечное расслабление). Для поддержания тела в тонусе используются методы закаливания, гипертермических воздействий по индивидуальной программе.
Основные этапы самовоспитания
Перед тем как приступить к самосовершенствованию, необходимо провести тщательный самоанализ. Он состоит из следующих этапов:
- оценка собственных возможностей в сфере личностных и физических характеристик;
- выявление своих сильных и слабых сторон;
- разработка программы по преодолению отрицательных качеств.
Самоанализ должен основываться на самонаблюдении, благодаря которому можно оценить совершаемые поступки. Нельзя заниматься самообманом, следует сохранять максимальную беспристрастность. Например, если тренировка была отложена, нужно выяснить причину, по которой это было сделано. Если это болезнь, то работа должна продолжаться в прежнем режиме. Если же поводом послужила лень, следует увеличить мотивацию, которая всегда помогает преодолеть это негативное качество и стать профилактикой для последующих его проявлений.
Важной составляющей является критическая самооценка. Труднее всего ее проявлять подросткам, поскольку они нередко страдают от заниженной самооценки, которая умаляет любые достижения. Поэтому в жизни людей, находящихся в пубертатном периоде, должны участвовать взрослые.
Физическая работа над собой состоит из 2 этапов. Первый основывается на принятии осознанного решения работать над собой. Второй предполагает разработку плана, включающего методы, способы, с помощью которых будет осуществляться самосовершенствование. Планирование должно включать действия, происходящие через некоторые временные интервалы.
Цели, которые определяются человеком, должны соответствовать его возможностям. Человек, недавно начавший бегать, не сможет преодолеть длинные дистанции. Кроме того, такой вид нагрузки может нанести вред его организму или надолго лишить желания проявлять физическую активность.
Третий этап — реализация поставленных задач на практике. Если мешает лень, кроме мотивации можно использовать самовнушение или самоприказ. Полезно вести дневник успеха, в котором необходимо записывать все достижения, даже небольшие, которые появились у человека.
Система самооздоровления и самосовершенствования
Физическое самосовершенствование состоит из трех основных этапов. На первом этапе человек занимается личностным самопознанием, выделяет положительные физические и психические качества, а также отрицательные, которые нужно преодолеть. Именно требовательность к себе приводит к самопознанию и саморазвитию. В процессе используются такие методы, как самооценка, самоанализ и самонаблюдение.
Самонаблюдение является универсальным способом самопознания, адекватность и глубину которого определяет целенаправленность и умение анализировать свою личность. Человек рассматривает совершенные им действия и их причины. К примеру, отказ от выполнения комплекса упражнений согласно режиму, может быть вызван плохим самочувствием, дополнительной работой, отсутствием желания и др. В результате, личность решает, как преодолеть нежелательное поведение в следующий раз.
Степень трудности достижения целей и самооценка – тесно взаимосвязаны. Если притязания не соответствуют реальным возможностям, личность начинает оценивать себя неправильно и ее поведение становиться неадекватным. Самооценка может быть адекватной, заниженной и завышенной. Когда она занижена, человек не уверен в собственных возможностях, что приводит к ограничению жизненных перспектив. Адекватная самооценка предполагает наличие четких критериев действий, поведения, состояния организма, развития физических качеств и прочего. В конце первого этапа личность принимает решение работать над собой.
На втором этапе определяется цель, подбирается программа самовоспитания и составляется личный план. Цель может быть обобщенной и долгосрочной (например, достичь физической культуры личности), а также четкой и краткосрочной.
Примерная программа самовоспитания может включать следующие задачи физического самосовершенствования:
- Переход на здоровый образ жизни и улучшение здоровья.
- Изучение познавательной информации о физической культуре и практические занятия физкультурно-спортивной деятельностью.
- Формирование нравственно-волевых личностных качеств.
- Улучшение физической подготовки и развития.
Третий этап: практическое физическое самосовершенствование. Личностью используются такие методы, как самоприказ, самовнушение, самокритика, самоодобрение, самоупражнение, самоотчет, самоконтроль. Способность человека отмечать изменения в работе над собой придают ему уверенности в собственных возможностях, помогает реализовать здоровый образ жизни.
Здоровый образ жизни
Невозможно заниматься физическим совершенствованием, если не сформирован здоровый образ жизни. Он включает:
- Режим дня. Человек должен отводить 8 часов на сон, вставать и ложиться в одно и то же время. Необходимо каждый день уделять время отдыху.
- Полноценное питание. Диета не является лучшим вариант для человека, занимающегося спортом. Необходимо включать в рацион те продукты, которые удовлетворят суточную потребность в энергии, витаминах и микроэлементах. Меню должно быть сбалансированным, включать натуральные продукты.
- Закаливание. Процесс укрепления организма должен проводиться постепенно с применением разных методов.
Основы физического самосовершенствования
Самооздоровление и самосовершенствование имеют некоторые принципы, придерживаясь которых человек сможет достичь большего успеха в ходе тренировок, исключив переутомление или другие отрицательные последствия. К работе над собой надо подходить сознательно, последовательно, придерживаться поэтапности, регулярности и индивидуализации.
Физическое самовоспитание включает в себя большой комплекс средств, способствующих воспитанию здорового человека, который легко сможет приспособиться к изменяющимся условиям современной жизни. К наиболее распространенным средствам относят режим дня, гигиену, активные игры, движения, упражнения различных видов и т. д.
Специалисты выделяют 5 видов физической культуры:
- Базовая. Благодаря ей человек вырабатывает основные жизненно важные физические свойства.
- Спорт. Основывается на соревновании.
- Адаптивная и лечебная. Применяется для восстановления организма после травм и болезней.
- Гигиеническая. Включает в себя зарядку, гимнастику, пробежки, посещение бассейна и другие виды активности, исключающие большую нагрузку на организм.
- Рекреативная. Предполагает активный отдых в виде походов.
Пропаганда здорового образа жизни — важная социально-педагогическая задача
Одним из приоритетов современной государственной политики является сохранение и укрепление здоровья населения Российской Федерации и усиление пропаганды здорового образа жизни.
Под пропагандой здорового образа жизни понимается широкий спектр мероприятий — от образовательных и информационно-просветительских программ работы с населением до использования средств массовой информации — мероприятий, направленных на повышение ответственности людей за свое здоровье и получение необходимой информации для сохранения и усилить его.
Важным методом укрепления здоровья населения является обучение граждан здоровому образу жизни, пропаганда и информирование их о той важной роли, которую каждый человек играет в поддержании собственного здоровья и благополучия общества. Поэтому содействие формированию здорового образа жизни населения требует создания масштабной информационно-пропагандистской кампании с использованием широкого спектра различных средств, с широким использованием СМИ — печати, радио, телевидения и т. д.
При пропаганде здорового образа жизни используются методы устной, печатной, визуальной (изобразительной) и комбинированной пропаганды:
- метод устной агитации наиболее эффективен. Включает лекции, беседы, дискуссии, конференции, викторины;
- метод печатной пропаганды распространяется на широкие слои населения. В него входят статьи, листовки, памятки, стенгазеты, буклеты, брошюры и др.;
- визуальный прием самый разнообразный по количеству входящих в него средств. Их можно разделить на 2 группы: природные объекты и изобразительные средства (объемные и плоские);
- комбинированный метод — метод массовой пропаганды, при котором происходит одновременное воздействие на слуховой и зрительный анализаторы.
Залог успешного развития нашего общества — здоровье подрастающего поколения. Вопрос формирования, сохранения и укрепления здоровья детей, подростков, студенческой молодежи имеет особое социальное значение, поскольку от этой категории населения зависит здоровье нации.
Как сказал В.А. Сухомлинский: Забота о здоровье детей — важнейшая работа воспитателя. Их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, сила знаний, вера в собственные силы зависят от жизнерадостности и бодрости детей.
В соответствии с Законом Об образовании здоровье детей и подростков является одним из приоритетных направлений государственной политики в области образования. Важность этой ориентации очень высока, так как по статистическим данным только 16% от общей численности населения здоровы, 50% имеют функциональные нарушения и отклонения в состоянии здоровья, 34% имеют хроническую патологию.
Основы привития навыков здорового образа жизни закладываются в детском и подростковом возрасте. Поэтому пропаганде здорового образа жизни среди детей и подростков следует уделять особое внимание и целенаправленно обучать как детей, так и их родителей.
Образовательные учреждения, являясь интеллектуальными, культурными, образовательными центрами, играют важную роль в формировании здоровья участников образовательного процесса, в обучении и развитии навыков здорового образа жизни, в повышении трудового потенциала общества в целом.
В пропаганде используются традиционные методы — это лекции, беседы, круглые столы, дискуссии, тематические вечера, вечера вопросов и ответов, проводятся семинары, конференции по здоровому образу жизни.
Так, по данным опроса в Красноярске, из 150 опрошенных пенсионеров 143 респондента отметили необходимость пропаганды здорового образа жизни среди людей пенсионного возраста. В то же время они указали на необходимость этой работы среди школьников, подростков и молодых семейных пар.
Формы работы можно расширить за счет организации школ здорового образа жизни в учебных заведениях, вузах, средних школах и даже в поликлиниках, больницах.
43% респондентов считают наиболее эффективной формой работы индивидуальную работу социального работника с клиентом, причем по инициативе последнего. На втором месте по эффективности респонденты отметили публикацию информации о здоровом образе жизни в печати (27%), на третьем — пропаганда в переписке и компьютерном общении (14%) с клиентами. Наименьшая эффективность характерна для групповых встреч в командах (всего 9%), когда многие клиенты настроены на другие формы работы и не проявляют особого интереса к обсуждаемой проблеме.
Пропаганда здорового образа жизни среди детей и подростков должна носить профилактический характер: предлагать альтернативу, возможность выбора своего места в жизни; интерес к самым разным увлечениям.
Подросткам важно понимать, что в реальной жизни много веселья и интересного. Это спорт, музыка и т. д. Работа должна вестись в тесном взаимодействии с образовательными учреждениями.
Наиболее приемлемые формы работы — это беседы, книжные выставки, просмотры, обзоры, уроки здоровья, часы размышлений и т. д.
В последнее время ведется активный поиск информации для детей и подростков путем создания Интернет-сайтов, на которых размещаются информационные материалы, пропагандирующие здоровый образ жизни.
Всемирный день здоровья проводится ежегодно в апреле. В рамках этого дня в школах проходят общешкольные часы, посвященные Единому дню здоровья, а также классные часы на тему Здоровый образ жизни, основные темы которых: Скажи наркотикам нет, Я выбираю жизнь., Научитесь заботиться о себе, Мифы и правда об алкоголе, Приятного аппетита, Правила гигиены, Инфекционные болезни и их профилактика, Что делает человека здоровым и счастливым и другие.
Пропаганда здорового образа жизни также осуществляется в форме приобщения к физической культуре. Для младших школьников организованы Веселые перерывы, Веселые старты, конкурс на лучшую физическую нагрузку. Для старшеклассников проводятся спортивные мероприятия, игры Путешествие на поезде здоровья, экскурсии на природу, прогулки по парку с игровой программой.
В настоящее время назрела острая необходимость увеличения количества телевизионных программ, необходимость создания в системе теле- и радиовещания канала, доступного для широкой аудитории, производства видеороликов, фильмов, телепрограмм и телепрограмм, печатных Интернет-материалы информационно-просветительского характера, направленные на формирование потребностей детей и подростков и молодежи в спорте и здоровом образе жизни, развитие социального и психологического иммунитета к употреблению наркотиков, адекватного отношения к агрессивной рекламе.
Проблема здоровья студентов также особенно актуальна в сложных экономических условиях, характерных для текущего периода. Данная группа населения относится к группе высокого риска, поскольку по сложным возрастным проблемам: адаптация, физиологические и анатомические изменения, связанные с процессом созревания, высокая психоэмоциональная нагрузка, адаптация к новым условиям жизни и обучения, формирование межличностных отношений. вне семьи; Кроме того, накладывается негативное влияние кризиса практически на все сферы жизни общества и государства.
Поэтому эта категория лиц требует к себе особого внимания, ведь ряд заболеваний в подростковом возрасте имеет свои особенности.
Здоровье подрастающего поколения сегодня напрямую связано не только с состоянием здоровья населения, но и с самим образом жизни людей. В связи с этим определены основные задачи и цели государства: многоуровневый подход к организации профилактических мероприятий, изменение образа жизни, разработка и реализация образовательных программ, направленных на сохранение и укрепление здоровья подростков и молодежи, формирование у каждого из них активной мотивации к укреплению собственного здоровья и здоровья окружающих.
Одним из направлений работы по формированию здорового образа жизни среди студентов является участие в реализации программы профилактики сердечно-сосудистых заболеваний раздела Клиническое обследование и оздоровление студентов с факторами риска сердечно-сосудистых заболеваний, которые одни из самых распространенных в мире и занимают лидирующее место среди причин смерти.
По данным профилактического осмотра студентов 1 курса Красноярского государственного педагогического университета. В.П. Астафьева в 2010 г. 10–12% страдали каким-либо сердечно-сосудистым заболеванием (из них 85–90% с пограничной артериальной гипертензией, 2–3% с заболеваниями эндокринной системы).
А уровень факторов риска развития сердечно-сосудистых заболеваний у студентов достаточно высок: распространенность курения составляет более 25%, алкогольные напитки употребляют более 60%, а количество студентов, проявляющих активную физическую активность, не более более 25%. Кроме того, юноши и девушки все чаще подвергаются стрессовым ситуациям.
При этом большинство студентов считают, что они сами несут ответственность за свое здоровье, они готовы и хотят получать информацию о формировании здорового образа жизни.
Студенты понимают, что без активного и конструктивного отношения человека к собственному здоровью и здоровью других людей, без формирования у каждого привычки и стремления к здоровому образу жизни, без активного участия населения в проведении санитарно-гигиенических и профилактические меры, надеяться на успех в защите и укреплении индивидуального и общественного здоровья невозможно. Только хорошо организованная пропаганда актуальных знаний способствует снижению заболеваемости, помогает воспитать здоровое, физически сильное поколение.
Улучшение здоровья студенческой молодежи за счет качественной профилактической работы, направленной на пропаганду здорового образа жизни.
Приоритетом в формировании здорового образа жизни должна стать роль различных государственных программ, направленных на сохранение и укрепление здоровья студентов, формирование активной жизненной позиции в сохранении собственного и общественного здоровья.
Так, в целях пропаганды здорового образа жизни Минздравсоцразвития РФ в рамках реализации государственной коммуникационной программы по формированию здорового образа жизни среди населения РФ объявил Всероссийский конкурс проектов здорового образа жизни Здоровая Россия.
Конкурс проводится с целью содействия формированию и распространению (популяризации) приоритетов здорового образа жизни среди населения Российской Федерации.
КГПУ им. В.П. Астафьева приняла участие в номинации Лучший молодежный проект. Цели и задачи проекта: профилактика заболеваемости и социальной дезадаптации студентов и профессорско-преподавательского состава вуза, повышение медико-психологической защиты, создание условий для управления здоровьем студенческой молодежи.
Обязательным условием эффективности этой работы является ее целенаправленность, планомерность и непрерывность.
В основе формирования здорового образа жизни большое значение имеют личностные и мотивационные качества данного человека, его жизненные ориентиры. Никакие пожелания, приказы, наказания не могут заставить человека вести здоровый образ жизни, беречь и укреплять собственное здоровье, если сам человек сознательно не формирует собственный стиль здорового поведения.
Как видите, пропаганда здорового образа жизни — очень важная и ответственная социально-педагогическая задача.
Здоровье — бесценный актив не только каждого человека, но и всего общества. У каждого из нас есть желание быть сильным и здоровым, сохранять подвижность, бодрость, энергию и как можно дольше добиваться долголетия. Это главная ценность жизни. Его нельзя купить ни за какие деньги, его нужно беречь, защищать и улучшать с юных лет, с первых дней жизни ребенка.
Здоровый образ жизни — это образ жизни, основанный на принципах нравственности, рационально организованный, активный, трудоемкий, закаливающий и одновременно защищающий от неблагоприятного воздействия окружающей среды; позволяющие сохранить моральное, психическое и физическое здоровье до глубокой старости.
Результаты хорошей телесной подготовки
У человека, имеющего хорошую физическую подготовку, повышается самооценка, улучшается психоэмоциональное состояние, меняется мышление. Регулярные тренировки благотворно влияют на состояние организма, поскольку улучшается кровообращение, что оптимизирует работу внутренних органов благодаря насыщению их кислородом. Физические нагрузки делают человека более стрессоустойчивым.
Участие в командных играх, общение с единомышленникам способствует более глубокому процессу социализации, поэтому неуверенным, сомневающимся людям, испытывающим трудности в общении с окружающим, полезно заниматься физическим самосовершенствованием.
В чем ее актуальность?
В том, что здоровье стоит на первом месте среди остальных жизненных приоритетов. Без хорошего самочувствия человек не способен полноценно жить и трудиться. Здоровый образ жизни и физическое самосовершенствование могут сделать нашу жизнь полноценной и насыщенной интересными событиями.
Концепцию самовоспитания можно определить, как ежедневный целенаправленный труд, который будет совершенствовать физическую культуру вашей личности.
Физическое самосовершенствование — это сочетание некоторых методов и приемов, которые постепенно сформируют из вас гармонически развитую личность.
Для самовоспитания крайне важна сила воли. Хотя специально что-либо делать для ее укрепления не понадобится. Она выработается самостоятельно. Конечно, при условии, что вы будете сознательно преодолевать трудности, которые стоят на пути к цели.