Психологическая характеристика подросткового возраста

31.01.20225 минут чтения 347

Подростковый период, или пубертат является одним из самых сложных периодов в жизни каждого человека. Это обусловлено кардинальными физиологическими и психологическими изменениями ребёнка.

Характеризуется подростковый возраст как критический, переломный период. Это время не только полового созревания, но и глобальных изменений в психике.

На тему пубертата были созданы тысячи работ и пособий, но тем не менее этот возраст является самым сложным и непредсказуемым не только для ребёнка, но и для родителей, педагогов и окружающих. Если знать о самых основных процессах, которые происходят в теле и мышлении подростка, то можно значительно сгладить конфликты, недопонимания в семье, а также избежать многих ошибок.

Чем выше благосостояние общества, тем дольше детство

Что такое подростковый возраст. Когда ребёнок становится подростком

Подростковый возраст — это не только период активного полового созревания, это сильнейший кризис в развитии личности человека. Подросток стремится к самостоятельности. Формируется осознание собственного положения в обществе, усваиваются нормы и правила поведения в социуме, вырисовывается жизненная позиция и внутренние установки.

Пубертат проходит в течение нескольких лет. В среднем возраст от 11 до 17 лет. Всемирная Организация Здравоохранения немного увеличила рамки с 10 до 19 лет. А некоторые современные психологи уверены, что первые признаки могут появиться уже в 8-10 лет, а завершается взросление ближе к 23 годам. Сильнейшее стремление к самостоятельности и обособленности оставляет отпечаток на все стороны личности.

Подросток уже не является ребёнком, но вместе с этим он ещё не является и взрослым. То есть он требует большей свободы действий, но сталкивается с ограничениями и запретами взрослых. Таким образом, назревает конфликт в семье. Особенно это касается тех случаев, когда родители напрочь отказываются признавать взросление собственного ребёнка и продолжают себя вести с ним как с маленьким.

Психологи выделяют три этапа взросления:

  1. Ранний подростковый период

    Возраст 10-14 лет. В это время происходит активные физиологические изменения организма. Половое созревание, интенсивная выработка гормонов приводит серьёзным внутренним и внешним изменениям. У девочек наблюдаются скачки настроения, эмоциональная нестабильность. Внешне они становятся более женственными, округляются формы, появляются волосы в интимных местах, подмышками, а также происходит наступление первой менструации. У мальчиков созревание наступает немного позже, чаще всего на год, полтора. Оно характеризуется увеличением половых органов, появлением растительности на теле и поллюциями. Часто возникают перепады настроения так же, как и у девочек.

  2. Средний подростковый период

    На него приходится 15-17 лет. В этом возрасте основные физиологические изменения уже заканчиваются. Подросток физически похож на вполне взрослого человека, гормональные перестройки завершились и стабилизировались. С физиологической точки зрения в это время юноши и девушки уже готовы к продолжению рода. Однако психологическое состояние ещё далеко не стабильно. Подростки отличаются крайней лабильностью и импульсивностью поведения. В этот период молодые люди часто категоричны в своих убеждениях и действиях, а также плохо ориентируются в последствиях собственных поступков, решений.

  3. Поздний подростковый возраст

    Начинается он в 17-18 лет и полностью завершается к 23-25 годам. К этому возрасту молодые люди, как правило, уже умеют рационально мыслить, оценивать свои действия, имеют профессию, увлечения. Они имеют свои цели и знают, чего хотят добиться в жизни.

Цитата Глобальные проблемы усложнились настолько, что за их решение не берутся даже подростки.

Роберт Орбен

«Подростковый комплекс»

Резко выраженные психологические качества подросткового возраста получили наименование «подросткового комплекса». «Подростковый комплекс» может включать перепады настроения ‒ от безудержного веселья к унынию и обратно ‒ без необходимых оснований, а также ряд других: противоположных свойств, которые могут выступать поочередно.

Чувствительность к оценке другими людьми собственной внешности, умений, способностей совмещается с избыточной безапелляционными суждениями и самонадеянностью в отношении окружающих. Сентиментальность иногда сосуществует с удивительной черствостью, болезненная застенчивость ‒ с развязностью, желание быть оцененным и признанным другими людьми ‒ с демонстративной независимостью, борьба с авторитетами, общепризнанными правилами и распространенными идеалами.

Готовые работы на аналогичную тему

Курсовая работа Психологические особенности подросткового возраста 420 ₽ Реферат Психологические особенности подросткового возраста 280 ₽ Контрольная работа Психологические особенности подросткового возраста 190 ₽

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

Подростки особенно эгоистичны. С одной стороны, они с энтузиазмом подключаются в жизнь сообщества, а с другой ‒ охвачены стремлением к одиночеству. Порой их поведение по отношению к другим людям бесцеремонно и грубо, хотя сами они чрезмерно ранимы. Их настроение может колебаться между оптимизмом и самым безнадежным пессимизмом. Порой они трудятся с не иссякающим энтузиазмом, а иногда апатичны и медлительны.

Психологические изменения подростка

Самая отличительная черта подросткового возраста — нестабильное эмоциональное состояние. Скачки настроения могут быть настолько резкими и быстрыми, что иногда “бывший” ребёнок за секунду сменяет крик на громкий смех. Поведение может меняться кардинально и ни от чего не зависеть. Даже малейший и незначительный повод, необдуманное слово или фраза способна привести подростка в ярость или в истерику. Вспышки гнева, злости могут быстро меняться ласковым и добрым поведением.

Юношеский максимализм во всей красе прямо расцветает в это время. “Всё или ничего”, “Сейчас или никогда”. Эти убеждения прочно закреплены в сознании и многие поступки основаны именно на таких установках. Упрямство достигает своих вершин именно в пубертат.

Инфантильность, нежность, плаксивость. Ребята очень остро реагируют на любые замечания, упрёки и фразы в свой адрес. Критика воспринимается настолько “близко к сердцу”, что иногда одно неверное слово мамы или папы способно полностью разрушить самооценку и отправить ребёнка в руки депрессии.

Это период, когда детство уже закончилось, а взрослая жизнь ещё не началась. Переходный момент считается самым сложным в жизни человека, потому что молодые люди пока не понимают, что полностью самостоятельными личностями они не являются. Это непонимание приводят к бунтам и ссорам со взрослыми, ведь они будут всеми силами доказывать, что они выросли.

В данном случае родителям ни в коем случае нельзя наказывать или высмеивать попытки ребёнка самоутвердиться. Для него очень важно, чтобы взрослые относились к нему как к равному, чтобы с ним считались. Любые попытки контроля и гиперопеки будут жёстко и агрессивно отклоняться. Часто ребят охватывает печаль, обида.

Появляется уверенность, что их никто не любит, не понимает. В этот момент начинает укрепляться авторитет сверстников, и мнение одноклассников становится важнее, чем мнение близких. Взрослеющий ребёнок имеет большую потребность в собственном признании в обществе друзей, школьников. Мнения и отношения коллектива становятся приоритетными. Для этого возраста характерна потребность в товарище, лучшем друге, подруге, который станет соратником, единомышленником, будет понимать и ценить.

Психологи выделяют 2 типа поведения:

  • Кризис зависимости.

    Он проявляется в инфантильности, несамостоятельности подростка, полному послушанию и отсутствию собственного мнения.

  • Кризис независимости.

    Основные его черты — агрессия, упрямство, непослушание, непризнание авторитета взрослых и окружающих, отрицательное отношение ко всему, желание делать по-своему.

Некоторые родители считают, что лучше пойти по пути зависимости. Так ребёнок будет ближе к взрослым, а им, в свою очередь, будет спокойнее за него. Тем не менее главная задача переходного возраста — это формирование самостоятельности, именно поэтому путь независимости будет лучше для формирования новой взрослой личности.

Подростки не очень-то изменились. Они по-прежнему растут, взрослеют, уходят из дома и женятся, — только не обязательно в этом порядке.

Как правильно себя вести с подростком

Учите подростка правильному отношению к делам. Помогите ему стать организованным, достигать своих целей, осуществлять все намеченное. Учите его внимательности, мягкости, выдержке. Многим детям, находящимся в переходном возрасте, не хватает этих качеств. Лучшее обучение – собственный пример.

Подростки склонны к пессимизму: самоедству, внутренним обвинениям. Они корят себя за разные ошибки, не уверены в собственной внешности, умственных способностях. Воспринимайте это не подростковыми особенностями, а дурными привычками, требующими избавления. Отказавшись от негативизма, человек проще идет к достижению больших целей. Помогите сыну или дочери полюбить себя.

Какое поведение родителей считается неправильным в этом случае? Типичная ошибка, столкнувшись с нежелательным поведением ранее послушного ребенка, демонстрировать неконтролируемую агрессию, либо демонстративно впадать в переживания. На этом воспитание заканчивается. Получается, что отрицательное поведение подростка влечет за собой отрицательное поведение семьи, и это провоцирует ребенка на еще более негативную реакцию.

Когда сложный возраст сопровожден регулярными конфликтами с окружающими, это оборачивается кризисом подросткового возраста. Ребенок пытается доказать, что он самостоятельная личность, отдельная от родителей. Он пытается укрыть свою личную жизнь и переживания от семьи, чтобы не чувствовать контроля. В большинстве случаев кризис неизбежен, и биологической основы у него нет.

Чем характерен кризис? Подростки демонстрируют независимость, самостоятельность, выдвигают требования к родителям. Попробуйте работать на опережение кризиса. Как это сделать? К сложному возрасту личность ребенка должна быть максимально сформированной. Прививайте ответственность, родительский авторитет, стройте позитивные дружеские отношения.

Физиологические особенности ребёнка в пубертате

В первую очередь пубертат характеризуется физическими изменениями. Мальчики и девочки начинают стремительно расти. К тому же рост тела происходит в основном совсем неравномерно. Изначально растёт голова и руки, а только затем туловище. Такая природная “несправедливость” заставляет юношей и девушек страдать от собственного вида.

Мышечная система тоже развивается очень быстро, что доставляет неудобства сердечно-сосудистой системе. Как следствие, перепады настроения, эмоциональная нестабильность, быстрая утомляемость, снижение концентрации внимания.

Гормональные всплески приводят к развитию вторичных половых признаков. У девушек округляются молочные железы, становятся объёмнее бёдра, появляется растительность в области паха, подмышками. Появляется менструация. Также выброс сальных желёз способен превратить, ещё совсем недавно чистое лицо девушки, в полотно для прыщей. А это, в свою очередь, также доставит массу неприятностей и становится поводом для низкой самооценки.

Часто на фоне недовольством своего тела возникают пищевые нарушения, могут развиться такие психологические заболевания, как булимия, анорексия, особенно у девочек. Будьте особенно внимательны к питанию подростка, но ни в коем случае не высмеивайте его физическую форму. Если в вашей семье ещё нет правильных пищевых привычек — самое время больше узнать об этом и завести их.

У мальчиков также наблюдаются скачки роста, увеличиваются половые органы, ломается и снижается голос, появляется растительность на теле и лице. Склонность к прыщам, жирной коже наблюдается у мальчиков так же часто, как и у девочек.

Подростки впервые начинают чувствовать физическое влечение к противоположному полу.

Девочки чаще всего опережают мальчиков в развитии на полтора, два года. Первые скачки роста у них происходят в среднем в 11 лет, когда у мальчиков только в 13. Самый максимальный рост приходится на весну, а максимальная прибавка в весе на осень. Мальчики догоняют в развитии девушек в основном только к последним классам школы, при этом ребята все ещё продолжают расти, в то время как девочки уже остановились.

Чем можно занять подростка

Если в семье сложились позитивные отношения, занять подростка будет не сложно.

Некоторые варианты

:

  • Совместная готовка
    . Выберите блюдо, которое очень нравится вашему ребенку – попросите помочь с его приготовлением. Совместная готовка обеда с родителями – замечательный способ помочь сыну или дочери приобрести навыки командной работы.
  • Настольные игры
    . В настоящее время существует огромное многообразие таких игр. Это отличное времяпровождение, поднимающее настроение и развивающее мышление подростка. Выберите игру, которая будет по вкусу всем игрокам.
  • Посещение интересных мероприятий в соответствии с предпочтениями подростка
    . Это может быть выставка авто, концерт, поход в кино, художественная выставка, увлекательный мастер-класс и прочее.
  • Спорт
    . Если у вас активный ребенок, то ему понравится какая-нибудь любительская спортивная секция. Выбор велик!
  • Хобби
    . Если испытываете надобность в том, чтобы чем-то занять подростка, это говорит о том, что у него отсутствует хобби, которое поглощало бы его в полной мере. Попытайтесь понять, что нравится вашему ребенку, чем бы ему хотелось заниматься. Программирование, футбол, пошив одежды, танцы, восточные единоборства? Поговорите с ним об этом – увлечение должно быть у каждого ребенка.

Особенности самооценки подростка

Подростковый возраст — самый сложный, но самый важный в становлении личности. В формировании самооценки взрослеющего ребёнка очень важную роль играет его семья, взаимоотношения в этой семье, стиль воспитания родителей. Родительские ценности, убеждения, моральные принципы, отношения к собственным детям, восприятие детей, в целом определяют позицию подростка к отношениям с людьми и к миру.

Согласно исследованиям психологов, на сегодняшний день одна из самых распространённых проблем общества — это внутрисемейные проблемы. Нарушение взаимоотношений между родителями и детьми часто приводят к негативным последствиям для психического развития подростка. Система воспитания, которая присутствовала в детстве будет взята за основу и перенесена во взрослую жизнь.

Считается, что различные травмирующие ситуации и переживания в детстве способны сформировать у ребёнка повышенную тревожность, отсутствие безопасности, доверия к миру и людям. У ребёнка может развиваться ощущение собственной ненужности, незначительности, беспомощности и подверженности опасности. Таким образом, дети лишаются уверенности в своей ценности, нужности. Они становятся ранимыми, обидчивыми, мнительными.

Самооценка — это то, как человек оценивает себя сам, свою внешность, свои возможности, таланты и умения. Самооценка может быть адекватной и неверной, ложной и правдивой, высокой или низкой, устойчивой или неустойчивой.

В раннем возрасте ребёнок чаще оценивает свои физиологические способности и качества. Например, я сильный или большой.

В подростковом возрасте самооценка выходит на первый план. В этот период молодые люди начинают оценивать себя как личность, которая наделена определёнными психологическими качествами. У них появляется новый взгляд на себя, желание разобраться в себе и своих чувствах, оценить себя и сопоставить с окружающими.

Чтобы обеспечить устойчивую самооценку, подростки постоянно находятся в поисках одобрения себя, своих поступков и мыслей. Часто в погоне за тем самым одобрением общества, они могут жертвовать собственными нестойкими убеждениями и принципами. А всё лишь из-за страха быть не принятым в группу, клан. В этот момент один может стать беспокойным, неуверенным, ранимым. В то время как другой — зазнайкой, с завышенным самомнением. И здесь, как никогда нужна помощь и поддержка взрослого.

Ведь именно взрослый может показать ребёнку пути к самосовершенствованию, выходы из различных проблем, а также помочь поверить в себя. В случае усугубления проблем и сложностей с определением своего места в коллективе, подросток может стать жертвой буллинга, и если эту проблему быстро не решить его низкая самооценка закрепится и создаст серьёзные сложности во взрослой жизни.

Самооценка подростка формируется вследствие равнения на сверстников, на их убеждения, ценности. Требования и правила, которые присутствуют в кругу общения ребёнка влияют на его самоощущение прямо пропорционально. Это связано с тем, что в этом возрасте ещё полностью не сформировались и не укрепились внутренние, личные основы и принципы, на которые можно было бы опереться. И здесь опять важную роль играет взрослый.

В наше время общение всё чаще уходит в онлайн. Именно там подростки самоутверждаются, там общаются, знакомятся, там же может возникнуть травля, буллинг и шейминг. А сам формат общения закономерно вызывает зависимость от интернета и гаджетов.Очень важно соблюдать баланс между реальной и виртуальной жизнями вашего ребёнка. Старайтесь чаще выходить все вместе, сами контролируйте своё телефонное время.

Если в семье преобладают уважительные отношения, доверие к друг другу и поддержка, то у родителей есть реальная возможность и сила влиять на окружение ребёнка. Задача мамы и папы научить детей разбираться в людях, в их мотивации. А главное — научить оценивать свои личные поступки и их последствия.

Психология подростка: краткие сведения

Психология подросткового возраста применима для детей 11-17 лет. Это период появления новых особенностей личности. К чаду уже принято относиться, как ко взрослому, однако еще приходится нести за него ответственность, как за ребенка.

В это время многие родители теряют контакт с детьми, погружаясь в ряд непродуктивных конфликтов. С иной стороны родительское попустительство также становится причиной серьезных проблем.

Даже если стиль общения подростка становится неприемлемым для родителей, нужно продолжать разговаривать с ним. Имейте силу сказать «нет», когда это действительно необходимо. В подростковом возрасте случается немало импульсивных поступков, поэтому родителям приходится постоянно быть начеку. Важно обсуждать с подростками их намерения.

Как разговаривать с подростком, чтобы не случилось серьезного кризиса. Делайте это доброжелательно и по-деловому – как со взрослым человеком. Твердость важна в случаях, когда ребенка начинает «заносить».

Психология подросткового возраста устроена так, что ребенок всячески противится любому навязыванию, старается отстаивать свою свободу. Они чувствуют себя взрослыми, и требуют соответствующего отношения. Заподозрив, что к ним относятся иначе, они негодуют.

Как бы это ни было сложно, подростков нужно поддерживать и мягко контролировать, даже когда хочется махнуть рукой. Самоустранение может привести к еще большим проблемам, которые впоследствии вам придется решать.

Чем характеризуется окончание подросткового возраста

Окончание столь сложного периода ждут не только родители, но и сами подростки. Нестабильное эмоциональное состояние, гормональные всплески, прыщи, волосы и неравномерный рост тела доставляют массу неудобств. Невозможно определить точный возраст завершения взросления. Этот процесс индивидуален так же, как и каждый человек. Тем не менее существуют определённые признаки, по которым можно определить, что самый непредсказуемый и трудный этап подошёл к концу.

Для девушек характерными признаками будет:

  1. Психическое состояние стабилизируется. Исчезают скачки настроения.
  2. Урегулирование цикла. Месячные приходят регулярно и вовремя.
  3. Полное формирование молочных желёз.
  4. Фигура становится женственной, округлой.
  5. Появляются волосы на теле.
  6. Появляется либидо, влечение к противоположному полу.

Чаще всего у девушек переходный возраст заканчивается вместе с окончанием школы. Однако, каждый организм индивидуален и могут быть отличия в 1-2 года.

Для юношей характерно:

  1. Полностью созревает половая система.
  2. Останавливается, стабилизируется рост и вес тела.
  3. Стабилизируется психическое состояние.
  4. Появляются волосы на лице и на теле.
  5. Регулируется либидо.

Цитата Подростки: существа, которые ещё не догадываются, что в один прекрасный день они будут знать о жизни так же мало, как их родители.

Ричард Уолдер

Каковы особенности детей переходного возраста

Родителям, учителям необходимо знать, в чем отличия подросткового возраста от других периодов жизни. Понимание процессов, которые происходят на физиологическом и психическом уровне, позволяет более спокойно, без серьезных потрясений пережить кризис, сохранить теплые отношения с ребенком.

Гормональные бури и психологическое взросление, стремление к отделению от семьи создает большую нагрузку. Она становится причиной особого поведения и реакций у подростков.

Они смущаются пристальных взглядов. Смущение связано с чрезмерно критичным отношением к собственной внешности, болезненным восприятием критики.

Взрослеющие дети зависят от мнения друзей, одноклассников. Под влиянием сверстников могут причинить себе вред. Подросткам важно показать свою силу и бесстрашие, не “опозориться”.

Особенно опасным считается отрезок времени с 13 до 15 лет. Именно тогда дети часто совершают необдуманные, опасные для себя и окружающих поступки.

Активная гормональная перестройка дает о себе знать не только перепадами настроения, но и снижением памяти. Детям 13-15 лет часто бывает трудно удерживать внимание на уроках, запоминать новый материал.

Подростки задумываются о своем предназначении в жизни, изучают, что им нравится, а что — не подходит. Это проявляется как в мировоззрении, так и во внешности. Именно поэтому часто можно увидеть подростков в необычной одежде, с пирсингом и татуировками, с окрашенными во все цвета радуги волосами.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]