Правовой нигилизм, правовой инфантилизм, правовой конформизм в среде молодежи

Инфантильность — детское восприятие окружающих людей и мира. Этот термин означает незрелость в развитии. Человек сохраняет в своём поведении психологические и физические черты, присущие ребёнку. Инфантильные люди наивные, непосредственные, не умеют ставить цели и боятся ответственности.

Виды инфантилизма

Разновидности классифицируют по определённым критериям.

  1. Психический инфантилизм характеризуется незрелостью психологического развития. Человек сохраняет детские качества личности, совершает поступки, не думая о последствиях, и не любит принимать решения. Такая позиция позволяет не нести ответственность за свою жизнь, а переложить её на близких людей.
  2. Физиологический инфантилизм . Развивается под влиянием нарушения обмена веществ, отравления токсинами, родовых травм, инфицирования плода в утробе матери. Нередко патология проявляется из-за сбоя в работе желёз внутренней секреции. У человека замедляется физиологическое развитие органов и рост.
  3. Правовой инфантилизм . Понятие подразумевает низкий уровень ответственности за свои поступки, отсутствие правовых знаний и нежелание следовать общепринятым нормам. Такие люди с лёгкостью могут нарушить закон, чтобы получить желаемое, и не всегда понимают, что поступают плохо.
  4. Социальный инфантилизм . Проявляется в морально-нравственной незрелости, недостатке навыков, необходимых для жизни в обществе. Люди, которым присущ такой инфантилизм, уклоняются от общественных обязанностей, не имеют чётких моральных ценностей и знаний, чтобы гармонично войти в социальную среду.

Существует 4 типа инфантилизма:

  • простой
    — равномерное отставание физического и психического развития, проявляющееся как эмоциональная незрелость;
  • дисгармонический
    , сочетающий признаки психологической незрелости с возбудимостью, лживостью, избалованностью;
  • церебро-органический
    , возникающий из-за повреждения мозга;
  • психогенный
    — аномальное формирование личности под влиянием неблагоприятного воспитания.

«Не хочу взрослеть»: чем грозит инфантилизм

Строчку «Главное, ребята, сердцем не стареть» знают, пожалуй, все, но некоторые люди воспринимают её слишком буквально и отказываются взрослеть и брать на себя ответственность за свои действия. Наш блогер Полина Новикова рассуждает, почему распространяется инфантилизм и почему это плохо.

Полезная рассылка «Мела» два раза в неделю: во вторник и пятницу

ПОДПИСАТЬСЯ

С каждым годом понятие «инфантильность» или «инфантилизм современной молодёжи» приобретает новые масштабы. Уже научно доказано, что средний возраст становления человека как полностью самостоятельного индивида (в плане организации своей жизни) постоянно сдвигается в большую сторону. Этому свидетельствуют статистика разных государств и времён. Почему же так происходит? С чем это связано?

Сейчас человеческая жизнь технически оснащена, что позволяет прикладывать намного меньше усилий и затрат, чтобы обеспечить себя. Иначе говоря, людям не приходится преждевременно становиться полностью во всём самостоятельными и выполнять сложную и тяжёлую работу, как это было раньше.

Человечество на протяжении многих веков создавало то, что могло бы сделать условия жизни как можно лучше. Сейчас люди пользуются всевозможными благами и помощью, из-за этого они практически перестали взрослеть, становиться самостоятельными. Так появляется инфантилизм и инфантильность, что означает незрелость в развитии, сохранение в поведении или физическом облике черт, присущих предшествующим возрастным этапам.

Это становится глобальной проблемой для всего общества. Главная причина появления и развития инфантильности — в неправильном воспитании человека и в негативных факторах влияния социальной среды.

Понятие «инфантильность» тесно связано с понятием «инфантилизм». Инфантилизм — это патологическое состояние, характеризующееся отсталостью физического и психического развития, в результате которого у взрослых людей проявляются черты, предшествующие предыдущим возрастным этапам. Инфантилизм подразделяется на несколько видов:

  • психологический;
  • социальный;
  • физиологический;
  • правовой;
  • психофизиологический;
  • половой.

«Инфантилизм» напрямую исходит от «инфантильности»

, ведь характеристика личности, выражающая незрелость её развития в различных аспектах (физическом, психологическом и т.д) ведёт к проявлению признаков незрелости у взрослых людей, что в свою очередь, становится значимой проблемой для общества в целом.

  • Инфантильность человека в бытовом понимании называют детскостью, что проявляется в незрелости поведения, неумении принимать взвешенные решения, нежелании принимать ответственность.

Жизнь современного человека достаточно стремительна, именно такой образ жизни и толкает человека к подобному поведению, останавливая взросление и развитие личности, сохраняя при этом внутри взрослого маленького и несмышленого ребенка.

Инфантилизм более распространён среди представителей мужского пола. Это связанно с появлением большого количества женщин, способных обеспечить все свои потребности.

Различают инфантилизм по возрасту: детский, подростковый и взрослый.

Инфантильный человек не может в полной мере осмысленно и ответственно подойти к решению той или иной проблемы. Психологическая инфантильность ведёт за собой нарушения в эмоционально-волевой сфере. Именно психологическая инфантильность является основой для развития социального, правового и полового инфантилизма.

Признаки инфантильности:

Инфантильное поведение и жизнь субъекта проявляется на разных уровнях существования: от отношения к собственному здоровью до представлений о браке и процесса создания семьи. Характер и мышление инфантильного человека мало чем отличается от характера и мышления ребёнка. Незрелость субъекта проявляется как с психологического, так и с социального ракурса. Основные признаки инфантилизма, которые могут проявляться как все вместе, так и по отдельности:

  • Неспособность к самостоятельности, к адаптации и т. д.

Проявление инфантильности:

  • В несамостоятельности мышления и поступков, безответственности, в необдуманности своих действий и т. д.

Каковы причины возникновения инфантильности и инфантилизма?

Причин возникновения инфантильности и инфантилизма достаточно много. Одна из таких причин в том, что научно-технический прогресс очень стремителен и человеческая жизнь становится всё более технически оснащенной

, что позволяет прикладывать намного меньше усилий и затрат, чтобы обеспечить себя. В свою очередь, это и ведёт к инфантильности.

Очень важную роль в появлении инфантильности и её дальнейшего проявления играет неправильное воспитание человека

(ведёт к возникновению психологического инфантилизма).

Именно семья, как один из основных элементов социальной сферы, является проводником ребенка в культуру

: религиозные традиции, этнические стереотипы и моральные ценности дети усваивают именно через семью.
Роль семьи в трансляции культурных влияний очень велика, однако и при достаточной культурной разнородности общества, именно родители становятся основным источником выбора ценностей и моделей поведения.
Ученые, проведя ряд исследований в данной области, обнаружили то, что развивается инфантильность еще в раннем детстве и причин может быть несколько:

  • Чрезмерная опека ребёнка родителями.
    В следствие этого, ребёнок привыкает к тому, что за него кто-то и что-то всегда делает, а потому повзрослев, такие люди зачастую не могут самостоятельно что-то делать и решать.
  • Так же, инфантильным человек может стать из-за тотального контроля.
    (Что позже может вылиться в протестное поведение (в качестве протеста или отказа делать так или иначе) и стать угрозой для общества).
  • Раннее взросление и повышенный уровень самостоятельности так же могут стать причиной развития инфантильности.
  • Развитие инфантильности может быть связано с нехваткой заботы и любви со стороны родителей.

Немалую роль в появлении и проявлении инфантильности играет наличие индивидуальных заболеваний, патологий и т. д.

Какое влияние оказывает инфантильность на человека и общество в целом?

Инфантильность оказывает отрицательное влияние человека.

Инфантильный человек не может в полной мере осмысленно и ответственно подойти к решению той или иной проблемы.

  • Именно инфантильные люди наиболее подвержены влиянию других людей, навязывающих свою точку зрения (и зачастую неправильную, противоречащую общепринятым нормам и правилам), что в свою очередь, не только мешает осмысленно подойти к решению ситуаций, но и влечёт за собой совершение противоправных и опасных деяний, которые несут серьёзную угрозу для общества и т. п.

Инфантильность оказывает отрицательное влияние и на общество в целом.

  • Происходит полная деформация общественного развития и сознания, что в свою очередь, является серьёзной угрозой для общества и государства.

Наиболее сильное влияние деформация общественного развития оказывает на молодежь, которая является наиболее восприимчивой группой к принятию продуцируемых и транслируемых ценностей. Молодежь становится не только легко манипулируемым, коллективным субъектом, но и проводником разрушительных явлений.

При коллективной инфантильности происходит деформация общественного развития и сознания, что является серьёзной угрозой для дальнейшего развития и существования социальной сферы.

Методы борьбы с инфантильностью

Инфантильность является серьёзной проблемой и недостатком и не к лицу взрослому человеку. Из-за этого качества окружающие не воспринимают его как зрелую личность, не считаются с ним всерьез. Если вы хотите стать более приспособленным к жизни и самостоятельным, проведите работу над собой.

Самый действенный метод — кардинальная смена обстановки и жизненных позиций, которые, в свою очередь, позволяют изменить мировоззрение, сменить взгляды на жизнь, поменять приоритеты.

Инструкция:

  • Посмотрите на себя со стороны, чтобы представить, как видят вас окружающие.
  • Проанализируйте свои умения и навыки.
  • Проанализируйте свои действия и поступки.
  • Посмотрите критически на себя, свой образ жизни и окружающих вас людей.

Эти упражнения помогут вам убедиться в том, что человек без собственного мнения, капризный, взбалмошный, с повадками ребенка, может вызывать раздражение или смех. Если вы не хотите, чтобы к вам и дальше относились снисходительно, начните работу над собственными внутренними установками.

Выработайте четкую позицию по каждому жизненному аспекту, который вас волнует.

Подумайте, чего вы хотите от жизни и к чему стремитесь.

А) Сформируйте свою систему принципов.

Сформулируйте для себя основные идеи (т.е. принципы), следование которым помогает наилучшим образом достигать поставленных целей в Вашей жизни.

Б) Разберитесь в себе.

Разобраться в себе порой бывает очень сложно, но в этом может помочь прохождение несложного психологического теста.

  • Возьмите лист бумаги, разделите его на две половины.
  • На одной половине листа напишите свои наиболее значимые положительные качества, а на другой отрицательные.

Подойдите к прохождению данного психологического теста с точки зрения критического мышления. Не обманывайте себя, и пишите лишь о тех качествах, которыми вы в действительности обладаете.

После написания сделайте выводы о том, что нужно поменять в Вашей жизни, чтобы приобрести положительные качества и от каких отрицательных Вам нужно избавиться, чтобы улучшить свою жизнь.

Если вам пока сложно сориентироваться в этом плане самостоятельно, выберите авторитет для себя — великого ученого, политика или другого человека.

  • Расширяйте кругозор.
  • Читайте художественную, научную литературу.
  • Посещайте различные культурные места и мероприятия (выставки, театры, музеи и т. д.)
  • Старайтесь быть в курсе политической, экономической ситуации в стране и мире.
  • Важно не просто знать, что происходит в обществе, но и уметь видеть истинную подоплеку событий и понимать, какие изменения в ближайшем будущем могут произойти. Перестаньте жить в своем мире, осознайте, что происходит вокруг вас.
  • Избавьтесь от наивности.
  • Посмотрите критически на себя, свой образ жизни и окружающих вас людей.
  • Избавьтесь от иллюзий, перестаньте жить в своём «вымышленном» мире и начните жить реальной жизнью.
  • Начните понимать и осознавать факт того, что в реальной жизни можно столкнуться с различными трудностями и их придётся преодолевать.
  • Не принимайте на веру чужие слова, проверяйте факты.
  • Включайте критическое мышление. Помните, что не стоит слепо доверять другим.

Станьте самостоятельным человеком.

  • Начните самостоятельно готовить себе еду, гладить одежду и т. п.
  • Начните решать собственные проблемы сами, без сторонней помощи.
  • Старайтесь сами себя обеспечивать (хотя бы часть своих потребностей). Перестаньте на кого-то надеяться.

Осознайте ответственность за собственную жизнь.

Осознайте факт того, что каждое Ваше действие ведёт к определённым последствиям и именно Вам придётся отвечать за эти последствия.

  • Начните ставить перед собой достижимые цели, выполнение которых сможет дать Вам уверенность в правильности своих действий.

Например: исправление оценок поможет Вам улучшить ситуацию по той или иной учебной дисциплине и это, так или иначе, даст Вам уверенность в правильности своих действий.

Помните, что нежелание строить планы на будущее — очень распространенная черта инфантильных людей.

  • Научитесь выражать свою точку зрения.
  • Используйте точную аргументацию и подтверждённые факты.
  • Излагайте проверенные факты в логической последовательности.
  • Во время дискуссии старайтесь не только излагать свою позицию, но и слушать оппонентов.

Умение понимать других и осознавать собственные ошибки отличает серьезного человека от инфантильной, упрямой личности.

  • Контролируйте свои эмоции.
  • Следите за собой.
  • Не позволяйте себе терять самообладание перед окружающими.

Взрослого человека от ребенка отличает сдержанность.

Самое главное — начните принимать решения.

Инфантильным людям сложно это делать, так, как они предпочитают перекладывание решений на плечи родственников и кого-либо ещё.

Принимайте поначалу простые решения, которые касаются того, в чем Вы точно уверены.

Постепенно переходите к решению более серьёзных проблем и задач.

  • Постепенно расширяйте свою зону комфорта, но не стойте на месте — должно быть развитие и движение.

Организация личного пространства, своего распорядка дня и времени так же является немало важной составляющей.

Вам придется полностью полагаться лишь на себя, принимать собственные решения, а затем отвечать за последствия от совершенных действий.

Молниеносно избавиться от инфантильности как выявленной проблемы нельзя. Ее невозможно искоренить даже за продолжительный период. Для того чтобы полностью избавиться от инфантильного поведения, необходимо ежеминутно, каждый день работать над собой и своим поведением.

Самый действенный метод — кардинальная смена обстановки и жизненных позиций, которые в свою очередь, позволяют изменить мировоззрение, сменить взгляды на жизнь, поменять приоритеты.

Вы находитесь в разделе «Блоги». Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Симптомы инфантильности

Инфантилы живут по своим правилам, которые часто напоминают какую-то игру.

Общие симптомы, характеризующие патологическое поведение:

  • стремление переложить обязанности на других;
  • нежелание овладевать новыми знаниями;
  • отсутствие адекватной оценки своего поведения;
  • неумение решать проблемы;
  • склонность винить окружающих в собственных ошибках.

Инфантильный человек – эгоцентрик – это значит, что он не воспринимает чужую точку зрения и считает исключительно своё мнение правильным. В норме такая позиция присуща маленьким детям. В подростковом периоде многие из них оставляют эгоцентризм позади и переходят на новую ступень развития, прислушиваясь к людям.

Инфантилы не способны обслуживать свои потребности и предпочитают жить за счёт других. Они не терпят отказов и искренне думают, что окружающие должны им во всём помогать. Такие люди преследуют одну цель — собственный комфорт. Другие задачи им реализовать сложно.

«Детскость» проявляется сильной привязанностью к родителям. Незрелый человек долго помнит обиды и всегда находит виновного в неудачах.

Важно! В любом возрасте эти люди оторваны от реальности и избегают всяческих проблем.

Признаки у женщин

Психологическая женская инфантильность — распространённое явление, которое поощряется в некоторых социальных кругах. Даже став взрослой девушка остаётся девочкой и не умеет решать проблемы.

Она наивна, во всём полагается на мужчину и считается хорошей женой, её основные обязанности:

  • рожать и воспитывать детей;
  • содержать дом в чистоте;
  • угождать мужу.

Физиологический инфантилизм женщин проявляется половыми аномалиями.

Основные признаки:

  • узкий таз и плечи;
  • маленький рост;
  • недоразвитые молочные железы;
  • поздняя менструация;
  • слабое либидо;
  • недоразвитая матка.

Особенности проявления у мужчин

Представители сильного пола подвержены психологическому инфантилизму, если воспитывались в неполной семье. Обычно женщины посвящают такому ребёнку всю себя. В результате у мальчика развивается сильная связь с матерью, которая сохраняется во взрослой жизни. Таких мужчин называют «маменькиными сынками». Они с трудом заводят отношения с другими женщинами. В случае женитьбы предпочитают жить в одном доме с мамой.

Главные признаки инфантилизма у мужчин:

  • отсутствие карьерного роста на работе;
  • нехватка денег;
  • жизнь за чужой счёт;
  • острая реакция на критику;
  • обидчивость.

Эти мужчины обожают компьютерные игры, не умеют постоять за себя. Обычно они следят за собой, выглядят моложаво и смотрят на мир наивными глазами ребёнка.

Распространённым проявлением физической инфантильности считается крошечный детородный орган. Нередко наблюдается снижение полового влечения, быстрая эякуляция. В тяжёлых случаях мужчина не способен вступить в сексуальный контакт с женщиной. Отклонения часто провоцируют развитие психических заболеваний.

Характерные черты ребёнка-инфантила

Детский инфантилизм проявляется в нежелании меняться в зависимости от ситуации. У таких детей не сформированы нормы поведения. Они не чувствуют дистанцию в общении с взрослыми и не осознают, что некоторые поступки могут таить угрозу.

Отличительные черты ребёнка-инфантила:

  • наивность;
  • неприспособленность;
  • неосмотрительность;
  • беспечность;
  • эмоциональность;
  • отсутствие ответственности;
  • непосредственность;
  • нежелание взрослеть.

Подростковый инфантилизм ведёт к чрезмерной внушаемости. Они любят подражать своим кумирам, часто раздражаются и обижаются. У них не развито чувство ответственности и желание учиться.

Важно! Обычно дети-инфантилы выглядят на 2-3 года младше реального возраста. Незрелый ребёнок жизнерадостен, обожает играть, веселиться и старается вовлечь в этот процесс родителей и друзей.

Что такое детский инфантилизм?

Детская инфантильность – это эмоциональная незрелость, а не задержка умственного развития: дети осваивают речь в обычные сроки, задают вопросы, нормально рисуют, читают, считают, психически активны и даже бойки.

Психологический инфантилизм первого типа (по В.В. Ковалеву) базируется на задержке развития лобных долей головного мозга, обусловленной описанными объективными факторами и неправильным воспитанием. В результате у ребенка задерживается формирование понимания норм поведения и общения, выработка понятий «нельзя» и «надо», чувства дистанции в отношениях со взрослыми. Он не способен верно оценивать ситуацию, менять поведение в соответствии с ее требованиями, а также предвидеть развитие событий и, стало быть, возможные опасности и угрозы.

Такие дети отличаются от других своей наивностью, неприспособленностью, их поведение не соответствует возрасту. Часто они действуют неосмотрительно, неосторожно, не представляя, что кто-то может их обидеть. Вместе с тем инфантильные дети способны к оригинальному мышлению, чувствуют художественную красоту, музыку.

Дети с простой формой психического инфантилизма по поведению оцениваются младше своего истинного возраста на 1-2 года. Психически инфантильный ребенок очень жизнерадостен, эмоционален, но «не по возрасту» — ребенок 4-5 – ти лет напоминает 2-3 –летнего. Он готов играть и веселиться бесконечно и призывает домашних играть и веселиться с ним.

Инфантильный ребенок будет теребить бабушку, упрашивая почитать ему или поиграть в игрушки, даже если бабушка расстроена или нездорова, и это заметно. Их детскость подкупает взрослых. Вся семья любуется «малышкой» или «нашим мальчиком» до тех пор, пока необходимость их адаптации в детском саду или в первом классе школы не отрезвляет родителей, побуждая проконсультировать ребенка у психиатра. Их младенчество слишком затянулось. И инфантильные дети не хотят взрослеть, для них будущее как бы не существует, они «задержались» в настоящем.

Такие дети крайне не состоятельны и ничего не умеют, потому что все, что требует навыков, усилий, делалось и делается за них. Они не желают самостоятельно одеваться и есть, просятся «на ручки». Видимо, семья в свое время поощряла такое поведение!

И вот результат: инфантильному ребенку пора идти в школу, а он не готов к ней. Но ребенку исполняется шесть, а потом семь лет, и в школу все-таки приходится идти. Инфантильный ребенок сталкивается с самостоятельными детьми своего возраста и в начале удивляется, а потом огорчается – тяжко, до истерического невроза. Инфантильный ребенок уже готов стать трудным.

Незрелость во втором варианте психического инфантилизма (гармонический инфантилизм, по Г.Е. Сухаревой) касается не только психического, но и физического развития.

Ребенок не только ведет себя несоответственно возрасту, но и выглядит в 5 лет, как 3-летний. Он мал ростом, мало весит, грациозен, миниатюрен, однако слаб и хруп. Он вызывает умиление, желание его защитить. Не отставая в развитии речи и моторики, он своевременно осваивает все навыки и умения, рисование, счет и чтение; часто он музыкальный, эмоционально живой, но у него, как и в первом варианте, задерживается дозревание высших ориентационных функций.

Время идет, а ребенок не готов к общению со сверстниками и крайне несамостоятелен. Его хрупкость, миниатюрность вызывают у родителей тревогу. У ребенка плохой аппетит, и он часто болеет в отличие от детей с первым вариантом психического инфантилизма. Он может слегка пошалить, но чаще ведет себя тихо. Он не требователен и не капризен, ласков и послушен. Такой ребенок не изматывает родителей, а вызывает щемящую жалость. Родители тревожатся, боятся за него, но в этом-то как раз и таится опасность.

Ребенок приходит в садик, и воспитатели инстинктивно начинают оберегать его. То же самое и в школе – учительница водит такого ребенка за руку, не отпускает от себя, невольно снижает требования к нему. Все принимают его детскость, и даже в играх ему отводится роль маленького; сверстники защищают его, утешают, и ребенок принимает отводимую ему роль. Она удобна и приятна. Он не хочет взрослеть и в школьные годы. Во взрослом возрасте на этой базе формируются типы мужчины-сына, женщины-дочери, опеку над которыми берут на себя супруги.

У таких детей при поступлении в школу в ответ на обычные учебные задания могут возникать невротические реакции и нарушения поведения: психологически они не готовы воспринимать и выполнять школьные требования. В классе они, как дошкольники, обращают в игру любую школьную ситуацию. Во время урока могут подойти к учительнице и приласкаться, использовать учебные принадлежности как игрушки. На замечания учителя либо не обращают внимания, либо обижаются.

У психически инфантильного по второму варианту нет чувства несостоятельности. Он принимает себя таким, каков он есть. Соответственно у него редко развивается невроз. Тревожное воспитание закрепляет его инфантильность, и, защищенный особым к себе отношением, он не тревожен. Между тем правильное воспитание может увести от инфантильности. В таком случае чуть позже, к 6-8 годам, у ребенка дозревают высшие психические функции, он приобретает качества мужественности и после завершения полового созревания отличается от сверстников только малым ростом и миниатюрностью при физической крепости и нормальном здоровье.

Психически инфантильного по второму варианту ребенка не торопят с развитием. Он будет следовать за сверстниками, отставая от них примерно на год, и к началу учебы в школе догонит их. Физическую же слабость и малый рост компенсирует развитием ловкости. И вновь мы видим – воспитание решает все!

К 10-12 годам дети, как правило, выправляются. Но иногда темп созревания бывает настолько медленным, что, уже, будучи подростками, они рвутся в путешествия, воображают себя известными персонажами, грезят подвигами и открытиями. Стремясь к новым впечатлениям, они нередко убегают из дома, ночуют у случайных знакомых, попадают в авантюрные истории, иногда с трагическим исходом (это еще одна опасность, связанная с инфантильностью!)

Родителям следует опасаться развития третьего варианта психического инфантилизма. Ребенок рождается психически и физически здоровым, но, защищая его от жизни, искусственно задерживают его социализацию эгоцентрическим или тревожно-мнительным характером воспитания.

Подобное часто бывает у родителей, долго ожидавших своего первенца. Вся семья не может нарадоваться на младенца! Самый интересный детский возраст – от 2-х до 3-х лет. И родители неосознанно хотят задержать ребенка в нем и преуспевают в этом. Неправильное воспитание делает из здорового ребенка незрелого, развитие лобных функций мозга искусственно задерживается.

Ребенку все прощают, стараются облегчить ему жизненный путь. Но ведь за пределами родного дома судьба не будет так бережно к нему относиться!

Каковы признаки инфантилизма, развивающегося по третьему варианту? Физически малыш развит абсолютно нормально, но ведет себя, как ребенок: может перебивать учителя, бесконечно проситься в туалет или домой; дома он стремится только играть, не выполняет домашние обязанности. Он не признает отказа ни в чем, игнорирует состояние родителей. Он капризен, требователен и истеричен, его детскость уже никого не радует.

При третьем варианте психического инфантилизма возможен путь в истерический невроз.

Один из самых ярких типов отношения к ребенку со стороны близких и одна из грубейших педагогических ошибок – это вознесение его на пьедестал.

С малых лет ребенок со среднестатистическими данными привыкает к тому, что он обожаем в любом случае; каждый его успех воспринимается как доказательство его одаренности, превосходства над другими; каждый его проигрыш переживается всей семьей; каждый его соперник считается злейшим врагом – так формируется завышенная самооценка.

Встретившись лицом к лицу с реальностью, ребенок может испытать настоящий шок. И, сохранив привычку жить в теплице, ограждающей его от вселенских невзгод, скорее всего, он и будет стремиться жить в этой теплице или ее имитации.

Советы для родителей инфантильных детей (Автор — психолог А. Томилова)

1. Ребенок должен знать свои систематические обязанности, а также меры порицания за их невыполнение. Но при этом ему нужно давать наиграться. С дошкольниками и младшими школьниками нужно играть во все, что встречается в их жизни: в «детский сад», в «больницу», в «школу», где они должны выступать в сильной, положительной роли.

2. Инфантильный ребенок стремится к детям младше себя, так побуждайте его к общению со сверстниками, учите сотрудничать с ними, прощать обиды, улаживать конфликты.

3. Даже по отношению к навязчивым инфантильным детям следует избегать «отрицательного внимания» — окриков, высмеивания, угроз наказаний, так как ребенок может довольствоваться этими формами внимания (за неимением других) и в дальнейшем стремиться провоцировать их.

4. Для любых детей вредно расхождение в требованиях, предъявляемых школой и семьей или разными членами семьи. Обязанности и запреты, признаваемые всеми членами семьи, дадут возможность ребенку ощутить свою ответственность сначала за малые, а потом и за серьезные решения.

5. Если вы с детства советуетесь с ребенком, обсуждаете с ним важные семейные дела (он может предложить какую-либо деталь, и члены семьи ее примут), то он почувствует свою значимость.

6. Если ребенок окажется не готов к школе к 7-ми годам, лучше задержать его на год и в 8 лет отправить в школу со сформировавшейся позицией школьника. Желание учиться, стремление к умственному труду, ответственность необходимо формировать сначала на легком, доступном материале. Успех пробуждает веру в свои силы, снимает напряженность и создает эмоциональный комфорт.

7. Поощряйте стремление детей к самостоятельности, принятию собственных решений. Ребенку надо давать пробовать свои силы. Если он бредит футболом или танцами – дайте ему возможность проявить себя в том, что его так привлекает. Вероятно, он сам позже решит, что его все-таки больше привлекает.

8. Необходимо помнить, что до определенного возраста мнение родителей и авторитетных взрослых является также мнением ребенка. Если мама трагически вскрикивает каждый раз, когда малыш выводит в тетради по письму закорючку чуть длиннее или короче, чем надо, то ребенок будет нервничать гораздо сильнее! Дети склонны многое преувеличивать. Относитесь к неприятным ситуациям проще, и ваш ребенок не получит от вас по наследству повышенную тревожность, ощущение нарушенной безопасности, невезучести, неблагополучия. Не программируйте судьбу вашего ребенка, предоставьте ему возможность самостоятельно ее создать.

По материалам книги Т.Б. Анисимовой «Ваш ребенок идет в школу». Подготовила педагог-психолог Огиренко Е.В.

Причины появления инфантилизма

Инфантилизм — не черта характера, а патологическое состояние, при котором поражаются лобные доли мозга, отвечающие за деятельность психики. В результате снижается целеустремлённость, чувство ответственности, нарушается социализация.

Такое понятие не является однозначным. При постановке диагноза нужно учитывать тип личности, строение нервной системы. В некоторых случаях человек имеет здоровую психику и может изменить поведение при достаточной мотивации и желании.

В психологии выделяют несколько причин инфантилизма, которые связаны с детством:

  • повышенная опека родителей;
  • нехватка заботы;
  • тотальный контроль;
  • завышенные требования;
  • частая критика;
  • запрет принимать самостоятельные решения.

Зигмунд Фрейд считал, что инфантилизм — защитный механизм от тревожности, возвращающий людей на более ранний этап развития.
Неправильное воспитание не единственная причина незрелости. Простой и церебро-органический инфантилизм может возникнуть из-за генетической предрасположенности, заболеваний мозга, серьёзных травм головы, отравления токсичными веществами. Иногда проблема появляется в результате нарушений внутриутробного развития или на фоне расстройств мозговой деятельности: аутизма, шизофрении.

Методы диагностики

Психиатр проводит беседу с пациентом, оценивает его адекватность, способность поддерживать диалог, интеллектуальные возможности.

  1. Во время диагностики психофизической инфантильности детей используют тесты. Им предлагают нарисовать животное, дерево, цветок по определённым критериям. Если существует проблема, ребёнок упрощает элементы рисунка и не придерживается рекомендаций.
  2. Для школьников и подростков применяют тесты в картинках, на которых изображены разные жизненные ситуации. Врач просит пациента объяснить действия и чувства нарисованных людей.
  3. Чтобы выявить психоэмоциональную неустойчивость у взрослых и детей старше 10 лет, используют специальные анкеты. Люди должны правдиво отвечать на вопросы. Ответы анализирует врач и по ним определяет патологии мышления и поведения.

Доктор определяет уровень биологической зрелости ребёнка: оценивает внешние характеристики, сравнивая их с детьми сверстниками. После сверяет результаты с хронологическими данными. Если они приблизительно равны, это означает оптимальную зрелость. Когда биологический возраст меньше фактического, констатируют запаздывающий (ретардированный) вариант развития.

Для диагностики физиологического инфантилизма проводят общее обследование, включающее:

  • гинекологический осмотр;
  • лабораторные анализы крови, мочи.

Чтобы выяснить возрастные особенности, проводят антропологическое исследование. Состояние внутренних органов изучают при помощи УЗИ.

Как избавиться от инфантильности?

Ярко выраженное инфантильное поведение опасно: оно ведёт к расстройствам нервной системы, социальной дезадаптации, внутреннему напряжению, тревожности – своевременно начинайте лечение.

Метод терапии определяют индивидуально. Если проблема спровоцирована повреждением мозга или другой болезнью, направляют все силы на её устранение. Психогенная форма нуждается в коррекции психиатра.

Для устранения расстройств поведения назначают медицинские препараты:

  • транквилизаторы;
  • ноотропы;
  • антидепрессанты;
  • седативные средства;
  • витаминные комплексы.

Консультации психиатра изменяют поведение больного, улучшают эмоциональную сферу и адаптируют его к условиям жизни.
Избавиться от инфантильности помогут резкие перемены. Если человек оказывается без поддержки близких, ему приходится действовать самому и принимать решения.

Причиной, мотивирующей изменить поведение, бывает:

  • потеря материального благополучия;
  • увольнение с работы;
  • рождение ребёнка;
  • уход в армию.

Важно! Родителям инфантильных детей психологи советуют приучать их к регулярным обязанностям и мягко порицать за невыполнение правил. В тоже время нужно быть другом ребёнку, играть с ним в игры, ходить в гости, делать вместе поделки.
Незрелые дети предпочитают общение с малышами. Учите их находить общий язык со сверстниками, не конфликтовать, прощать обиды. Поощряйте принятие самостоятельных решений. Если ребёнок хочет заниматься танцами или рисованием, пусть пробует свои силы.

Чтобы справиться с проблемой во взрослом возрасте, надо признать свою инфантильность, побороть её. Для этого полезно отказаться от родительской помощи и стать самостоятельным. Вначале будет трудно, но постепенно человек научится не перекладывать ответственность на других и обдуманно принимать решения со всеми вытекающими последствиями.

Правовой нигилизм и правовой инфантилизм

Правовой инфантилизм

наиболее мягкая форма искажения правового сознания, заключающаяся в несформированности, недостаточности правовых знаний, установок.

Пробельность правосознания населения широко распространена. При этом имеется в виду не столько неполнота правовых познаний граждан, сколько про-бельность в главном, когда из целостной системы выпадают существенные ее элементы и прежде всего позитивное отношение к закону и другим правовым ценностям.

Правовой нигилизм

осознанное игнорирование требований закона, исключающее, однако, преступный умысел. Указание на преступный умысел здесь необходимо для того, чтобы отграничить правовой нигилизм от других форм деформации, находящихся уже за пределами сферы права как такового. Игнорирование закона с преступной целью, а также преступное законодательствование и т. п. — явления, которые представляют собой самостоятельные формы деформации правосознания.

Сущность правового нигилизма

– в общем негативно-отрицательном, неуважительном отношении к праву, законам, нормативному порядку, а с точки зрения корней, причин – в юридическом невежестве, косности, отсталости, правовой невоспитанности основной массы населения.

Явление правового нигилизма следует, без сомнения, отнести к наиболее распространенным и укоренившимся формам деформации правосознания населения. Одни ученые определяют правовой нигилизм как активную противоправную тенденцию личности. (И. И. Карпец, А. Р. Ратинов). Другие говорят о таком уровне дефектности правового сознания, который характеризуется нигилистическим отношением к праву в целом, убеждением, что руководствоваться надо не правом, а своими желаниями и интересами (А. И. Долгова). Третьи указывают, что правовой нигилизм проявляется в полном неверии в потенциальные возможности права (В. А. Туманов).

Отрицание того, что требует закон, может происходить как в скрытой, так и открытой форме и мотивироваться в каждом отдельном случае самыми различными соображениями.

Оба эти явления питаются одними корнями – юридическим невежеством, неразвитым и деформированным правосознанием, дефицитом политико-правовой культуры.

Самой тяжелой формой деформации правосознания граждан является феномен

его
перерождения.
Природа этого опасного явления принадлежит одновременно к числу и самых сложных с исследовательской точки зрения.

«Перерожденческое» сознание следует рассматривать как крайнюю степень искаженного, дефектного правосознания или же как явление, хотя и находящееся за пределами последнего, но где-то совсем рядом с ним. Перерождение во многих своих чертах сходно с правовым нигилизмом. И в том, и в другом случае правовое начало сознательно отрицается, игнорируется. Однако, как показывает практика, отрицание отрицанию рознь. От правового нигилизма в чистом виде перерожденческое сознание отличается не только степенью общественной опасности, но и мотивацией. Перерожденческое правосознание основано на сознательном отрицании закона по мотивам корысти, жестокости, алчности и т. п.

Основной формой перерождения правосознания индивидов является совершение ими различных преступлений.

Рассматривая различные формы деформации правосознания населения, нельзя не увидеть одну общую их черту — недостаток, а часто и атрофию нравственного чувства. Иными словами, состояние правосознания граждан в большей мере, чем какими-либо факторами, предопределяется состоянием их нравственного здоровья.

Основными направлениями нейтрализации причин и условий деформации профессионального правосознания юристов являются: правовое воспитание и правовое обучение. В качестве же дополнительных, (т.е. как рекомендации по профилактике и коррекции самой деформации профессионального правосознания юристов) можно выделить меры в проблемно-перспективной и конкретно-практической плоскости.

Всем рассмотренным формам деформации подвержено и профессиональное правосознание работников правоохранительных органов.

Например, по данным собственного социологического исследования заключаю, что к разновидностям правового нигилизма сотрудников органов внутренних дел относятся: установка на правоохранительное бездействие и непринятие необходимых по закону мер, административный зуд, произвольное толкование закона.

Наиболее распространенными формами перерождения являются: совершение преступлений, как связанных, так и несвязанных с использованием своих служебных полномочий, сращивание с преступными элементами. При этом широкое распространение получают: следование клише на обвинение (обвинительный уклон), установка на непогрешимость собственных актов и действий, стереотип закрытости, социальной засекреченности, ориентация на ужесточение наказания.

Правовой инфантилизм

наиболее мягкая форма искажения правового сознания, заключающаяся в несформированности, недостаточности правовых знаний, установок.

Пробельность правосознания населения широко распространена. При этом имеется в виду не столько неполнота правовых познаний граждан, сколько про-бельность в главном, когда из целостной системы выпадают существенные ее элементы и прежде всего позитивное отношение к закону и другим правовым ценностям.

Правовой нигилизм

осознанное игнорирование требований закона, исключающее, однако, преступный умысел. Указание на преступный умысел здесь необходимо для того, чтобы отграничить правовой нигилизм от других форм деформации, находящихся уже за пределами сферы права как такового. Игнорирование закона с преступной целью, а также преступное законодательствование и т. п. — явления, которые представляют собой самостоятельные формы деформации правосознания.

Сущность правового нигилизма

– в общем негативно-отрицательном, неуважительном отношении к праву, законам, нормативному порядку, а с точки зрения корней, причин – в юридическом невежестве, косности, отсталости, правовой невоспитанности основной массы населения.

Явление правового нигилизма следует, без сомнения, отнести к наиболее распространенным и укоренившимся формам деформации правосознания населения. Одни ученые определяют правовой нигилизм как активную противоправную тенденцию личности. (И. И. Карпец, А. Р. Ратинов). Другие говорят о таком уровне дефектности правового сознания, который характеризуется нигилистическим отношением к праву в целом, убеждением, что руководствоваться надо не правом, а своими желаниями и интересами (А. И. Долгова). Третьи указывают, что правовой нигилизм проявляется в полном неверии в потенциальные возможности права (В. А. Туманов).

Отрицание того, что требует закон, может происходить как в скрытой, так и открытой форме и мотивироваться в каждом отдельном случае самыми различными соображениями.

Оба эти явления питаются одними корнями – юридическим невежеством, неразвитым и деформированным правосознанием, дефицитом политико-правовой культуры.

Самой тяжелой формой деформации правосознания граждан является феномен

его
перерождения.
Природа этого опасного явления принадлежит одновременно к числу и самых сложных с исследовательской точки зрения.

«Перерожденческое» сознание следует рассматривать как крайнюю степень искаженного, дефектного правосознания или же как явление, хотя и находящееся за пределами последнего, но где-то совсем рядом с ним. Перерождение во многих своих чертах сходно с правовым нигилизмом. И в том, и в другом случае правовое начало сознательно отрицается, игнорируется. Однако, как показывает практика, отрицание отрицанию рознь. От правового нигилизма в чистом виде перерожденческое сознание отличается не только степенью общественной опасности, но и мотивацией. Перерожденческое правосознание основано на сознательном отрицании закона по мотивам корысти, жестокости, алчности и т. п.

Основной формой перерождения правосознания индивидов является совершение ими различных преступлений.

Рассматривая различные формы деформации правосознания населения, нельзя не увидеть одну общую их черту — недостаток, а часто и атрофию нравственного чувства. Иными словами, состояние правосознания граждан в большей мере, чем какими-либо факторами, предопределяется состоянием их нравственного здоровья.

Основными направлениями нейтрализации причин и условий деформации профессионального правосознания юристов являются: правовое воспитание и правовое обучение. В качестве же дополнительных, (т.е. как рекомендации по профилактике и коррекции самой деформации профессионального правосознания юристов) можно выделить меры в проблемно-перспективной и конкретно-практической плоскости.

Всем рассмотренным формам деформации подвержено и профессиональное правосознание работников правоохранительных органов.

Например, по данным собственного социологического исследования заключаю, что к разновидностям правового нигилизма сотрудников органов внутренних дел относятся: установка на правоохранительное бездействие и непринятие необходимых по закону мер, административный зуд, произвольное толкование закона.

Наиболее распространенными формами перерождения являются: совершение преступлений, как связанных, так и несвязанных с использованием своих служебных полномочий, сращивание с преступными элементами. При этом широкое распространение получают: следование клише на обвинение (обвинительный уклон), установка на непогрешимость собственных актов и действий, стереотип закрытости, социальной засекреченности, ориентация на ужесточение наказания.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]