Конформизм – что это в психологии? Кто такой конформист?

Часто человек не осознает, что в нем есть истинное «Я», а что перенято от окружающих людей. Отождествление личности — психологический процесс присвоения субъектом чужих свойств, атрибутов, качеств, иными словами, срастание собственного «Я» с другим человеком.
Значение слова «отождествлять» – признавать абсолютно одинаковыми, однородными, совпадающими по всем признакам. Этот процесс протекает абсолютно бессознательно, личность не чувствует, что поглощает чуждые объекты, которые со временем становятся ее неотъемлемой частью.

Отождествление – это совсем не безобидное явление, оно способно не только внушить нам ложные идеалы, но и трансформироваться в своего рода одержимость целью. Например, отождествляя себя с мелкими проблемами, задачами, человек находится в состоянии, называемом «за деревом леса не видит», забывает об истинном своем предназначении. Примеряя на себя образы известных людей, личность настолько сживается с вещами, прической, макияжем, одеждой, что любая перемена внешности будет вызывать дискомфорт или чувство неловкости.

Описание термина

Конформизм – это процесс, в результате которого меняется мнение и поведение человека, причиной которого является реальное или воображаемое давление со стороны внешних факторов (человека, групп людей, политической ситуации и других моментов) или внутреннего психологического конфликта.
Проявляется в виде приспособленчества, прекращения борьбы с нелицеприятными для человека проявлениями и позициями. Конформность иногда ассоциируется с позицией примирения, особенно в политической жизни общества или страны в целом.

Конформизм, по определению, — это изменение поведения человека в направлении, согласующемся с ожиданиями группы, которое происходит в результате действительного или воображаемого влияния других людей. Термин «конформист» происходит от латинского, где «конформист» означает «придаю форму».

Можно сказать, что конформизм — это не что иное, как подчинение взглядам, принципам, ценностям и нормам поведения, то есть кодексу, действующему в социальной группе.

Противоположность конформизма — это нонконформизм или антиконформизм.

С точки зрения социологии и психологии конформизм — это форма индивидуального приспособления к социальному порядку, а конформистское поведение в группах рассматривается как показатель их сплоченности. Отклонение от конформистского поведения часто рассматривается как социальное отклонение.

Маргинал: Жизнь на краю общества

ЗНАНИЕ ЧЕРЕЗ САМООТОЖДЕСТВЛЕНИЕ

Одним из признаков решительного перехода к духовной жизни является проявление в нас непреходящего, изначального, самосущего СОЗНАНИЯ, познающего себя через один лишь факт своего бытия и осознающего все свое содержание путем самоотождествления с ним. Даже то, что нашим разумом рассматривается как нечто внешнее, внутренним Сознанием постигается через отождествление или непосредственное проникающее и всеобъемлющее соприкосновение с объектом познания, в результате которого Сознание неизменно обнаруживает себя в этом объекте вместе с чем-то еще, что не является ни разумом, ни жизнью, ни телом. [19:855]

Когда субъект начинает смотреть на себя как бы со стороны как на объект, то в человеке появляются определенные силы духовного знания, знания через отождествление; эти силы можно назвать силами третьего уровня.1 На этом уровне возникает всепроникаюшее духовное видение, ощущение и чувство, что все является вашей неотъемлемой частью. В вас зарождается сила духовного восприятия объекта познания и всего, что с ним связано; это восприятие основано на самоотождествлении, которое само по себе и является восприятием.[18:546]

1 Сила первого уровня — это изначальное осознание через самоотождествление высшего беспредельного и вечного Бытия, единого с Сознанием; сила второго уровня появляется в результате духовного осознания высшего “Я” путем ощущения всего сущего как части самого себя (прим. сост.).

Супраментальное сознание получает самое всеобъемлющее и непогрешимое знание без посредства мысли, но через самоотождествление, через непосредственное осознание духа-истины, присущего всему и вся, в духе и через дух, атмани атманом атмана. Супраментальное знание обретается путем соединения с истиной, с объектом познания; супраментальная реализация и всеобъемлющий свет приходят тогда, когда исчезает разделение на познающего, знание и предмет знания, джнята, джнянам, джнеям. Познание объекта происходит не вовне, а внутри меня самого или моего универсального “я”, присущего моему человеческому сознанию. [21: 801-02]

ИДЕАЛ

Идеалы представляют собой еще не реализованные для человека истины, реалии высших планов бытия, которым предстоит осуществиться в нашем мире, на уровне сознания материи и жизни. [16:301]

РАЗУМ, ЖИЗНЬ и ТЕЛО есть проявление низшего сознания и неполное выражение истины, которое в процессе эволюции стремится к высшему и всеобъемлющему самовыражению, существующему лишь на уровнях сознания, запредельных разуму. Формы проявления Разума, Жизни и Тела на этих запредельных планах бытия есть тот идеал, к которому стремятся Разум, Жизнь и Тело на своем настоящем уровне развития. [18:117]

Идеал есть вечная не реализованная на уровне нашего бытия Реальность. Под идеалом не следует понимать нечто нереальное, пригрезившееся человеку и не предусмотренное Божественным промыслом, то, чего не существует и что пытается создать человек своими усилиями. [18:162]

ИДЕЯ

Идея есть реализация истины в СОЗНАНИИ так же, как свершившийся факт есть реализация истины на уровне СИЛЫ. [16:302]

Идея не есть отражение внешнего факта, но значительно превосходит его; правильнее было бы сказать, что факт — это лишь частичное отражение породившей его Идеи. [16:301]

Философские системы, признающие РАЗУМ в качестве единственного творца и созидателя миров и исходящие из того, что кроме Разума нет никакого связующего звена между ним самим и формами бытия вселенной, можно подразделить на системы чисто ноуменальной и системы идеалистической направленности. Философские школы исключительно ноуменального толка признают в космосе одну лишь деятельность Разума, Мысли, Идеи: при этом Идея может носить совершенно произвольный характер и не иметь никакого отношения к реальной Истине бытия; или же Истина, если она существует, рассматривается просто как Абсолют, не имеющий никаких связей и находящийся в противоречии с проявленным миром. Идеалистическая интерпретация предполагает существование отношений между скрытой Истиной и поверхностным явлением; причем эти отношения не исчерпываются антиномией, или противоречием. Рассматриваемый мной подход является еще более идеалистическим и трактует созидательную Идею как ИДЕЮ-РЕАЛЬНОСТЬ, как энергию Сознательной Силы, созданной реальным бытием и выражающей реальное бытие, являясь частью его природы, а не порождением Пустоты или творцом иллюзий. Идея есть сознательная РЕАЛЬНОСТЬ, проявляющая свою неизменную и вечную СУБСТАНЦИЮ в преходящих формах. [18:116-17]

В то время как высшие истины, или чистые идеи, являются чем-то абстрактным для нашего мышления (потому что разум живет частично в мире явлений, а частично — в мире интеллектуальных конструкций и вынужден при этом пользоваться абстрактными представлениями для постижения высшей реальности), СВЕРХРАЗУМ пребывает в сфере духа и поэтому живет в самом существе того, что выражают и изначально представляют собой эти идеи или истины, и реализует их; Супраментальное сознание не только мыслит, но и ощущает и отождествляет себя в процессе мышления с самой сутью идеи, которая воспринимается как наиболее реальная вещь, которую только можно себе представить. [21:813]

ИДЕЯ-РЕАЛЬНОСТЬ

СОЗНАНИЕ, или СИЛА, есть природа БЫТИЯ, и это сознательное Бытие, проявленное как созидательная ВОЛЯ-ЗНАНИЕ, есть Идея-Реальность СВЕРХРАЗУМА. [18:189]

Идея-Реальность… есть Бытие, осознающее все, что в нем пребывает, и непроизвольно обладающее самосозидающей способностью благодаря этой силе осознания Истины. [19:767]

Идея-Реальность есть восприятие истины как эффективный и результативный процесс созидания; ибо идея и воля ДУХА в действии, создающая движение СУБСТАНЦИИ бытия, должна неизбежно проявить себя как состояние и действие бытия. [19:986]

Каузальная Идея не есть абстрактная ментальная ИДЕЯ, но супраментальная Идея-Реальность, Сознание, Сила и Блаженство Бытия, выраженные в виде конкретного осознания истин и сил своего существования. Идея-Реальность несет в своем самопознании ВОЛЮ к самовыражению, СИЛУ всех своих возможностей и форм проявления. Идея-Реальность — это сила, которая действует и достигает результата, и в то же время — знание, направляющее свое собственное действие. [12:85]

ИДЕЯ И СИЛА И ДУХ

Идея наделена энергией; идея есть оформленная СИЛА. За идеей, силой и словом скрывается ДУХ — порождающее силу сознание. [24:1262]

ИДЕЯ И СЛОВО

Слово есть звуковое выражение идеи. [9:507]

ИЗМЕНЕНИЕ см. ТРАНСФОРМАЦИЯ (ПРЕОБРАЗОВАНИЕ)

ИЛЛЮЗИЯ

Проявленный мир не есть иллюзия в том смысле, что представляет собой нечто нереальное и несуществующее; иллюзия есть результат ложного истолкования разумом и органами чувств проявленного бытия, а также неправильного извращенного подхода к нему. [22:50]

Одним из признаков решительного перехода к духовной жизни является проявление в нас непреходящего, изначального, самосущего СОЗНАНИЯ, познающего себя через один лишь факт своего бытия и осознающего все свое содержание путем самоотождествления с ним. Даже то, что нашим разумом рассматривается как нечто внешнее, внутренним Сознанием постигается через отождествление или непосредственное проникающее и всеобъемлющее соприкосновение с объектом познания, в результате которого Сознание неизменно обнаруживает себя в этом объекте вместе с чем-то еще, что не является ни разумом, ни жизнью, ни телом. [19:855]

Когда субъект начинает смотреть на себя как бы со стороны как на объект, то в человеке появляются определенные силы духовного знания, знания через отождествление; эти силы можно назвать силами третьего уровня.1 На этом уровне возникает всепроникаюшее духовное видение, ощущение и чувство, что все является вашей неотъемлемой частью. В вас зарождается сила духовного восприятия объекта познания и всего, что с ним связано; это восприятие основано на самоотождествлении, которое само по себе и является восприятием.[18:546]

1 Сила первого уровня — это изначальное осознание через самоотождествление высшего беспредельного и вечного Бытия, единого с Сознанием; сила второго уровня появляется в результате духовного осознания высшего “Я” путем ощущения всего сущего как части самого себя (прим. сост.).

Супраментальное сознание получает самое всеобъемлющее и непогрешимое знание без посредства мысли, но через самоотождествление, через непосредственное осознание духа-истины, присущего всему и вся, в духе и через дух, атмани атманом атмана. Супраментальное знание обретается путем соединения с истиной, с объектом познания; супраментальная реализация и всеобъемлющий свет приходят тогда, когда исчезает разделение на познающего, знание и предмет знания, джнята, джнянам, джнеям. Познание объекта происходит не вовне, а внутри меня самого или моего универсального “я”, присущего моему человеческому сознанию. [21: 801-02]

ИДЕАЛ

Идеалы представляют собой еще не реализованные для человека истины, реалии высших планов бытия, которым предстоит осуществиться в нашем мире, на уровне сознания материи и жизни. [16:301]

РАЗУМ, ЖИЗНЬ и ТЕЛО есть проявление низшего сознания и неполное выражение истины, которое в процессе эволюции стремится к высшему и всеобъемлющему самовыражению, существующему лишь на уровнях сознания, запредельных разуму. Формы проявления Разума, Жизни и Тела на этих запредельных планах бытия есть тот идеал, к которому стремятся Разум, Жизнь и Тело на своем настоящем уровне развития. [18:117]

Идеал есть вечная не реализованная на уровне нашего бытия Реальность. Под идеалом не следует понимать нечто нереальное, пригрезившееся человеку и не предусмотренное Божественным промыслом, то, чего не существует и что пытается создать человек своими усилиями. [18:162]

ИДЕЯ

Идея есть реализация истины в СОЗНАНИИ так же, как свершившийся факт есть реализация истины на уровне СИЛЫ. [16:302]

Идея не есть отражение внешнего факта, но значительно превосходит его; правильнее было бы сказать, что факт — это лишь частичное отражение породившей его Идеи. [16:301]

Философские системы, признающие РАЗУМ в качестве единственного творца и созидателя миров и исходящие из того, что кроме Разума нет никакого связующего звена между ним самим и формами бытия вселенной, можно подразделить на системы чисто ноуменальной и системы идеалистической направленности. Философские школы исключительно ноуменального толка признают в космосе одну лишь деятельность Разума, Мысли, Идеи: при этом Идея может носить совершенно произвольный характер и не иметь никакого отношения к реальной Истине бытия; или же Истина, если она существует, рассматривается просто как Абсолют, не имеющий никаких связей и находящийся в противоречии с проявленным миром. Идеалистическая интерпретация предполагает существование отношений между скрытой Истиной и поверхностным явлением; причем эти отношения не исчерпываются антиномией, или противоречием. Рассматриваемый мной подход является еще более идеалистическим и трактует созидательную Идею как ИДЕЮ-РЕАЛЬНОСТЬ, как энергию Сознательной Силы, созданной реальным бытием и выражающей реальное бытие, являясь частью его природы, а не порождением Пустоты или творцом иллюзий. Идея есть сознательная РЕАЛЬНОСТЬ, проявляющая свою неизменную и вечную СУБСТАНЦИЮ в преходящих формах. [18:116-17]

В то время как высшие истины, или чистые идеи, являются чем-то абстрактным для нашего мышления (потому что разум живет частично в мире явлений, а частично — в мире интеллектуальных конструкций и вынужден при этом пользоваться абстрактными представлениями для постижения высшей реальности), СВЕРХРАЗУМ пребывает в сфере духа и поэтому живет в самом существе того, что выражают и изначально представляют собой эти идеи или истины, и реализует их; Супраментальное сознание не только мыслит, но и ощущает и отождествляет себя в процессе мышления с самой сутью идеи, которая воспринимается как наиболее реальная вещь, которую только можно себе представить. [21:813]

ИДЕЯ-РЕАЛЬНОСТЬ

СОЗНАНИЕ, или СИЛА, есть природа БЫТИЯ, и это сознательное Бытие, проявленное как созидательная ВОЛЯ-ЗНАНИЕ, есть Идея-Реальность СВЕРХРАЗУМА. [18:189]

Идея-Реальность… есть Бытие, осознающее все, что в нем пребывает, и непроизвольно обладающее самосозидающей способностью благодаря этой силе осознания Истины. [19:767]

Идея-Реальность есть восприятие истины как эффективный и результативный процесс созидания; ибо идея и воля ДУХА в действии, создающая движение СУБСТАНЦИИ бытия, должна неизбежно проявить себя как состояние и действие бытия. [19:986]

Каузальная Идея не есть абстрактная ментальная ИДЕЯ, но супраментальная Идея-Реальность, Сознание, Сила и Блаженство Бытия, выраженные в виде конкретного осознания истин и сил своего существования. Идея-Реальность несет в своем самопознании ВОЛЮ к самовыражению, СИЛУ всех своих возможностей и форм проявления. Идея-Реальность — это сила, которая действует и достигает результата, и в то же время — знание, направляющее свое собственное действие. [12:85]

ИДЕЯ И СИЛА И ДУХ

Идея наделена энергией; идея есть оформленная СИЛА. За идеей, силой и словом скрывается ДУХ — порождающее силу сознание. [24:1262]

ИДЕЯ И СЛОВО

Слово есть звуковое выражение идеи. [9:507]

ИЗМЕНЕНИЕ см. ТРАНСФОРМАЦИЯ (ПРЕОБРАЗОВАНИЕ)

ИЛЛЮЗИЯ

Проявленный мир не есть иллюзия в том смысле, что представляет собой нечто нереальное и несуществующее; иллюзия есть результат ложного истолкования разумом и органами чувств проявленного бытия, а также неправильного извращенного подхода к нему. [22:50]

Виды конформизма

Термин конформизм в психологии рассматривается в нескольких аспектах.
Специалисты выделяют такие виды данного понятия как:

  1. Внутренний
    . До определенного момента у человека были одни взгляды на жизнь, а потом он под воздействием каких-то факторов реально пересмотрел свои позиции, ценности и принял за основу позицию, отличную от той, что была у него раньше.
  2. Внешний
    . Проявляется в визуальном, но не внутреннем принятии тех или иных позиций.

В этом аспекте можно рассматривать:

  • социальный конформизм;
  • конформизм группы;
  • политический конформизм.

Рассмотрим каждый из этих видов более детально, чтобы получить четкое понятие об этом явлении. Говоря о социальном значении этого термина, вспомним, что общество состоит из больших, средних и малых социальных групп.
Влиянию этих групп подвергаются лица, которые боятся, не умеют или не знают как брать на себя ответственность за реализацию или внедрение своих природных взглядов в реальную жизнь конкретной группы.

Основными признаками данного явления есть:

  • Низкая самооценка рядовых членов группы, которые не претендуют на лидерство в коллективе.
  • Сталкиваясь со сложным заданием, члены коллектива не всегда знают как его выполнить, что усиливает явление.
  • Проявление конформизма усиливается, если в группе есть 3 и более индивида, которые не согласны с общим мнением. В таком случае возможен конфликт в коллективе.
  • Компетентные члены коллектива имеют власть над лицами, которые слабо разбираются в тонкостях.

ВАЖНО!

Конформизм группы зачастую выглядит как целостность и сплоченность коллектива.
С одной стороны, его можно расценивать как позитивное явление, потому что группа людей едина и визуально работает в одном направлении согласованно. С другой стороны, происходит закостенение личности, то есть нет возможности и перспективы какого-то роста, развития группы в целом и отдельных индивидуумов конкретно.
Негативным проявлением безинициативности в коллективе также можно считать боязнь публично выразить идеи, реализация которых даст позитивный толчок развития группы, внесет изменения в усталенный процесс функционирования коллектива. Потенциальный реформатор в такой среде предпочтет написание предложений на имя руководителя предприятия личному устному выступлению на общем собрании всех сотрудников.

Конформизм как политическая идеология характеризуется такими признаками:

  • Абсолютное принятие обществом либо его частью действующих порядков.
  • Отсутствие у человека желания принимать активное участие в политической жизни страны вообщем или административно – территориальной единицы, где он проживает, в частности.
  • Полное согласие с любыми действиями представителей власти: Президента, Верховного Совета, Правительства, областных, краевых и городских властей.
  • Желание быть таким как все, то есть приспособиться и не высовываться, чтобы не подвергаться опасности репрессий.
  • Отсутствие способности к логическому, творческому мышлению у индивидуума в глобальных масштабах.

Данный вид политической культуры типичен для тоталитарных и посттоталитарных государств. Встречается и в странах традиционной демократии, но реже, потому что здесь общество старается активно протестовать против явлений или нововведений, которые могут негативно отобразиться на социальном или материальном благополучии.
Герберт Кельман рассмотрел и предложил такую классификацию видов конформности:

  • Подчинение
    . Это явление временное и имеет исключительно внешние проявления.
  • Идентификация
    . В классическом варианте предусматривает уподобление другой особе или группе по причине симпатий личного характера, а в ролевом варианте предполагает старание оправдать чаяния второй стороны.
  • Интернализация
    – принятие чужого (другого) мнения и постепенное согласие с ним. Часто встречается следующая классификация:
  • Рациональный подход
    предусматривает оправдывание конформности какими-то оправданными доводами.
  • Стадный конформизм
    . Люди действуют по принципу «Как все, так и я». В данном случае самоидентификация и личное мнение отходит на второй план.

Моральный Садист — Кто Это в Психологии?

Какие виды подобия существуют

Психологи до сих пор не пришли к единому мнению, что включает в себя термин «отождествлять», значение может быть довольно объемным. Фрейд в своих работах указывал на то, что отождествление человека по внешним и внутренним признакам происходит либо путем установления эквивалентности учета признаков (например, опознание преступников), либо с помощью определения сущности, т.е. принадлежности к определенной группе.
Также психолог считал, что отождествление — это неосознанное действие по слиянию индивида с другими людьми полностью или частично, т.е. своеобразное подражание. Такое отождествление означает заражение чужими мыслями и идеями, сживание с эмоциями объекта подражания.

Рекомендуем: Что такое альтер эго?

Современные психологи выделяют три вида отождествления. Первый наиболее распространен и означает срастание с внешними ценностями. Например, вам очень нравится известный фигурист, вы смотрите все его выступления, переживаете каждую травму или падение на льду. Любая награда вашего кумира – это ваша награда, его провал – ваш провал. Вы настолько сживаетесь с новым образом, что уже не ощущаете разницы между собой и этим человеком.

Отождествление с внутренними ценностями значит, что человек полностью погружается в систему условных координат «хорошо – плохо». Иными словами, у каждого из нас есть истинный характер и индивидуальные черты, которые под влиянием воспитания трансформируются в нечто иное, соответствующее требованиям общества.

Человек надевает маску, обращенную к окружающим, и считает это нормальным. Но стоит только личине столкнуться с внутренним «Я», как происходит подмена истинных ценностей условными ценностями маски.

Отождествление с собственной личностью – третий уровень. Например, некоторые люди довольно часто видят яркие, насыщенные событиями сны, они совершенно искренне сопереживает себе, принимают все происходящее за чистую монету, полностью срастаются с персонажем грез.

Однако по пробуждении они понимают, что это был лишь сон, реальность вокруг – совсем иное дело. Этот уровень отождествления – самый глубокий, он заключается в идентификации себя с телом, личностью, чувствами, тайными желаниями, чаяниями, без масок и навязанных извне ролей.

Что влияет на конформистское отношение?

Некоторые люди более склонны подчиняться авторитету. Их называют авторитарными личностями или неуправляемыми личностями . Их противоположность — внутренние нонконформисты, на которых не так легко влиять другие люди.
На конформистское поведение влияют:

  • личность человека, сформированная в процессе социализации,
  • тип социальных отношений, в которых участвует индивид,
  • структура группы,
  • другие члены группы (о чем свидетельствуют исследования Соломона Аша),
  • тип задачи, выполняемой человеком в группе,
  • метод санкционирования действий или форма социального контроля.

Существуют также обстоятельства, благоприятствующие подчинению человека группе.
Это случается, когда:

  • у человека низкая самооценка и сильное чувство незащищенности,
  • группа состоит из специалистов,
  • человек стремится участвовать в группе,
  • группа единодушна,
  • у юнита нет союзников,
  • у человека слабая позиция в группе.

Ассертивность в Психологии — Что Это?

Уровни глубины конформизма

Есть много уровней глубины конформизма.
Это:

  1. Подчинение
    , которое происходит только тогда, когда группа давления присутствует физически. Когда он исчезает, человек возвращается к своим убеждениям или поведению. Мотивом действия чаще всего является страх наказания или отказа со стороны группы.
  2. Идентификация
    — это более глубокая форма конформизма. Он появляется даже тогда, когда группы физически нет. Об этом говорят, когда индивид идентифицирует себя с группой, в результате чего его поведение адаптируется к идеям индивида.
  3. Интроекция
    (или интернализация) — глубочайшая форма конформизма, предполагающая признание определенных норм и ценностей своими собственными. Это одна из задач социализации.

Психологически неустойчивый характер: стоит ли бояться?

Мотивы конформизма

Есть три основных мотива конформистского поведения. Это страх быть отвергнутым
, желание
быть правым
и наличие санкций за
следование или несоблюдение групповых норм
. В этом контексте появляется нормативный конформизм и информационный конформизм.

Нормативный конформизм

— это тип конформизма, который мотивируется страхом быть отвергнутым группой или желанием быть принятым группой. Поскольку мы боимся отказа или насмешек, мы приспосабливаемся к поведению других в группе.

Информационный конформизм

мотивирован желанием быть правым и предпринимать соответствующие, правильные и адекватные действия. Поскольку мы часто не знаем, что такое правильное поведение, мы подражаем другим, понимая, что если кто-то ведет себя таким образом, это то, что нужно делать.

Мы также мобилизованы на конформистское поведение благодаря наличию санкций как за соблюдение групповых норм (положительные санкции), так и за несоблюдение (отрицательные санкции).

Вы — нигилист, или, Вам просто всё равно на всех и вся?

Влияние на современного человека

Конформизм в той или иной степени присущий каждому из нас.
Основные характеристики влияния данного явления на человека следующие:

  • Наибольшее его проявление характерно для возраста до 25 лет
    (детский садик, школа, институт). В это время человек в большей мере находится в составе неизменяемых социальных групп со своими лидерами и массовкой.
  • Применение группового или командного метода работы
    . Для достижения общего результата несколько человек обязаны прийти к общему мнению. В такой ситуации мнение каждого зачастую учитывается, но его приходится унифицировать, то есть видоизменять для формирования общей позиции команды.
  • Порядок взаимоотношений человека и группы.
    Если уровень материального вознаграждения при использовании группового метода выше, чем при индивидуальной работе, выше, конформность в коллективе будет расти. Сегодня в большинстве коммерческих фирм ценны именно командные игроки, так как по мнению руководства данный способ приносит лучший результат работы.

Конформизм очень сильно влияет на современного человека как в позитивном, так и негативном смысле.

САМООТОЖДЕСТВЛЕНИЕ

1.Начните сознавать свое тело.

Некоторое время просто отмечайте, не пытаясь изменить их, все телесные ощущения, которые вы можете осознать.

Сознавайте, например, как ваше тело соприкасается со стулом, на котором вы сидите, ноги – с полом, одежда – с кожей.

Сознавайте свое дыхание.

Почувствовав, что вы достаточно исследовали свои телесные ощущения, оставьте их и переходите к следующему этапу упражнения.

2.Начните сознавать свои чувства. Какие чувства вы испытываете в данный момент?

Какие основные чувства вы чаще всего испытываете в повседневной жизни? Рассмотрите как положительные, так и отрицательные чувства: любовь и раздражение, ревность и нежность, подавленность и приподнятость.

Не оценивайте своих чувств. Просто рассматривайте их как ученый, делающий описание явления.

Удовлетворившись проведенным обзором, отвлекитесь от чувств и переходите к следующему этапу упражнения.

3.Обратите внимание на свои желания.

С тех же беспристрастных позиций рассмотрите основные желания, побуждающие вас что-либо предпринимать в повседневной жизни. Нередко вы можете отождествлять себя с тем или иным из них, но сейчас просто рассмотрите их одно за другим.

Наконец, оставьте свои желания и переходите к следующему этапу.

4.Понаблюдайте за миром своих мыслей.

Как только появляется мысль, следите за ней до тех пор, пока ее место не займет другая, третья и т.д. Если вы думаете, что никаких мыслей у вас нет, осознайте, что это тоже мысль. Наблюдайте за течением потока своего сознания: воспоминания, мнения, чепуха, доводы, образы.

Занимайтесь этим пару минут, а затем оставьте и эту сферу.

5.Наблюдатель – тот, кто следит за вашими ощущениями, чувствами, желаниями и мыслями, – представляет собой нечто иное, нежели объекты, за которыми он наблюдает. Кто наблюдал за всеми этими сферами? Наблюдал «я». «Я» – не образ или мысль, а существо, наблюдавшее за ними и непохожее на них. Это существо – вы. Скажите про себя: «я – это я, центр чистого сознавания».

Пытайтесь сознавать это в течение двух минут.

Сознавание себя собой – самое фундаментальное, основополагающее из доступных нам переживаний, кристально ясное и очевидное. И все же опыт такого самосознавания, как правило, не приходит сам собой, так что для обретения его с помощью приведенного выше упражнения может понадобиться какое-то время.

Не следует забывать также, что «я», подлежащее сознаванию, находится не в каком-то «другом месте», которое нужно где-то искать и которого нужно пытаться достичь. Напротив, «я» всегда здесь, каждый из нас уже «я». Более того, опыт сознавания себя «собой» не предполагает непременного устранения остальных содержаний сознания. Чувства и мысли могут появляться и исчезать, но теперь они смещаются на задний план сознавания, которое становится самосознаванием.

Наконец, «я» постижимо не только с закрытыми глазами. Себя можно сознавать и в гуще повседневной жизни. Несмотря на то, что «я» – это полная внутренняя тишина по определению, последняя не обязательно уводит нас от наших повседневных дел и настроений; напротив, как будет показано далее, она может значительно повышать нашу дееспособность и способность полагаться на себя.

***

Никогда не летавший самолет, затянутый паутиной; груда развалин; затонувший корабль; безжизненная кукла. Эти образы всякий раз возникают у Лии перед закрытыми глазами, когда я прошу ее дать волю своему воображению. И все они явственно обнажают ее самоощущение:

Я испытываю чувство заброшенности, ненужности, как если бы я была ни на что не годна. Создаешь самолет и оставляешь его затягиваться паутиной. Существуешь, но весь мир так занят, что не замечает этого. Я испытываю мучительное чувство. В отчаянии спрашиваешь, за что. Никто не знает о том, что самолет существует. Что-то случилось, но никто об этом не знает.

А случилось то, что на свете живет Лия. Лия – учительница 30-ти лет. Ее отец умер, когда она была ребенком, и она его почти не помнит. Мать упорно отвергала ее. Долгое время Лия жила в школе-интернате, вдали от дома. Эти обстоятельства могли послужить почвой для ее чувства заброшенности и «сладкого желания исчезнуть». Безразличие окружающих причиняет ей боль.

Ее сравнение себя с Гурдулу, персонажем из «Несуществующего рыцаря» Кальвино, помогло мне выявить ядро ее трудностей. Гурдулу – лишь одно из многочисленных имен героя. У него нет имени, но он может носить любое имя. Он есть, но он не знает об этом. Поэтому он становится всем, что видит. Увидев лягушку, он становится лягушкой и начинает квакать; увидев грушу, он считает себя грушей; увидев большой котел с супом, он ныряет в суп, полагая себя – и все остальное – супом.

Лия чувствовала себя так же. Когда она была с другими, она растворялась в их желаниях, мнениях, мировосприятии, становилась ими, совершенно того не сознавая: «Когда я окончательно теряла чувство реальности, возникала растущая тревога и казалось, что внутри меня все застывает. Особенно это проявлялось в общении с людьми, которых я считала лучше себя».

Ее работу над собой в рамках психосинтеза можно определить в двух словах как поиск себя, – поиск того, что сама она называет «Чтобы убедиться в том, что я существую, я нуждалась в оценках других людей. Я пыталась выведать мнения друзей о себе, чтобы иметь о себе какое-то представление. Теперь мне это больше не нужно. Огромная жизненная энергия «я» рассеяла эту избыточную потребность в одобрении других людей и позволила обрести внутреннее равновесие».

В истории Лии, как и в случае Дэвида, мы видим одно ключевое следствие выявления «я» – обретение способности полагаться на себя. Огромное число людей сохраняет с детских лет потребность полагаться на других, как если бы их «я» преподносит им тот трудный урок, что другие люди не являются производными от их собственного существования, что каждый человек в глубине души остается самим собой и наедине с собой и что этот естественный факт – который вовсе не является трагедией – может способствовать их обращению к своим собственным творческим ресурсам. Это может показаться парадоксом, но встреча со своим сущностным одиночеством является необходимым шагом на пути постижения своего сущностного единства со всеми существами.

Постижение личного «я» представляет собой начало долгого пути развития, который может вывести нас за пределы личного самосознания. После того как чистое сознавание (личное я) отделилось от структурирующих его обычно содержаний внутреннего мира, оно непроизвольно стремится подняться к своему истоку (надличному Я). От постижения своей индивидуальности и способности во всем полагаться на себя может произойти постепенный переход ко всеобъемлющему постижению всеобщности. По мере того, как опыт чистого сознавания становится все более ясным и полным, происходит глубинный сдвиг в самых основаниях нашего существа, благодаря чему мы получаем непосредственный доступ к животворящему источнику жизни.

Последнее нуждается в пояснении. Как правило, мы ощущаем жизнь – мы чувствуем, что живы, что живем, – в связи с какой-то ситуацией: рядом человек, которого мы любим; мы добились успеха; мы заработали денег; мы даем на мотоцикле 160 километров в час и т.д.

Нет соответствующей ситуации, – нет и ощущения жизни. Если мне не отвечают взаимностью, если я не заработал денег, если мой мотоцикл сломался, я не чувствую, что живу. Глубинное ощущение жизни связано с этими «если».

Но ощущать жизнь можно и без каких бы то ни было «если». Для этого нужно открыть в себе то всецело и безусловно живое, что не зависит ни от каких «если», – наше надличное Я.

Несмотря на то, что полное постижение этого Я случается крайне редко, с ним соприкасалось множество людей на протяжении всей истории человечества, как на Востоке, так и на Западе. Плотин говорил о нем как о «совершенно неизмеримом, которое не может быть увеличено, ибо не имеет границ».

1.Начните сознавать свое тело.

Некоторое время просто отмечайте, не пытаясь изменить их, все телесные ощущения, которые вы можете осознать.

Сознавайте, например, как ваше тело соприкасается со стулом, на котором вы сидите, ноги – с полом, одежда – с кожей.

Сознавайте свое дыхание.

Почувствовав, что вы достаточно исследовали свои телесные ощущения, оставьте их и переходите к следующему этапу упражнения.

2.Начните сознавать свои чувства. Какие чувства вы испытываете в данный момент?

Какие основные чувства вы чаще всего испытываете в повседневной жизни? Рассмотрите как положительные, так и отрицательные чувства: любовь и раздражение, ревность и нежность, подавленность и приподнятость.

Не оценивайте своих чувств. Просто рассматривайте их как ученый, делающий описание явления.

Удовлетворившись проведенным обзором, отвлекитесь от чувств и переходите к следующему этапу упражнения.

3.Обратите внимание на свои желания.

С тех же беспристрастных позиций рассмотрите основные желания, побуждающие вас что-либо предпринимать в повседневной жизни. Нередко вы можете отождествлять себя с тем или иным из них, но сейчас просто рассмотрите их одно за другим.

Наконец, оставьте свои желания и переходите к следующему этапу.

4.Понаблюдайте за миром своих мыслей.

Как только появляется мысль, следите за ней до тех пор, пока ее место не займет другая, третья и т.д. Если вы думаете, что никаких мыслей у вас нет, осознайте, что это тоже мысль. Наблюдайте за течением потока своего сознания: воспоминания, мнения, чепуха, доводы, образы.

Занимайтесь этим пару минут, а затем оставьте и эту сферу.

5.Наблюдатель – тот, кто следит за вашими ощущениями, чувствами, желаниями и мыслями, – представляет собой нечто иное, нежели объекты, за которыми он наблюдает. Кто наблюдал за всеми этими сферами? Наблюдал «я». «Я» – не образ или мысль, а существо, наблюдавшее за ними и непохожее на них. Это существо – вы. Скажите про себя: «я – это я, центр чистого сознавания».

Пытайтесь сознавать это в течение двух минут.

Сознавание себя собой – самое фундаментальное, основополагающее из доступных нам переживаний, кристально ясное и очевидное. И все же опыт такого самосознавания, как правило, не приходит сам собой, так что для обретения его с помощью приведенного выше упражнения может понадобиться какое-то время.

Не следует забывать также, что «я», подлежащее сознаванию, находится не в каком-то «другом месте», которое нужно где-то искать и которого нужно пытаться достичь. Напротив, «я» всегда здесь, каждый из нас уже «я». Более того, опыт сознавания себя «собой» не предполагает непременного устранения остальных содержаний сознания. Чувства и мысли могут появляться и исчезать, но теперь они смещаются на задний план сознавания, которое становится самосознаванием.

Наконец, «я» постижимо не только с закрытыми глазами. Себя можно сознавать и в гуще повседневной жизни. Несмотря на то, что «я» – это полная внутренняя тишина по определению, последняя не обязательно уводит нас от наших повседневных дел и настроений; напротив, как будет показано далее, она может значительно повышать нашу дееспособность и способность полагаться на себя.

***

Никогда не летавший самолет, затянутый паутиной; груда развалин; затонувший корабль; безжизненная кукла. Эти образы всякий раз возникают у Лии перед закрытыми глазами, когда я прошу ее дать волю своему воображению. И все они явственно обнажают ее самоощущение:

Я испытываю чувство заброшенности, ненужности, как если бы я была ни на что не годна. Создаешь самолет и оставляешь его затягиваться паутиной. Существуешь, но весь мир так занят, что не замечает этого. Я испытываю мучительное чувство. В отчаянии спрашиваешь, за что. Никто не знает о том, что самолет существует. Что-то случилось, но никто об этом не знает.

А случилось то, что на свете живет Лия. Лия – учительница 30-ти лет. Ее отец умер, когда она была ребенком, и она его почти не помнит. Мать упорно отвергала ее. Долгое время Лия жила в школе-интернате, вдали от дома. Эти обстоятельства могли послужить почвой для ее чувства заброшенности и «сладкого желания исчезнуть». Безразличие окружающих причиняет ей боль.

Ее сравнение себя с Гурдулу, персонажем из «Несуществующего рыцаря» Кальвино, помогло мне выявить ядро ее трудностей. Гурдулу – лишь одно из многочисленных имен героя. У него нет имени, но он может носить любое имя. Он есть, но он не знает об этом. Поэтому он становится всем, что видит. Увидев лягушку, он становится лягушкой и начинает квакать; увидев грушу, он считает себя грушей; увидев большой котел с супом, он ныряет в суп, полагая себя – и все остальное – супом.

Лия чувствовала себя так же. Когда она была с другими, она растворялась в их желаниях, мнениях, мировосприятии, становилась ими, совершенно того не сознавая: «Когда я окончательно теряла чувство реальности, возникала растущая тревога и казалось, что внутри меня все застывает. Особенно это проявлялось в общении с людьми, которых я считала лучше себя».

Ее работу над собой в рамках психосинтеза можно определить в двух словах как поиск себя, – поиск того, что сама она называет «Чтобы убедиться в том, что я существую, я нуждалась в оценках других людей. Я пыталась выведать мнения друзей о себе, чтобы иметь о себе какое-то представление. Теперь мне это больше не нужно. Огромная жизненная энергия «я» рассеяла эту избыточную потребность в одобрении других людей и позволила обрести внутреннее равновесие».

В истории Лии, как и в случае Дэвида, мы видим одно ключевое следствие выявления «я» – обретение способности полагаться на себя. Огромное число людей сохраняет с детских лет потребность полагаться на других, как если бы их «я» преподносит им тот трудный урок, что другие люди не являются производными от их собственного существования, что каждый человек в глубине души остается самим собой и наедине с собой и что этот естественный факт – который вовсе не является трагедией – может способствовать их обращению к своим собственным творческим ресурсам. Это может показаться парадоксом, но встреча со своим сущностным одиночеством является необходимым шагом на пути постижения своего сущностного единства со всеми существами.

Постижение личного «я» представляет собой начало долгого пути развития, который может вывести нас за пределы личного самосознания. После того как чистое сознавание (личное я) отделилось от структурирующих его обычно содержаний внутреннего мира, оно непроизвольно стремится подняться к своему истоку (надличному Я). От постижения своей индивидуальности и способности во всем полагаться на себя может произойти постепенный переход ко всеобъемлющему постижению всеобщности. По мере того, как опыт чистого сознавания становится все более ясным и полным, происходит глубинный сдвиг в самых основаниях нашего существа, благодаря чему мы получаем непосредственный доступ к животворящему источнику жизни.

Последнее нуждается в пояснении. Как правило, мы ощущаем жизнь – мы чувствуем, что живы, что живем, – в связи с какой-то ситуацией: рядом человек, которого мы любим; мы добились успеха; мы заработали денег; мы даем на мотоцикле 160 километров в час и т.д.

Нет соответствующей ситуации, – нет и ощущения жизни. Если мне не отвечают взаимностью, если я не заработал денег, если мой мотоцикл сломался, я не чувствую, что живу. Глубинное ощущение жизни связано с этими «если».

Но ощущать жизнь можно и без каких бы то ни было «если». Для этого нужно открыть в себе то всецело и безусловно живое, что не зависит ни от каких «если», – наше надличное Я.

Несмотря на то, что полное постижение этого Я случается крайне редко, с ним соприкасалось множество людей на протяжении всей истории человечества, как на Востоке, так и на Западе. Плотин говорил о нем как о «совершенно неизмеримом, которое не может быть увеличено, ибо не имеет границ».

Примеры конформизма как явления

Перейдем к рассмотрению конкретных примеров конформности. Наверное, большинство из нас хотя бы раз бывали на стадионе во время футбольных матчей. Мы приходили поддержать любимую команду, чтобы она выиграла у соперника.
Когда мяч оказывался в воротах соперника, все болельщики вскакивали со своих мест и кричали: «Гол», вскидывая при этом руки вверх. Это яркое проявление стадности, то есть подчинения общему инстинкту.

ВАЖНО!

Реклама как социальное явление практически всегда дает результат для заказчиков. Рост продаж того или иного продукта часто наблюдается после проведения мощной рекламной компании среди населения посредством интернета и других СМИ.
Вообще, роль СМИ в плане усиления конформности просто огромна. Люди получают информацию и верят ей, не поддавая сомнениям. Часть статей в газетах, журналах и интернет изданиях выходит по заказу отдельных лиц или групп влияния для создания позитивного имиджа. Чем больше людей прочитает и воспримет информацию, тем больший уровень комформизма группы сформируется по отношению к конкретному объекту.
В трудовых коллективах есть масса примеров приспособленчества. Например, пришел новый сотрудник. Он не особо любит массовые застолья, а в компании принято периодически организовывать корпоративы.

Новичок вынуждены подчиняться влиянию социальной группы в лице сотрудников и принимать участие в празднике, хотя сам не является сторонником такого времяпровождения. Здесь также можно упомянуть рассмотренный выше командный метод работы, когда части сотрудников приходится подчиняться воле большинства.

Как происходит этот процесс

Отождествление происходит постепенно, в несколько этапов: сначала новорожденный ребенок учится слышать собственное имя, ассоциировать его с телом. Подрастая, он часто говорит о себе в третьем лице: «Соня хочет кушать». Затем малыш узнает волшебное слово «я» и связывает его со своим именем. Это первый этап отождествления себя как мыслящей, испытывающей эмоции по отношению к окружающим ее предметам и явлениям личности.

На следующих этапах отождествления ребенок взрослеет, он осознает наличие у себя таких особенностей, как пол, возраст, расовая принадлежность. Далее происходит отождествление себя с матерью, отцом, родственниками, друзьями, накапливается опыт общения. Восприятие себя становится более сложным, к внутреннему «Я» прирастают накопленные переживания.

Рекомендуем: Расшифровка понятия: персонализация

Голова взрослого человека всегда наполнена нескончаемым потоком мыслей, они часто повторяются, могут быть абсолютно бессмысленными, но вызывают эмоции: «А что было бы, если бы…» Результатом такого эмоционального хаоса становятся перепады настроения, плохое самочувствие, потеря интереса к жизни, контакта с истинным «Я». С точки зрения буддизма, у человека есть два разума:

  • Обезьяний – суетливый, бесконечно что-то обдумывает, не сосредоточен на конкретных проблемах или делах, никогда не спит. Он преобладает у людей с низким уровнем осознанности, создает у них ощущение бессмысленности, непоследовательности жизни.
  • Воловий – последовательный, обстоятельный, нацеленный на решение конкретных проблем реального мира. Люди с преобладанием этого ума осознанны, спокойны и уравновешенны, полны энергии и истинного энтузиазма.

На последнем этапе происходит отождествление обезьяньего ума с Эго, человек теряет связь со своим внутренним пространством. В результате он не только забывает себя, но и полностью погружается в мир подобия другим людям, вещам и явлениям.

Истинное «Я» иногда пробивается к нам во снах о детстве и странных вещах, название которых мы никак не можем вспомнить.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]