Организационная психология
Организационная психология, или психология труда – прикладная наука, где решающее значение имеет практика, работа в «поле». Основными проводниками психологии труда являются психологи, кадровики, работающие на предприятии. Постоянное совершенствование, изменение трудовых процессов есть их обязанность, с другой стороны, сбор информации о трудовых процессах позволяет развивать теоретическую базу психологии труда. Предметом наблюдений и исследования организационной психологии являются поведение людей в организации, психические феномены.
Психология менеджмента в современном мире
Для иерархической модели организационной психологии важно найти баланс между руководством и подчиненными. Задачи менеджмента в современной науке:
- способствовать улучшению психологических условий труда;
- снижать уровень конфликтности между сотрудниками;
- подбирать модель руководства в каждом конкретном случае;
- помогать сотрудникам преодолевать кризисы, связанные с рабочими задачами;
- участвовать в составлении плана задач.
В менеджменте использование наработок психологов — ведущий способ оптимизации.
Психологическая служба
Психологическая служба – структурное подразделение организации, использующее психологические методы в работе, на основе которых осуществляется прием на работу, планирование стратегии и тактики организации, прогнозируется дальнейшее развитие. В штат службы входят специалисты в области психологии организаций, психологии труда и психологии той сферы, в которой осуществляет свою деятельность организация. Психологическая служба была введена в деятельность организаций не так давно, но уже показала свою необходимость в трудовой деятельности. Штатный психолог следит не только за жизнедеятельностью предприятия, но и учитывает факторы, влияющие на трудовую активность работников, и стремится снизить их негативное воздействие и повысить положительное. С этой целью предприятие создает собственную инфраструктуру, которая включает медицинское обслуживание, культурные и досуговые программы, предоставление туристических баз отдыха для работника и его семьи, что позволяет стимулировать сотрудников, формировать привязанность к предприятию.
Как используется психология менеджмента
Основной предмет исследования психологии организаций — процесс руководства. Под руководством понимают воздействие на рабочих с целью направления к намеченной цели. Воздействие — обоюдный процесс, в котором участвуют представители иерархии компании: руководители высшего звена, подчиненные, рабочие. Руководитель для воздействия на подчиненных может использовать несколько вариантов власти:
- законную, предоставленную ему сводом правил, утвержденных в кампании;
- экспертную власть, основанную на результатах проверок работы;
- эталонную власть, основанную на личном примере;
- власть вознаграждений, поощряющую работу;
- власть принуждения, пресекающую ошибки в работе.
Для психологии менеджмента важно изучать особенности личностей руководителей и подчиненных, чтобы оптимизировать рабочий процесс, дать возможность сотрудникам развиваться и применять свои способности.
Должность психолога в организации
Должность психолога в организации предоставляется лицам, имеющим высшее специальное образование. Приоритетом пользуются опытные работники, имеющие стаж работы не менее трех лет. Специфика деятельности психолога подразумевает ответственное отношение к своим обязанностям и наличие необходимых для данной работы соответствующих личностных качеств. Наличие должности психолога говорит о развитом, современном предприятии, ориентированном на введение новшеств, заботе о сотрудниках, ориентации на современные методы работы, адекватном восприятии рынка труда.
Мотивация
Организационный психолог задумывается о том, что хотят люди получать от своей работы. Важно чтобы кроме денег у сотрудников были внутренние стимулы, побуждающие их результативно работать.
Готовые работы на аналогичную тему
Курсовая работа Организационная психология 460 ₽ Реферат Организационная психология 250 ₽ Контрольная работа Организационная психология 230 ₽
Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость
Должностные обязанности организационного психолога
Для того чтобы деятельность психолога была эффективной и оправданной, ему необходимы не только теоретические знания и умения в данной области, но и опыт, объективность, умения анализировать проблемные зоны и правильно давать им определение и суметь решить все возникшие проблемы, связанные с областью психологии труда. Профессиональные умения, необходимые для эффективной деятельности организационного психолога, охватывают обширный спектр его действий по выполнению профессиональных функций и обязанностей. Ему необходимо уметь объективно всесторонне анализировать условия и факторы, цели и задачи труда и жизни работника. К должностным обязанностям организационного психолога можно отнести:
- изучение человеческого фактора в трудовой деятельности предприятия;
- поиск и отбор персонала;
- разработку инструмента отбора – тестов, анкет, интервью и прочее;
- мониторинг умений работников;
- помощь в организации труда и рабочего места сотрудников;
- участие в разработке дизайна продукции;
- разработку брэнда компании;
- рекламу продукции организации;
- проведение маркетинговых исследований рынка, на который поступает продукция организации.
Деятельность психолога направлена на достижение максимальной эффективности труда работников, качества, удобства и внешней привлекательности продукции компании и достижение того, чтобы организация было узнаваема и уважаема на рынке.
Перспективы развития психологии управления
Психология организаций имеет тенденцию к развитию. Поскольку капитализм предполагает постоянное расширение рынка, корпорации стремятся к разрастанию и заниманию выгодных позиций. Это невозможно без слаженной работы персонала.
Без эффективного управления штат не может стать полноценной командой: постоянная утечка кадров, снижение функциональности, отсутствие контакта между сотрудниками компании. Задачи организационной психологии — находить и внедрять в жизнь модели работы, позволяющие всем сотрудникам работать на поставленную цель.
Принципы отбора персонала
Одной из важных задач в психологии труда является разработка, обоснование и применение системы профессионального психологического отбора. Оценка профессионализма того или иного кандидата на вакантную должность или уже работающего сотрудника и определение профпригодности – вот на что в основном направлен профотбор. Исследования в этой области ведутся уже более сотни лет, и они принесли положительные результаты. Было установлено, что индивидуальные психологические, физиологические особенности, профессиональная подготовка, другие характеристики связаны с показателями производительности и безопасности труда.
Г. Мюнстенберг внедрил профессиональный отбор и внес огромный вклад в его популяризацию. Нельзя сказать, что именно Г. Мюнстенберг стал основателем профотбора, так как многие психологи занимались им и до него. Но именно им было доказано преимущество научного экспериментально-психологического подхода при выявлении профессионализма у сотрудников по сравнению с интуитивными или житейскими представлениями. Последователи Г. Мюнстенберга использовали во время проведения профотбора несколько иные методы, а именно: изучали проф-отбор при помощи методов дифференциальной психологии, при этом исследовались лишь некоторые функции, к примеру, память, внимание. Также активно использовались исследования нервно-психического напряжения в процессе трудовой деятельности и ставились эксперименты, позволяющие изучить кандидата и пр.
Возникновение профотбора значительно сократило время работодателей на некомпетентных сотрудников, так как позволяло преодолевать несоответствие кандидата и должности, профессии, а также метод профотбора помог добиться высоких результатов в эффективности трудовой деятельности, при этом достигалась максимальная удовлетворенность работником при выполнении трудовой деятельности.
В этой связи представляется необходимым дать определение профотбору. Под профотбором понимается комплекс мероприятий, который направлен на определенного человека для выявления его здоровья, психологических и физических особенностей, уровня его образования и степени обучаемости.
При «обследовании» человека в профотбор включаются не только анализ его профессионализма, но и медицинские, физиологические и психические аспекты.
Психологический профотбор можно назвать специализированной процедурой, позволяющей определить степень развития совокупности психологических качеств личности. Правильный подход при профотборе позволяет во многом сократить финансовые издержки и текучесть кадров, что является немаловажным.
Одним из аспектов работы организационного психолога является отбор персонала.
Принципы отбора персонала подразделяются:
- способы рекрутинга;
- объявления в Интернете, газетах – наиболее эффективный в современных условиях способ набора персонала;
- рекомендации уже работающих в организации знакомых, родных;
- направление службы занятости;
- встречи со студентами-выпускниками нужной специальности;
- предложения о переходе на работу работникам других организаций.
Личностные качества специалиста по отбору кадров имеют решающее значение особенно для тех, кто впервые устраивается на работу. Кандидат соглашается или не соглашается в зависимости от поведения, доброжелательности, умения слушать и предоставления полной информации о компании психологом-кадровиком.
Обычно методы отбора кандидатов включают:
- тестирование;
- опрос;
- личное интервью.
Кроме того, учитывается наличие рекомендательных писем, опыта работы, соответствия профилю работы.
Тестирование обычно включает тест СМИЛ (стандартизированный многофакторный метод исследования личности), цветовой тест Люшера, тест на уровень тревожности и некоторые другие тесты.
Тестирование призвано выявить некоторые личностные особенности кандидата на соответствие профессиональным требованиям. Опрос направлен на выявление биографических данных кандидата, опыта работы и особенностей поведения на предыдущем месте работы, причин увольнения и т. д. Личное интервью позволяет составить определенное впечатление о кандидате.
Основные методы и принципы, регулирующие работу организаций
Основную роль в управлении компанией играет мотивация труда. Без правильно подобранной мотивации эффективность труда критично снижается и достижение цели становится невозможным. Выделяют 3 мотивации:
- Личностные ценности. Согласно теории Маслоу, труд — базовая потребность человека. Поэтому его не нужно дополнительно стимулировать, достаточно обеспечить подходящие условия для работы.
- Когнитивный выбор. Работа является средством развития, способом самоутверждения, коммуникации с другими людьми.
- Саморегулирование рабочих. Предполагается, что человек работает ради достижения личной цели.
Также на базе предприятий изучают групповую динамику. В этой области исследуют сплоченность группы, формы взаимодействия между работниками, стиль руководства, сплоченность. Все эти показатели влияют на производительность труда.
Кадровая политика
Кадровая политика должна быть направлена на усиление стимулирующей роли оплаты труда, создание современных методов и технологий отбора персонала, разработку программ развития персонала, разработку социальной программы и многое другое.
Кадровая политика не должна быть дискриминационной.
Дискриминация – ущемление интересов сотрудника по каким-либо признакам. Факторы дискриминации:
- пол – женский труд обычно менее оплачиваем, и женщин, особенно молодого возраста, обычно неохотно принимают на работу из-за возможного рождения ребенка и ухода в декретный отпуск;
- возраст – работодатели склонны предоставлять рабочие места людям от 25 до 45 лет, люди старшего или младшего возраста обычно с трудом находят работу, поскольку либо не имеют опыта, либо считаются неперспективными (старыми) работниками в силу того, что возможен скорый уход на пенсию, частые отсутствия из-за болезней и т. д.;
- национальность (раса);
- место проживания и прописка;
- состояние здоровья – негативные установки по отношению к людям, имеющим проблемы со здоровьем и в силу этого выполняющим рабочие обязанности не в полную силу;
- сексуальная ориентация;
- внешние данные;
- религиозные воззрения.
Психологическая этика и потребности менеджмента
Работая на предприятии, психолог обязан следовать этическим принципам:
- Выбирать компромиссные решения. Групповая работа вызывает конфликты между руководителями и подчиненными, между сотрудниками одного статуса. Задача психолога — разрешить конфликты в пользу общей цели, не делая личностных предпочтений.
- Учитывать индивидуальные особенности. Личность работника так же важна, как и его рабочие качества. Чем выше уровень удовлетворенности сотрудника, тем большую пользу он сможет принести компании.
- Придерживаться нейтральной стороны. Психолог не имеет права заводить неформальные отношения с коллегами, если это отрицательно сказывается на профессионализме.
- Способствовать улучшению рабочего микроклимата. Для этого психолог проводит тренинги, командные игры, сеансы групповой терапии.
- Не использовать устаревшие методики. Работа психолога влияет на модернизацию коллектива, поэтому менеджеру по кадрам необходимо следовать последним научным тенденциям.
Запросы менеджмента могут выходить за рамки компетентности психолога или противоречить его морально-этическому кодексу. Поэтому работая на предприятии, менеджер по кадрам должен ориентироваться на успех предприятия, игнорируя стремления отдельных сотрудников выйти за рамки трудового договора.
Формы и задачи прикладного применения психологии
Задачи, стоящие перед прикладной психологией сегодня, очень разные. Важнейшие из них:
- психологическая диагностика с помощью тестов, экспертиза различных способностей или нарушений;
- исследование привычек и структуры потребностей населения;
- прогнозирование и планирование на основе процессов развития общества;
- консультирование и психотерапия отдельных лиц и групп;
- экспериментальные исследования основ прикладного применения, разработки и апробации проектов и реформ.
Формы прикладного применения по Ф. Дорш (1963) можно обобщенно определить двумя сферами деятельности с плавными переходами между ними: интерпретацией и вмешательством.
Интерпретацию
следует понимать как определение и объяснение психологических фактов. В частности это могут быть: описания деятельности, анализ производительности, определение рисков, характеристика ситуаций, толкование убеждений, отображение хода процессов во времени, социальные данные, определение ответственности и др.
Вмешательство
охватывает широкие разновидности психологического поведения: поддержка, консультирование, информирование, мотивация, внушение, изменение, помощь и др.
Именно вмешательство на практике позволяет психологам раскрыть все богатство научных идей.
Становление отрасли, практическое применение
Психология организаций стала самостоятельной отраслью в 1925 году, после изучения данных Хоторнских исследований. В результате экспериментов, направленных на изучение эффективности труда, выяснилось, что на сотрудников могли повлиять:
- межличностные конфликты;
- неподходящий стиль руководства;
- общая атмосфера компании.
Для изучения тенденций развития компаний впоследствии создали специальное направление — коучинг. Начиная с 80-х годов 20 века коучинг стал обязательным атрибутом развития эффективного менеджмента. Психология организаций не получила статуса отдельной отрасли в СССР. Начиная с 2000-х годов она постепенно занимает свое место, отвечая актуальным потребностям производства.
Мероприятия в других городах
5 января Воскресенье, 14:00 | Интерактивная встреча «Как разбираться в людях» Подать заявку 2 часа Краснодар | Интересные-встречи (Краснодар) |
Полина Евстратова |
6 января Понедельник, 19:00 | Курс «Эффективные продажи и общение с клиентами». Школа психологии СПбШТ Скидка 2000Р 16 ак. часов Челябинск | Санкт-Петербургская школа телевидения (Челябинск) |
Екатерина Дмитриевна Цаюкова (Челябинск) |
10 января Пятница, 10:00 | Мастер-класс «Как начать своё дело. 10 шагов до взлёта» Скидка 200Р 2 часа Москва | Ольга Александровна Кускова (Москва) |
16 января Четверг, 19:00 | Мастер-класс «Целеустремлённое лидерство» Скидка 200Р 3 часа Краснодар | ООО « (Краснодар) |
Маргарита Александровна Репина (Москва) |
18 января Суббота, 10:00 | Тренинг «Построение личного бренда» Скидка 500Р 8 часов Краснодар | ООО « (Краснодар) |
Маргарита Александровна Репина (Москва) |
Анна Ковалёва (Москва) |
20 января Понедельник, 18:30 | Ораторский курс «Речь как инструмент успеха». Базовый Скидка 20% 24 дня (в течение 2 месяцев) — 70 академических часов. Екатеринбург | Лингвистический |
Василий Сурин (Екатеринбург) |
22 января Среда | Бесплатный тренинг «Планы на год. Как ставить цели, чтобы их достигать» Бесплатное 2 часа Москва | Марина Юрьевна Коробова (Москва) |
23 января Четверг, 10:00 | Тренинг «Тимбилдинг» Скидка 8% 1 день Тюмень | |
Илья Сергеевич Шабанов (Тюмень) | ||
Светлана Гарифуллина |
Ещё 1 тренер…
23 января Четверг, 14:00 | Тренинг «Эффективный Тайм-менеджмент или как всё успевать» Подать заявку 4 часа Воронеж | Юрий Бледных (Воронеж) |
23 января Четверг, 19:00 | Мастер-класс «Развитие эмоционального интеллекта» Скидка 200Р 3 часа Краснодар | ООО « (Краснодар) |
Маргарита Александровна Репина (Москва) |
25 января Суббота, 10:45 | Психологический тренинг «Методология результативного межперсонального общения» Скидка 20% 2 дня — 24 академических (= 16 астрономических) часа(ов). Екатеринбург | Василий Сурин (Екатеринбург) |
5 февраля Среда, 09:45 | Семинар-практикум «Мастерство дистанционных продаж» Скидка 20% 1 день — 12 академических (=8 астрономических) часов. Екатеринбург | Василий Сурин (Екатеринбург) |
27 февраля Четверг | Практический курс по работе с группой «Тренинг тренеров, преподавателей, руководителей» Подать заявку 4 дня Екатеринбург | (Екатеринбург) |
Институт повышения квалификации и переподготовки Международной академии психологических наук (Екатеринбург) |
Наталья Владимировна Васильева (Москва) |
27 февраля Четверг, 14:00 | Тренинг «Эффективный Тайм-менеджмент или как всё успевать» Подать заявку 4 часа Воронеж | Юрий Бледных (Воронеж) |
По запросу компании, руководителя отдела продаж. | Аудит продаж Подать заявку От 1-го до 3-х часов Сургут | Центр развития организаций «Алеф» (Сургут) |
Мария Евгеньевна Колонюк (Сургут) |
По мере набора группы | Курс по знания основ психологического консультирования «АзБука Консультанта» Подать заявку 14 часов Ярославль | Мила Вельт (Ярославль) |
По мере набора группы | Девичник «Секреты Шехерезады — 1000 и одна ночь» Скидка 500Р 1 день Нижний Новгород | Антонина Гулина (Москва) |
Что такое управление
Термин «управление» имеет множество трактовок. В сущности, они, вместе взятые, передают наиболее полное содержание этого понятия.
Например, Джозеф Месси, британский политический экономист XVIII века, считал: «Управление это процесс, посредством которого организация, группа направляет действия на достижение общих целей».
Джеймс Л. Ланди, американский политик XX века, подразумевал под управлением принципиальную задачу планирования, координации, мотивации и контроля усилий для достижения конкретных целей.
Отец классической школы управления Анри Файоль утверждал: «Управлять – значит прогнозировать, планировать, организовывать, командовать, координировать и контролировать».
Американский учёный Питер Ф.Друкер (1909-2005), один из влиятельнейших теоретиков менеджмента, понимал под менеджментом «многоцелевой орган, который управляет бизнесом, руководителями, работниками и работой» .
Некоторые учёные рассматривают управление как искусство наиболее эффективно аккумулировать человеческие усилия для достижения целей крупной социальной группы.
Понятия «менеджмент» и «управление» трактуются по-разному; первое употребляется в узком смысле, второе – в широком.
В сферу менеджмента входят теоретический фундамент и практическая работа, направленные на очерчивание и достижение целей компании путём рационализации использования ресурсов , в т.ч. человеческих.
Под термином «управление» понимается более общее явление, а именно организация выполнения работы другими людьми, включающая планирование, распределение прав и обязанностей элементов данной социальной системы, мотивация и контроль за процессами для осуществления общих целей оптимальным образом .
Все взаимосвязано и важно
Психология труда и организационная психология актуальны в наши дни, поскольку психологи (а вместе с тем предприятия, на которых они трудятся) нуждаются в формировании принципиально новых концептуальных средств и методов повышения работоспособности нанятых людей при сохранении их психического здоровья. Такого рода проблемы приходится решать в пределах самых разных фирм, занимающихся сильно отличающимися направлениями деятельности. Человек для психолога становится субъектом деятельности, которого можно условно исключить из текущей системы отношений, ставящей его на роль члена некоторой организации. Личностное поведение представляет собой поступки, вписанные в структуру ценностной опосредованной системы, принятых норм, определенных целей.
Занимающаяся человеческим поведением в пределах конкретной фирмы социально-организационная психология специализируется на деятельности человека – а таковая есть везде и повсеместно. Просто не существует такой организации, в которой бы не было людей в принципе. В равной степени не найти и такого человека, который не взаимодействовал бы с некоторой организацией. Выкладки, посвященные таким наблюдениям, впервые были опубликованы в 1998 г. Работа вышла за авторством Мильнера.
О проблемах
Организационная психология управления – это наука, занимающиеся которой специалисты нередко вынуждены бороться с недостаточной согласованностью целей персоны и коллектива предприятия в целом. Такие рассогласования наблюдаются очень и очень часто, и это существенно усложняет работу. Не меньшие сложности создают противоречия между стремлением к совершенствованию, прогрессу, развитию и стабильностью работы конкретной компании.
Психолог обязан учитывать: работа с начальством несколько отличается от взаимодействия с линейным персоналом. Задача специалиста – корректно взаимодействовать со всеми лицами, трудоустроенными на предприятии. При этом специалист зачастую вынужден работать в условиях, когда к нему относятся очень настороженно. Это наблюдается со стороны всех участников коллектива и сказывается на итогах проводимых исследований. Соответственно, проблемой работы становится недостоверность итогов, обусловленная отношением к экспериментатору.
Грани и темы: продолжая рассмотрение
Заключительный, третий блок проблем, исследуемых молодой наукой, называется «организацией». Отдельные вопросы, рассматриваемые в его рамках, предполагают социальную систему. Изучаются коммуникативные связи, формирующиеся внутри фирмы. Необходимо анализировать работу в группах. Этот блок занимается вопросами лидерства в пределах предприятия, где люди трудятся. Он же рассматривает аспекты прогресса, трансформации организации со временем.
Описанная структура организационной психологии была предложена в работах Джуэлла. В настоящий момент они считаются одними из базовых трудов, посвященных рассматриваемой теме.