Лидер – кто такой в психологии управления. Его особенности и качества, отличия от руководителя

.

Успех деятельности любой организации зависит от многих факторов. Одним из них является грамотное управление. Лидерство в организации определяет вектор развития компании, побуждает работников трудиться для достижения результата. Но представление о функциях лидера в конкретной компании определено не до конца. Даже человек, претендующий на это звание, часто плохо понимает, что от него требуется.

Характеристика лидера

Лидер — человек, обладающий набором определенных качеств, позволяющих ему оказывать влияние на членов коллектива для достижения целей организации.

В качестве основных качеств лидера выделяют:

  • ответственность — способность доводить до конца взятые на себя обязательства, отвечать за их выполнение;
  • коммуникабельность — способность находить общий язык с руководством компании и с ее сотрудниками;
  • гибкость — способность быстро приспосабливаться к меняющимся условиям в организации;
  • широкий кругозор и стремление постоянно получать новые знания;
  • дружелюбность — умение выстраивать взаимоотношения со всеми членами коллективами, быть приветливым;
  • трудолюбие — желание работать при любых обстоятельствах;
  • целеустремлённость и настойчивость — умение ставить цели и достигать их; терпение — умение ждать результатов.

Лидерами в организациях становятся различными путями:

  • благодаря наличию лидерских способностей, которые имеются у человека изначально; благодаря активному развитию индивидуальных лидерских качеств;
  • из-за удачного стечения обстоятельств, позволивших проявить себя и выдвинуться вперед.

В большинстве случаев сотрудники сами выбирают из своего круга человека, подходящего на роль лидера.

Впоследствии этого человека могут назначить на руководящую должность.

Харизматический лидер

Харизма – это прежде всего когда, человек является самим собой. Не боится потерять лицо, не строит из себя никого. Власть харизматического лидера прежде всего основана на его личных качествах. Пример Жириновский.

Харизматический лидер — не боится осуждения, ошибок, не боится брать ответственность, не боится выступать на публике. Пример Гитлер, который своими речами вводил толпу в транс.

Они в первую очередь энергичны и независимы, с завышенной самооценкой. Большинство наших граждан имеют заниженную самооценку и не уверены в себе. Поэтому они инстинктивно подчиняются харизматическому лидеру, так как бояться ответственности или просто боятся, как бы чего не вышло.

А харизматический лидер в случае чего не постесняется переложить ответственность на своих адептов. И не будет страдать при этом чувством вины. Как стать таким, информация в доп. материалах.

Харизма – в переводе божественный дар и он есть у каждого человека, просто он заблокирован нашим воспитанием. Уберите психические блоки, и вы увидите свою харизму.

Характеристика лидерства

Лидерство — это сложный процесс воздействия людей с целью достижения поставленных в организации целей. Выделяют несколько важных признаков лидерства:

  • оно призвано воздействовать на сотрудников для побуждения их к активной деятельности;
  • призвано вызвать у других сотрудников желание работать;
  • сконцентрировано на достижении общей цели, объединяющей всех членов коллектива;
  • формирует последователей, которые в дальнейшем смогут стать самостоятельными лидерами;
  • стремится к самоорганизации внутри коллектива, упорядочиванию всех процессов; чутко улавливает потребности лиц, вовлечённых в зону влияния.

Типология лидерства

Существуют различные модели лидерства в организациях. Разделение проводится по нескольким критериям.

В зависимости от используемых механизмов влияния выделяют:

  • формальное лидерство — лидерами становятся по назначению, это понятие тождественно с официальным руководством, в его руках реальная власть, которую он осуществляет в рамках имеющихся у него полномочий, воздействие на коллектив производится через дисциплинарные меры;
  • неформальное лидерство — влияние на людей оказывается не через административные ресурсы, а благодаря личностным особенностям лидера.

По стилю поведения выделяют:

  • авторитарное — все управление в организации сосредотачивается в руках одного человека, который ожидает беспрекословного подчинения и выполнения своих распоряжений, инициатива других членов коллектива не поощряется;
  • демократическое — предполагает распределение обязанностей и ответственности между всеми членами коллектива, развиты коммуникативные связи внутри коллектива, ключевые решения принимаются сообща;
  • либеральное — лидер передает большую часть полномочий своим последователям, часто устраняясь от решения поставленных задач, возлагая их на членов коллектива.

В зависимости от особенностей личности лидера:

  • харизматическое — у лидера есть способности, которые он использует для организации работы коллектива;
  • ситуационное, при котором лидер умеет легко приспосабливаться к постоянным изменениям в организации, может заняться реформированием, не боится новаторских идей;
  • атрибутивное, предполагающее выстраивание детальных причинно-следственных связей, их анализ, аналитический склад ума, склонность к кропотливой и монотонной работе.

В зависимости от направленности лидерство подразделяют:

  • направленное на людей, при котором превыше всего ставится благополучие сотрудников, их удовлетворённость работой, много внимания уделяется психологическому климату в коллективе;
  • направленное на интересы организации, когда все силы и средства направлены на достижение поставленных целей.

Формальное и неформальное лидерство

Лидерство может проявляются в двух сферах жизни:

  • в работе, то есть сфера бизнеса и деловодства
  • в отношениях

Лидерство также представлено в двух типах его проявления:

  • формальное
  • неформальное

Первый тип и его лидеры характеризуются тем, что их призначают официально по определенной процедуре и присваивают специальную должность по типу руководителя и т.д.

Второй тип существует в тех случаях, когда лидер выделяется от остальных членов группы благодаря своим умениям и личностным способностям направлять людей. Неформальным лидером является тот человек, который устраивает и принимается всеми членами группы из-за своих лидерских качеств.

Замечание 2

Второй тип лидеров можно назвать неофициальным, так как они не являются официальным должностным руководящим лицом, но считаются лидерами благодаря своим способностям влиять на окружающих, а также выделяются своими личностными качествами и поведением.

Можно сделать вывод, что формальные лидеры – это те, кто назначаются на определенную руководительскую деятельность, неформальные – избираются коллективом неосознанно.

Базой первого типа является личный авторитет в организации, а второго – должностное положение.

Все вышеперечисленные типы важны. Нельзя выделить из них одну, которая будет более важна, нежели другая. Обычно они функционируют параллельно. Иногда бывают случаи, когда один индивид выполняет функции сразу и формального типа, и неформального.

Роль лидерства в организации

Роль лидерства трудно переоценить, без него организация обречена в лучшем случае на стагнацию, в худшем случае — на прекращение своего существования. Лидерство координирует все процессы, происходящие внутри, направляет их в наиболее благоприятное для всех русло. Оно часто эффективнее воздействует на работников, чем четко организованная вертикаль власти в компании.

Лидер полноценно участвует в функционировании организации, ставя цели, формулируя задачи, находя пути их решения.

Иногда со стороны лидерства истинные потребности организации видятся в ином ракурсе, что позволяет удовлетворить их быстрее.

Объединяет управленцев и подчиненных, побуждая сосредотачивать усилия для решения единых задач. Не исключено, что обеим сторонам будет сложно, лидерское влияние должно сгладить все шероховатости, найти компромиссы, помочь избежать конфликтов или найти верные пути выхода из конфликтных ситуаций.

Активно участвует в подборе персонала. От этого зависит успех и продвижение организации, поэтому неформальная оценка потенциального работника приносит пользу всем сторонам рабочего процесса.

Лидерство неотъемлемо связано с корпоративной культурой. Оно формирует и развивает ее, создает и поддерживает корпоративные ценности в коллективе.

Лидерские роли не всегда четко регламентированы, они могут выражаться в спонтанно организованных мерах поддержки, позитивном влиянии, вдохновении на новые свершения, разрядке рабочей обстановки. Настроение сотрудников является одной из основных сил, позволяющих им справляться с трудностями, идти к намеченной цели.

Лидеры бизнеса которые построили свою судьбу с нуля

11. Элон Маск — Маск родился в Южной Африке и является бизнесменом, изобретателем и инвестором. Маск наиболее широко известен своим основанием PayPal и SpaceX и активным участием в Tesla Motors. Его видение и страсть к расширению границ технологий и интеграции потребителей привели к увеличению воздействия солнечной энергии. Высокоскоростного транспорта и искусственного интеллекта. 12. Шерил Сэндберг – Сандберг является главным исполнительным директором Facebook с 2008 года. Она основала некоммерческую компанию Lean In, названную в честь ее самой продаваемой книги. Стала влиятельным защитником женщин в сетевом деловом мире. Так же успешно перешла от государственной работы в Казначействе к технологической индустрии в Google и Facebook. 13. Джефф Вайнер — Вайнер является генеральным директором LinkedIn. Хотя LinkedIn была основана в 2002 году, именно под руководством Вейнера LinkedIn завершила свое IPO и стала одной из самых популярных социальных сетей в мире. Вайнер также чрезвычайно активен в некоммерческих организациях. Заседая в совете директоров DonorsChoose.org и Malaria No More.

Понравилась статья? Поддержи автора комментарием и лайком, вам это ничего не стоит, а автору приятно и мотивирует его на создание нового контента!Появились предложения? Для посетителей сайта работает обратная связь.

Лидерство, власть, управление

Лидерство, власть и управление близкие, но не тождественные понятия. Власть ассоциируется с руководством, она всегда направлена сверху вниз. Лидерство может идти снизу и охватывает все слои организации. Оно может сливаться с властью, обладать ее чертами, частично использовать ее методы, но внешнюю силу старается никогда не применять.

Менеджмент — это система управления, реализующая задачи, поставленные руководством организации.

Менеджеры действуют согласно составленным планам и графикам. Задачи менеджера: выполнить предписания, достигнуть определенных показателей. Они действуют в силу необходимости, а не в силу собственных пожеланий. Менеджмент использует действенные рычаги воздействия на сотрудников, он осуществляет контроль над всеми процессами.

Управление лидерством в организации

Управление лидерством организации включает в себя несколько важных элементов:

  1. Действия, направленные на выявление лидеров в организации. Необходимо найти тех, кто уже обладает достаточным набором знаний и умений или потенциально готов развивать их в себе.
  2. Налаживание взаимодействия с сотрудниками для того, чтобы узнать их потребности, пожелания, дать мотивацию.
  3. Создание условий для углубления и развития лидерских качеств.
  4. Обеспечить возможности получения дополнительного образования, углубления знаний.
Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]