Что такое аномия
Аномия – это состояние общественного или индивидуального морально-психологического сознания, характеризующееся разложением моральных норм, устоев менталитета и распадом морально-ценностной системы. Концепция аномии была предложена французским социологом Эмилем Дюркгеймом для интерпретации девиантных поведенческих реакций, например, суицидальных намерений, противоправных действий.
Состояние аномии присуще обществу в периоды потрясений, революции, перестройки, кризиса общества, вследствие противоречия между поставленными целями и их неосуществимостью для большинства субъектов, то есть в те периоды, когда большинство членов данного общества теряют доверие к существующим моральным ценностям, нравственным ориентирам и социальным институтам. С проблемой аномии тесно связана профессиональная деградация, разочарование в жизни и деятельности, отчуждение личности от общества, которое неизменно сопровождает описываемое явление.
Аномия это состояние общества, которое выражается в духовной и профессиональной деградации
Что такое Аномия Дюркгейма?
Первым термин «аномия» ввел французский социолог Эмиль Дюркгейм. Дюркгейм впервые упомянул понятие аномии в своей работе 1893 года «Разделение труда в обществе». Он также описал эту концепцию в своей работе 1987 года «Самоубийство». Если проанализировать понятие аномии во всех его работах, это понятие будет несколько двусмысленным и противоречивым.
Французский социолог и философ Давид Эмиль Дюркгейм
В «Разделении труда в обществе» он исследовал тему аномического разделения труда, феномена, который включает в себя неупорядоченное разделение труда, при котором некоторые группы больше не вписываются в него, как это было в прошлом. Дюркгейм объяснил это результатом индустриализации европейских стран и изменения характера труда наряду с развитием более сложного разделения труда. Он также использовал концепции механической солидарности и органической солидарности для объяснения аномии. Он также объяснил, что аномия не возникает в органической солидарности, поскольку это гетерогенная форма солидарности, которая позволяет разделению труда развиваться по мере необходимости, так что никто не остается в стороне и все люди играли значимую роль.
В своей работе 1938 года «Самоубийство» Дюркгейм также исследовал концепцию аномии. Он утверждал, что аномическое самоубийство является результатом того, что люди лишают себя жизни из-за нарушения социальных стандартов, необходимых для регулирования поведения. Кроме того, он пояснил, что всякий раз, когда социальная система находится в состоянии аномалии, общие ценности, этика или значения больше не являются действительными или приемлемыми, и новые стандарты или ценности ещё не были разработаны. В таком обществе многие чувствуют бесперспективность, отсутствие цели, отчаяние и эмоциональную пустоту. Это также может повлиять на разрыв социальных или общинных связей.
Аномия и девиантное поведение
Разрушение ценностей и отчуждение от общества приводит к девиантности:
- Алкоголизм,
- Наркомания,
- Преступление,
- Развод,
- Изнасилование,
- Ранняя беременность,
- Семьи с одним родителем,
- Самоубийство,
- Ксенофобия,
- Фашизм,
- Экстремизм,
- Сексуальная распущенность,
- Бродяжничество и т.д.
Кризис может затронуть любого, но подростки – это группа особого риска. Это время, когда формируются ценности, когда разрушается и строится новая система моральных норм, т.е. подростки уже неустойчивы на внутреннем уровне личности. Если это усугубляется нестабильностью и разрушением морали общества в целом, риск развития девиантности удваивается.
Мы уже говорили, что одной из характеристик девальвации является то, что определенные категории граждан отвергают средства, предлагаемые обществом для достижения их целей. Вместо этого они предлагают свои собственные средства, как правило, криминальные, незаконные. Человек не считает, что он чем-то обязан обществу. Он руководствуется только своими потребностями и желаниями.
Дюркгейм считал, что общество не может существовать без преступности. Девианты существовали всегда. Мы должны стремиться не к искоренению преступности, а к ее снижению до минимума. Преступники обеспечивают прогресс общества. Социальные нормы, наказания, а также единство и сплоченность общества поддерживают приемлемый уровень девиантности. Если общество разрушено, преступность растет. Это опасно для общества и ведет к регрессу.
Разложение, распад и преступность
Уже отмечалось, что преимущественно аномию изучает социология, в социологии Дюркгейм, к примеру, отождествлял это понятие с состоянием разлагающегося и деградирующего общества, где нет норм, раньше выступавших гарантами общественного порядка. Чаще всего аномия проявляется как:
- Неустойчивость социальных норм.
- Невозможность морали воздействовать на общество.
- Отсутствие регуляторов поведения людей в переломные периоды.
Далее эта концепция аномии была несколько доработана Р. Мертоном. Он, как и его предшественник, утверждал, что аномия – это вполне закономерное явление, которое причиной своей имеет разрушение этических норм.
Если прежние нормы морали устарели или просто перестали восприниматься некоторой частью общества, а на смену им не пришли новые принципы, происходит подмена ценностей, и люди часто начинают вести себя противоправно. Причем явление аномии и девиантное поведение могут наблюдаться во всех слоях общества, но все-таки прежде всего это присуще молодому поколению.
Получается, что утратив общепринятые нормы, человек выбирает собственный стиль поведения и зачастую становится преступником. Причем социологический подход к феномену преступности весьма интересен.
Рекомендуем: Ассертивное поведение — это
Например, Дюркгейм считал ее вполне нормальным явлением, которое не дает обществу остановиться в своем развитии. И это явление искоренить практически невозможно – даже если общество избавится от маньяков, грабителей, киллеров и т.п., то вскоре преступные деяния появятся снова, но будут несколько иными, такими, которых раньше не было.
Если преступников не будет, то в обществе будет отсутствовать неправильная ролевая модель поведения, которая обязательно нужна для того, чтобы формировались нормальные члены общества. И вместе с тем Дюркгейм отмечал, что интенсивность асоциального поведения растет независимо от политического состояния общества или уровня развития его экономики, если соблюдаются два основных условия:
- В социуме присутствует введенный для всех идеал какого-то общего блага.
- Большая часть общества не имеет законных способов достижения идеала.
Теория аномии
Аномия – это состояние беззакония. Для того, чтобы понять, что из себя представляет эта теория, важно рассмотреть теорию аномии Дюркгейма.
Французский социолог утверждал, что девиантные поведенческие реакции и преступность – вполне нормальные явления. Ведь если в обществе нет такой поведенческой реакции, то, следовательно, общество находится под контролем до болезненности. Когда преступность уничтожается, прогресс останавливается. Беззаконное поведение – это цена, которую приходится платить за активный антропогенез социальные преобразования.
Теория аномии Дюркгейма основана на предпосылке, что общество без преступности немыслимо. Ведь если человек перестанет совершать действия, которые в современном обществе считаются незаконными, то некоторые “свежие” разновидности поведенческих реакций придется классифицировать как преступные действия. Дюркгейм утверждал, что “преступность” неразрушима и неизбежна. Причина этого кроется не в слабости и природной злости человека, а в существовании бесконечного разнообразия поведения в обществе. Единство человеческого общества может быть достигнуто только путем оказания конформистского давления на это разнообразие поведенческих реакций. Такое давление может быть обеспечено наказанием.
Социальная норма и социальная аномия, согласно Дюркгейму, являются наиболее важными социальными явлениями, поскольку преступность является фактором здорового состояния общества, а без социальной нормы она не может существовать. В обществе без преступности давление общественного сознания было бы настолько резким и интенсивным по своей силе, что никто не смог бы ему противостоять. Снижение преступности влечет за собой потерю способности общества двигаться по пути прогрессивного развития. Преступники – это агенты аномии, пешки, которые вводят общество в новый поворот, а не паразиты, люди, неспособные пройти через процесс социализации, не чужеродные элементы в обществе.
Дюркгейм утверждал, что в обществе, где достаточно человеческого единства и социальной сплоченности, преступлений будет мало. Когда социальная солидарность разрушается и усиливается изоляция составляющих ее элементов, растет девиантное поведение и, следовательно, преступность. Так возникает аномия, как считал Дюркгейм.
В проблеме поддержания солидарности общества наказание преступников, по мнению Дюркгейма, имеет огромное значение. Правильное понимание “законов” порядочности и честности – важнейший первоисточник единства общества. Чтобы сохранить любовь среднего гражданина к этой социальной структуре, необходимо наказывать преступный элемент. Без угрозы наказания средний человек может потерять свою глубокую привязанность к определенному обществу и готовность идти на жертвы, необходимые для поддержания этой привязанности. Кроме того, наказание преступника служит зримым социальным подтверждением его “социального уродства”.
Преодоление аномии в значительной степени характеризуется зависимостью от специфики причины аномии и типа конфликта, который ее вызвал. Когда общество не в состоянии создать новую нормативно-ценностную систему или возвести какую-то частную систему в ранг универсальной, оно обращается к прошлому, ища в нем основу солидарности.
В социологии феномен аномии изучал не только Дюркгейм, позже его значительно развил американский социолог Мертон. Согласно его концепции, аномия – это такая ориентация отдельных граждан и социальных ситуаций, которая не соответствует целям, поставленным культурой общества. Согласно Дюркгейму, описываемое явление означает неспособность общества контролировать естественные импульсы и желания индивидов. Мертон, в свою очередь, считал, что стремления многих субъектов не обязательно “естественны”, часто они определяются просвещенными действиями самого общества. Социальная система ограничивает способность отдельных социальных групп удовлетворять свои собственные устремления. “Она “выдавливает” определенных лиц в общество, заставляя их действовать незаконно.
Мертон рассматривал аномию как распад системы контроля индивидуальных желаний, в результате чего человек начинает желать большего, чем он способен достичь в условиях конкретной социальной структуры. Он отмечает, что описываемое явление возникает в результате неспособности многих граждан соответствовать нормам, которые они полностью принимают, а не из-за наличия свободы выбора.
Примером аномии является структура современного американского общества, в котором все граждане ориентированы на богатство, а те, кто не может легально достичь финансового благополучия, делают это нелегальными способами. Таким образом, в значительной степени девиантность зависит от набора институциональных средств и наличия культурных целей, которым следует тот или иной актор и из которых он извлекает выгоду.
Состояние аномии – это абсолютное несоответствие между декларируемыми и цивилизованными целями и социально организованными средствами их достижения. По отношению к отдельному члену общества аномия означает выкорчевывание его моральных установок. В то же время человек теряет всякое чувство традиции и преемственности, теряет все обязательства. Связь с обществом разрушена. Таким образом, без обновления духовности и нравственных ориентиров, радикальной трансформации общества, выработки новых ценностей и норм, преодоление аномии невозможно.
Феномен аномии рассматривался многими исследователями-социологами
Теория аномии Эмиля Дюркгейма
В своем труде «Самоубийство» Эмиль Дюркгейм в 1897 году ввел понятие аномии. В этой работе под «аномией» ученый понимал, прежде всего, противоречие, возникающее между солидарностью органической и механической. Нормы, одной личности или сообщества, которые созданы под влиянием естественного развития социума как структуры и /или становления личности, ученый считает органической солидарностью. Механическая солидарность формируется инерционными нормами, порожденными индустриализованным обществом.
По мнению самого Э. Дюркгейма, аномия развивается в результате эволюции капиталистического общества, потому что именно в это время традиционные нормы уже потеряли свою значимость, а новые, буржуазные, еще не были в достаточной степени сформированы и не имели влияния на общество. При этом ученый не считал, что в сформировавшемся индустриальном обществе совсем нет норм, просто в обществе появилось такое количество подсистем культурных норм, что порой человеку сложно в них ориентироваться.
Готовые работы на аналогичную тему
Курсовая работа Понятие аномии 430 ₽ Реферат Понятие аномии 270 ₽ Контрольная работа Понятие аномии 220 ₽
Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость
Замечание 1
В переломные периоды люди перестают понимать, что общество ждет от них, и затрудняются согласовывать свои поступки и действующие нормы. Прежние нормы уже не подходят, а новые, зарождающиеся, еще не подходят для того, чтобы служить моделями поведения. Количество случаев девиации обычно резко возрастает в такие периоды.
Э. Дюркгейм считает, что девиантное поведение необходимо для общества, потому что оно выполняет две функции: а) адаптивную функцию: через ввод в общество новых идей и проблем девиантность служит причиной обновления и реализацию изменений; б) девиантность помогает сохранить границы между «хорошими» и «плохими» моделями поведения в обществе: реакция на отклоняющееся поведение может укрепить групповую солидарность и прояснить социальные нормы.
Теория аномии Дюркгейма
Дюркгейм был первым социологом, который ввел в социальную науку термин “аномия”. В своей книге “Разделение труда в обществе” социолог утверждает, что социальная жизнь возникает в результате разделения задач между различными членами сообщества. В целом, такое разделение порождает солидарность между социальными группами, но в некоторых случаях оно может привести к противоположному результату…
Согласно Дюркгейму, когда разделение труда не приводит к естественной солидарности, это происходит потому, что не были созданы необходимые условия для ее возникновения. Именно в таких случаях может возникнуть состояние аномии.
Таким образом, аномия была бы типична для обществ, в которых работа настолько специализирована, что у участников процесса нет чувства принадлежности. В настоящее время рабочие не понимают правил производственного процесса, и между рабочими и их руководителями могут возникать конфликты.
Различные причины
Для Дюркгейма, однако, разделение труда не является единственной причиной аномии. Такое состояние обычно возникает в результате очень быстрых социальных изменений, таких как экономический или политический кризис, или исчезновение традиционных ценностей.
В таких случаях общество попытается приспособиться к новым условиям, но не сможет этого сделать, и поэтому может возникнуть дефицит морального регулирования.
В моменты социального кризиса у людей нет ценностей, которыми они могли бы руководствоваться, поэтому они будут искать свои собственные удовольствия….
Это приведет к отсутствию дисциплины среди населения и появлению новых аппетитов и желаний, которые в другие времена считались бы безумными.
Аномия и самоубийство
Дюркгейм был особенно обеспокоен тем, что он называл “атомным самоубийством”; то есть самоубийством, которое спровоцировано потерей ценностей и границ человеческих страстей.
Социолог считал, что необузданные желания по определению ненасытны, что приводит к большой неудовлетворенности жизнью людей.
С другой стороны, потеряв моральный компас общества во времена аномии, люди будут чувствовать, что их жизнь не имеет смысла. Это, в сочетании с ситуациями экономического кризиса, которые происходят в это время, заставит большую часть населения совершить самоубийство.
Эта проблема была настолько важна для Дюркгейма, что он посвятил ей целую книгу, которую назвал просто “Самоубийство”.
Теория аномии Э. Дюркгейма
Эмиль Дюркгейм ввел в социологию понятие «аномия». Он использовал это понятие в двух своих главных работах – «О разделении общественного труда» (1863) и «Самоубийство. Социологический этюд» (1897). Дюркгейм в своей работе «Разделении общественного труда» рассматривает аномию как «проявление отсутствия в обществе органической солидарности». То есть аномия – это ситуация, результат неполного перехода от механической солидарности традиционного общества к органической солидарности индустриального. Это объясняется тем, что моральное сознание развивается быстрее, чем общественное разделение труда, которое составляет основу этого общества.
Дюркгейм утверждал, что довольно часто девиации происходят вследствие отсутствия четких социальных норм.
Анализируя статистические данные, Дюркгейм обращает внимание на некоторые особенности: уровень совершенных самоубийств в городах значительно выше, чем в селах; самоубийства чаще совершаются людьми исповедующими католицизм, нежели теми, кто следует католической вере; семьянины совершают гораздо меньше суицидов в отличие от одиноких людей, холостяков, причем, особенно высок этот процент среди разведенных; мужчины совершают самоубийства чаще чем женщины, и т.д.
Основываясь на исследованиях, Дюркгейм создает свою типологию самоубийств:
Эгоистическое самоубийство. Тип самоубийства, когда человек выходит на индивидуальный протест, в результате того, что не может сладить с группой.
Альтруистическое самоубийство (Дюркгейм называет его «эндемическим»). Тип самоубийства прямо противоположный эгоистическому самоубийству. Альтруистическое самоубийство происходит «в том случае, когда общественность вполне и без остатка поглощает индивидуальность». К таким самоубийствам относятся, например, обычаи некоторых народов, когда старики совершают самоубийства, если жизнь становилась тягостной; в индуизме — самосожжение вдов на похоронах мужа. По мнению Дюркгейма, альтруистическое самоубийство, т.е. самоубийство во имя интересов группы, является результатом давления группы и социального одобрения.
Аномическое самоубийство. Этот тип связан с характером регулирования социальных связей со стороны общества.
Также Дюркгейм отмечает, что в периоды экономических кризисов число самоубийств возрастает. Но и нарушения в других сферах жизни человека может вызвать всплеск суицидов, так например различные изменения в политической сфере (революции, смены режимов), социальной и духовной. Дюркгейм отмечал, что аномия затрагивает и систему семейно-брачных отношений. Он отмечает, что существует зависимость статистических данных по разводам и данных по самоубийствам. Из этого можно сделать некоторые выводы о том, что процесс развода, который, тоже в некотором роде, является аномичным процессом, может являться одной из причин суицида.
Эмиль Дюркгейм ввел в социологию понятие «аномия». Он использовал это понятие в двух своих главных работах – «О разделении общественного труда» (1863) и «Самоубийство. Социологический этюд» (1897). Дюркгейм в своей работе «Разделении общественного труда» рассматривает аномию как «проявление отсутствия в обществе органической солидарности». То есть аномия – это ситуация, результат неполного перехода от механической солидарности традиционного общества к органической солидарности индустриального. Это объясняется тем, что моральное сознание развивается быстрее, чем общественное разделение труда, которое составляет основу этого общества.
Дюркгейм утверждал, что довольно часто девиации происходят вследствие отсутствия четких социальных норм.
Анализируя статистические данные, Дюркгейм обращает внимание на некоторые особенности: уровень совершенных самоубийств в городах значительно выше, чем в селах; самоубийства чаще совершаются людьми исповедующими католицизм, нежели теми, кто следует католической вере; семьянины совершают гораздо меньше суицидов в отличие от одиноких людей, холостяков, причем, особенно высок этот процент среди разведенных; мужчины совершают самоубийства чаще чем женщины, и т.д.
Основываясь на исследованиях, Дюркгейм создает свою типологию самоубийств:
Эгоистическое самоубийство. Тип самоубийства, когда человек выходит на индивидуальный протест, в результате того, что не может сладить с группой.
Альтруистическое самоубийство (Дюркгейм называет его «эндемическим»). Тип самоубийства прямо противоположный эгоистическому самоубийству. Альтруистическое самоубийство происходит «в том случае, когда общественность вполне и без остатка поглощает индивидуальность». К таким самоубийствам относятся, например, обычаи некоторых народов, когда старики совершают самоубийства, если жизнь становилась тягостной; в индуизме — самосожжение вдов на похоронах мужа. По мнению Дюркгейма, альтруистическое самоубийство, т.е. самоубийство во имя интересов группы, является результатом давления группы и социального одобрения.
Аномическое самоубийство. Этот тип связан с характером регулирования социальных связей со стороны общества.
Также Дюркгейм отмечает, что в периоды экономических кризисов число самоубийств возрастает. Но и нарушения в других сферах жизни человека может вызвать всплеск суицидов, так например различные изменения в политической сфере (революции, смены режимов), социальной и духовной. Дюркгейм отмечал, что аномия затрагивает и систему семейно-брачных отношений. Он отмечает, что существует зависимость статистических данных по разводам и данных по самоубийствам. Из этого можно сделать некоторые выводы о том, что процесс развода, который, тоже в некотором роде, является аномичным процессом, может являться одной из причин суицида.
Теория аномии Мертона
Роберт Мертон написал одну из самых известных статей во всей социологии в 1940-х годах, в которой он анализирует понятие “девиантность” и причины ее возникновения в различных обществах…
По его мнению, девиация – это нарушение индивидом социальных норм; это нарушение может быть как хорошим, так и плохим.
Мертон использует свою концепцию аномии, чтобы объяснить, почему в западных обществах больше случаев девиантного поведения, чем в других, и изучить различия в количестве девиаций в зависимости от расы, этнической принадлежности или социального класса.
Мертон указывает на Соединенные Штаты своего времени как на пример культуры, в которой больше девиаций из-за ситуации аномии. В этом обществе большое внимание уделяется достижению материального успеха, но нет четких моральных правил, как его достичь.
Например, Мертон утверждает, что так же, как великие инвесторы или предприниматели вызывают восхищение, в американской культуре также вызывают восхищение преступники, которые нарушают закон и наживают состояние путем кражи или грабежа. По его словам, в Соединенных Штатах его времени успех гораздо важнее добродетели.
С другой стороны, не всем людям в этом обществе было одинаково легко достичь материального успеха. Например, человек, родившийся в скромной семье, не будет иметь доступа к ресурсам, необходимым для того, чтобы стать великим предпринимателем. Поэтому он будет страдать от последствий несоответствия между целями, навязанными обществом, и его повседневной реальностью.
Чтобы противостоять этой реальности, люди могут использовать различные стратегии – от конформизма до бунтарства.
Разные ученые рассматривали аномии с разных сторон
Аберрантное отклонение
Он предполагает принятие целей, навязанных обществом, но попытку достичь их путем нарушения правил (средств).
Мятежное отклонение
Правила нарушаются, социальные цели не предполагаются, но альтернативы также нет.
Нонконформистское отклонение
И цели, и социальные нормы отвергаются, но предлагается альтернатива. Иногда речь идет о реформировании всей системы.
Согласно Мертону, три типа девиантности возникают, когда социальные цели не могут быть достигнуты средствами, которые общество считает легитимными. Это может произойти в ситуации аномии, поэтому такая ситуация будет непосредственной причиной социальной девиации.
Понятие аномии и морали
Понятие аномии – это разрушение морали с целью достижения эгоцентрической цели. Что же такое мораль? Существует три типа морали:
- Социальная, или внешняя.
- Запрограммированная, индивидуальная.
- Самомотивированная, индивидуальная.
Всех людей можно разделить на 4 группы:
- Аморальные люди, нарушающие закон.
- Аморальные люди, подчиняющиеся закону из страха.
- Люди, следующие социальной морали не из страха, а по убеждению, сложившемуся под действием образования. В этом случае их мораль – не более, чем условный рефлекс, поскольку в ней отсутствует самомотивация.
- Люди, следующие моральным и юридическим законам добровольно, по внутренней мотивации, свободные от внешнего давления.
Необходимо осознать, что настоящая моральная заслуга состоит не в уважении силы закона, а основана на «Я» человека, то есть его убежденности и добровольном желании следовать нормам, которые он считает моральными. В противном случае нельзя сказать, что человек совершает моральные действия, он лишь пассивно, слепо и механично следует определенным правилам, совершено не понимая их настоящего значения. Нет истинной морали без понимания важности значения моральных принципов.
Есть люди, которые совершают моральные поступки, будучи внутренне аморальными. Конечно, это лучше, чем быть аморальным и внутренне, и внешне. Для общества различия между внутренней и внешней моралью не имеют значения, но крайне важно для человека, который стремится к духовному совершенству. Только духовность делает человека моральным, гарантирует стабильность и постоянство этого качества, а также способствует тому, чтобы он добровольно, а не принудительно следовал законам. Даже если закон не предусматривает наказания, моральный человек не будет его нарушать, поскольку такое поведение соответствует его сущности. Он ведет себя так не потому, что запрограммирован, а по своей воли.
Внешняя мораль не является гарантией внутренней, но внутренняя мораль всегда означает и внешнюю. Таким образом, человек достигает внутренней, моральной, самомотивированной сознательности, которая активна и динамична, а не запрограммирована и статична. Интересно отметить, что все, кто следует законам, считаются в обществе честными и моральными. А как же те, кто нарушил закон, совершил серьезное преступление, но не был пойман? В этом случае человек может сохранить свою репутацию перед обществом, но все равно войдет в группу людей аномии.
Итак, человек истинно морален только в том случае, если следует законам из-за любви к истине и справедливости, уважая естественный порядок вещей, понимая принцип причины и следствия, а не из страха наказания, не по принуждению и не из-за условного рефлекса. Таким образом, существует законность без морали и мораль без законности. Кант утверждал, что моральный человек осознает сущность морали и закона и следует и тому, и другому. Истинная мораль не должна зависеть ни от страха, ни от надежды, ни от других внешних влияний.
Аномия Мертон
Р. Мертон является последователем И. Дюркгейм. Социолог продолжал изучать феномен и концепцию аномии. В связи с этим R. Мертон включил следующие ключевые моменты в свое определение разрушения стоимости:
- противоречие между целями, желаниями, потребностями большинства членов общества и средствами, которые им предлагаются (общество их не принимает), т.е. цели не только не оправдывают средства, но даже противоречат им;
- влияние социальных норм стремится к нулю (люди неуправляемы, нормы не регулируют их поведение).
Так, согласно теории аномии Мертона, это явление вызвано противоречием между целями (нормами) общества и средствами, доступными индивиду. Например, человек принимает идею богатства, успеха, процветания, но не может получить хорошее образование и найти престижную работу, потому что родился в бедной семье и не имеет для этого средств. Тогда он выбирает другой способ достижения той же цели – преступление (грабеж, мошенничество, обман, вымогательство, попрошайничество и т.д.) Неравенство – одна из причин аномии, согласно Мертону.
Однако это не всегда приводит к девиации. Мертон выделяет 5 реакций на противоречие “цель-средство” в рамках концепции аномии, 4 из которых приводят к девиации:
- Конформизм – соответствие целям и средствам, предлагаемым нормами (не вызывает отклонений);
- инновации – поиск новых способов достижения предложенных целей (проституция, мошенничество, шантаж, воровство, торговля наркотиками и т.д.)
- ритуализм – отрицание и принижение целей и использования предлагаемых методов (средство становится самоцелью);
- Ретровизионизм – отрицание целей и средств, отсутствие их внушения (наркоманы, алкоголики, бродяги);
- Бунт – отрицание целей и средств, предложение альтернатив (политические и революционные движения, субкультуры, секты, социальные движения).
Теория социальной аномии
Аномия (социология) – это потеря общности культуры, отсутствие общей системы норм. Из-за этого жизнь людей, их мысли, поступки, действия перестают соответствовать нормам общества.
Теория аномии Дюркгейма (кратко)
Автор описал свою теорию в книге «Самоубийство». По мнению Э. Дюркгейма, это противоречие механической и органической солидарности. Согласно теории аномии Дюркгейма, спусковым механизмом к развитию аномии как таковой стал переход от индустриального общества к обществу индивидуалистов. Э. Дюркгейм считал, что самодисциплина, человеческая солидарность на основе морали так и не смогли сформироваться. На моральном, этическом уровне переход общества не был завершен.
Дюркгейм подробно рассмотрел одну из форм девиации, связанной с аномией – самоубийство. Автор выделил три типа суицида:
- Эгоистический. Это индивидуальный протест человека, который не смог войти в общество.
- Альтруистический (эндемический). Человек жертвует собой ради целей общества, ради других людей. Например, когда старики убивают себя, если становятся обузой для других. В индуизме жены сжигают себя на похоронах мужа. Такой суицид основан на давлении группы и социальном одобрении.
- Аномический. Пребывая некоторое время в социальной неопределенности, нестабильности человек принимает решение уйти из жизни. Старые нормы разрушены, новые еще не созданы. Человек не понимает, не знает, что ему делать, куда идти, каким быть.
В период экономических, политических, социальных, духовных кризисов число суицидов возрастает. Как отмечает Дюркгейм, в это же время возрастает число разводов, соответственно, аномия ударяет не только по отдельным людям, но и по институту семьи. Разводы могут быть причиной суицидов. К разводам, в свою очередь, приводит потеря работы, разгульный образ жизни, зависимости, то есть девиации, которые возникают из-за разрушения морали общества.
Аномия Мертон
Р. Мертон – последователь Э. Дюркгейма. Социолог продолжил изучать феномен и понятие аномии. В итоге в определение деструкции ценностей Р. Мертон включил следующие опорные пункты:
- противоречие целей, желаний, нужд большинства представителей общества и средств достижения, которые им предлагают (общество не приемлет их), то есть цели не только не оправдывают средства, но и противоречат им;
- воздействие социальных норм стремится к нулю (люди выходят из-под контроля, нормы не регулируют их поведение).
Таким образом, согласно теории аномии по Мертону, феномен вызван противоречием целей (норм) общества и средств, которые доступны индивиду. Например, человек принимает идею богатства, успеха, благосостояния, но он не может получить хорошее образование и найти престижную работу, потому что изначально родился в бедной семье, и у него нет средств на это. Тогда он выбирает другой путь достижения той же цели – преступность (грабежи, мошенничество, обман, вымогательство, попрошайничество и т.д.). Неравенство – одна из причин аномии по Мертону.
Однако не всегда это приводит к девиациям. Мертон выделит 5 реакций на противоречие «цели –средства» в рамках концепции аномии, 4 из них приводят к девиациям:
- конформизм – приспособление к целям и средствам, предложенным нормам (не вызывает девиаций);
- инновация – поиск новых средств достижения предложенных целей (проституция, мошенничество, шантаж, кражи, торговля наркотиками и т.д.);
- ритуализм – отрицание и принижение целей, использование предложенных методов (средства становятся самоцелью);
- ретризм – отрицание целей и средств, отсутствие своих предложений (наркоманы, алкоголики, бродяги);
- бунт – отрицание целей и средств, предложение их альтернатив (политические и революционные движения, субкультуры, секты, общественные движения).
Аномия Парсонс
Американский психолог Т. Парсонс считал, что аномия вызвана не противоречием цели и средств, а свободой выбора. Нормы отдельных институтов настолько противоречивы, что люди начинают выбирать какую-то одну группу, ограничиваться ей. Очень часто группы меняются. В итоге человек оказывается в нестабильном состоянии, у него нет устойчивого восприятия действительности в целом, нет стабильных связей с другими институтами, группами, государством и обществом. Это приводит к девиациям.
Аномия Сроул
Психолог Л. Сроул первым изучил аномию с точки зрения психологи, до этого ее рассматривали только как аномию социальную. Сроул исследовал феномен на уровне личности. Согласно теории аномии в психологии, разрушение моральных норм и ценностей приводит к разрушению сплоченности с обществом, возникновении тяги к саморазрушению при помощи аддикций (физических, моральных).
Аномия Парсонс
Американский психолог Т. Парсонс утверждал, что аномия вызвана не противоречием целей и средств, а свободой выбора. Нормы отдельных институтов настолько противоречивы, что люди начинают выбирать одну группу и ограничиваться ею. Очень часто группы меняются. В результате люди находятся в нестабильном состоянии, у них нет стабильного восприятия действительности в целом, у них нет стабильных отношений с другими институтами, группами, государством и обществом. Это приводит к отклонениям.
Что такое Аномия Мертона?
В 1938 году американский социолог Роберт Мертон связал понятие аномии с отклонением от норм и создал теорию структурной деформации. Она объясняет, как аномия приводит к отклонению и преступности. Согласно этой теории, когда общество не предоставляет людям законных средств для достижения культурно значимых целей, они ищут альтернативные пути, чтобы вырваться из норм и достичь своих целей. Например, если общество не предоставит достаточно рабочих мест, которые позволят людям нормально жить, многие из них превратятся в преступников или будут использовать незаконные методы заработка. Таким образом, согласно Мертону, отклонением от норм и преступность являются результатом аномического состояния беспорядка.
Американский социолог Роберт Кинг Мертон
Аномия Сроул
Психолог Л. Смолл первым изучил аномию с психологической точки зрения, так как до этого он рассматривал ее только как социальную аномию. Строул изучал это явление на индивидуальном уровне. Согласно теории аномии в психологии, разрушение моральных норм и ценностей приводит к нарушению сплоченности с обществом и возникновению стремления к саморазрушению через зависимости (физические и моральные).
В нашей жизни можно встретить множество примеров девиантного поведения
Примеры аномии
Традиционно примеры аномии можно разделить на масштабные (национальные) и коллективные, иногда индивидуальные. Примерами масштабной аномии могут быть войны, революции и отсоединение малых государств. Коллективные аномии проявляются в попытках повлиять на общественное мнение: бунты, восстания, новые тенденции в общественных целях (например, движение “бездетных”). Индивидуальные аномии можно определить как аномии, проявляющиеся в преступных действиях, алкоголизме, наркомании и т.д.
Касается ли это отдельного человека или общества в целом, каждый участник чувствует необходимость перемен. В коллективе индивид принимает новую идею, которая создает иллюзию, что только через незаконные действия он может достичь своих целей. Однако нередки случаи распада группы после ее подавления, что еще раз подтверждает невозможность достижения целей незаконными средствами.
Следует обратить внимание на влияние средств массовой информации и родительских примеров, которые провоцируют деструктивное поведение человека. Все больше и больше говорят о том, что плохо, а не о том, что хорошо. Люди начали делиться своими бедами, что еще больше убеждает окружающих в том, что никому нельзя доверять и быть коварным.
Безбожие также относится к аномии. Это явление отчетливо проявилось во времена господства веры и религии. Давайте вспомним, как сжигали на кострах женщин, подозреваемых в колдовстве. Любой, кто не соответствовал определенным социальным нормам, должен был умереть, что создавало иллюзию сохранения целостности. Однако это привело лишь к тому, что нечестивцы научились скрываться или притворяться верующими.
Говоря о социальных нормах, важно понимать, что многие люди вынуждены им следовать. Более хитрые из них научились избегать наказания, которое является следствием совершения преступного деяния. Аномия – это попытка приспособиться к условиям жизни.
Социальная аномия
В ходе достаточно резкого изменения целей и морали определенного общества некоторые социальные категории перестают ощущать свою принадлежность к этому обществу.
Концепция аномии – это процесс эрозии фундаментальных основ культуры, в частности, этических норм. Результатом является отчуждение таких категорий граждан. Более того, они отвергают новые общественные идеалы, нормы и мораль, включая провозглашенные обществом образцы поведения. Вместо того чтобы использовать общепринятые способы достижения индивидуальных или общественных целей, они предлагают свои собственные, часто незаконные.
Состояние аномии, охватывающее социальными потрясениями все слои населения, особенно сильно влияет на молодежь.
В социологии аномия – это любой вид “отклонения” в ценностно-нормативной системе общества. Другими словами, такое состояние возникает, когда существующая иерархия разрушена, а новая еще не сформировалась. Пока социальные силы, которые остаются в одиночестве во время кризиса, не будут приведены в равновесие, их сравнительная ценность не может быть принята во внимание, и, следовательно, любое регулирование на какое-то время становится несостоятельным.
Дюркгейм видел причины аномии в противопоставлении “фундаментального” общества и современного индустриального общества.
Проблема аномии вызвана переходным характером исторического периода, временным ослаблением морального регулирования новых экономико-капиталистических отношений.
Аномия – продукт неполного перехода от механического единства к органическому единству, поскольку объективная основа последнего (общественное разделение труда) прогрессирует интенсивнее, чем находит моральное обоснование в коллективном сознании.
Факторы, способствующие формированию аномии: столкновение двух категорий социально порождаемых явлений (первая – интересы и потребности, вторая – ресурсы для их удовлетворения). В рамках общепризнанных порядков возможности и потребности индивидов удовлетворялись довольно легко, поскольку они сдерживались соответствующим коллективным сознанием, препятствуя развитию индивидуализма, личного освобождения, устанавливая жесткие рамки того, чего субъект может легитимно достичь в данной социальной позиции. Иерархическое (традиционное) феодальное общество было фиксированным, потому что оно ставило разные цели для разных слоев и позволяло каждому члену чувствовать, что его собственное существование имеет смысл в рамках ограниченного, закрытого слоя.
Развитие социальных процессов вызвало рост “индивидуализации”, в то же время подрывая силу группового контроля и стабильные моральные границы, присущие более ранним временам. В новых условиях резко возрастает степень свободы личности от традиций, групповых обычаев, предрассудков, доступность индивидуального выбора знаний и способов действий. Относительно свободное устройство индустриального общества перестает определять жизнедеятельность индивидов и постоянно воспроизводит аномию, означающую отсутствие стабильных жизненных идеалов, норм и образцов поведения, что ставит большинство людей в ситуацию неопределенности, лишает их коллективного единства, чувства связи с определенной категорией и обществом в целом. Все это приводит к росту девиантных и саморазрушительных поведенческих реакций в обществе.
Аномия вызвана противостоянием в обществе, которое направлено на нарушение общепринятых правил и запретов
Тотальная и очаговая аномия
В зависимости от площади социального пространства, охваченного деструктивными процессами, аномия может быть очаговой или тотальной. После того, как силы хаоса оставили свой след в прошлом, в любой социальной системе всегда сохраняются остаточные, периферийные формы аномии. Они по-прежнему присутствуют в многочисленных социальных “нишах” социальной системы.
Очаговая аномия, в отличие от полной аномии, была неотъемлемой частью каждой социальной системы на протяжении всей ее истории.
Очаговые вспышки беспорядка необходимы системе для поддержания ее жизнеспособности. Это связано с тем, что тотальная, полная однородность и абсолютная упорядоченность делают систему хрупкой и снижают ее устойчивость к внешним разрушительным воздействиям. Наличие анклавов аномии с характерной для них множественностью различных девиаций создает широкое пространство социальной свободы для активного действия и энергичного самоутверждения социальных субъектов. Именно эти очаги оказываются местами, где рождаются нестандартные модели жизни, различные свежие открытия и социальные инновации.
Не потому ли государство, его институты, власть всегда с недоверием относятся к свободе и ее различным проявлениям? Ответ заключается в том, что они чувствуют прямую связь между свободой и аномией. Они считают, что свобода – одна из ипостасей хаоса, что она может привести к дезинтеграции социальных структур, что она всегда несет в себе возможность перехода к вседозволенности.
Очаговая аномия – это форма сохранения “ниш” свободы даже в самых “закрытых” системах, где блоки социальных институтов тесно связаны друг с другом. Чем жестче и тотальнее социальный контроль, тем интенсивнее процессы в этих “нишах”.
Гражданское общество играет важную роль в сохранении таких ниш. Одна из его задач – поддерживать существование таких словарей и защищать их от разрушения государственной машиной. Разумеется, это относится к тем центрам, где культивируются формы аномии, которые не являются криминальными и не угрожают жизни, здоровью или достоинству граждан.
Социальная норма и социальная аномия
Одним из основных понятий в социологии является социальная норма, которая рассматривается как механизм оценки и регулирования поведенческих реакций индивидов, категорий и социальных коллективов. Социальные нормы – это предписания, установки, ожидания соответствующего (социально одобряемого) поведения. Нормы – это определенные идеальные образцы, которые определяют, что люди должны говорить, думать, чувствовать и делать в определенных условиях. Система норм, действующих в данном обществе, образует единое целое, отдельные структурные элементы которого взаимозависимы.
Социальные нормы – это обязательства одного человека перед другим или перед социальной средой. Они обуславливают формирование сети социальных отношений группы или общества. Социальные нормы – это также ожидания групп разного размера и общества в целом. Окружающее общество ожидает определенного поведения от каждого человека, который соблюдает эти нормы. Социальные нормы обуславливают развитие системы социальных отношений, включая мотивы, идеалы, стремления субъектов действия, ожидания, оценки.
Состояние общества, заключающееся в утрате его членами значимости социальных установок и идеалов, что провоцирует распространение девиантного поведения, называется социальной аномией. Это также проявляется:
- В отсутствие сравнительных норм между людьми и социальной оценки собственного поведения, что порождает состояние “люмпенизации” и утраты группового единства;
- Несоответствие между социальными целями и одобренными средствами их достижения, которое толкает людей к незаконным средствам достижения, когда цели, установленные законом, недостижимы.
Социологи, сопоставляя понятия аномии и девиантного поведения, считали точкой пересечения несоблюдение членами общества установленных ими самими норм. Принципиальное различие между понятиями аномии и девиации заключается в социальном масштабе факторов, спровоцировавших их проявление. Природа аномии гораздо глубже. Она вызвана серьезными социальными трансформациями, которые влияют на общество как систему и на отдельных его членов.
Социальный вакуум
Многие социологи утверждают, что аномия – это своего рода вакуум, который возникает на месте разрушенных ценностей, пока еще не появились новые. Причем каждую социальную патологию можно рассматривать именно как социальное явление, аномию.
Мертон, например, утверждал, что суицидальное поведение зависит в большей степени от внешних причин, а в меньшей – от внутренних особенностей человека или его психического состояния. Это наглядно прослеживается на примере сегодняшней ситуации в России, когда подростки, ведомые кем-то в сети Интернет, играют в опасные игры, находясь на грани суицида.
Рекомендуем: Что такое альтруизм?
Вместе с тем по мере развития человечества количество аномальных социальных явлений отнюдь не снижается, а преступность постоянно растет вне зависимости от уровня развития общества, меняются лишь способы аномальных действий и реакция на них со стороны окружающих. Эти идеи стали развиваться в более поздних трудах других социологов – например, Л. Клозера, который утверждал, что причинами девиантного поведения являются социально-классовые различия, допустим, между революционерами и консерваторами.
Кстати, Мертону удалось ввести в социологическую науку представление о том, что к возникающим противоречиям люди могут адаптироваться, причем разными методами. Чаще всего это бывают:
- Конформизм – абсолютное принятие одобряемых обществом целей.
- Инновация – это когда цели принимаются, а вот способы их достижения люди отвергают.
- Ретризм – избегание социальных норм, которое проявляется в пассивной форме. Самым ярким примером такого поведения является наркомания.
- Ритуализм – явление, при котором люди воспроизводят лишь привычные им способы достижения целей.
- Мятеж – активное неприятие социальных норм.
Факторы развития социальной аномии
Суть социальной аномии заключается в нарушении социального порядка. Ниже перечислены факторы, “благодаря” которым социальная аномия может развиваться как явление:
- Природные, политические, экономические или иные потрясения, в результате которых значительная часть населения перестала ориентироваться на установленные нормы, отказалась от привычных статусов и ролей в пользу физического выживания.
- Коррозия ценностей, то есть размывание границ между добром и злом и нормами морали. Как следствие, критика вещей, которые были важны не так давно, риторические вопросы общества “Так ли они важны, как считалось?”. Дезинтеграция социальной целостности.
Особенности и последствия аномии
Аномия – это пагубное влияние на общество и отдельных людей в нем. Она отчуждает одно от другого, сводит всю структуру к “ничто”. Диссоциальность, которая является одной из характеристик аномии, приводит к потере способности регулировать членов общества с помощью норм и правил, традиций и установок. Связи и отношения, условия существования общества, перестают воспроизводиться и самовоспроизводиться, что приводит к его безоговорочному распаду. В зависимости от степени проникновения аномии в социальную жизнь, становится все труднее восстановить ее структуру.
Проявления этого процесса в современной России тесно связаны с психологическим настроем населения и его социальным состоянием: нестабильность и неопределенность будущего делают ситуацию шаткой, а попеременное доминирование установок очень ярко характеризует сегодняшнюю аномию. Неустойчивое расхождение усугубляется неспособностью властей разобраться в социальных связях происхождения.
Аномия – это естественный процесс для общества на любой стадии его развития
В чем разница между Аномией Дюркгейма и Мертона?
Теория аномии Дюркгейма относится к ней как к ненормальности, так и к отсутствию социальной сплоченности и солидарности, которые часто сопровождают быстрые социальные изменения. С другой стороны, теория аномии Мертона является продолжением теории аномии Дюркгейма и описывает, как аномия приводит к отклонениям от норм и преступности.
Согласно Дюркгейму, аномия — это ненормальность, которая является результатом отсутствия социальной сплоченности и солидарности, которая обычно сопровождает быстрые социальные изменения. Однако, согласно теории аномии Мертона, большинство людей пытаются достичь культурно значимых целей. Когда общество не предоставляет людям законные средства для достижения культурно значимых целей, они ищут альтернативные пути, тем самым отходят от норм для достижения своих целей, что приводит к преступности и отклонению.
Преодоление аномии
Если вернуться в прошлое, то можно сказать, что преодоление аномии невозможно. Во все времена люди пытались создать общество, которое гармонично способствовало бы счастью и здоровью людей. Однако пока такой системы нет, аномия не может быть преодолена.
Преодолевая аномию, люди часто обращаются к прошлому: “Раньше жизнь была хорошей”. Однако в некоторых ситуациях это не работает, если люди понимают, что предложенные им механизмы не помогут устранить внутренний конфликт между желаемым и достижимым.
До тех пор, пока общество не предоставит всем людям социально приемлемые способы достижения целей, которые оно само пропагандирует, люди будут совершать аморальные поступки. Они будут мотивированы желанием изменить окружающую среду, в которой желание или цель в конечном итоге будут реализованы, но будут характеризоваться обществом как аморальные.
До тех пор, пока существует конфликт между целями (ценностями) и средствами их достижения (средствами), будет существовать аномия. Следовательно, единственный способ преодолеть ее – это соотнести цели с имеющимися ресурсами для их достижения. Однако при этом не учитывается желание “я хочу большего”, которое присуще человеку, стремящемуся к прогрессу. Это означает, что цели всегда будут опережать средства, т.е. они не будут соответствовать им и вызовут аномию.
Аномия в современном обществе
Современное российское общество также находится в состоянии нестабильности, где происходит разрушение ценностей. Люди не чувствуют себя уверенно в будущем, у них нет времени на адаптацию к быстро меняющимся ориентирам и доминирующим ценностям, они испытывают финансовые трудности. Происходит та же переориентация с моральных ценностей на физическое выживание. Разрушение ценностей приводит к профессиональной деградации людей, разочарованию в себе и жизни, в своей работе и потере чувства собственного достоинства.
Мысли, которые беспокоят современных граждан, особенно молодых людей:
- “Надежды на лучшую жизнь рухнули, улучшения ее качества и уровня не будет”;
- “Ментальное здоровье практически на нуле, я становлюсь психом”;
- “Мое будущее и будущее страны неясно, не стоит сейчас заводить детей”;
- “Я боюсь жить, я не чувствую стабильности, безопасности”;
- “Я чувствую себя уязвимой, я не знаю, что делать и куда идти”;
- “Я не знаю, кем я должен быть, что я должен делать, я не знаю, чего я хочу”;
- “Я знаю, чего хочу, но не знаю, как этого добиться”; “Я не знаю, как это получить”;
- “Все настолько непонятно, что простому человеку вроде меня трудно понять, что происходит в стране”;
- “Сейчас все обесценилось, важны только деньги, связи, личный успех”;
- “Все живут одним днем, они не думают о будущем”;
- “Я ни в чем не уверен и никому не могу доверять, сейчас никому нельзя доверять”.
Хаос, апатия, дезориентация, рыночные и потребительские настроения, социальный инфантилизм, отсутствие направления и бесполезность – так в двух словах можно описать состояние современного общества и каждого отдельного человека. В результате мы уже имеем три так называемых потерянных поколения. Одному из них около 50 лет, но он до сих пор не понимает, как жить в этом мире. Самое молодое поколение характеризуется революционными, экстремистскими тенденциями. Некоторые из них четко понимают, чего они хотят добиться в жизни, но их не волнуют интересы страны, всего общества. Среднее поколение ориентировано на потребление и рыночные отношения. Но большинство из них поглощены алкоголем и наркотиками, то есть там, где они не нужны обществу.
Как бороться с аномией? Поиск причины и вызвавшего ее конфликта с целью его устранения. Выберите одну из актуальных на тот момент систем, либо создайте что-то совершенно новое, либо позаимствуйте чью-то готовую систему, например, обратившись к прошлому.
Понятие аномии в социологии
Замечание 1
Общество, в котором произошло обесценивание морали и права, считается нездоровым. У социологов это состояние имеет научное название – социальная аномия.
Когда человек живет в подобных условиях, то у него появляется единственная цель – это выживание, а нормой поведения становится материальная ориентация в обход всем моральным нормам и принципам. Такое состояние не считается нормальным и адекватным, поскольку аномия приводит к постепенному затуханию многих процессов, которые изначально могли бы развивать общество и выводить на совершенно новый уровень.
Таким образом, аномия – это состояние общества, которое характеризуется как противоестественное и опасное. Когда члены общества лишаются оси координат, то они становятся частью так называемого «потерянного поколения». Другие же перестают ощущать всякую ответственность за свои действия и слова. Расцветают такие асоциальные проявления, как алкоголизм и наркомания, повышается уровень суицидальных случаев, преступность становится новой «нормой». Происходит саморазрушение личности и, как результат, разрушение общества в целом.
Ты эксперт в этой предметной области? Предлагаем стать автором Справочника Условия работы
Одним из первых социальную аномию интерпретировал социолог Эмиль Дюркгейм. Французский исследователь отметил, что размытость норм характерна в основном для кризисных периодов, поэтому имеются определенные причины такого состояния, а изучать нужно и их, и последствия. Особенно ясно проявляют себя противоречия, которые возникают между законами, декларирующими общественные идеалы и ценности. Наступает время социальной дезорганизации, которое можно упустить, что приведет к вполне печальным последствиям.
Поэтому от исследователей требуется проанализировать текущее состояние общества, выявить все асоциальные проявления, которые по итогу могут оказаться максимально опасными. Вовремя определенные проблемы позволяют создать условия для предотвращения наиболее разрушительных последствий. К сожалению, чаще всего все идет на самотек, из-за чего исправить уже сложившуюся ситуацию бывает очень сложно. А еще не всегда можно понять, реальны ли проявления аномии, или это просто тревожные признаки, которые могут отражать иные деструктивные процессы в обществе. Поэтому исследователи делают серьезный акцент на выявлении признаков аномии, чтобы отличить ее от других асоциальных ситуаций.
Готовые работы на аналогичную тему
Курсовая работа Аномия и ее проявления в социальной жизни 480 ₽ Реферат Аномия и ее проявления в социальной жизни 260 ₽ Контрольная работа Аномия и ее проявления в социальной жизни 200 ₽
Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость
Американский ученый Роберт Мертон фокусировался на идее, что человек может «выпадать» из социальной структуры, что также является достаточно серьезной проблемой. Социальное устройство Р. Мертон характеризует как совокупность намеченных государством целей и законных средств их достижения. Несмотря на то, что социум может подчиняться собственным моральным устоям и культурным установкам, есть нормы, которые едины для всего человечества, и их крайне важно поддерживать.
Мертон вывел несколько основных типов приспособления человека к обществу, которое поражено аномией:
- конформисты – это законопослушное большинство, которое подчиняется системе;
- инноваторы – индивидуумы, которые отличаются своим девиантным поведением и одобряют провозглашенные цели. Но при этом инноваторы всегда продолжают играть по собственным правилам, поэтому им легче всего адаптироваться к постоянно меняющимся условиям;
- ритуалисты — чаще всего бюрократы, не верящие в общественные идеалы, но продолжающие использовать старые средства их достижения;
- маргиналы – это наркоманы и алкоголики, социальные отщепенцы, которые ведут недостаточно нормальный образ жизни и могут быть опасны для общества;
- бунтари – это революционеры. Их цель – изменить существующую систему, но они же предлагают альтернативные идеалы, чем отличаются от других «приспособленцев».