40 главных правил делового этикета, которые должен знать каждый образованный человек

Деловой этикет (ДЭ) — это сборник правил поведения, форм переписки, требований к внешнему виду и стилю ведения переговоров, которые приняты в бизнес-сообществе и сфере межгосударственных взаимоотношений.

С 1995 года, когда в США появилась первый социальный портал Classmates.com, в понятие ДЭ вошли и правила поведения в интернете, мессенджерах и соцсетях.

Среди прочего, деловой этикет может подразумевать неразглашение конфиденциальной информации, пунктуальность и точность в исполнении обязанностей, соблюдение субординации, доброжелательность в общении.

Зачем нужен деловой этикет

Это своего рода правила дорожного движения, где в качестве участников выступают представители бизнеса, дипломаты, государственные деятели, чиновники и другие официальные лица.

О важности соблюдения норм делового этикета можно судить по результатам встречи королевы Елизаветы II и супругов Обама.

В момент приветствия Мишель Обама обняла королеву, что было недопустимо. Да, Елизавета не растерялась и приобняла первую леди в ответ. В результате встреча прошла спокойно, но впоследствии супругов Обама не пригласили на церемонию бракосочетания принца Уильяма и Кейт Миддлтон.

Только набор правил поведения способен обеспечить взаимопонимание между людьми из разных культурных и социальных слоев. Расскажем об этих правилах более подробно.

Интересные факты

Истории известны случаи, когда слишком рьяное соблюдение правил этикета ни к чему хорошему не приводило.

Французский маршал Бессомпьер в мемуарах вспоминал, что испанский король Филипп III умер от угарного газа, сидя в кресле у камина. Придворные не смогли вовремя отыскать единственного гранда, который по дворцовому этикету имел право двигать кресло короля.

В Таиланде туристам рассказывают, как однажды перевернулась лодка, на борту которой находилась королева Сунанда. Но никто не посмел прийти к ней на помощь. Когда приехал придворный высокого ранга, имевший право прикасаться к королеве, было уже поздно.

Правила делового этикета

В отличие от светской модели поведения в деловом этикете в приоритете субординация, а не возраст или пол.

Ключевые правила делового этикета:

  • Сохранять в тайне персональные данные и не разглашать конфиденциальную информацию. Сейчас без этого пункта невозможно провести ни одну сделку. А за разглашение информации о пользователях компаниям грозят судебные иски и штрафные санкции. Вспомните скандал с Facebook.
  • Соблюдать сроки и быть пунктуальным.
  • Точно исполнять обязанности и условия договора.
  • Вести разговор в доброжелательной и грамотной манере, не использовать нецензурную лексику, панибратство и неуместный юмор.
  • Не применять оценочные суждения в отношении других людей.

Замечания коллегам: стоит ли делать?

Никто из нас не совершенен — и ваши коллеги могут вызывать вполне понятное раздражение манерой неверно ставить ударения в словах или неправильно употреблять слова из профессиональной терминологии. Стоит ли высказывать свое недовольство вслух при всем коллективе или нужно найти другой способ донесения информации?

Этикет говорит о необходимости обращения ко второму варианту: в первом случае вы наверняка поставите человека в неловкое положение и наживете себе неприятеля среди коллег. Вряд ли это вам нужно, даже если ваши изначальные намерения и побуждения были исключительно благими и направленными на совершенствование конкретного коллеги.

Разумно деликатно поднять интересующий вас вопрос в дружелюбной манере за общим разговором во время перерыва, не уточняя личность того, кто совершает ошибку. Если же это не сработает, можно пригласить коллегу на чашку кофе тет-а-тет и спокойно, вежливо указать ему на оплошность, начав разговор с того, что вы желаете ему добра.

Как написать, чтобы ваше письмо прочитали

Деловая переписка с развитием онлайна все чаще ведется с помощью электронной почты. Для более оперативного общения используют мессенджеры.

Казалось бы, научный прогресс облегчает процесс общения, но правила делового этикета актуальны и в онлайн-переписке. Нарушение грозит не просто испорченным впечатлением, но и может поставить под сомнение ваш профессионализм.

Основные принципы делового этикета в переписке:

  • Обязательно заполняйте графу «Тема» — так получатель поймет, о чем письмо, и не отправит его в спам.
  • Текст должен быть структурированным и логичным. Главную мысль выразите в самом начале. Разбейте письмо на части, используя подзаголовки. Отформатируйте текст по левому краю.
  • Одна тема — одно письмо. Получатель не обязан читать огромное количество текста, если только это не юридический договор. Однако все документы лучше добавлять во вложение к письму.
  • Важная часть письма — обращение к адресату. В зависимости от того, к кому направлено письмо, используйте формулу «Уважаемый(ая) господин(госпожа) + фамилия». Иногда первое слово можно опустить (например, в претензионных письмах). В письме к должностному лицу, представителям власти или духовенства обращайтесь, используя указание должности или звания. В поздравительных письмах и приглашениях используйте обращение по имени и отчеству.
  • В конце письма разместите понятный призыв к действию, ваше имя, должность, контакты.

Важно

. Согласно негласным принципам мирового делового этикета, письма нежелательно отсылать во второй половине дня пятницы, в выходные и праздничные дни, в первой половине понедельника.

Рекомендуем

. В мессенджерах также соблюдайте все эти правила, но важную переписку ведите только в почте, так как в мессенджерах есть функция «удалить сообщение у обеих сторон», а значит, вы можете потерять важную информацию.

Незнакомые люди: здороваться или нет?

Часто офисные помещения находятся в большом здании — соответственно, по пути на рабочее место и обратно вы постоянно встречаете множество совершенно незнакомых людей. Нужно ли здороваться с каждым встреченным человеком?

Нет, здороваться со всеми подряд никто не обязан, но легкая улыбка и кивок головы никого слишком не затруднят и поднимут настроение всем участникам встречи. Правила хорошего тона и здравый смысл советуют не игнорировать людей в здании — особенно если речь идет о тех, кого вы встречаете по утрам изо дня в день по пути в офис.

здороваться или нет незнакомым людям

Дресс-код: как одеться, чтобы не выглядеть смешно

Приведу несколько фактов о тонкостях дресс-кода в разных странах.

В Европе и США принято носить классический деловой костюм. Дресс-код представителей арабских стран предполагает обязательный головной убор и для мужчин, и для женщин. На фото ниже четко видны эти различия.

Официальная встреча делегации Испании и ОАЭ

Официальная встреча делегации Испании и ОАЭ

Поэтому в выборе стиля одежды для международных встреч играет роль желаемая цель визита. Хотите достигнуть договоренностей, соблюдайте особенности стиля одежды принимающей стороны. Посмотрите, как это сделала первая леди одной из европейских стран:

Визит президента Украины с женой в ОАЭ

Визит президента Украины с женой в ОАЭ

Но вернемся к деловому дресс-коду. Общепринято, что в контракте отдельным пунктом оговаривается форма и стиль одежды сотрудников. Но даже если вы индивидуальный предприниматель, приходить на деловую встречу в шортах и сандалиях не стоит.

Основные требования к деловому стилю:

  • Классический костюм актуален во все времена. Современная мода внесла некоторые коррективы: брюки для женщин, вариации с цветовой гаммой для мужчин. Однако сдержанность, элегантность и респектабельность остались неизменны. В случае торжественного мероприятия дресс-код оговаривается в заключительной части приглашения.
  • Прическа и макияж — аккуратно и сдержанно. Никакой «боевой раскраски» у женщин. Обязателен маникюр с покрытием в естественных тонах. У мужчин допускаются борода и усы, если они аккуратно подстрижены. Но, по наблюдениям психологов, гладко выбритые лица вызывают больше доверия.

Обед за рабочим столом: да или нет?

Однозначное “нет”. Это будет отвлекать других сотрудников звуками или запахами, что некорректно по отношению к ним. Если в вашем офисе нет специальной комнаты для еды — отправляйтесь обедать в кафе или ресторан, прогуляйтесь до лавочки в парке или найдите еще какой-то способ утолить голод. Допустимый на рабочем месте максимум — чашка чая или кофе, этикет вполне позволяет подобное.

обед за рабочим столом

Жесты и мимика

Важность «языка тела» одними из первых оценили политики — избиратели на интуитивном уровне выбирают кандидата со спокойно жестикуляцией. Поэтому политики специально вырабатывают движения рук, которые демонстрируют открытость и искренность.

А сколько детективов снято на основе знаний тонкостей невербального общения!

Нанимать специальных тренеров я не призываю, но уделить внимание манере держаться стоит:

  • Вспомните призывы учителей «не сутулиться» — держите спину прямо.
  • Избегайте хаотичных взмахов руками. Если сложно, возьмите какой-нибудь предмет, например, блокнот. Карандаш или ручка вряд ли помогут удержать руки на месте.
  • Хотите что-то показать, не тычьте пальцем. Лучше это сделать открытой ладонью.
  • Смотрите собеседнику в глаза уверенно и твердо. Для этого тренируйтесь перед зеркалом. А еще лучше — попросите снять вас во время разговора с кем-либо и проанализируйте каждое движение.
  • Выражение лица должно быть спокойным, приветливым, без гримасничанья.
  • Абсолютно неприемлемы объятия, воздушные или обычные поцелуи — только короткое энергичное рукопожатие.

Open space: как приветствовать всех?

Такая организация рабочего пространства встречается довольно часто — и что же делать в этом случае? Здороваться со всеми разом или же подходить к каждому персонально для пожелания хорошего дня?

Верен первый вариант. Нужно приветствовать всех находящихся в открытом пространстве одновременно, используя нейтральные фразы наподобие “добрый день”, а то и “привет”, если отношения между коллегами достаточно неформальные. После этого можно спокойно отправляться к тем сослуживцам, с которыми у вас более близкие отношения или совместные дела для детального приветствия и обсуждения планов на день.

Правила современного делового этикета при общении в интернете, соцсетях, мессенджерах

Я уже касалась этой темы в пункте про деловую переписку. Добавлю несколько уточнений:

  • Запомните: любое ваше сообщение, комментарий или публикация останутся в сети, за редким исключением, навсегда.
  • Присутствие бизнеса в соцсетях сейчас обязательно. Поэтому следите за стилем коммуникации с пользователями. Избегайте дискриминационных и других оскорбительных высказываний, которые могут вызвать международный скандал и даже стать причиной увольнения. Только уважение, толерантность и доброжелательность.
  • В случае необходимости написать сообщение в мессенджере, помните о времени — только в будние дни и в рабочее время.

Переговоры, встречи, звонки: что допустимо, а что нет

Правила делового этикета во время общения по телефону или на переговорах схожи. Актуальны вежливость, пунктуальность, правильность речи, спокойный и уверенный тон.

На что стоит обратить внимание:

  • Представляйтесь, называя имя и фамилию полностью. Если это сложно произносить, придумайте сокращенный вариант. Например, у одного из богатейших людей планеты Билла Гейтса есть и полное имя — Уильям Генри Гейтс III.
  • Во время переговоров не допустимо отвлекаться на мобильный телефон. Этим вы показываете неуважение к собеседнику. Если вы ожидаете важный звонок, предупредите об этом в начале беседы. Но сделать это можно только один раз.
  • Благодарить собеседника за встречу допустимо один или два раза — вы не должны выглядеть просителем.
  • В случае обрыва связи, перезванивает звонивший.

Надеюсь, мои советы помогут вам построить успешные деловые отношения с коллегами, партнерами и клиентами.

Как рассаживать гостей на официальных приемах

  • Первой садится за стол хозяйка и приглашает гостей занять места.
  • За столом мужчины чередуются с женщинами.
  • Супруги или сотрудники одной фирмы не сидят рядом друг с другом.
  • Мужчины помогают сесть дамам по соседству, затем усаживаются сами.
  • Самое почетное место на мужском приеме – справа от хозяина. Если прием с участием женщин, то справа от хозяйки. Если почетный гость приглашен с супругой, то гостья садится слева от хозяина приема, а гость справа от хозяйки – разумеется, в случае, если хозяйка и хозяин сидят рядом.
  • По окончании трапезы хозяйка выходит из-за стола первой, подав сигнал остальным гостям.
Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]