Всем нам в жизни приходилось сталкиваться с ложью. Нередки случаи, когда человек чувствует, что перед ним лжец, но не может объяснить словами, почему так считает. Все дело в неконтролируемой микромимике, именно она помогает выявить обман. А как быть с актерами? Мы ведь знаем, что их действия на сцене или в кино вымышлены, но все равно проникаемся сюжетом и проживаем его по-настоящему. Почему мы верим их игре? И как понять, что человек вам врет?
Психология лжи
Лжец всегда понимает, что ввязывается в рискованное мероприятие. Подсознательно мы воспринимаем ложь как преступление. И хоть за бытовое вранье ни уголовной, ни административной ответственности не предусмотрено, лжеца преследует страх разоблачения. Даже если человеку глубоко наплевать на ваше мнение о нем и отношение к нему, он в любом случае подсознательно будет делать две вещи:
- Пытаться заблокировать передачу ложной информации. Это хорошо прослеживается в детских жестах: ребенок, который лжет, пытается закрыть себе рот руками.
- Сообщать лжецу страх перед разоблачением. Оценивать последствия разоблачения человек начинает уже тогда, когда оно неизбежно или уже произошло. До тех пор, пока ложь не раскрыта, даже полная безнаказанность в перспективе не избавит человека от боязни быть изобличенным во лжи.
Лжец будет пытаться скрыть свое волнение под маской фальшивых эмоций. Но проблема в том, что волнение имеет вполне физиологические формы в виде учащенного пульса, усиленного потоотделения, сухости во рту – всё это трудно скрыть. Другая проблема – окружающим заметно, что эмоции фальшивы. Лжеца могут выдать:
- глаза
- мимика
- голос
- речь
- жесты
Давайте детальнее рассмотрим каждый пункт.
Микромимика
Самые честные эмоции, как правило, проявляются на лице человека на короткие мгновения только в самом начале разговора. Это может быть полуулыбка, длящаяся первые пять секунд, или взволнованный вид, длящийся примерно такое же количество времени. Эти микровыражения эмоций иногда замечаются буквально на подсознательном уровне и позволяют правильно определить — лжет человек, или нет. Хотя вы даже можете и не понимать, как вы это узнали. Многие люди буквально «нутром» чувствуют, что человек, сидящий напротив них, врет. Обычно к такому выводу позволяют прийти наблюдения за микровыражениями. Как правило такие выражения эмоций происходят очень быстро, но если вы будете внимательными, то обязательно сможете их заметить.
Взгляд
На курсах студии «Бенефис» преподаватели большое внимание уделяют работе глаз. С помощью мимики, и в первую очередь взгляда достигается обратная связь при общении. Ваши жесты и слова могут выглядеть очень убедительно, но если при этом взгляд будет выражать иную эмоцию, интуитивно собеседник распознает ложь.
Глаза, как известно, лгут в первую очередь. Понять по глазам, что человек врет, можно по ряду признаков.
- Размер зрачка.
Зрачок меняет размер не только под воздействием света, он также реагирует на отношение к словам собеседника, конкретнее – на согласие и несогласие. Если человек согласен с вами, его зрачки будут шире, если не согласен – уже. Так, в кивающем человеке с узкими зрачками нетрудно узнать обманщика. - Визуальный контакт.
Лжец либо избегает смотреть в глаза, либо, наоборот, заглядывает вам в лицо гораздо чаще, чем того требует ситуация. Кроме того, когда человек пытается делать «честные глаза», от напряжения он реже моргает. - Бегающий взгляд.
Это самый известный признак лжи. Можно добавить, что мы инстинктивно не доверяем человеку с «бегающими глазками», даже если это его обычная манера. - Реакция на вопрос.
Человек, который по-настоящему вспоминает что-то, всегда отводит глаза в сторону, вниз или вверх, даже если это длится всего секунду. Дело в том, что ложь всегда требует дополнительных усилий памяти: например, нужно помнить до мелочей два варианта событий – подлинный и вымышленный. Человек, который выслушал вопрос и ответил на него, не переставая смотреть вам в глаза, точно ничего не вспоминал. Может быть, потому что вспоминать было нечего.
На курсах в студии «Бенефис» отработка этого блока происходит при помощи специальных упражнений для развития мимики. Они улучшают подвижность и взаимодействие лицевых мышц, особенно тех, которыми мы редко пользуемся в повседневной жизни.
Самые простые упражнения – это обычное кривлянье или чередование сильного напряжения мышц лица с последующим полным расслаблением. Существуют также упражнения на обособленное использование отдельной группы лицевых мышц. Развивать язык жестов, а также мимическую выразительность лица помогают логоритмические упражнения по актерскому мастерству.
Как определить ложь по глазам
Движение глаз и ложь
В прошлой статье мы говорили о том, как распознать ложь по жестам, теперь разберем, как определить ложь по глазам.
Может ли направление взгляда показать, говорит ли человек правду? — Да, но это не так просто, как выглядит в сериалах.
В фильмах следователь выясняет что человек лжет по движению глаз влево или вправо во время речи.
В действительности было бы глупо приходить к какому-либо суждению без дальнейших исследований, но у техники есть свои интересные стороны.
Читайте, размышляйте и тестируйте на своих друзьях и семье, чтобы выяснить, насколько это работает.
Ключи глазного доступа (визуальные ключи) «глаза лжеца»
Впервые термин «ключи глазного доступа» обсуждался в книге Ричарда Бэндлера и Джона Гриндера «Из лягушки в принцы: НЛП». Вот, что авторы обнаружили в процессе экспериментов.
Во время ответов на вопросы обычный праворукий человек смотрит (с вашей точки зрения):
Вверх влево
Обозначает: Визуальное конструирование образа (Vc)Если вы попросите кого-нибудь представить фиолетового быка, человек посмотрит вверх и налево, потому что он будет конструировать фиолетового быка в своем мозге.
Вверх вправоОбозначает:Визуальное воспоминание образа (Vr)Если вы спросите кого-нибудь «Какого цвета были обои в твоей комнате в детстве?», он будет вспоминать и глаза начнут двигаться вверх и вправо.
ВлевоОбозначает:Конструирование звука (Ac)Если вы попросите кого-нибудь воспроизвести в голове самый высокий звук, который может издать инопланетянин, он начнет конструировать в голове звук, которого никогда не слышал.
ВправоОбозначает:Воспоминание звука (Ar)Если вы попросите кого-нибудь вспомнить, как звучит голос его матери, он посмотрит вправо.
Вниз влевоОбозначает:Ощущения / Кинестетика (F)Если вы спросите кого-нибудь «Ты можешь вспомнить запах костра?», он посмотрит вниз и влево.
Вниз вправоОбозначает:Внутренний диалог (Ai)Это направление глаз во время того, как кто-то «разговаривает с собой».
Как использовать эту информацию, чтобы распознать ложь?
Пример:
Представим, что ребенок просит у вас печенье, а вы спрашиваете его «Хорошо, а твоя мама разрешила тебе?». Ребенок отвечает «Мама разрешила…да» и смотрит влево. Это означает, что ответ выдуман, поскольку глаза показывают «конструирование образа или звука». Взгляд вправо будет означать припоминание голоса или образа, что соответственно, будет говорит о правдивости ответа.
Заключительные замечания:
*** Взгляд прямо перед собой, а также расфокусированный взгляд также означает припоминание образа.
*** У левши все значения будут обратны тем, что у правши.
*** Также, как и в других случаях определения лжи, необходимо сначала установить обычное поведение человека, прежде чем принимать решения на основе движения его глаз.
*** Многие скептики считают вышеизложенную информацию полной чушью. Но почему бы вам не попробовать самим? Составьте лист вопросов, которые похожи на те, что написаны в этой статье. Задайте эти вопросы знакомым, понаблюдайте за их реакцией и запишите результаты.
Результатами можете поделиться с нами в комментариях)
Если вас интересуют подробности, рекомендуем целиком прочитать книгу Ричарда Бэндлера и Джона Гриндера «Из лягушки в принцы: НЛП».
В следующей статье мы поговорим о микровыражениях лица и тончайших проявлениях эмоций. Не пропустите!
Голос и речь
Преподаватели школы «Бенефис» знают множество уловок, как распознать лжеца. Его часто выдают голос и речь. Человек, говорящий неправду, старается произносить слова быстрее, чтобы не выдать себя. Ложь легче отрепетировать в форме монолога, легенды, подготовиться же к диалогу практически невозможно: ведь мы не знаем, какие вопросы может задать собеседник.
Именно вопросы обычно сбивают лжецов с толку: заставляют медлить, мямлить, путаться в показаниях и говорить лишнее. Поэтому на допросах опытных полицейских настораживает, когда двое или больше подозреваемых рассказывают практически дословно одну и ту же историю, отрепетированную до мелочей.
Тот, кому приходилось бывать на допросах в качестве допрашиваемого, надолго запомнит ощущение сухости в горле. Оно возникает от сильного волнения и изрядно мешает говорить.
Лжец всеми силами пытается себя не выдать. Излишние старания бросаются в глаза, например – навязчивое стремление подчеркнуть правдивость своих слов, даже если эту правдивость никто не ставит под сомнение. Он использует характерные речевые обороты: «клянусь», «честное слово», «зуб даю», «чтоб мне провалиться на этом месте». При этом голос лжеца выдает его волнение и старание выглядеть честным. Голос становится более громким, тон – чуть выше обычного. Часто лжец и сам замечает, что его слова прозвучали фальшиво, и начинает волноваться еще больше: запинается, сбивается, заикается, говорит лишние слова, чем еще больше усугубляет свое затруднительное положение.
Контролировать речь так же тяжело, как и собственные эмоции. Одной лишь информации, приведенной выше, недостаточно, чтобы научиться говорить убедительно. Нужно постоянно тренироваться, желательно – под руководством опытного преподавателя. Существует множество театральных методов постановки голоса, которые используют на своих занятиях преподаватели студии «Бенефис»:
- Дыхательные упражнения;
- Упражнения на расслабление;
- Артикуляционная гимнастика;
- Упражнения на диапазон и др.
Упражнения на проработку голоса делают речь более четкой, громкой, размеренной, иными словами – убедительной.
Речь
В нашем общении непосредственно на слова приходится 20-40% передаваемой информации, то есть меньше половины. Всё остальное — это невербальная (то есть несловесная) информация. Способы её передачи изучает такой раздел языкознания, как паралингвистика.
Паузы — наиболее распространённый признак обмана. Они могут быть либо слишком продолжительными, либо частыми. Наличие междометий — «гм», «ну», «э-э» — тоже свидетельствует о том, что вам, возможно, говорят неправду или что-то недоговаривают.
Повышение тона — вероятный признак. Речь становится громче и быстрее, человек испытывает возбуждение. Причины могут быть разные — гнев, восторг, страх. Но может быть и ложь.
Бесполезные факты
. Чтобы сделать рассказ убедительным, люди стараются насытить свою вымышленную историю реальными событиями, далёкими от предмета разговора. Например, если вам захочется подробно узнать о людях, с которым встречался ваш собеседник, что ему, допустим, нужно скрыть, то вы услышите развёрнутые микрорассказы о том, какая чудесная была еда, великолепная погода, какие эмоции были вызваны теми или иными повседневными событиями, а про людей может быть сказано только вскользь. Словом, вам чётко нарисуют обширный фон, а в центре картины лишь набросают смазанный эскиз.
Ответ в стиле «сам догадайся»
. Надо следить, чтобы человек отвечал прямо, при этом его не обязательно поправлять и тем самым давить на него. Помните, что вопрос, заданный на вопрос – это лишь косвенный ответ. Если вы поинтересовались «Ты смотрел телевизор сегодня?», а вам возразили «Ну ты же знаешь, что я не мог этого сделать?» – то надо понимать, что это уход от прямого ответа. Хотя нужно отметить, что люди могут отвечать так лишь потому, что оскорблены недоверием к себе и не считают нужным отвечать прямо. Другой вариант непрямого ответа, когда вам также предлагают додумать сказанное самостоятельно, но не говорят напрямую, например, на вопрос «Вы уверены, что можете починить это?» может следовать фраза «Друзья меня считают прекрасным мастером!». Из неё можно сделать вывод, что человек не уверен в своих силах, но и признаваться в этом ему не хочется.
Как вы спросили – так вам и ответили.
Частое и точное употребление фраз из вашего вопроса, а также полное повторение вопроса перед тем, как человек начнёт отвечать, может свидетельствовать о неискренности. В таких ситуациях ваш собеседник не успевает придумать, что ответить, поэтому использует ваши же слова или тянет время перед ответом, чтобы успеть сконструировать правдоподобную версию.
Анекдот вместо ответа
. Обратите внимание на «забавные» ответы. Вы спросили, вам остроумно ответили, вы оценили, посмеялись и перешли к другому вопросу или вообще не стали больше докучать этому забавному собеседнику – обычная ситуация. Но нужно задуматься, если человек часто отшучивается, вместо того, чтобы прямо ответить, возможно, он делает это намеренно.
Речь на разных скоростях
. Частое покашливание, попытки прочистить горло, резкое изменение речи с нормальной на более быструю или на более медленную, может означать, что человек нервничает, возможно, лжет. На это же указывает любое, объективно ничем не обусловленное изменение голоса, тона говорящего.
Если в процессе рассказа человек возвращается назад по ходу рассказа и дополняет его чем-то: уточняет, говорит, что забыл что-то упомянуть, добавляет детали, то это указывает на искренний рассказ. Выдуманную на ходу историю сложно вспомнить, дополнить в середине, а потом продолжить додумывать с конца – есть высокая вероятность сбиться и запутаться
Язык жестов и позы
Люди, далекие от мира театрального искусства, не в состоянии контролировать невербальный язык общения, сознательно им пользоваться. Тем не менее, в жестах заложена определенная информация, которой мы обмениваемся с собеседником. Можно сказать, что диалог всегда идет на двух уровнях – уровне речи и уровне невербальных знаков. Существуют жесты, с помощью которых мы можем распознать ложь. Достаточно странного взгляда, поворота головы, движения руки – и вот мы уже не доверяем собеседнику или остерегаемся его, не понимая даже причины такой реакции.
На курсах театрального мастерства учат сознательному управлению невербальными сигналами и микрореакциями. Актер, овладевший такими навыками, способен на уровне ощущений внушить собеседнику желаемую информацию, вызвать определенные эмоции: доверия и симпатии, опасности и неприязни.
Но не все так просто. Даже самый лучший актер не в состоянии полностью управлять невербальным языком своего тела. Для достижения нужного эффекта он усилием воли вызывает в себе некое эмоциональное состояние, в котором нужные невербальные сигналы появляются сами собой. Эта техника лежит в основе известной на весь мир Системы Станиславского, которая изучается и применяется актерами в целях создания сценического образа.
Язык жестов и позы
Вначале статьи мы упоминали детский жест закрывания рта руками. Конечно, взрослые люди этого не делают, но остаточные реакции часто наблюдаются и у них. Например, легкие прикосновения к губам или к носу – наше подсознание пытается в такой способ сдержать обманную речь. Характерный признак: если у человека действительно чешется нос, он будет его чесать, если же человек делает этот жест во время лжи, то касается лица легко и отрывисто, необоснованно. Это актуально и для других жестов, например, когда руки оказываются у лица для прикрытия зевка, чиханья или кашля. Хотя, некоторые маскируют этот жест фальшивым покашливанием.
Умение правильно жестикулировать во время произнесения речи делает её более выразительной, помогает удерживать внимание публики. В театральной студии «Бенефис» вы научитесь замечать чужие невербальные жесты и осознанно контролировать собственные. Для развития гибкости и подвижности рук мы используем различные упражнения: «Крокодил», «Красим забор», «Собери по частям», «Гладим животных» и другие пантомимы. Заученные, механические движения еще никому не прибавляли убедительности. Другое дело, когда определенные жесты входят в привычку, органично вписываются в арсенал выразительных средств.
Тело
Прежде всего следует обратить внимание на позу собеседника
Хорошо известны «закрытые позы» — скрещённые руки-ноги. Они говорят как минимум о том, что собеседник не очень склонен к общению с вами. Человек может выглядеть расслабленным, но попытки спрятать руки, сложить их на груди или в замок на коленях выдают его. Не факт, что он вам врёт — но явно хочет от вас что-то скрыть, не проговориться.
Бывает, что лжец съёживается, будто стремится занять как можно меньше места.
Ещё одна поза: если человек во время беседы делает шаг назад, скорее всего, он сам не верит в то, что излагает вам.
Бывают «оговорки в жестах», своего рода невербальные утечки информации. Не каждый лжец допускает их, но, если они случаются, это надёжный знак о его намерениях.
Если человек касается руками лица: чешет нос, прикрывает рот, то это признаки, что он подсознательно закрывается от вас, ставить барьер между вами.
Наиболее распространённые жесты обмана:
[/td]
Непроизвольное пожатие плечами говорит о равнодушии, о том, что человеку всё равно. А если он дёргает одним плечом — значит, врёт с очень высокой долей вероятности. |
Потирание глаз. Когда ребенок не хочет на что-то смотреть, он закрывает глаза ладошками. У взрослого этот жест трансформируется в потирание глаза. Таким образом мозг пытается блокировать что-то неприятное для нас (обман, сомнение или неприятное зрелище). У мужчин это более выраженный жест — они трут глаза, будто им соринка в глаз попала. У женщин этот жест менее заметен и вполне может сойти за поправление макияжа, так как дамы обычно потирают аккуратно пальчиком нижнее веко. Но и тут стоит быть внимательным — вдруг и вправду соринка попала или ресничка! |
Прикосновение к носу ( зачастую быстрым, неуловимым движением) тоже бывает признаком вранья. Этот жест называют «симптомом Пиноккио» Помните сказу про Пиноккио, где его нос начинал стремительно расти, когда он врал? На самом деле физически этот процесс и вправду происходит — в организме выделяются особые вещества кателохамины, которые приводят к раздражению слизистой носа, также повышается давление, усиливается кровоток и нос и вправду немного увеличивается. Но это не заметно, зато заметно, как ваш собеседник начинает тянуться к носу и почесываться его. |
Прикрытие рта рукой либо покашливание в кулак, по мнению психологов, показывает желание подавить произнесение собственных лживых слов, не дать им вырваться наружу. |
Смахивание воображаемых пушинок с одежды. Собеседник не одобряет услышанное. Он не хочет (или не может) об этом сказать вслух, но жест выдаёт его мысли. |
Оттягивание воротничка. Знакомый жест, правда? Как-будто становится душно и человеку тяжело дышать. Обман приводит к повышению давления и усиленному потоотделению, особенно если обманщик боится быть пойманным на лжи. |
Ещё к жестам обмана можно отнести
Потирание мочки уха. Вернемся к нашим обезьянкам! Это жест «ничего не слышу». Обычно он сопровождается взглядом в сторону. Варианты этого жеста: потирание мочки, почесывание шеи за ухом, ковыряние (уж простите) в ухе или скручивание его в трубочку. Почесывание шеи. Как правило, люди делают это указательным пальцем той руки, которой они пишут. В среднем человек почесывает шею 5 раз в день. Этот жест означает сомнение. То есть если вам человек говорит что-то вроде «Да-да! Я с вами совершенно согласен» и при этом тянется, чтоб почесать шею, это означает, что на самом деле он не согласен и сомневается.
Пальцы во рту. Самый яркий персонаж с пальцем во рту, это Доктор Зло из фильма об Остине Пауэрсе. Он практически всегда держит свой мизинец около рта. Это бессознательная попытка человека вернуться в состояние безопасности, которое обычно ассоциируется с младенчеством и сосанием той же соски. Взрослый человек сосет сигару, трубку, дужки очков, ручку или жует резинку. Большинство прикосновений ко рту связанны с обманом, однако это также говорит еще и о том, что человек нуждается в одобрении. Возможно он врет потому что боится, что правда вам не понравится.
Обратите внимание на такой жест, как выставленный средний палец руки. Он может просто лежать на колене либо человек невзначай коснётся им своего лица. Это жест враждебности и скрытой агрессии: собеседник будто бы посылает вас куда подальше.
Также следует замечать, если собеседник переминается с ноги на ногу или вообще делает небольшой шаг назад. Это указывает на желание уйти, отстраниться от вас, чтобы не выдать что-то. Особенно важно обращать внимание на движения назад, когда вы задаёте вопросы. Если голова отвечающего резко отстранится назад или вниз – это, возможно, тоже попытка закрыться.