Статья на тему «САМООРГАНИЗАЦИЯ — СОСТАВЛЯЮЩЕЕ ЛИЧНОГО УСПЕХА ЧЕЛОВЕКА»

В статье мы расскажем:

  1. Саморазвитие личности
  2. Самоорганизация как элемент саморазвития личности
  3. Признаки самоорганизованной личности
  4. Причины отсутствия самоорганизации
  5. Комплекс действий, включающий в себя самоорганизацию
  6. Эффективные методы самоорганизации

Самоорганизация и саморазвитие личности – это очень сложные процессы, направленные на интеллектуальное развитие человека. Они предполагают наличие таких качеств, как сила воли, дисциплина, умение ставить перед собой задачи и добиваться поставленных целей, нести ответственность за свои слова и действия.

Стать такой личностью непросто. На пути к самосовершенствованию множество барьеров и препятствий. Но стоит только захотеть измениться, как возможности сразу представятся. Человек не должен стоять на месте, развитие – обязательное и необходимое условие существования в социуме, именно об этом мы и поговорим далее.

Саморазвитие личности

Начнем с главного. Что такое саморазвитие личности?

Саморазвитие – это волевой процесс осознанной работы над собой. Его цель заключается в достижении конкретных критериев, уровней в отношении собственной личности. Вы спрашиваете себя, чего хотите от жизни, к чему хотели бы прийти. И планируете свой путь. Соответственно, нарабатываете новые знания и умения, необходимые для этого. Только так человек может достичь гармонии и удовлетворенности жизнью.

Именно саморазвития вам не хватает, если вы регулярно задумываетесь о своем месте в мире, предназначении и значимости для окружающих.

Формулировать свои желания, превращать их в цели и разбивать на задачи – непросто. Еще сложнее работать над собой. Но самоорганизация и саморазвитие – единственный способ жить так, как вам хочется.

Саморазвитие включает в себя несколько ключевых навыков:

  • повышение осознанности;
  • контроль над собой;
  • развитие силы воли.

Они становятся важными ключами к изменению качества жизни и дальнейшему достижению поставленных целей.

Заниматься саморазвитием можно самому. Сегодня есть множество способов получить информацию в книгах, лекциях и передачах на ТВ и в Интернете. Кому-то проще не тратить время на поиск и довериться профессионалу, который поделится своими знаниями и опытом. Выбрать персонального коуча не так легко. Будьте бдительны. Обратите внимание на достижения самого тренера, его жизненные ценности и личные качества.

3 важных шага

, которые должна пройти каждая женщина

Аника Снаговская

Автор и ведущая женских тренингов по гармонизации женской энергии. Мастер по снятию ограничивающих убеждений и мастер расстановок.

Я подготовила для вас три урока, которые помогут вам лучше понять себя, снять ограничения, мешающие почувствовать себя любимой и жить счастливо.

01

Видео-урок с медитацией: 5 состояний женственности

Вы узнаете про 5 женских состояний, которые есть в каждой женщине, как они проявляются и какие архетипы у вас больше всего проявлены, а какие не развиты.

02

Видео-урок + медитация: Как отпустить прошлые отношения

Рассказываю, что необходимо сделать, чтобы освободить свое сердце от старых чувств, и разорвать энергетические нити связывающие вас с прошлым партнером.

03

Аудио запись: Нейро-аф

Благодаря этой нейро-аффирмации вы сможете вернуть любовь к себе и почувствовать искреннюю благодарность и счастье за каждый свой день.

Топ-3 полезных материала, которые помогут лучше познать себя

И начать новую, счастливую для себя жизнь.

Видео-урок с медитацией: 5 состояний женственности

Видео-урок + медитация: Как отпустить прошлые отношения

Аудио запись: Нейро-аф

Заберите Ваши подарки!

Саморазвитие как способность меняться и постоянно работать над собой крайне важно и в профессиональной сфере. При выборе персонала специалисты по кадрам все больше внимания уделяют не только имеющимся навыкам и образованию кандидата, но и его перспективам. В них заложены возможности личностного и карьерного роста. В настоящий момент это становится базовым требованием. Всему остальному легко научить.

Этапы создания системы самоорганизации

Целеполагание

Задача – стать организованным – должна решаться путем постановки небольших целей и их достижения

О важности умения ставить цели в самообразовании было сказано в первом уроке. Аналогично ситуация обстоит и в таком ее аспекте как самоорганизация – именно с этого стоит начинать работу в данном направлении

По сути, нужно ответить себе на два глобальных вопроса. Первый – над чем в первую очередь работать? Поскольку к созданию собственной системы самоорганизации каждый подойдет с разным опытом, навыками и личными качествами, отправная точка и задачи, с решения которых следует начать, будут разными. Второй – каким должен быть итог работы?

Анализ ситуации

Этот этап – экзамен, целью которого является определение исходной ситуации и стоящих перед вами вызовов. Детальная проработка нужна для четкого понимания, в каких условиях придется развивать навыки, что представляет наибольшую трудность, какие привычки и личные качества у вас уже есть, а над какими необходимо работать.

Планирование

Следующий этап – планирование своих действий, создание пошагового руководства действий. Помогают в этом понимание исходных условий, в которых предстоит действовать, и наличие целей, которые должны быть достигнуты. Если отойти от теории это может показаться сложным, но на деле большинство из нас может с легкостью определить те действия, которые нужно начать совершать для изменений, в противовес устоявшемуся положению дел. Нужно лишь структурировать их и оформить в план.

Волевая регуляция и коррекция

Непосредственно действия. Воля и ее сила определяются поступками человека. Способность совершать действия вне зависимости от субъективных факторов, желаний, лени и т.д

является важной частью развития навыка самоорганизации. Также Вам придется нередко поступать наперекор устоявшимся привычкам, менять один или много аспектов образа жизни – корректировать действия, если они вовсе не приносят или приносят недостаточно пользы и не согласовываются с поставленными целями.

Самоконтроль

Самоконтроль поведения – контроль собственных действий и воздействий. В отличие от ситуативного самоконтроля, когда предпринимаемые действия зависят от условий их совершения, самоконтроль поведения это глобальная способность надолго изменять свое поведение в целом. С точки зрения самоорганизации это способность постоянно совершать конкретные действия, управляя, а точнее контролируя время, состояние, отношение, желания, привычки.

Устранение трудностей

Как итог смыслового блока – небольшое теоретическое руководство о том, как справляться с возникающими препятствиями. Педагоги, занимающиеся вопросами развития самоорганизации деятельности, выделяют несколько этапов работы с учащимися, которые сталкиваются с трудностями при формировании этого навыка. Они, конечно же, подразумевают работу с преподавателем, но могут быть полезны и тем, кто разбирается в тематике самостоятельно. Поэтому коротко их рассмотрим.

Диагностический этап – выявление и фиксация проблемы. Установление ее причин – недостаточность личных знаний, опыта, внешние факторы, условия. Другими словами, на данном этапе нужно четко определить то, что вызывает наибольшие трудности и «не получается», постараться найти причины возникновения этих факторов.

Поисковый этап – выявление возможных путей разрешения проблемы. Составление плана устранения причин.

Активный этап – фаза действия, практические шаги, направленные на реализацию плана из второго этапа.

Рефлексивный этап – определение сильных и слабых сторон, предпринятых действий. Последующая их коррекция для максимизации достигнутых результатов.

Самоорганизация как элемент саморазвития личности

Развитие личности невозможно без ее самоорганизации. Человек становится начальником самому себе. Он сам ставит цели. Определяет необходимые средства к их достижению. Спрашивает с себя об успехах, проделанной работе, недочетах и вносит коррективы, поощряет или критикует. Как стать самому себе руководителем? Сложно. Но возможно. Для этого необходимы навыки самообразования, самодисциплины, критического мышления.

Такой подход поможет отличить сиюминутные желания от важных целей, нести ответственность за принятые решения, не отвлекаться на мелочи, видеть главное и идти вперед, несмотря на встречающиеся препятствия.

Именно поэтому сложнее всего достичь самоорганизации людям со слабо развитой волевой сферой, безответственным и бесхарактерным.

Главные принципы самоорганизации:

  • креативность;
  • толерантность;
  • самоотдача;
  • открытость;
  • постоянное развитие.

Главное отличие самоорганизованного человека – умение превращать желания в цели. Формулировать их, делать достижимыми, разбивая на конкретные практические задачи. Однажды зародившаяся мечта может «перегореть». Или остаться желаемым образом.

Реализовать мечту можно, когда она становится объектом осознанного труда. Это невозможно без самопреодоления и самомотивации.

Качества личности и умения, способствующие владению навыками самоорганизации

Самоорганизация требует комплексного подхода, предъявляет определённые требования к личностным качествам человека.

Чтобы организовать своё время, работу, учёбу нужно:

  • Быть целеустремлённым

Целеустремлённость — направление деятельности на достижение цели несмотря на препятствия. Но это не значит что нужно действовать импульсивно. Иногда ради дела выжидают удобный момент.

  • Иметь уверенность и решительность

Такой аспект самоорганизации как уверенность подразумевает отсутствие тревожности за репутацию, престиж. Люди, уверенные в себе, действуют по своему усмотрению без оглядки на окружение.

Решительные личности выполняют поставленные задачи без раскачек и проволочек. У них отсутствуют сомнения, копание в себе.

Они встают по первому звонку будильника, придя в офис, сразу включаются в рабочий процесс, а не обсуждают последние новости за чашечкой кофе, как некоторые коллеги.

  • Проявлять инициативу

Инициативность основывается на идеях, планах, воображении. Люди, обладающие этим качеством, умеют сплачивать коллектив вокруг яркой идеи.

  • Быть настойчивым и энергичным

Идя к цели, настойчивые люди не сбавляют активности при внутренних препятствиях, внешних противодействиях.

  • Уметь планировать

Чтобы достигнуть результатов, нужно уметь составлять план действий, заранее рассчитывать шаги, правильно распределять нагрузку. Разделять пункты плана на дела первостепенной и второстепенной важности.

  • Контролировать эмоции

Эмоции отвлекают от дела, мешают концентрировать внимание на выполняемом действии. При умении владеть собой, вы становитесь хозяином своей жизни.

  • Нести ответственность за свои поступки

Если родители научили не искать виновных в своих неудачах, находить пути преодоления трудностей, не перекладывать ответственность на других, то это качество значительно облегчит процесс самоорганизации.

  • Не лгать окружающим и себе

Ложь — порождение страхов. А страх и управление своей жизнью несовместимы. Только правдивый человек может донести до окружающих объективную информацию.

Признаки самоорганизованной личности

Планирование.

Первостепенное умение для современного человека, жонглирующего работой, бытовыми делами, воспитанием детей, досугом и саморазвитием. Все успеть возможно, когда вы точно знаете, как распределить приоритеты и время на выполнение каждого дела. Планирование – это структурирование и прогнозирование. Своевременная забота о предстоящих событиях, распределение ответственности в семье или рабочем коллективе – все это помогает максимально застраховаться от неприятных сюрпризов, как то: неоплаченный и отключенный Интернет или недостаток времени на поход к стоматологу, на день рождения к родным и т. д.

Планирование помогает избавиться от гнетущего чувства постоянной перегруженности и необходимости помнить о сотне дел сразу. Когда вы четко представляете структуру своего дня, мелкая суета и непредвиденные сложности не отвлекают вас от намеченных дел. Не забывайте: на случай, когда что-то пошло не так, необходимо иметь «план Б».

Порядок.

Порядок в делах начинается с порядка в голове. Как только вы структурируете свои мысли, четко поставите себе цели и задачи, вы сможете отбросить все лишнее. Так же, как добиться нового нам мешают страхи и сомнения, беспорядок на рабочем столе и в комнате снижает эффективность в работе. Долгий поиск нужной вещи, вызванная этим раздражительность, недовольство собой – не лучшие помощники. «Каждому предмету свое место» – простое и эффективное правило для дома и офиса. Оно бережет время, ресурсы и даже деньги, если речь заходит о покупке новой вещи взамен безнадежно затерявшейся. Образ собранного аккуратного человека добавит вам плюсов и в профессиональной сфере.

Гармония.

Речь идет о жизненном балансе между работой и отдыхом. Ценить свое время и эффективно его тратить – черты самоорганизованного человека. Он планирует свой режим и соблюдает его. Благодаря тому, что на работе он решает только рабочие задачи, его КПД растет, ему не приходится доделывать дела в нерабочее время. В голове такого человека не роится туча мыслей, так как все дела выполняются по плану. Он может спокойно отдохнуть, погрузившись в общение с родными и близкими и приятное времяпрепровождение. Такая гармония в жизни – логичное следствие грамотного планирования.

Какой существует выход?

Существует только два способа поменять свое неудовлетворенное состояние: простой и сложный.

Простой способ – пожаловаться на жизнь, обвинить кого-то в собственных неудачах, покритиковать тех, кто преуспел. На время становится легче, особенно если есть собеседник, разделяющий эти взгляды. Но очень быстро неудовлетворенность возвращается снова.

Сложный способ – поднять собственную планку и добиться желаемых результатов. Но для этого нужно научиться говорить себе «нет», забыть про лень и поиски мотивации, наконец, нужно действовать!

Что такое «НЕТ» самому себе?

«НЕТ» самому себе – это навык самодисциплины. Он воспитывает волю и твердость характера. Говорить «НЕТ» следует своим страхам, слабостям, сомнительным удовольствиям – всему, что отдаляет вас от самых заветных желаний.

Причины отсутствия самоорганизации

Порой сравнение с другими оказывается не в вашу пользу? Вы вечно торопитесь, не высыпаетесь и не знаете, как успеть выполнить все обещания. Погулять с ребенком, съездить с мамой по магазинам, посидеть с друзьями в кафе… Как другие успевают работать, отдыхать, заниматься спортом, да еще и высыпаться? Самый простой ответ: им помогают. Или «они просто такие везучие», «у них дел меньше». Возможно. Но надо признать, что жить полной жизнью нельзя без навыков самодисциплины. Секрет в том, чтобы понять, что мешает лично вам научиться этому.

Какие факторы влияют на низкий уровень самоорганизации?

Характер.

Важно признать, что определенные черты характера – нерешительность, беззаботность, мечтательность и другие – могут препятствовать эффективной самоорганизации. Легче всего смириться с этим и оставить все, как есть. Но вопреки распространенному мнению, на характер можно повлиять. Если избавиться от старых своих качеств сложно, попробуйте сформировать новые. Сначала придется прибегать к упорным повторениям, но в скором времени привычка закрепится.

Плохая ориентация во времени.

Это свойство характерно некоторым людям больше, чем остальным. Например, тем, кто принадлежит к типу психастеников. Даже рассчитывая время, необходимое на сборы, дорогу, они опаздывают. Им проблематично запланировать какое-то сложное дело, расписав сроки его выполнения. В этом случае можно попробовать перевести часы на 15–20 минут вперед. Или записывать планируемые сроки сдачи работы, время встречи раньше, чем они есть.

Нежелание браться за конкретную задачу.

Когда в вашей голове какое-то дело ассоциируется с неприятными воспоминаниями (обстоятельствами, человеком), трудностями, мозг всеми возможными способами старается защитить вас от него. Перехитрить самого себя получится, если понять истинную причину и усилием воли взяться за работу.

Страх.

Отдельно выделим подсознательное бегство от выполнения задач из-за страха. Груз неприятных мыслей о новых неудачах, прилюдной критике, вине так давит на вас, что всеми возможными и невозможными способами вы откладываете волнительную работу. Попробуйте усилием воли перебороть этот страх, часто необоснованный. Пусть успешное выполнение задачи сформирует новый положительный опыт.

Если вы неизменно откладываете работу, находя все новые поводы, попробуйте следующий способ. Уговорите себя позаниматься ею ровно одну минуту. Можно завести таймер. Велика вероятность, что процесс вас увлечет, и дело пойдет.

Эффективность и результат самоорганизации

Теперь ясно, почему самоорганизация — это всеохватывающее явление, существующее во всех окружающих человека системах. Главным образом она обладает социальной (общение, знания, карьера, самовыражение), технологической (безопасность и производительность труда, успехи в науке и технике), правовой и политической (формирование гражданских союзов, политических партий) эффективностью. Благодаря этому явлению, человек способен реализовать себя в безопасных и комфортных условиях. Самосовершенствование каждого индивида в отдельности, а затем организация таких людей в социуме на различных уровнях ведут к формированию политически подкованного и развитого во всех отношениях общества.

Комплекс действий, включающий в себя самоорганизацию

Для выработки самоорганизации важно действовать в следующих направлениях:

  • формировать качества личности, которые вы хотите в себе видеть;
  • развивать свои черты и свойства характера, способствующие самоорганизации;
  • устранять вредные привычки, комплексы, особенности характера, препятствующие движению к цели.

Процесс самоорганизации строится из нескольких составляющих:

  • постановка долгосрочных задач;
  • объективный анализ;
  • составление тактических и стратегических планов;
  • самоконтроль и работа над ошибками.

Планирование занимает важное место в самоорганизации. Как было сказано, оно несет в себе множество преимуществ. Вместе они приводят к достижению поставленной цели. Какой бы крупной она ни была, путь к ней можно и нужно разделить на мелкие шаги. Затем продумываются инструменты и способы реализации каждого из них.

Важно помнить о самоконтроле на любом этапе, чтобы отследить возможные недочеты и вовремя их исправить.

На деле это не просто пошаговая инструкция по реализации цели. Это сложный комплекс волевых, интеллектуальных и психических усилий.

Расставить по полочкам жизненные приоритеты и ценности, навести порядок в режиме дня, обуздать собственные эмоции, разум – на пути к самоорганизации придется немало потрудиться.

Вы начнете более разумно и ответственно подходить к принятию решений, своим ресурсам, временным и финансовым, научитесь эффективно работать и спокойно отдыхать.

Не забывайте о духовной составляющей развития. Она подразумевает:

  • желания, потребности, мечты;
  • образование;
  • религиозные убеждения;
  • развитие способностей.

Самоорганизация: от навыка до стиля жизни

Существует множество трактовок понятия «самоорганизация». Чаще всего под самоорганизацией понимается умение организовать себя, свое время, свои действия. Другими словами, самоорганизация – это умение организовать ресурсы, имеющиеся в нашем распоряжении.

В рамках тренинга и в этом уроке в частности мы будем говорить о самоорганизации как навыке. Между тем, это не совсем верно, хотя для удобства мы и будем использовать такое определение. Самоорганизация в некоторой мере является консолидацией нескольких умений.

В большинстве своих трактовок она включает, а, следовательно, и тесно связана с такими навыками как самодисциплина, управление временем, организационные способности (с приставкой «само» разумеется – речь не об организации мероприятий, а о развитии нужных качеств, таких как пунктуальность, склонность к порядку и планированию, приоритизация, правильная организация пространства). При этом все написанное в той или иной мере будет справедливо в отношении самообразования, но нужно понимать – самоорганизация развивается как стиль жизни, а не как отдельный элемент его составляющий.

Исходя из этого, самоорганизация как навык должна развиваться комплексно. Более того, она нуждается в постоянном поддержании в активном состоянии, системе контроля и реакции на изменения, как внутреннего, так и внешнего характеров.

Психологи и педагоги при определении процесса самоорганизации выделяют в нем следующие функциональные компоненты: целеполагание, анализ ситуации, планирование, самоконтроль, волевая регуляция и коррекция. По сути, их можно расценить и как этапы, которые необходимо пройти для развития навыка. А уже его оттачивать, гибко настраивая для разных задач в течение жизни.

При этом следует понимать, что теория нужна лишь для получения общего представления и структуризации знаний. Ниже мы также опишем некоторые практические аспекты, из совокупности которых фактически и строится «бытовая» самоорганизация, необходимая для любой успешной деятельности (в том числе и самообразование).

Эффективные методы самоорганизации

Сказано – сделано!

Станьте человеком слова, начиная с повседневной жизни. Если проводите отпуск дома, не превращайте его в безделье. Распланируйте по дням домашние дела, поездки, встречи. Не откладывайте все на потом. Соблюдайте строго свой распорядок. Вам будет вдвойне приятно не только от отдыха, но и от собственной эффективности.

Все знают: привычка – вторая натура.

Как хорошо, когда привычки полезные. Формировать их не так сложно, как кажется. Достаточно упорных повторений минимум три недели. Решили делать зарядку – каждое утро начинайте с нее, независимо от настроения, погоды за окном и желания. В конце месяца вам уже будет некомфортно без нее.

Тайм-менеджмент.

Проще говоря, управление временем. Это не волшебство, а простое целеполагание. Каждый год, месяц, неделю и день вы расписываете по минутам. Такая письменная материализация заземляет и помогает увидеть структуру, подкорректировать ее при необходимости. Ваши цели становятся осязаемыми, пусть только на бумаге. Следующий шаг – неукоснительное следование своим проектам. Этот метод научно доказан. В 1953 году ученые опросили студентов Йельского университета на предмет их планов на будущее. Доля тех, кто имели четкое представление о своих тактических и стратегических целях, была невелика – лишь 3 %. Интересно, что спустя 20 лет именно эти студенты оказались наиболее состоявшимися в жизни, финансово и не только, чем все остальные участники эксперимента.

Самоорганизация — это управление собой

Существует несколько вариаций представления этого процесса. В первую очередь на ум приходит область человеческого сознания. В психологии личности понятие самоорганизации означает умение запрограммировать себя на выполнение тех или иных задач с достижением конкретного результата. Здесь этот термин включает в себя мотивацию к труду, способность к эффективной трате энергии, планирование времени (тайм-менеджмент), рационализацию.

Организация предполагает группу людей, в которой существуют две основные роли: руководитель и подчиненный (или лидер и ведомый), где одна задаёт установки другой. В случае самоорганизации эти роли сочетаются в одной личности. Главная цель самоконтроля — научить человека выполнять свои обязанности, не прилагая волевых усилий, а исходя из полезной для него внутренней мотивации. Осознанно принятое решение и усиленная работа по его исполнению вызывают самоутверждение, что положительно сказывается на оценке личности самой себя

С самоорганизацией деятельности впервые сталкиваются школьники и новоявленные студенты, поэтому очень важно развить это качество в юном возрасте

Можно ли обойтись без сложностей?

Нет!

В любом случае придется платить! Вопрос лишь в том: сами вы ставите свои цели или выполняете то, что не осознаете. Желаете новых результатов и лучшего качества жизни – придется платить лишениями удовольствий, перераспределением времени и прочих ресурсов. Те, кто не согласен с такой высокой ценой, тоже будут платить, даже если ничего не сделают. Любители пива (литрами) по вечерам и сладенького (килограммами) к чаю, могут сразу вычеркнуть хорошее физическое состояние из собственных жизненных достижений.

Не умеете сказать «нет» лени, вкусной сдобе, сериалам, компьютерным играм и прочим легкодостижимым удовольствиям, будете расплачиваться неудовлетворенностью собственной жизнью.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]