Структура и содержание конфликта.
Структуру конфликта можно выразить формулой: Конфликт = Конфликтная ситуация + Инцидент.
Конфликтная ситуация характеризуется наличием противоречия в интересах и потребностях сторон и может долго не осознаваться. Она отражает всю совокупность причин и условий, предшествующих конфликту и вызывающих его.
На конфликтную ситуацию обычно влияют: объект конфликта, его субъекты (стороны), позиции (мотивировка) сторон, образ ситуации, представленной в сознании каждой из сторон.
Объектом конфликта является реальный или идеальный предмет, который служит причиной конфликта. Объект конфликта очень трудно, подчас невозможно определить. Кроме того, существует опасность, что в процессе конфликтного взаимодействия один объект конфликта может быть подменен другим, что часто происходит неосознанно и усложняет разрешение конфликта
Принимая во внимание предмет нашего исследования, следует подчеркнуть: участие в конфликте представителей разных этносов часто приводит к тому, что их поведение и действия опосредуются разницей в их взглядах и мотивации действий и поступков, отличиями в специфике взаимоотношений и даже культуре народа в целом
Субъекты (стороны) конфликта — это непосредственные его участники. Некоторые ученые предлагают разделять стороны и участников конфликта, мотивируя это тем, что при развитии в нем могут оказаться случайные люди (участники конфликта), чьи интересы не совпадают с интересами сторон (субъектов) конфликта, но которые оказались в зоне действий последнего.
Цели, мотивы и задачи конфликтующих сторон определяют позиции субъектов — внутренние и внешние. Первые представляют собой открыто предъявляемые требования к оппоненту. Вторые содержат истинные мотивы вступления в конфликт. Внутренняя позиция может не совпадать с внешней. Кроме того, она может быть неосознаваемой и самим субъектом. Для конструктивного разрешения конфликта необходимо правильно осмыслить свою внутреннюю позицию.
На конфликтную ситуацию большое влияние оказывает образ ситуации оппонента, его видение сложившихся условий
Часто образы ситуаций обеих сторон бывают прямо противоположны, а для разрешения конфликта важно уметь посмотреть на проблему глазами оппонента. При участии представителей разных этносов это практически невозможно, особенно если они не знают национальной психологии друг друга
В структуру конфликта включают также ранги оппонентов. Оппонент первого ранга — это индивид, который выступает в конфликте от своего имени и отстаивает собственные интересы и цели. Оппонент второго ранга — индивид (или группа), который выступает от имени группы и преследует ее цели. Оппонентом третьего ранга является индивид (или структура), выступающий от имени структуры, которая состоит из взаимодействующих простых групп. Ранги могут продолжаться и далее. Выделяют также оппонента нулевого ранга. Это человек, который находится в споре с самим собой и только вырабатывает свою позицию, свое решение. В моноэтнической группе, как показало проведенное исследование, ценности группы (общенациональные) всегда выходят на первое место и существенно влияют на содержание и развитие конфликта.
Виды
Конфликты могут вспыхивать между отдельными людьми, между отдельным человеком и группой, а также между группами.
Конфликтные ситуации можно поделить на три основных вида:
- Явный конфликт. Он имеет объективную причину, и каждый из его участников точно знает, чего он хочет (например, муж на семейные сбережения хочет купить телевизор, а жена – холодильник);
- Скрытый конфликт. Зачастую его участники не осознают истинную причину своих разногласий (например, учитель ругает ученика за неопрятный внешний вид, хотя истинной причиной является личная неприязнь учителя к ученику);
- Ложный конфликт. Возникает в результате разного рода оплошностей или недоразумений (например, ребенок подошел на улице к собаке, а мать поругала его за то, что он собирается погладить чужую собаку, хотя ребенок и не думал этого делать).
Типы межличностных конфликтов
Подобно тому, как личностные конфронтации разнятся по противоречиям, затрагиваемым возникшими проблемами, можно выделить основные типы конфликтов, наблюдающихся между индивидами: ценностные противоречия, столкновения интересов, конфронтации, возникающие вследствие нарушения правил взаимодействия.
Противоречия, зарождающиеся на почве несовпадения представлений, носящих особенно значимый характер для индивидов, называются ценностными конфликтами. Ценностная система индивидов отображает наиболее значимое для них, исполненное личностного смысла.
Межличностный конфликт пример – партнеры, находящиеся в браке, видят свой смысл существования семьи, когда такие смыслы противоположны, зарождаются конфликты.
Однако не всегда различия в ценностях провоцируют ситуации конфронтации. Люди, имеющие различные политические убеждения, религиозные воззрения могут успешно сосуществовать вместе. Конфликт ценностей зарождается тогда, когда различия воздействуют на взаимоотношения людей либо же «посягают» на ценности другого. Доминирующие ценности выполняют функцию регуляции, направляя действия индивидов, тем самым создавая определенные стили их поведенческого реагирования во взаимодействии.
Поведение в межличностном конфликте зависит от схожести доминирующих ценностей. Кроме того, людям свойственно переубеждать оппонентов, навязывая собственные воззрения, вкусы, что также провоцирует конфликты.
Конфликтами интересов называются ситуации, в которых интересы, устремления, цели участников являются несовместимыми либо противоречащими друг другу. К этой разновидности столкновений относятся все ситуации конфронтации, затрагивающие вопросы распределения (потенциала, который возможно поделить) или зарождающиеся на почве борьбы за владение чем-то (доходом, который невозможно поделить).
Распространенной разновидностью между личностями противостояния являются столкновения, зарождающиеся вследствие нарушения норм взаимодействия. Правила совместного взаимодействия – это неотъемлемая часть самого взаимодействия. Они выполняют регулятивную функцию взаимоотношений людей. Без таких норм взаимодействие оказывается невозможным.
Причины выяснения отношений
Чтобы лучше разобраться в проблеме конфликтов, сначала рассмотрим их причины:
1) Недостаточность ресурсов. Самый простой пример: семья собирала определенную сумму, и теперь Она хочет потратить их на посудомоечную машину, а Он — на новый компьютер.
2) Взаимозависимость задач. Конфликты такого типа возникают, когда несколько людей работают над одной задачей и не довольны эффективностью своих коллег.
3) Несовпадения средств достижения цели иногда относят к разновидности предыдущей группе конфликтов. Например, для решения проблемы повышения эффективности труда разные менеджеры могут предложить много методов, а претворять в жизнь придется только 1-2. Или двое друзей хотят развеяться, но для одного это — пойти в клуб до утра, а для второго — посмотреть классный фильм и выспаться до завтра.
4) Несовпадение целей. Распространенная причина конфликтов не только между отдельными людьми, а и между разными группами или между лицом и группой.
5) Недостаточность информации, ее неполная или неточная передача. Есть в психологии задачка о двух сестрах, которые поругались из-за апельсина, который был очень нужен обоим. Они бы даже подрались, но решили пойти к мудрецу, которому удалось выяснить, что одной из них был нужен апельсиновый сок, а второй — цедра из апельсиновой кожуры. Они удачно поделились, но сколько бы времени могли сэкономить, если бы выяснили это в самом начале!
6) Отличие психологических особенностей разных людей (темперамент, характер, привычки). Такие конфликты, конечно, возникают при совместной деятельности или проживании. Наличие конфликтных ситуаций не всегда приводит к конфликту, все зависит от нашего умения защищать свои права без включения в ‘психологическую драку’.
Узнайте как ответить на оскорбления!
Виды конфликтов в психологии
Для более глубокого изучения сути противостояния, принято разделять его по категориям. Виды конфликтов в психологии выделяют, ссылаясь на следующие факторы:
- что предшествовало разладу;
- какой масштаб противоборства;
- тактика, выбранная конфликтующими;
- имеются ли социальные последствия;
- в какой форме происходит противостояние.
Различают внутренний, при котором возникает противостояние желаний отдельной личности, и внешний — противоречие между человеком и окружающими факторами. Внешнее столкновение тоже имеет свою структуру и состоит из:
- межличностных разногласий;
- межгрупповых коллизий;
- происходящий между группой и личностью.
Межличностные разногласия наиболее распространённый вид выяснения отношений, когда затрагиваются различные интересы субъектов. Межгрупповые коллизии встречаются в сферах, где подразумевается скопление группы людей, занятых общим делом (работа, институт, школа). Конфронтация личности и группы, характерна для деловой сферы, при которой потребности организации противостоят интересам отдельно взятого человека.
Психология конфликта различает семейные, подростковые конфликты. Отдельной строкой идёт столкновение поколений — противостояние отцов и детей.
Признаки конфликта
Первый признак конфликта – БИПОЛЯРНОСТЬ
Биполярность, также называемая оппозицией, является одновременно противостоянием и взаимосвязанностью, в которой содержится внутренний потенциал имеющегося противоречия. Однако сама по себе биполярность ещё не говорит о борьбе или столкновении.
Второй признак конфликта – АКТИВНОСТЬ
Активность здесь понимается как противодействие и борьба. Для возникновения активности необходим импульс, который задаётся со стороны участника (субъекта) конфликта осознанием самой конфликтной ситуации.
Третий признак конфликта – СУБЪЕКТЫ КОНФЛИКТА
Субъект конфликта является активной стороной, способной создавать конфликтные ситуации, а также оказывать влияние на процесс протекания конфликта, что, в свою очередь, зависит уже от его интересов. Традиционно, субъекты конфликта отличаются своеобразным типом мышления, называемого конфликтным. Противоречие может быть источником конфликтных ситуаций лишь для тех людей, которые обладают конфликтным мышлением.
Далее мы рассмотрим классификацию конфликтов и поговорим о том, какие существуют их виды и формы.
Конфликты в межличностных отношениях
Противостояние в межличностных отношениях зачастую рассматривают в качестве столкновения индивидов в процессе взаимодействия. Эти столкновения могут наблюдать в различных сферах жизнедеятельности. Зачастую межличностные конфликты в коллективе возникают вследствие дефицита каких-либо ресурсов или средств, например, при наличии нескольких кандидатов на одну престижную вакансию.
Другими словами, межличностными конфликтами называют открытое противостояние взаимодействующих индивидов на основе завязавшихся противоречий, которые выступают в виде противоречивых целей, противоположных интересов, взаимоисключающих в каких-то определенных обстоятельствах ситуации. Данная разновидность конфронтаций обнаруживается исключительно во взаимодействии, происходящем между двумя индивидами и более. В межличностном противостоянии субъекты друг другу противодействуют, выясняя собственные взаимоотношения лицом к лицу.
Межличностные конфликты в организации могут зарождаться как между индивидами, которые впервые встретились, так и между хорошо знакомыми субъектами. В любом случае существенную роль во взаимодействии играет индивидуальное восприятие участника и его оппонента. Преградой на стези нахождения общего языка между субъектами может стать отрицательная установка, образовавшаяся у одного соперника в отношении другого оппонента.
Взаимодействуя с социальным окружением субъект, прежде всего, защищает собственные персональные интересы. Это является нормой. Конфликты, возникающие в ходе такого взаимодействия, представляют собой ответное реагирование на преграды к достижению целей.
Кроме того, люди могут сталкиваться в межличностных конфронтациях, защищая интересы отдельного коллектива, организации, социальных институтов. Напряженность противостояния в таких конфликтах и возможности нахождения компромиссных решений во многом обуславливаются конфликтными установками тех коллективов, представителями которых являются участники конфронтации.
Все межличностные конфликты в организации, зарождающиеся вследствие столкновения интересов или целей, условно можно подразделить на три разновидности. Первая – предполагает столкновение принципов, в котором воплощение интересов и устремлений одного участника может быть реализовано исключительно за счет ограничения интересов другого участника.
Вторая – затрагивает только форму взаимоотношений между субъектами, не ущемляя при этом их материальных и духовно-моральных потребностей и целей. Третья – являет собой реально не существующие противоречия, спровоцированные или искаженной (ложной) информацией, или неправильной трактовкой фактов и событий.
Также социальные межличностные конфликты можно подразделить на такие виды:
— стремление к доминированию, то есть соперничество;
— разногласия, относящиеся к вопросу нахождения наилучшего пути решения совместной проблемы – спор;
— обсуждение спорной проблемы, то есть дискуссия.
Профилактика межличностных конфликтов, их предупреждение или урегулирование всегда направлены на сбережение имеющейся структуры межличностного взаимодействия.
Нередко в качестве источника противостояния можно выявить такие факторы, которые повлекут разрушение сформировавшейся системы взаимоотношений. Вследствие этого можно выделить две категории функций конфликта – конструктивные (то есть положительные) и деструктивные (то есть негативные).
К первым относят: функцию развития, познавательную, инструментальную и перестроечную функции.
Познавательная функция заключается в обнаружении симптома неблагополучных отношений и выявлении возникших расхождений.
Конфронтация считается важнейшим источником процесса совершенствования взаимодействия и развития всех ее участников. В этом заключается функция развития.
Разногласия являются инструментом разрешения расхождений (инструментальная функция).
Противостояние ликвидирует факторы, изъедающие существующие межличностные отношения, способствует формированию взаимопонимания между оппонентами (перестроечная функция).
Деструктивные «миссия» конфликтов имеет связь:
— с ухудшением или полным развалом взаимоотношений;
— разрушением имеющегося совместного взаимодействия;
— негативным самочувствием оппонентов;
— низкой результативностью дальнейшей совместной деятельностью.
Почему возникают споры
В этом подразделе статьи для упрощения понимания ситуаций представьте, что вы, читатель, являетесь в споре стороной, точно знающей оспариваемое, а ваш оппонент (спорщик) таким знанием не обладает.
Если бы во взаимоотношениях людей преобладала разумность, то споров не было бы. Были бы дискуссии, отличающиеся от споров наличием аргументов и заинтересованностью всех сторон в нахождении истины. В спорах, вопреки поговорке, истину не ищут. Они возникают из-за проявления хотя бы у одной из сторон инстинктивной реакции сохранения имеющейся «картины мира». При этом разумность может оказаться заблокированной полностью. Спорящие даже не допускают мысли о внимательном выслушивании и понимании других участников спора. Им некогда. Они строят оборону и готовят снаряды для отражения настоящей или мнимой атаки на их сиюминутные представления. Сиюминутные потому, что если оспариваемая информация была бы подана иначе или в иной момент времени, то спор мог не возникнуть.
Если «снаряды» не действуют на противника, то заблокированный разум спорщика заменяется инстинктивной агрессией (бей или беги). Аргументы перестают иметь какое-либо значение, и агрессия спорщика направляется на личность противника и порой переходит в физические действия.
Даже если попробовать достучаться до разума распалившегося спорящего, прекратив приводить свои аргументы, пытаясь показать ему выход из тупика, то это будет воспринято как слабость. Это лишь спровоцирует у спорщика действие инстинкта доминантности для самоутверждения над поверженным врагом.
Увы, животное (биологическое) в людях гораздо сильнее разума. Поэтому так ведут себя не только неучи, а и высокообразованные люди. Не только посторонние, а и близкие. Даже если спор письменный и у спорщика есть время на обдумывание ваших аргументов и тщательную формулировку своих «снарядов», он анализировать и думать не будет. Главная его задача – защита собственной картины мира, превращённой в догму, не подлежащую пересмотру.
***
Другой причиной возникновения споров является предубеждение спорщика к вам. Например, на базе ошибочного злопамятства. Предубеждение создаётся навешиванием на вас негативных ярлыков, чтобы не тратить время на переоценку вашей личности и поступков. Из-за этого, что бы важное вы ни сказали или ни написали, ваши слова автоматически вызывают желание немедленно их оспорить. Такая реакция вызвана инстинктивной потребностью продемонстрировать свою доминантность. Она проявляется у людей, подсознательно ощущающих ваше фактическое доминирование, которое нет нужды предъявлять спорщику в силу вашей достаточно высокой самооценки (по отношению к оппоненту). В этих случаях переход к агрессивности против вашей личности происходит быстро. Тут спорщик обычно не пытается искать аргументы по существу. «Баба Яга против!», остальное для начала спора не важно.
Одной из форм споров, возникающих по этой причине, является скандал. Его отличие от спора «за доминирование» заключается в дополнительном наличии меркантильных целей инициатора. Инициатор скандала даже не задумывается о подборе базы для доказывания. Агрессия против личности противника проявляется с самого начала.
Отношение к понятию «конфликт»
В подавляющем большинстве случаев считается, что конфликт является явлением исключительно негативным, вызывающим непонимание, обиды, враждебность или угрозы, другими словами, что-то такое, чего всеми силами стоит стараться избегать. Также представители более ранних школ менеджмента утверждали, что конфликт представляет собой признак плохого управления организацией и показатель её неэффективности. Но, вопреки этому, многие современные специалисты в области менеджмента всё больше склоняются к тому мнению, что некоторые виды конфликтов не только могут происходить, но и желательны даже в самых эффективных организациях, где взаимоотношения сотрудников достойны самых лучших оценок. Единственное, что здесь необходимо – это научиться управлению конфликтом.
У конфликта, как и у любого социального явления, существует не только своё определение, но и свои признаки. И этот вопрос является не менее важным и подлежит отдельному рассмотрению.
Как проходить занятия?
Как уже было не раз подмечено, материалы нашего тренинга по конфликтологии максимально адаптированы под практическое применение, причём, под применение абсолютно любым человеком. Но ни в коем случае не стоит забывать о том, что решающее значение имеет здесь не изучение материала, а его практическое использование. Читать, изучать, знать много всего полезного и интересного – это, конечно же, хорошо. Но если знания, которые могут быть применены в жизни, применены не будут, цена их будет невысока, т.к. никакой пользы они вам не принесут. Имейте это в виду.
Каждый из уроков вы можете изучать поэтапно. В качестве примера можно привести простой алгоритм (но вы можете выработать и свой собственный):
- День первый – изучение материала
- День второй – повторное изучение материала для закрепления
- День третий – применение полученных знаний на практике
- День четвёртый – подведение итогов по применению материала изученного урока
- День пятый, шестой и седьмой – отдых
Таким образом, на изучение данного тренинга у вас уйдёт чуть больше месяца. Если для вас этот срок кажется слишком продолжительным, составьте свой график, и изучайте/практикуйте, к примеру, не один урок в неделю, а два. Найдите наиболее комфортный для себя вариант.
Также хочется сказать, что нужно не просто один раз применить навык, пусть даже успешно, а постепенно и целенаправленно оттачивать его, чтобы внедрить в арсенал привычных для вас действий. Старайтесь сформировать у себя полезную привычку (согласно некоторым исследованиям, на это требуется 21 день).
В процессе обучения используйте всевозможные вспомогательные материалы – блокнот для записей, дневник, органайзер, компьютер или гаджет. Например, поставьте в планировщике заданий своего смартфона звуковой сигнал на намеченное для обучения время, чтобы он напоминал вам о том, что пора приступать к занятиям. Или делайте в блокноте краткую запись всякий раз, когда эффективно или неэффективно повели себя в конфликтной ситуации. Вы можете придумать что угодно – главное, чтобы это было вам на пользу.
Тренинг «Конфликты и пути их решения»
Тренинг
«Конфликты и пути их решения»
Цель:
Формирование умений эффективного поведения в конфликтных ситуациях.
Задачи:
- Развитие навыков управления межличностными конфликтами;
- формирование умения эффективного поведения в конфликтных ситуациях;
- Формирование навыков выбора стратегий разрешения межличностных конфликтов.
Необходимые материалы:
Тест К.Томаса, веревка 2 шт. по 5 метров, список из 15 предметов к деловой игре «Потерпевшие караблекрушение», памятки для педагогов.
ХОД ЗАНЯТИЯ.
В современном мире с конфликтными ситуациями мы сталкиваемся довольно часто: дома, на улице, и естественно на работе. И для того чтобы мы могли конструктивно разрешать конфликтные ситуации мы предлагаем вам семинар «Конфликты и пути их решения».
Вопрос аудитории «Что такое конфликт?».
Конфликт
— противодействие субъектов по поводу возникшего противоречия, действительного или воображаемого.
Причиной конфликта может стать различия в целях, недостаточная информированность сторон о событии, некомпетентность одной из сторон, низкая культура поведения.
Конструктивные стороны конфликта:
- конфликт дает увидеть скрытые отношения;
- конфликт даёт возможность выплеснуть отрицательные эмоции, снять напряжение;
- конфликт это толчок к пересмотру, развитию своих взглядов на привычные;
- способствует сплочению коллектива в противоборстве с внешним врагом.
Деструктивные стороны конфликта:
- отрицательные эмоциональные переживания, которые могут привести к различным заболеваниям;
- нарушение деловых и личных отношений между людьми, снижение дисциплины(ухудшение социально — психологическкого климата в коллективе);
- ухудшение качества работы. Сложное восстановление деловых отношений;
- временные потери. На 1 минуту конфликта, приходится 12 минут послеконфликтных переживаний.
Типы поведения в конфликтных ситуациях.
- Соревнование (конкуренция) – стремление добиться удовлетворения своих интересов в ущерб другому,
- Приспособление – принесение в жертву собственных интересов ради другого;
- Избегание – отсутствие стремления к кооперации
- Сотрудничество – участники ситуации приходят к альтернативе, полностью удовлетворяющей интересы обеих сторон
- Компромисс – это взаимные уступки, готовность поступиться своими интересами и частично учесть интересы другого (один из участников оказывается в выигрыше, а другой проигрывает или оба проигрывают).
Рубин, автор многочисленных работ по проблемам конфликтов и переговоров, предлагает различать следующие возможные способы урегулирования конфликтов:
- доминирование,
когда одна из сторон пытается навязать свою волю физическими или психологическими средствами;
- капитуляция
– одна сторона безоговорочно уступает победу другой;
- уход
— одна сторона отказывается продолжать участвовать в конфликте;
- переговоры
– стороны конфликта (две или более) используют обмен предложениями и идеями, чтобы найти взаимно приемлемое соглашение;
- вмешательство третьей стороны
– индивида или группы, не имеющих прямого отношения к конфликту, но предпринимающих усилия, направленные на продвижение к соглашению.
Какой тип поведения преобладает у вас в конфликтной ситуации?
Алгоритм выхода из конфликтной ситуации:
1. Признайте факт конфликта. Одна из основных ошибок, которая допускается в конфликте — это «закрывание глаз». Удобно думать, что все уляжется само собой. Но, к сожалению, не уляжется.
Невысказанные слова и негативные эмоции будут накапливаться и в конце концов приведут к взрыву и еще более серьезному конфликту.
2. Продумайте место и время. Часто рекомендуется решать конфликт сразу, «по горячему». Это хорошо, но не всегда. Если негативные эмоции сильны, лучше немного отложить решение конфликта. Продумайте, когда и где лучше всего поговорить со своей половиной так, чтобы свести к минимуму негатив.
3. Найдите смелость говорить. Только разговором можно решить конфликт. Проговаривайте Ваши чувства и переживания («Я хочу помириться, но чувствую нерешительность»). Избегайте обвинений. Вместо «ты злой (злая)» лучше сказать «я чувствую злость с твоей стороны».
4. Контролируйте эмоциональный фон. Если в процессе разговора негативные эмоции возрастают, необходимо снять напряжение. Например: сделать 5-минутную паузу, перейти в другую комнату, приготовить чай…
5. Дайте возможность выговориться. Дайте себе позволение выслушать и понять Вашу половину. Пусть близкий Вам человек почувствует, что он действительно может выговориться, и его действительно будут слушать.
6. Попробуйте понять. Часто нам сложно понять позицию супруга или супруги. Тем более сложно принять ее. Попробуйте сделать следующее: мысленно посмотрите на происходящее со стороны. Вот перед Вами мужчина и женщина. У каждого своя правда. Каждый нуждается в
понимании. Отнеситесь к ним одинаково не предвзято.
7. Совместно придумайте выход. Результатом Вашего разговора должен быть некий план, разработанный совместно. Такой, который устроит и мужа и жену. План должен быть конкретным и пошаговым. Кроме того, Вам необходимо договориться о том, как каждый будет выполнять его, и о том, что делать в непредвиденных ситуациях.
Чего НЕЛЬЗЯ делать:
А. Нельзя обвинять друг друга. Ведь естественная реакция на обвинение (даже если оно справедливо) — агрессия.
Б. Нельзя вспоминать прошлые ошибки. Вместо того, чтобы припоминать ошибки и обиды, лучше сконцентрировать внимание на том, как выйти из ситуации.
В. Нельзя перебивать. Перебивание всегда сильно раздражает. В итоге Ваш собеседник сконцентрируется на агрессии вместо собственных переживаний.
Г. Нельзя высмеивать. Даже если чувства Вашей половины кажутся Вам странными, неприемлемыми или надуманными, демонстрируйте понимание. Иначе Ваш собеседник замкнется, и не захочет делиться самым важным.
Практическая часть:
- Упражнение на взаимодействие «Веревочка»
Участника делятся на 2 группы, каждой группе выдается веревочка по 5 метром. Участники закрывают глаза и с помощью веревки строят треугольник, квадрат и круг. Разговаривать можно.
Какие эмоции вы испытываете после выполнения данного упражнения;
Удалось ли вам договориться и выполнять задание.
- Упражнение «Воздушный шар».
-Представьте себе, что вы экипаж научной экспедиции, которая возвращается на воздушном шаре после выполнения научных изысканий. Вы осуществляли аэрофотосъемку необитаемых островов. Вся работа выполнена успешно. Вы уже готовитесь к встрече с родными и близкими, летите над океаном и до земли 500 – 550 км. Произошло непредвиденное – в оболочке воздушного шара по неизвестным причинам образовалось отверстие, через которое выходит газ, заполнявший оболочку. Шар начинает стремительно снижаться. Выброшены за борт все мешки с балластом (песком), которые были припасены на этот случай в гондоле воздушного шара. На некоторое время падение замедлилось, но не прекратилось. Вот перечень предметов и вещей, которые остались в корзине шара:
№ | Наименование | Кол-во |
1 | Канат | 50м |
2 | Аптечка с медикаментами | 5 кг |
3 | Компас гидравлический | 6 кг |
4 | Консервы мясные и рыбные | 20кг |
5 | Секстант для определения местонахождения по звездам | 5 кг |
6 | Винтовка с оптическим прицелом и запасом патронов | 25 кг |
7 | Конфеты разные | 20 кг |
8 | Спальные мешки (по одному на каждого члена экипажа) | |
9 | Ракетница с комплектом сигнальных ракет | 8 кг |
10 | Палатка 10-местная | 20кг |
11 | Баллон с кислородом | 50кг |
12 | Комплект географических карт | 25 кг |
13 | Канистра с питьевой водой | 20л |
14 | Транзисторный радиоприемник | 3 кг |
15 | Лодка резиновая надувная | 25 кг |
Через 5 минут шар стал падать с прежней, очень большой скоростью. Весь экипаж собрался в центре корзины для того, чтобы обсудить создавшееся положение. Нужно принимать решение, что и в какой последовательности выбрасывать за борт.
Ваша задача – решить вопрос о том, что и в какой последовательности следует выбросить. Но сначала примите это решение самостоятельно. Для этого нужно взять лист бумаги, переписать список предметов и вещей, а затем с правой стороны рядом с каждым наименованием поставить порядковый номер, соответствующий значимости предмета, рассудив примерно так: «На первое место я поставлю комплект карт, поскольку он совсем не нужен, на второе – баллон с кислородом, на третье – конфеты и т.д.».
При определении значимости предметов и вещей, т.е. очередности, с какой вы будете от них избавляться, нужно иметь в виду, что выбрасывается все, а не часть, т.е. все конфеты, а не половина.
Когда вы примите индивидуальное решение, нужно собраться в центр (в круг) и приступить к выработке группового решения, руководствуясь следующими правилами:
1) высказать свое мнение может любой член экипажа;
2) количество высказываний одного человека не ограничивается;
3) решение принимается, когда за него проголосуют все члены экипажа без исключения;
4) если хотя бы один возражает против принятия данного решения, оно не принимается, и группа должна искать иной выход;
5) решения должны быть приняты в отношении всего перечня предметов и вещей.
Время, которое есть в распоряжении экипажа, неизвестно. Сколько еще будет продолжаться падение? Во многом это зависит от того, как быстро вы будете принимать решения. Если экипаж единогласно проголосует за то, чтобы выкинуть какой-то предмет, он считается выброшенным, и это может замедлить падение шара.
Я желаю вам успешной работы. Главное – остаться в живых. Если не сможете договориться, вы разобьетесь. Помните об этом!»
Время на игру: 20 – 25 минут.
Итог:
Если группа сумела принять все 15 решений при 100 %-ном голосовании:
— Я поздравляю вас, вы успешно справились.
— Как вы думаете в чем причина успешного выполнения задания?
Если они не смогли принять за отведенное время все 15 решений:
— экипаж разбился
-давайте подумаем над причинами, которые привели к этой катастрофе.
Проводиться анализ результатов и хода игры, разбираемся в причинах удачи или неудачи, анализируем ошибки и попытаемся прийти к общему мнению.
- Упражнение «Испорченный телефон».
Активными игроками в этой игре являются 6 участников. Остальные — наблюдатели, эксперты. Четыре участника на некоторое время выходят из помещения. В это время первый участник, который остался, должен прочитать второму игроку предложенный ведущим небольшой рассказ или сюжет. Задача второго игрока – внимательно слушать, чтобы потом передать полученную информацию третьему участнику, который должен будет войти в комнату по сигналу. Третий игрок, прослушав рассказ второго игрока, должен пересказать его четвертому и т. д.
После выполнения этого задания участниками перечитываем рассказ уже для всех участников игры. Каждый игрок может сравнить свой вариант пересказа с оригиналом. Как правило, в процессе пересказа происходит искажение первоначальной информации.
— что произошло с информацией?
Возможная история для игры «Испорченный телефон»:
«Я ходил по крытому кооперативному рынку, когда увидел милицейские машины, останавливающиеся у всех дверей. Рядом со мной были два человека, которые мне показались подозрительными; один выглядел очень взволнованным, а другой испуганным. Первый схватил меня за руку и толкнул внутрь торгового зала. «Притворись, что ты мой ребенок», – прошептал он. Я услышал, как милиционер крикнул: «Они здесь!», и вся милиция побежала в нашу сторону. «Я не тот, кого вы ищете, – сказал мужчина, который держал меня, – Я просто пришел за покупками со своим сыном». «Как его зовут?», – спросил милиционер. «Его зовут Сергей», – сказал один мужчина, в то время как другой сказал: «Его зовут Коля». Милиционеры поняли, что эти мужчины не знают меня. Они допустили ошибку. Поэтому мужчины отпустили меня и побежали прочь. Они столкнулись с прилавком женщины. Повсюду покатились яблоки и овощи. Я увидел, как некоторые мои друзья поднимают их и кладут себе в карманы. Мужчины выбежали через дверь со стороны здания и остановились. Их ожидали около двадцати милиционеров. Мне было интересно, что они такое натворили. Возможно, это связано с мафией».
Итог: — С какими трудностями вы столкнулись при получении и передаче информации (если таковые были)?
— Что происходит с общением людей в случае искажения информации?
— С чем можно сравнить варианты пересказа сюжета?
4. Упражнение «Акулы»
Материалы: два листа бумаги. Участники делятся на две команды.
— Представьте себя в ситуации, когда корабль, на котором вы плыли, потерпел крушение, и вы находятся в открытом океане. Но в океане есть один островок, на котором можно спастись от акул (Каждая команда имеет свой «островок» – лист бумаги, на котором в начале игры могут поместиться все участники команды).
Капитан (ведущий), увидев «акулу», должен крикнуть «Акула!» Задача участников – быстро попасть на свой островок
После этого игра продолжается – люди покидают остров до следующей опасности. В это время ведущий уменьшает лист бумаги наполовину.
По второй команде «Акула!»
— Ваша задача –быстро попасть на остров и при этом «сохранить» наибольшее количество людей. Тот, кто не смог оказаться на «острове», выходит из игры.
Игра продолжается: «остров» покидается до следующей команды. В это время лист бумаги уменьшается еще наполовину. По команде «Акула!» задача игроков остается той же. По окончании игры результаты сравниваются.
— В какой команде осталось больше участников?
— Почему?
5. Упражнение «Дружественная ладошка»
— На листе бумаги обрисуйте свою ладонь, внизу подпишите своё имя.
— Оставьте листочки на стульях, двигаясь от листочка к листочку, напишите друг другу на нарисованных ладошках что-то хорошее (понравившиеся качества этого человека, пожелания ему).
Причины конфликтных ситуаций
Самые распространенные предпосылки к развитию конфликта:
- Первопричиной возникновения разлада, может послужить банальное недовольство чем-нибудь или кем-нибудь. Усугубляется ситуация, когда неприязнь имеет накопительный характер. Человек трамбует неудовольствие в себе, затем срывается и выплёскивает весь негатив. Обычно в такой ситуации эмоции берут верх над разумом.
- Неуверенность в себе является ещё одной причиной психологии конфликта. Это зерно внутренних разногласий, не позволяющее человеку проявить себя самодостаточной личностью. Иногда такое состояние приводит к депрессии.
- Ещё одной причиной возникновения непримиримых разногласий, является затрагивание чужих интересов, усугубляют ситуацию публичные столкновения. Такие споры распространены в обществе, особенно в небольших коллективах.
Основные методы разрешения конфликтов
Психологи определяют 4 группы методов разрешения конфликтов. Предлагаем познакомиться с каждой из них.
1. Административные способы разрешения конфликтов.
Данный метод подразумевает анализ конфликтной ситуации и принятие решения по выходу из неё на собрании трудового коллектива. Решение общего собрания является обязательным для исполнения. Не менее эффективен и другой вариант – «механическое уничтожение» конфликта. В этом случае одного из участников увольняют или переводят в другое подразделение или на другую работу. Этот метод сложно назвать гуманным, поэтому к его применению прибегают в крайних случаях. Как правило, он используется в отношении одного из лидеров при решении конфликтов между группами.
Читайте нашу статью «Стратегия голубого океана: что это и как применить в своём бизнесе».
2. Педагогические методы разрешения конфликтов
Данная группа включает большее количество вариантов решения проблемы:
- убеждение;
- обоюдное примирение конфликтующих сторон;
- признание вины одной стороной;
- свободное высказывание;
- посредничество незаинтересованного лица;
- увеличение расстояния между конфликтующими сторонами;
- метод норм (введение определенных социальных норм, направленных на погашение конфликта, например, правильное поведение);
- реализация принципа «разделяй и властвуй». При групповом конфликте создаются подгруппы, каждая из которых имеет свою цель. Если есть возможность, то подгруппы отделяют друг от друга и воздействуют на каждую из них отдельно, подбирая нужные «мотивы» и формируя правильное поведение;
- метод «поиск козла отпущения» (находится объект, на который переносится весь негатив конфликта);
- метод «двух зол» (при невозможности решить конфликт так, чтобы удовлетворить обе стороны, выбирается меньшее зло).
3. Структурные методы разрешения конфликтов
Подразумевается разъяснение требований к работе, определение полномочий и установление иерархии, применение механизмов, координирующих и интегрирующих действия сторон конфликта, установление целей, способствующих объединению сторон, реализация системы мотивации (не допускается поощрение неконструктивного поведения группы или отдельных ее членов).
Данная группа методов используется для решения проблем в организациях и направлена на уменьшение интенсивности конфликта.
Структурными методами разрешения конфликта являются:
- использование должностного положения (руководитель действует путем издания приказа, распоряжения, постановления и т.п.);
- «разделение» организационных частей, задействованных в конфликте («разделение» по целям, ресурсам, средствам и т.п. или создание условий, снижающих зависимость конфликтующих сторон друг от друга);
- внедрение для конфликтующих групп специального механизма интеграции (общий куратор, координатор или руководитель);
- объединение подразделений, основанное на решении общей задачи (например, отдел труда и зарплаты и отдел кадров объединить в отдел развития сотрудников, цель работы которого, помимо расчетно-учетных функций, развитие и рост каждого работника).
4. Межличностные методы разрешения конфликтов
Р. Блейк и Дж. Мутон предложили достаточно эффективную модель управления конфликтами, включающую концепции, названия которых напоминают стратегические пути выхода из конфликтных ситуаций: отступление, сглаживание, навязывание, альтернатива и компромисс. Авторы считают, что наибольшая ценность для управления – это умение идти на компромисс, так как это способствует минимизации недоброжелательного настроя и быстрому разрешению конфликтных ситуаций, удовлетворяя обе противостоящие стороны.
Под сглаживанием подразумевается, что члены коллектива являются единой командой. Блейк и Мутон по этому поводу говорят, что конфликт можно погасить, повторяя следующую фразу: «Это не имеет значения. Вспомните все хорошее, что произошло сегодня».
Существуют и другие эффективные стратегии разрешения конфликта:
- победа – поражение;
- победа – победа;
- поражение – поражение;
- поражение – победа.
Иногда, вступая в конфликт, стороны рассчитывают на победу за счет поражения противостоящей стороны. Обычно проигрывают и те, и другие. Наиболее благоприятный способ выхода из межличностной конфликтной ситуации – это победа, при которой учтены интересы обеих сторон.
Выход из конфликтной ситуации
Для того, чтобы определить правильный выход из конфликтной ситуации, необходимо понимать тип конфликта, причины, по которым он возник, особенности и специфику его протекания.
Например, при разрешении внутриличностного конфликта следует определить его направленность: целевая (когда идут разногласия по достижению цели) или ролевая (когда идут разногласия по распределению обязанностей).
Возможно, имеет место несовместимость целей, поставленных перед разными людьми. А возможно, что имеются разные требования к людям, осуществляющим решение противоположных или одинаковых задач.
Тогда люди не могут найти точек соприкосновения и достичь единства действий, что ведет к затягиванию дела, развитию и усугублению конфликта.
Решить внутриличностный конфликт можно с помощью таких методов, как поиск компромиссов, переориентация ценностей, перераспределение задач, удаление одной из конфликтующих сторон.
Решение межличностных конфликтов возможно внутри ситуации и влиянием из вне. Например, когда участники конфликта самостоятельно договариваются и приходят к конструктивному решению или же привлекают для разрешения конфликта третью сторону, которая расставляет все точки над «и» и предлагает конфликтующим выбрать тактику дальнейшего поведения.
Групповые конфликты разрешаются всегда сложнее и дольше, нежели описанные выше. Конфликт типа «личность/группа» должен оцениваться по степени ролевого ожидания, внутренних личностных и групповых установок.
При разрешении таких конфликтов личность, вступившая в спор, либо признает собственную неправоту и устраняет недочеты, либо покидает поле конфликта (увольняется, переезжает, меняет учебное заведение).
Конфликт типа «группа/группа» имеет множественные причины и формы проявления. Здесь имеют место митинги, забастовки, коллективные акции протеста. Конфликты такого типа разрешаются переговорами с дальнейшим заключением соглашений, договоров о намерениях, либо усугубляются в случае отсутствия компромисса.
Единого алгоритма решения конфликтов, конечно же, нет. Все зависит от конкретной ситуации и конкретных участников спора. В любом случае, конфликт может иметь разные стадии: если выход из него устраивает всех, он прекращается. Если же нет, то с переменным успехом он может продолжать свое развитие, время от времени вспыхивая сильнее.
Примеры межличностных конфликтов
Профессионалы утверждают, что межличностный конфликт в психологии – это неотъемлемая часть жизни в человеческом обществе. Его вызывает большое количество причин, указанных выше. От чего и примеры в реальной жизни можно найти повсюду:
- Начальник дает интервью в местную газету о деятельности своей фирмы. После выхода номера он понимает, что многие факты искажены журналистом. Стороны встречаются и сотрудник редакции отказывается выпускать опровержение, ссылаясь на свои записи интервью.
- Студенты одной комнаты общежития спорят о том, кому проводить уборку. Один считает, что все должны убираться по очереди, другой же уверен, что чаще пусть наводит порядок тот, кто больше всех мусорит.
- Муж с женой не могут найти общий язык в вопросе воспитания сына. Межличностный конфликт разгорается тогда, когда дошкольник отказывается сам одеваться, прося сделать это родителей. Отец запрещает матери одевать сына, но та все равно помогает ребенку.
Что ещё нужно знать о конфликтах?
История человечества, его морали, культуры, интеллекта представляет собой непрекращающуюся борьбу идей, стремлений, конкуренцию сил и интересов, соперничество. На протяжении всей своей жизни каждый человек систематически сталкивается с конфликтами всевозможных видов. Когда человек хочет чего-либо достичь, цель может оказаться труднодостижимой. Когда он переживает неудачу, он может обвинить окружающих его людей в том, что именно из-за них он не смог заполучить желаемое
Окружающие же, в свою очередь, неважно, родственники это, одноклассники, друзья или коллеги по работе, могут считать, что он сам виноват в своих проблемах и неудачах. Форма может быть совершенно разной, однако практически всегда она способна привести к непониманию, которое может перерасти в недовольство и даже противоборство, тем самым создавая напряжение и обуславливая конфликтную ситуацию
В любом человеке присутствуют жизненные противоречия. Людям свойственно быть чем-либо неудовлетворёнными, воспринимать что-то «в штыки», не со всем соглашаться. И всё это естественно, ведь такова натура человека. Однако эти и другие подобные внутренние свойства могут стать вредоносными, если человек не в состоянии урегулировать свою собственную конфликтность с окружающими его людьми; если он не способен придать ей конструктивную форму; если он не может придерживаться адекватных принципов в своих противоречиях.
Вполне резонно сделать вывод, что конфликты неизбежны. Но, в действительности, всё обстоит несколько иначе. И далеко не все конфликтные ситуации, время от времени возникающие между людьми, завершаются конфликтом.
Не следует относиться к конфликту как к чему-то опасному и негативному, если он является стимулом для развития личности, подталкивает человека к работе над собой, закаляет морально и психологически, способствует сплочению с другими людьми. Но стоит стараться избегать тех конфликтов, которые обладают деструктивным потенциалом, разрушают отношения, создают состояние психологического дискомфорта, усиливают замкнутость человека
Именно поэму очень важно уметь распознавать любые предпосылки конфликтов и уметь предупреждать возникновение нежелательных конфликтных ситуаций
Быть способным распознавать и предупреждать конфликты – это значит, владеть культурой общения, уметь владеть собой, проявлять уважение к личности других людей, применять различные методы воздействия на них. Ничто не может в такой сильной мере поспособствовать устранению различного рода недоразумений, как грамотное, цивилизованное общение, которое включает в себя знание элементарных навыков этикета и умение владеть ими, а также способность устанавливать и поддерживать эффективный контакт, вырабатывать свой собственный стиль общения и взаимодействия с окружающими людьми.
Если вы попали в сложную, противоречивую ситуацию, важнее всего контролировать своё поведение и вести себя социально грамотно. Если конфликтная ситуация основана на переживаниях и эмоциях, то неприятные ощущения от неё могут оставаться ещё очень и очень долго. По этой причине нужно учиться управлять своими эмоциональными состояниями, контролировать своё поведение и реакции. Всегда следует быть настроенным на устойчивость и уравновешенность своей нервной системы.
УПРАЖНЕНИЕ: В качестве одного из наиболее эффективных методов работы со своей психикой можно привести самонастрой на состояние спокойствия. Осуществить его совсем несложно: сядьте в удобное кресло, расслабьтесь, закройте глаза и некоторое время постарайтесь ни о чём не думать. Затем отчётливо и не спеша произнесите про себя несколько фраз, настраивающих вас на самообладание, выдержку, состояние спокойствия. Стремитесь к тому, чтобы почувствовать, как вами овладевает уравновешенность, вы становитесь более жизнерадостным, ощущаете прилив сил и хорошее настроение; вы прекрасно себя чувствуете физически, морально и психологически. Регулярное выполнение этого упражнения позволит вам стать более устойчивым к эмоциональным нагрузкам любой интенсивности.
Напомним, что представленный урок является скорее теоретическим, нежели практическим, т.к. нашей задачей было познакомить вас с тем, что такое конфликт вообще и представить классификацию конфликтов. Из следующих уроков нашего тренинга по конфликтологии вы сможете почерпнуть не только массу теоретической информации, но и узнать множество практических советов, которые сможете немедля применить на практике.
Эффективные способы уйти от ссоры!
Как избежать конфликта:
1) Компромисс. Данный вариант разрешения спорной ситуации самый оптимальный и действенный. В данном случае оба участника конфликта идут навстречу друг другу и ищут промежуточное решение.
Компромиссы хороши тем, что учат обе стороны взаимодействовать и искать возможные решения сложившейся ситуации.
2) Амортизация. Данный способ выхода из конфликта поможет при взаимодействии с незнакомыми людьми.
Представьте себе ситуацию: вы едете в транспорте и вдруг к вам подходит хам и говорит что-то типа: «Чего развалилась?» или «Вот молодежь пошла, хамло одно, место старику не уступят».
В таких ситуациях люди обычно начинают грубить в ответ или тихо отходят, перенося свою нервозность на мужа/жену/ребенка. Чтобы выйти спокойно из этой ситуации вы должны «амортизировать» поведение оппонента. На фразу «Чего развалилась?» вы можете спокойно ответить: «Да, развалилась. А что?»
Поверьте, подобные фразы тут же вводят конфликтующего в ступор и он теряется! Подобные фразы тут же могут закончить спор и сохранить ваше душевное равновесие!
3) Расставание. Иногда конфликт двух людей может быть настолько сильным, что лучшим выходом является лишь расставание.
Расставание – это самая последняя и печальная стадия конфликта. Если люди расстаются – значит, они перепробовали все возможные варианты.
Однако не стоит грустить по этому поводу, ведь прекращение отношений с одними людьми, сулят новые отношения с другими людьми.
4) Кто-то должен победить. Этот вариант подходит для игроков, для тех, кто ставит свои интересы выше интересов других людей.
В случае борьбы частенько применяются нечестные правила игры, мухлевство, подстава и т.д.
В любом случае пока кто-то один не победит, напряженная ситуация не закончится.
5) Хотите быстро выйти из конфликта – не вступайте в него. Вместо того чтобы резко вспыхивать, мы можем глубоко вздохнуть, чтобы снять стресс и выдать обидчику свою претензию в мягкой форме.
Способы разрешения межличностных конфликтов
Столкновение индивидов с всевозможными целями, различными характерами, мировоззрениями называют межличностным конфликтом. Подоплекой для зарождения конфликта считается проблематичная или противоречивая ситуация, которая появляется при стремлении к удовлетворению противоположных целей, несовпадении интересов индивидов и др. Конфликтная ситуация является непременным условием зарождения самого конфликта.
Внезапно образовавшийся конфликт необходимо постараться избежать. В случаях, когда избежать не получается нужно встретить его спокойно с установкой на скорейшее конструктивное разрешение к удовлетворению обоих противоборствующих сторон. Для разрешения ситуаций конфронтации нужно быть подготовленным. Необходимо четко понимать свою цель
Для грамотного и конструктивного регулирования межличностными конфликтными ситуациями важно не забывать о собственной позиции и стараться понять точку зрения противостоящей стороны, а также осознавать состояние ситуации в целом. Конструктивный выход из ситуаций конфронтации предполагает спокойное заявление о собственных интересах и беседу с противником о его желании либо нежелании разрешить конфликт
Если оппонент не согласен с представленной точкой зрения и не собирается разрешать конфликт, то нужно узнать у него каким образом он видит разрешение ситуации. После готовности обоих сторон к урегулированию ситуации противостояния, необходимо осознать собственное состояние, ощущения в конкретный момент и понять, чья позиция ближе: своя или противника.
Разумное разрешение межличностных противостояний предполагает поиск понимания, а не личностную победу. Нужно стараться спокойно обсуждать факторы, спровоцировавшие зарождение конфликта. Поэтому нужно разобраться в том, что конкретно вызвало конфликт – действия противника или недопонимание ситуации. Всегда следует предполагать лучшее, а не обвинять до выяснения мотивов и точки зрения оппонента.
Собственную позицию следует отстаивать, но не посредством давления на партнера. Давление сужает возможности обоих оппонентов и не содействует разрешению ситуации конфронтации.
Существует определенная модель поведения, способствующая конструктивному выходу из сложившейся ситуации противостояния. В первую очередь необходимо использовать в речи фразы, которые будут «поднимать» оппонента, а не «опускать» его. Нужно отдавать себе отчет, что аргументы отвечают реальности, а не являются следствием преувеличения. Также необходимо пытаться не использовать в споре, таких наречий, как всегда или никогда. В беседе нужно быть доброжелательным, открытым и честным. Также нужно помнить о золотом правиле, которое поможет выйти с достоинством из любого противоборства. А правило звучит следующим образом – «порой лучше промолчать». Необходимо понимать, что конфликтная ситуация возникает вследствие несовпадения интересов, точек зрения, принципов, а не из-за личностных качеств участников. Поэтому в ходе спора нужно нападать непосредственно на предмет конфликта, а не на личность. Говорить следует конкретно и аргументировано, а не обобщать. Решать необходимо главные задачи, а не придираться к мелочам. Не нужно говорить о сопернике, следует говорить о себе. Например, вместо фразы: «ты врешь», лучше сказать: «я владею иной информацией».
В процессе разрешения спорных ситуаций нужно стараться держать собственные эмоции под жестким контролем. Другими словами, подавлять эмоции не следует, но и позволять им управлять собой нельзя.
Необходимо научиться ощущать атмосферу ситуации целиком, ведь каждый участник процесса играет в ней определенную роль.
Правила поведения в конфликтных ситуациях
Чтобы перечисленные способы выхода из конфликта работали эффективно, нужно соблюдать некоторые правила поведения в разговоре с оппонентом.
Типы поведения:
- Попросить оппонента четко и ясно сформулировать свою позицию, а затем изложить ему свое мнение. Это поможет лучше разобраться в предмете спора и ускорит поиск решения;
- Разговор лучше всего вести в спокойном тоне, без лишних эмоций. Если соперник эмоционально возбужден, то нужно подождать пока он успокоится, поскольку в порыве эмоций человек не может адекватно оценивать происходящее;
- Во время спора не следует переходить на личности. Разговор должен касаться только предмета конфликта и не затрагивать личные качества его участников. Взаимные оскорбления не помогут уладить разногласия, а только еще больше обострят их;
- Не стоит зацикливаться на каком-то одном способе решения. Можно предложить сопернику поискать другие возможности выхода из возникшей ситуации;
- Мелкий, незначительный конфликт можно быстро решить извинением, шуткой или просто перевести разговор на другую тему, не допуская, чтобы недоразумение переросло в ссору;
- Если конфликт очень серьезный и соперники никак не могут прийти к согласию, стоит призвать на помощь третью сторону, которая сможет адекватно оценить ситуацию и найти оптимальное решение. Иногда третьей стороной становится судебный орган.
Хорошо, если возникшие разногласия удается решить мирным путем и дальнейшие отношения между конфликтующими сторонами не пострадают.
Нередко в результате серьезных размолвок единственно возможным исходом конфликта является полный разрыв отношений между оппонентами. В этом случае нужно постараться смириться с ситуацией и извлечь из нее полезный опыт, который поможет избежать подобных столкновений в будущем.
Виды межличностных конфликтов
Большое количество характеристик одного и того же процесса позволяют классифицировать межличностный конфликт по самым разным критериям. По направленности он может быть:
- Горизонтальным
, когда у участников равные права. - Вертикальным
, когда одна из сторон находится в подчинении. - Смешанным
. Такие противоречия часто возникают в организациях.
По значению бывают:
- конструктивные или созидательные;
- деструктивные или разрушительные.
Типы межличностных конфликтов делятся по продолжительности на:
- Ситуативные противоречия.
- Пролонгированные разногласия.
Конструктивный конфликт
Под понятием конструктивного конфликта значится взаимодействие, которое в конечном итоге приводит к выходу отношений на качественно более высокий уровень. Он возможен тогда, когда стороны:
- Придерживаются рамок этики и деловых отношений.
- Внимательно относятся к аргументам оппонента.
- Стремятся разрешить ситуацию, а не победить любой ценой.
Специфика конструктивного межличностного конфликта состоит в том, что:
- Благодаря такому противостоянию стороны осознают, что возникшие противоречия являются неблагополучным симптомом выстраивания отношений.
- В процессе конфликта выявляются важные разногласия, преодоление которых выводит взаимодействие на новый, более высокий уровень.
- При грамотном разрешении противоречия убираются факторы разногласий, налаживается взаимопонимание и сотрудничество сторон.
Деструктивный конфликт
Нередко конфликты в межличностных отношениях носят и деструктивный или разрушительный характер. То есть один из участников безапелляционно и жестко настаивает на своей правоте, не принимая позицию второго. Такой индивид нередко прибегает к осуждающим методом борьбы, стремится выиграть в конфликте любой ценой. При таком подходе трудно говорить о правильном разрешении и выходе на новый уровень взаимодействия.
Возможные последствия такого общения:
- Разрушение или значительное ухудшение устоявшихся отношений.
- Чувство обиды, неудовлетворенности, гнева или раздражения одного или всех оппонентов.
- Низкая результативность дальнейшей совместной деятельности.