Правила ментального выживания. Как оказать себе и близким первую психологическую помощь

Наша основная задача — снизить возбуждение и замедлить сильную эмоциональную реакцию организма. Для этого необходимо задать себе вопрос: что именно меня сейчас встревожило и напугало? Это немного затормаживает, так как переключает внимание с собственно эмоций на самоанализ. Насколько эта угроза близка и реалистична?

Далее проверяем себя: как я сейчас дышу? Скорее всего, в стрессе мы будем дышать довольно поверхностно, грудью, дыхание будет коротким и прерывистым. Задача — замедлить дыхание. Вдох должен быть неглубоким, но доходить до низа живота, а грудь должна двигаться с минимальной амплитудой. Плечи — оставаться опущенными. Если чувствуете, что плечи и шея напряжены, — нужно сделать несколько круговых движений, чтобы расслабить их, затем резко поднять плечи к ушам и потом также резко сбросить, прочувствовать, как они опускаются. Классическая схема: вдох делаем на четыре счёта, затем делаем паузу на два счёта и выдох на пять счётов, немного медленнее, чем вдох.

Обратите внимание на свою челюсть. Когда мы испытываем сильные эмоции, связанные с гневом, страхом, агрессией, мы сжимаем и зажимаем челюсть. Для того чтобы её расслабить, нужно разомкнуть губы и зубы, растереть и разогреть ладони и приложить их к жевательным мышцам и височно-челюстному суставу. Затем медленно, не спеша опускайте челюсть, пока не почувствуете расслабление.

Когда мысли и страхи выбивают вас из привычной реальности, попробуйте «заземлиться» — вернуться из мыслительной сферы к чувственному, осознать себя в своём теле и на своём месте. Спросите себя, как вы сейчас сидите или стоите. Обратите внимание на ту часть тела, которая соприкасается с опорой.

Сконцентрируйтесь на том, как ваши стопы сейчас стоят на полу, что они чувствуют, насколько они напряжены, что вы можете сделать, чтобы сделать это соприкосновение лучше. Помогает покататься с пятки на носок, походить босыми ногами, с каждым шагом опускаясь на ногу весом всего тела.

Четыре этапа смерти

Жизнь уходит поэтапно: в обратном порядке по сравнению с тем, как она развивается. Можно выделить четыре стадии этого процесса:

Социальная смерть

Это потребность умирающего изолироваться от общества, замкнуться в самом себе и все дальше отдаляться от людей.

Психическая смерть

Соответствует осознанию человеком очевидного конца. В это время экстравертированное сознание угасает, уступая место состоянию, характерному для последнего периода жизни.

Мозговая смерть

Это полное прекращение деятельности головного мозга и его контроля над различными функциями организма.

Физиологическая смерть

Является угасанием последних функций организма.

Причины развития психологической смерти: основные факторы риска

Апатичное состояние может развиться у любого человека, даже позитивного и жизнерадостного. Ее причины разнообразны и очень индивидуальны, но можно выделить факторы риска:

  1. Личные неудачи. Профессиональная нереализованность, утрата близких, семейные ссоры, особенно происходящие в короткий промежуток времени, способны серьезно пошатнуть психическое здоровье.
  2. Социальное отвержение. Неприятие коллективом лишает индивида одной из главных потребностей — общения. Отвержение, открытый негатив и враждебность приводят к симптомам психологического умирания.
  3. Биологические причины. Снижение физической активности, нарушения в работе ЦНС, гормональные сбои могут повлиять на состояние психики.

Отдельно взятый фактор не обязательно приводит к развитию психопатологии.

Но люди со слабым типом нервной системы сильнее подвержены влиянию негативных факторов внешней среды

Поэтому им необходимо дополнительно уделять внимание состоянию здоровья и использовать средства профилактики каждый день.

Источники

  • Kenny P., Street DJ., Hall J., Agar M., Phillips J. Valuing End-of-Life Care for Older People with Advanced Cancer: Is Dying at Home Important? // Patient — 2022 — Vol — NNULL — p.; PMID:33876399
  • Mathelin C., Ame S., Anyanwu S., Avisar E., Boubnider WM., Breitling K., Anie HA., Conceição JC., Dupont V., Elder E., Elfgen C., Elonge T., Iglesias E., Imoto S., Ioannidou-Mouzaka L., Kappos EA., Kaufmann M., Knauer M., Luzuy F., Margaritoni M., Mbodj M., Mundinger A., Orda R., Ostapenko V., Özbaş S., Özmen V., Pagani O., Pieńkowski T., Schneebaum S., Shmalts E., Selim A., Pavel Z., Lodi M., Maghales-Costa M. Breast Cancer Management During the COVID-19 Pandemic: The Senologic International Society Survey. // Eur J Breast Health — 2022 — Vol17 — N2 — p.188-196; PMID:33870120
  • Roβmeier C., Hartmann J., Riedl L., Dorn B., Fischer J., Hartmann F., Egert-Schwender S., Kehl V., Schneider-Schelte H., Jox RJ., Dinkel A., Diehl-Schmid J. How Do Persons with Young and Late Onset Dementia Die? // J Alzheimers Dis — 2022 — Vol — NNULL — p.; PMID:33843681
  • Bel’skaya LV., Sarf EA., Shalygin SP., Postnova TV., Kosenok VK. Potential Diagnostic Significance of Salivary Copper Determination in Breast Cancer Patients: A Pilot Study. // Biol Trace Elem Res — 2022 — Vol — NNULL — p.; PMID:33837914
  • Luna J., Couratier P., Lahmadi S., Lautrette G., Fontana A., Tortelli R., Logroscino G., Preux PM., Copetti M., Benoit M. Comparison of the ability of the King’s and MiToS staging systems to predict disease progression and survival in amyotrophic lateral sclerosis. // Amyotroph Lateral Scler Frontotemporal Degener — 2021 — Vol — NNULL — p.1-9; PMID:33829938
  • Grant R., Coopman K., Silva-Gomes S., Campbell JJ., Kara B., Braybrook J., Petzing J. Assessment of Protocol Impact on Subjectivity Uncertainty When Analyzing Peripheral Blood Mononuclear Cell Flow Cytometry Data Files. // Methods Protoc — 2021 — Vol4 — N2 — p.; PMID:33808088
  • Scaricamazza S., Salvatori I., Ferri A., Valle C. Skeletal Muscle in ALS: An Unappreciated Therapeutic Opportunity? // Cells — 2021 — Vol10 — N3 — p.; PMID:33801336
  • Nishikawa Y., Sato K., Mizuno A., Sasano T., Yoshikawa S., Ogata Y. Realization and personalization by facing fatality: A grounded theory of developing the view of dying in people with heart failure. // J Adv Nurs — 2022 — Vol — NNULL — p.; PMID:33749858
  • Carde E. . // Sante Publique — 2022 — Vol32 — N5 — p.461-471; PMID:33723951
  • Kitiyodom S., Trullàs C., Rodkhum C., Thompson KD., Katagiri T., Temisak S., Namdee K., Yata T., Pirarat N. Modulation of the mucosal immune response of red tilapia (Oreochromis sp.) against columnaris disease using a biomimetic-mucoadhesive nanovaccine. // Fish Shellfish Immunol — 2022 — Vol112 — NNULL — p.81-91; PMID:33675991

Чем опасно нежелание жить: влияние патологии на жизнь и здоровье

Стремительное развитие психологической смерти приносит человеку массу проблем, связанных не только со здоровьем, но и другими сферами жизни:

  1. Проблемы со здоровьем. Психологические заболевания влияют на физическое состояние, вызывая развитие хронических патологий: заболеваний сердечно-сосудистой системы, органов дыхания и опорно-двигательного аппарата.
  2. Социальная дезадаптация. Потеря социальных контактов часто приводит к полной самоизоляции, лишая индивида возможности на самореализацию.
  3. Склонность к суициду. Затяжная апатия, отсутствие позитивных впечатлений — распространенная причина самоубийства. Особенно сильно негативному влиянию патологии подвержены подростки и люди пожилого возраста.

Поскольку коварство психопатологий кроется в отрицании больным симптомов, важно отслеживать психологическое состояние и обращать внимание на состояние близких

Своевременная помощь на ранней стадии спасает от развития симптомов и сокращает риск появления рецидивов.

Ничто не предвещало беды

Как говорил булгаковский Воланд, «Да, человек смертен, но это было бы еще полбеды. Плохо то, что иногда он внезапно смертен». На этот случай у ученых тоже найдется немало исследований. Одно из самых известных – работа норвежского психолога Ранди Нойеса, который выделил стадии и для внезапной смерти. Стадия сопротивления. Человек осознает опасность, испытывает страх и пытается бороться. Как только он осознает тщетность такого сопротивления, страх исчезает, и человек начинает ощущать безмятежность и спокойствие.

Обзор жизни. Проходит в виде панорамы воспоминаний, сменяющих друг друга в быстрой последовательности и охватывающих все прошлое человека. Чаще всего это сопровождается положительными эмоциями, реже – негативными.

Стадия трансцендентности. Логическое завершение обзора жизни. Люди начинают воспринимать свое прошлое со все большим отдалением. В конце концов, они способны достичь состояния, при котором вся жизнь видится как единое целое. Вместе с тем, они поразительным образом различают каждую деталь. После чего преодолевается даже и этот уровень, и умирающий как бы выходит за пределы себя самого. Именно тогда он испытывает трансцендентное состояние, которое иногда еще называют «космическим сознанием».


©dreamstime.com

Пути выхода

Выход тут только один — насильно вытаскивать себя и придумывать новые цели, интересы и т.д., чтобы жизнь не казалась скучной и однообразной. Родным такого человека также следует помочь ему. Нередко может потребоваться помощь специалиста — психолога или даже психиатра. Бывает, что для коррекции состояния человека применяют медикаментозные средства, например, антидепрессанты. Такие препараты, естественно, назначаются только врачом и используются исключительно под его руководством.

Если человек не хочет саморазрушаться, ему следует взять себя в руки. Вытащить себя самостоятельно из самостоятельно же созданного болота вполне возможно — было бы желание. Если его нет, но есть ощущение, что не хотелось бы умирать так рано, стоит обратиться за помощью к близким и специалистам. Вместе искать вариант, как выбраться из глубокого психологического равнодушия и разрушения, гораздо проще.

НАПУТСТВИЕ ОТ БАСКАКОВА

Обратите внимание на дыхание. Вздохните на выдохе или выдохните на вздохе. Не осуществив переход! Переход! Вот где наша тема! Начав жить (вздох!), мы уже обрекли себя на смерть (выдох!). Здесь же — слова известной песни «А если вы не живете, то вам и не умирать!» Если начнете танатотерапевтически дышать — тогда будете находить переходы во всем!

Так, проходя через дверь, будете ясно осознавать, что вы «умираете» в одном пространстве, чтобы «родиться» в другом.

Владимир Баскаков: Для меня ключевым был момент осознания собственной смертности в пять лет. Это случилось в Одессе. Помню волну отчаяния и безысходности, которая навалилась на меня в тот момент. Я осознал, что не только моя жизнь, но и жизнь всех обязательно закончится! И я, тогда еще мальчишка, дал себе клятву победить Ее, Смерть! Я плакал. Я клялся себе, что «победю» эту смерть. Рыдал всю ночь. Тогда возникло еще неосознанное желание работать в этом направлении. Я всегда интересовался телом. В детстве занимался пантомимой. Я понял, что жизнь и смерть сильнее всего связаны в теле.

МНЕНИЕ ЭКСПЕРТА Андрей Лоргус, священник УРОКИ СМЕРТИ Как это часто бывает, глубинный мотив новых научных открытий — детская травма. Психотерапевты говорят: сила ресурса часто равна силе травмы. Если так, то сила воздействия метода Владимира Баскакова в силе его души. Страх смерти — едва ли не единственная страсть, объединяющая весь человеческий род. Однако удастся ли сделать «старушку смерть» учительницей на «уроке» жизни? Владимир Баскаков надеется установить со смертью контакт через максимально близкое приближение к ней. Но может ли смерть научить человека жизни, лед научить солнце греть землю, мед — желчь быть сладкой? Становится ли холодное горячим только от того, что сближается с вещью? В танатотерапии есть некая тайна, как и во всем, что окружает смерть. Возможно, танатотерапия и есть метод «таинственного приобщения»? Надо полагать, что танатотерапия есть парапсихологическое действие, прикосновенное к тайне? Может ли быть психолог тайновидцем смерти? Почему нет? Всегда ли психотерапия — сугубо практическая, нормированная процедура? Не есть ли гипноз, или семейная расстановка, или психодрама ритуализированным действом, воспроизводящим лишь образ реальности? С какой частью реальности соотносится танатотерапия? С жизнью после смерти или с жизнью до рождения? Если последнее не кажется лишенным смысла, психотерапевт в методе танатотерапии близок к акушеру. Не он ли, как повивальная бабка, оказывается у колыбели «новорожденной души»?

МНЕНИЕ ПО ПОВОДУ Ольга Подольская, психолог Впечатления от метода у меня самые положительные — как в качестве терапевта, так и в качестве клиента. Танатотерапия — это способ прислушаться к себе, к самым тончайшим движениям своей души. Часто человек, запутавшись в текучке современной жизни, не находит на это времени. Для современного человека подобная остановка и возможность прислушаться к себе чем-то сродни смерти, да. Метафорической смерти, разумеется. Плюсы в том, что метод безвреден, не вызывает зависимости от терапевта, не травмирует и при этом в хороших руках очень действенный. Эффект наступает практически мгновенно, на уровне нормализации состояния в течение одной сессии. Он очень хорошо и быстро поможет тем, кто находится «в расстроенных чувствах» — в ситуации потери, нервного срыва. Противопоказаний не имеет. Минусы в том, что в неумелых руках метод бесполезен. Леонид Дымент, врач, психотерапевт Этот метод минималистичный и сильный по воздействию, приятный для клиента. Терапевт должен соблюдать правила ведения процесса, уметь входить в измененное состояние и чувствовать клиента. Надо соблюдать требования и рекомендации, а также основные принципы «телесной гомеопатии», которая лежит в основе.

РАДИ ЧЕГО?

Как утверждает Баскаков, цель танатотерапии не полное расслабление. Цель — достижение максимального контакта с чувствами, связанных со смертью, выражение их в теле. Создавая определенные условия для тела и в теле клиента, танатотерапия способствует «проявлению» процессов активизации. В результате сочетания активизации и расслабления восстанавливается баланс. Чего с чем? Всего со всем! Ведь в основе большинства человеческих проблем и заболеваний лежит утраченный баланс процессов активизации и поглощения активности.

Страх смерти и неполнота жизни

Несмотря ни на что, многие совершенно здоровые и молодые люди часто боятся смерти. Причем, делают это куда более навязчиво, чем все остальные. С чем это связано? С таким вопросом мы обратились к специалистам.

– Страх смерти – очень важный «кирпичик» в фундаменте культур, религий, развития человечества, цивилизаций, больших и малых социальных групп, то есть необходимый элемент некоего «коллективного бессознательного», – говорит психоаналитик, специалист Европейской Конфедерации Психоаналитической Психотерапии Любовь Заева. – Но это и то, без чего нет развития, функционирования каждой отдельной личнос­ти, отдельной психики. Фрейд считал, что страх смерти порождается страхом кастрации: это глубинный страх потерять часть себя, страх разрушения своего телесного «Я».

Следует разделять нормальное присутствие этой темы в жизни и патологичес­кое. Под нормальным следует понимать те ситуации, когда страх смерти, например, помогает включать необходимые защиты для регуляции поведения, жизни. Это то, что нас бережет и спасает. Если мы отдаем себе отчет, что можем погибнуть, если не будем соблюдать правила дорожного движения, то это помогает нам оставаться сохранными и избегать опасных ситуаций.

В глобальном смысле страх смерти помогал выживать целым народам, стимулируя миграции, открытия, развитие науки и культуры. Чтобы не умереть, не погибнуть, продлить жизнь, улучшить ее, необходимо элементарно чему-то учиться, что-то делать, что-то менять, что-то знать и о чем-то помнить. То есть, страх смерти способен толкать нас к самосовершенствованию и новой жизни.

Страх смерти может включать мощные компенсаторные механизмы, и тогда человек, защищаясь от него на бессознательном уровне, начинает, например, усиленно следить за своим здоровьем, придерживаться здорового образа жизни. Он может стать творцом, приносящим плоды, «рождающим» вопреки смерти – тогда творчество во всех его видах как бы заглушает страх смерти. Сама мысль о том, что что-то останется после нас (дети, предметы искусства и быта, посаженные нами сады и леса, идеи, бизнес), словно отодвигает смерть от нас, добавляет в жизнь «каплю вечности».

Патологическое присутствие темы смерти в жизни конкретного человека обнаруживает себя, например, в состояниях замороженности и оцепенения, депрессиях, повышенной тревожности, фобиях. Под этими крайне неприятными состояниями часто скрывается травматизация в очень раннем возрасте от столкновения с темой смерти, когда даже не было реальной гибели объекта (никто на самом деле не умер), но нечто было потеряно во внутреннем мире (любимый объект, чувство безопасности или доверие к миру). В душе и в психике при этом как будто образуется дыра, которая то и дело дает о себе знать разными тревожными переживаниями.

Самый быстрый, легкий и «нарушенный» способ борьбы со страхом смерти – различного рода аддикции, зависимости. Алкоголик и наркоман всегда находятся во власти страха смерти, но при этом делают все, чтобы их бытие разрушалось.

Сильный страх смерти всегда возникает там и тогда, когда теряется смысл жизни, нет идеи, цели, зовущей вперед фантазии, то есть когда человек экзистенциально дезориентирован. Тогда в его душе как будто не звучит музыка жизни, и он слышит сигналы конца, пустоты… В этом смысле большинство религий предлагают свой короткий ответ страху смерти, говоря о вечности жизни души, других воплощениях в иных жизнях. Какой смысл бояться, если смерти как таковой нет? По сути, религиозные концепции напоминают о бренности одного и бессмертия другого в нас, самого важного. Человек, который патологически настроен на волну «радиостанции голоса смерти», всегда боится проститься с чем-то отжившим в своей душе, жизни, и не видит, не ценит свой настоящий дальнейший путь. Мы иногда бываем на кладбищах, но уходить оттуда надо всегда вовремя. Помня о смерти, мы значительно больше должны помнить о ценности жизни.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]