8 советов психолога, как повысить самооценку ребенку

На успешность человеческой жизни, помимо объективных обстоятельств, влияет также уровень самооценки, которая начинает формироваться в дошкольном периоде под влиянием окружения ребенка, в первую очередь — родителей. Самооценка — это оценка личностью своих возможностей, качеств и места среди других людей.

Здоровая атмосфера в семье, стремление понять и поддержать ребенка, искреннее участие и сопереживание, чувство психологической защищенности — вот составляющие для формирования позитивной адекватной самооценки у ребенка.

Ребенок с завышенной самооценкой может считать, что он во всем прав. Он стремится к управлению другими детьми, видя их слабости, но не видя при этом своих собственных, часто перебивает, относится к другим свысока, всеми силами старается обратить на себя внимание. От ребенка с завышенной самооценкой можно услышать: «Я самый лучший». При завышенной самооценке дети часто агрессивны, принижают достижения других детей.

Если самооценка ребенка занижена, скорее всего, он тревожен, неуверен в собственных силах. Такой ребенок все время думает, что его обманут, обидят, недооценят, всегда ожидает худшего, выстраивает вокруг себя оборонительную стену недоверия. Он стремится к уединению, обидчив, нерешителен. Такие дети плохо адаптируются к новым условиям. При выполнении любого дела настроены на неудачу, находя непреодолимые препятствия. Дети с заниженной самооценкой зачастую отказываются от новых видов деятельности из-за страха не справиться, переоценивают достижения других детей и не придают значения собственным успехам.

Заниженная, негативная самооценка у ребенка крайне неблагоприятна для полноценного развития личности. У таких детей есть опасность формирования установки «Я плохой», «Я ничего не могу», «Я неудачник».

При адекватной самооценке ребенок создает вокруг себя атмосферу честности, ответственности, сострадания и любви. Он чувствует, что его ценят и уважают. Он верит в себя, хотя способен попросить о помощи, способен принимать решения, может признавать наличие ошибок в своей работе. Он ценит себя, а потому готов ценить и окружающих. У такого ребенка нет барьеров, мешающих ему испытывать разнообразные чувства к себе и окружающим. Он принимает себя и других такими, какие они есть.

Если хвалить, то правильно

Большое значение в формировании самооценки ребенка имеет заинтересованное отношение взрослого, одобрение, похвала, поддержка и поощрение — они стимулируют деятельность ребенка, формируют нравственные привычки поведения. Физиолог Д.В. Колесов о. Если ребенок не получает своевременного одобрения в процессе деятельности, у него появляется чувство неуверенности.
Однако хвалить тоже надо правильно! Понимая, какое большое значение имеет похвала для ребенка, ею надо пользоваться очень умело. Владимир Леви, автор книги «Нестандартный ребенок» считает, что не надо хвалить ребенка в следующих случаях:

  1. За то, что достигнуто не своим трудом — физическим, умственным или душевным.
  2. Не подлежит похвале красота, здоровье. Все природные способности как таковые, включая и добрый нрав.
  3. Игрушки, вещи, одежда, случайная находка.
  4. Нельзя хвалить из жалости.
  5. Из желания понравиться.

Ошибки родителей, из-за которых страдает самооценка ребенка

Разберем самые распространенные ошибки близких, из-за которых может сформироваться заниженная самооценка у ребенка.

№ 1. Сравнение с другими. Примеры «Вот дочка у соседей молодец, у нее много дипломов, грамот», «Бери пример с одноклассника Сережи — мальчик приходит с прогулки чистенький». Подобные фразы не стимулируют дошколенка быть лучше, а развивают чувство неуверенности, неидеальности, а также зависимость от чужого мнения. Вместо этого скажите: «Варя отлично рисует, а ты — идеально делаешь фигурки из пластилина», тем самым отметив сильные стороны.

№ 2. Обесценивание его чувств, желаний, игрушек, друзей, выбора. Даже если вам кажется, что машинка сына старая и ее можно выбросить — это игрушка может быть самой нужной и ценной для него самого. Или вы думаете, что выбрал неподходящую книгу — а у мальчика книга вызывает интерес.

№ 3. В разговоре с другими членами семьи вы допускаете пренебрежительный тон. Например, обзываете мужа: «безрукий неумеха», «ходит, как стадо слонов». Будущий школьник делает вывод: такое обращение — норма.

№ 4. Крик, агрессия, физическая сила — не только недопустимы, но и опасны. Как мы уже говорили, дети нас копируют. Не сдерживаете себя во время разговора — будьте готовы к тому, что вырастите агрессивного, неуправляемого человека.

№ 5. Полный отказ от похвалы из боязни его избаловать. Такая тактика неверная: дошколенок даже при наличии таланта в какой-либо области начнет думать: он ни на что не способен, постепенно забросит свое увлечение. Похвала вырабатывает положительные эмоции, повышает стимул к дальнейшим действиям, развитию, дает силы, энергию.

№ 6. Для того чтобы сформировать правильную самооценку ребенка, можно хвалить при посторонних, но критиковать разрешается только «с глазу на глаз». Никогда не насмехайтесь над его действиями, особенно прилюдно. Он начнет думать: так и должно быть. Не будет защищаться даже тогда, когда критикуют посторонние люди.

№ 7. Постоянные нравоучения, критика негативно влияют на самооценку ребенка. Намерения мамы понятны — вы хотите, чтобы будущий школьник стал лучше. Но действуя так, одергивая кроху, ругая за любые промахи, вы вызываете чувство неуверенности в своих силах. Он думает: если не справился с одной задачей, с другой тоже не получится. Привыкнет полагаться только на мамину точку зрения, и постепенно вообще перестанет проявлять инициативу.

№ 8. Особенно неуместны нравоучения после эмоционального стресса, физической травмы. Например, сын упал — а вы, вместо того, чтобы обнять его, успокоить, начинаете кричать, что бегает по квартире и не слушается. Или дочь разбила свою любимую чашку — вы выговариваете, сколько стоит эта чашка, а дочь плохая, раз не бережет вещи. Успокойте дитя, а разговор отложите на потом.

№ 9. Не вымещайте свою злость на своем чаде. Вы пришли усталые после работы — а ему срочно понадобилось найти какую-то игрушку. Не отмахивайтесь от него, если совсем плохо себя чувствуете, не кричите — сообщите о своем состоянии спокойно, без повышенных тонов. Не срывайтесь на нем. Предложите пока заняться чем-то другим.

Заключение

Помните: слова имеют силу. Не рассчитывайте на то, что дите еще маленькое, ничего не понимает и всё забудет. Как показывает практика, дети помнят свое детство. Все поступки, слова откладываются в памяти. Используйте этот факт во благо, для формирования правильной самооценки ребенка.

Мы понимаем, воспитание — процесс трудоемкий, требующий много сил, терпения от близких. Но поверьте, если вы хотите сформировать собственное «Я» у чада — оно того стоит. Если не знаете как себя вести — проконсультируйтесь у семейного психолога. Специалист поможет лучше понять особенности малыша, выявить его потребности, нарушения принятии себя и выработать стратегию поведения, учитывая нюансы.

Похвала и поощрение: за что?

  1. Важно помнить, что абсолютно все дети талантливы по-своему. Родителям следует внимательнее относиться к детям, чтобы отыскать талант, заложенный в ребенке, и развить его. Важно поощрять любое стремление ребенка к самовыражению и развитию. Ни в коем случае нельзя говорить ребенку, что ему не стать великим певцом, танцором и т.д. Подобными фразами вы не только отбиваете у ребенка стремление к чему-либо, но и лишаете его уверенности в себе, занижаете его самооценку, снижаете мотивацию.
  2. Обязательно хвалите детей за любые заслуги: за хорошие отметки в школе, за победу на спортивных соревнованиях, за красивый рисунок.
  3. Одним из приемов похвалы может быть аванс, или похвала за то, что будет. Одобрение заранее внушит малышу веру в себя, свои силы: «Ты это сможешь!». «Ты это почти умеешь!», «Ты обязательно справишься!», «Я в тебя верю!», «У тебя все получится!» и т.д. Похвала ребенка с утра — это аванс на весь долгий и трудный день.

Владимир Леви советует помнить о внушаемости ребенка. Если вы говорите: «Ничего из тебя никогда не выйдет!», «Ты неисправим, тебе одна дорога (в тюрьму, в милицию, в детдом и т.д.)» — то не удивляйтесь, если так оно и случится. Ведь это самое настоящее прямое внушение, и оно действует. Ребенок может поверить в ваши установки.

Приемы для повышения самооценки ребенка:

  1. Попросить совета как у равного или старшего. Обязательно при этом последуйте совету ребенка, даже если он далеко не лучший, так как воспитательный результат важнее любого другого.
  2. Попросите о помощи как у равного или старшего.
  3. Есть моменты, когда и всемогущему взрослому нужно побыть младшим — слабым, зависимым, беспомощным, беззащитным… от ребенка!

Уже в 5-7 лет этот прием, время от времени употребляемый, может дать чудодейственные результаты. И особенно с подростком, в отношениях «мать-сын» — если хотите воспитать настоящего мужчину.

Одно эффективное упражнение

Специалисты предлагают выполнять с ребёнком эффективное упражнение, которое может применять как для диагностики, так и для коррекции. Цель этого занятия – формирование здоровой самооценки, исправление неадекватного восприятия ребёнком собственной личности, повышение уверенности в своих силах.

Необходимые материалы:

  • бумажный лист;
  • маркеры, фломастеры или цветные карандаши.

Рекомендуемый возраст:

  • старший дошкольный и младший школьный.

Как поднять самооценку ребенку? Детей просят изобразить солнце с лучиками. При этом не нужно выдвигать никаких требований к изображению и ограничивать ребёнка какими-либо условиями. Пусть он просто рисует солнце на листе, используя карандаши или фломастеры любого цвета.

Затем малыша просят немного рассказать о солнце:

– Какое солнце?

– Красивое, тёплое, весёлое, яркое, очень доброе.

– Давай представим, что солнце – это ты. Его зовут так же, как тебя.

Малыш подписывает (если уже владеет грамотой) своё имя на солнце. Если он ещё не владеет навыком письма, то имя подписывает родитель.

У солнца должны быть изображены лучики. Если их мало, то родителю нужно самому пририсовать несколько лучей (до девяти штук).

– Ты рассказал о том, каким хорошим является солнце. Подпиши каждый солнечный луч, называя своё хорошее качество характера. Какой ты?

Скорее всего, малыш не сразу же ответит, ведь и не каждый взрослый вот так, навскидку, сможет похвалить себя. Так что нужно помочь ребёнку, назвав его сильные стороны. К примеру: «Я думаю, что ты умный и добрый. Продолжи, пожалуйста, какой ты ещё?»


Фото: https://pixabay.com/photos/sun-children-drawing-image-drawing-451441/

Каждую характеристику нужно подписать вдоль луча. Следует следить за тем, чтобы каждый луч был подписан. Пусть даже ребёнок похвастается, пофантазирует, припишет себе качество, которого у него нет (или недостаточно развито). И наоборот, не стоит настаивать, если какая-то черта характера не названа.

Лист с солнцем вешают на двери шкафа, и через какое-то время возвращаются к этому рисунку, дорисовывая и дописывая новые лучи. Таким нехитрым способом, конечно, при соблюдении описанных выше условий и выполнении советов, можно будет изменить мнение ребёнка о самом себе в лучшую сторону.

Наказания: правила для родителей

Важную роль в формировании самооценки играет не только поощрение, но и наказание. Наказывая ребенка, следует придерживаться ряда рекомендаций.

  1. Наказание не должно вредить здоровью — ни физическому, ни психологическому. Более того, наказание должно быть полезным.
  2. Если есть сомнение, наказывать или не наказывать, — не наказывайте. Даже если уже поняли, что обычно слишком мягки и нерешительны. Никакой «профилактики».
  3. За один раз — одно наказание. Наказание может быть суровым, но только одно, за все сразу.
  4. Наказание — не за счет любви. Что бы ни случилось, не лишайте ребенка вашего тепла.
  5. Никогда не отнимайте вещи, подаренные вами или кем бы то ни было, — никогда!
  6. Можно отменить наказание. Даже если набезобразничает так, что хуже некуда, даже если только что накричал на вас, но при этом сегодня помог больному или защитил слабого. Не забудьте объяснить ребенку, почему вы так поступили.
  7. Лучше не наказывать, чем наказывать запоздало. Запоздалые наказания внушают ребенку прошлое, не дают стать другим.
  8. Наказан — прощен. Если инцидент исчерпан, старайтесь не вспоминать о «старых грехах». Не мешайте начинать жить сначала. Вспоминая прошлое, вы рискуете сформировать у малыша чувство «вечно виноватого».
  9. Без унижения. Если ребенок считает, что мы несправедливы, наказание подействует в обратную сторону.

Приемы для нормализации завышенной самооценки ребенка:

  1. Учите ребенка прислушиваться к мнению окружающих людей.
  2. Спокойно относиться к критике, без агрессии.
  3. Учите уважать чувства и желания других детей, так как они так же важны, как и собственные чувства и желания.

Не наказываем:

  1. Если ребенок плохо себя чувствует или болеет.
  2. Когда ребенок ест, после сна, перед сном, во время игры, во время работы.
  3. Сразу после душевной или физической травмы.
  4. Когда ребенок не справляется со страхом, с невнимательностью, с подвижностью, с раздражительностью, с любым недостатком, прилагая искренние старания. И во всех случаях, когда что-либо не получается.
  5. Когда внутренние мотивы поступка нам непонятны.
  6. Когда сами мы не в себе, когда устали, огорчены или раздражены по каким-то своим причинам…

Что такое самооценка

В психологической науке и практике под самооценкой понимают всё многообразие представлений человека о собственной личности, возникшее в результате постоянного сравнения самого себя с другими людьми. Отношение к себе играет одну из ведущих ролей в развитии Я-концепции.
Самооценка считается довольно устойчивой психологической конструкцией. В течение жизни она меняется, однако не зависит от конкретной ситуации. Наоборот, сложившееся представление к самому себе определяет отношение в каждом конкретном случае.

Приведём простые примеры.

  1. Девушка, высоко оценивающая свои личностные качества, в случае неудачи, скорее всего, скажет: «Как я могла так опростоволоситься. Такого поведение для меня нехарактерно». И быстро выкинет из головы неприятные мысли.
  2. Девушка с невысоким мнением о себе подумает: «Боже, какая же я неудачница. Никогда у меня ничего не получается». Она ещё долго будет переживать свой неуспех, «пережёвывать» неприятные эмоции.

Психологи традиционно выделяют 2 типа самооценки: адекватная и неадекватная. Первый вариант ещё называют оптимальным, поскольку человек реально оценивает свои способности, умения, личностные качества и черты характера. При этом он видит и свои недостатки, и свои достоинства.

Неадекватное восприятие себя бывают 2 типов: заниженное и завышенное. При этом уровень неадекватности может быть различным. Чуть завышенное или заниженное самомнение обычно не мешает жить и контактировать с другими людьми. Другое дело, если у подростка низкая самооценка, которая затрудняет общение с ровесниками и грозит серьёзными проблемами в будущем.

Для развития адекватной самооценки у ребенка

  • Не оберегайте ребенка от повседневных дел, не стремитесь решить за него все проблемы, но и не перегружайте его. Пусть ребенок поможет с уборкой, получит удовольствие от проделанной работы и заслуженную похвалу. Ставьте перед ребенком посильные задачи, чтобы он смог почувствовать себя умелым и полезным.
  • Не перехваливайте ребенка, но и не забывайте поощрять, когда он этого заслуживает.
  • Помните, что для формирования адекватной самооценки как похвала, так и наказание тоже должны быть адекватными.
  • Поощряйте в ребенке инициативу.
  • Показывайте своим примером адекватность отношения к успехам и неудачам. Сравните: «У мамы не получился пирог — ну, ничего, в следующий раз положим больше муки». Или: «Ужас! Пирог не получился! Никогда больше не буду печь!».
  • Не сравнивайте ребенка с другими детьми. Сравнивайте его с самим собой (тем, каким он был вчера или будет завтра).
  • Ругайте за конкретные поступки, а не в целом.
  • Помните, что отрицательная оценка — враг интереса и творчества.
  • Анализируйте вместе с малышом его неудачи, делая правильные выводы. Вы можете рассказать ему что-то на своем примере, так ребенок будет чувствовать атмосферу доверия, поймет, что вы ближе к нему.
  • Старайтесь принимать вашего ребенка таким, какой он есть.

Симптомы комплекса неполноценности у мужчин


Мужчины по своей природе активны. Их жизнь протекает во вне, на полях сражений и добычи мамонтов для семьи. И от мужчины ожидаются целеустремленность, напористость, сила и авторитетность. При наличии комплекса неполноценности его поведение кардинально другое:

  • он заглядывает в бутылку
  • вечно ожидает благоприятного момента для действий
  • раним и обидчив
  • оглядывается на мнение окружающих чужих людей
  • ищет оправдания своим неудачам вне себя
  • занимает позицию слабого
  • бывает чрезмерно агрессивен
  • окружает себя статусными вещами и кичится ими, например, спортивный автомобиль, квартира в центре города с дорогим ремонтом
  • не умеет или боится строить крепкие отношения с женщинами

А «ножки растут» из детства и мешают полноценной жизни и реализации мужчины.

То ли мама слишком опекала и кудахтала над ним, то ли папа транслировал аналогичное поведение, то ли в семье было негласное табу на проявления любви. Список причин длинный, а результат неутешительный.

Игры и тесты

Я предлагаю вам познакомиться с некоторыми играми, которые помогут определить тип самооценки вашего ребенка, а также сформировать и поддержать у него адекватный уровень самооценки.

Тест «Лесенка» («Десять ступенек»)

Этот тест используют с 3 лет.

Нарисуйте на листе бумаги или вырежьте лесенку из 10 ступенек. Теперь покажите ее ребенку и объясните, что на самой нижней ступеньке стоят самые плохие (злые, завистливые и т.д.) мальчики и девочки, на второй ступеньке — чуть получше, на третьей еще лучше и так далее. А вот на самой верхней ступеньке стоят самые-самые умные (хорошие, добрые) мальчики и девочки. Важно, чтобы ребенок правильно понял расположение на ступеньках, можно его об этом переспросить.

А теперь спросите: на какой ступеньке стоял бы он сам? Пусть нарисует себя на этой ступеньке или поставит куколку. Вот вы и выполнили задание, остается сделать выводы.

Если ребенок ставит себя на первую, 2-ю,3-ю ступеньки снизу, то у него заниженная самооценка.

Если на 4-ю,5-ю,6-ю,7-ю, то средняя (адекватная).

А если стоит на 8-й,9-й,10-й, то самооценка завышена.

Внимание: у дошкольников самооценка считается завышенной, если малыш постоянно ставит себя на 10-ю ступеньку.

Реклама

«Имя» (Н.В. Клюева, Н.В. Касаткина)

Эта игра может дать дополнительную информацию о самооценке ребенка.

Можно предложить ребенку придумать себе имя, которое он хотел бы иметь, или оставить свое. Спросите, почему ему не нравится или нравится его имя, почему бы он хотел, чтобы его называли по-другому. Эта игра может дать дополнительную информацию о самооценке малыша. Ведь часто отказ от своего имени означает, что ребенок недоволен собой или хочет быть лучше, чем он есть сейчас.

«Проигрывание ситуаций» (Н.В. Клюева, Ю.В. Касаткина)

Ребенку предлагаются ситуации, в которых он должен изображать самого себя. Ситуации могут быть разными, придуманными или взятыми из жизни. Прочие роли при разыгрывании выполняет один из родителей или другие дети. Иногда полезно меняться ролями. Примеры ситуаций:

  • Ты участвовал в соревновании и занял первое место, а твой друг был почти последним. Он очень расстроился. Помоги ему успокоиться.
  • Мама принесла 3 апельсина, тебе и сестре (брату). Как ты поделишь их? Почему?
  • Ребята из твоей группы в детском саду играют в интересную игру, а ты опоздал, игра уже началась. Попроси, чтобы тебя приняли в игру. Что будешь делать, если дети не захотят принять тебя? (Эта игра поможет вашему ребенку освоить эффективные способы поведения и использовать их в реальной жизни.)

Старайтесь быть внимательнее к своим детям, поощряйте и хвалите их, проводите больше времени вместе, и вы поможете вашему малышу стать счастливее, наполните его жизнь яркими красками. Я в вас верю!

Комплекс неполноценности у женщин


Женщины по своей природе мягкие и податливые. Их поле деятельности — это семья. Но прошлое столетие на постсоветском пространстве преуспело в воспитании девочек по мужскому сценарию.

Поводов было предостаточно — войны, голод, строительство «светлого будущего», когда мужчин не хватало и активно продвигалась идея о равенстве полов.

Как же проявляется комплекс неполноценности у женщин?

  • направленность действий во вне, избегание выполнения своих обязанностей
  • феминизм
  • акцент на зарабатывании денег, стремлении к стилю жизни бизнесвумен
  • недоверие к мужчинам, проблемы в общении с ними
  • глухота к мнению других людей
  • стремление заслужить любовь и расположение
  • комплекс отличницы
  • объяснение своего поведения внешними причинами
  • агрессивность
  • частые депрессии
  • требование внимания окружающих для получения сочувствия к своей персоне

Однако женщине легче, чем мужчине, обнаружить в себе негативные программы, заложенные в детстве и пошатнувшие уверенность в себе. И при сильном желании их переписать на успешные и созидательные, женщина справится в кругу единомышленниц достаточно за короткое время.

«Ты самая красивая на свете»

Дошколятам такие фразы приходится слышать нередко – сегодня модно взращивать лидеров и внушать неотразимость бизнес–малышам, не видящим преград перед собой. В психологии это называется аффирмация – установка, которая влияет на последующее поведение.

Но все хорошо в меру. Знакомство с неудачами лучше организовать в раннем возрасте, чем лечить чадо от неврозов, когда возникнут первые подростковые трудности в общении и достижениях.

Вы чаще критикуете или хвалите своего ребенка?

  • Больше критикую, чем хвалю 43%, 85 голосов
    85 голосов 43%

    85 голосов — 43% из всех голосов

  • Хвалю и критикую примерно поровну 38%, 76 голосов

    76 голосов 38%

    76 голосов — 38% из всех голосов

  • Больше хвалю, чем критикую 20%, 39 голосов

    39 голосов 20%

    39 голосов — 20% из всех голосов

Всего голосов: 200

21.05.2018

×

Вы или с вашего IP уже голосовали.

Начальные классы – период, когда на самооценку в большей степени влияют успехи в учебе. Первый учитель – самый авторитетный старший в жизни младшего школьника, и важно выбирать современного педагога, который развивает таланты, помогает в становлении лучших личностных качеств.

Родителям следует избегать критики и конфликтов на почве успеваемости, терпеливо помогать зубрить таблицу умножения и решать задачи про поезда.

Самооценка подростка часто зависит от мнения сверстников. Ведущая деятельность в этом возрасте – общение и познание всех граней социальной жизни взрослого. Каждый день подростка – это соревнование во взрослости, учеба отходит на второй план. Девочки зацикливаются на внешности, мальчики – на физической силе.

Детям подросткового возраста сложно адекватно оценивать себя, потому что уверенное ощущение взрослости конфликтует с недостаточным жизненным опытом. Результат этого конфликта – тревожность, неуверенность в себе, колебания самооценки, снижение школьной успеваемости.

Чтобы поднять самооценку подростку, необходимо всеми силами сохранять контакт с ребенком, объясняя ограничения внешними факторами: «Ты еще несовершеннолетний, нужно подрасти и набраться опыта». Учить отрока рефлексии, анализу ситуаций и доверию к старшим.

Поднимаем самооценку подростку (12–18 лет)

В этом видео психолог, создатель «Академии Профессионального Родительства» Марина Романенко подробно рассказывает о том, что нужно сделать родителям, что бы у подростка с самооценкой стало все в порядке. Советуем посмотреть до конца.

Казавшийся самостоятельным и самодостаточным школьник вдруг превратился в неуверенного юношу. Тревожный симптом, который нельзя оставлять без внимания. Профессиональная диагностика поможет понять причины, как и доверительный разговор с отцом или матерью. Выберите наиболее подходящий метод и постарайтесь поднять самооценку подростку до того, как она станет проблемной:

  • Акцентируйте внимание молодого человека на том, что гораздо важнее быть собой, чем соответствовать чужим идеалам. Приводите примеры из жизни значимых для него людей (родных, сверстников или даже звезд).
  • Ведите разговоры без поучающих интонаций. Постарайтесь объяснить на своем примере, что для достижения успеха нужно по–настоящему принять и полюбить себя.
  • Переключите внимание от проблемной области, в которой сформировалась низкая самооценка.
  • Поддерживайте увлечения, интересуйтесь внешкольной жизнью подростка, даже если не слишком одобряете аниме, готику или стрит–арт. Искренне гордитесь результатами совместной работы: повесьте грамоту за участие в выставке в общей комнате, выложите в соцсеть отчет о совместной поездке на соревнования по хип–хопу.
  • Забудьте о негативных оценках и критике. Придется побороть в себе злого учителя. Изучите несколько техник НЛП и научитесь давать негативную оценку в позитивном ключе: «Ты здорово это придумал! А что если добавить/изменить вот здесь?..» Конфликт с подростком – это верный путь потерять его доверие на долгое время.

Важно! Не ждите, что подросток будет послушно исполнять требования. Любая конфликтная модель поведения обречена на провал. Неэффективна также другая стратегия – понижать требования в ответ на протест.

Подростки протестуют по каждому удобному поводу, высказывая свое мнение и свою позицию. Родителям не стоит недооценивать силу личности подростка. Его самоощущение равно взрослому, а самоуважение и самоуверенность могут зашкаливать, даже при низкой самооценке. Таков признак и парадокс взросления.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]