Целеполагание – это совершение выбора либо одной, либо нескольких целей с определением параметров позволительных отклонений для контроля над процессом реализации идей. Нередко, разумеется, как практическое осознание своей собственной деятельности индивидом с позиции постановки целей и их осуществления (достижения) более выгодными средствами, как наилучший контроль над временным ресурсом, определенным деятельностью субъектов.
Целеполагание – это своеобразная первичная стадия управления, которая предусматривает постановку главной цели или комплекса целей, соответствующих назначению, стратегическим инструкциям (стратегическое целеполагание) и характером задач, которые нужно разрешить.
Что такое целеполагание
Что такое целеполагание простыми словами? Дадим определение понятию цели и целеполагания, охарактеризуем процесс.
Целеполагание – это осознанный выбор, постановка цели (главной задачи), выделение подзадач и поиск путей их достижения. Цель – это предмет, объект, состояние, для достижения которого человек прикладывает волевые усилия. В основе выбора и достижения целей лежат потребности личности. Они задают направление движения и определяют мотивацию. Если вы будете мечтать о «чем-нибудь» и думать, что вы получите это «как-нибудь» или сделаете «когда-нибудь», то вы никогда не добьетесь желаемого. Только конкретика и активные действия сделают вас счастливым человеком.
Целеполагание рассматривается в психологии, философии и обществознании. Его определяют как процесс выбора идей, средств, ресурсов и установления границ допустимых отклонений в реализации выбранной идеи. Это непрерывный процесс. Почему? Потому что еще в процессе достижения цели рождаются новые идеи.
Схема целеполагания включает в себя следующие блоки и уровни:
Важно! Говоря простыми словами, целеполагание – это сознательное определение человеком чего, когда и как он добьется. Это не только выбор цели, но и разработка пошагового плана ее достижения.
Цели и целеполагание
Цель – это то, что человек стремится достичь, предмет стремления, желаемый исход, то, что желательно реализовать, но необязательно достижимое.
Цель в философии означает представление, которое индивид стремится реализовать. Она представляется продуктом сознательной деятельности и воли, субъективной формой волевой мотивации, однако аналогично с внутренними психическими явлениями, понятие цели переносится на наружный объективный мир.
Цель является идеальным внутренним предвосхищением итогов деятельности и возможностей ее достижения при помощи определенных средств. Итак, цель взаимосвязана со стремлениями и желаниями личности, с намерениями, с представлениями будущего, с сознанием и волей. То есть она является базисом для любого действия, поступка, а также будет его конечным результатом.
Цели ранжируются по трём уровням:
- Первый уровень – оперативная цель. Это сиюминутные, обыденные цели, которые носят подчиненный характер в отношении тактики. Они довольно редко определяются сами по себе, скорее они являются конкретизацией деяний в достижении целей тактического характера.
- Второй уровень – тактические цели. Они выходят из стратегических ориентиров. Тактические цели конкретизируют такие компоненты, как их ценность. Они, по сути, являются шагами и задачами, которые направлены на осуществление целей стратегического характера.
- Третий уровень – стратегические цели. Они являются наиболее значимыми среди остальных жизненных целей. Они определяют путь жизненного прогресса человека, группы людей или организации в целом. Жизнь индивида во всех ее проявлениях и жизненных шагах обуславливают стратегические цели. Они являются направляющим фактором любой активности.
Характер формирования личности и ее изменчивость отражают свойства целей. К ним относят: глубину, их согласованность, пластичность, корректность.
Глубина целей заключается в их влиянии на разные области жизни и уровень такого влияния. Данное свойство характеризует стратегические цели. Степени взаимосвязанности и влияния на иные цели определяются таким свойством как согласованность.
С течением времени любые цели претерпевают трансформации – за это отвечает пластичность. В связи с тем, что ценности образуются постепенно, цели стратегического характера также претерпевают изменения.
Согласованность между целями тактического характера и стратегическими ценностями-целями обуславливаются таким свойством как корректность целей. Главной характерной чертой целей является их индивидуальность. Даже если они называются одинаково, каждая личность за своими целями имеет определенные персональные ценности и субъективные смыслы.
Целеполагание является процессом постановки целей. Данный процесс – это своеобразное творчество. И чем выше уровень цели, тем будет более творческим процесс. На оперативном и немного на тактическом уровнях процесс целеполагания больше связан с аналитическим мышлением и логикой, то на стратегическом уровне он связан с творчеством и синтетическим мышлением.
Для того чтобы процесс целеполагания проходил успешно, индивид должен хорошо знать себя, свои ведущие мотивы и ценности, должен быть креативным и волевым, иметь хорошее воображение. Огромную роль также играет и структурированность мышления, и логика.
В общем смысле целеполагание является навыком, который может поддаваться тренировке при соответственной практике.
Смыслом целеполагания является проявление экзистенциальной сущности индивида, т.е. это процесс активного вырабатывания реальности. Это одна из основных потребностей личности. Целеполагание направлено на увеличение уровня энергии. Это мощный самомотивирующий фактор. Целеполагание минимизирует или полностью снимает уровень тревожности и уменьшает неопределенность.
А вот отказ от целеполагания бывает связан с внутриличностными конфликтами, со страхами, которые обусловлены опытом постановки целей без их достижения, с недостатком сведений о персональном потенциале, ресурсах для их движения и достижения.
Принципы целеполагания, вырабатывания структуры целей лежат в согласованности и взаимосвязи.
Для чего оно необходимо
Для чего необходимо целеполагание? Без способности к целеполаганию невозможно добиться успеха в жизни и отдельных ее сферах: работе, учебе, любви. Последовательное определение целей и их достижение помогает личности уверенно двигаться вперед, покорять новые вершины, повышать качество и уровень жизни. Успешный человек всегда знает, чего он хочет, и как ему этого добиться.
Тот, у кого нет своих целей, живет для других. Он становится ведомым, управляемым. Он отдает свое время и силы другим людям, способствуя достижению их целей. Те люди, которые умеют ставить цели, становятся лидерами. Они ведущие, а не ведомые.
Представим в виде таблицы общий сравнительный анализ осознанной и неосознанной организации процесса целеполагания по основным критериям:
Осознанное (эффективное, активное) целеполагание | Неосознанное (бессознательное, неэффективное) целеполагание |
Возможности для роста | Проблемы, препятствия, сложности |
Осознанная мотивация и анализ возможностей | Неосознанные мотивы и движение на уровне бессознательного |
Представление идеального, но реалистичного будущего | Представление идеального, но часто нереалистичного будущего |
Поиск ресурсов и инструментов, развитие новых паттернов поведения | Повторение ошибок, действия по шаблону |
Контролируемое достижение цели и успех | Жизнь «по течению» и провал |
Таким образом, целеполагание повышает общую эффективность жизни и продуктивность человека, помогает управлять временем и деятельностью, развивает осознанность и системное мышление. Кроме этого, оно помогает найти цель и смысл жизни, избавляет от страхов и тревог.
Важно! В психологии принято выделять два вида (типа) целеполагания: активное (осознанное) и пассивное (бессознательное).
Структура целеполагания
Мы уже узнали, что такое целеполагание и чем оно характеризуется. Немного научно получилось, но без этого никуда.
Структура этого процесса имеет значение для психологов, коучей и управленцев. Попробую для вас описать ее понятным языком в виде списка:
- Осознание главных целей в своей жизни, к которым человек стремится и которые опираются на ценности человека.
- Определение своих возможностей – здесь важны все ресурсы, какие только есть у человека.
- Подбор механизмов мотивации – того, что будет стимулировать к достижению результата, даже когда ничего не хочется и смысл жизни найти сложно.
- Осознанный анализ, проблематизация, потребности и возможности – это и есть “разбор” целей на мелкие шажки.
- Представление идеального результата – практическое достижение цели, что вы почувствуете после ее достижения, какие “плюшки” у вас появятся.
- Планирование – регулирование представленных маленьких шажков.
- Поиск ресурсов – это и материальные, и моральные источники силы, финансов для результата.
- Реализация. Здесь дело за малым – деятельность с помощью найденных ресурсов.
- Контроль или самоконтроль. Обращаю внимание на этот пункт, так как для любого эффективного выполнения дела нужна подотчетность. С самоконтролем сложнее – если вы сами себе подотчетны, то нужны немалые усилия воли для контроля себя же.
- Достижение цели. И вот долгожданная награда – результат!
Вот такая модель целеполагания, его костяк. Используется на всех консультациях и тренингах, тренировках руководителей предприятий.
В каких сферах используется
Как мы уже упомянули, целеполагание востребовано во всех сферах жизни. Разберем несколько частных направлений, где умение ставить цели и достигать их является основой успеха:
- Педагогика и психология. У любого субъект-субъектного взаимодействия есть главная цель, подзадачи и средства их решения. Существуют сотни психологических и педагогических теорий, десятки обучающих и воспитательных программ, тысячи техник обучения, воспитания и коррекции. Без планирования здесь не обойтись.
- Спорт. Тренировки нужны спортсменам для того, чтобы ставить новые рекорды, все выше поднимать личную планку достижений. А это невозможно без целеполагания. Оно помогает поэтапно развивать навыки, выбирать все более сложные цели.
- Бизнес. Возможно, вы слышали цитату Стива Джобса о том, что работать нужно не 12 часов в день, а головой. Здесь как раз имеется в виду важность целеполагания, планирования и аналитики. С чего начинается бизнес? С целеполагания проекта, а точнее с разработки бизнес-плана. Сначала человек ставит перед собой цель, а потом думает, какие шаги ему нужно пройти, какие инструменты добыть и т.д.
- Саморазвитие. Избавление от вредных привычек и выработка позитивных привычек, изменение образа мышления, отказ от деструктивных установок, избавление от обид и проработка травм – это и многое другое требует умения ставить цели и достигать их.
Кроме этого, целеполагание используется на более высоких уровнях. Например, в политике и любых сферах, где речь идет о руководстве и управлении людьми. Знание принципов и основ целеполагания важно для объективного изучения социума и взаимодействия с ним. Важно знать закономерности функционирования общества, чтобы ставить цели и организовывать целеполагание. Обществознание – это сфера знаний, которая служит прототипом личного целеполагания.
Интересно! Не обойтись без целеполагания и в отношениях с друзьями или в сфере любви. Однако в этом случае речь идет не столько об индивидуальной работе, постановки и достижении личных целей, сколько о совместной работе, выборе и достижении общих целей.
Для чего нужно целеполагание в жизни: примеры
Ни для кого не секрет, что успешный человек резко отличается от неудачника. Почему? Одна из первых причин – неумение последним ставить цели и добиваться их. Успешный всегда четко знает, чего хочет от жизни, и он делает все, чтобы этого достичь.
Есть одна народная мудрость: “Если у вас нет целей, вам придется работать на выполнение чужих”.
Целеполагание дает возможности добиться в жизни большего. Оно помогает упорядочить действия, эффективно добиваться результата и тратить на его достижение минимум усилий.
Объясню, почему минимум. Дело в том, что усердная работа не всегда залог успеха. Много работать – не значит загребать деньги руками. Люди, которые умеют ставить цели и достигать их, используют не все свои ресурсы, а только те, что нужны для выполнения конкретного дела. Они не распыляются на все и сразу.
Мы сейчас говорим с вами о характеристике лидера. Лидеры интуитивно справляются с задачей ставить цели и достигать их. Но как быть с обычным жителем нашей страны, который тоже хочет освоить этот процесс? Как пощупать это целеполагание, узнать его проявления? Чтобы узнать, для чего оно нужно, приведу несколько примеров.
Пример 1. Элементарно в образовательном процессе – изучение букв в первом классе. Цель: учимся писать прописную “Ж”. Суть целеполагания: узнать, из каких элементов состоит “ж” → понять, с какой стороны начинаем ее писать → выяснить, в чем сложность буквы → понять, как писать сложный элемент → запомнить все соединения с “ж” → научиться писать слова с “ж” → научиться использовать ее в предложениях.
Пример 2. Цель: бытовая ситуация – нужно отремонтировать компьютер. Алгоритм действий: посмотреть, все ли провода подключены → определить, смогу ли я справиться сама → вызвать мастера → договориться об оплате и сроках → забрать компьютер, заплатить за работу.
Пример 3. Нужно купить стиральную машинку. Организация маленьких шагов к достижению результата: определиться с требованиями к технике → определить подходящую модель → каждый месяц откладывать определенную сумму или взять кредит → забронировать, пока накапливаете или оформляете кредит → купить.
В управлении людьми этот процесс немного усложняется. Здесь уже иногда нужно трансформировать цели лидера в цели подчиненных. Нужно использовать определенные подходы и приемы менеджмента, чтобы достигать эффективных результатов.
Основы
Основа целеполагания – это мотивы и потребности личности. Рассмотрим оба элемента немного подробнее.
Потребность – это сильное влечение к чему-либо и желание обладать этим, ощущение внутреннего психологического или физического дискомфорта из-за нехватки чего-то. Потребности бывают базовыми (физиологическими) и духовными. Переход на новый, более высокий уровень возможен только после удовлетворения потребностей предыдущего уровня.
Всего принято выделять 6 уровней потребностей (по пирамиде А. Маслоу):
- физиологические (пища, вода, сон, секс);
- потребность в безопасности (защищенность, уверенность, стабильность, комфорт);
- социальные потребности (общение, внимание, забота, поддержка);
- потребность в уважении и признании (нужность, значимость);
- творческие потребности (созидание, познание, открытие);
- эстетические потребности (любовь, радость, гармония, красота);
- духовные потребности (самореализация, самоактуализация, саморазвитие и другие «само»).
Все цели, которые мы выбираем, имеют отношение к этим потребностям.
Мотив – это внутренний импульс, побуждающий к действию. В качестве целей мы выбираем то, что не только значимо, актуально для нас именно сейчас, но и то, что побуждает к активности.
Мотивы бывают разных видов:
- внутренние (самоудовлетворение) и внешние (похвала от других людей);
- устойчивые (связаны с мировоззрением личности, ценностями, нуждами) и неустойчивые (связаны с окружающей средой);
- положительные (в основе лежат позитивные чувства и эмоции) и отрицательные (в основе лежат негативные чувства и эмоции).
Иногда мотивы входят в противоречие друг с другом. Это усложняет целеполагание, но в то же время оно помогает разрешить конфликт мотивов. В процессе разработки плана и расстановки приоритетов личность понимает, что для нее все-таки важнее, какой мотив стоит оставить.
Отдельно стоит указать требования, предъявляемые к целям в целеполагании:
- конкретность;
- измеримость;
- реальность;
- достижимость;
- гибкость;
- проверяемость;
- прозрачность;
- однозначность.
Это тоже относится к основам системы целеполагания.
Как ставить цели по принципу Айви Ли
Американский журналист Айви Ли придумал свой способ целеполагания, который также стал популярным и применяемым на практике.
Он предложил ставить цели по следующему пошаговому принципу:
- Шаг 1. В конце рабочего дня надо записать 6 важных задач/целей на следующий день.
- Шаг 2. Расставить эти 6 целей в порядке приоритетности, где самая первая цель и есть самая важная.
- Шаг 3. Утром на следующий день надо приступить к выполнению первой цели и переходить ко второй только после ее завершения, и так двигаться от начала к концу списка.
- Шаг 4. Если к концу рабочего дня все 6 задач не были выполнены, то список целей на следующий день должен начинаться именно с них и с тем же приоритетом, остальные цели до 6 будут новыми.
Важный момент — списки целей должны писаться каждый день и с четким ограничением их количества. Это научит вас переносить свои планы на бумагу, что увеличивает шансы на их исполнение, а также выделять важные задачи среди второстепенных и четко понимать, в какой последовательности что выполнять.
Методы целеполагания
Некоторые люди (особенно те, которые впервые слышат о целеполагании) не знают с чего начать. На самом деле все просто: в психологии уже придуманы универсальные способы целеполагания. Осталось воспользоваться ими.
Итак, разберем популярные методы целеполагания:
- SMART. Это аббревиатура английских названий пяти элементов: конкретика, измеримость, достижимость, актуальность, ограниченность во времени. То есть вы определяете, чего хотите добиться и за какой период, в чем измерите результат и за счет чего достигнете цели. А также вы анализируете, насколько эта цель соотносится с вашими истинными желаниями, потребностями в настоящий момент.
- Метод Брайана Трейси. Напишите 10 целей на год. Но сформулируйте предложения так, словно вы уже достигли этих целей. Прочувствуйте каждую их них и выберите одну, которая по-настоящему изменит вашу жизнь. Напишите ее на другом листе и проанализируйте только эту цель по технике SMART.
- Дерево целей. Последовательно, упорядоченно и наглядно на листе бумаге составьте «портрет» своей цели в виде дерева. То есть сначала запишите или схематично определите главную цель, от нее пропишите задачи второго уровня, от них – третьего, четвертого и т.д. При этом к каждой цели и подзадаче вы сразу приписываете необходимые для достижения ресурсы.
- Метод Г. Архангельского. Эта техника помогает в планировании, когда условия достижения цели периодически меняются. То есть метод помогает адаптироваться к изменившимся внешним условиям и несмотря ни на что идти к цели. Процесс целеполагания по технике Архангельского подразумевает определение рамок, за которые вы не выйдете для достижения целей. Это сферы, ценности, приоритеты, с которыми взаимодействует цель. Вам нужно сформулировать цель так, чтобы она не конфликтовала с вашими жизненными ценностями и убеждениями. После этого разбейте цель не на подзадачи, как в технике SMART, а на уровни сложности. Кроме этого, определите мягкие и жесткие задачи. Первые могут быть выполнены в течение определенного периода времени, а вторые – к строго обозначенному времени. И, конечно, определите период реализации главной цели.
- Колесо баланса. Нарисуйте круг и произвольно разбейте его линиями на сектора. Один сектор – одна сфера вашей жизни. Сами определите, сколько их будет, что это за сферы. Оцените свои достижения в каждой сфере по 10-бальной шкале. Соедините все отметки линиями и закрасьте получившуюся фигуру. Свободное поле в каждой сфере – зона для вашего роста, постановки целей.
- Интеллект-карты. На листе бумаги вы составляете схему или рисунок, где определяете главную цель, а уже на ее базе фиксируете цели второго, третьего и последующих уровней. Продолжайте деление на уровни до тех пор, пока не дойдете до задач, которые можно сделать прямо сейчас.
Это универсальные, самые популярные и простые техники. При желании вы можете найти и опробовать другие. Например, в книге Хайди Грант Хэлворсон «Психология достижений. Как добиваться поставленных целей» представлено много практических упражнений.
Методы постановки целей
3.1. SMART
Но не стоит забывать, что цель должна быть максимально точна не только в том, что касается вашего внутреннего восприятия желаемого. Вы совершенно точно должны представлять пути достижения цели, использовать для этого в планировании совершенно конкретные инструменты и искать специфичные ресурсы, и, самое главное, — успеть это сделать в срок (мы же всё-таки говорим про тайм-менеджмент, правда?). Именно для этого была разработана система постановки целей SMART. Своему названию она обязана мнемоническому правилу, объединившему первые буквы англоязычного названия критериев качества цели. Среди них следующие:
- Specific (конкретная) — цель должна быть конкретной, т.е. должна указывать на то, что именно необходимо достигнуть;
- Measurable (измеримая) — содержит указание на то, как измеряется результат. Если цель количественная, то необходимо указать целевую цифру («продажи на 5% больше», «купить iPhone 5S менее чем за 15000 рублей» и т.п.), если качественная — установить эталон («автомобиль не хуже S-класса», «такие же часы, как у Стаса Михайлова»);
- Achievable (достижимая) — поставленная цель должна быть реальной; кроме того, должен быть понятен механизм её достижения и он также должен быть реален;
- Relevant (релевантная, актуальная) — необходимо понимать, что выполнение цели актуально и действительно необходимого для достижения желаемого;
- Time-bound (ограниченная во времени) — цель должна иметь чётко определённые границы времени её достижения.
Подробнее про SMART-целеполагание вы может прочесть в статье в нашем блоге.
Алгоритм постановки SMART-целей выглядит таким образом:
- максимальное уточнение результатов (S);
- обоснование цели как необходимой, релевантной (R);
- прогнозирование и оценка степени достижимости цели (A);
- выбор критериев оценки цели и целевых показателей (M);
- для максимально уточнённой цели выбирается срок исполнения (T).
Предлагаем вам отработать постановку целей по SMART на данном тренажере:
Cтатистика На весь экран
Упражнение 2.3 от Брайана Трейси
Брайан Трейси, автор книги «Управляй своим временем и удвой результаты», предлагает очень похожий на SMART алгоритм постановки целей, а затем предлагает выполнить с помощью него следующее упражнение.
Возьмите лист бумаги и напишите десять целей на следующий год так, как будто бы они уже реализовались (например, «я купил себе новую Ferrari 458 Italia в бутике на Третьяковском проезде»), а затем выберите из них ту, которая наибольшим образом изменила бы вашу жизнь. Обведите её, а затем выпишите её на отдельном листе и проработайте по критериям SMART.
Упражнение 2.4
Как вы считаете, к какому способу целеполагания (см. п. 2 урока) относится пример из предыдущего упражнения? Почему?
3.2. Проектный метод постановки цели Г. Архангельского
Несмотря на очевидные преимущества SMART-технологии, она эффективна только в том случае, когда известны начальные условия постановки цели и у субъекта целеполагания есть осознанное понимание желаемого образа будущего. Напротив, в жизни часто встречается ситуация, когда подходящая цель ещё не найдена, а изначальные условия быстро изменяются. Тогда можно выделить следующие этапы технологии проектного метода постановки цели:
- определение абстрактного уровня («рамки») будущей цели путём: — прояснения системы ценностей за счёт выделения конкретных ценностей (мета-целей); — определения ключевых областей жизни, на которые распространяется их влияние; — выяснение правил, определяющих характер этого влияния.
- конкретная цель специфицируется так, чтобы не противоречить существующим в данной сфере жизнедеятельности ценностям и принципам; обеспечение соответствия ценностям;
- планирование конкретного уровня достижения целей: текущие дела проверяются на соответствие мета-целям (в отличие от SMART-подхода, когда исходная цель декомпозируется до отдельных задач);
- определение временного масштаба, в который планируется обеспечить достижение цели — «за неделю», «в этом году» и т.п. (в отличие от точных сроков SMART);
- разделение дел на «жёсткие» (привязанные к определённым датам и времени) и «мягкие» (планируемые во временном масштабе и с учётом системы контекстов);
- все дела распределяются по зонам внимания — стратегической, оперативной и тактической (им соответствуют масштабы времени в один год, одну неделю и один день).
На заметку. Подробнее про систему Г. Архангельского вы можете прочитать в его книге.
3.3. Метод «цели — ценности»
Обладая знаниями о своих мета-целях (см. упр. 2.1), сформируйте таблицу соотнесения целей и ценностей:
Если по итогам заполнения таблицы выстроить цели по убыванию итогового балла, то можно определить, какая из них вносит наибольший вклад в исполнение ваших мета-целей.
Упражнение 2.5
К какому способу постановки целей относится метод «цели — ценности»?
Целеполагание является наиболее важным, но не единственным этапом тайм-менеджмента, предшествующим реальному выполнению дел, их реализации. Следующим важным этапом является планирование, изучением которого мы займёмся в третьем уроке.
Этапы целеполагания
Разберем этапы и правила, или универсальный процесс целеполагания:
- Определение потребностей и мотивов. Выявите, что ценно и значимо для вас, что дает силы уверенно идти вперед. Поставьте перед собой одну конкретную цель.
- Выбор методик целеполагания. Можете попробовать все рассмотренные техники и взять себе на вооружение ту или те, которые максимально вам подходят.
- Переход к составлению пошагового плана достижения цели и его воплощению в жизнь.
Не забывайте всегда оставлять место для «маневров». Будьте готовы внести корректировки в план, держите в запасе несколько вспомогательных инструментов, выделяйте чуть больше времени, сил и финансов для реализации цели. Тогда никакие неудачи, сложности, непредвиденные обстоятельства не выбьют вас из колеи.
Тренинг по целеполаганию
Нужно ли обучаться целеполаганию? Слушайте, вы даже не представляете себе, сколько классных, способных людей не достигают своих целей, топчутся на одном месте годы только из-за того, что их не научили азам целеполагания! Я тоже продолжаю учиться личной эффективности с помощью разных направлений психологии и коучинга.
Есть хороший курс Целеполагание от Викиум, который позволяет самостоятельно изучить и практиковать планирование времени и целеполагание. Он состоит из 6 уроков, практических рекомендаций, видеоматериалов, графических заданий и схем.
Курс позволит вам:
- Научиться ставить цели.
- Делать гораздо больше за минимум времени.
- Вооружиться позитивом на пути к цели.
- Мечтать и реализовывать мечты.
- Двигаться вперед.
- Вдохновляться.
Стоимость – 1 490 руб. Формат обучения – дистанционный, вы сможете заниматься в любое удобное время.
Также на нашем блоге вы можете посмотреть подборку из 10+ бесплатных и платных курсов по целеполаганию.
Распространенные ошибки в целеполагании
Обращаясь к целеполаганию, не совершайте чужих ошибок (проблемы целеполагания):
- Отсутствует конкретика. Либо сроки не определены, либо не установлены качественные, количественные характеристики измерения результата.
- Нереалистичные цели. Например, если человек ставит перед собой цель за неделю скинуть 10 кг, то, скорее всего, его ждет провал, а вместе с ним разочарование в себе и жизни в целом. А вот похудеть на 10 кг за два месяца — вполне реально. Ставьте реальные цели, не создавайте сами себе заведомо проигрышные условия.
- Не расставлены приоритеты. Хватаясь за все и сразу, человек, как правило, ничего не достигает. То же касается случаев, когда по ошибке несрочная и маловажная цель принимается за срочную и важную. Для расстановки приоритетов используйте матрицу Эйзенхауэра.
- Нет плана работы. Потратив час на разработку плана сейчас, вы сэкономите несколько часов в будущем. По плану работа идет быстрее и эффективнее.
- Нет контроля и анализа. Выявление и устранение ошибок, коррекция плана в связи с изменившимися условиями повышают эффективность всего процесса.
Технология целеполагания универсальна. Это похоже на формулу в математике – меняются только значения, то есть цели, ресурсы, мотивы, сроки.
Ошибки
Процесс целеполагания сложен, а ошибки могут быть такими:
- цели не соответствуют действительным желаниям человека;
- цели сформулированы нечетко, без указания даты и конкретного результата;
- установлено слишком много желаемых результатов одновременно;
- слишком простые или излишне амбициозные желания.
Важно! Применяя тот или иной метод целеполагания, стоит внимательно изучить литературу и только после этого приступить к записи своих желаний.
Таким образом, целеполагание — это процесс ближайшего планирования деятельности или социальных функций. Технологий процедуры множество, но стоит помнить общие рекомендации: конкретность желаемого результата, его срочность и соответствие внутренним приоритетам человека.
Мой опыт целеполагания
В своей жизни я использую универсальный алгоритм целеполагания:
- Выбор главных целей.
- Определение ресурсов, которые нужны для их достижения. К этому относятся мои знания, способности, умения, возможности. На этом же этапе я разрабатываю план по добыче каких-то инструментов, если пока у меня их нет, но потенциально я могу ими обзавестись.
- Поиск мотивации, разработка системы поощрений и наказаний. Мне помогает ведение дневника (можно просто делать короткие пометки о том, что уже сделано). Удобно вернуться назад, посмотреть, сколько пройдено, и этим вдохновиться.
- Выявление частных проблем и подзадач. Это шаги на пути к достижению цели.
- Представление результата. Это же можно использовать как мотивацию. Представьте, как изменится ваша жизнь, что вы обретете, когда достигнете цели. Если вашу трансформацию можно как-то визуализировать на бумаге, то сделайте это. Например, если ваша цель – похудеть на 10 кг, то можно отредактировать свое фото в фотошопе и распечатать. Или если вы хотите вернуться к своему весу в прошлом, то можно держать на видном месте свою старую фотографию.
- Реализация планов. Это основной и самый долгий этап, на котором помогут мотивация и самоконтроль.
В своей жизни я руководствуюсь этим планом. Например, по нему я худела. Тогда пример алгоритма целеполагания выглядел так:
- сначала я определила, на сколько и за какой период времени хочу похудеть;
- потом определилась с планом коррекции (физическая активность и правильное питание);
- эти элементы разделила на еще более мелкие задачи (например, какая именно активность, сколько раз в неделю);
- определила инструменты контроля — в моем случае это была не столько цифра на весах, сколько объемы и субъективное восприятие своего отражения в зеркале, хотя и цифра на весах была в уме (без конкретики цели не ставятся);
- и т.д.
Эффективность целеполагания зависит от того, насколько вы готовы контролировать процесс, признавать ошибки и работать над ними, корректировать стратегию в зависимости от меняющихся условий.
Планирование и целеполагание
Самыми важными вещами для индивида, который стремится к тому, чтобы добиться успешности в жизни, является планирование и целеполагание. Ведь добиться цели – это означает победить. Успешные субъекты побеждают, неуспешные – пытаются победить. В этом и состоит существенное различие целенаправленных и нецеленаправленных действий. В первую очередь, целеполагание является целью, которую необходимо достичь. Она следует из потребностей, приобретает мотивацию, а затем происходит работа непосредственно над достижением.
Потребность в целеполагании и формировании планов осуществления такого целеполагания является базовой потребностью индивида, отличающей человека и социум от животных.
Счастье и удовлетворенность жизнью индивида имеют зависимость от грамотного целеполагания.
Удача – это процесс, характеризующийся закономерностью, и начинается она с составления плана. Успеха можно достичь гораздо быстрее, если существует стратегический план. В персональном стратегическом планировании целеполагание наиболее полно обнаруживает свой потенциал.
Стратегическое субъективное планирование способствует:
- определению важнейших направлений, нахождению цели и смысла жизни;
- принятию положительно заряженных решений и улучшению будущего;
- концентрации усилий на том, что действительно значимо;
- достижению наивысших результатов в максимально короткие сроки;
- значительному повышению уровня производительности собственных действий;
- получению удовольствия от более полного равновесия, свободы и денег;
- ликвидации страха, тревожности, неопределенности и сомнений;
- более эффективному употреблению собственных навыков и наработок;
- повышению общего спокойствия и качества жизни;
- большему производству, что в итоге приводит к большим результатам.
Стратегическое целеполагание базируется на том, что жизнь индивидов не сможет пойти в соответствии с планом, если самого плана не существует.
Процесс постановки целей неразрывно связан с иерархией потребностей. Иерархия потребностей Маслоу была создана без учета разбивки в соответствии с уровнями ее вероятностного осуществления. Сами потребности личности выражаются в общих формах и только лишь в конкретной внутренней взаимосвязи. Отсюда следует, что удовлетворение потребности какого-то одного уровня может полностью закрыть вопрос этой потребности. Это означает, что данная потребность в дальнейшем не получит никакого развития. Движение направлено от удовлетворения потребностей одного уровня к другому. То есть удовлетворение материальной потребности предшествует потребности в личностном развитии. Однако, как показывает практика, удовлетворение одной материальной потребности влечет за собой появление других материальных потребностей, а не обязательно порождает потребность в развитии.
Таким образом пирамиду Маслоу можно рассматривать с позиции двоякой направленности движения, т.е. удовлетворение потребности одного уровня в дальнейшем ведет к движению в двух направлениях: удовлетворению потребностей этого же уровня или удовлетворению потребностей следующего уровня.
Именно такое двунаправленное движение и находится в основании целеполагания – установление того, что следует сделать и планирование.
При этом целеполагание подразумевает под собой выполнение двух задач. Первая заключается в закрытии текущего уровня пирамиды и переход на последующий более высокий уровень. Вторая заключается в переходе на потребность, находящуюся на аналогическом уровне следующей пирамиды.
Такая же ситуация обстоит с планированием: что следует сделать для перехода на последующий уровень, и какие поступки необходимо совершить для того, чтобы перейти на такой же уровень следующей пирамиды.
Стратегическое планирование является процессом систематизированным, последовательным и логическим, который базируется на рациональном (разумном) мышлении. Наряду с этим оно представляет собой и искусство прогнозирования, выбора альтернативных решений и исследования.
Обобщенное целеполагание в зависимости от уровней пирамиды предполагает уточнение определенной личностью собственных задач по соответственным уровням. Для целеполагания реализуется конкретизация поступков индивидов и планирование движения.
КЛЮЧЕВЫЕ АСПЕКТЫ ЦЕЛЕПОЛАГАНИЯ
Прежде чем приступить к целеполаганию, необходимо хорошо понимать сущность этого процесса. Достаточно трудно дать целеполаганию краткое и емкое определение, но можно сформулировать описательное определение, в котором перечислены его наиболее важные смысловые моменты. Можно выделить одиннадцать ключевых аспектов целеполагания:
Глава 4. Целеполагание, планирование, исполнение
1. Целеполагание—важнейшиймеханизмреализациипотребностей
человека, но не единственный. Многие из потребностей человека реализуются бессознательно, поведение человека далеко не всегда является сознательным и целенаправленным, часто (даже если исключить патологические бессознательные формы поведения) оно имеет импульсивный и нерациональный характер.
2. Цель — это мотивированное, осознанное, выраженное в словах предвосхищение будущего результата.Таким образом, процесс целе-полагания имеет две стороны: энергетическую (мотивационную) и информационную. Можно даже определить целеполагание как «наделение энергии содержанием». Но главные усилия заключаются в понимании, осмыслении, формулировании в словах информационной модели будущего результата. Цель просто необходимо проговорить, в противном случае она так и останется смутной, интуитивной (и трудно достижимой).
3. Целеполагание — проявление и способ реализации данной человеку свободы воли.Действительно эффективные цели человек ставит перед собой только сам, навязать цели невозможно. Человек может осмысленно принять чужие цели, только согласовав их с собственными, а не поддавшись давлению извне. Среди современных менеджеров иногда встречаются технократы, которые искренне верят в то, что в организации всегда можно создать такую жесткую дисциплину, что сотрудники подчинятся «спущенным сверху» целям и «не пикнут». Мол, свобода свободой, а заставить людей следовать чужим целям всегда можно…
Значимость свободы воли легко раскрывается с помощью следующего примера: знаменитый австрийский психолог Виктор Франки, описывая (см.: Франки В. Человек в поисках смысла. М., 1990) свой опыт пребывания в годы второй мировой войны в фашистском концлагере, упоминает о том, что в концлагерях существовала продуманная система «ломки личности». Основная цель этой системы — создание «живых орудий», идеальных рабов для «Мирового Рейха», которые полностью лишены воли и послушно исполняют любые указания хозяев. Франки подробно пишет о том, что фашисты придумали и использовали, казалось бы, весьма эффективные методы, которые просто должны были привести к запланированному результату. Но на практике результат получился несколько иным: полностью лишенный свободы воли, человек утрачивал человеческие черты и превращался в «мусульманина» (так в концлагере называли заключенных, сломленных психологической обработкой; они сидели, поджав
4.4. Ключевые аспекты целеполагания
под себя ноги, и раскачивались, подобно молящимся мусульманам). Обычно такие «мусульмане» были совершенно не работоспособны, переставали общаться и понимать человеческую речь, утрачивали простейшие навыки самообслуживания (личной гигиены), прекращали употреблять пищу и в скором времени умирали.
И напротив, пытаясь найти ответ на вопрос: «Что же позволило некоторым людям не сломаться и выжить в нечеловеческих условиях?», Франки приходит к четкому ответу — наличие действительно важной, личностно значимой цели, ради которой стоило жить. Таким образом, лишить человека свободы воли и подавить его способность к целеполаганию, навязав ему цели, — значит уничтожить человека как личность, как разумное, творческое и продуктивное существо.
4. На выбор целей влияют: социальные нормы и ценности, мода, стереотипы, мнения других людей и многое другое. Но в любом случае ответственность за выбор конкретной цели лежит только на самом человеке.Цели не обязательно должны быть какими-то особенными и оригинальными. Целью обычно становится нечто, обладающее ценностью. Можно «копнуть глубже»: а что есть ценность, откуда она берется? Ценности (и цели как их производное) по природе своей социальны и «зашифрованы» в мировой культуре. Когда человек (или организация) растет и развивается, то, «врастая» в общество (социализируясь), он усваивает и характерные для своего времени ценности.
Проблема в том, что в любое время и в любом обществе всегда есть ценности как со знаком «плюс», так и со знаком «минус» (например, по этическому критерию). При этом ценности обычно плохо осознаются, в то время как цели всегда сознательны. Если человек сам выбрал цель, но через некоторое время понял, что она «плохая», то в ееоснове, скорее всего, лежат какие-нибудь «неправильные» ценности (например, сиюминутные, связанные с быстро проходящей модой). Таким образом, целеполагание — это весьма ответственное занятие, требующее глубокого осознания и понимания «ценностной основы» выбираемых целей.
5. Целеполагание связано с категориями закономерности и необходимости— человек не планирует случайности, он прогнозирует и стремится к наиболее вероятному результату. В психологии познания существует даже целое большое направление, посвященное изучению так называемого «вероятностного прогнозирования». Человеческий мозг оперирует вероятностями возможных событий и старается предвосхитить изменения окружающей среды, поступки других людей, последствия собственныхдействий. Вероятностное прогнозирование — про-
Глава 4, Целеполаганиа, планирование, исполнение
цесс частично бессознательный (основанный на интуитивных схемах и алгоритмах переработки вероятностей), частично осознанный. Что важно, обе стороны (сознательная и бессознательная) вероятностного прогнозирования тесно связаны и влияют друг на друга. Таким образом, даже при максимально осознанном процессе целеполагания, когда мы вроде бы открыто взвешиваем объективные факты «за» и «против» цели, многие доводы обладают скрытой дополнительной убедительностью, так как на интуитивном уровне некоторые факты могут казаться нам более вероятными. В целом же в подавляющем большинстве жизненных ситуаций человек делает выбор (в том числе выбор целей), стараясь получить наиболее закономерный (вероятный) результат. (Можно рассуждать и от противного: если человек часто ставит перед собой недостижимые цели, значит, что-то не так в системе субъективных вероятностей. Человек либо переоценивает вероятность наступления каких-либо событий на пути к цели, либо переоценивает ее.)
6. При правильном цел еполагании цель— источник энергии,движение, развитие, активность, изменение и т. п. При неправильном целеполагании цель — энтропия, «черная дыра», источник разрушения личности. «Хорошая» цель вдохновляет и возбуждает, позволяя находить силы даже для преодоления самых безвыходных ситуаций, выполнять самую тяжелую или скучную работу. «Плохая» цель оборачивается хронической усталостью, перенапряжением, болезнями.
7. Цели индивидуальны.Даже при внешнем совпадении (в названии, формулировках) они различны на уровне глубинного личностного смысла. Это положение является следствием того, что за целями всегда стоят ценности (см. выше — п. 4). Например, за такой индивидуальной целью, как стремление занять более высокую должность, у одного сотрудника может стоять ценность «деньги, достаток», а удру-гого — «профессиональная самореализация, воплощение собственных идей и проектов».
8. Целеполагание — активный творческий процесс.Цели никогда не даны заранее, их необходимо выдумывать, находить, изобретать, формулировать, ставить. Целеполагание — процесс напряженный, интересный, азартный, захватывающий. Если цель далась легко, без вдохновения и напряженных поисков, то существует очень большой риск, что это «случайная» цель (например, дань моде или цель, «внушенная» авторитетными людьми). Такая легкая цель потом может легко превратиться в «плохую», поглощающую время и энергию.
9. Важно понимать, что психологически целью может являться не внешний результат, а внутреннее состояние, не вообще какой-либо
4.4. Ключевые аспекты целеполагания
результат, а процесс; не заявленная цель, а сами средства и способы ее достижения. Если речь идет об организационных целях, то они, как правило, всегда представляют собой «проект» конкретного материального (продуктом, товаром и т. п.) или социального (социальной структурой, отношениями и др.) результата. Такой результат всегда «объективен» — он нагляден, осязаем, действенен. Индивидуальные цели совершенно не обязательно должны быть материальными и объективными. Субъективной целью может быть состояние (например, уверенность в себе), процесс (например, художник-любитель рисует не для выставки или продажи картин, а «для себя», потому что ему нравится сам процесс рисования), средствадеятельности (например, спортсмен-любитель занимается восточными единоборствами не потому, что для него актуально владение навыками самообороны, а потому, что ему нравится заложенная в данном боевом искусстве система тренировки тела).
10. Цели человека пластичны,они неизбежно меняются в процессе их достижения (вплоть до полного обесценивания). Могут существовать долгосрочные цели, время достижения которых— вся (или почти вся) жизнь. Например, М. Булгаков писал свой знаменитый роман «Мастер и Маргарита» более 40 лет! Могут быть и так называемые «регулярные цели», достижение которых подчиняется определенной периодичности, но промежуток их актуальности во времени — вся жизнь. Примером таких «регулярных целей» может быть забота о близких людях, которая принимает различные формы на разных этапах отношений или меняется с возрастом, но не теряет актуальности в течение всей жизни.
При достижении любых целей (а в особенности — долгосрочных) субъективный личностный смысл цели и отношение к ней меняются. Цель в идеале должна быть привлекательной и вызывать только положительные эмоции (радость, интерес и др.), но в реальной жизни может вызывать весьма противоречивые или даже негативные переживания, такие как сомнение, разочарование, страх и др. Важно понимать, что субъективная (и эмоциональная) пластичность целей — вполне нормальное явление. Негативное отношение к цели часто может быть кратковременным, обусловленным ситуативными причинами, и это еще не повод отказаться от нее.
11. Качественное целеполагание невозможно, если нет необходимой и достаточной информации:1) о самом себе; 2) об окружающем мире; 3) о средствах, способах, правилах, технологиях деятельности. Цель — это координаты на карте жизни, точка, до которой необходи-
Глава 4. Целеполагание, планирование, исполнение
мо добраться. Развивая эту метафору, можно сказать, что для успешного прохождения этого пути надо иметь достаточно точное представление о «точке старта», о том, что вообще изображено на карте, какие дороги на ней отображены и т. д. Целеполагание никогда не происходит в «безвоздушном пространстве», оно опирается на целостное мировоззрение человека, включая его представление о мире, самом себе, других людях и т. п. Если говорить о целеполагании в организации, то аналогичную роль мировоззренческого контекста целеполагания выполняют корпоративная философия, точное знание положения дел в организации, социального контекста ее деятельности и т. д.
О Какие, по вашему мнению, аспекты целеполагания являются наибо-• лее важными, а какие — второстепенными? Приведите по 2—3 примера. Какие аспекты целеполагания являются наиболее значимыми для «индивидуального» ТМ?
Каким аспектам целеполагания вы ранее уже уделяли внимание? О каких аспектах целеполагания вы ранее не задумывались? Что из перечисленного показалось вам наиболее значимым, востребованным в вашей практике целеполагания? Что необходимо более глубоко осмыслить, учесть, изменить?
ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ
И ПРОЦЕСС ДОСТИЖЕНИЯ ЦЕЛИ
Целеполагание — это начальная точка в любой человеческой деятельности. Цель вне деятельности просто не существует. В самом упрощенном виде психологическую структуру деятельности можно отобразить в виде следующей схемы:
4.5. Целеполагание и процесс достижения цели
Существует десять ключевых моментов, которые важны для понимания данной схемы:
1. В основе человеческой деятельности лежат потребности,которые не осознаются. Человек может чувствовать потребностное напряжение в форме смутного чувства дискомфорта, но часто не понимает источников и причин этого состояния. Потребность — объективная нужда в чем-либо. Потребности часто навязаны человеку, в том плане, что они существуют объективно, независимо от свободы воли человека (например, чтобы жить, человек должен дышать, принимать пищу и т. д.). В современной психологии нет общепринятой классификации потребностей, но в качестве примера здесь можно назвать модель А. Маслоу, выделяющего пять основных групп потребностей (физиологические, в безопасности, социальные, в уважении, в самоактуализации).
Обратите внимание, что на схеме «Потребности» изображены на сером фоне, то есть ниже уровня осознания.
2. Мотивобычно определяется как осознанная потребность. Но поскольку человек осознает множество потребностей, мало того, одну и туже потребность он может осознавать по-разному, то целостная мо-тивационная система человека является весьма сложной, противоречивой и лишь частично осознаваемой. Мотивы иерархичны по своей субъективной значимости и могут конкурировать друг с другом (известный в психологии феномен борьбы мотивов). Самый значимый (победивший) и хорошо осознаваемый мотив и есть цель. В качестве компонента мотивации принято выделять мотивировки — сознательные доводы, объясняющие или обосновывающие значимость мотива.
На схеме «Мотивация» изображена на пересечении белой и серой зон, что указывает на частичную осознанность феномена.
3. Цельесть понимание того, что я хочу (опредмеченное желание). Цель есть идеальный образ, в котором реальность всегда искажена в большей или меньшей степени.
Цель как идеальный образ является сложным комплексным образованием, состоящим из доводов, формулировок, ожиданий, прогнозов, установок, эмоций, фантазий, идей, догадок и т. п. В современной науке цель понимается как рациональный и полностью сознательный феномен, но при этом нельзя забывать про эмоционально-образные «корни» цели, которые могут не осознаваться сами, но влияют на то, как именно будет осознаваться цель.
Обратите внимание, что изображенная на схеме вертикальная пунктирная стрелка обозначает своего рода «границу»: до нее мы имеем
Глава 4. Целеполагание, планирование, исполнение
дело с неосознаваемыми процессами и средствами осознания цели, после этой границы собственно и начинается осознанный процесс целеполагания, а также непосредственное достижение цели.
4. При выборе цели используются внутренние механизмы вероятностного прогнозирования. Вкачестве цели обычно выбирается событие с высоким уровнем субъективной вероятности.
5. Цель как внутренний образ и субъективный прогноз ВСЕГДА расходятся с реальным результатом.
На схеме (столь понятной для деловых людей, активно «делающих деньги») образ цели символизирует денежная пачка, а результат — единственная купюра.
6. Образ цели обычно также включает в себя образ процессаее достижения (характер и последовательность действий) и представление о ресурсах.Планирование — это сознательный анализ (прояснение) и письменная фиксация этапов достижения цели и требуемых ресурсов.
7. Представление о процессе и ресурсах достижения цели ВСЕГДА расходится с тем, что происходит (доступно) на самом деле. Даже самый идеальный план содержит в себе погрешности, которые придется оперативно корректировать.
8. Чем ярче и четче осознается цель, тем сильнее мотивацияк ее достижению и тем больше активность по достижению результата. В современной психотерапии хорошо известен факт своеобразного «целевого магнетизма» — если максимально ярко и отчетливо представить (визуализировать) будущую цель, то получившийся образ обладает уникальной энергетикой, словно гипнотизируя и «притягивая» к себе человека.
9. Чем сильнее мотивация на начальном этапе, тем больше искажается субъективная вероятность цели («если очень хочется, то легко достижимо»). Данный феномен может сослужить хорошую службу при достижении «кавалерийским наскоком» краткосрочных целей, но явно будет иметь негативное влияние при достижении целей долгосрочных, провоцируя разочарование.
10. Существует известный в психологии мотивационный закон, называемый градиент цели:чем ближе мы приближаемся к результату, тем больше сила мотивации и активность действий. Здесь можно провести аналогию с моряками, которые долго были в море, но, увидев на горизонте долгожданную землю, с удвоенной силой налегли на весла. Цели, связанные с «высшими мотивами» (духовными, социально значимыми), имеют более ярко выраженный градиент цели.
4.5. Целеполагание и процесс достижения цели
Закон градиента цели может (в разумных пределах) использоваться и в практическом менеджменте. Одно из правил . Можно выделить для достижения цели определенный интервал времени, а потом начать сокращать его, создавая дефицит времени и как бы искусственно приближая цель. В идеале такое форсированное усиление градиента цели должно привести к мобилизации сил сотрудников, усилению мотивации и скорейшему достижению результата.
На схеме градиент цели изображен в виде серого тона заливки стрелки, интенсивность которого усиливается слева направо.
В заключение заметим, что целеполагание является сложным и длительным процессом. Сложность его заключается в том, что необходимо трансформировать во многом неосознаваемые желания в четко сформулированную цель, выстроить в сознании план необходимых действий и ресурсов для ее достижения.
Длительность процесса целеполагания обусловлена тем, что он не ограничивается одним только выбором цели на старте деятельности. В процессе деятельности возникает множество несоответствий между образом цели (включая планируемые действия и ресурсы) и реальными результатами. Целеполагание включает в себя оперативную коррекцию цели в течение всего процесса ее достижения.
О Приведите из своей повседневной жизнедеятельности (или из деятель-• ности вашей организации) по 2—3 примера следующих аспектов деятельности:
• борьбы мотивов при выборе цели;
• расхождения цели (как внутреннего образа и субъективного прогноза) и реального результата;
• расхождения планов (действий, этапов, ресурсов) и реального протекания деятельности;
• «целевого магнетизма»;
• эффекта влияния на деятельность сильной начальной мотивации;
• эффекта влияния на деятельность градиента цели.
Каким образом необходимо учитывать перечисленные аспекты процесса деятельности в целеполагании и планировании?
Глава 4. Целе полагай не, планирование, исполнение
СВОЙСТВА ЦЕЛЕЙ
Как правило, поставленная человеком цельявляется не единственной. Цель существует не изолированно, она включена в систему целей. Можно выделить как минимум 14 свойств системы целей.
1. Количество.Существует множество как отечественных, так и зарубежных психологических, социологических, философских (аксиологических) исследований, в которых делалась попытка «сосчитать» точное количество индивидуальных целей. Количество целей личности может колебаться от одной-двух до нескольких десятков, но в подавляющем большинстве случаев реальное количество целей соответствует известному в психологии «магическому числу» 7±2. При этом многие исследователи подчеркивают явно выраженную закономерность: чем меньше целей (от 1 до 3) ставит перед собой человек, тем больше шанс, что он их действительно достигнет.
2. Степень важности, субъективной значимости.«Важность» — это субъективная оценка значимости поставленных целей, позволяющая делить их на главные и второстепенные (побочные). Иногда главные цели называют «цели-ценности», а второстепенные — «цели-средства». Обычно второстепенные цели (цели-средства) связаны с решением промежуточных или сопутствующих задач на пути достижения главной цели.
3. Срок (точность) достижения.Цели человека могут иметь жесткую привязку к какой либо календарной дате или даже часу (так называемые точные, или жесткие, цели). Жесткая привязка обьгано характерна для краткосрочных целей, в то время какдолгосрочные (в том числе жизненные) цели обьгано весьма приблизительно связаны с довольно обширными промежутками времени. Масштаб достижения долгосрочных целей обьгано измеряется месяцами, годами или даже десятилетиями, следовательно, погрешность в точности достижения таких целей может составлять дни, недели, месяцы или даже годы.
4. Приоритетность.Приоритетность является производным показателем от двух предыдущих свойств. Предполагается, что сочетание важности и срочности (наличие жесткой даты и времени достижения результата) задает иерархию целей, определяет очередность ихдости-жения. В первую очередь выполнятся наиболее важные и срочные цели, потом — все остальные.
Приоритетность часто может стать серьезной проблемой для человека, заинтересованного в более эффективном управлении соб-
4.6. Свойства целей
ственным временем. Корни этой проблемы, с одной стороны, скрываются в том, что важность цели является субъективным, а значит, неустойчивым показателем: важность может уменьшаться и увеличиваться, радикально переоцениваться и т. п. С другой стороны, если с достижением жестких целей также обычно все понятно и просто, то временной масштаб долгосрочных целей часто может быть «плавающим». Отношение человека ко времени и к обстоятельствам собственной жизни может меняться, он может менять оценку своих сил и возможностей, попутно изменяя масштаб важных долгосрочных целей. Таким образом, приоритетность является динамичным, «скользящим», постоянно изменяющимся свойством целей.
5. Логическая соподчиненность.Логическая соподчиненность целей является следствием их включенности в процесс и структуру человеческой деятельности. Условно можно выделить цели высшего логического уровня («родовые»), подчиняющие себе все более мелкие цели, — цели-ценности; цели промежуточного уровня («видовые») — цели-задачи; цели низшего уровня («частные») — цели-средства. Логическая соподчиненность целей не является жестко фиксированной, что означает, что отдельные цели в различных видах деятельности могут занимать различные места в разных «звеньях» цепочки (цели-ценности — цели-задачи — цели-средства).
6. Гармоничность.Гармоничность — качественная характеристика системы целей, указывающая на отсутствие явных противоречий и конфликтов между целями. Гармоничность представляет собой скорее «практический» показатель, связанный не столько с самими целями, сколько с личностными стратегиями их достижения.
Например, участники ТМ-тренингов почти всегда в качестве жизненно важных целей одновременно указывают «продуктивную работу» (карьерный рост, высокие достижения и т. п.) и «счастливую семейную жизнь». Потенциально эти цели конфликтны: надо или круглыми сутками «гореть» на работе, или выделять значительное время на общение с близкими людьми. Но на практике существует множество вариантов координации данных целей: начиная от самых неудачных и «несчастных», когда вечно не хватает времени и приходится «разрываться» между домом и работой; заканчивая вполне благополучными, когда цели удается интегрировать или умело распределять временные траты, связанные с ними.
7. Масштабность затрат («цена» цели).Любая цель имеет свою цену. Цена цели измеряется затраченными на ее достижение усилиями и ресурсами — как внешними, объективными, так и внутренними, субъек-
Глава 4. Целеполагание, планирование, исполнение
тивными. Причем необходимо говорить о двух сторонах этой цены: предвосхищаемой, существующей в воображении и планах, и реальной, с которой человек сталкивается post factum уже на практике. От степени расхождения между предвосхищаемой и реальной ценой цели во многом зависит степень удовлетворенности человека при достижении цели. По масштабности затрат условно можно выделить легкие и трудные цели. В идеале легкие цели требуют незначительных затрат усилий и ресурсов, трудные — больших затрат.
8. Рациональность.Из приведенной в разделе 4.5 схемы следует, что целеполагание — процесс лишь отчасти осознанный, и далеко не всегда выбор цели осуществляется «голым рассудком». В выбор цели вторгается множество «подводных течений», связанных с самыми различными психическими процессами (эмоциями, мечтами, фантазиями, психологическими защитами и т. п.), весьмадалекими от формальной логики. Например, классик психоанализа Зигмунд Фрейд считал (а прикладной психоанализ подтверждает это на практике), что многие цели взрослого человека на самом деле являются воплощением его нереализованных детских желаний. Так, страстное желание взрослого мужчины обзавестись собственным «железным конем» может быть всего лишь компенсацией детской мечты о красивой игрушке-машинке. Как правило, достижение максимально иррациональных целей дает человеку высокую субъективную удовлетворенность, но далеко не всегда корреспондирует с «объективной» (социально значимой и одобряемой) успешностью.
В тоже самое время в бизнес-среде существует двойственное отношение к рациональности целеполагания. С одной стороны, в современной стремительно изменяющейся и непредсказуемой бизнес-среде выживают только те фирмы, которые не просто приспосабливаются к изменениям, но опережают свое время (сами создают изменения). Чтобы действительно опережать свое время и получить весомое стратегическое преимущество, необходимо уметь изобретать «дерзкие», «безумные», «нереальные» цели. С другой стороны, творческая иррациональность допустима только в выборе инновационных стратегических целей. Менее масштабные цели (тактические, оперативные), напротив, должны быть максимально просчитанными и рациональными.
9. Степеньосознанности результата.Поставленнаяцельможетиметь различную степень осознанности в смысле понимания того момента, когда цель считается действительно достигнутой. Кто-то опирается на собственное переживание, на интуитивное ощущение «достигну-
4.6. Свойства целей
тости» результата. В данном случае, если человеку кажется, что цель достигнута, значит — так оно и есть. На противоположном полюсе находится понимание результата как события, соответствующего четким объективным критериям. В данном случае результат всегда может быть измерен в любых подходящих объективных единицах измерения (например, в рублях).
Классическим ТМ-правилом является рекомендация «объективировать» свои цели, то есть делать осознание результата максимально отчетливым, для чего сам результат должен быть предельно конкретным, измеримым. Пожалуй, для «ролевого» и «социального» ТМ эта рекомендация верна, а вот для «индивидуального» — далеко не всегда. В жизни человека существует много ситуаций, когда целью является не итог, а процесс какой-либо деятельности, при этом качество процесса (то есть желаемый результат) может быть представлено только на уровне переживания. Измерить такой процесс-результат просто невозможно.
10. Произвольность.Не противореча постулату о свободе целепо-лагания (см. раздел 4.4), следует отметить, что часть целей человек ставит перед собой совершенно самостоятельно, произвольно, нонекоторые цели он принимает «со стороны». Сторонние цели могут включаться в систему целей личности как со знаком «минус» (из страха, поддавлением, желая избежать наказания и т. п.), так и со знаком «плюс» (из восхищения, по соображениям моды, подражания кумиру и т. п.). Можно также говорить об активных» («моих») и реактивных («чужих», но принятых) целях; можно также говорить о целях с разным модусом — «хочу-цели» и «должен-цели». Предполагается, что «свои» цели («активные», «хочу-цели») являются более значимыми и привлекательными, обладают большим мотивационным потенциалом. В процессе целеполагания обычно рекомендуется уделять основное внимание именно максимально произвольным «своим» целям, так как только их достижение дает человеку возможность развивать свою эффективность. Замечу, что эта рекомендация не лишена оснований, но уязвима для критики: проблема в том, что даже первоначально «чужие» цели могут быть переосмыслены личностью как «свои». В контексте применения методов повышения личной эффективности и ТМ не существует никакой пропасти (действительно значимых различий) между «своими» и «чужими» целями.
11. Детализация.Каждую поставленную цель можно представить как своеобразное описание, своего рода текст. В данном смысле некоторые цели могут быть более развернутыми, подробными, детали-
Глава 4. Целеполагание, планирование, исполнение
зированными описаниями, анекоторые — более краткими, обобщенными, простыми. Считается, что недостаточная детализация цели упрощает образ цели, делает его недостаточно ярким, снижает моти-вационный потенциал цели. В то же время излишне детализированная цель (когда создан чересчур точный и подробный образ цели) может потом привести к разочарованию и неудовлетворенности при достижении результата. Ведь реальный результат никогда не совпадает с образом цели, а чем детальнее будет образ цели, тем больше будет степень расхождения с результатом.
12. Конструктивность.Если рассматривать жизненный путь человека, то с точки зрения возможной динамики формально имеет смысл выделить три типа жизненных ситуаций: 1) благополучные, которые хотелось бы оставить без изменений, «законсервировать»; 2) негативные ситуации, от которых хотелось бы избавиться; 3) нейтральные или благополучные ситуации застоя, когда хотелось бы улучшить, изменить в позитивную сторону существующее положение дел. Соответственно, можно выделить три вида целей: цели стабилизации, цели решения проблем, цели развития. Для личностного роста человека наиболее значимы цели развития, которые являются подлинно конструктивными, созидающими будущее. Цели решения проблем реактивны (проблема обычно навязана, от нее «надо» избавляться), и часто это не конструктивное созидание будущего, а избавление от прошлого. Цели стабилизации также не всегда конструктивны, поскольку во многих ситуациях гораздо сложнее «заморозить» настоящее, чем «прыгнуть» в будущее. В процессе целеполагания совсем отказаться от целей стабилизации и целей решения проблем невозможно, так как зачастую достижение подобных целей является необходимой предпосылкой для достижения целей развития в дальнейшем.
13. Индивидуалистичность.Каждая поставленная цель отличается по степени индивидуалистичности достижение некоторых целей зависит только от самого человека, от его усилий и способностей; достижение других целей во многом может зависеть от других людей (от принимаемых ими решений, характера сотрудничества с ними и др.). Например, для художника-любителя цель «написать маслом морской закат» является сугубо индивидуалистической, в то время как для отца семейства цель «родить сына» является кооперационной, требующей согласованного участия как минимум еще одного члена семьи (жены). Желательно, чтобы при целеполагании соблюдался хотя бы относительный баланс между индивидуалистичными и кооперационными целями.
4.6. Свойства целей
14. Новизна.Цели в значительной мере могут отличаться друг от друга по степени новизны. По критерию новизны цели можно разделить на актуальные (уже знакомые личности, опыт достижения таких же или похожих целей имеется) и проекционные (новые, возможно, требующие дополнительных знаний и навыков, эксперимента и разведки). Считается, что подлинное развитие личности происходит только при достижении проекционных целей.
В завершение темы свойств целей, на основании которых можно различать виды целей, следует отметить, что в психологии выделяется особый подвид наиболее важных целей личности, которые составляют ядро индивидуальности человека. Это так называемые жизненные цели личности(ЖЦЛ; или цели-ценности, мета-цели), которые обладают следующими свойствами:
1.ЖЦЛ являются «самоцелями»— человек определяет их только сам, по отношению к самому себе и только ради самого себя. Именно по результатам достижения «самоцелей» каждый человек имеет возможность ответить на вопросы «Кто я такой?», «Что я есть в этом мире?», объясняющие смысл его существования в мире.
2. Жизненные цели составляют ядро личности человека,являются «священными», определяют его «нравственный вектор» и тесно связаны с этическими компонентами мировоззрения человека, его принципами и идеалами. Под давлением внешних обстоятельств человек может отказаться от многих своих целей — но только не от ЖЦЛ. Человек может переоценить важность и посмеяться над многими из собственных целей — но только не над «священными».
3. Не существует готовых рецептов,ответов, способов достижения жизненных целей. Они являются уникальной проблемой для каждого отдельного человека, требуют от него творчества и усилий души. Вся накопленная в культуре мудрость человечества бессильна перед проблемой обретения и достижения ЖЦЛ. Человек может опираться на «чужие ответы», на рецепты, проверенные на собственном опыте величайшими мудрецами Земли, но для достижения своих индивидуальных ЖЦЛ ему все равно придется изобретать собственные способы и находить собственные средства.
4. Жизненные цели задают ценностно-смысловой контекст(смысл жизни) существования человека и регулируют все остальные, более приземленные цели и задачи. Любая ЖЦЛ и ее достижение есть не что иное, как призвание — главное дело человеческой жизни. Призвание интегрирует человеческую жизнь, облегчает ориентацию в любых жизненных ситуациях и выбор приоритетов, раскрывает все
Глава 4. Целеполагание. планирование, исполнение
способности человека, делает его увлеченным и счастливым, притягивает к нему других людей.
О Какие свойства целей, по вашему мнению, являются наиболее важны-# ми, и их необходимо учитывать в первую очередь при целеполагании?
Кратко оцените собственную систему целей по предложенным в данном разделе критериям (свойствам):
Можете ли вы назвать 1—3 самые важные цели, актуальные для вас в настоящее время?
Приведите примеры ваших целей, жестко и нежестко привязанных ко времени.
Являются ли ваши цели логически соподчиненными? Гармоничными?
Какие цели обычно вы ставите перед собой — легкие или трудные?
Приведите примеры ваших рациональных и иррациональных целей.
Каких целей больше в вашей жизни — «своих» или «чужих»? Приведите примеры.
Какого рода цели вы обычно ставите перед собой: цели стабильности, цели решения проблем, цели развития? Приведите примеры.
Какие цели более характерны для вас — индивидуализированные или кооперационные?
Среди ваших целей преобладают актуальные или проекционные?
ПОИСК И ФОРМУЛИРОВКА ЦЕЛЕЙ
На приведенной ниже схеме отображены четыре основных способа поиска целей, которыми может воспользоваться для целеполагания как отдельный человек (в рамках «индивидуального» ТМ), так и менеджер (в рамках «ролевого» или «социального» ТМ):
Общее понятие целеполагания
Целеполагание – один из терминов социологии. В основе понятия лежат определенные системы ценностей, индивидуальные для каждого направления и человека. Именно на их основе формируется путь, ведущий к решению поставленной задачи, достижению цели.
По своей сути, целеполагание – это выбор рационального пути, иногда для достижения не одной цели, а нескольких, конфликтующих между собой или однотипных. Очень важно найти решение, которое позволит избежать ошибок, контролировать все происходящее, не допускать появления непредвиденных осложнений и обстоятельств. Методика используется в самых разных областях:
- педагогике,
- бизнесе,
- саморазвитии,
- государственной деятельности,
- управлении,
- экономике.
Пренебрежение целеполаганием, нежелание тратить время на рассмотрение всех аспектов решаемой задачи, поиск рационального пути всегда оборачивается проигрышем, промахом и неудачей. Действительно, на разработку тактики действий может уйти много времени – определение важности задачи, рассмотрение ее с разных аспектов, поиск оптимальных путей, выбор одного из них, как самого быстрого или эффективного, выбор команды для ее решения и расстановка сил. Пройти каждый из этих этапов целеполагания, значит обеспечить успех мероприятия – это важно понимать.