Как работает фантазия человека? 5 способов для реализации фантазий

Автор материала:

Инна Трофимова

писатель, психолог, гештальт-терапевт

Эротические, необузданные, смелые, безумные, пугающие, сказочные, поэтические – все это наши фантазии. Одни их стесняются, другие преобразовывают в полезные для жизни вещи, третьи делают своей профессией. Но все сходятся в одном: умение фантазировать оказывается полезным, когда фантазия дополняет реальность, а не уводит от нее. Оказывается, существует тысячу и один способ превратить иллюзию в реальность. Мы рассказываем о пяти самых эффективных.

Что такое фантазия?

Фантазия — это продукт работы воображения, характеризующийся особой силой, яркостью, спонтанностью и уникальностью создаваемых символов, картин или образов. Это суперконцентрат идей, который стимулирует к познанию, пробуждает живой интерес ко всему окружающему и желание исследовать это все. Соответственно умение фантазировать – это способность создавать в воображении нечто новое, неправдоподобное, невиданное, невозможное или не соответствующее действительности. Благо, что кладовая фантазерства неисчерпаема.

Без фантазий человеку было бы сложно ужиться с реальностью или создать ее. Ведь все, что нас окружает – это результат чьей-то выдумки, воплощенной в материалах, строениях, бытовых приборах, транспорте, интернет-сети, книгах, картинах – во всем. Фантазия как качество личности необходима в любом процессе, но в творчестве незаменима. Поэтому художники, писатели, фотографы, дизайнеры, танцоры, стилисты трепетно берегут эту свою способность. Но чаще называют ее креативностью.

Но способность фантазировать полезна не одним только людям творчества. Фантазии, оговорки, свободные ассоциации, ошибочные действия – все это прямая дорога к бессознательному. А бессознательное – объект исследования психологии. Не зря ведь Зигмунд Фрейд называл фантазии «фасадом сновидений», в которых отражаются скрытые мысли, тайные желания, несбывшиеся намерения. Правда, напоминал о том, что необходимо отличать их от действительности.

И здесь кроется неоднозначная польза фантазерства. С одной стороны развитие фантазии усиливает способность создать, продлить, удвоить реальность. Но с другой – это способ уйти от нее. Иногда фантазии становятся способом жизни, и как-то незаметно подменяют значительную ее часть. И здесь нужно быть внимательным.

Пройти тест на полушария мозга

Зачем людям нужны воображение и фантазия

Некоторые люди ошибочно полагают, что воображение и композиция – это пустые занятия, не имеющие применения. Но хорошо развитое воображение – это основа творческого мышления, которое так ценится в современном обществе.

Только подумайте: мы не просто подчиняемся своим инстинктам. Вместо этого мы мечтаем, имеем амбиции, ставим цели и наслаждаемся красотой жизни. Вы не можете мечтать, если не представляете себе объект своей мечты. Так что наличие воображения – это то, что отличает людей от животных.

Вот несколько причин, почему воображение – полезная вещь:

  1. Воображение позволяет вам расти. Если вы будете строить планы только на основе опыта, вы не сможете ничего изменить и создать. Воображение расширяет ваши границы и позволяет ставить цели, которых вы раньше не достигали.
  2. Воображение помогает быстрее решать проблемы. Вместо того чтобы пытаться делать “бизнес как обычно”, люди с активным воображением придумывают новые стратегии и быстрее решают проблемы. Это называется творческим мышлением.
  3. Воображение ведет к открытиям. Например, Альберт Эйнштейн представлял себе место, где люди могли бы остановить время и навсегда запечатлеть лучшие моменты своей жизни. В конечном итоге эти размышления привели его к созданию общей теории относительности, которая изменила представление человечества о времени. И без воображения люди по сей день считают время фиксированной величиной.
  4. Воображение дало миру новые изобретения. Полет на самолете, разговор по телефону, горячая вода в ванной – все это началось с воображения. Люди хотели летать как птицы, разговаривать с далекими людьми, не замерзать в ванной. Список можно продолжать еще долго. Все эти классные вещи вокруг нас существуют благодаря воображению.
  5. Любое творчество начинается с воображения. Без воображения и фантазии не было бы ни музыки Бетховена, ни кинематографической вселенной Marvel, ни всех тех историй, которые начинаются с “Однажды”. Видели ли вы необычное, красивое здание? Архитектор увидел это первым в своем воображении. Воображение и творчество – понятия неразделимые.
  6. Воображение позволяет видеть красоту. Слышали ли вы поговорку “это действует на воображение”? Музыка, живопись, красивый вид из окна, звездное небо, золотые деревья ранней осенью…. Мы воспринимаем все эти вещи через наше воображение, поэтому и видим красоту. Скажем так: человек без воображения не может долго смотреть на горящий огонь или текущую воду. Хотя есть кошки, которые могут долго смотреть в одну точку. Но я думаю, что дело в другом.

Отличным примером человека с активным воображением является Стивен Хокинг. В своем воображении он побывал во многих уголках Вселенной, исследуя ее и удивляясь ее великолепию. Открытия Хокинга в области космологии и квантовой гравитации были сделаны прямо из инвалидного кресла, к которому он был прикован большую часть своей жизни. Человек без воображения и фантазии не способен на такое.


Фантазия позволяет человеку искать смысл жизни и цели деятельности

Какие бывают фантазии?

Фантазия – настолько обширная тема, что рассмотреть ее под всеми углами за один раз невозможно. Расскажем о самых популярных.

Бессознательные.

Иногда в чей-то адрес можно услышать упрек «Ты напрочь лишен фантазии». На самом деле людей, неспособных фантазировать, не бывает. Просто фантазии возникают бессознательно. В психоанализе Фрейда они объясняются двумя схемами: а) изначально были сформированы в бессознательном; б) были сформированы в сознании, но попали в бессознательное вследствие вытеснения.

  • Плюсы. Это ключевое понятие психоаналитической теории поможет узнать о себе много нового.
  • Минусы. Оставленные без внимания, они могут провоцировать психические и психосоматические нарушения.

Детские.

Детское воображение активно развивается с возраста 3-3,5 лет и не имеет границ. Дети придумывают воображаемых друзей, сюжеты для игр, новые истории для любимых героев из книг или мультфильмов. Так они познают мир, учатся правильному поведению и общению в реальном мире, строят психологическую защиту, раскрываются творчески.

  • Плюсы. Фантазия, направленная на креатив, помогают раскрыть уникальность и талант, расслабиться и просто весело провести время.
  • Минусы. Если ребенку не объясняют разницу между фантазией и ложью, он может вырасти патологическим обманщиком.

Научные.

Инновации – это не просто полет фантазии. Это революция, которая дает возможность выйти за рамки верных ответов и найти действительно новое решение. Благодаря сочетанию воображения и научного мышления появились роботы-хирурги. сотовая связь, биопротезы, искусственный интеллект, гибкие смартфоны, 3D-печать и виртуальная реальность.

  • Плюсы. В мире инновация и креатива ожидаются новые тренды – техногорода будущего, неуязвимые квантовые компьютеры, 4D и 5D-печать, обучаемые роботы, новое поколение беспилотных автомобилей.

Писательские.

Глубина писательского воображение позволяет читателю путешествовать во времени и пространстве, проникать в художественный мир героев, наблюдать за захватывающими событиями прошлого и будущего. Книги приносят в жизнь читателей столько прекрасных вещей, знаний, эмоций, советов, приключений, что можно только радоваться такой богатой фантазии.

  • Плюсы. Чтение – именно та форма отдыха, что приносит наибольшее ощущение счастья и удовлетворение жизнью.

Эротические.

У сексологов есть такая шутка: 90% людей предаются сексуальным фантазиям, а остальные 10% просто в этом не признаются. Ночь с бывшим партнером, секс со знаменитостью или с незнакомцем, сексуальные игры на природе или в незнакомом месте – такие эротические мечты помогают «дорисовать» не слишком радостную картинку реальности.

  • Плюсы. Активное фантазирование на тему секса помогает ослабить внутренние запреты, выразить и реализовать вытесненные желания.
  • Минусы. Слишком реалистичные и несбывшиеся эротические фантазии могут привести к сексуальным извращениям. Также они обладают эффектом, разрушающим отношения. Особенно, если партнеры пытаются воплотить их на стороне.

Пройти тест Фрейда

Невротические.

Пугающие фантазии невротика провоцируют страхи по поводу выдуманного будущего. Это может быть преувеличенный страх смерти, опасения по поводу падения кометы или дома, страх неизлечимой болезни, извращенно-навязчивые желания. Все они не имеют оснований здесь-и-сейчас, но доставляют невротику немалый дискомфорт.

  • Минусы. Страдания, эмоциональная нестабильность, неуверенность – часть личности невротика. Зацикленность на своих страшных иллюзиях отравляет жизнь самому невротику и всем, кто находится рядом.

Фантазия (К.Г. Юнг)

Фантазия. Под фантазией я подразумеваю два различных явления, а именно: во-первых, фантазму и, во-вторых, воображающую деятельность. Из текста моей работы в каждом данном случае вытекает, в каком смысле следует понимать выражение “фантазия”. Под фантазией в смысле “фантазмы” я понимаю комплекс представлений, отличающихся от других комплексов представлений тем, что ему не соответствует никакой внешней реальной объективной данности. Хотя первоначально фантазия может покоиться на вспоминающихся образах действительно имевших место переживаний, все же ее содержание не соответствует никакой внешней реальности, но остается, по существу, выходом творческой активности духа, деятельностью или продуктом комбинации психических элементов, оккупированных энергией. Поскольку психическая энергия может подвергаться произвольному направлению, постольку и фантазия может вызываться сознательно и произвольно как в целом, так и по крайней мере частично. В первом случае она тогда не что иное, как комбинация сознательных элементов. Однако такой случай является искусственным и только теоретически значимым экспериментом. В повседневном психологическом опыте фантазия в большинстве случаев или вызывается вследствие настороженной интуитивной установки, или же является вторжением бессознательных содержаний в сознание.

Можно различать активные и пассивные фантазии; первые вызываются интуицией (см.), т.е. установкой (см.), направленной на восприятие бессознательных содержаний, причем либидо (см.) тотчас оккупирует все всплывающие из бессознательного элементы и доводит их, через ассоциацию параллельных материалов, до полной ясности и наглядности; пассивные фантазии появляются сразу в наглядной форме, без предшествующей и сопровождающей интуитивной установки, при совершенно пассивной установке познающего субъекта. Такие фантазии принадлежат к психическим “автоматизмам”(Automatismes, Жане). Эти последние фантазии могут, конечно, появляться лишь при наличии относительной диссоциации в психике, потому что их возникновение требует, чтобы существенная часть энергии уклонилась от сознательного контроля и овладела бессознательными содержаниями. Так, например, видение Савла предполагает, что бессознательно он уже христианин, что укрылось от его сознательного понимания, инсайта.

Пассивная фантазия всегда возникает из какого-нибудь процесса в бессознательном, противоположного сознанию, процесса, который содержит в себе приблизительно столько же энергии, сколько и в сознательной установке, и который поэтому способен проломить сопротивление последней. Напротив, активная фантазия обязана своим существованием не только и не односторонне — интенсивному и противоположному бессознательному процессу, но настолько же склонности сознательной установки воспринимать намеки или фрагменты сравнительно слабо подчеркнутых бессознательных связей и, преобразуя их при помощи ассоциирования параллельных элементов, доводить их до полнейшей наглядности. Итак, при активной фантазии дело отнюдь и не всегда сводится к диссоциированному душевному состоянию, но, скорее, к положительному участию сознания.

Если пассивная форма фантазии нередко носит на себе печать болезненного или, по крайней мере, ненормального, то ее активная форма принадлежит нередко к высшим проявлениям человеческого духа, так как в ней сознательная и бессознательная личности субъекта сливаются в одном общем объединяющем произведении. Фантазия, сложившаяся так, может быть высшим выражением единства известной индивидуальности и даже создавать эту индивидуальность именно при помощи совершенного выражения ее единства (ср. понятие “эстетического настроения” у Шиллера). По-видимому, пассивная фантазия обычно никогда не бывает выражением достигнутого единства индивидуальности, так как она, как уже сказано, предполагает сильную диссоциацию, которая со своей стороны может покоиться только на столь же сильной противоположности между сознанием и бессознательным. Фантазия, возникшая из такого состояния через вторжение в сознание, именно поэтому никогда не может быть совершенным выражением объединенной в себе индивидуальности, но будет преимущественно выражением точки зрения бессознательной личности. Хорошим примером тому может служить жизнь Павла: его обращение в христианскую веру соответствовало принятию дотоле неосознанной точки зрения и вытеснению прежнего антихристианского образа мыслей, который впоследствии обнаруживался в его истерических припадках. Поэтому пассивная фантазия всегда нуждается в сознательной критике, если она не должна односторонне давать дорогу точке зрения бессознательной противоположности. Напротив, активная фантазия как продукт, с одной стороны, сознательной установки, отнюдь не противоположной бессознательному, с другой стороны, бессознательных процессов, также не противоположных сознанию, а лишь компенсирующих его, нуждается не в критике, а в понимании.

Как в сновидении (которое есть не что иное, как пассивная фантазия), так и в фантазии следует различать явный и скрытый смысл. Первый выясняется из непосредственного созерцания фантастического образа, этой непосредственной манифестации фантастического комплекса представлений. Конечно, явный смысл почти и не заслуживает названия — в фантазии он всегда оказывается гораздо более развитым, чем в сновидении — это, вероятно, должно проистекать из того, что сонная фантазия обычно не нуждается в особой энергии для того, чтобы действенно противостоять слабому сопротивлению спящего сознания, так что уже мало противоположные и лишь слегка компенсирующие тенденции могут дойти до восприятия. Напротив, бодрствующая фантазия уже должна располагать значительной энергией для того, чтобы преодолеть тормозящее сопротивление, исходящее от сознательной установки. Чтобы бессознательная противоположность дошла до сознания, ей необходимо быть очень важной. Если бы эта противоположность состояла лишь в неясных и трудно уловимых намеках, то она никогда не смогла бы настолько завладеть вниманием, т. е. сознательным либидо, чтобы прорвать связь сознательных содержаний. Поэтому бессознательное содержание приковано к прочной внутренней связи, которая именно и выражается в выработанном явном смысле.

Явный смысл всегда имеет характер наглядного и конкретного процесса, однако последний, вследствие своей объективной нереальности, не может удовлетворить сознания, притязающего на понимание. Поэтому оно начинает искать другого значения фантазии, — ее толкования, т. е. скрытого смысла. Хотя существование скрытого смысла фантазии сначала вовсе не достоверно и хотя вполне возможно оспаривать даже и саму возможность скрытого смысла, однако притязание на удовлетворительное понимание является достаточным мотивом для тщательного исследования. Это отыскание скрытого смысла может сначала иметь чисто каузальную природу, при постановке вопроса о психологических причинах возникновения фантазии. Такая постановка вопроса ведет, с одной стороны, к поводам, вызвавшим фантазию и лежащим далее, позади; с другой стороны, к определению тех влечений и сил, на которые энергетически следует возложить ответственность за возникновение фантазии. Как известно, Фрейд особенно интенсивно разрабатывал это направление. Такого рода толкование я назвал редуктивным. Право на редуктивное понимание ясно без дальнейших разъяснений и точно так же вполне понятно, что этот способ толкования психологических данных дает некоторое удовлетворение людям известного темперамента, так что всякое притязание на дальнейшее понимание у них отпадает. Когда кто-нибудь издаст крик о помощи, то этот факт будет достаточно и удовлетворительно объяснен, если мы сможем доказать, что жизнь данного человека в данный момент находится в опасности. Если человеку снится уставленный яствами стол и доказано, что он лег спать голодным,то такое объяснение сна удовлетворительно. Если человек, подавляющий свою сексуальность, например средневековый святой, имеет сексуальные фантазии, то этот факт достаточно объяснен редукцией на подавленную сексуальность.

Но, если бы мы захотели объяснить видение Петра ссылкой на тот факт, что он голодал и что поэтому бессознательное побуждало его есть нечистых животных, или же что поедание нечистых животных вообще лишь исполнение запретного желания, то такое объяснение дает мало удовлетворения. Точно так же наш запрос не будет удовлетворен, если мы захотим свести, например, видение Савла к его вытесненной зависти, которую он питал к роли Христа среди его соотечественников и при помощи которой он отождествлял себя с Христом. В обоих этих объяснениях может быть доля правды, но к психологии Петра или Павла, обусловленной духом их времени, объяснения эти не имеют никакого отношения. Это объяснение чересчур просто и дешево. Нельзя трактовать мировую историю как проблему физиологии или как вопрос личной скандальной хроники. Эта точка зрения была бы слишком ограничена. Поэтому мы вынуждены значительно расширить наше понимание скрытого смысла фантазии, прежде всего в смысле причинности: психологию отдельного человека никогда нельзя исчерпывающе объяснить из него самого, но надо ясно понять, что его индивидуальная психология обусловлена современными ему историческими обстоятельствами и как именно. Она не есть лишь нечто физиологическое, биологическое или личное, но и некая проблема истории того времени. И потом, никакой психологический факт никогда не может быть исчерпывающе объяснен только из одной своей причинности, ибо в качестве живого феномена он всегда неразрывно связан с непрерывностью жизненного процесса, так что, хотя он, с одной стороны, есть всегда нечто ставшее, с другой стороны, он все же есть всегда нечто становящееся, творческое.

У психологического момента лик Януса: он глядит назад и вперед. В то время, как он становится, он подготавливает и будущее. В противном случае намерение, задание, установка целей, учет будущего и предвидение его были бы психологически невозможны. Если кто-нибудь выражает какое-либо мнение и мы относим этот факт только к тому, что до него кто-то другой высказал такое же мнение, то это объяснение практически совершенно недостаточно, ибо мы хотим знать не просто причину этого поступка для его понимания, но еще и то, что он имеет при этом в виду, в чем его цель и намерение и чего он хочет этим достигнуть. Узнав и это все, мы обыкновенно чувствуем себя удовлетворенными. В повседневной жизни мы без дальнейшего рассуждения и совершенно инстинктивно прибавляем к этому еще объяснение и с финальной точки зрения; очень часто мы даже считаем именно эту финальную точку зрения решающей, совершенно оставляя в стороне момент, в строгом смысле причинный, очевидно инстинктивно признавая творческий момент психического существа. Если мы так поступаем в повседневном опыте, то и научная психология должна считаться с таким положением дела и поэтому не должна становиться исключительно на строго каузальную точку зрения, заимствованную ею первоначально у естественных наук, но принимать во внимание и финальную природу психического.

И вот, если повседневный опыт утверждает как несомненное финальное ориентирование содержаний сознания, то с самого начала нет никаких поводов для того, чтобы отвергнуть это применительно к содержаниям бессознательного, конечно, до тех пор, пока опыт не обнаружит обратного. По моему опыту, нет никаких оснований отрицать финальное ориентирование бессознательных содержаний, напротив, есть множество случаев, в которых удовлетворительное объяснение достижимо только при введении финальной точки зрения. Если мы будем рассматривать, например, видение Савла с точки зрения мировой миссии Павла и придем к заключению, что Савл, хотя сознательно и преследовал христиан, но бессознательно принял уже христианскую точку зрения и стал христианином вследствие перевеса и вторжения бессознательного, потому что его бессознательная личность стремилась к этой цели, инстинктивно постигая необходимость и значительность этого деяния, то мне кажется, что такое объяснение значения этого факта будет более адекватным, чем редуктивное объяснение при помощи личных моментов, хотя последние, в той или иной форме, несомненно соучаствовали в этом, ибо “слишком человеческое” имеется всюду налицо. Точно так же данный в Деяниях Апостолов намек на финальное объяснение видения Петра, является гораздо более удовлетворительным, чем предположение физиологически-личных мотивов.

Итак, объединяя все вместе, мы можем сказать, что фантазию следует понимать и каузально, и финально. Для каузального объяснения она есть такой симптом физиологического или личного состояния, который является результатом предшествующих событий Для финального же объяснения, фантазия есть символ, который пытается обозначить или ухватить с помощью имеющегося материала определенную цель или, вернее, некоторую будущую линию психологического развития Так как активная фантазия составляет главный признак художественной деятельности духа, то художник есть не только изобразитель, но творец и, следовательно, воспитатель, ибо его творения имеют ценность символов, предначертывающих линии будущего развития Более ограниченное или более общее социальное значение символов зависит от более ограниченной или более общей жизнеспособности творческой индивидуальности Чем ненормальнее, т е. чем нежизнеспособнее индивидуальность, тем ограниченнее социальное значение созданых ею символов, хотя бы эти символы и имели для данной индивидуальности абсолютное значение

Оспаривать существование скрытого смысла фантазии можно только тому, кто полагает, что естественный процесс вообще лишен удовлетворительного смысла. Между тем естествознание уже выделило смысл естественного процесса в форме законов природы Признано, что законы природы суть человеческие гипотезы, установленные для объяснения естественного процесса Но, поскольку удостоверено, что установленный закон согласуется с объективным процессом, постольку мы имеем право говорить о смысле совершающегося в природе. И поскольку нам удается установить закономерность фантазий, постольку мы имеем право говорить и об их смысле Однако найденный смысл лишь тогда удовлетворителен, или, другими словами, установленная закономерность лишь тогда заслуживает этого имени, когда она адекватно передает сущность фантазии. Есть закономерность при естественном процессе и закономерность самого естественного процесса Это закономерно, например, что человек видит сновидения, когда спит, однако это не такая закономерность, которая высказывает нечто о сущности сновидений. Это простое условие сновидения. Установление физиологического источника фантазии есть лишь простое условие ее существования, а отнюдь не закон ее сущности. Закон фантазии, как психологического феномена, может быть только психологическим законом.

Мы подходим теперь ко второму пункту нашего объяснения понятия фантазии, а именно к понятию воображающей деятельности (imaginative Tatigkeit) Воображение есть репродуктивная или творческая деятельность духа вообще, не будучи особой способностью, ибо оно может осуществляться во всех основных формах психической жизни, в мышлении, чувстве, ощущении и интуиции. Фантазия, как воображающая деятельность, есть для меня просто непосредственное выражение психической жизнедеятельности, психической энергии, которая дается сознанию не иначе, как в форме образов или содержаний, подобно тому как и физическая энергия проявляется не иначе, как в форме физического состояния, физическим путем раздражающего органы чувств. Подобно тому как всякое физическое состояние с энергетической точки зрения есть не что иное, как система сил, точно так же и психическое содержание с энергетической точки зрения есть не что иное, как являющаяся сознанию система сил Поэтому с этой точки зрения можно сказать, что фантазия в качестве фантазмы есть не что иное, как определенная сумма либидо, которая никогда не может явиться сознанию иначе, как именно в форме образа. Фантазма есть idee force Фантазирование, как воображающая деятельность, тождественно с течением процесса психической энергии.

Цитируется по изд.: Юнг К. Психологические типы. СПб, М., 1995, с. 571-578.

Что такое эскапизм?

Эскапизм — это синоним понятию «бегство», неважно куда: в работу, секс, искусство, ЗОЖ, религию, в глухие деревни, в монастыри, в общение на форумах, игры, опьянение или психотропные вещества. На фоне таких «увлечений» бегство в фантазийный мир выглядит безобидно. Но это на первый взгляд.

Придуманный фантазийным умом мир выглядит привлекательнее реальности. Именно он спасает психику от разрушения. Но постепенно такие «игры разума» подменяют реальный мир выдуманным. Вместе с ослаблением границы между иллюзией и реальностью теряется самоконтроль, уходит чувство ответственности за свою жизнь, желание что-то исправлять, чего-то добиваться. Так можно деградировать, скатиться до психоза или спровоцировать расстройство личности. А это уже диагноз.

Что делать в такой ситуации? Отойти и посмотреть на нее со стороны. На самом деле придуманная иллюзия становится мощной движущей силой, только если она побуждает к действиям. Важно различать разные формы фантазий:

  • Сладкие грезы сродни «розовым очкам», в которых нет места для реальности – это недобрый знак.
  • Фантазия, которая усиливает энергию, двигает вперед – это полезно.

Есть еще один секрет: превращать фантазию в реальность намного увлекательнее, чем просто фантазировать ни о чем.

Чем воображение отличается от фантазии

В наши дни существует стереотип о том, что это одно и тоже. Однако для опровержения этого приведу простую фразу: Завтрашний день строится в воображении сегодняшних людей, сегодняшняя наука – это фантазия из прошлого.

Воображение – это средство, которое позволяет идее стать реальностью. Когда мы говорим о воображении, мы опираемся на логические рассуждения. Фантазия – это свободомыслие; она может быть необоснованной и противоречить здравому смыслу. Однако фантазия и воображение тесно связаны между собой, и любое творчество без них просто невозможно.

Это можно легко объяснить на примере научной фантастики. Многие писатели-фантасты опережают свое время, представляя технологии, которых мир еще не видел. Например, в романе Джулиуса Верна “Двадцать тысяч лье под водой” описывается подводная лодка еще до появления настоящих подводных лодок. Но это не фантазия. Автор специально представил себе существование такого корабля в реальном мире.

Сегодня это научная фантастика о космических кораблях и завоевании Вселенной. Космический туризм все еще находится в зачаточном состоянии, и полеты на Марс нам обещает только Илон Маск. Но авторы таких книг, как “Марсианин”, уже представляют себе, как это может выглядеть с научной точки зрения. Такая фантастика основана на логике и здравом смысле. Именно поэтому фантастика называется научной, а люди, разбирающиеся в физике, сносят произведения, в которых авторы выдумали чушь.

Фантазия, с другой стороны, не ограничена законами и правилами. Это все, что приходит вам в голову. Это далеко от науки, но может привести к действительно умным идеям. Воображение используется всеми творческими людьми. Художникам и музыкантам вместо логики нужна лихорадка красок и неожиданных поворотов. С возрастом многие люди перестают фантазировать. Именно поэтому говорят, что творческие люди – это большие дети.

Подведем итог: наши идеи рождаются из фантазии, растут в нашем воображении и затем становятся реальностью.

Как воплотить сексуальную фантазию: 9 советов для нерешительных

ж. немецк. франц. воображенье, изобретательная сила ума; творческая сила художника, самобытная сила созиданья. | Пустая мечта, выдумка воображенья, затейливость, причуда; несбыточный бред, разгул необузданной думки. | Муз. свободное сочиненье, по своей причуде, без правил. Фантастический, несбыточный, мечтательный; или | затейливый и причудливый, особенный и отличный, по своей выдумке. Фантазировать, мечтать, воображать, строить воздушные замки, созидая мысленно, умственно; играть мечтою, разукрашая ее по произволу; | в муз. играть наобум, по вдохновенью, сочиняя во время самой игры. Фантасмагория ж. искусство изображать призраки, видения или воздушные картины посредством зеркальных отражений. Фантасмагорическое представленье. Фантом м. картины, явления фантасмагории или что-либо подобное. | Кукла, на коей изучают повивальное искусство.

Механизм работы: что, как, почему и зачем?

Умственная деятельность человека протекает в двух режимах:

  • Концентрированный – умственные усилия направлены на выполнение конкретной задачи, и в этот процесс вовлечены все ресурсы кратковременной памяти.
  • Рассеянный – внимание и усилия не сосредоточены на чем-то конкретном и не имеют мотива. В этом случае человек занимается рутинными делами, которые доведены до автоматического режима: уборка, бег, приготовление пищи во время просмотра телевизора.

Чудеса фантазии рождаются в распределенном режиме. Мозг работал в собранном режиме. Он собирал и упаковывал информацию с подарочных сайтов, раскрывал тайные архивы воспоминаний. Тогда лучше дать ему отдохнуть. Во время отдыха происходит обработка новой информации, создаются новые связи между нейронами. Когда все готово, открытие приходит само собой – нестандартное и полезное.

Чтобы понять, как работает фантазия, обратимся к исследованиям, проведенным нейрофизиологами Калифорнийского университета. Представьте себе человеческий мозг, состоящий из миллиардов нейронов. Это библиотека опыта и знаний, пополняемая на протяжении всей жизни. Это хранилище всех мелочей. Это хранилище всего забытого и неосознанного. И даже наспех просмотренная книжка с картинками займет свое место в хранилище нейронов. Некоторые залы библиотеки всегда открыты, другие приоткрыты на мгновение, третьи скрыты за коваными решетками и тяжелыми замками условных знаков.

Каждую секунду сознание обращается к этому хранилищу информации. Получив запрос, мозг использует резервы рабочей памяти и направляет свой мыслительный процесс по проторенному пути к группе нейронов, в которых хранится запрашиваемая информация. Например, если вы хотите решить уравнение, ваш мозг направит вас к тем нейронным связям, которые хранят алгоритм этого действия. Чем привычнее и рутиннее задача, тем быстрее приходит решение.

Но что происходит, когда человек посылает нетрадиционный запрос своему подсознанию? Привыкшая к рутинному однообразию, рабочая память направляет мышление по проторенным путям. Полученный ответ оказывается либо очень обычным, либо совершенно неправильным. Ситуация знакома каждому. Пример: 23 февраля и выбрать подарок для любимого человека. Какая первая мысль приходит ему или ей в голову? Носки! Возможно, пена для бритья, складной нож, нижнее белье, дезодорант. Через этот список проходят 90% девушек. Именно здесь возникает необходимость мыслить творчески. Казалось бы, мелочь, но сколько проблем и душевной боли?

Что происходит в голове у человека, наделенного даром магической фантазии?

  • Первые варианты отбрасываются,
  • запрос меняется с “Что подарить?” на “Необычные подарки на 23 февраля”,
  • запускаются новые схемы, предлагаются новые решения.

Если идеи не удовлетворяют, запрос меняется снова, и так далее, пока не будет достигнут желаемый результат. Никто не знает, через какие уголки подсознания пройдет мысль. Все зависит от количества соединений. В поисках идей для подарка девушка наткнется на увлечения своего возлюбленного; она вспомнит восхищенного мистера Штопора или коллекционную бутылку вина. Она вспомнит о его любви к автомобилям и странным освежителям воздуха, о его мечтах играть в гольф или прыгать с парашютом… В этот момент лучше изменить ситуацию и подумать о чем-то другом.


По статистике дети фантазируют больше и чаще уже взрослых людей

Сочинение 9.3. Нужна ли фантазия человеку?

Как Вы понимаете значение слова ФАНТАЗИЯ? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Нужна ли фантазия человеку?»

– (1)Пойдём на Чатыр-Даг, – сказал первый мальчик.

– (2)Скучно, – сказала девочка. – (3)Мы там недавно были.

– (4)Давайте искать сердолики, – сказал второй мальчик.

– (5)Жарко, – ответила девочка. – (6)Солнце слепит глаза, и ничего не видно.

(7)Они сидели поджав ноги. (8)Мальчики спиной ко мне – я видел их тоненькие шеи, а девочка – лицом. (9)У неё было обветренное, загорелое лицо, исцарапанные ноги и мокрые волосы. (10)Ребята только что вылезли из моря.

– (11)Что, не можете договориться, как провести время? – спросил я.

(12)Они посмотрели на меня, и девочка сказала:

– Надоело. (13)Каждый день придумывают одно и то же. (14)Скучно…

– (15)А она ничего не придумывает, а только скучает, – сказал первый мальчик.

– (16)Да, тяжёлое ваше дело.

(17)Они вздохнули. (18)Палило солнце, искрилось море, и было тихо-тихо.

– (19)А знаете что, – сказал я, – вы по очереди на один день или на неделю выбирайте себе вожака, и в этот день, что он придумает, то вы и будете делать. (20)Только обязательно.

– (21)Интересно. (22)А кто будет первым вожаком? – спросила девочка.

– (23)Ну кто? (24)Кто-нибудь из вас троих.

– (25)Нас не трое, – сказал второй мальчик. – (26)Нас четверо. (27)Сейчас ещё Димка придёт.

– (28)Димка у нас странный, – сказала девочка.

– (29)Чем же он у вас странный?

– (31)Он иногда заплывает вон на ту скалу в море и поёт песни из кинофильмов или читает стихи.

– (32)А однажды он устроил там обсерваторию, – сказал первый мальчик. (33)Всю ночь глядел в какую-то трубу: хотел увидеть космический корабль.

– (34)А я слышал, – сказал второй мальчик, – как он разговаривал с морем. (35)Иду я. (36) Тихо. (37)И вдруг слышу: «Молчишь, не отвечаешь? (38)Всё равно я разгадаю твои тайны и овладею твоей силой! (39)Иногда ты мне кажешься очень хитрым. (40)А иногда – добрым, когда я лежу на твоём берегу и ты шепчешь мне, какие можно построить морские электростанции, используя твои подводные течения». (41)Смотрю – никого. (42)Один Димка на берегу и орёт все эти слова. (43)Я ему говорю: «Димка, с кем ты разговариваешь?» (44) А он посмотрел на меня и отвечает: «С морем».

– (45)С морем? – удивился я.

– (46)Ну да. (47)Оно ведь живое.

(48)И в это время появился сам Димка. (49)Он летел стрелой. (50)Лицо у него маленькое, волосы кудрявые и спутанные ветром.

(51)Ребята повернулись в его сторону.

(57)Мальчишки тут же вскочили.

– (58)А она нас не укусит? – спросила девочка.

– (59)Трусиха! – сказал первый мальчик.

– (60)Девчонка! – поддержал его второй. – (61)Пошли, Димка, без неё.

– (62)Что ты, – сказал Димка девочке и тихо добавил: – Эта змея – обыкновенный уж. (63) Про гремучую я придумал для интереса. (64)И убивать мы её не будем. (65)Ужи – безвредные змеи.

(66)Девочка засмеялась и побежала с Димкой догонять нетерпеливых мальчишек.

(67)Так я и не успел сказать ребятам, что самым лучшим вожаком для них будет Димка. (68)Он научит их всех мечтать…

* Железников Владимир Карпович (1925–2015) – детский писатель, киносценарист, лауреат литературных премий.

Фантазия – это способность выдумывать что-нибудь. Только человек может обладать такой способностью. Но нужна ли она нам?

В тексте Владимира Карповича Железникова говорится о необыкновенном мальчике, который поёт песни, читает стихи, устраивает обсерваторию, разговаривает с морем, превращает ужа в гремучую змею. Рассказчик выделил его среди других ребят, углядев в нём способность мечтать. Вот, значит, для чего нужна фантазия!

Но не только. В повседневной жизни фантазия помогает нам работать и учиться. Ведь не всё можно реально увидеть и потрогать, но фантазия помогает нам побывать в космосе, например, или спуститься в ладье по реке Нил во времена египетских фараонов.

Фантазия нужна нам для того, чтобы иметь право называться человеком: мечтать о прекрасном и абстрактно мыслить.

Источник

Поставьте безопасность на первое место

Безопасность и забота о партнёре — важные факторы и при традиционном сексе, но при реализации фантазий их важность возрастает вдвойне. Все участники должны иметь возможность недвусмысленно сообщить о физическом и психологическом неудобстве и немедленно выйти из процесса.

Особенно внимательно отнеситесь к фантазиям с доминированием и подчинением, в которых дискомфорт одной из сторон является частью игры.

Так, фантазия об изнасиловании имеет очень мало общего с самим изнасилованием, потому что в своей голове «жертва» жёстко контролирует «агрессора», заставляя его действовать в её интересах. Поэтому в подобных играх должны быть стоп-слова, реагировать на которые нужно безотлагательно.

И, конечно, продезинфицируйте все игрушки и оборудование и прочитайте инструкции к ним.

Как развить воображение и фантазию у взрослых

Воображение – это способность, которая является врожденной для каждого человека. Поэтому его не нужно учить, его нужно просто подпитывать.

Чтобы развить воображение, нужно просто заниматься деятельностью, которая его стимулирует. Ниже приведен список рекомендаций, которые, по моему мнению, являются наиболее простыми и эффективными.

Выключите телевизор и найдите хобби

Просмотр телепередач – распространенный способ снять стресс после тяжелого рабочего дня. Я и сам люблю посмотреть несколько серий телевизора в выходной день или перед сном. Но это способ пассивного расслабления, при котором мозг бездействует.

Вместо того чтобы постоянно наблюдать за жизнью других людей, найдите хобби, которое позволит вам создать свою собственную историю.

Обращайте внимание на забавные мелочи

Попробуйте найти странные и забавные вещи там, где их нет. Забавные сочетания надписей на близлежащих рекламных щитах, причудливые формы облаков, смешная походка голубя. Все эти вещи требуют работы воображения и могут сделать вашу жизнь немного веселее (приятный бонус).

Попробуйте ничего не делать

Наш разум постоянно находится в шумной среде из-за внешних раздражителей. Это может быть тот же телевизор, музыка, постоянные социальные сети и лента уведомлений. Попробуйте посидеть в тишине и прислушаться к собственным мыслям. Иногда вы можете быть поражены идеями и озарениями, которые приходят в голову, когда вас ничто не отвлекает.

Слушайте музыку без слов

Доказано, что прослушивание музыки повышает производительность труда на работе. Но если это песни с текстами, то мы подсознательно прислушиваемся к их идеям, оставляя свои собственные. Я сам заметил, что даже песни на незнакомом мне языке могут выбить меня из колеи. С другой стороны, музыка без текста стимулирует воображение и дает зеленый свет новым идеям.

Будьте открыты

Даже если фантазия не покидала вас на протяжении многих лет, просто говорить о ней может быть затруднительно. Самые невинные желания иногда смущают и ставят в неловкое положение, так как уже их наличие делает вас уязвимым. Возникает масса вопросов: как отнесётся к этому партнёр? Вдруг он будет смеяться? Подумает ли он, что я извращенец? Особенно сложно с фантазиями, в которых вы сами не уверены.

Важно напоминать себе, что ваши желания имеют значение, а их изучение — один из центральных аспектов понимания собственной сексуальности. Не стоит забывать, что при этом вы должны так же открыто подходить к фантазиям партнёра, попытавшись обдумать их.

Чтобы поделиться сексуальными сценариями из головы, требуется мужество. И то, что с вами делятся этой информацией, говорит о доверии.

Продумайте наихудший сценарий

Заранее представьте, чем для ваших отношений может завершиться неудачная реализация сексуальной фантазии. В одних случаях вы поймёте, что это не грозит ничем серьёзным: вы просто попробуете что-то, что вам не понравится. Например, после двух шлепков ремнём партнёр скажет: «Эй, это совсем не возбуждает!» — и вы просто забудете об этом эпизоде.

В других случаях ставки могут быть более высокими. Особый риск несут игры с привлечением сторонних участников. Один из партнёров может остыть, просто увидев особый энтузиазм своей половины, направленный не на него. Причём остыть не только к воплощению фантазии, но и к возлюбленному. На этот случай можно запланировать поход к специализирующемуся на таких вопросах психологу, который поможет определиться с потенциальными реакциями до того, как станет поздно.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]