Читайте также[править | править код]
- Оценка физического развития у детей
- Развитие физических способностей
- Физическое развитие детей
- Развитие силовых способностей
- Быстрота
- Физическая выносливость и работоспособность
- Развитие координационных способностей
- Развитие гибкости у детей
- Определение тренировочной и соревновательной нагрузки
- Функциональные возможности дыхательной системы
- Функциональные возможности сердечно-сосудистой системы
- Оценка психологического состояния спортсмена (тесты)
- Спортивная генетика: генетические тесты для спортсменов
- Развитие физических качеств
Источники[править | править код]
- Гужаловский А.А. Проблема «критических» периодов онтогенеза в ее значении для теории и практики физического воспитания / А.А. Гужаловский. — М., 1984. — 224 с.
- Филин В.П. Теория и методика юношеского спорта / В.П. Филин. — М.: Физкультура и спорт, 1987. — 130 с.
- Фомин НА. Физиологические основы двигательной активности / Н.А. Фомин, Ю.Н. Вавилов. — М.: Физкультура и спорт. 1991. — 224 с.
- Губа В.П. Возрастные основы формирования спортивных умений у детей в связи с начальной ориентацией в различные виды спорта: автореф…. дис. д-ра пед. наук / В.П. Губа. — М., 1997. — 50 с.
- Лях В.И. Координационные способности: диагностика и развитие / В.И. Лях. — М.: ТВТ Дивизион, 2006. — 290 с
- Губа В.П. Резервные возможности спортсменов: монография / В.П. Губа, Н.Н. Чесноков. — М.: Физическая культура, 2008.- 146 с.
- Губа В.П. Возрастные основы формирования спортивных умений у детей в связи с начальной ориентацией в различные виды спорта: автореф…. дис. д-ра пед. наук / В.П. Губа. — М., 1997. — 50 с.
- Дорохов Р.Н. Спортивная морфология / Р.Н. Дорохов, B. П. Губа. — М.: СпортАкадемПресс, 2002. — 260 с.
Сенситивные периоды развития физических качеств
Установлено, что от 7 до 12 лет идет интенсивное нарастание двигательных способностей. Задача педагогов в этот период — успеть сформировать двигательные умения, навыки и качества. Практика показывает, что наиболее успешно развитие двигательных способностей происходит в том случае, когда ребенок достаточно много двигается, совершенствуя разнообразные движения.
Учеными выявлено существование так называемых сенситивных периодов, в которые можно добиться наибольших приростов или положительных сдвигов. Учителя физической культуры, изучив сенситивные периоды, ориентируясь на них, могут подобрать содержание занятий, которые будут способствовать более успешному развитию двигательных качеств.
По данным А. А. Гужаловского, сила развивается достаточно интенсивно до 9 лет, а затем ее развитие тормозится. С 11 лет сила начинает увеличиваться неуклонно, особенно интенсивно с 13 до 14-16 лет (период полового созревания: девочки — 11 лет, мальчики — 13 лет).
Силовые упражнения на различные группы мышц, присутствующие в достаточном количестве в 1 и 2 классах, должны быть несколько увеличены в 3-4 классах.
Быстрота увеличивается от 8 до 10 лет и продолжает нарастать до 12 лет, а затем ее развитие тормозится и даже несколько снижается. Учитывая названный фактор, учителю в этот период следует больше вводить упражнений на развитие быстроты, включая их в разнообразные подвижные игры.
В младшем школьном возрасте существуют предпосылки для развития общей выносливости. У девочек наибольший прирост общей выносливости происходит в период 8-11 лет.
Большая подвижность позвоночного столба, высокая растяжимость связочного аппарата в 6-10 лет благоприятствуют развитию гибкости. Основными средствами развития гибкости являются упражнения на растягивание, которые могут быть динамического (пружинистые, маховые движения) и статического (сохранение максимальной амплитуды при различных позах) характера.
Уровень гибкости, который уже достигнут, необходимо постоянно поддерживать, поэтому на уроках и дома в комплексы младших школьников нужно включать упражнения на развитие гибкости в большом объеме.
В младшем школьном возрасте двигательные качества развиваются неодинаково у мальчиков и девочек. Так, для мальчиков 1-2 классов наиболее эффективны уроки физической культуры, содержанием которых являются упражнения, развивающие быстроту. Во 2-4 классах хорошо развиваются такие физические качества, как общая выносливость, гибкость и равновесие.
У девочек упражнения на быстроту должны присутствовать на всех уроках физической культуры. Выносливость у них хорошо развивается со 2 класса.
Девочкам младшего школьного возраста показаны упражнения, развивающие статическую, динамическую и общую выносливость и равновесие. Уже с 4 класса девочкам можно предлагать силовые упражнения для крупных мышечных групп.
Эти данные учителю следует использовать в практике своей работы, правильно планируя учебный материал. (Учитывая акселератов и ретардантов).
Дозирование нагрузки на уроке физической культуры для развития силовых способностей
Сила — это способность преодолевать внешнее сопротивление или противодействовать ему за счет мышечных усилий. Сила проявляется в большей или меньшей степени в любых движениях.
В младшем школьном возрасте силовые упражнения направлены преимущественно на развитие силы крупных мышечных групп: спины, живота, плечевого пояса, верхних и нижних конечностей.
В качестве средств используются следующие упражнения:
- упражнения без предмета: наклоны, повороты и круговые движения туловищем в разные стороны, подъемы туловища из положения лежа на спине, сгибание и разгибание рук из различных упоров, приседания и разнообразные выпады и т. п.;
- упражнения на гимнастической стенке: разнообразные лазания и передвижения по ней;
- лазанье по наклонной гимнастической скамейке, передвижения по ней в упоре на коленях или присев одноименным или разноименным способами, подтягивания и т.д.;
- лазанье по канату различными способами;
- подвижные игры типа «салки», «ноги от земли», «альпинисты» и т.п.
Основными методами развития мышечной силы у младших школьников являются метод повторных усилий и игровой.
Параметры нагрузки в этом случае будут иметь следующие величины:
- число повторений в одном подходе 10-12;
- интервал отдыха между подходами 30-60 с.;
- количество подходов в одном упражнении — 3.
Дозирование нагрузки на уроке для развития быстроты школьников
Быстрота как двигательное качество — это способность человека совершать двигательное действие в минимальный для данных условий отрезок времени с определенной частотой и импульсивностью.
Основные формы проявления быстроты человека — время двигательной реакции, время максимально быстрого выполнения одиночного движения, время выполнения движения с максимальной частотой, время выполнения целостного двигательного акта.
Выделяют также еще одну форму проявления быстроты («скоростных качеств») — быстрое начало движения (то, что в спортивной практике называют «резкостью»). Практически наибольшее значение имеет скорость целостных двигательных актов (бег, плавание и др.).
Возрастные особенности существенно ограничивают возможности развития быстроты движений. Наиболее благоприятным является возраст 11-12 лет у девочек и 12-13 лет у мальчиков.
Упражнения для развития быстроты даются систематически в начале основной части урока. Значительные интервалы отдыха (например, после пробегания 60 м для восстановления требуется около 5 мин.) приводят к снижению плотности занятий, поэтому развивать быстроту движений у школьников на уроках целесообразно другими методами: игровым и соревновательным, при которых эмоциональное возбуждение выше и поэтому создаются лучшие условия для проявления скоростных возможностей.
Упражнения для развития быстроты не следует давать на фоне утомления. Если скоростная работа выполняется на фоне утомления, то развивается скоростная выносливость, а не максимальное проявление быстроты.
На уроках физического воспитания в школе во время реакции развивают быстроту реагирования с помощью разнообразных упражнений, требующих быстрого реагирования на заранее обусловленные сигналы (например, свободный бег с остановками или изменением направления по сигналу учителя).
При выполнении упражнений на развитие быстроты движений нужно соблюдать следующие требования:
- повторение упражнений следует выполнять с околопредельной или предельной интенсивностью;
- длительность упражнения не должна быть большой (5-10 с.), т. к. поддерживать долго максимальную интенсивность невозможно;
- во время отдыха между повторениями рекомендуется использовать медленную ходьбу или покой, а отдых продолжать до восстановления дыхания;
- упражнения повторять до тех пор, пока скорость не начнет снижаться;
- дальнейшее выполнение упражнений на быстроту следует прекратить.
Дозирование нагрузки на уроке для развития скоростно-силовых качеств школьников
Скоростно-силовые способности проявляются в двигательных действиях, в которых наряду со значительной силой мышц требуется и значительная быстрота движений (прыжки в длину и высоту с места и разбега, метания снарядов и т. п.).
К числу скоростно-силовых способностей относят:
- быструю силу, которая характеризуется непредельным напряжением мышц, проявляемым в упражнениях, которые выполняются со значительной скоростью, не достигающей предельной величины;
- взрывную силу — способность по ходу выполнения двигательного действия достигать максимальных показателей силы в возможно короткое время (например, при старте в спринтерском беге, в прыжках, метаниях и т. д.).
Развитие скоростно-силовых способностей в младшем школьном возрасте
В качестве средств совершенствования данных способностей используются следующие упражнения:
- упражнения без предметов в виде прыжков различного типа:
- прыжки со скакалкой;
- метания различных мячей (набивного, теннисного) из различных положений;
- разнообразные эстафеты с включением движений скоростно-силового характера (например, прыжков или метания);
- подвижные игры типа «Лиса и куры», «Зайцы в огороде», «Парашютисты», «Волки во рву» и т. п.
В процессе совершенствования скоростно-силовых способностей младших школьников используются преимущественно игровой, повторный, соревновательный методы.
Параметры нагрузки при использовании повторного метода будут следующими:
- число повторений в серии: для мышц нижних конечностей — 4-5, туловища и верхних конечностей 7-8;
- интервал отдыха между повторениями 10-20 с.;
- число серий 2-6;
- интервал отдыха между сериями 2-5 мин.
Применять скоростно-силовые упражнения (учитывая ограниченное число занятий — 2-3 в неделю) рекомендуется регулярно на протяжении всего учебного года и в течение всего периода обучения ребенка в школе. Учитель должен постепенно повышать величину отягощений в начальной школе, использовать набивные мячи весом 1-2 кг.
Если же отягощением служит масса собственного тела (различные виды прыжков, отжимание, подтягивание), то величина отягощения в таких упражнениях дозируется изменением исходного положения (например, отжимание в упоре лежа от опоры различной высоты и т. п.).
В пределах одного урока скоростно-силовые упражнения выполняются, как правило, после упражнений по обучению двигательным действиям и развитию координационных способностей в первой половине основной части урока.
Дозирование нагрузки на уроке для развития обшей выносливости школьников
Выносливость — это способность к длительному выполнению какой-либо деятельности без снижения ее эффективности. Видов выносливости очень много, но в практике физического воспитания чаще пользуются понятиями общей и специальной выносливости.
Средствами развития общей выносливости детей школьного возраста являются аэробные упражнения типа бега с умеренной интенсивностью (50-60% от максимальной), ходьбы на лыжах и т. п.; подвижные игры, выполняемые со средней интенсивностью (ЧСС 130-150 уд./мин.) — «Ловишка», «Гуси-лебеди», «Лыжные рельсы», «Гонка мячей», «Догони свою пару», «Конники-спортсмены» и др.; комбинированные эстафеты с бегом, прыжками, катанием обручей и т. д.; преодоление полос препятствий, включающие хорошо изученные школьниками упражнения.
Дозирование нагрузки на уроке физической культуры для развития гибкости
Гибкость — это способность выполнять движения с большой амплитудой. Гибкость как свойство организма человека характеризуется подвижностью звеньев опорно-двигательного аппарата.
Младший школьный возраст является наиболее благоприятныпериодом развития гибкости у школьников. В этом возрасте используются преимущественно упражнения махового характера и движения, выполняемые с большой амплитудой и пружинисто. Возможно также увеличение размаха движения с помощью партнера.
Упражнения на гибкость должны выполняться ежедневно после разминки. Используется обычно 4-5 упражнений с 8-10 повторениями каждого из них.
Совершенствование координационных способностей школьников
Под координационными способностями понимаются способности человека к согласованию и соподчинению отдельных движений в единую, целостную двигательную деятельность.
К числу ведущих, базовых координационных способностей относятся:
- дифференцировочная способность как способность к достижению высокой точности и экономичности движений (способности к пространственной, временной и силовой дифференцировке мышечных усилий);
- реагирующая способность, характеризующая способности человека к быстрому началу целенаправленного движения;
- способность в сохранению равновесия, т. е. устойчивости положения тела;
- ориентационная способность как способность к определению положения тела в пространственно-временном поле;
- ритмическая способность, формирующая общую правильную последовательность движений с выраженными акцентированными моментами;
- способность к переключению движений соответственно заданной программе движений или ситуативным изменениям обстановки.
Младший школьный возраст является наиболее благоприятным для развития координационных способностей.
Несмотря на разнообразие координационных способностей и, соответственно, методик их совершенствования, имеются общие принципы координационной подготовки, к которым относятся:
- Использование тех или иных упражнений на ступени навыка овладения движением.
- Выполнение нескольких (минимум 3-4) упражнений для совершенствования отдельной координационной способности в течение одного занятия.
- Обеспечение широкой вариативности использования каждого из упражнений.
- Небольшое число повторений или времени выполнения координационных упражнений (не более трети от времени, необходимого на формирование навыков в этом движении).
Для совершенствования диффернировочной способности можно использовать следующие методические приемы:
- броски или удары в цель на различные расстояния;
- прыжки на заранее определенное расстояние, например, на 3/4 от максимально возможного;
- напрыгивания на предметы, находящиеся на различной высоте;
- выполнение упражнений с различной, заранее заданной скоростью;
- выполнение упражнений в условиях недостатка времени: на укороченной площадке, с несколькими мячами и т. п.;
- использование различных по тяжести предметов при выполнении упражнения;
- выполнение обычных упражнений в необычных условиях, например, на льду, на снегу и т. д.;
- использование различных по длине предметов;
- двустороннее выполнение упражнения, например, броски мяча левой и правой рукой и т. д.
Методические приемы, способствующие формированию ориентационной способности:
- выполнение упражнения с закрытыми глазами, например, ходьба к определенной точке;
- изменение начального или конечного положения при выполнении того или иного упражнения;
- изменение способа выполнения упражнения, например, темпа, ритма и т. д.;
- использование разнообразных подвижных и спортивных игр;
- выполнение упражнения в движении спиной вперед;
- решение двигательных задач в упражнениях с препятствиями.
Совершенствованию способности к сохранению равновесия способствуют следующие приемы:
- ходьба и бег по гимнастической скамейке с поворотами туловища, вращением головы;
- уменьшение площади опоры, например, ходьба по перевернутой гимнастической скамейке;
- ходьба и бег по обозначенной линии;
- прыжки с поворотом на определенный градус;
- разнообразные кувырки;
- прыжки через предметы;
- спрыгивание с предметов;
- введение неустойчивой опоры и т. д.
Для совершенствования способности к реагированию используются такие упражнения, как реагирование на различные сигналы из различных исходных положений; моментальное повторение демонстрируемых учителем или кем-либо из учеников движений; использование подвижных и спортивных игр и т. п.
В качестве средств для формирования чувства ритма у школьников можно использовать ритмическую ходьбу и бег, танцевальные упражнения, современные и национальные танцы, упражнения из художественной и ритмической гимнастики, подвижные игры.
При этом используются такие методические приемы:
- предварительное прохлопывание ритма движения перед его непосредственным выполнением;
- ритмическое сопровождение движения посредством различных звуковых сигналов (счет, стук, бубен и т. д.);
- использование различных ориентиров при формировании ритма движения (например, бег через мячи);
- сочетание хлопков и счета;
- музыкальное сопровождение тех или иных двигательных действий.