Что помогает существам прогрессировать в эволюции – заинтересованность.
Интерес – это эмоция, чувство, внимание, любопытство к объектам, в решимости узнавать, расширять свой кругозор.
Ребенок начинает познавать этот мир. Видит сначала вокруг цвета, образы, но не понимает их смысла. Потом появляется интерес все потрогать, попробовать на вкус. Именно любопытство, как и эмоциональное ощущение, помогает ему развиваться, узнавать все новые предметы.
По мере взросления у ребенка это чувство развивается, его кругозор расширяется. Любопытство приводит разум к развитию, пытливости, что делает личность уникальной. Также эта эмоция может привести к дурным наклонностям, от которых многие не могут отказаться.
Потребности
Так как человек не может обходиться без сна, воды, пищи, тепла, возникают потребности. Они побуждают к действию. Это внутреннее состояние психики, нехватки чего-либо. От этой необходимости формируется личность, индивидуальность. Существует два типа: осознаваемые – они становятся интересами; неосознанные – выявляются эмоционально.
Потребности влияют на состояние индивидуума, на его мышление. Насколько они удовлетворены, настолько личность чувствует себя счастливой. Надобность может быть настолько сильной, что пока человек не удовлетворит ее, он ни о чем другом думать не сможет. Например: чувство холода или жары. Пока не согреется или не спасется от зноя, он будет искать средство для достижения этих целей.
Уровень развития, условия жизни зависят от количества потребностей.
Чем обширнее кругозор, тем интересней и увлекательней становится жизнь. Именно осознанная потребность выявляет интерес.
Какие интересы у человека влияют на его восприятие внешнего мира
Достаточно часто встречается версия, будто социальные и личные интересы человека – это одно и то же. Человек – индивид, и социальная группа – социальная единица, выступающая одним объектом, которая преследует общие для всех цели. Но сопоставлять эти два понятия не является правильным. Личные интересы лежат в основе социальных интересов. Они формируют общую позицию и могут совпадать как полностью, так и частично. Каждый может поддаваться общим целям и интересам, а может остаться при своем мнении.
Социальные интересы могут охватывать разные сферы культуры и науки, но назвать их точными на 100% нельзя, ведь у каждого индивида сформировано свое понятие, отличающееся от общего мнения. Один субъект может испытывать больше интереса, чем другой, а такой факт является отличием между индивидами.
Сферы, в которых переплетаются личные и социальные интересы:
- Чтение. Образованные люди нередко любят читать. При этом у каждой личность есть свой любимый автор, свое произведение;
- Общение. Это скорее потребность, чем интерес, но с хорошим собеседником всегда есть о чем поговорить, и разговор может быть достаточно увлекательным;
- Спорт. Разные виды спорта объединяют людей, которые готовы поддержать любимую команду или самому стать участником любимой игры;
- Компьютерные игры. Наверное, одно из основных увлечений нашего времени. При этом можно играть одиночно или в команде – все зависит от индивидуальных пожеланий личности;
- Музыка. Разные направления и стили музыки дают возможность сделать выбор по душе.
В списке только малая часть тех сфер, которые могут объединять людей по интересам и, в то же время, являться причиной их разногласий. Поэтому сопоставлять индивидуальные и социальные интересы не есть правильным.
Общие интересы
Закономерные связи, между заинтересованностями в области жизнедеятельности и определение их в месте общей системы по характеру людей, классифицируют интересы.
- Личные – состоят в развитии, в удовлетворении своих пожеланий, своих нужд.
- Общественные – объединение людей с общими целями, для поддержания общества, традиций, культуры и их развития.
- Государственные – политическая система. Защита территории страны, народа, экономическая и социальная стабильность, защита законов, правопорядка, развитие государства, международные отношения с другими странами.
Преобразование увлечений отдельных субъектов с интересами общества и государства – это основа жизнедеятельности.
Этот фактор движет в развитии страны и ее жителей.
Хватит болтать, начни слушать
Говорить легко. Любой может это сделать. Слушать? Это тяжело. Большинство людей слышат разговор, но мало кто действительно слушает.
По опыту Джона, это особенно верно в условиях высокого давления: люди нервничают, и эти нервы заставляют их говорить. В результате обычно получается куча пустых, бессмысленных разговоров, которые никому ничего не дали.
Слушание – это навык, который многие из нас считают само собой разумеющимся. В результате мало кто делает это хорошо.
Джон считает, что больше всего активному слушанию мешают эти три вещи:
- Предубеждения: когда вы предполагаете, что человек ничего интересного не скажет, ваш мозг отключается.
- Отвлекающие факторы. Если у вас есть что-то еще на уме, будет ясно, что вы не полностью присутствуете в разговоре.
- Обдумывание своих слов: слишком часто люди настолько поглощены репетицией того, что они собираются сказать дальше, что они не могут по-настоящему слушать.
Это вредные привычки, которые необходимо преодолеть, прежде чем вы сможете полностью заниматься активным слушанием. Самый простой способ избавиться от них – регулярно спрашивать себя в разговорах: «Действительно ли я слушаю этого человека?».
Интерес человека
Эти эмоции бывают устойчивые и неустойчивые. Устойчивые – сохраняются надолго. Они говорят о преодолении препятствий, трудностей целедостижения, для свершения своего интереса. Неустойчивые, когда заинтересованность пропадает или пугают сложности.
Также эти чувства делятся на пассивные и активные. Когда мимо человека промелькнет интересное событие, которое на него никак не повлияет или, он созерцает картины, читает книги и смотрит фильмы, при этом действий принимать никаких не надо – это пассивный интерес. При активном – наоборот, действие играет значимую роль. Может также послужить толчком к развитию способностей и навыков.
Резюме
Недостаточно просто познакомиться с человеком, чтобы завтра он стал вашим бизнес-партнером или надежным другом. Нужно вызвать к себе интерес. Джон Чайна извлек эти правила из собственного опыта:
- Проявляйте искренний интерес к собеседнику.
- Задавайте ему уточняющие вопросы, после того как он ответил на основной.
- Не уклоняйтесь от трудных разговоров.
- Сформируйте свою точку зрения по важным вопросам и не бойтесь ее выражать.
- Развивайтесь сами и выделяйте время для самообразования.
- Учитесь активно слушать.
Выполняйте советы Джона Чайны – это поможет удивить даже самых бывалых людей.
А как еще можно вызвать интерес у собеседника? Делитесь своим опытом в комментариях!
Советуем также прочитать:
- Сторителлинг
- Навыки продаж
- Советы писателям от писателей
- Вопросы, позволяющие узнать человека лучше
- Способы развития харизмы
- Стратегия силы Элдреда
- Вопросы Редьярда Киплинга
- Зачем человеку отношения: ответы психологов
- 3 экологичных способа получить от человека то, что вам нужно
- Как быть интересным
- 6 эффективных техник коммуникации
Ключевые слова:1Коммуникации
Виды
- Материальный – достижение и удовлетворение желаний. А также потребностей для личных целей, лучшей жизни, с помощью материальных ценностей: найти хорошо оплачиваемую работу, купить одежду, квартиру, дом, путешествия, развлечения…
- Духовный – личностный рост, за счет самообразования, самопознания. Выявление и развитие своего потенциала и талантов: в музыке, в авторстве, в духовном развитии, в науке, живописи…
- Личный – индивидуальные желания, потребности, в которых заинтересован сам человек. Это вкус, одежда, стиль, хобби…
- Социально общественный – обобщенность и внимание к деятельности группы людей, страны, нации… Проявляется в политике, образовательных учреждениях, экологии, экономики…
- Непосредственный – целенаправленное стремление к достижению результата. Человека увлекает процесс деятельности, он полностью им поглощен. Например: научиться танцевать или рисовать для себя, а не для выступлений и выставки. Получить образование в целях развития, а не для диплома…
- Опосредованный – инертное достижение ради самого результата. Получение образования ради диплома. Купить вещь ненужную ради престижа. Выбрать профессию неинтересную, но приносящую доход…
Сущность понятия «интерес» в психолого-педагогической литературестатья
Интересы различаются по устойчивости, широте, влиянию на разную деятельность. В этом взаимодействуют интеллектуальные, эмоциональные, нравственные и волевые человеческие проявления.
Обратимся к раскрытию основных понятий исследования. В научной литературе понятие «интерес» толкуется по-разному: интерес является выборочной направленностью личности на ту или иную деятельность; проявлением эмоциональной и мыслительной активности; отношением человека к миру. Таким образом, интерес характеризуется многогранностью своего содержания, форм проявления и роли для становления и жизнедеятельности личности.
Интерес – это избирательное отношение личности к объекту в силу его жизненного значения и эмоциональной привлекательности.
Интересы возникают на основе потребностей. Потребность выражает необходимость, интерес выражает приязнь, предрасположенность к какой-то деятельности. Утвердившийся интерес может стать потребностью (интерес к театру может стать потребностью: посещение спектаклей, желание заняться сценической деятельностью).
В конечном итоге интересы формируются другими людьми, коллективом, обществом, общественной психологией.
Следовательно, интересы людей имеют общественно-историческое происхождение (от уровня развития производства, духовной культуры общества, развития социальных отношений).
Интересы различают по содержанию и направленности.
Виды интересов:
1. Материальный – проявляется в стремлении к удобствам, гастрономическим изделиям, к одежде и т.п.
2. Духовный – характеризует высокий уровень развития личности. Это познавательные интересы к математике, физике, химии, биологии, литературе, музыке, живописи, театру.
3. Специальный общественный – интерес к общественной работе, к организационной деятельности.
4. Непосредственный – интерес к самому процессу деятельности: процессу познания, труда, творчества.
5. Опосредованный интерес – интерес к результатам деятельности: к приобретению профессии, определённому служебному и общественному положению.
По уровню деятельности различают:
а) пассивные интересы – это созерцательные интересы, при которых человек ограничивается восприятием интересующего объекта: любит слушать оперу, наслаждаться картинами, но не проявляет активности, чтобы глубже познать объект, заняться творчеством в интересующей области.
б) активный интерес – действительный интерес, человек действует, овладевая объектом интереса. Активный интерес – один из побудителей развития личности, формирования знаний и навыков, способностей и характера.
Значительная часть научных разработок по обозначенной проблеме посвящена изучению вопроса формирования познавательных интересов как основы для получения знаний.
Полагаем, что понятие «познавательный интерес», следует употреблять в значении интереса к овладению любой новой информации, в том числе к учебе. Потеря же познавательного интереса приводит, как известно, не только к внутреннему опустошению, но и к психическим нарушениям личности в целом, поэтому создание определенных условий для активизации и развития познавательных интересов личности воплощает, прежде всего, гуманистическую идею.
Выдающийся педагог-классик К.Д.Ушинский в своих трудах рассматривал интерес как средство успешного обучения.
В свою очередь С. Шацкий отмечал, что для ребенка важно с интересом приобретать знания. Это мнение разделяем и мы, отмечая, что принципиально важным является присутствие познавательных интересов как признака готовности ребенка к школьному обучению.
По мнению Н. Бибик, задача педагога состоит в том, чтобы сформировать у детей познавательный интерес как ведущий мотив учебной деятельности, которой необходимо поддерживать в режиме доминирования над второстепенными мотивами (долг, достижения, престиж и т.д.), так как он имеет ряд преимуществ перед ними, который проявляется в ситуациях, когда ребенок стремится совершенствовать свою познавательную деятельность.
Согласно концепции исследовательницы, познавательный интерес шести – семилетних детей характеризуется следующими признаками: широта, глубина, действенность и устойчивость.
Под широтой познавательного интереса, по мнению ученой, следует понимать «предметную направленность детской любознательности, наличие представлений о предметах, явлениях окружающей действительности их предметное направление, выбор учебных предметов, отдельных видов деятельности.
Глубина проявляется характером познавательного отношения к окружающему миру.
Действенность и устойчивость характеризует активность детей в проявлении любознательности, предпочтение познавательной деятельности от других видов.
Познавательный интерес — сложное отношение личности к предметам и явлениям окружающего мира. Это проявление положительного, эмоционально окрашенного отношения к объекту или явлению, вызывающее стремление личности в познании окружающего мира. Он обоснован внутренними и внешними причинами, качествами и особенностями того, что воспринимается.
Интерес личности как отношение и как мотив оказывает воздействие не только на развитие мышления, памяти, воображения, но и на другие стороны сознания человека, прежде всего, нравственные. Это воздействие проявляется в воспитании морально-волевых черт, в развитии целостности каждой личности.
Основное свойство интереса — способность воздействовать на интегративно-психологические качества личности: мировоззрение, убеждение, выбор цели и средств любой деятельности. Через это свойство определяется ценность познавательного интереса, его способность влиять на социально-личностное развитие.
Важнейшим показателем наличия и уровня познавательного интереса является нравственно мотивируемая им деятельность. З.В. Денисова обозначает две группы причин возникновения такого познавательного интереса: внешние и внутренние.
Внешние события по отношению к личности – это все новое, неожиданное, неизведанное, проблематичное, что ставит задачу и требует работу мысли: «заражение» чужими интересами близких и знакомых, «навязывание» интереса другими людьми.
Выделяются следующие уровни в развитии познавательного интереса:
- высокий уровень познавательного интереса характеризуется длительной, самостоятельной, частично-поисковой сложной креативной деятельностью;
- средний уровень познавательного интереса характеризуется освоенной, алгоритмизированной (манипуляционной), более длительной деятельностью;
- низкий уровень характеризуется внешне привлекательной, простой, кратковременной деятельностью узнавания и воспроизведения.
Познавательный интерес способствует более свободному приобщению личности к общественным ценностям и носит избирательный характер. Его содержание связано с тем, в чем личность испытывает нужду, потребность, что для самой личности всегда имеет особое значение, и «особый жизненный смысл».
Известен широкий круг исследований, в которых ученые пытались определить структурные компоненты познавательного интереса, выделяя различные его составляющие. За основу принимались эмоциональные проявления, вплетенные в познавательный интерес: эмоции удивления, чувство ожидания нового, чувство интеллектуальной радости, чувство успеха. Г.И. Щукина выделила три формы познавательного интереса:
- ситуативный (эпизодическое переживание);
- устойчивый активный интерес (эмоционально-познавательное отношение к предмету, объекту или определенной деятельности);
- личностный (направленность личности).
Классификация А.К. Марковой включает в себя не только уровни развития познавательного интереса детей, например по таким показателям как активность и самостоятельность, степень обращенности к изучаемому объекту, связь с эмоциональной стороной, но и детализирует эти уровни развития познавательного интереса по его направленности на отдельные компоненты учебной деятельности. А также выделяет качественные и динамические характеристики интереса. Несмотря на то, что ее классификация выстраивалась на материале работы с учащимися школы, некоторые показатели имеют для нас определенное значение применительно к дошкольному возрасту.
В исследованиях (Н.А. Бойченко, Л.Ф. Захаревич, Н.К. Постниковой и других) были определены этапы развития устойчивого интереса у дошкольников к познавательной деятельности (на основе развития у детей знаний о предметах и явлениях окружающего мира). Авторы выявили, что эти этапы заключаются в следующем: возникновение эпизодических и кратковременных интересов, основанных на восприятии детьми яркого в предметах и явлениях. Затем расширение познавательных интересов за счет увеличения внимания детей к наибольшему количеству внешних признаков, единичных фактов. Далее углубление познавательных интересов в результате стремления детей к обучению и систематизации фактов, явлений, к проникновению вглубь их содержания и установлению причинных связей. И, наконец, устойчивое проявление интереса в познавательной деятельности.
Список литературы
- Баранова Э.А. Диагностика познавательного интереса у младших школьников и дошкольников. СПб., 2005. — С. 12.
- Бибик Н. М. Формирование познавательных интересов младших школьников: монография / Бибик Н. М. — К. : Лебедь, 1998.-199с.
- Денисова З.В. Механизмы эмоционального поведения ребенка [Текст] / З.В. Денисова. – Л.: Изд – во Ленингр. Ун-та., 1978. – 142 с.
- Евдокимова Е. С. Проект как мотивация к познанию / Е. Евдокимова // Дошкольное воспитание. — 2003. — N 3. — С.20-24 Теоретическая статья о методе проектов в ДОУ.
- Захаревич Л.Ф. Особенности возникновения и развития познавательного интереса к сезонным изменениям в жизни растений у детей среднего и старшего дошкольного возраста: автореф. дис. … канд. пед. наук. М., 1970. С. 21.
- Маркова А.К. Формирование интересов и мотивов учебной деятельности. М., 1990.- 96 с.
- Березина Юлия Юрьевна Критерии развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста // Теория и практика общественного развития . 2013. №8. С.192-195.
- Вавилова И. Н. Психологические механизмы познавательного интереса // актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук . 2012. №11. с.296-299.
Склонности и наклонности
Между этими понятиями много схожего и различного.
Склонный к чему-либо индивид, может не проявлять заинтересованность к действию. Например: склонность проявляется к математике, а человек любит читать. Ему увлекательнее познавать мир литературы, чем решать задачи.
Склонность также может выявить способности, определить дальнейшую деятельность и судьбу субъекта. Раскрыть его таланты, потенциал. Направление кругозора, также определяется влечением к предмету увлечения.
Если склонность – это способность, то наклонности – это тяга к чему-то с пристрастием. Выявляются в виде дурных наклонностей: тяга к убийству, алкоголизм, наркомания. Есть теория, что наклонности проявляются из-за психических травм. С рождением на генетическом уровне.
Семья
Создание семьи – это ответственный шаг, на который люди решаются по обоюдному согласию, по совместному решению стать друг для друга опорой и защитой. Между тем, в обществе бытует мнение, что каждый гражданин обязан иметь семью. На самом деле человек должен стремиться к этому только тогда, когда внутренне готов к каждодневному служению во имя другого человека, пусть и самого близкого на Земле. Нельзя выходить замуж или жениться, не осознав тех обязательств, которые все равно придется на себя взять. В браке нужно постоянно бескорыстно отдавать, поэтому было бы неплохо сначала научиться заботиться о других.
Вопрос, который вызывает многочисленные споры: является ли семьей человека та, откуда он вышел родом? Ведь даже в Библии, величайшей из книг, написано, что «всякий оставит отца и мать» во имя собственного будущего. Однако это не значит, что родителей нужно забывать. Все же у детей существуют обязательства перед самыми дорогими людьми, которые их вырастили. Только научившись жить самостоятельно, став самодостаточным, можно в полной мере им помогать.
Как развить интерес
Важно, чтобы интерес не ослабевал, иначе это приведет к неудовлетворенности жизнью и депрессиям. Надо держать его в тонусе, развивать. Чувство увлеченности главное в развитии этой эмоции.
- Вспомните чувство радости, удовлетворения, когда вы увлеченно занимались каким-то делом. Не замечали, как проходит время за любимым занятием. Вас не интересовали люди, отвлекающие факторы, вы создавали и творили.
- Даже незначительное пристрастие имеет значение. Любое неудовлетворенное желание приведет к психологическим последствиям. Лучше пропустить через себя разные увлечения, чтобы найти свой интерес.
- Скуку, уныние, безделье надо избегать. Если вы ничем не интересуетесь, погуляйте по свежему воздуху, прислушайтесь к себе – ваше подсознание и тело подскажут ответ на вопрос. Доверяйте себе, а также своей интуиции.
- Научитесь все доводить до конца. Это должно стать правилом, которое передадите своим детям. Так как первое увлечение идеей, если не довести ее до конца, не даст результата, а процесс, сам по себе, превратится в приключение.
- Способности надо развивать, так как все строится не только на эмоциях, но также на умении. Работа над собой выявит у вас способности, а уже в ваших руках их развить. Если есть желание достигнуть результата, не надо терять увлеченность.
- Встречайтесь, общайтесь с людьми, смотрите по сторонам. Удивляйтесь и увлекайтесь. Вокруг много различных идей, эмоций, впитывайте их.
Роль социальных интересов личности в ее жизни
Социальный интерес может стать причиной побуждения активизации деятельности субъекта. После включения личности в отношения между обществом, она становится частью социальной группы. На социальный интерес влияют следующие условия:
Феномен социального интереса заключается в способности субъекта разделять чувства социальной группы и умении идентифицировать себя как ее часть. Эта социальная группа не ограничивается близкими людьми, а носит более глобальный характер. Социальный интерес зарождается еще с младенчества в период общения ребенка с родителями и продолжает формироваться на протяжении всей жизни.
Социальный интерес проявляется в готовности индивида сотрудничать с людьми при разных условиях, даже не очень благоприятных, старании личности давать окружающим больше, чем требовать в ответ, готовности его сопереживать и принимать чужой опыт. По теории А. Адлера главная задача каждого из людей быть частью социума. И если особа способна к сотрудничеству, ее по жизни будут сопровождать дружба, любовь, понимание, доверие.
Социальные интересы строятся на сопоставлении интересов одной социальной группы против интересов другой. Таким образом, кроме сотрудничества к формам взаимосвязи интересов между социальными группами можно отнести соперничество.
Но есть социальные интересы, которые поддерживаются во всем мире и объединяют народы, в перечень входят интерес сохранности жизни на Земле, цивилизации и культуры.
Стремление вырастить здоровых и счастливых детей
Желание продолжить род, увидеть, как растут дети, внуки, многие из нас считают едва ли не самым главным делом в жизни. Именно поэтому оно часто заслоняет собой другие ценности, жизненные интересы человека.
Некоторые люди зачастую готовы пожертвовать собой: карьерой, личными амбициями, даже счастливым браком для того, чтобы иметь возможность постоянно находиться рядом с детьми, родственниками, всячески их поддерживать. Материальный интерес представляется таким людям слишком мелочным, чтобы они обращали на него внимание.
Самореализация
Это сложное понятие каждый из нас для себя определяет по-разному. Основные потребности человека были бы неполными без желания выразить в полной мере свою индивидуальность, раскрыться как личность. По сути, интерес к достижению любых высоких целей всегда связан с желанием остаться в веках, обрести бессмертие.
Профессиональная деятельность здесь ни при чем. Да, нередко случается, что здоровый, одаренный какими-либо способностями человек стремится к карьерному росту, хорошей должности, но это часто не имеет никакого отношения к самореализации. Идеальный вариант, когда у человека совпадают личные стремления души с тем, чем он занимается в жизни. Если его мечта – конкретная должность, то это весьма положительно.
Принадлежность к группе людей
Желание работать в коллективе, достичь признания своего труда, чувствовать, что ты нужен, полезен – это истинная потребность большинства современных людей. Тот, кто привык работать на себя, часто считает, что людям нужно только достичь финансовой независимости, чтобы почувствовать себя счастливым, однако это не совсем так. Потребность в поощрении со стороны окружающих, возможность быть в коллективе является весьма значительной.
Замечено, что в окружении людей проще преодолевать трудности, нежели одному, так человек чувствует себя более уверенно.