Романтик — кто это? Откуда появилось слово и что оно означает


Романтик — это человек, который когда-то очень давно разочаровался в действительности и решил привнести в нее для себя и людей его окружающих немного другие правила. Романтик живет чувствами, прислушивается к себе, стремится разгадать тайну человеческого бытия, обращаясь при этом к природе. Романтик, отвергая окружающее, создает свой особый, более реальный и прекрасный мир. Этим миром романтик пытается поделиться, преподнося избранным, прошедшим собственноручно выбранные, исключительные для одного конкретного романтика, критерии. И если столь дорогостоящий мир, который романтик буквально навязывает, человек, проявляя свободу выбора, отвергает, для надрывной души романтика наступает период бури, от которой он одновременно и страдает, и получает наслаждение, буквально окунаясь в интенсивные эмоции и чувства.

Когда поищем в словаре значение слова романтик, обнаружим, что, романтик — это человек, который проникнут романтическими, высокими чувствами, склонен к романтизму и является его последователем.

Теперь разберемся с понятием романтизма. Вернемся во времена в Германию на рубеже 18-19 вв., когда сформировалось направление в искусстве, называющее себя на французский лад «romantisme». Это французское слово появилось из испанского «romance» благодаря тому, что так назывались средневековые испанские песни – романсы, затем так стали называть и рыцарские романы. Англичане, почитывая книги, характеризовали их как «romantic», а уже в 18 в. французы под своим «romantique» понимали что-то «живописное», «фантастическое», «странное».

Пик течения романтизма пришелся на начало 19 в., когда особенно рьяно человечество провозглашало отказ от ограничивающих правил классики, от ее четкости, ясности и простоты. Тогда как хотелось тайны, свободы, движения, порывов чувств далеко за грань дозволенного монументальной, тяжелой классики.

Толковые словари

Сначала, давайте окунемся в книжный мир. Как же объясняет толковый словарь слово «романтик»? К примеру, словарь Ефремовой говорит, что романтик – это приверженец направления — романтизма. Словарь Фасмера переводит с французского: романтик — это человек, который идеализирует мир и окружающих его людей.

Под редакций Кузнецова вышел большой русский толковый словарь. Слово «романтик» в нем имеет несколько значений. Первое — представитель романтизма, направления популярного у поэтов и писателей прошлых столетий. Второе – человек, для которого весь мир идеален, все люди прекрасны. В-третьих, романтик здесь — это человек романтичного настроения, который очень эмоционально относится к чему-либо. В эту категорию подпадают люди различных профессий: моряки, геологи, музыканты, путешественники и т. д.

девушка романтичная

Как воспитать в себе романтика?

Любовь – смысл жизни романтика и первостепенная цель. Для него большую роль играет присутствие в жизни своей половинки. Он старается найти подход к объекту своей симпатии, учесть привычки, особенности характера, вкусы. Это является сильной чертой романтической натуры.
Именно к достижению этих характеристик следует стремиться, чтобы воспитать в себе романтика в лучшем смысле этого слова.

Чтобы стать романтиком, необходимо следующее:

  1. Научиться проявлять внимание к своей половинке
    . Для этого важно наблюдать за теми знаками внимания, которыми окружает вас партнер. Аналогичный эмоциональный отклик способен порадовать.
  2. Демонстрируйте свои чувства не словами, а действиями
    . Например, в конце утомительного рабочего дня можно подать вкусный ужин, а в качестве романтического приема использовать сервировку и небольшие аксессуары – цветы, свечи.
  3. Старайтесь дарить свое время дорогому человеку
    . Планируйте прогулки, поход в кино или небольшое совместное путешествие. Чаще всего ради этого придется поступиться своими планами. Но такая щедрая жертва будет вознаграждена.
  4. Поддерживайте свою половинку комплиментами
    , развивайте чувство уверенности поощрительными знаками внимания.
  5. Создайте ваш собственный язык любви.
    Присмотритесь, какие жесты вызывают у вашей половинки позитивный эмоциональный отклик (поглаживания, стремление держаться за руки) и старайтесь использовать их почаще.

Быть романтиком – это не просто быть дарителем цветов и конфет. Оптимистичный взгляд на обыденные вещи, умение находит положительные моменты в любой ситуации, сильный характер и способность не пасовать перед трудностями – таким является на самом деле романтик.
И пусть он живет в своем альтернативном мире, это искренняя и эмоционально открытая личность. Он не боится собственных слабостей, не стесняется своих эмоций – настоящий до мельчайшего жеста.

Основные симптомы

Как говорят историки, романтичные люди жили с давних пор. Романтик – кто это? По их мнению, это человек, который не замечает некоторых жизненных неудобств и не участвует в бурных мировых перипетиях. Основными симптомами романтизма принято считать веру в лучшее и чрезмерную мечтательность.

Но если бы не было на свете таких вот романтиков-мечтателей, то откуда бы появились чудеснейшие произведения мирового искусства: картины, стихотворные строки, трогающие до слез, «Алые паруса» Грина? Многие произведения, особенно стихи и поэмы, на вопрос: «Романтик — кто это?» — однозначно ответят, что это человек, который верит в любовь, несмотря ни на что. Именно романтика и любовь идут рука об руку, как издавна считали философы, поэты и композиторы. Именно эти два понятия «сворачивали» годы и делили людей счастливыми.

Переизбыток любви 4

Многие убеждены в том, что романтики много не бывает. Однако те, кто знает что такое романтика на самом деле, могут выразить свои сомнения насчет этого утверждения. Ведь как и везде человеку необходима мера, граница, которую не следует пересекать. И если ваше добродушие и романтичность становятся серьезной проблемой для нормальной жизни, то рекомендуется сбавить обороты и хотя бы на время вернуться с небес на землю.

что такое романтика для женщин и мужчин

Любая романтика – это умение видеть прекрасное и любить эти моменты каждую минуту. Однако если не замечать очевидных проблем, то в скором времени вы можете обнаружить, что ничего не добились в иллюзорной погоне за мечтой. И тогда все, что у вас останется – это сплошное сожаление о том, чего вы не сделали, и что не следовало делать. А сожаление никак не способствует хорошему настроению. Поэтому соблюдайте золотую середину, будьте романтичными в меру и тогда на всех жизненных фронтах вас ждет неизменный успех!

С точки зрения психологии

Если задать подобный вопрос психологам, то у них тоже имеется развернутое понятие слова «романтик». Кто это? Это человек, который большую часть времени «живет в себе». Он стремится постичь именно себя, оценить свои чувства и отношение к окружающему миру. Романтики стремятся разгадать тайны мироздания, поведения людей и построить свой фантастичный, прекрасный мир.

толковый словарь слово романтик

Причем каждый романтик-мечтатель стремится поделиться своим видением мира с окружающими. Они не закрываются в себе, фантазируя об идеале. Они ищут этот идеал, найдя, доказывают ему, как хорош мир вокруг.

Если вы думали, что большинство романтиков замкнуты в себе и на своем фантазийном идеальном мире, то вы ошибаетесь. Многие психологи однозначно скажут, что он ярый бунтарь, который всегда придерживается своего мировоззрения и не желает отступать от собственного видения жизни ни при каких обстоятельствах.

Романтиков буквально раздражает однотипность мышления, они не могут понять, как можно надевать каждый день одну и ту же одежду на работу или, приходя с нее, ложиться на диван у телевизора. Ведь на свете очень много прекрасных и еще неизведанных каждой отдельной личностью вещей.

Романтичная натура всегда готова взвалить на себя все обязанности, скажем, по подготовке вечера с любимым человеком или поездке за город. Причем сделает такой человек это неординарно мысля, выискивая новые развлечения, новые занятия и интересные места. Такая натура сделает все, чтобы окружающие люди хоть на миг окунулись в идеальный мир и поняли, что его можно создавать и наяву.

Признаки романтичной натуры

Для каждого романтика присущ ряд признаков, по которым можно выделить его из общей массы:

  • Идеализирует мир
    . Романтик окрылен своим внутренним состоянием, которое позволяет ему оптимистично воспринимать все происходящее вокруг. Он приукрашивает в позитивные тона людей, события и приключения, в которых имел честь поучаствовать. Носит розовые очки и искренне удивляется заявлениям реалистов, пытающихся открыть романтику глаза на действительность.
  • Не практичен в быту
    . Романтично настроенный человек не стремится к комфортным условиям. Поговорка с любимым – рай в шалаше, это, как раз о романтиках и для романтиков. Им не свойственно откладывать деньги, оформлять ипотеку или платить кредит за автомобиль. Романтик живет здесь и сейчас, одним днем, одним мгновением.
  • Влюбчивый
    . Романтик не стремится рано связать себя брачными узами, в его понимании стабильность и постоянство – это клетка. Он, скорее герой любовник, который способен легко начинать и также легко заканчивать отношения. При этом он искренне любит и ощущает ответственность за свою половинку. Встретив ту единственную, романтик в отношениях проявляет свои лучшие качества. Он учитывает пожелания своей половинки, старается без повода удивлять приятными сюрпризами, дарить подарки. Возможно, это единственная причина, по которой он обуздает свои принципы и займется обеспечением финансового достатка.
  • Не видит препятствий и трудностей
    . Для него шторм – это шанс испытать свои силы, а не бедствие, которого надо опасаться. Свидание под дождем – лирическая нотка в отношениях, а задумываться над последствиями (простуда, переохлаждение) не в их правилах.
  • Жертвенность
    . Только романтик способен взвалить на свои плечи все грехи тысячелетней истории человечества и расплачиваться за них всю свою жизнь, только ради того, чтобы опровергнуть отсутствие цели в своей повседневности.
  • Бунтарство
    . Готов плыть против течения ради удовлетворения собственных амбиций.

Кто такие циники?

Временный

Всех романтиков, пожалуй, можно разделить на две большие группы. К первой относятся временные романтики, которые идеализируют либо конкретного человека, либо какую-то ситуацию (свою работу, семью и т. д.). Если после выстраивания определенных безупречных образов и столкновения с реальной действительностью их идеальный мир рушится, то они возвращаются к обычной жизни, лишенной прежней романтики.

романтичная натура

Изм

Романтизм стал первым измом в культуре, которая решила описать саму себя. Сам суффикс «-изм» существовал много раньше, применялся в медицине, политике, риторике, но в романтическую эпоху его впервые использовали для наименования новой формы творчества и жизнеощущения. Впоследствии это стало обычной практикой: нам кажется само собой разумеющимся, что новые художе­ственные направления именуются реализм, символизм, концеп­туа­лизм, а некоторые такие названия — классицизм, сентиментализм — даже ретроспективно даются историками литературы и искусства. Класси­цисты и сентименталисты XVII–XVIII веков не знали, что когда-то их так назовут, а романтики впервые сами приняли это имя, сделали его своим самоназванием и даже стали подыскивать ему историческую традицию — находить роман­тику в старинной, прежде всего средневековой, культуре.

Назваться измом — это учредительный акт. Это значило не только отме­же­ваться от других художественных школ и направлений, но и заявить о необра­тимых изменениях в культуре, где с необходимостью возникают небывалые формы и каждая из них скрывает в себе некий общий концепт, неизвестный в прошлом и обозначаемый таким суффиксом. Новое имя — новый способ мыслить и творить, принципиально новая точка зрения на мир.

Все измы XIX века

Течения в живописи от классицизма до постимпрессионизма

Мужчина-романтик

Чаще всего слово «романтик» ассоциируется с мужчинами. Девушка романтичная, с лентой в волосах и томным взором осталась где-то на рубеже веков. Ее сменили современные деловые леди, которым просто некогда проникаться чувством прекрасного и строить розовые замки. Но несмотря на эмансипированность современных леди, практически все они хотят, чтобы рядом с ними был романтичный мужчина. Парадокс? Нет, подтвержденный тестами и опросами факт.

Мужчина-романтик – кто это? Как его отыскать среди миллионов деловых костюмов, спешащих каждый день в свои офисы? Какие качества заключены в мужчине, которого смело женщины называют романтичным?

Во-первых, это интеллект и хорошее образование. Не может необразованный невежда превратить обычную прогулку в парке в увлекательное путешествие. Не сможет человек без развитого интеллекта описать яркие краски своего придуманного идеального мира.

Во-вторых, покорение упрямого женского сердца просто невозможно без проявления фантазии. Написать пламенное сообщение для любимой на асфальте мелом или спуститься с крыши по веревочной лестнице, чтобы вручить в окно букет ромашек. Для всех этих романтичных проявлений необходима богатая фантазия, позволяющая удивлять и шокировать.

романтик мечтатель

В-третьих, романтичный мужчина — это всегда положительные эмоции, которыми он подпитывает в негативные моменты свою возлюбленную. Это огромная доза позитива и радости, которой мужчина делится со своей второй половинкой.

Многие женщины думают, что мужчина-романтик – это временное явление, которое быстро надоедает. На самом деле цветы и романтичные признания в любви не надоедают никогда. А мудрое, образованное, нежное, эмоционально-позитивное, с твердыми убеждениями в жизни, мужское плечо еще никому не вредило.

Слабые стороны романтической натуры

Каждая женщина мечтает о сильном, уверенном мужчине, способном уберечь ее от проблем и раскрасить жизнь яркими красками. Каждый мужчина мечтает встретить чуткую, понимающую, заботливую и сексапильную женщину. Именно такой образ романтика рисуют они для своих партнеров, забывая о том, что каждая романтично настроенная натура желает полной взаимности на каждый свой шаг. Это существенный недостаток всех романтиков.
Они склонны излишне драматизировать, не получив желаемого результата. Чтобы построить прочные и надежные отношения потребуется масса компромиссов и самовоспитание.

Другим серьезным недостатком каждого романтика является культ собственной личности. Из-за чего романтичная натура часто демонстрирует не лучшие стороны своего характера. Если покажется, что начальник не достойно оценил работу, романтик легко уволится. Столь капризная личность со временем рискует остаться без работы и без любви.

Чтобы устроить свою жизнь лучшим образом, стоит опираться на сильную сторону своего характера и темперамента, воспитать себя, не изменяя себе.

Ассертивность в Психологии — Что Это?

Греза


Сон разума рождает чудовищ. Офорт Франсиско Гойи. Около 1799 года Nelson-Atkins Museum of Art
В классической культуре сны и видения занимали важное, но ограниченное место: они выполняли риторическую функцию — например, служили проро­чеством о будущем, в них персонаж-сновидец выходил за пределы своего жизненного горизонта и смыкался с всеведущим автором-богом. Романтики придали грезе мировоззренческое измерение: через опыт (сно)видения человек вступает в контакт с «мировой душой», со скрытым миром духовных сил, которые не сводятся к образам традиционной религии. Во сне мы постигаем, припоминаем забытый в обычной жизни язык, восходящий к легендарному языку Адама, который еще до Вавилонского смешения языков адекватно и однозначно соотносился с реальностью. «Сон — это другая жизнь» (Нерваль): развитием такого принципа стали в дальнейшем фрейдовский психоанализ сновидений и сюрреалистический метод автоматического, то есть бессозна­тельного письма.

В литературе и искусстве романтизм создал фигуру мечтателя, выглядящего нелепо и отчужденно в практической жизни, но причастного мировым тайнам. Его меланхолию перестали считать простой душевной болезнью, в ней обнару­жилось мистическое познавательное начало. Причиной меланхолической грезы (например, у Шатобриана или Жуковского) могла быть конкретная утрата или разлука, но романтический спиритуализм расширял их до мировой скорби. В сюжетной прозе сновидческий опыт часто служил мотивировкой фантастики, обозначая соприкосновение двух онтологически несовместимых миров.

Как сон разума стал рождать чудовищ

Переизобретение Гойей уютного жанра каприччо

Идеал

Романтики — люди трансцендентности, потусторонности, прорыва. Сознавая, что мир находится в движении, они чувствуют себя неуютно и ненадежно в стабилизированном «здесь и теперь» и предвкушают нечто иное, лежащее по ту сторону налично данного — как мистический «голубой цветок», увиден­ный во сне героем Новалиса. Их девизом стал рефрен из песни гетевской Миньоны: «Dahin, dahin» — стремление в неопределенное, запредельное «туда», которое можно понимать как христианский иной мир (отсюда их религиозные искания и «обращения»), как утопическое будущее, как влекущая чуждость других культур, как прорывы в бесконечное, доставляемые искусствами (особенно музыкой). Эстетика XVIII века (Бёрк и Кант) дала романтикам идею возвышенного, не представимого в образном воплощении, а философия XIX века, прежде всего Гегель, — диалектическую модель мышления, где абсолютный дух, изначально чуждый наличной действительности, не пребы­вает неподвижно, но развивается и в своем развитии порождает новые формы этой действительности.

Коринна на мысе Мизен. Картина Франсуа Жерара. 1819–1821 годыMusée des Beaux-Arts, Lyon
В воображении романтиков какая-то из таких форм может совпасть с абсолютом — стать воплощенным идеалом. Таковы фигуры некоторых романтических героев — энтузиастических, нередко жертвенных мужчин и женщин (Коринна и Дельфина в романах Жермены де Сталь, «Татьяны милый идеал» у Пушкина), обретающих одинокое совершенство благодаря напряженной работе духа. Такие фигуры функционально отличны от идеаль­ных персонажей в литературе и искусстве классицизма: они вводятся в произведение не как резонеры, комментирующие несовершенную жизнь своего окружения, и не как моральные образцы для подражания, а как цель, к которой устремляются усилия читательского понимания. Достигнуть идеала — то же самое, что усилием духа постигнуть его в лице другого человека.

Гений

Слово «гений», этимологически объединившее в себе значения двух латинских слов — genius («дух», «сверхъестественное существо») и ingenium («ум», «изо­бре­тательность»; отсюда же слово «инженер»), — в романтическую эпоху стали широко использовать для обозначения талантливого человека. Образцы гениев, вершащих великие дела и воплощающих дух своего народа или своей эпохи, романтики находили прежде всего в истории религии и культуры («Герои, почитание героев и героическое в истории» Карлейля, «Вильям Шекспир» Гюго). Гениями могли считать и великих завоевателей, таких как Наполеон, который вызывал восхищение даже во враждебных ему странах (Гейне) и служил примером для амбициозных романтических героев («Красное и черное» Стендаля). Но все же более характерны для романтизма гении-творцы, ученые и мыслители, страстно одержимые идеей познания, и вдохно­венные писатели и художники, создающие вечные шедевры. Их история, нередко включающая мотивы одиночества, непризнанности, трагической гибели, сама становилась сюжетом художественного творчества (у Гофмана, Альфреда де Виньи), порождая фигуру «проклятого поэта», одним из первых воплощений которой стал Бодлер; впрочем, отсюда же возникала и условная, наигранная бытовая маска гения, которую, в своей черед, пародировала литература. Подлинный гений — в понимании романтиков — это таинствен­ный, само­достаточный источник творческой энергии, независимый от теку­щих обще­ственных движений; на этой независимости художника зиждилась выдвинутая ими доктрина искусства для искусства.

Молодость


Портрет гравера Карла Эдварда Сонне. Картина Детлефа Блунка. 1826 годStatens Museum for Kunst
Романтики были молодыми людьми, по крайней мере в начале своей деятельности, и это само по себе банальный факт: люди обычно начинают свою карьеру в молодости, постепенно вытесняя с поприща старших. Важнее другое: романтизм впервые в истории новоевропейской культуры сделал молодость как таковую объединяющей идеей, фактором литературно-худо­жественной и общественной полемики. Во Франции в 1830 году молодые романтики ополчились против пожилых «классиков», отстаивая новаторскую драму Гюго «Эрнани»; противоборство двух эстетических программ они переживали как конфликт поколений, и само понятие «поколение» в ту эпоху впервые начали применять для осмысления общественных процессов. Пафос молодости мог иметь и политическое измерение, выражая желание револю­ционных перемен, радикального расчета с прошлым: так, национально-демократические движения в нескольких странах назывались «Молодая Германия», «Молодая Италия».

В литературе XIX века магистральным сюжетом стала история молодого человека, познающего и осваивающего окружающий мир. Она оформлялась в жанре воспитательного романа, впервые сложившегося еще в XVIII веке («Годы учения Вильгельма Мейстера» Гёте), в сюжете о завоевании столицы юным провинциалом, который разрабатывали многие французские романисты (Стендаль, Бальзак, Дюма). Романтическая лирика обычно выражает чувства юноши, взыскующего идеала и ищущего — часто неудачно — свое место в жизни; ту же традицию продолжает тема «лишнего человека», развившаяся в русской литературе начиная с «Евгения Онегина».

Фантастика


Ночной кошмар. Картина Генри Фюсли. 1781 годDetroit Institute of Artsт
Романтическое стремление к трансцендентному проявлялось в фантастике — новом эстетическом феномене, когда писатель или художник не просто вводит в произведение «чудесные» мотивы, но резко, контрастно сталки­вают их с изо­бражением рационально организованного мира, где им не может быть места. Мир предстает неоднородным: в какой-то момент в него проры­вается абсолют­но иное, читатель фантастической литературы сталкивается с совершенно невероятными событиями и персонажами и вынужден гадать — реальность ли перед ним или чей-то бред, сновидение, заблуждение чувств?

Признанным мастером романтической фантастики был Гофман, которому подражали многие другие писатели. Колебание в интерпретации мира доходит у него до эффекта двоемирия: заурядные факты и лица повседневной жизни получают второе, мистическое значение, в банальный быт современных горожан проникают сакральные персонажи, наделенные положительной или отрицательной колдовской силой, — сказочные волшебники, двойники, призраки, вампиры, оживающие куклы и растения. Все эти странные фигуры, с которыми приходится иметь дело «нормальному» или «наивному» герою, символизируют абсолютную инаковость Другого. Не менее важно, что пробле­матичным, сомнительным оказывается опыт персонажа-свидетеля, которому читатель не может ни вполне верить, ни полностью отказать в доверии; чем рациональнее он мыслит и излагает случившееся с ним, тем более скандально и тревожно звучат его сообщения (например, у Эдгара По). Романтическая фантастика занята не только внешним показом Другого, но и познанием его изнутри, поэтому часто в ней важен и проблематичен не столько призрак, сколько тот, кто его видит: то ли это бессмысленный безумец, то ли вдохно­венный духовидец. Фантастическая инаковость опасна для личности, в ней можно пропасть и затеряться, как это происходит в жанре готического романа, распространившегося первоначально в Англии (Мэттью Грегори Льюис, Анна Радклиф), а затем и в других литературах, нередко и в малых повествователь­ных формах — например, некоторых новеллах Гофмана, повестях Карамзина и балладах Жуковского.

Свобода


Свобода, ведущая народ. Картина Эжена Делакруа. 1830 год Musée du Louvre
Современники или ближайшие наследники Французской революции, роман­тики, при значительном различии их политических взглядов разделяли идею свободы. Некоторые из них придавали ей коллективно-политический смысл; среди них были герои революционной и национально-освободительной борьбы (Мицкевич, Петефи, Рылеев), они возлагали надежды на Июльскую революцию во Франции 1830 года, поддерживали борьбу Греции за независимость, как Байрон. Другие — в их числе и тот же Байрон — культивировали личную неза­висимость, свободу саморазвития человека (так называемый романтический индивидуализм), вопреки ограничительным рамкам, которые ставит ему общество; это могло приводить к конфликту с государственной властью и даже доходить до богоборческого восстания против власти небесной; например, договор гетевского Фауста с дьяволом — это попытка человека такой ценой осуществить свою личную творческую свободу. Свой идеал свободы романтики проецировали на природу, видя в ней «свободную стихию» (Пушкин).

В художественном творчестве романтизм освобождался от жесткой системы классических жанров, от иерархии «высоких» и «низких» предметов и стилей, от кодифицированных стихотворных форм Во французской поэзии, например, предме­том горячей полемики стал такой чисто технический, казалось бы, вопрос, как необя­зательность цезуры в стихе и допустимость переноса — свободного расположения фразы в поэтическом тексте, когда ее граммати­ческое членение не совпадает с делением на стих.. Романтики сочетали вместе несовместимые, казалось бы, эстетические начала — например, трагическое и комическое (то был один из уроков, усвоенных ими у Шекспира); они практи­ковали слабо кодифицированные формы письма — фрагмент, дневник, наконец, «свободный роман». Романтическая эстетика была «эстетикой противопоставления» (Лотман), ориентированной не на воспроизведение традиционных схем, а на оригинальное творчество, полемически отталки­вающееся от творчества предшественников.

Природа


Бурное море с маяком. Картина Карла Блехена. Около 1826 года Hamburger Kunsthalle
Культ дикой (или имитирующей дикую) природы появился еще в прероман­тизме XVIII века, например в ландшафтных английских парках. Романтизм объявил переживание природы, особенно в ее «возвышенных» проявлениях (горы, море), сущностным свойством современного духа (Баратынский о Гёте: «С природой одною он жизнью дышал…»). Романтик слышит «гармонию в стихийных спорах» (Тютчев), узнает себя в спонтанных грозных движениях природы (Лермонтов: «А он, мятежный, просит бури…»), мечтает слиться с нею (Гёте в переводе Лермонтова: «Подожди немного, / Отдохнешь и ты»), воз­враща­ется к ней из душной и лживой цивилизации — иногда даже в порядке реаль­но-практического эксперимента, как Генри Торо, своими руками обустра­ивав­ший быт в лесной хижине. Если ему приходится бороться с при­ро­дой, то он де­лает это не как захватчик и цивилизатор-рационалист, а как равный и уважи­тельный соперник, способный к мистическому диалогу с нею («Труженики моря» Гюго). Среди народов мира для него выделяются более «природные», непокорные цивилизации и близкие к первобытному состоянию нравов — например, цыгане, — и к ним устремляются мечты цивилизованных людей Европы («Цыганы» Пушкина, «Кармен» Мериме).

Загул Пушкина с цыганами

Правда ли, что великий поэт жил в таборе и влюбился в цыганку

Народ


На пашне. Весна. Картина Алексея Венецианова. 1820-е годы Государственная Третьяковская галерея
Романтики усвоили руссоистское представление о народе как о «естествен­ном», первообразном начале культуры, но усложнили его. Они жили в эпоху формирования и сознательного размежевания европейских наций и сами участвовали в этом процессе: так, немецкие романтики в годы войны с Напо­леоном формулировали новое, «народное», а не государственное понимание патриотизма. Возвращаясь к средневековым истокам национальных культур, вопреки глобализирующему, усредняющему действию классицизма, роман­тики отстаивали право наций на политическое самоопределение и культурную самобытность. Истоки этой самобытности они искали в памятниках старин­ного искусства (таких, как готическая архитектура в «Соборе Парижской Богоматери» Гюго) и в сохранившихся традициях народного творчества. Они занимались сбором и изучением фольклорных текстов (братья Гримм), подра­жали старинному, этнически самобытному художественному стилю; иногда это даже сопровождалось мистификациями: Макферсон выдал за подлинник реконструированные им кельтские песни Оссиана, Пушкин перевел «Песни западных славян», не зная, что это имитация, созданная Проспером Мериме. Фольклоризм романтиков соответствовал их принципу местного колорита — просто этническую самобытность искали здесь не в чужой, а в родной традиции, познавая ее не извне, а изнутри.

Интерес романтиков к своеобразию народного быта и творчества мог сопрово­ждаться демократическими тенденциями в общественной мысли, критически переосмысливавшими универсалистский демократизм Просвещения. Народ, сохраняющий в своей памяти драгоценное наследие предков, заслуживает уважения и поддержки в борьбе с угнетателями; об этом писали Гейне, Гюго, Мандзони. Вместе с тем культ самобытных национальных культур был чреват националистическим предпочтением своей собственной культуры за счет других и ее подчинением политике национального государства. Изоляционист­ские тенденции романтического народолюбия были использованы в офици­альной идеологической доктрине Российской империи («Православие, само­державие, народность»), а столетием спустя получили еще худшее применение в идеологии фашистских режимов.

Поиск русской идеи и понятие народности

Откуда взялось и что значило главное историко-философское понятие XIX века

Миф


La Belle Dame sans Merci. Картина Джона Уильяма Уотерхауса. 1893 год Иллюстрация к поэме Джона Китса. Hessisches Landesmuseum Darmstadt
Классическая культура широко использовала античную мифологию, но лишь как набор аллегорических мотивов, условно обозначавших типичные ситуации и моральные ценности. В романтическую эпоху сложилось новое отношение к мифу: в нем стали видеть глубинную форму культуры (Шеллинг), обобщен­ное выражение идеалов и народного духа. Репертуар мифов расширился: наряду с греческой и римской мифологией, в нем заняли место мотивы иудеохристианской (библейской) традиции, ранее выделявшиеся в особую, сакрализованную сферу; к античным мифам прибавились легенды экзотиче­ских стран (например, Индии), средневековые и новоевропейские легенды о Нибелунгах, Фаусте, Дон Жуане. Романтики выдвинули небывалую идею — создавать новые мифы, порождаемые гением современных художников и не усту­пающие по значимости традиционным фигурам. Этим подготавли­валось понятие вечных образов — новейших легендарных героев, которые имеют литературно-художественное, а не фольклорное происхождение и отличаются от героев классических мифов своей богатой внутренней жизнью; читатель или зритель может не просто опознавать их, обращаясь к своей школьной памяти, но узнавать самого себя в их борениях, проецировать на них свои мечты.

В числе мифических фигур романтизма (не обязательно имеющих устойчивое имя) — «поэт-пророк», «денди», «демонический заговорщик». Некоторые из них пережили романтизм и знакомы нам по сей день: так, фигура тайного мстителя или скрытого властителя современной жизни встречается в «Париж­ских тайнах» Эжена Сю, «Графе Монте-Кристо» Дюма, романах Аллена и Сувестра о Фантомасе и вплоть до «Мастера и Маргариты» Булгакова.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]