Лечение апраксии в Саратове, России, терапия апраксии
Сарклиник проводит лечение отдельных видов апраксии у взрослых, подростков, детей, мальчиков, девочек, парней, девушек, мужчин, женщин в Саратове, в России. Врач знает, как лечить апраксию, как вылечить апраксию, как избавиться от апраксии, что делать при апраксии, куда обращаться. На первой консультации врач расскажет Вам, какие бывают виды апраксии? Чем характеризуется кинестетическая (кинетическая) апраксия, афазия и агнозия? Почему возникает оральная апраксия, моторная апраксия, конструктивная апраксия, артикуляционная апраксия, регуляторная апраксия у детей и взрослых? Что такое апраксия ходьбы, речи? Чем опасна двигательная левой, правой руки, левой, парвой ноги, пальцев, идеаторная апраксия? Какие принципы диагностики апраксии? К сожалению, народные методы, народная медицина, диета, таблетки, лекарства, лекарственные препараты, народные способы, заговоры, гомеопатия редко помогают в лечении апраксии. На сайте sarclinic.ru Вы можете беспатно онлайн доктору.
Запись на консультации. Имеются противопоказания. Необходима консультация специалиста.
Похожие записи:
Синдром Клода H Claude, синдром альтернирующий педункулярный
Опистотонус: причины и лечение
Где в Саратове можно вылечить нервы
Синдром Мийяра – Гюблера (A. Millard, A. M. Gubler) альтернирующий понтинный
Синдром Мебиуса, лечение синдрома Мебиуса, врожденный паралич лицевого нерва, синдром Поланда
Комментарии ()
Апраксия — что это?
Апраксия — это клинический неврологический синдром, возникающий в результате повреждения корковых центров контроля движений. Это состояние связано с глубоким нарушением планирования и воспроизведения точных моделей движений. В нормальных условиях эти паттерны формируются под воздействием повторяющихся кинестетических и кинестетико-визуальных раздражений. Сенсомоторная стимуляция — это упорядоченная система, которая отражается в коре головного мозга и создает в ней динамический цепной стереотип движений.
Таким образом, человеку, страдающему апраксией, сложно выполнять двигательную активность, несмотря на правильное понимание и наличие двигательных и сенсорных функций периферической нервной системы. Классическая моторная апраксия может заключаться в неспособности повторять простые жесты, например, высунуть язык или в трудностях с точными действиями, например, забивать гвоздь, закуривать сигарету, расчесывать волосы.
Диагностика и оказание помощи
Для того чтобы диагностировать заболевание проводится ряд мероприятий:
- анализ анамнеза и жалоб патологии;
- осмотр неврологом;
- осмотр нейропсихологом;
- проводится магнитно-резонансная и компьютерная томография;
- нередко пациент посещает кабинет нейрохирурга и психолога.
Медикаментозное лечение в этом случае отсутствует, а препараты не способны даже замедлить развитие заболевания. Кроме того, чтобы бороться с патологией и ее последствиями осуществляются следующие действия:
- контролируется кровяное давление
, и назначаются препараты, которые способны улучшить питание и кровоток в головном мозгу; - хирургическое вмешательство
(удаляется опухоль).
Специалист, который наблюдает пациента, составляет индивидуальный план терапевтической программы, которая подразумевает такие процедуры:
- физиотерапия;
- трудотерапия;
- когнитивный метод реабилитации;
- занятия с логопедом.
Методы помощи при заболевании во многом зависят от деталей. Например, очень важен возраст пациента, степень поражения и характер патологии.
Несмотря на то, что как такового лечения не существует на сегодняшний день, вышеперечисленные процедуры позволяют хотя бы частично восстановить функционирование. Физиотерапия является наиболее эффективным методом, так как со временем наблюдаются улучшения функций организма.
Лечение, а точнее поддерживающая терапия – это довольно трудный и длительный процесс, который требует настойчивости и терпения.
Поэтому, не стоит затягивать с походом к врачу, если появились подозрения на заболевание. В зависимости от причин будет осуществлено направление к психиатру или неврологу.
Помимо того, что для пациента разрабатывается индивидуальный комплекс восстановительных и поддерживающих процедур, следует окружить его заботой. Потребуется дополнительно психолог, сиделка, ведь не всегда родные и социальный работник смогут находиться рядом с пациентом.
Виды моторной апраксии
При моторной апраксии происходит нарушение и спонтанных действий, и действий по подражанию. Данный вид заболевания чаще всего бывает односторонним. Моторная апраксия делится на два вида – мелокинетическую и идеокинетическую. При идеокинетической апраксии пациент не способен осознанно выполнять простые движения, но при этом может выполнить их случайно. Простые действия он выполняет правильно, но не по заданию. Пациент обычно путает движения (дотрагивается до носа вместо уха и. т. д.). Мелокинетическая апраксия проявляется в искажении структуры движений, составляющих определенное действие и замене их неопределенными движениями в виде передвигания и раздвигания пальцев вместо того, чтобы сжать руку в кулак либо погрозить пальцем.
Клиническая картина
Заболевание характеризуется рядом признаков в разном возрасте, диагноз выставляется после комплексного обследования. Основные симптомы апраксии у малышей:
- отсутствие лепетания;
- ребенок поздно начинает говорить;
- ограниченное воспроизведение звуков с затруднением их соединения;
- замена фонем или пропуск сложных для произношения.
После периода формирования речи ошибки в последовательности могут случаться реже. Ребенку трудно дается подражание, но в таком случае его легче понять. Проще ему даются короткие фразы. Как и в случае с заиканием, волнение затрудняет общение. В итоге комплекс отклонений приводит к задержке языкового развития, ухудшению памяти, трудностям с мелкой моторикой. К другим проблемам относится повышенная чувствительность ротовой полости, из-за которой ребенок может не любить чистить зубы или жевать хрустящие продукты. Также апраксия приводит к сложностям с усвоением грамматики письма, плохому чтению.
Несмотря на изначальное отсутствие проблем с умственным развитием, впоследствии дети становятся агрессивными, отмечаются негативные изменения психики.
В логопедии этот термин применяют в отношении афазии, корковой дизартрии, моторной алалии. Отклонение может носить общий характер, касаться только оральных, артикуляционных или пространственных характеристик.
Для общей апраксии характерна невозможность координировать движения рук и, как следствие, неумение использовать предметы по функциональному назначению. При оральной форме патологии не двигаются мышцы, иннервирующие органы речи. Апраксия речи проявляется неправильным воспроизведением звуков: присутствуют различные ошибки при их произношении и проблемы с фонематическим восприятием. В моновиде апраксия встречается нечасто, ей свойственна смешанность проявлений.
Различия течения патологии у взрослых и детей
Ребенок больше совершает ошибок при разговоре, но неврологическая симптоматика выражена неярко. В то же время причиной апраксии у лиц старшего возраста являются травмы и опухоли головного мозга, нарушения кровообращения, что ставит под сомнение сам диагноз. Если речь идет о врожденной патологии, врачи предполагают ее наследственный характер, разрабатывается теория об аномалии в хромосомах, нарушении метаболических процессов.
Апраксия речи считается моторным нарушением речи. На какие симптомы стоит еще обратить внимание? У больных с апраксией скованная и с мелкими шагами походка, им трудно выполнять обычные ежедневные действия: одеваться, заправлять постель, расчесываться и др. Это необязательно является чертой апраксии, но консультация специалистов необходима.
Классификация апраксий по типу реакции на внутренние и внешние раздражители (А. Р. Лурия):
- кинестетическая форма – отсутствие связи между положением и движением тела; например, из-за того, что больной не чувствует расположения пальцев, он не может показать, как налить чай;
- кинетическая заключается в отсутствии автоматизации действий, возникают паузы, движения человека угловаты;
- пространственный вид связан с нарушением ориентации, его подвидом является конструктивный;
- регуляторная форма заключается в неосознанных бесконтрольных действиях, человеку сложно их координировать.
Психоневролог Г. Липманн также выделял идеомоторную и идеаторную форму апраксии. При идеомоторном виде больной понимает, что необходимо сделать, но пропускает некоторые действия или не заканчивает процесс. Идеаторный вид чаще встречается в сочетании с регуляторным и характеризуется тем, что человек не может запомнить, в чем смысл выполнения действия, и впоследствии не контролирует правильность своих действий. Идеаторная апраксия отличается от идеомоторной тем, что у больного сохраняется способность к подражанию, что существенно облегчает общение.
Отдельно в логопедии рассматривается апраксия век, симптомами которой являются сложности с открыванием и закрыванием глаз. При этом нет инфекционной причины этого состояния, блефароспазма или поражения лицевого нерва. Патология проявляется односторонним образом: трудно открывать или закрывать веки. Как правило, осложнения связаны именно с открыванием глаз, поэтому больному приходится морщить лоб, запрокидывать голову или подтягивать часть века с помощью пальцев.
Апраксия: лечение и прогноз
Лечение апраксии зависит от основного заболевания, которое ее вызывает. В некоторых случаях может оказаться полезным фармакологическое лечение, замедляющее прогрессирование данного состояния, например при Болезни Альцгеймера. С другой стороны, хирургические процедуры удаляют некоторые опухоли головного мозга. Независимо от этиологии, каждый пациент с впервые диагностированной апраксией требует наблюдения у невролога и неврологической реабилитации с упором на конкретные двигательные нарушения.
Прогноз апраксии зависит от ее причины и типа. Первичная апраксия, врожденная у самых маленьких детей, требует комплексного ухода и реабилитации, что может остановить прогрессирование болезни. Вторичная апаксия требует скорейшего определения триггерного фактора. Некоторые причины обратимы (например, ранняя диагностика опухоли головного мозга), но подавляющее большинство вызывает необратимые неврологические потери.
Диагностика апраксии у детей с аутизмом
Помните о том, что диагностика апраксии речи у ребенка с аутизмом может быть особенно затруднительной. Такая диагностика потребует нескольких занятий, в противном случае, ребенок может слишком сильно устать. Обычно мы очень осторожны при диагностике детей слишком маленького возраста и имеющих серьезные нарушения развития, так как они могут отказываться от сотрудничества при выполнении множества задач во время обследования. Как правило, нам нужно, чтобы у ребенка была хоть какая-то речь, чтобы мы смогли услышать и увидеть симптомы апраксии.
Для нас также важно оценить, как ребенок будет реагировать на разные методики. Например, ребенок сможет имитировать движения по просьбе? Нас особенно интересует, будет ли ребенок внимательно слушать, пока терапевт будет моделировать движения ртом? Ответы на эти вопросы очень важны для составления программы терапии для ребенка с апраксией и аутизмом.
Формы, виды и классификации апраксий
- Кинестетическая: невозможно управлять собственными движениями, например, самостоятельно завязывать шнурки и застегивать пуговицы, а также показывать действие без самого предмета, который для этого необходим, например, показать, как включать воду.
- Кинетическая или динамическая: невозможно выстроить верную последовательность действий, так как нарушен переход от одного отдельного простого движения к другому.
- Регуляторная: нарушена способность выполнять непривычные, новые и при этом необязательно сложные манипуляции, поэтому больной использует знакомые шаблоны, например, пытается затушить зажигалку, как спичку.
- Пространственная и конструктивная: нарушена способность создавать целое из нескольких частей, сопоставлять понятия «сверху-снизу», «слева-справа» и др., поэтому больной не может одеться, заправить постель или выполнить другое простое задание.
Не существует единой классификации болезни, так как ее характер еще не полностью изучен специалистами. Некоторые врачи выделяют виды апраксии в зависимости от самих нарушений (двигательная апраксия, речевая апраксия и др.), от участка мозга, отвечающего за двигательную активность (лобная, кортикальная и др.), от стороны тела (односторонняя и двусторонняя) и др. Также выделяют идеомоторную апраксию, при которой невозможно выполнять даже простые движения, идеаторную, при которой невозможно выполнять цепочку сложный действий, при том, что отдельные действия пациент выполняет достаточно легко, лимбико-кинетическую, при которой нарушается точность и ловкость движений (обычно пальцев рук).
Конструктивная апраксия
Конструктивная апраксия считается особым и наиболее часто встречающимся видом заболевания. Она развивается при поражении теменной доли, как правого, так и левого полушария. При данном заболевании пациент затрудняется или не может изобразить, срисовать по памяти фигуры животных и человека, геометрические фигуры. При этом пациент искажает контуры объекта, не дорисовывает отдельные его элементы и детали. Копируя лицо человека, он может нарисовать один глаз над другим, не нарисовать некоторые части лица. При конструктивной апраксии возникают трудности с выбором места для рисования на бумаге.
Причины заболевания
Апраксия развивается в том случае, если была поражена теменная доля коры большого мозга, лобная доля или мозолистое тело. Происходит это, если наблюдается:
- нарушения кровообращения происходящего в головном мозге
, имеющие хроническую форму, вследствие этого наблюдается слабоумие, характеризующееся плаксивостью, потерей памяти и прочим; - черепно-мозговые травмы
; - процессы, которые являются следствием воспаления головного мозга
; - заболевание Альцгеймера
, которому характерно нарушение памяти; - рак мозга
; - заболевание Паркинсона
, при котором отмечается мышечная скованность, которая быстро прогрессирует, нейропсихологические расстройства и тремор.
Симптомы апраксии
Пациенты не могут выполнять различные действия, при этом чувствительность конечностей, мышечный тонус не нарушены — физически человек остается здоровым.
Как правило, люди с подобным диагнозом не могут перейти от одного движения к другому, повторить какую-то позу. Например, если пациент не видит и не держит чашку, то не может показать, как ее надо держать, если он застегивает пуговицы на одежде, то не может понять, какие движения пальцами необходимо совершить, если человек привык пользоваться зажигалкой, то попробует зажечь свечу спичкой по тому же принципу.
При значительных нарушениях пациенты не просто не могут совершать целенаправленные действия, но и полностью теряют способность самостоятельно обслуживать себя.