Как правильно задавать вопросы, чтобы получить нужный ответ


Обычные вопросы

Спрашивая, мы хотим получить информацию, которая подтверждает наше видение мира, наше восприятие ситуации, нашу «карту мира».

Если кто-то делает нечто, что кажется нам очень странным, мы немедленно интересуемся: «Почему ты это делаешь? Что на тебя нашло?» И тот будет вынужден оправдываться и объясняться. Потому что это мы хотим его понять! Хотим понять, что он сделал, но в нашей системе координат. Потому что мы ограничиваем вопросы, которые задаем, до 15% от всего их многообразия.

Поговорим сегодня об оставшихся 85%, которых мы обычно не касаемся. А также о вопросологии — искусстве и науке задавать вопросы.

Какие основные ошибки бывают во время создания вопросов?

  1. Предложение формулируется таким образом, что в нем заранее заложен ответ. Это тактика будет оправдана только в случае, если в предложении сформулирован нужный вам ответ. Но фактически такой прием является манипулированием, поэтому получить личное мнение человека здесь будет намного тяжелее, ведь ему проще согласиться с вами.
  2. Постоянное использование только лишь закрытых вопросов. Вы самостоятельно можете преградить человеку путь к тому, чтобы он развивал свою мысль и выдал максимум информации. Это далеко не самая лучшая стратегия, и, как правило, результат она дает неважный.
  3. Создание давления в вопросе, который задается. Здесь можно говорить о повышении голоса либо моральном давлении на оппонента. Используются это только в случае, если необходимо признание вины собеседником. Естественно, производя определенный вид защиты, он согласится с тем предположением, которое вы высказывали.
  4. Не понять ответ, но сделать вид, что все ясно. Отсюда вытекает только одна неясность – зачем необходимо было задавать вопрос, если ответ не был понят. Лучше переспросить информацию два или три раза, переформулировать вопрос полностью. Только так можно понять, какой именно ответ подразумевался человеком, с которым вы общаетесь.

Ориентируюсь на вышеуказанные правила и методики можно без проблем получить необходимые ответы, которые человек будет давать осознанно и без каких-либо затруднений. Естественно, если предстоит достаточно серьезный разговор или собеседование, желательно потренироваться в создании правильных вопросов и провести диалог-тренинг. Так можно отрепетировать полученные навыки и уже без опаски общаться с человеком, от которого необходимо получить информацию.

Техника Сократа

Существует техника, позволяющая расширить вопросы.

Первым, кто давно понял необходимость изменить традиционные вопросы, был Сократ. Например, если кто-нибудь из его учеников жаловался на несправедливость, Сократ не спрашивал его: «Почему ты жалуешься на несправедливость?» Признайте, что ответ на этот вопрос не сильно продвинет дебаты. Сократ спрашивал: «Какое предположение ты сделал, чтобы сделать из него заключение, что это несправедливо?»

Видите, как смещается фокус? На этот раз ученик задумывается о том, как функционируют его собственные умозаключения. Предлагая этот вопрос, Сократ позволяет задуматься о своем способе мыслить, то есть размышлять. И плюс ко всему так он предлагал ученику определить, из чего же состоит его «карта мира».

Цель вопросов Сократа — заставить ученика размышлять, преподнося ему через это урок. Блестящая идея, надо сказать.

Такие разные ответы

Не ждите, что ответ будет четким и понятным, напоминающим инструкцию к действию. Бессознательное может облечь содержание в разные формы: слова, визуальные образы, метафоры, воспоминания, фантазии. Ответ может быть понятен сразу же, либо на его расшифровку уйдет какое-то время. Но на правильно заданный вопрос всегда приходит ответ.

Есть и специальные психологические упражнения, которые помогают научиться правильно задавать вопросы самому себе. Мы собрали для вас лучшие упражнения и приемы, предлагаемые различными психотерапевтическими направлениями. Пробуйте и выбирайте свое.

Упражнение из телесно-ориентированной психотерапии

Сядьте, поставив стопы на ширину плеч, спина прямая (можно опираться на спинку стула). Сосредоточьтесь на вопросе, который вы хотите себе задать, несколько раз его повторите. Теперь сконцентрируйтесь на области внизу живота: там находится символический центр, отвечающий за так называемое центрирование – установление контакта с собой. Отключите посторонние мысли, сосредоточьтесь на своем вопросе, концентрируйтесь на центре внизу живота – представьте, что дышите через него. Выполняйте упражнение в течение 10–15 минут, это поможет отбросить лишнее и сосредоточиться на главном.

Упражнение из психосинтеза Роберто Ассаджиоли

Представьте, что внутри вас есть некий мудрый наставник, мудрец, знающий ответы на все вопросы. Визуализируйте этот образ. Отправьтесь на символическую встречу с ним, вступите в диалог. В этом диалоге вы можете задать все ваши вопросы, а «наставник» даст ответы. Важно отнестись к этой увлекательной игре серьезно и довериться себе.

Упражнение, популярное во многих психотерапевтических школах

Подготовьте лист бумаги и ручку. Закройте глаза, несколько раз повторите свой вопрос. Теперь откройте глаза и в течение 10 минут записывайте на бумаге все, что придет в голову. Если возникают паузы, после них все равно продолжайте. Немного отдохните и перечитайте свои записи. Постарайтесь найти ключевую тему, выделить повторяющиеся слова или же те, которые больше всего привлекают ваше внимание. Подчеркните их и пере

Лицей Аристотеля

Аристотель, другой философ, пошел еще дальше. Он построил первый в Афинах лицей по этому принципу: задавать вопросы, чтобы заставлять думать, — по такому принципу проходил там процесс обучения.

Какая ситуация у нас с лицеями в XXI веке? Вопросы используются в изобилии. Но лишь для того, чтобы оценить ученика, который должен воспроизвести все то, что ему рассказали. Ему задают один вопрос и ожидают один конкретный ответ. Который еще и известен заранее! По сути, это должно называться допросом. Обучать, а затем опрашивать — в этом суть современного лицея. Огромное отличие от проекта Сократа. Но нас тоже так учили.

Зачем вообще задавать вопросы?

Мы задаем вопросы, чтобы узнать, что происходит вокруг, но не для того, чтобы узнать что-то принципиально новое, — чтобы лишь подтвердить и укрепить уже имеющуюся «карту мира».

Вы можете сказать, что система хорошо работает — зачем задавать какие-то другие вопросы? Эйнштейн на этот счет сказал так: «Если у меня будет 1 час на то, чтобы решить задачу, от которой зависит моя жизнь, я проведу первые 55 минут в поисках наилучшего вопроса, который я могу себе задать. Когда я найду его, мне будет достаточно 5 минут, чтобы правильно на него ответить».

Как правильно задать вопрос, чтобы получить положительный ответ

Вы можете получить то, что вы хотите от других, намеренно используя наводящие вопросы, побуждающие людей отвечать вам утвердительно.
Существует такое понятие, как положительно задаваемые вопросы, которые основываются на двух принципах:

ДА лучше, чем НЕТ

Несогласие является в целом некомфортным опытом при общении. Это можно даже считать невежливым поведением. Когда вы не согласны, вы как бы опротестовываете аргумент собеседника, и спорите, чтобы не прийти к провалу в общении.
По сравнению с риском и дискомфортом разногласий (НЕТ), согласие (ДА), как правило, предпочтительнее. Когда вы задаете вопросы, как правило, следует «подвести» собеседника к положительному выводу и ответа на ваши вопросы.

Создавайте, говоря

Когда вы говорите что-то, то для того, чтобы понять, что вы говорите, другой человек должен полностью вникать и понимать то, о чем вы говорите.
Например, если вы говорите «не вставайте» при задании вопроса человеку из аудитории, то человек должен думать о вставании с места, вместо того, чтобы сразу вам отвечать, в то время как если бы вы сказали «останьтесь сидеть», то все, что нужно сделать человеку, это остаться в положении сидя (которое, в данном случае, также улучшает их текущее состояние) и сразу отвечать на ваш вопрос.

Следовательно, задавая позитивные вопросы, вы должны говорить только то, что вы хотите, чтобы другой человек обдумывал, и избегать того, что вы не хотите, чтобы этот человек тратил время на обдумывание.

Вопросы, которые направляют

Используя приведенные выше вопросы, другой человек может вступить в какое-либо действие или получить другую реакцию.

Создание позитивного действия

Для того, чтобы заставить кого-то ответить положиьельно на вопрос, спросите его, указывая какое-либо действие, и формулируйте сам вопрос таким образом, что говоря «ДА», собеседник приходит к полному согласию и уступчивости с его стороны:

  • Будете ли вы делать эту работу?
  • Мне было интересно с вами, не хотели бы вы пройтись со мной?
  • Можете ли вы помочь мне поднять это наверх?
  • Возьмете ли вы эту вещь за меньшую сумму?

Убеждающее действие

Для того, чтобы заставить человека что-то сделать нужное вам, чего он не хотел бы делать, ваш вопрос должен побуждать его сделать это, для этого попробуйте использовать в вопросах принцип «от обратного», примеры ниже:

  • Вы не очень возражаете, если вы сделаете эту работу?
  • Я знаю, что вы, возможно, не хотите идти со мной, но не будете ли вы так добры?
  • Ты намерен там только смотреть футбол?
  • Будете ли вы менять цену, которую ранее озвучили?

Предотвращающее действие

Для того, чтобы заставить кого-то не делать что-то, используйте положительные моменты отрицательной задачи:

  • Вы бы предпочли что-то сделать еще?
  • С кем вы еще хотите идти?
  • Ты хочешь смотреть футбол?
  • Вы хотите, чтобы я согласился с вашей ценой?

«Все подвергай сомнению»

Это послание великолепно еще и тем, что показывает, как гений проводит свои исследования. Это скорее подвергание сомнению, чем поиски ответов. Если бы он задал себе традиционный вопрос, начинающийся со слова «почему» («Почему движения небесных тел не объясняются современными теориями?»), он бы не продвинул вперед физику так, как ему это удалось. Вместо этого, скорее всего, он задался сократовским вопросом: «Какие современные гипотезы можно предложить, чтобы объяснить небесные движения?» То есть революционность его вклада в том, что он предложил изменить существующие гипотезы. Он предположил, что время и пространство непостоянны. Революционная идея, меняющая «карту мира» в физике. Как видите, задавать вопросы — это очень важно.

Пример коучинга

Чтобы лучше понять, как работает вопросология, я предлагаю рассмотреть пример коучинга подростка.

Подросток: «Я очень много работаю, участвую в работе на уроке, остаюсь внимательным, делаю все домашние задания, трачу на это много времени. Но как только я оказываюсь на контрольной работе, все улетучивается из головы, я будто в ступоре».

Видите, этот подросток уже крайне активен. Он действующее лицо в своей ситуации. Он работает, слушает объяснения в классе, участвует в уроке, он ищет ответы, когда его вызывают.

Если я задам вопрос: «Почему ты впадаешь в ступор на контрольной работе?» — это ему не поможет. Потому что он в ней и так главное действующее лицо, а я попрошу его оставаться в этой роли.

Вместо этого я предложу ему сменить позицию. Предложу сначала прочувствовать, что происходит. А потом отстраниться от ситуации и понаблюдать со стороны, что он делает.

Коуч: «Когда ты на контрольной впадаешь в ступор, что ты чувствуешь?»

Подросток: «Я испытываю большой страх провалить контрольную. И это мешает мне двигаться дальше».

Коуч: «А чего ты боишься, когда боишься провалить контрольную?»

Подросток: «Ну, если у меня будут плохие оценки, я думаю, что это мне помешает позже выбрать то, что я хочу делать в жизни».

Видите? Простое изменение позиции относительно объекта вопроса позволяет этому подростку осознать свою «карту мира». А вопрос, который заставляет отстраниться от ситуации, не так сложно сформулировать, как кажется. Достаточно повторить глагол дважды: «Чего ты боишься, когда боишься контрольной?» И подросток вдруг осознает, что для него смысл контрольной — это в конечном итоге иметь возможность выбрать карьеру.

Вы можете потренироваться отстраняться от объекта любого вопроса, повторяя глагол. И всякий раз это работает.

Когда мы осознали, как выглядит в конкретном месте наша «карта мира», можно предлагать разные другие возможности, новые направления.

Для этого надо предложить другие ментальные жесты.

До этого момента он пользовался описанием того, что с ним происходит. Я предложу ему ментальный жест, который заключается в сближении двух разных элементов.

Коуч: «Это значит, что плохая оценка за контрольную помешает тебе потом выбрать профессию?»

Подросток (после некоторого раздумья): «Ну, вообще-то нет. Из-за какой-то одной контрольной у меня не будет проблем с выбором направления для карьеры».

После этого ментального жеста я предложил ему еще один. Он поставит его в интересную ситуацию.

Коуч: «Хорошо. Если ты не напишешь контрольную, что случится с тобой в самом худшем случае?»

Подросток: «Я должен буду ее переписать и быть при этом более внимательным».

Как видите, предлагая ему разные ментальные жесты и положения, мы умножаем возможности, каким бы ни был сюжет вопроса.

Общая разновидность вопросов применяемых в различных сферах

  1. Риторические вопросы — их функция произвести определенное воздействие на человека и получить соответствующий отзыв, но не в виде ответа (обеспечить лояльность, заинтересовать, подчеркнуть и напомнить про незавершенную тему). В конкретном ответе такие вопросы не нуждаются. Риторические вопросы надо так формулировать, чтобы они звучали кратко и лаконично, были уместны и понятны. Согласие и осознание будет подтверждено молчанием вместо ответа.
  2. Провокационные вопросы — задаются с целью вызвать у собеседника эмоции, для того, чтобы человек в порыве страстей, выдал скрытую информацию, сболтнул что-то лишнее. Провокационные вопросы это чистой воды манипулятивное воздействие, но и оно иногда необходимо для пользы дела. Задавая провокационные вопросы вы в какой то мере бросаете вызов.
  3. Сбивающие вопросыпереводят внимание в область интересов спрашивающего, которая лежит в стороне от основного направления разговора. Подобные вопросы задаются или непреднамеренно (если вам интересна тема разговора, не стоит спрашивать о вещах, не имеющих к ней дела) или умышленно из-за желания решить какие-то собственные проблемы, направить беседу в нужное вам русло.
  4. Эстафетные вопросы — направлены на опережение и требуют умения схватывать на лету реплики партнера и провоцировать его на дальнейшее раскрытие своей позиции. Например: «Вы этим хотите сказать, что?..».
  5. Вопросы демонстрирующие знания — Их цель блеснуть собственной эрудицией и компетентностью перед другими участниками беседы, заслужить уважение партнера. Это некая форма самоутверждения.
  6. Зеркальный вопрос — содержит часть утверждения произнесенного собеседником. Задается, чтобы человек увидел свое утверждение с другой стороны, это помогает оптимизировать диалог, придать ему подлинный смысл и открытость.
  7. Альтернативный вопрос — задается в форме открытого вопроса, но содержит несколько вариантов ответа. Например: «Почему вы выбрали профессию инженера: сознательно, пошли по стопам родителей или решили поступать за кампанию, вместе с другом, а может, сами не знаете почему?». Альтернативные вопросы задаются, чтобы активизировать неразговорчивого собеседника.
  8. Вопрос, заполняющий молчание. Хорошим правильным вопросом можно заполнить неловкую паузу, порой возникающую в беседе.
  9. Успокаивающие вопросы — могут оказывать заметное успокаивающее воздействие в трудных ситуациях. Вам они должны быть хорошо знакомы, если у вас есть маленькие дети. Если они чем-то расстроены, отвлечь и успокоить их можно задав несколько вопросов. Действует этот прием незамедлительно, ведь на вопросы приходится отвечать, тем самым отвлекаясь. Точно так же можно успокоить и взрослого.
Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]