Стили делового общения: ритуальное, манипулятивныое и гуманистическое.


Стиль общения существенно детерминирует поведение человека при его взаимодействии с другими людьми.

Конкретный выбор стиля общения определяется многими факторами: личностными особенностями человека, его мировоззрением и положением в обществе, характеристиками этого общества и многим другим. Сколько стилей общения существует? На этот вопрос трудно ответить.

Однако если исходить из того, что стиль общения – это просто большая готовность человека к той или иной ситуации, то можно говорить о трех основных стилях. Их условно можно назвать ритуальным, манипулятивным и гуманистическим.

Психологические особенности межличностного общения

Когда мы говорим о коммуникации, мы обычно подразумеваем взаимодействие между людьми, осуществляемое посредством вербального и невербального воздействия. Это взаимодействие направлено на достижение и изменение когнитивной, мотивационно-эмоциональной и поведенческой сфер участников коммуникации. Как известно, общение понимается как психологический феномен, суть которого заключается в формировании психологического образования человека, аккумулирующего результаты восприятия определенного объекта действительности (в общении это другой человек или сообщество людей), интеграции всех состоявшихся эмоциональных реакций на этот объект, а также поведенческих реакций на него (В.Н. Мясищев).

Когда человек общается с другим человеком, оба улавливают особенности внешности другого, «считывают» пережитые состояния, воспринимают поведение и интерпретируют его тем или иным образом, как-то расшифровывают цели и мотивы этого поведения. Внешний вид, состояние, поведение, а также цели и мотивы, приписываемые человеку, всегда вызывают определенное отношение у общающегося с ними человека, и это отношение может различаться по характеру и силе в зависимости от того, какая сторона в другом человеке его вызвала. Например, внешний облик другого может вызывать у общающегося с ним человека чувства восхищения, ужаса или растерянности, а приписываемые цели и мотивы могут вызывать протест.

По своему знаку установки могут заметно различаться, как это видно из приведенного выше примера, но могут и совпадать и проявляться как общее положительное, отрицательное, безразличное или противоречивое отношение к человеку. В одних случаях вышеперечисленные установки оказываются одинаково сильными, в других — сильно различаются по этому показателю. Существуют психологические ситуации, в которых одна сторона отношения более или менее явно доминирует над другими. Например, кому-то может нравиться внешность, манера поведения или бесстрашный оптимизм другого человека, но в то же время ему не нравятся политические взгляды человека, с которым он общается.

В некоторых случаях этот доминирующий аспект может достичь такого высокого уровня интенсивности, что нейтрализует или подавляет все другие аспекты отношений, что обычно проявляется при общении с конкретным человеком.

Одна из причин такой взаимосвязи заключается в следующем: каждый человек имеет свою систему ценностей; одни из них всегда субъективно более значимы для него, другие — менее. В то же время эти ценности наиболее тесно связаны с его материальными и духовными потребностями, которые, как правило, актуализируют друг друга по степени их выраженности. Поэтому, если внешний вид, слова, действия другого человека соответствуют ценностям человека, удовлетворяют его потребности, формируется общее положительное отношение к этому человеку. Но может быть и иначе: одна из этих ценностей и стоящая за ней потребность имеет для человека первостепенное значение. Когда другой человек совершает действие, соответствующее этой ценности, формируется позитивное отношение к нему, которое распространяется на все аспекты его внешнего и внутреннего облика и нивелирует любое негативное отношение к определенным качествам, которое могло существовать ранее. Точно так же, если другой человек позволит себе совершить поступок, противоречащий его главной ценности и противоречащий его основной потребности, это вызовет резко отрицательное отношение к нему, которое (в лучшем случае) нейтрализует прежние положительные реакции на проявление других сторон характера этого человека. Особой проблемой в изучении взаимосвязи общения и отношения является установление соответствия между характером и выражением отношения.

Не следует делать вывод, что манипуляция – это негативное явление.

Огромное количество профессиональных задач предполагает именно манипулятивное общение. По сути любое обучение (субъекту необходимо дать новые знания о мире), убеждение, управление всегда включают в себя манипулятивное общение. Именно поэтому эффективность этих процессов во многом зависит от степени владения законами и техникой манипулятивного общения.

Манипулятивное общение – чрезвычайно распространенный вид общения, который встречается в основном там, где существует совместная деятельность. Важно помнить об одном существенном моменте – отношении человека к манипулятивному общению и обратном воздействии манипулятивного стиля.

Представьте себе, что вы сидите в кабинете руководителя среднего ранга, которому часто звонят по телефону. Стиль разговора все время изменяется. Если статус оппонента выше – один тон, если ниже – другой. Это типичный пример манипулятивного общения, и каждый про себя будет объяснять, что «так и надо, иначе ничего не сделаешь». Однако многим это неприятно.

И наконец, существует обратное влияние манипулятивного общения на личность, которая его использует. Существует манипулятивная деформация личности в тех случаях, когда в силу частого профессионального употребления манипулятивного общения, хорошей техники по его использованию и, соответственно, постоянных успехов на этом поприще человек начинает считать манипулятивное общение единственно правильным. В таком случае все общение человека сводится к манипуляции (и тогда, когда это нужно, и когда оно совершенно неоправданно).

Гуманистическое общение. Это в наибольшей степени личностное общение, позволяющее удовлетворить такую человеческую потребность, как потребность в понимании, сочувствии, сопереживании. Ни ритуальное, ни манипулятивное общение не позволяют вполне удовлетворить эту жизненно важную потребность. Цели гуманистического общения не закреплены, не запланированы изначально. Его важной особенностью является то, что ожидаемым результатом общения является не поддержание социальных связей, как в ритуальном общении, не изменение точки зрения партнера, как в манипулятивном общении, а совместное изменение представлений обоих партнеров, определяемое глубиной общения.

Ваш психолог. Работа психолога в школе.

Взаимодействие с окружающими людьми
Общение в малых группах
Социальная ориентация личности
Конфликтное и бесконфликтное поведение
Культура общения
Все страницы

Страница 2 из 7

Виды и формы общения. Общение может быть различных видов, каждый из которых имеет свои особенности и правила.

Различают межличностное (непосредственные контакты людей в малых группах) и массовое общение. Массовое общение – это множество непосредственных контактов незнакомых людей (например, толпа), а также общение посредством радио, телевидения, газет, журналов, электронных средств массовой информации.

Выделяют также межперсональное (обычное общение людей, каждый из которых отличается своими уникальными качествами) и ролевое общение. В случае ролевого общения человек выступает как носитель определенной роли (ученик – учитель, покупатель – продавец, сын – отец и т.д.) и поступает так, как предписывает ему его роль.

Общение может быть личным и деловым. В личном общении проявляются непосредственные эмоциональные отношения людей друг к другу, осуществляется обмен неофициальной информацией. Деловое общение – процесс взаимодействия людей, выполняющих совместные обязанности, или включенных в одну и ту же деятельность.

Преобладавшее ранее прямое (непосредственное – «лицом к лицу») общение в настоящее время все больше заменяется опосредованным (при помощи дополнительных средств: письма, аудио- и видеотехники и др.) и становится более массовым. Само же непосредственное общение отличается увеличением вынужденных контактов между людьми (в транспорте, на улицах, в магазинах и пр.). Общение может быть доверительным и конфликтным.

Многообразие общения может быть охарактеризовано и по иным основаниям. Императивное общение – это авторитарная, директивная форма воздействия на партнера по общению с целью достижения контроля над его поведением и принуждения к определенным действиям или решениям. Можно назвать целую группу сфер деятельности и ситуаций, в которых использование императива оправдано. Например, военные уставные отношения или работа в экстремальных условиях, чрезвычайных обстоятельствах. Применение императива неуместно и неэтично в сферах интимно-личностных и супружеских, детско-родительских и педагогических отношений. Манипулятивное общение – это форма межличностного взаимодействия, при которой влияние на партнера по общению с целью достижения своих намерений осуществляется скрытно. Символом такого типа общения в деловой сфере стала концепция общения Д. Карнеги и его многочисленных последователей. Манипуляция используется также в средствах массовой информации, когда реализуется концепция «черной» и «серой» пропаганды. Человек, выбравший эту форму общения как основную для себя, особенно в сфере отношений с друзьями, родителями, в итоге сам становится жертвой собственных манипуляций. Разрушаются близкие, доверительные отношения, формируются стереотипные формы поведения. Как отмечает Э. Шостром, один из критиков карнегианской школы общения, манипулятора характеризуют лживость, примитивность чувств, цинизм и недоверие к себе и другим.

Императивная и манипулятивная формы общения по сути являются разновидностями монологического общения. Можно сказать, что человек, рассматривающий другого лишь как объект своего воздействия для достижения собственных целей, общается сам с собой, не видя истинного собеседника.

Значительно больше возможностей для взаимопонимания, самораскрытия и взаимного обогащения содержит диалогическое общение – равноправное субъкт-субъектное взаимодействие. Такую форму общения еще называют гуманистическое общение. По мнению известного психотерапевта К. Роджерса, оно обладает психотерапевтическими свойствами и укрепляет психическое здоровье человека.

Запомните основные правила диалогического (гуманистического) общения:

1. Восприятие партнера по общению как равного, имеющего право на собственное мнение и решение.

2. Безоценочное восприятие личности собеседника, доверие к нему.

3. Учет в общении чувств, желаний, физического состояния, которые общающиеся испытывают в данный момент встречи или разговора.

4. Вычленение и обсуждение проблем и нерешенных вопросов, всесторонний их анализ.

5. Обращение к собеседнику от своего имени, без ссылки на мнения и авторитеты

Средства общения. Любое общение между людьми осуществляется по двум основным каналам: речевому (вербальному или, можно сказать, словесному) и неречевому (невербальному, широко известному как «язык тела»).

Вы уже знаете, насколько значима грамотная и правильная устная и письменная речь для плодотворного взаимодействия с другими людьми. В общении важную роль играет не только точность употребления слов, правильность построения фразы и произношения, но и темп речи, ритм, тембр. Наиболее привлекательна плавная, размеренная манера речи.

Невербальные средства общения – это наши жесты, поза, походка, мимика; контакт глазами; расстояние, на котором общаются собеседники. Они могут усиливать, дополнять или опровергать смысл сказанного словами. От 60% до 70% информации (особенно об отношении к собеседнику) передается с помощью невербальных средств. Хотя обычно люди, не прошедшие специальную подготовку, мало осознают свое невербальное поведение – таким образом, даже ничего не говоря вслух, бывают чрезмерно «болтливы».

К сожалению, достаточно часто люди слушая, не слышат друг друга. Не только психологу, но любому человеку важно овладеть техникой эффективного слушания.

Некоторые приемы, обеспечивающие умение слушать

1. Не прерывайте собеседника.

2. Проявляйте своими жестами, мимикой полное внимание к собеседнику. По возможности непрерывно и доброжелательно смотрите на него.

3. Когда собеседник высказался, своими словами повторите главную мысль, чтобы уточнить, правильно ли вы его поняли.

4. Избегайте поспешных выводов, постарайтесь понять ход мыслей другого человека до конца.

5. Старайтесь как можно спокойнее реагировать на эмоциональное поведение собеседника, пытайтесь услышать главное.

6. Не притворяйтесь, что вы внимательно слушаете, надо заставить себя действительно слушать внимательно.

7. Не отвлекайтесь.

8. Помните, что не вся информация содержится в словах. Ищите истинный смыл слов собеседника с учетом невербальной информации.

9. Не «монополизируйте» разговор.

Выводы: 1.Феномен общения сложен и разнообразен в своих проявлениях и функциях. 2.Чаще всего выделяют три стороны общения: информационную (или коммуникативную), взаимодействия (или интерактивную), понимания (или перцептивную). 3. Общение имеет огромное значение как в жизни отдельного человека, так и общества в целом. 4. Эффективность использования определенных видов и форм общения зависит от их соответствия содержанию тех сфер человеческой жизни и деятельности, в которых они применяются. 5. Гуманистическое общение позволяет достичь глубокого взаимопонимания, самораскрытия людей, создает условия для их взаимного развития. 6. Общение между людьми осуществляется с помощью вербальныых и невербальных средств.

1. Известный французский летчик и писатель Антуан де Сент-Экзюпери нарисовал поэтический образ общения как «единственной роскоши, которая есть у человека». На Ваш взгляд, какие особенности общения дали писателю возможность для таких его характеристик?

2. Как влияет общение на психическое развитие и становление его как личности?

4. Л. С. Выготский о. Как Вы бы могли обосновать эту точку зрения знаменитого советского психолога?

5. Какие виды общения можно выделить, характеризуя взаимодействие между людьми?

6. В чем сходство и различие императивной и манипулятивной форм общения? В каких сферах взаимодействия людей целесообразно их использование?

7. Как Вы понимаете смысл основных правил гуманистического общения? Как Вы думаете, почему именно такое общение содействует укреплению психического здоровья человека?

8. Согласны ли Вы со следующими словами Публиция: «Говорим мы голосом, беседуем всем телом»? Обоснуйте свою позицию.

<< Предыдущая — Следующая >>

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]