Синдром гиперактивности (СДВГ) признается в настоящий момент одним из наиболее распространенных вариантов нарушения поведения. Как правило, диагностируется в первые годы жизни, когда и проводится лечение гиперактивности. Многие уверены, что после выхода из подросткового возраста это заболевание не встречается. В реальности с гиперактивностью сталкиваются взрослые люди.
Медицинские исследования показывают, что СДВГ даже при проведении лечения в ранние годы сохраняется у 65% лиц, у которых эта болезнь была диагностирована. В некоторых случаях психиатры и психологи диагностируют гиперактивность у пациента во взрослом возрасте впервые. Часто это связано с ошибкой в установке диагноза ранее. Их часто ошибочно приписывают проявлениями депрессивных расстройств или синдрома страха. Для успешного снятия симптомов лечение гиперактивности рекомендуется проводить в самом раннем возрасте.
Что делать если у ребенка гиперактивность
СДВГ чаще всего диагностируется в детском возрасте. Чаще всего к специалистам обращаются родители непоседливого крохи или педагогический персонал детских образовательных учреждений. Ребенок прекрасно понимает окружающих. Он слышит и исполняет просьбы взрослых, но слишком импульсивен для точного исполнения полученных инструкций.
Взрослые часто пытаются все шалости ребенка обосновать этим диагнозом. В реальности он подтверждается не более, чем у 3-5% крох. Большая часть из них мальчики. Отличается течение болезни:
- мальчики проявляют склонность к агрессии, отличаются гипертрофированным непослушанием;
- девочки страдают невнимательностью, способной привести к появлению проблем с обучением.
У трети детей СДВГ в переходном возрасте проходит самостоятельно, без использования специализированных медицинских практик и препаратов.
Родители придерживаются двух полярных точек зрения на лечение СДВГ. Примерно половина считает возможность присутствия такой патологии надуманной и отказываются от терапии, считая, что нарушение пройдет само с возрастом. Многие родители наоборот преувеличивают опасность этой болезни для развития ребенка. Гиперактивность требует обязательного контроля медиками и соответствующей корректировки, в большинстве случаев патология успешно вылечивается. Родителям требуется:
- пройти комплексное обследование для точной установки диагноза;
- исполнять рекомендации специалиста по созданию для ребенка максимально комфортных условий, тщательно следить за состоянием малыша;
- исполнять все требования, проходить все необходимые процедуры;
- посетить консультацию у семейного психолога.
Ребенок с СДВГ отличается повышенным уровнем эмоциональности. Его требуется часто хвалить, повышая самооценку и уверенность в себе. В играх рекомендуется исключить соревновательные моменты, которые могут приводить к негативному воздействию на психику. Требуется обязательно ставить малышу рамки поведения. Например, давать простые и исполнимые поручения (вынести мусор, вымыть после себя чашку и другие мелкие задания). Малыш должен расти в режиме максимального благоприятствования, но четком понимать рамки поведения, чтобы не сделаться избыточно избалованным.
Проводить диагностику желательно в специализированном медицинском центре. Только в такой ситуации можно подтвердить неврологическое нарушение, исключив простую повышенную активность или плохое воспитание. Предварительная оценка состояния может проводиться в районной поликлинике.
Он не может ни минуты усидеть на месте
Легко возбуждающийся, непоседливый, неуравновешенный ребенок… В течение нескольких лет проблемы с такими детьми были поводом для опросов и страстных дискуссий. В результате к нашим дням выработалась тенденция (на наш взгляд, несколько поспешная) считать такое поведение патологическим, хотя вовсе не всегда легкая возбудимость говорит об имеющейся патологии.
Конечно же, существуют проблемы поведения, возникающие с определенной частотой, повторяющиеся, и они действительно требуют обращения к специалисту, но только в том случае, когда нестабильность существенна, не поддается контролю, сопровождается агрессией и продолжается долго.
Чаще же всего речь идет об ответе на события вокруг: может быть, ребенок реагирует подобным образом на какие-то проблемы в семье? А иногда так проявляется скрытая депрессия: у детей она нередко выражается именно в повышенной подвижности — малыш нуждается в движении для того, чтобы бороться с печалью внутри.
Чрезмерная подвижность вкупе с легкой возбудимостью могут быть также просто чертой характера: одни дети более непоседливы, чем другие.
Какие аспекты необходимо принимать во внимание?
Если ребенок кажется вам излишне активным, в какие-то моменты демонстрирует это особенно явно — например, во дворе, где гуляет группа, — но это не отражается ни на чем, включая процесс обучения, можно особенно не тревожиться.
Дети, которым удается сдерживаться во время занятий, дома могут быть более непоседливыми и более возбужденными.
– Совсем маленькому ребенку необходимо двигаться. Помните, обращаясь к крохе, что эпизоды, когда вы требуете от него внимания, должны быть короткими — их продолжительность всегда зависит от возраста малыша.
– Занимаясь с ребенком, чередуйте типы его деятельности: после периода физической активности, когда ребенок, хорошенько подвигавшись, израсходует энергию, должен иметь место период более «тихий», позволяющий малышу сосредоточиться.
– Будьте внимательны к качеству сна своего ребенка: ни один усталый ребенок не может усидеть на месте, усталость приводит к легкой возбудимости.
– Не является ли чрезмерная подвижность вашего малыша отражением жизни в семье? Если все дело именно в этом, подумайте о том, как сделать семейную атмосферу более спокойной. Конечно, это нелегко, потому что ребенок своим поведением и сам провоцирует стрессы у взрослых, тем не менее именно здесь лежит одна из главных проблем возбудимости и психической нестабильности: они усиливаются из-за реакции, которую вызывают у окружающих, — стало быть, здесь можно говорить о чем-то вроде самовозбуждающейся системы.
У вас ощущение, будто ребенок «бесится» нарочно — чтобы вы на него накинулись
Да, «беситься» для ребенка — один из способов привлечь ваше внимание, когда ему кажется, что вы отдаляетесь, становитесь менее для него доступны.
– Главное в подобных случаях — не наказывать! Прежде всего надо попробовать разобраться, чем вызвано такое поведение ребенка.
– Подумайте, что в вашем методе воспитания можно смягчить или изменить, разнообразить.
– Находите время для ребенка, пытайтесь расшифровать, какие сигналы он вам посылает, формулируйте его просьбы четко, недвусмысленно, спокойно и — показывая, что осознаете их значимость.
– Предлагайте малышу спокойные виды деятельности, выбирая те, что интересны именно для него. Детский психиатр Стенли Гринспен* называл этот вид занятий с детьми «временем на полу», потому что никто — ни родители, ни педагоги — не гнушается тем, чтобы сесть рядом с малышом на землю и заняться там чем-то важным для него.
– Устраивайте «свидания» с ребенком, необязательно очень уж продолжительные, но такие, когда вы на самом деле полностью в его распоряжении. Подобный ответ на неуправляемость сына или дочери поможет им ввести перевозбуждение, только и имевшее целью привлечь к себе внимание мамы, в русло нормальной в вас потребности.
Однако всего этого не всегда достаточно, чтобы помочь чрезмерно возбудимому ребенку.
– Ребенок по-настоящему страдает — точно так же, как вы, даже если вам кажется, будто это не так, даже если кажется, будто именно он за все ответственен. На самом деле чаще всего он пленник собственного поведения.
– Бесполезно, даже вредно множить наказания: в конце концов малыш вас возненавидит или станет избегать, боясь оставаться с вами наедине. Надо проконсультироваться у специалиста, и вам помогут.
– Консультация в любом случае станет этапом, который позволит выйти из замкнутого круга, в котором вы с ребенком оказались.
* Стенли Гринспен (1941-2010) — выдающийся детский психиатр, один из крупнейших в мире специалистов по коррекции детских эмоциональных нарушений. В России издана его книга «Ребенок-тиран. Подход к детям пяти «трудных» типов».
Лечение гиперактивности у детей
В медицинской практике используется несколько вариантов лечения гиперактивности у детей. В первую очередь проводится тщательное обследование маленького пациента. Одной из ведущих целей становится исключение потенциальной патологии.
Далее специалисты предпочитают назначать немедикаментозные курсы. В работе применяются психолого-педагогические и психологические методики. Важным условием становится участие в процессе лечения всей семьи. Для этого используются специализированные семейные практики. Это позволит наладить контакт с ребенком, страдающим гиперактивностью и разработать программу лечения.
В острых ситуациях и при отсутствии эффекта в лечении с использованием психологических занятий и тренингов проводится выбор лекарственных средств:
- назначаются депрессанты, Амитриптилин, Метилфенидат;
- повышению уровня концентрации внимания способствует Фокалин, Виванс, Метилин;
- глицин способствует улучшению работы мозга;
- ноотрропных перпаратов Фенибут, Пантогам и других.
Все указанные лекарственные средства в лечении ребенка одновременно используются в исключительных случаях. Индивидуальная программа терапии разрабатывается для каждого маленького пациента.
Синдром гиперактивности у детей
Предположить наличие такого диагноза у ребенка можно уже в самом раннем возрасте. Уже в первые месяцы ребенок плохо спит. У него избыточно бурная реакция на шум, яркий свет. Он бурно реагирует на гигиенические процедуры и слишком перевозбуждается во время самых простых игр. Отмечается незначительное отставание от нормы психомоторных навыков.
Определить наличие болезни можно в возрасте трех лет. Психологи отмечают этот возраст как первый переломный. Капризными и требовательными становятся все малыши. У детей с гиперактивностью отмечается задержка развития речи, движения отличаются суетливостью и хаотичностью.
Синдром сопровождается физиологическими нарушениями. У крохи часто возникают головные боли, отмечается повышенная усталость, диагностируется энурез и нервные тики.
В дошкольные годы малыши с синдром медленнее сверстников усваивают новый материал, что объясняется недостаточной способностью к концентрации внимания. Такое положение сохраняется и после поступления в школу. Отставание в усвоении знаний вызвано не низкими умственными задатками, а отсутствием возможность сконцентрировать внимание и полноценно запомнить весь новый материал.
Возникающие проблемы провоцируют у ребенка повышенную обидчивость и агрессивность. Он становится тревожным и плаксивым, развиваются фобии. По мере взросления у ребенка с СДВГ снижается самооценка, возникают комплексы. При отсутствии терапии они могут сохраниться на всю жизнь.
Психические расстройства у детей
Дети не так уж и редко страдают от психических расстройств. Указанные выше СДВГ и ПТСР также относятся к этой группе заболеваний. Родителям нужно знать, что психические расстройства не проходят самостоятельно, и ребенку может требоваться квалифицированная помощь психиатра, даже если кажется, что он просто гипервозбудим. Каковы признаки психического заболевания у детей?
Другие предупреждающие признаки того, что у ребенка может быть психическое расстройство, включают:
- Постоянная грусть — две и более недели
- Отказ от социальных взаимодействий или отказ от них
- Причинение себе вреда или разговоры о причинении себе вреда
- Говоря о смерти или самоубийстве
- Вспышки или крайняя раздражительность
- Неконтролируемое поведение, которое может быть вредным
- Резкие изменения настроения, поведения или личности
- Изменения в привычках питания
- Потеря веса
- Проблемы со сном
- Частые головные боли или боли в животе
- Трудности с концентрацией внимания
- Изменения в успеваемости
- Прогулы школы
Если родителей беспокоит психическое здоровье ребенка, необходимо немедленно проконсультироваться с врачом.
Диагностика гиперактивности
Малыши, у которых предполагается СДВГ, находятся под постоянным контролем лечащего педиатра. При этом неврологический диагноз не устанавливается ранее 5-7 лет. Это вызвано особенностью развития дошкольников. Детские психологи стараются проводить диагностирование только после завершения переходных возрастных кризисов 3 и 7 лет.
Диагностика проводится детским психологом совместно с неврологом и педиатром. Консультация нескольких специалистов позволяет исключить другие диагнозы, приводящие к повышенной активности и возбудимости. Также во время диагностики врачи успокаивают родителей, что повышенная возбудимость их малыша, его непоседливость, является только проявлением характера.
Контроль состояния малыша проводится с первых недель жизни. В случае подозрения наличия гиперактивности, врач проводит тщательный анализ поведения ребенка в повседневной жизни.
Диагностика включает три этапа:
- беседу детского психолога с родителями малыша;
- проведение исследований;
- получение консультации у лечащего малыша педиатра.
Для подтверждения диагноза в условиях стационара проводится ЭЭГ, РЭГ, М-Эхо, МРТ. Перед проведением исследований ребенка рекомендуется занять интересной игрой. Можно давать легкое успокоительное.
Симптомы гиперактивности
Медики рекомендуют проводить исследования для подтверждения диагноза в возрасте 5-12 лет. Ребенок уже прошел первые переходные периоды и его характер сформировался. Но первые признаки этого неврологического заболевания проявляются существенно раньше. Родителям рекомендуется обращаться внимание:
- малыш начинает держать головку, ползать, ходить, сидеть раньше сверстников;
- спит меньше нормы и плохо засыпает;
- отличаются высокой чувствительностью в резким звукам, яркому свету и другими неожиданным факторам.
Малышей с СДВГ часто беспокоят вегетативные нарушения. Могут быть частые расстройства желудка, поносы. Часто возникают аллергические реакции.
В числе неврологических симптомов основным становится нарушение концентрации внимания. Кроха с трудом готов концентрироваться на одном занятии или предмете. Он избегает цикличных дел. Стать внимательным малыш способен только во время занятий один на один с педагогом. Движения отличаются хаотичностью. Мимика малыша отличается выразительностью. Он быстро говорит, часто проглатывая слова и перескакивая с одной темы на другую. Кроха импульсивен и при выборе направления действий руководствуется только своими желаниями. Показательным симптомов становится частая смена настроения, склонность к риску.
Все проявления связаны с уязвимостью нервной системы ребенка с СДВГ, которой сложно перерабатывать большой объем поступающей из внешнего мира информации.
Дополнительными симптомами становится:
- нарушение общения со сверстниками;
- возникновение проблем в обучении при нормальном уровне интеллекта;
- отставание в эмоциональном развитии;
- формирующаяся в раннем возрасте заниженная самооценка.
Гиперактивность имеет и положительные стороны. Дети отличаются активностью, они подвижны и деятельны. Прекрасно «считывают» настроение собеседника и ради людей
Когда следует посетить врача
Проблемы с запоминанием и усидчивостью отражаются на успеваемости ребенка. Но даже при относительных успехах на ниве познания ребенок с СДВГ доставляет родителям много проблем. Поэтому большинство пап и мам просто в силу жизненных обстоятельств вынуждены искать помощи у профессионалов. Поводом для посещения детского невролога являются следующие симптомы:
- чрезмерная высокая активность ребенка;
- трудности при общении с другими детьми;
- особенности поведения в детском учреждении и на детской площадке;
- низкая концентрация внимания;
- проявление агрессии по отношению к другим людям и животным;
- неспособность самостоятельно делать уроки;
- отсутствие интереса к учебе вообще.
Конечно, не все активные дети страдают от синдрома повышенной возбудимости. Большинство ребятишек долго не могут усидеть на месте, что естественно для этого возраста. Но при этом их поведение не выходит за рамки дозволенного. Также нужно учитывать, что СДВГ проявляется по-разному у детей разного возраста: одни слишком подвижны, а другие ведут себя нормально, но у них отсутствует концентрация внимания.
Причины гиперактивности
В числе причины возникновения нарушения:
- неблагоприятный ход течения беременности матери, в том числе курение и прием алкоголя в период вынашивания ребенка;
- неврологические нарушения в период внутриутробного развития, например, гипоксия плода, асфиксия по время рождения, преждевременное рождение;
- влияние семейной атмосферы на развитие ребенка в первые месяцы жизни, частые скандалы родителей, недостаточное питание и другие неблагоприятные факторы.
Вероятность возникновения гипервозбудимости вырастает по мере увеличения числа перечисленных факторов, которые проявляются совместно.
Диагноз «гиперактивность»
Такой диагноз может быть поставлен только специалистом после проведения ряда исследований. В последние годы это неврологическое нарушение выделено в отдельную патологию. Диагноз принят официально в международной медицинской практике.
Подтверждение диагноза говорит о наличии хронического неврологического нарушения. Без проведения необходимого лечения оно может сохраниться на всю жизнь. Без терапии болезнь развивается в трех направлениях:
- ребенок перестает верить в себя, замыкается;
- у него могут случиться серьезные нарушения психики, он начнет жить в выдуманном мире;
- справится с патологией самостоятельно, но с большими сложностями.
Скорректировать ход патологии и сделать прогноз благоприятным поможет своевременно начатая терапия.
Коррекция гиперактивности
Родителям важно контролировать с первых дней жизни малыша его развитие. Особенно в случае присутствия негативных факторов, сопровождавших вынашивание ребенка и его появление на свет.
Исключить СДВГ поможет бережное отношение к малышу в семье. В доме должна быть спокойная и благоприятная обстановка. Родителям не рекомендуется повышать на кроху голос, относиться к нему избыточно требовательно.
Важно с самых ранних лет формировать у малыша адекватную самооценку, хваля за мелкие успешно выполненные действия и спокойно обращая внимание на возможные совершенные ошибки. Они неизбежны, но на них не стоит избыточно акцентировать внимание, вызывая у малыша чувство вины. Ребенку важна поддержка старших во всех начинаниях. У него должен быть спокойный режим дня с соблюдением требований обязательного присутствия ежедневных прогулок с активными играми, помощь в контроле над гиперактивностью помогает формирование привычек в области правильного питания.
Такое бережное отношения требуется в отношении любого малыша, но исполнение таких коррекционных правил обязательно в семьях с гиперактивным крохой. Родителям важно регулярно обращаться к врачу для поведения диагностики. В случае наступления острых состояний, врач назначает комплекс корректирующих лекарственных средств. Назначать любые медицинские препараты могут только специалисты. Самостоятельная терапия в выборе курса лечения запрещена.
Признаки и проявления
Излишняя активность легко узнаваема: ребенок непрерывно совершает множество движений, крутится на месте. Не может остановиться по просьбе взрослого, даже там, где требуется спокойное поведение. Чрезмерно подвижные дети легко выходят из равновесия под влиянием внешних стимулов. Есть и другие проявления:
- ребенок не умеет погружаться в игру, мешает другим детям;
- не дослушивает вопросы, сразу отвечает;
- громко говорит, перебивает собеседников;
- не выполняет инструкции взрослых.
Если избыток движения лишь внешнее проявление, то основной структурный признак состояния заключается в нарушении внимания.
Режим работы с 8:00 до 20:00
Телефон
Записаться
Малышу трудно сосредоточиться на чем-либо, он перескакивает с одного дела на другое, ничего не доводит до конца.
Гиперактивность у взрослых
Долгое время СДВГ считалось заболеванием, встречающимся только у маленьких пациентов и проходящим по мере взросления к подростковому возрасту. Проведение исследований в последние годы подтвердили, что гиперактивность может встречаться в любом возрасте. Как правило, постановка диагноза взрослым связана с ошибкой в определении причин гиперактивного поведения в ранние годы. Это вызвало ошибки в проведении лечения. Иногда болезнь просто не диагностировалась.
У взрослых пациентов отмечаются симптомы, аналогичные проявлениям болезни в детском возрасте. За счет адаптации большая часть взрослых пациентов отличается повышенной возбудимостью и гиперактивностью. Это приводит к появлению симптомов:
- возникновение трудностей при работе по инструкциям;
- больные не в состоянии сохранять внимание при выполнении однообразных и утомительных действий;
- имеют слабые организационные способности;
- выполнят одновременно несколько процессов, не завершая действия;
- отличаются забывчивостью при выполнении повседневных обязанностей, могут забывать предметы и цели;
- не в состоянии контролировать громкость голоса, сохранять терпение, например, при стоянии в очереди;
- прерывание высказываний собеседников;
- стремительность и изменчивость поведения;
- повышенная раздражительность.
Специалисты отмечают и другие факторы. Позитивной особенностью СДВГ у взрослых пациентов становится высокая работоспособность. Они часто успешно строят карьеру, достигая значительных карьерных высот. К минусам относится возникновение проблем в межличностном общении, часто мешающих сохранению высокого качества жизни. В том числе разрушающие межличностные связи при низкой адаптации. Лечение гиперактивности может начинаться в любом возрасте. Пациентам назначают корректирующие лекарственные препараты, проводят индивидуальные и коллективные психологические тренинги.
Беспокойный ребенок
Всегда ли повышенная возбудимость у ребенка — признак заболевания? Каково место фитопрепаратов в коррекции повышенной эмоциональной возбудимости? Почему «болезнь роста» иногда требует медикаментозного лечения?
Повышенная возбудимость, эмоциональная лабильность, нарушения сна, быстрая утомляемость — все перечисленные симптомы знакомы врачам не понаслышке. С подобными жалобами родители, уставшие от поведения собственных детей, нередко обращаются к педиатрам, неврологам и семейным врачам. Далеко не всегда оказывается, что у детей имеются выраженные расстройства нервной системы или психоэмоциональной сферы. Тем не менее в большинстве случаев пациентам педиатрического возраста нужна медицинская помощь.
Хотя практика показывает, что зачастую вполне можно обойтись без медикаментозной коррекции, большинство родителей больше доверяют лекарствам. При этом они явно отдают предпочтение так называемым «натуральным» средствам (преимущественно растительного происхождения). Иногда родители отождествляют это понятие с гомеопатическими препаратами, которые далеко не всегда состоят исключительно из растительных компонентов. Лечебный арсенал аллопатических и гомеопатических лекарственных препаратов, представленных в России, позволяет подобрать нужное средство для детей любого возраста.
Несколько более сложным представляется оказание помощи детям с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью (СДВГ), поскольку эти пациенты требуют совместных усилий со стороны неврологов, психологов и психиатров. К сожалению, на сегодняшний день стимулирующих препаратов (риталина, метилфенидата), используемых в других странах мира при лечении СДВГ, в нашей стране нет [1, 2]. Вместо них применяются препараты ноотропного ряда (ноотропил, семакс, пантогам и т. д.) в комбинации с различными поливитаминными препаратами [3]. Средства, подобные упомянутым, должны назначаться исключительно врачами-неврологами (с контролем эффекта лечения, индивидуальным подбором дозировки и периодическим наблюдением).
Особая категория пациентов — это дети в возрасте от года до 3 лет, психоэмоциональный статус которых в период раннего детства характеризуется нестабильностью, повышенной возбудимостью, различными поведенческими реакциями. Для обозначения этого состояния в англоязычной литературе существует термин temper tantrums; в России аналогичного понятия не существует, хотя иногда пользуются выражением «истерики второго года жизни» (что не совсем верно, поскольку, как уже указывалось, описанные выше проявления могут наблюдаться в той или иной степени выраженности у детей до 3-летнего возраста) [4]. До сравнительно недавнего времени среди психоневрологов был принят вполне приемлемый термин «невропатия», но в Международной классификации болезней 10-го пересмотра (МКБ-10) такого понятия больше не существует [5]. Описываемая «болезнь роста», являющаяся в равной степени педагогической и медицинской проблемой, чаще исчезает по достижении детьми указанного возраста, но иногда требует дополнительных назначений препаратов, поскольку может впоследствии трансформироваться в неврозы, неврозоподобные состояния и психопатии. Использование таких транквилизаторов (антианксиолитических средств), как атаракс, элениум, лоразепам, — это довольно серьезный метод медикаментозной коррекции, к которому большинство родителей относятся без энтузиазма.
В то же время существует ряд мягких седативных средств, которые при необходимости можно применять при описанных выше нарушениях у пациентов педиатрического возраста. В частности, детям раннего и дошкольного (а иногда и грудничкового) возраста российские медики чаще всего назначают препараты валерианы, пустырника и так называемую микстуру с цитралем. При этом цитраль, входящий в состав названной микстуры, играет второстепенную роль (он используется в качестве антисептического средства и консерванта). Рецепт этой микстуры может варьировать: валериана (экстракт корня или вытяжка) и/или пустырник, дистиллированная вода или 10%-ный раствор глюкозы, бромид натрия (с давних пор известно, что препараты брома обладают способностью концентрировать и усиливать в коре головного мозга процессы торможения), сульфат магнезии. Добавлять в микстуру антигистаминные средства не рекомендуется.
Валериана (лекарственная). Препараты на ее основе (изолированные настои, настойки, а также растворы в комбинации с другими комплексными средствами) уменьшают возбудимость ЦНС, вследствие чего их принято использовать в качестве седативных средств при нервном возбуждении, нарушениях сна и подобных состояниях. Уже давно доказано, что препараты валерианы снижают рефлекторную возбудимость в центральных отделах нервной системы и усиливают тормозные процессы в нейронах корковых и подкорковых структур головного мозга. При лечении детей раннего возраста чаще используют настои корня валерианы.
Пустырник (пятилопастный). В педиатрической практике используются настои, настойки и (реже) экстракты пустырника. Состав растения настолько сложен, что его до сих пор продолжают изучать. Считается, что седативный эффект настойки пустырника в 2-3 раза сильнее, чем настойки валерианы [6]. Поэтому препараты пустырника используют при повышенной возбудимости, неврастении и неврозах не только у детей и подростков, но и у взрослых. В отечественной медицине кроме валерианы и пустырника широко используется ромашка.
Ромашка аптечная. Это лечебное растение применяется в виде отвара, настойки или чаев, поскольку является мягким седативным средством, эффективным при лечении нарушений сна, дисфункций желудочно-кишечного тракта и пр. Примером могут служить успокаивающий чай и чай из ромашки фирмы Хипп, которые можно рекомендовать в комплексном лечении проявлений перинатального поражения нервной системы с синдромом повышенной нервно-рефлекторной возбудимости, а также здоровым детям — для улучшения сна. В числе действующих компонентов ромашки можно назвать эфирное масло, азулен, флавоноиды, полисахариды, витамины и некоторые другие биологически активные вещества. Помимо приема внутрь, отвары ромашки удобно использовать в качестве наружного средства (ванны).
Среди наиболее распространенных на сегодняшний день седативных средств на натуральной основе, выпускаемых фармакологической промышленностью, следует упомянуть такие широко используемые комплексные препараты, как ново-пассит (производство «Галена А. С./Нортон Хелскэр Лтд», Чехия/Великобритания) и персен (, Словения). Ново-пассит выпускается в виде раствора для приема внутрь и таблеток, а персен в таблетках. В основе обоих препаратов лежит комбинация лечебных трав. Например, в состав ново-пассита входят экстракты боярышника, хмеля, валерианы, зверобоя, мелиссы, страстоцвета, черной бузины и гвайфенезин (последний является также отхаркивающим средством) [7]. Персен состоит из экстрактов валерианы, а также перечной и лимонной мяты [8]. Ниже рассмотрим наиболее важные растительные компоненты этих двух препаратов.
Мята перечная. Вытяжки из травы мяты перечной наряду с желчегонным, антисептическим и болеутоляющим эффектом обладают успокаивающими и спазмолитическими свойствами, а также оказывают рефлекторное коронарорасширяющее действие. Сходным эффектом обладает также мята лимонная (мелисса), которая, как и мята перечная, относится к эфиромасличным растениям. Мята и мелисса входят в состав детского чая Хипп, который можно рекомендовать как общеукрепляющее средство.
Боярышник (кроваво-красный, колючий и пятипестичный). Общеизвестны кардиотонические и спазмолитические свойства препаратов боярышника (за счет содержания тритерпеновых соединений и флавоноидов), используемые в терапии заболеваний сердечно-сосудистой системы. Но впоследствии было обнаружено, что настои и экстракты этого растения позволяют улучшить снабжение кислородом не только миокарда, но также и нейронов головного мозга. Седативная активность препаратов боярышника объективно доказана. Вследствие этого, а также по причине малой токсичности препаратов растения боярышник получил довольно широкое распространение в качестве успокоительного средства (настой цветков или плодов растения, настойка боярышника и т. д.).
Хмель обыкновенный. Ценность этого травянистого многолетнего растения не ограничивается его использованием в качестве сырья для пивоваренной промышленности. Нейротропное действие галеновых препаратов из шишек хмеля связывают с наличием в них лупулина, оказывающего успокаивающее действие на ЦНС [6]. Масло хмеля (наряду с другими компонентами) входит в состав препарата валокордин («Кревел Мойзелбах», Германия). В педиатрии он может применяться по 3-15 капель 3 раза в день (до еды с небольшим количеством жидкости) в зависимости от возраста и симптомов [7].
Зверобой (продырявленный). Трава зверобоя обладает многосторонними фармакологическими свойствами, среди которых особого внимания заслуживает спазмолитический эффект, а также капилляроукрепляющее действие, типичное для соединений, содержащих витамин Р. Поэтому зверобой является ценным компонентом седативных лекарственных сборов и довольно широко используется в этом качестве.
Среди гомеопатических средств в свете рассматриваемой проблемы интерес для врачей представляет нервохель (, Германия). Препарат выпускается в сублингвальных таблетках, которые рекомендуется принимать по одной 3 раза в день. Противопоказаний к применению препарата нет, а побочные эффекты на фоне приема не выявлены [8]. Другим препаратом со сходным эффектом является валерианахель. Помимо настойки валерианы в состав этого гомеопатического средства входят боярышник, мелисса, ромашка, овес посевной (содержащийся в овсе комплекс витаминов группы В играет важную роль в осуществлении трофической функции нервной системы) и другие компоненты. Валерианахель назначают детям с 2-летнего возраста (детям 2-6 лет — по 5 капель 3 раза в день, пациентам 6-12 летнего возраста — по 10 капель 3 раза в день) [8].
В ряде случаев проблему беспокойного ребенка можно решить, не прибегая к назначению каких-либо медикаментозных средств. Этому способствуют некоторые режимные мероприятия (контроль за продолжительностью дневного и ночного сна, прогулки на свежем воздухе, рациональное питание), закаливание, лечебные ванны (со сборами трав или солей), правильное воспитание, адекватный психоэмоциональный климат в семье и т. д.
Иногда беспокойный ребенок является продуктом социальной депривации или гиперопеки в семье. Именно по этой причине детям дошкольного возраста рекомендуется посещать детские сады. Даже практика привлечения к воспитанию малыша нянь и гувернеров (популярная среди материально обеспеченных россиян) не в состоянии заменить общение ребенка с другими детьми, способствующее элементарному постижению норм социальной жизни.
Тем не менее врачам необходимо ориентироваться среди многочисленных медикаментозных препаратов, предлагаемых в качестве седативных средств. Лишь в этом случае можно обеспечить своевременную коррекцию возникших нарушений психоэмоциональной сферы. Концепция доказательной медицины подразумевает, что при принятии клинических решений следует руководствоваться наиболее достоверными и проверенными сведениями об эффективности назначаемого лечения [9].
Литература
- Child Neurology (Menkes J. H., Sarnat H. B., eds.). 16th ed. Lippincott Williams and Wilkins. Philadelphia-Baltimore. 2000. 1280 р.
- Nelson textbook of pediatrics (Behrman R. E., Kliegman R. M., Jenson H. B., eds., Nelson W. E., Sr. Ed.). 16th ed. Philadelphia-London.-W. B. Saunders. 2000. 2414 р.
- Лебедев Б. В., Фрейдков В. И., Шанько Г. Г. и др. Справочник по неврологии детского возраста / Под ред. Б. В. Лебедева. М.: Медицина, 1995. 448 с.
- Zigelman D. The pocket pediatrician. Doubleday. New York — London, 1995. 432 p.
- Булахова Л. А., Саган О. М., Зинченко С. Н. и др. Справочник детского психиатра и невропатолога / Под ред. Л. А. Булаховой. К.: Здоров’я, 1985. 288 с.
- Cоколов С. Я., Замотаев И. П. Справочник по лекарственным растениям (фитотерапия). 2-е изд. М.: Недра, 1987. 512 с.
- Регистр лекарственных средств России «Энциклопедия лекарств» /Гл. ред. Г. Л. Вышковский. 9-е изд., перераб. и доп. М.: РЛС-2002, 2002. 1504 с.
- Справочник Видаль. Лекарственные препараты в России: Справочник / Вед. ред. Е. А. Толмачева, 8-е изд., перераб., исправл. и доп. М.: АстраФармСервис, 2002. 1488 с.
- Клинические рекомендации, основанные на доказательной медицине: Пер. с англ. / Под ред. И. Н. Денисова, В. И. Кулакова, Р. М. Хаитова. М.: ГЭОТАР-МЕД, 2001. 1248 с.
Гиперактивность у школьников
В школьные годы СДВГ становится причиной возникновения проблем с освоением образовательной программы. Низкий уровень умения сохранять внимание во время уроков, отсутствие готовности концентрироваться во время выполнения домашних заданий становится причиной значительного снижения успеваемости. Отсутствие контроля со стороны медиков приводит к повышенной тревожности.
Школьники, страдающие гиперактивностью, попадают в разряд неуспешных учеников, несмотря на идеальное состояние интеллектуальных способностей. Ребенок становится нервным и вспыльчивым. У него снижается самооценка.
Проявление гиперактивности
Для людей с этим неврологическим нарушением свойственно:
- неспособность концентрировать внимание на выполнении однообразных рутинных действий;
- больной СДВГ не в состоянии концентрировать внимание при поддержании разговора;
- он бывает раздражительным и капризным, склонным к перепадам настроения;
- таким людям свойственная импульсивность и склонность к риску.
Проведение диагностики необходимо для выявления патологии. Часто указанные симптомы могут сопровождать определенную эксцентричность человека, у которого нет неврологических патологий. Также они сопровождают некоторые сложные психиатрические нарушения.
Проведение обследования рекомендовано для точной установки диагноза. Это позволит разработать действенный вариант комплексной терапии, оказывающей полноценную и квалифицированную помощь. Лечение гиперактивности проводится в амбулаторных условиях. В большинстве случаев проводится психологическая терапия, без использования медикаментов или применения лекарств в минимальных дозировках.
Рекомендации врачей
Любой ребёнок, которого приводят за помощью к врачу, является личностью, потому нет каких-то определенных правил корректировки поведения. Надо учитывать все особенности характера и условий, которые окружают малыша. Но существуют положения, от которых надо отталкиваться при лечении и воспитании:
- Контроль времени. Малыши с этим заболеванием часто не в состоянии сами контролировать время. Поэтому необходимо следить за тем, чтобы они укладывались в нормативы, выполняя задания. Последние нужно записать на бумаге и повесить над письменным столом. Необходимо своевременно замечать и поправлять ребёнка при чрезмерном переключении внимания. Спокойно возвращать к выполняемой задаче.
- Особенности запретов. Нехватка внимания и повышенная активность выражается в абсолютном отрицании детьми любых запретов. Здесь есть одно правило: отсутствие во фразах слов «нельзя» и «нет». Вместо этого, надо построить фразу так, чтобы в ней подразумевалось действие, а не запрет. То есть, вместо фразы: «Не прыгай на кресле», можно сказать: «Давай прыгать вместе», и поставить малыша на пол, после, постепенно утешая, переключить его на другой вид занятий.
- Конкретика выполнения. Особенность прохождения патологии не дает возможности детям соблюдать логическое мышление. Чтобы облегчить понимание, не стоит перегружать предложения, из которых вы формируете задание.
- Последовательность выполнения заданий. Заболевание провоцирует у маленьких пациентов рассеянность. Нужно не забывать, что несколько заданий, которые вы даете одновременно, просто не воспринимаются детьми. Воспитателям надо самим следить за динамикой процесса и поручением очередных заданий.
Игры для таких дошкольников обязаны отвечать нескольким главным правилам.
- Первое из которых подразумевает организацию спокойной фазы, когда требуется произвести переосмысление игрового процесса, а после небольшого перерыва — продолжить игру. Главное, перед завершением игрового процесса воспользоваться моментом физической усталости и попробовать переключить маленького пациента на конструктивную работу, но в спокойном тоне.
- Второе правило заключается в том, что игровое время должно служить естественной физиологической и эмоциональной разгрузкой. Для этого ребёнку требуется соответствующее пространство. Игровой процесс обязан ненавязчиво направлять его в конструктивное русло.
Старшим детям полезны спортивные занятия. Надо лишь правильно выбрать конкретный вид спорта. Некоторым больше подойдут командные игры, другим — индивидуальные. В любом случае нужно решить проблему чрезмерного возбуждения, перенаправляя энергию в конструктивное русло.
Гиперактивность у детей дошкольного возраста
СДВГ у детей, которые еще не достигли школьного возраста, отличается определенными особенностями. Гиперактивность у пациентов отмечается с самого раннего возраста, что говорит о фактически врожденной предрасположенности к потенциальным нарушениям. При этом медики не рекомендуют ставить диагноз, подтверждающие неврологическое нарушение, ранее возраста в 5-12 лет.
Это связано с особенностями формирования психики маленького ребенка. Многие дети отличаются повышенной эмоциональностью, что не говорит о присутствии патологии. Дополнительно на поведении сказываются первые кризисы переходного возраста, которые человек переживает с разной степенью тяжести в период примерно трех и семи лет. В это время каждый ребенок становится капризным, начинает привлекать к себе внимание взрослых, становясь или слишком пассивным или гипервозбудимым.
В дошкольном возрасте родители или педагоги могут только обратить внимание на некоторую предрасположенность малыша к будущему развитию патологии. Если симптомы на протяжении месяцев и лет сохраняются, родители должны тщательно следить за поведением ребенка, обращать внимание на его общение со сверстниками, успехи в обучении. Подтверждение диагноза проводится только после минимум пятилетнего возраста.
Синдром гиперактивности является патологией, способной без должной терапии существенно ухудшить качество жизни пациента в любом возрасте. Контроль этого неврологического диагноза выполнятся опытными специалистами. Помощь врачей и родственников обеспечивает должную корректировку поведения людей, страдающих СДВГ.