В мире живут люди с разным характером и восприятием. Нам известен: визуал, аудиал и дигитал, а кто такой кинестетик? Кинестетик это человек познающий мир через кожу. Как это объяснить? Визуал, чтобы воспринимать предметы, должен их изучить. Ему доставляет особое наслаждение созерцать мир. Аудиал на слух воспринимает события. Кинестетики это люди, которые должны чувствовать вещи, прежде чем познать их. Это тот человек, который влюбляется в людей после того, как почувствует, что они хорошие.
Признаки, типичные для людей кинестетиков
Определение относится к обучению через чувство. Вс учитывается – положение тела, движение мышц, вес. Все проходит через нервные окончания. Примером кинестетики является характер тренировки на уроке физкультуры.
В учебе требуется изучать предмет касаниями. Надо трогать его, чтобы понять, какой он есть.
Чтобы учеба доставляла удовольствие кинестетик это должен делать:
- шагать;
- жевать резинку;
- кататься в кресле-качалке;
- стучать карандашом или ногой.
Обучающиеся кинестетики часто одарены физическими упражнениями, такими как бег, плавание, танцы и другие виды спорта. Они очень скоординированы и прекрасно чувствуют свое тело в пространстве и время своего тела. У них отличная зрительно-моторная координация и быстрая реакция.
Кинестетика что это – обучение на собственном опыте. Таким образом вы учитесь всякий раз, когда собираете новую информацию посредством физической активности. Вам также может быть интересно узнать о множественном интеллекте.
Кинестетическое и кинетическое развитие детей с интеллектуальными нарушениями
Кинестетическое и кинетическое развитие детей с интеллектуальными нарушениями
Двигательные нарушения у детей с интеллектуальными нарушениями являются составной частью основного дефекта и определяются теми же механизмами, что и основной дефект. Так, моторная недостаточность тонких дифференцированных движений пальцев рук, кинетического и кинестетического ручного праксиса, сложных координированных движений определяется недоразвитием аналитико-синтетической деятельности коры головного мозга, а если конкретно, то недоразвитием двигательно-кинестетического анализатора.
Кинестетические ощущения (от греч. kineo — двигаюсь и aesthesis — ощущение) — ощущения движения, положения частей собственного тела и производимых мышечных усилий. Данный вид ощущений возникает в результате раздражения проприорецепторов (от лат. proprius — собственный и capio — брать, принимать) — специальных рецепторных образований, расположенных в мышцах, сухожилиях, суставах и связках; именно они дают информацию о движении и положении тела в пространстве.
Роль кинестетических ощущений в психической деятельности была выделена еще И. М. Сеченовым, который считал, что «мышечное чувство» является не только регулятором движения, но и психофизиологической основой пространственного видения, восприятия времени, предметных суждений и умозаключений, абстрактно-словесного мышления.
Кинестетические ощущения тесно связаны с работой вкусовых, болевых, температурных, зрительных рецепторов, расположенных на поверхности тела и воспринимающих раздражения из внешней среды. Особенно отчетливо это выступает в осязании, являющемся комбинацией кинестетических и кожных ощущений, при которой важную роль играют зрительный, слуховой, вестибулярный анализаторы и др.
Мышечно-двигательная чувствительность является важным компонентом не только процесса осязания, но и процесса пространственного ориентирования (Б. Г. Ананьев, А. А. Люблинская). Двигательный анализатор дает возможность «измерить» предмет, используя в качестве мерок части своего тела. Он также служит механизмом связи между всеми анализаторами внешней и внутренней среды при ориентировке в пространстве. Использование при этом зрительного контроля приводит к точности движений и их оценке, адекватности степени мышечных напряжений.
Итак, кинестетическая чувствительность является базовой для формирования межсенсорных связей: зрительно-двигательных в процессе пространственного зрения, слухо-моторных и зрительно-моторных при письме, речедвигательных при произношении, тактильно-двигательных в процессе взаимодействия с окружающим миром и др.
Данный вид ощущений неясно различается сознанием, выступая, по характеристике И. М. Сеченова, в виде «темного мышечного чувства», но при специальном внимании и тренировке в правильном сокращении и расслаблении мышц кинестетическая чувствительность становится заметна и используется как сознательный контроль за движениями (их силой, скоростью, размахом, ритмом и последовательностью).
Дети с интеллектуальной недостаточностью, имеющие двигательные нарушения, не умеют быстро и точно начать движение, поменять темп и ритм движений, испытывают затруднения при выполнении противоположных движений. Недоразвитие кинестетической чувствительности вызывает возрастание двигательной недостаточности при выполнении сложных движений, когда требуется управление движениями, четкое дозирование мышечных усилий, точность, пространственно-временная организация движений, т. е. сенсомоторная координация.
Как показывают исследования, кинестетический контроль становится устойчивым лишь к 7 годам, к тому же он преимущественно направлен не на процесс движения, а на его результат. В дошкольный период происходит наиболее существенное совершенствование способностей к дифференцированию мышечных напряжений, благодаря чему ребенок успешно овладевает некоторыми координированными симметричными движениями (в частности, движениями верхних конечностей), но перекрестные движения у него еще продолжают вызывать значительные затруднения.
А. В. Запорожец подчеркивал важность осознанного формирования двигательного действия. К 5—8 годам в норме дети могут выполнять достаточно сложные моторные действия на основе предварительной речевой инструкции. Значит, процесс обучения осознанному выполнению движений должен предусматривать четкую, доступную, поэлементную словесную инструкцию и демонстрацию действия.
Совершенствование точности движения и овладение навыками контроля и самоконтроля осуществляются в процессе более длительной тренировки и включения в нее высших познавательных процессов, развития навыков анализа своих проприоцептивных (внутренних) ощущений. Для этого необходимо проведение специальных упражнений на развитие зрительно-моторной координации с предметами и без них, физических упражнений на развитие симметричной мышечной силы тела, на координацию движений верхних и нижних конечностей, других частей тела. Это способствует улучшению адаптации в пространстве и его более уверенному освоению, повышению работоспособности ребенка, статической и динамической выносливости.
Кинестетическая (от греч. kinema — движение) чувствительность не может быть отделена от кинетического фактора развития детей.
Кинетика — совокупность телодвижений, применяемых в процессе человеческого общения, изучает поведение человека в его невербальных проявлениях, к которым относятся мимика (движения мышц лица), пантомимика (движения всего тела), «вокальная мимика» (интонация, тембр, ритм и др.), пространственный рисунок (выразительность, сила проявления чувств, переживаний). «Кине» — мельчайшая единица движения, как бы буква движения тела, считывая которую можно интерпретировать передаваемые через жесты или другие движения тела сообщения.
Двигательное действие — понятие психологическое, по механизму возникновения всегда произвольно, преднамеренно (т. е. сознательно управляется), а следовательно, мотивированно — формируется исходя из определенного смысла. Выделяются предметные двигательные действия, действия по перемещению тела, действия по установке и поддержанию позы, коммуникативные действия. В данной работе более подробно мы остановимся на действиях по перемещению тела и поддержанию позы.
Двигательная реакция человека на разнообразные ситуации является врожденной и имеет приспособительный характер. В процессе воспитания эта способность приобретает способы реагирования, характерные для человека, принятые в данном обществе. По движениям можно определить состояние внутреннего мира человека, его настроение, эмоциональный фон.
В целостной структуре развития человека с давних пор двигательному анализатору отводится особая роль. Познание мира ребенком начинается именно с двигательных действий: малыш берет предметы, сосет их, грызет, манипулирует ими, зрительно обследует с помощью движения глаз. Позже добавляется речедвигательный компонент моторики, т. е. называние предмета.
Движение служит в качестве рабочего инструмента при восприятии предметов, их свойств, явлений окружающего мира. Гибкое управление телом позволяет ребенку более быстро и точно реагировать на все воздействия и более правильно воспринимать их. Поэтому можно сказать, что совершенные движения лежат в основе интеллектуального развития.
Изначально формирование двигательных умений происходит с опорой на ощущения с внешних (слуховых, зрительных и др.) и внутренних (проприоцептивных) рецепторов. Мышечно-суставные ощущения возникают при многократном выполнении движения. Значит, разучивание двигательных действий должно носить характер сознательных попыток воспроизвести его программу. Автоматизация движений достигается путем выполнения разнообразных упражнений, направленных на снятие напряжения, придание действию плавности, точности, нужной скорости.
Коррекционные занятия по развитию кинестетического и кинетического восприятия нацелены на осмысленное выполнение детьми упражнений, их словесное опосредование и анализ, на осуществление самостоятельной регуляции темпа, ритма, координации движений и др., т. е. на формирование у них способов контроля и самоконтроля за движениями.
Дети с интеллектуальной недостаточностью не в состоянии длительно контролировать свои движения ни со стороны внешнего результата, которого нужно достичь, ни со стороны самого двигательного процесса.
Отметим, что способность ребенка к произвольным действиям проявляется в следующем: — оценке партнера и организации адекватных ответных действий; — программе своей деятельности и осуществлении ее регуляции; — корректировке своей деятельности по ходу выполнения.
Развитие сложных двигательных умений первоначально формируется как двигательный образ каждого отдельного движения. В свободном поведении эти образы выстраиваются в определенный алгоритм, который руководит движениями.
Все позы и движения закрепляются у ребенка на трех уровнях:
— зрительном — восприятие выполнения движений другими людьми;
— словесном (понятийном) — называние (вербализация) этих движений (команда себе или другим) или понимание команды других людей;
— двигательном — самостоятельное выполнение движений.
Целостный образ поз и движений формируется на основе взаимосвязи всех уровней, тогда они обеспечивают быструю реакцию ребенка при восприятии на любом уровне. Успешность восприятия движений способствует двигательной активности ребенка, более легкому освоению разнообразных движений и координации в пространстве. Решающее значение при этом имеют регулярность повторений и закреплений движения и положительный эмоциональный фон, создаваемый путем одобрения, подчеркивания важности и результативности деятельности ребенка.
Обучение детей овладению различными движениями и позами предусматривает проведение работы по разным направлениям:
— формирование представлений о схеме собственного тела;
— знакомство с разным качеством движений (быстрые — медленные, мягкие — жесткие, тяжелые — легкие, сильные — слабые и др.);
— обучение технике движения (отрывистое, мягкое, плавное, четкое, фиксированное, замедленное и др.);
— овладение выразительными движениями и формирование положительного образа своего тела в движении;
— овладение разными способами невербальных коммуникаций (мимика, пантомимика и др.);
— работа с ритмом;
— работа с воображаемыми предметами;
— овладение элементами расслабления, освобождения от мышечных зажимов, снятия напряжения, эмоционального раскрепощения.
Использование всех возможных форм организации детей (индивидуальные, парные, групповые упражнения и игры, связанные с двигательной активностью) способствует коррекции психомоторной сферы ребенка.
Приведем примеры игр на движение: игры-подражания (имитации), игры с ограничениями движений, игры — движения по звуковому сигналу, игры с мнимыми предметами и др., которые позволяют сформировать у детей связь между движениями и смыслом ситуации, учат понимать язык движений, говорить на нем и управлять своими движениями в соответствии с ситуацией.
Имитационные упражнения: бабочка летает, обезьянка прыгает, кенгуру скачет, мячик подпрыгивает, пружинка распрямляется, маятник раскачивается, рыбка плавает, собака идет по следу, ветер дует и т. д.
Упражнения выполняются стоя, сидя, лежа; на месте и в движении, при сочетании движений туловища, ног с подобными и противоположными движениями рук.
Игры на восприятие предметов в движении: игры в воображаемые снежки, камушки (бросаем в море, играем на берегу и др.); передача по кругу воображаемого предмета (мяч, кирпич, флажок и др.), рисование орнамента рукой в воздухе и др.
Двигательные упражнения: различные движения головой, руками, туловищем с остановкой по сигналу и проверкой правильной осанки. Использование музыкального сопровождения при выполнении подобных упражнений усиливает коррекционный эффект, создает положительный эмоциональный настрой.
Игры на восприятие команды в движении
«Стоп-сигнал» — остановка по одному сигналу, а по другому сигналу изменение направления движения. «Противоположное действие» — на фоне всех дословно повторяемых действий выполнение одного их них, обозначенного заранее, в противоположном виде. «Запретный номер» — педагог называет количество повторений каждого упражнения, дети выполняют за исключением того, который заранее обозначен запретным номером.
Сохранение позы требует от детей с интеллектуальной недостаточностью специальной внутренней активности. Решению этой задачи способствуют следующие простые упражнения: присесть, встать, топнуть, хлопнуть руками, покачать головой и т. д.; более сложные движения: прыжки, действия с предметами — переносить, переставлять, перекладывать кубики, кегли и т. д.
«Сделай по рисунку и замри» Ребенку показывают карточки со схематичным изображением движения или позы. Ребенок должен принять такую же позу. Варианты: — показ поз другим ребенком, взрослым.
Очень полезны игровые упражнения, помогающие расслабиться, снять мышечное напряжение, так как только физически свободно чувствующий себя ребенок спокоен и психологически защищен.
Приведем примеры игр: «Хлопай и качайся» (под успокаивающую музыку); «Штанга» (имитация ее подъема и бросания на пол); «Качели» (имитация качания на качелях); «Подвески» (кукла-марионетка); «Тряпичная кукла» (выполнение разных движений расслабленными руками, ногами, головой и т. д.); «Холодно — жарко» (холодно — сжались, напряглись; жарко — расслабились); «Спать хочется» (ребенок хочет встретить Новый год, но не может и засыпает: повисли руки, опустилась голова и т. д.); «Котенок» (спит, потягивается, умывается и др.); «Шалтай-болтай» — выполнение движений с одновременным произнесением слов.
Инсценируя стихотворение, дети передают в движениях и мимике напряжение, усталость, расслабленность, беззаботность. Соединение разных контрастных состояний человека требует переключения внимания и быстроты реакции.
Упражнения на смену положения туловища (например, вытягивание вверх туловища и рук, затем полное расслабление и опускание в полуприсед) и на смену движения (например, резкие движения в напряженной ходьбе на мягкие плавные движения в мягкой ходьбе и др.) помогают ребенку сконцентрировать внимание на анализе своих кинестетических ощущений, что в дальнейшем приводит к свободному управлению своим телом.
Преодолению скованности, двигательной пассивности способствуют упражнения на развитие выразительности движений.
«Пешеходы идут» Дети изображают людей разного возраста с разными походками: старушка ведет собачку на поводке, ученик опаздывает в школу, старичок идет с палочкой, мама ведет за руку малыша, шагают военные и др.
«Выразительные движения» — поднять тяжелый чемодан: корпус наклонен вперед, колени чуть согнуты, прямые руки опущены вниз; — брать в руки поочередно то очень холодный, то очень горячий предмет: резко отдергивать протянутую руку; — нести в руках легкий пакет; — показать движениями, что на улице жарко и др.
«Зоопарк» Каждый ребенок изображает какого-либо животного, сидя за стулом (как будто в клетке).
Психомоторика участвует как в вербальных, так и в невербальных средствах общения. Овладению невербальными способамикоммуникации детям помогут следующие упражнения:
— дыхательные: задувание свечи, выдувание мыльных пузырей и др.;
— на согласование дыхания с движениями рук, на изменение глубины и темпа дыхания в соответствии с характером движения (под хлопки, под счет, под музыку);
— мимические и пантомимические упражнения.
«Иностранец» В гости «приехал» иностранец, который не знает русского языка, а вы не знаете его языка. Предложите ребенку пообщаться с ним, показать свой класс, школьные принадлежности, пригласить пообедать. Все это надо сделать без слов. «Через стекло» Детям предлагается сообщить что-либо через стекло мимикой и жестами на определенную тему: вернись домой; надень шапку, а то холодно; купи бананы и др.
Игры на восприятие роли в движении:
«Иголка и нитка» — один ребенок (иголка) бегает, меняет направление движения, темп, использует дополнительные движения; остальные дети (нитка) детально повторяют все его движения.
Ситуации в движении:
«Назойливая муха» — упражнение на мимику: воображаемая муха летает — следим, села на нос — сморщились, сдуваем, махнули рукой, нахмурились и т. д. Такие задания и упражнения способствуют развитию внимания, наблюдательности, чувственного восприятия, помогают преодолению замкнутости, двигательному раскрепощению. Проблема, обозначенная нами в данной работе, к сожалению, недостаточно полно разработана в отечественной психологической науке. Но практика показывает, что коррекционно-образовательный процесс, построенный на взаимосвязи двигательных, интеллектуальных и психомоторных способностей, более всего отвечает естественному развитию ребенка.» (С)
Метиева Л. А., Удалова Э. Я. Развитие сенсорной сферы детей
Мужчины и женщины кинестетики
Кинестетика что это такое? Может ли она отличаться по возрасту или полу? Чтобы это определить, нужно познакомиться с представителями.
Женщина кинестетик вам обязательно встретится в спа-салоне. Они будут радостно отдаваться заботливым рукам массажиста, нежится в джакузи, делать разные пилинги и обертывания. Также девушка кинестетик охотно посещает парикмахерскую. Здесь ее расчесывают, красят, сушат локоны. Благодаря такой любви к прикосновениям, женщины всегда хорошо выглядят. Мужчины всегда рады тому, что у них в отношениях появилась такая девушка. Она будет проявлять нежность. Для нее необходимо обниматься, целовать, делать массаж партнеру. Единственный минус – в ее нелюбви к дискомфорту. Так как для нее тактильность стоит на первом месте, то кинестетик не будет носить тесную или узкую обувь. Она не избавится от старого растянутого свитера, если в нем она себя чувствует уютно.
Рекомендуем к прочтению → Как научиться быть оптимистом и радоваться жизни: советы психолога
Мужчина кинестетик выбирает себе партнершу не по внешнему виду. Ему нужна такая дама сердца, которая имеет подходящую для него фигуру. Кожа должна быть здоровой, гладкой и шелковистой.
Парня можно узнать по ухоженным волосам, маникюру. Он также посещает массажный кабинет и не стыдится этого. Одинаково с девушкой кинестетиком, он будет выбирать старую, но удобную обувь, вместо модных тесных туфель.
Кинестетическое ощущение | «Тело и зрелое поведение»
Перевод главы «Шестое чувство» из книги М. Фельденкрайза «Тело и зрелое поведение» (1949).
Надлежащая вертикальная осанка более эффективна, чем остальные. Антигравитационные механизмы стремятся привести тело в вертикальное выравнивание, или выражаясь более точно, в конфигурацию, когда несущие весовую нагрузку внутренние поверхности суставов подвергаются только нормальной компрессии. Большинство преимуществ нестабильной вертикальной позы пропадает, если это условие не удовлетворено.
Поэтому возникают несколько вопросов:
1) Что позволяет тем, кто использует правильные или лучшие способы выполнения действий, отличать их от остальных способов и таким образом продолжать использовать именно их?
2) Почему те, кто усвоил худший способ, обычно придерживаются его несмотря на то, что видят примеры лучшего использования вокруг себя?
Может быть это нечто неуловимое, je ne sais quoi (франц. “сам не знаю что” — прим. пер.), которое по-видимому есть у некоторых людей, иногда называемое инстинктом, что-то вроде шестого чувства? Именно, это и есть шестое чувство! Кинестетическое ощущение. Это чувство, при помощи которого мы воспринимаем движением мышц, их вес, положение в пространстве и т.д.
Органы, связанные с этим чувством, рассеяны по всему телу. Это проприоцептивные нервные окончания, которые мы уже описывали. Координирующим центром является лабиринт, внутреннее ухо. Общий принцип работы состоит в следующем. Все ощущения находятся с вызвавшим их стимулом в постоянном отношении. К примеру, если вы держите в руке вес 10 кг, закрываете глаза и определенный вес бесшумно добавили к весу, который вы уже удерживаете, вы не узнаете об этом до тех пор, пока добавляемый вес не станет достаточно большим, чтобы вызвать минимальную различаемую разницу в ощущениях. Вы не заметите как муха сядет на 10 килограммовый груз, но вы точно заметите, если добавят еще полкилограмма; в действительности, вы скорее всего заметите добавление и 200 граммов или даже меньшего веса, так как коэффициент для данного ощущения равен от 1/20 до 1/40. Это означает, что если вы удерживаете 1 килограмм, вы сможете заметить добавление от 25 до 50 грамм. Выражаясь простыми словами, закон Вебера-Фехнера означает, что чем меньший вес вы удерживаете, тем меньший добавляемый или убираемый вес вы сможете заметить.
Данный закон применим приблизительно для всех ощущений — света, звука, тепла, боли, запаха, мышечных усилий и т.д.
В более точных терминах мы скажем что существует логарифмическая зависимость между ощущением и стимулом, а именно: “Разница в стимуле (I), которая производит наименьшую различаемую разницу в ощущении (S) всегда пропорциональна величине значения стимула (I)”. То есть:
Это соотношение известно как закон Вебера-Фехнера, он распространяется на среднюю часть диапазона воспринимаемых значений раздражителя. Люди, которые по-видимому спонтанно предпочитают лучший способ делания — это те, которые обладают способностью замечать маленькие различия в ощущениях. Все ощущения, в которых задействована мышечная активность, в значительной степени зависят от степени тонуса, присутствующего в мускулатуре. Когда тонус наименьший из возможных, вы ощущаете малейшее увеличение усилий. Легкое и плавное действие получается, когда цель достигается с наименьшим количеством напряжения, которое, в свою очередь получается, когда тонус минимален. Чем меньше присутствующий стимул, тем меньше изменение, которые мы воспринимаем или способны заметить. Когда сохраняется правильная вертикальная осанка, то есть, поддерживающаяся за счет минимального необходимого тонуса мышц, мы не только ощущаем мельчайшие изменения, так что выравнивание положения, когда это необходимо, начинается в подходящее время, но само тело способно выравнить себя немедленно без подготовки. Практически любое обучение начинается с проб и ошибок. Люди с хорошим кинестетическим ощущением склонны к низкому тоническому сокращению мышц и оказываются не удовлетворены до тех пор, пока не находят способ выполнения действия, который включает в себя минимальную величину напряжения; кроме того предел, до которого устраняются ненужные усилия, ближе к идеальному минимуму. В нашем образовании упор делается на результат, а не на способ его достижения; даже если результат достигается за счет больших усилий, чем в действительности необходимо. При высоком уровне усилий человек не может обнаружить маленькие различия; поэтому после достижения определенного уровня улучшать деятельность становится невозможным.
Таким образом, процесс самовопроизводится; грубое кинестетическое ощущение имеет тенденцию становиться все грубее и грубее, более тонкое становится более утонченным. Человек воспринимает определенную активность как достаточно хорошую, и с повторением она становится привычной. Привычный способ действия ощущается как правильный из-за повторяющегося его [собственного] одобрения.
Это отвечает на два вопроса: почему некоторые люди спонтанно находят лучший способ делать и почему многие, несмотря на пример, подаваемый другими людьми, продолжают использовать свой худший способ. У них нет средств почувствовать разницу. До тех пор, пока они не осознают этого интеллектуально, они вообще не знают об этом. Интеллектуального осознавания, однако, недостаточно для того, чтобы принципиально изменить положение вещей. Потому что все, что они могут сделать, это наблюдать за другими людьми и имитировать грубые наблюдаемые различия. Многие люди продолжают действовать подобным образом всю свою жизнь. Они обнаруживают, что все требует тренировки и руководства. Они никогда не могут хорошо играть на пианино, они не могут плавать, танцевать или делать что-либо еще тем чудесным образом, как “талантливые” люди, которые просто схватывают все налету. Им потребовалось бы прожить свою жизнь несколько раз, чтобы иметь достаточно времени для тренировок, то есть для имитации видимых различий в достойных восхищения действиях других людей.
Однако благодаря большой важности обучения у людей ухудшение обычно не доходит до такого состояния, когда восстановление невозможно. Корректирующий сознательный контроль делает возможным улучшение любого действия, даже если способ его выполнения не является правильным. Это достигается окольными путями и за счет дополнительных затрат сил. И поэтому люди, ходящие самым неуклюжим образом, могут ходить столь же быстро, как и другие. Тот факт, что конечный результат может быть достигнут часто независимо от того, какое количество усилий вкладывается в его достижение, является очень благоприятным, так как делает жизнь возможной для большого числа людей, которые делают вещи несовершенным образом.
Рассмотренный процесс, если можно так выразиться, является замкнутым кругом, самокомпенсирующимся и достаточным для определенного способа существования, зафиксированного на низком уровне. В нормальных условиях не имеет большого значения, имеет ли человек хорошее кинестетическое ощущение или нет. Обычно времени для обучения достаточно, и для окружающего мира несущественно, сколько усилий вкладывается в действие, при условии, что цель достигается. Если требуется завернуть винт, не столь важно, используется ли отвертка умелым образом или нет; его можно завернуть даже ножом. Редкие и по своей сути не повторяющиеся действия могут выполняться таким образом. Если требуется завернуть только один или незначительное количество винтов, нож может не сильно пострадать, и винты могут быть закручены достаточно хорошо. В привычных и постоянно повторяющихся действиях сохранить инструмент является крайне важным. В живом организме инструмент должен улучшаться с использованием, иначе идеальное действие возможно лишь в течение ограниченного времени. Если нож использовать для закручивания большого числа винтов, он станет бесполезным и как нож, и как отвертка.
Надлежащий способ действия должен оставлять инструмент в хорошем и, если возможно, улучшенном состоянии. Неумелое действие требует больше энергии, чем правильное действие. Часть энергии, которая не ответственна за выполнение действия, расходуется на воздействие на инструмент, органы и другие механизмы, которые используются в действии. Никакое действие не является идеально эффективным, то есть полная затрачиваемая энергия всегда больше чем энергия, расходуемая на выполнение действия. Разница между ними у живых организмов ощущается как трудность. Эффективное действие ощущается как легкое и плавное, и, по причинам, которые мы не можем рассматривать в данный момент, выглядит и чувствуется грациозным. Люди с плохим кинестетическим ощущением чувствуют только чрезвычайную неэффективность. Тем не менее они иногда по чистой случайности успешно выполняют определенное действие более эффективным способом, чем обычно, и приходят в восторг от ощущения плавности, которое люди с хорошим кинестетическим ощущением испытывают большую часть времени.
Мы обычно склонны думать, что постоянная тренировка приводит к хорошему способу выполнения действия. До определенной степени это так. Особенно, если человек, у которого мы учимся, или которого имитируем без его согласия, имеет хорошее кинестетическое ощущение. Но даже неидеальный способ выполнения действия кажется все более и более лучшим, потому что он становится привычным, и некоторая часть того, что мы воспринимаем как внутреннее трение, уменьшается с повторением. Таким образом кажущееся ощущение правильности действия связано только лишь с относительным улучшением, но никоим образом не является гарантией правильности выполнения.
Мы попадаем в порочный круг. Те, кто имеет хорошее кинестетическое ощущение, продолжают улучшаться, а те, у кого его нет, продолжают деградировать. Нельзя отрицать важность наследственности. Но ее важность не решающая и не должна преувеличиваться. Мы видели влияние обучения и знаем, что хорошее кинестетическое ощущение может быть потеряно из-за усвоения неправильного направления. Мы также рассмотрели механизм таких неудачных случаев. Человеческая способность к обучению может быть использована для получения плохих результатов при помощи хороших инструментов, также как и для достижения хороших результатов плохими инструментами. Мы увидели, что фактически сознательное вмешательство лежит в основе этих двух альтернатив. Те же средства должны быть использованы для обучения надлежащему способу выполнения действия. При условии, что для лучшего метода получено сознательное согласие и одобрение, направление может быть легко изменено с постоянного ухудшения на постоянное улучшение. Наследственность лишь задаст скорость улучшения и по причине ограниченной продолжительности жизни также определит конечный уровень, который может быть достигнут. Не будет необоснованным ожидать, что более сбалансированное использование нервной системы, достигаемое путем усвоения лучших способов использования себя, продлит жизнь. Мы знаем, что в действительности большинство смертей происходит от истощения некоторых жизненно важных органов, в то время как остальные при этом остаются с неизрасходованным запасом прочности. Лучшее использование должно привести к более равномерному износу, так что вся структура может истощаться более равномерно. Изменение направления развития с ухудшения на улучшение, таким образом, в итоге подправит средние различия, имеющиеся вследствие наследственности.
* * *
Еще из книги «Тело и зрелое поведение»: Обучение движению
К списку статей
Ребенок кинестетик
Кинестетика это в психологии распространенное понятие. Это не навык, приобретенный с годами. Стоит помнить, что малыш, знакомясь с окружающим миром, трогает предметы. Так он узнает, что они бывают мягкими, гладкими, шершавыми, разной формы и размера. Чтобы еще лучше узнать предмет, ребенок пробует его на вкус. Если вы хотите понять к какому психотипу относится ваш малыш, то посмотрите на то, как он познает неизведанное. Обычно к второму-третьему классу формируется тип личности полностью.
Развитый ребенок демонстрирует свое чувство к другим через контакт. Он дергает девочек за косу, друзей приветствует рукопожатием, родственников встречает с объятиями.
В детстве тяжело сразу определить ребенок является кинестетиком или у него проявляется синдром дефицита внимания. Два типа личности одинаково ведут себя активно и непоседливо.
Правила общения с детьми-кинестетиками и рекомендации
С ребенком нужно общаться тактично. Очень сложно его будет отучить от какой-то привычки, если она ему кажется удобной или полезной. Например, если он сутулится, то бесполезно рассказывать о том, как это некрасиво смотрится и опасно для здоровья. Потребуется найти ему удобную позу, которая заменила бы эту.
Дети любят эксперименты, поэтому часто рассматривают себя в роли левши и правши. Для них интересны виды спорта, связанные с движением и музыкой: танцы, гимнастика, капоэйра, фигурное катание.
Чтобы ребенок лучше учился, нужно сделать следующее:
- Совмещать физические нагрузки в момент запоминания теорем и стихов.
- Если ребенок решает задачи, но при этом бегает, прыгает, не надо мешать ему. Это свой подход к обучению.
- Создавать диаграммы и макеты по урокам.
- Отдавайте ребенка в школу со спортивным уклоном. Он там будет себя чувствовать максимально комфортно.
- Нет никаких сложностей воспитать ребенка-кинестетика грамотным, умным. Главное не ставить запреты на движение и уделять внимание спорту.
Когнитивное развитие подразумевает развитие всех видов мыслительных процессов: восприятия, памяти, формирование понятий и других. Иными словами — это развитие тех психических процессов, с помощью которых мы осознаем и приобретаем знания, включая ощущение, узнавание, воображение, символизирование, суждение, воспоминание, обучение, размышление и умозаключение.
Ученые-физиологи, исследуя работу механизмов мозга человека, выявили, что для когнитивного развития ребенка, необходима чувственная информация, то есть информация, идущая от органов чувств, в совокупности с личностно — эмоциональными переживаниями и движением.
Известный выдающийся русский ученый-физиолог, создатель науки о высшей нервной деятельности И.П. Павлов считал, что любая мысль заканчивается движением. Он объяснял это тем, что в результате движения во время мыслительной деятельности строятся нейронные сети, позволяющие закрепить новые знания. При этом происходит выделение специфических веществ, способствующих развитию нервной сети.
В свою очередь доктор нейрофизиологических наук и специалист в области образования К. Ханнафорд, в своей книге «Мудрое движение» писала: «Глубоко укоренилось в нашем обществе неправильное представление о том, что ум и тело — это раздельные явления и что движения не имеют ничего общего с интеллектом… Это связано с обывательским взглядом на тело: телесные функции, ощущения и эмоции, которые обеспечивают нашу жизнь, являются более низкими, менее человеческими, нежели интеллект… Словно роль тела заключается в том, чтобы «переносить» мозг с места на место и таким образом обеспечивать его важную работу… Но не все мышление и учение сосредоточено лишь в голове. Напротив, наше тело, физические упражнения с младенческого возраста и на протяжении всей жизни играют важнейшую роль в формировании сети нервных клеток, которая является результатом учения».
Вот почему когнитивное развитие неподвижного ребенка или ребенка с ограниченными двигательными возможностями так проблематично.
Прежде, чем говорить об особенностях и возможностях когнитивного развития детей с ТМНР, необходимо определить, что подразумевается под термином «дети с тяжелыми множественными нарушениями в развитии».
У данной категории детей наблюдается выраженная недостаточность когнитивного развития в совокупности с выраженными двигательными нарушениями. У них страдают интеллект, сенсорная сфера, речь и коммуникация, общая и мелкая моторика, само-регуляция поведения и деятельности, нарушена сенсомоторная координация, они не умеют быстро и точно начать движение, поменять темп и ритм движений.
Именно двигательные нарушения детей с ТМНР являются составной частью основного дефекта и определяются теми же механизмами, что и основной дефект. Недостаточность развития мелкой моторики, кинетического и кинестетического ручного праксиса (то есть способности к выполнению целенаправленных двигательных актов), сложных координированных движений определяется недоразвитием аналитико-синтетической деятельности коры головного мозга, а как следствие — недоразвитием двигательно-кинестетического анализатора.
В настоящее время одной из актуальных проблем специалистов, работающих с детьми данной категории, является организация и осуществление коррекционно-образовательной работы по развитию кинестетических и кинетических ощущений и восприятия детей с нарушением интеллекта.
Двигательное и когнитивное развитие детей с ТМНР одинаково важно, как и развитие слуха и зрения. Но никогда нельзя узнать, какого максимального уровня развития в каждой из этих сфер сможет достичь ребенок с ТМНР. Вполне допустимо, что развитие будет минимальным, и он никогда не научится ходить, говорить и самостоятельно обслуживать себя. Именно это убеждение, до последнего времени, позволяло думать, что таких детей бессмысленно развивать и обучать чему-либо.
Несмотря на все вышесказанное, практика педагогов, работающих с детьми данной категории, показывает, что не бывает детей, которые не развивались бы совсем. Каждый ребенок развивается, если этому способствовать. Поэтому так важно научить ребенка взаимодействовать и общаться с окружающими его людьми. А еще важнее дать понять этому ребенку, что он сам может собственной активностью воздействовать на окружающий его мир. Именно поэтому развитие двигательной активности, кинетических и кинестетических ощущений так важно для детей с ТМНР.
Еще И.М. Сеченов, выдающийся русский ученый, считал, что «мышечное чувство» является не только регулятором движения, но и психофизиологической основой пространственного видения, восприятия времени, предметных суждений и умозаключений, абстрактно-словесного мышления, тем самым признавая значимость кинестетических ощущений в психической деятельности человека.
Кинестетическое ощущение дает ребенку информацию о движении и положении его собственного тела в пространстве. Возникает оно при раздражении проприоцепторов (периферических элементов сенсорных органов), расположенных в мышцах, сухожилиях, суставах и связках. А уже на основе кинестетической чувствительности и формируются меж-сенсорные связи, такие как: зрительно-двигательные, слухо-моторные, двигательно-моторные, тактильно-двигательные, кожно-кинестетические и другие.
Развитие кинестетической чувствительности не может быть отделено от кинетического фактора развития детей. Кинетика — это совокупность телодвижений, которые использует человек в процессе общения. Она изучает поведение человека в его невербальных проявлениях, к которым относятся: мимика, пантомимика, выразительность и сила проявления чувств, переживаний.
Развитие кинетических и кинестетических ощущений дает возможность компенсировать нарушенное зрение или слух у детей с ТМНР. Это определено тем, что этот вид ощущений, по определению И.М. Сеченова, выступает в виде «мышечного чувства» и может существенно обостряться при специальной тренировке, в процессе которой и вырабатывается сознательный контроль движений по характеристикам их скорости, ритма и силы.
Основной целью педагогов, работающих с детьми данной категории, является развитие максимальной активности и самостоятельности детей с ТМНР в повседневной обстановке, а также формирование навыков общения с окружающими их людьми путем подбора соответствующего способа коммуникации, основанного на сохранных функциях. Поэтому коррекционные занятия с детьми с ТМНР по развитию кинестетического и кинетического восприятия направлены на осмысленное выполнение детьми движений, на формирование у них способов контроля и самоконтроля за собственными движениями.
При подборе и проведении коррекционно-развивающих занятий необходимо учитывать, что кинестетические ощущения тесно связаны с работой периферических отделов анализаторов и рецепторов, расположенных на поверхности тела, воспринимающих раздражения из внешней среды. Наиболее отчетливо это проявляется в осязании, которое является комбинацией кинестетических и кожных ощущений, при которой значимую роль играют зрительный, слуховой, вестибулярный и другие анализаторы.
По сравнению с нормально развивающимися сверстниками развитие точности движений, овладение навыками контроля и самоконтроля у детей с ТМНР осуществляются в процессе более длительной тренировки, монотонных повторений. Для развития двигательной активности детей данной категории необходимо проведение специальных упражнений. И основным методом работы с этими детьми становится метод стимуляции: зрительно-двигательной, двигательно-слуховой, тактильно-двигательной и других.
Причем в начале работы целесообразно использовать метод пассивной стимуляции, и только затем активной; которая будет способствовать адаптации ребенка в пространстве и его более уверенному освоению, а также повышению его работоспособности, статической и динамической выносливости. Движение в этом случае будет служить в качестве рабочего инструмента при восприятии предметов, их свойств и явлений окружающего мира. А управление собственным телом позволит ребенку с ТМНР более быстро и точно реагировать на все воздействия окружающего мира и более правильно воспринимать их.
Вот почему можно сказать, что кинетическое и кинестетическое развитие лежит в основе когнитивного развития детей с ТМНР.
Список использованной литературы:
- Бгажнокова, И.М. Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта. Программно – методические материалы. М. — Гуманитарный издательский , 2010 г.
- Воробьева Е. А., к. п. н. Семенович А. В. Комплексная методика психомоторной коррекции. – М., 1998 г.
- Малер А. Р. Помощь детям с недостатками развития. М., «Аркти», 2006 г.
- Миненкова, И.Н. Использование метода базальной стимуляции в коррекционно-педагогической работе с детьми с тяжёлыми и или множественными нарушениями психофизического развития И.Н. Миненкова Обучение и воспитание детей в условиях центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации: учеб.-метод. пособие С.Е. Гайдукевич и др.; науч. ред. С.Е. Гайдукевич. — Мн: УО БГПУ им. М. Танка, 2007 г.
- Нет необучаемых детей! Книга о раннем вмешательстве. Под ред. Е. В. Кожевниковой, Е. В. Клочковой С – П., «Каро», 2007 г.
- Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта «Коррекционно-развивающее обучение и воспитание» Е. А. Екжановой, Е. А. Стребелевой, М., «Просвещение» 2003 г.
- Формирование первоначальных представлений о себе у дошкольников с нарушениями интеллекта Хайртдинова Л. A. /ж. «Дефектология» №1 – 2002 г.
- Эллнеби, И. Право детей на развитие И. Эллнеби. — Мн.: БелАПДИ — Открытые двери, 1997 г.
Кем могут работать
Кинестетик кто это такой? Он во взрослой жизни занимает такие профессии, как машинист, фермер, механик, тренер, плотник, косметолог и массажист. Многие путают кинестетика с человеком, у кого проявляется синдром дефицита внимания. Люди с СДВ легко отвлекаются, и они часто ерзают, если их заставляют слишком долго сидеть. С другой стороны, кинестетикам просто нужно больше движений тела.
Рекомендуем к прочтению → Кто такой интроверт и экстраверт
Что такое массы в кинестетике? Это мышцы, которые наращивает человек одновременно с обучением разных наук.
Положительные стороны:
- отличная зрительно-моторная координация;
- быстрые реакции;
- отличная моторная память (можно что-то продублировать, сделав это один раз);
- хорошие экспериментаторы;
- лучшие в спорте;
- обладают высоким уровнем энергии.
Кинестетика изучает людей, которые пробуют разные вещи, трогают, чувствуют и манипулируют предметами. Напряжение тела – хороший показатель их эмоций. Они жестикулируют, когда говорят, плохо слушают, стоят очень близко, когда говорят или слушают, и быстро теряют интерес к долгой беседе.
Люди, которые придерживаются кинестетического стиля обучения, часто испытывают трудности. Им не подходят привычные методы обучения. Их разум просто не может понять, что они что-то делают, слушая или наблюдая.
Основные черты:
- Лучше всего учится, когда физически вовлечен в практическую деятельность.
- Может работать в лаборатории, где способен манипулировать материалами, изучая новую информацию.
- Лучше всего учится, когда может быть физически активным в учебной среде.
Воспользуйтесь преимуществами инструкторов, которые поощряют демонстрации в классе, практический опыт обучения студентов и полевые работы.
Кинестетика видно за письмом или рисованием. Он с силой давит на карандаш. С удовольствием работает с инструментами. Если будет записывать вещи несколько раз, то запомнит их лучше. Часто играет с монетами или ключами в карманах. Часто умеет решать головоломки и лабиринты. но не любит читать правила. Ему легче выполнить требуемое, но не изучать, зачем это надо.
Человек- кинестетик быстрее обучится новому, если ему покажут пример. Он способен повторить показанное, но чтение и зубрежка даются ему сложно. Дети в школе не любят сидеть за партой. Чтобы уяснить материал им необходимо двигаться.
Кинестетические ощущения
Ощущения движения отдельных частей тела — кинестетические ощущения вызываются возбуждениями, поступающими от проприоцепторов, расположенных в суставах, связках и мышцах. [Так как подавляющее большинство проприоцептивных импульсов не осознаётся, то И. М. Сеченов назвал — очень удачно — мышечное чувство «тёмным».] Благодаря кинестетическим ощущениям человек и с закрытыми глазами может определить положение и движение своих членов. Импульсы, поступающие в центральную нервную систему от проприоцепторов вследствие изменений, происходящих при движении в мышцах, вызывают рефлекторные реакции и играют существенную роль в мышечном тонусе и координации движений. Всякое выполняемое нами движение контролируется центростремительными импульсами с проприоцепторов. Выпадение проприоцептивных раздражений влечёт за собой поэтому более или менее значительное расстройство координации движений. Отчасти это нарушение координации может коррегироваться зрением. Кинестезия вообще находится в тесном взаимодействии с зрением. С одной стороны, зрительная оценка расстояний вырабатывается под контролем кинестетических ощущений; с другой стороны, вырабатывающиеся у нас в опыте, на практике зрительно-двигательные координации играют очень существенную роль в наших движениях, выполняемых под контролем зрения. В соединении с зрением, осязанием и т. д. кинестетические ощущения играют существенную роль в выработке у нас пространственных восприятий и представлений.
Роль мышечного чувства в воспитании зрения, слуха и других чувств была подмечена одним из первых выдающимся русским физиологом И. М. Сеченовым. В ряде работ и особенно в своей известной статье «Элементы мысли» Сеченов показал, что пространственное видение, глазомер осуществляются, во-первых, с помощью проприоцепторов глазных мышц, во-вторых, путём многократного сочетания оценки расстояний глазами и руками или ногами. По мнению Сеченова, мышца является анализатором не только пространства, но и времени: «Близь, даль и высота предметов, пути и скорости их движений — всё это продукты мышечного чувства… Являясь в периодических движениях дробным, то же мышечное чувство становится измерителем или дробным анализатором пространства и времени». [И. М. Сеченов, Элементы мысли. СПб., 1898. С. 187]
Кинестетические ощущения всегда в той или иной мере участвуют в выработке навыков. Существенной стороной автоматизации движений является переход контроля над их выполнением с экстеро- к проприоцепторам. Такой переход может иметь место, когда, например, пианист, выучив музыкальное произведение, перестаёт руководствоваться зрительным восприятием нот и клавиатуры, доверяясь искусству своей руки.