Как правильно построить свой день: распорядок дня по часам, биологический ритм

Распорядок дня или режим — выстроенная последовательность ежедневных действий, прописанные и согласованные с индивидуальными биоритмами повседневные занятия. Структурированность позволяет не только упорядочить дела и избежать стрессов от цейтнота, но и сформировать у организма способность быстро включаться в процессы и затормаживать активность. Грамотно составленный распорядок дня для школьника позволит и усваивать большой объем информации, и выделять достаточно времени на отдых.

Распорядок дня

Определение

Режим дня школьника — это прописанные периоды занятий и отдыха с выделением времени на внеклассные занятия и откровенные развлечения. Для взрослого — тот же самый план, в котором время школьных уроков занимает трудовая деятельность. Но нельзя считать, что распорядок призван только оптимизировать нагрузки и обеспечить возможность все успевать. Режим — это привычка, которой постепенно начинает подчиняться и физиология, и умственная активность.

Привыкая вставать в одно и то же время, включаться в работу и засыпать, человек приучает организм и его отдельные системы к вспышкам активности именно в эти часы. Постепенно вырабатывается четкая зависимость — внутренние часы:

  • способность просыпаться в одно и то же время сразу бодрым без будильника;
  • собранность и способность усваивать или анализировать предложенный материал с первой минуты рабочего дня;
  • ускоренная усвояемость пищи (полное использование съеденного без жировых отложений и чувства голода) в часы завтрака и обеда;
  • легкий отход ко сну — своевременное торможение нервной системы даже в перевозбужденном состоянии.

Активное приучение к распорядку в соответствии с СанПиНом применяется в большинстве дошкольных учреждений, — и благодаря этому уже через полгода посещения садика дети хорошо едят, быстро засыпают в тихий час и вечером, а также проявляют хорошую двигательную и умственную активность. Они лучше подготовлены к переходу в школу. При домашнем воспитании ответственность за приучение к такому графику полностью лежит на родителях.

Режим дня

Распорядок дня школьников, обучающихся во вторую смену

Распорядок дня школьников, обучающихся во вторую смену

Есть очень неудобная для всех форма обучения — во вторую смену. Но это объективная причина, от которой школы пока не могут отказаться из-за загруженности. Соответственно, режим дня школьников, обучающихся во вторую смену, будет другим. Просто все действия, которые упомянуты в примерном распорядке после обеда, нужно перенести на первую половину дня, соблюдая их продолжительность: то есть подъем в 7 часов утра, гимнастика, душ, завтрак, а потом прогулка, выполнение домашних заданий, обед, учебные занятия, ужин, вечерняя прогулка и сон. Привыкнув к такому распределению времени, школьник не будет испытывать дискомфорт от учебных занятий во 2 смену.

Приучая свое чадо к выполнению определенного распорядка дня, было бы очень уместно родителям стать примером и принять участие в этом процессе. Тогда и привыкание пройдет быстрее, и рейтинг родительского авторитета значительно вырастет.

Режим дня в начальных классах

Шаблонный распорядок дня для учащегося 1 класса скорее всего предложит учитель на первом же родительском собрании. В этот план останется включить индивидуальные особенности графика:

  • занятия в кружках и секциях;
  • режим для родителей для совместных занятий;
  • время, которое тратится на путь в школу и обратно.

Остальные пункты у большинства детей общие с поправкой на время, которое необходимо для выполнения заданий. Кому-то для этого нужно не более часа, кому-то 2-3, чтобы закрепить пройденное, сделать черновики и переписать окончательный вариант в тетрадь.

Если ребенок посещает «продленку», вопрос с выполнением уроков отпадает сам собой. Их дети выполняют в стенах школы. В этом случае в план нужно внести только внеучебную деятельность и обязательные часы совместной деятельности со взрослыми.

Занятость и перекладывание ответственности на педагога не должны стать причиной потери контакта с сыном или дочерью. В дни, когда на продленке ребенок не остается, стоит придерживаться того же графика, который действует в этой системе, чтобы не сбивать биологические часы и не ломать привычку. Перестройки организма требуют до полугода.

Нужно учитывать, что сбоем является даже выходной день. Родители по себе должны знать, как трудно идти на работу в понедельник, и не допускать таких же промахов в процессе воспитания детей. Все, что можно допустить в режиме школьника 1 класса — дополнительный час сна в субботу и воскресенье и такое же опоздание при отходе ко сну в пятницу и субботу. Если для малыша не составляет труда вставать рано, стоит отказаться от этого, — тратить период максимальной продуктивности жаворонка на пустое провождение в кровати глупо.

Расписание дня школьника

Распечатать шаблон планера на неделю

Ну что, мы научились азам планирования, время расширять свои возможности. На сей раз мы попробуем спланировать всю предстоящую неделю разом. Да, это трудно, не спорим, однако навык весьма полезный и нужный.

Вообще мы бы рекомендовали положить рядом с шаблоном планера на неделю кусок бумаги и выписать все основные дела на предстоящие 7 дней. Прямо подряд без их разбивки по дням. Затем определите, какие из этих дел являются срочными и важными и постарайтесь избавиться от них сразу. Они контрпродуктивны, о чем говорят многие эксперты тайм менеджмента уже на протяжении 100 и более лет.

Кстати, распределение ваших задач по таким параметрам очень грамотно реализовано в инструменте тайм менеджмента “Матрица Эйзенхауэра”. Не буду сильно распинаться об этой методике — лучше почитайте о ней отдельно по этой ссылке.

Вот так выглядит шаблон для печати планера на неделю:

Шаблон планера на неделю

Скачайте его в формате Microsoft Word или PDF. Если вам необходимо поместить планер на бумагу размером A5, то выберите соответствующий параметр при настройке печати.

Хотите этот печатный шаблон? Жмите на кнопку «Скачать шаблон»:

Умения годовалого ребёнка

Что должен уметь малыш в 1 год?

  • Уверенно стоять, ходить (необязательно), ползать, сидеть.
  • Подниматься на ноги из любых положений, приседать и вставать.
  • Реагировать на родных.
  • Откликаться на имя.
  • Уверенно держать и брать предметы.
  • Произносить слоги или простые односложные слова.
  • Пробовать взбираться или залезать на невысокие предметы, слезать с них.
  • С помощью взрослых собирать простые пирамидки.
  • Указывать на предметы.
  • Строить небольшие башенки.
  • Катать игрушки на колёсиках.
  • Прокатывать мяч.
  • Открывать и закрывать дверцы мебели.
  • Подражать совершаемым взрослыми действиям: мотать или качать головой, хлопать, расчёсываться, дуть на что-то.
  • Проявлять эмоции и чувства: улыбаться, плакать, обниматься, смеяться, злиться, прижиматься к маме.
  • Реагировать на музыку: пытаться подпевать, двигаться.
  • Имитировать животных.
  • Выполнять простые просьбы: дай, возьми, принеси, поставь.
  • Играть в «ладушки», махать рукой, примитивно играть в «ку-ку».

Это неполный список всех навыков. Но развитие проходит индивидуально, поэтому малыш не обязан уметь всё из списка. Некоторые навыки могут осваиваться постепенно и чуть позже.

Рекомендации родителям

Напоследок рекомендации родителям для грамотной и гармоничной организации режима дня:

  1. Составляя распорядок, важно учитывать индивидуальные особенности ребёнка: потребности, уже сложившиеся привычки, темперамент и биологические часы. Так, если кроха привык просыпаться в 7 утра, не стоит пытаться сдвинуть подъём на пару часов. Если малыш – сова, то, напротив, не старайтесь будить его очень рано. Активному и темпераментному ребёнку нужно предлагать больше активных игр для выплеска эмоций и энергии. А спокойному малышу более интересны занятия размеренные.
  2. Если вы только пытаетесь вводить режим дня, не стоит делать это резко. Вряд ли вы добьётесь успеха, но зато испытаете стресс вместе с ребёнком. Действуйте постепенно, запаситесь терпением. На установление распорядка может уйти от нескольких недель до нескольких месяцев. Всё зависит от малыша и от вашего настроя. Но не стоит отступать, ведь режим дня нужен в любом случае.
  3. При составлении распорядка стоит учитывать и пол ребёнка. Хотя большой разницы нет, всё же некоторые нюансы присутствуют. Так, режим дня у девочек может включать больше развивающих и спокойных игр, ведь детки женского пола обычно более спокойны и усидчивы. А режим дня у мальчиков должен предполагать больше физической активности. Малыши мужского пола, как правило, активнее и темпераментнее девочек, поэтому им нужно выплёскивать энергию. Но и развивающие занятия тоже обязательно должны присутствовать, просто их следует чередовать с активностью.
  4. Полезно проговаривать то, что делаете.
  5. Не пытайтесь сравнивать вашего малыша с другими детками. Все очень разные и имеют индивидуальные особенности.
  6. Иногда малыш может выбиваться из режима, и это нормально. Но после таких отхождений вновь возвращайтесь к привычному распорядку.
  7. Не требуйте многого и показывайте любовь.

Если вы составите подходящий режим дня и добьётесь его соблюдения, то сможете наладить постоянный распорядок. Это сделает малыша спокойным и дисциплинированным, обеспечит комфорт всей семье и освободит время для родителей.

Особенности питания

В год малыша рекомендуется по-прежнему кормить грудью либо адаптированной молочной смесью. Но грудное молоко или смесь уже не является основной пищей. Также в рацион важно включать и иные продукты, обеспечивающие поступление в детский организм необходимых полезных веществ. В годик малыш ест гораздо реже, чем в первые полгода жизни. Он принимает пищу 6 раз (с кормлениями молоком). Размеры порций тоже увеличиваются с учётом потребностей растущего организма.

Особенности питания ребёнка в 1 год

Годовалый ребёнок имеет порядка 8-10 зубов, поэтому можно развивать жевательные навыки. Для этого предлагайте не только пюреобразную еду, но и мягкую пищу маленькими кусочками (размером 1-1,5 см.). Это могут быть свежие или термически обработанные нетвёрдые овощи и фрукты. Также можно давать детское печенье, хлеб.

Какие продукты должны входить в рацион

Питание крохи в год должно быть разнообразным, полноценным, сбалансированным. В рацион входят следующие продукты:

  • Грудное молоко либо смесь. Суточный объём уже не велик, можно оставить всего два кормления: утреннее после пробуждения, а также вечернее перед сном. Но молоко или смесь можно предлагать на полдник.
  • Злаки: пшеница, кукуруза, греча, рис, ячмень. Злаки предлагаются в виде каш, в составе хлебобулочных и макаронных изделий.
  • Яйца: либо куриные, либо перепелиные. Сначала даётся желток, потом постепенно вводится и белок.
  • Мясо: говядина, крольчатина, телятина.
  • Субпродукты (говяжьи): печень, язык, сердце.
  • Птица: индейка, курица (если нет аллергии).
  • Овощи, бахчевые культуры, корнеплоды: морковь, картофель, разные сорта капусты, кабачки, свекла, тыква.
  • Фрукты и ягоды: груши, сливы, черника, абрикосы, яблоки, персики, малина. Даются в свежем виде, в пюре, компотах. Цитрусы в год не предлагаются. Красные ягоды и фрукты исключаются при наличии аллергических реакций.
  • Кисломолочные продукты: йогурты, творог, сыр твёрдого сорта (слабосолёного).
  • Коровье молоко.

Меню

Рассмотрим в таблице дневное меню для малыша годовалого возраста:

Приём пищиПродукты питания
Первый приёмСмесь либо грудное молоко.
ЗавтракБезмолочная либо молочная каша (можно со сливочным маслом), половинка яйца, по желанию немного фруктов (можно положить в кашу), сок.
ОбедОвощное блюдо (суп, пюре, рагу), растительное масло, мясо или рыба (в виде паровых фрикаделек или котлеток, суфле), кусочек хлеба, сок.
ПолдникТворог, фрукты, детское печенье, кефир/молоко.
УжинОвощное блюдо (можно с макаронами), чуть-чуть растительного масла, рыба или мясо, сок или компот.
Последний приём пищиГрудное молоко либо молочная смесь.

Нормы, размеры порций и объёмы употребления продуктов

Сколько за день должен съедать ребёнок в один год? Чтобы определить норму, можно массу тела крохи разделить на 8 или 9. В среднем кроха, имеющий вес 10-11 килограммов, будет съедать за сутки от 1100 до 1300 граммов.

Теперь рассмотрим нормы употребления для отдельных продуктов:

  • Грудное молоко или смесь – до 300-400 мл.
  • Каша – 200 г.
  • Пюре из овощей – 200 г.
  • Пюре из фруктов – 110-125 г.
  • Фруктовый детский сок – около 100 мл.
  • Кисломолочные продукты – до 200 г.
  • Мясо – 70-80 г.
  • Рыба – порядка 60-70 г.
  • Коровье молоко – не больше 150-200 мл.
  • Печенья, детские сухарики – 10-20 граммов.
  • Пшеничный хлеб – 10-15 граммов.
  • Растительное масло – 5 г (чайная ложка).
  • Сливочное масло – 5 г.
  • Яйцо – 50-60 г (половинка куриного яйца).
Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]