Профессиональная деформация личности: что это и как ее избежать?

Профессиональная деформация приводит к изменениям в поведении людей. Случалось ли у вас так, что, после знакомства с человеком и недолгого общения с ним легко угадывался род его занятий? Особенно ярко характерные профессиональные черты проявляются у тех, кто работает с людьми. Например, узнать учителя можно по привычке не просто объяснять что-либо, а делать это очень детально.

Грановская Рада Михайловна

О психологии профессиональной деформации личности писала известный российский ученый Грановская Рада Михайловна: «Профессиональная роль многогранно влияет на личность, предъявляя к человеку определенные требования, она тем самым преобразует весь его облик. Ежедневное, на протяжении многих лет, решение типовых задач совершенствует не только профессиональные знания, но формирует и профессиональные привычки, определяя стиль мышления и стиль общения».

Что представляет собой профессиональная деформация

социолог Питирим Сорокин

Понятие профессиональной деформации личности впервые использовал социолог Питирим Сорокин еще в прошлом веке. Он обратил внимание на это явление, изучая труд учителей. С этого и началось изучение изменений, провоцируемых долгим сроком работы на одном месте.

Профессиональная деформация – что это? Это перенос профессиональных навыков в обычную жизнь. В ходе ее развития происходит существенное изменение личностных качеств, развивающихся в результате продолжительного выполнения стереотипных трудовых обязанностей. Затрагиваются особенности восприятия и поведения и даже ценностные ориентиры человека.

Основные причины развития

Профессиональные деформации имеют ряд причин. Ключевой среди них является продолжительная стагнация (остановка роста). Она наступает, когда человек достигает определенных высот в трудовой деятельности и прекращает движение вперед к чему-то новому. Может развиться на любой работе, сопровождающейся повторяющимися действиями. Даже самые престижные должности не спасают от наступления стагнации. Поэтому профессиональная деформация личности руководителя – это не редкость.

Другие факторы профессиональной деформации:

  • непрерывная монотонная работа;
  • регулярные стрессовые или конфликтные ситуации;
  • повышение уровня нервозности или утомляемости;
  • отсутствие перспектив дальнейшего профессионального роста;
  • регулярная чрезмерная нагрузка на рабочем месте.

Для развития психологической профессиональной деформации требуется некоторое время. Но выделяют две причины ее появления и в молодом возрасте:

  1. Начинающий работник имеет завышенные ожидания относительно профессии. Разочаровываясь, он опускает руки и переключается на безынициативное выполнение обязательств. Не сопровождаясь творческим подходом и разнообразием действий, оно быстро накладывает отпечаток на личность.
  2. Молодой специалист выбирает деятельность не из-за ее характерных особенностей. Он руководствуется иными мотивами. Это может быть желание достичь власти или кому-то доказать свою социальную значимость. Поэтому человек относится к выполняемым действиям без интереса, не развивается и быстро попадает под процессы деформации.

Причины деформации личности

Существует множество причин, вызывающих профессиональную деформацию, рассмотрим некоторые из них:

  • Самой частой причиной деформации является специфика окружающих людей и профессиональная обстановка, с которыми имеет дело специалист в процессе трудовой деятельности;
  • однообразие выполняемой работы, особенно при автоматическом выполнении;
  • полная вовлеченность в процесс работы при отсутствии достойного признания;
  • четкое ограничение по времени выполнения работы, особенно при сжатых сроках;
  • напряжение и конфликтные ситуации рабочей среды, а также критичное отношение со стороны коллег;
  • недостаток благоприятных возможностей для самовыражения в профессиональном качестве;
  • безперспективная работа, отсутствие программ самосовершенствования и развития;
  • внутриличностные напряжения и нерешенные собственные проблемы.

В процессе профессиональной деятельности возникает эмоциональная нагрузка, имеющая положительный или отрицательный результат.

К положительным результатам относятся личностный рост и профессиональные навыки, налаживание взаимопонимания в коллективе, гармоничное восприятие происходящих ситуаций, появление энтузиазма и вдохновения.

К отрицательным результатам относят негативное восприятие ситуаций, своего поведения, излишняя критичность, потеря энтузиазма, замкнутость и апатия.

Существует несколько видов деформации:

  • эпизодическая;
  • устойчивая;
  • поверхностная;
  • глобальная.

Замечание 1

Появление деформации личности имеет место как во внешней социальной среде, так и в профессиональном выполнении трудовой деятельности.

Признаки приближения деформации

Тревожными звоночками в поведении человека, свидетельствующими о наступлении изменений, являются:

  • возведение своей профессии на пьедестал;
  • идентификация себя как личности с трудовыми достижениями;
  • панический страх потерять имеющееся место работы;
  • ограничение круга общения коллегами и сослуживцами;
  • отношение к окружению знакомых как к потенциальным объектам трудовой сферы деятельности;
  • ограничение интересов рабочими вопросами;

Еще один признак — трудности в общении с друзьями и близкими. Они возникают из-за частого употребления профессиональных терминов и разговоров о работе.

Деформации личности как эффект взаимодействия субъективных и социальных миров

Деформации личности как эффект взаимодействия субъективных и социальных миров
Деформации личности рассматриваются как субъективное когнитивное и аффективное искажение социальной реальности, страдающей неопределенностью и противоречивостью. Разрушение социокультурных парадигм, утрата гарантий состоятельности долгосрочных планов и прогнозов приводит личность к отчуждению и самоотчуждению, обретению скрытой идентичности, формированию контр-реальностей, деформаций и социальных болезней личности. Социальная и внутриличностная дезориентация определяет дезадаптивное поведение и утрату социальной компетенции с критичностью по отношению к обществу и некритичностью к собственной жизненной программе.
Природа проблемности личности заключается в трудности формирования ее интегрального Я, несущего ответственность за адекватность разрешения внутренних противоречий и конфликтов [8]. Однако, будучи психологическими существами, мы являемся также социальными и культурными созданиями, живущими в мирах общих и оспариваемых символов, верований и ценностей. Внутренние и социальные миры воздействуют друг на друга, и выражение эмоций опосредуется культурными представлениями, правилами, схемами, моральным суждением. Основная характеристика переживаемой нами реальности, включая самопредставление, — интенциональность, сконструированность на основании тех или иных культурных парадигм и типизаций. Таким образом, интенциональный мир населен интенциональными личностями, беспрерывно создающими друг друга и мешающими друг другу, взаимно интерпретирующими идентичность и обуславливающими существование друг друга [14]; [15]; [22].

Механизмы функционирования общества и его отношения с человеком еще полвека назад заключались в том, что смысл бытия человека определялся его принадлежностью к социальным образованиям, смысл же индивидуальности — способами, которыми он сопротивлялся притяжению общества. Статус зижделся на твердом здании мира, смысл же личной идентичности часто находился в его трещинах [5]. В постсовременности, однако, «твердость» социального мира даже не артикулируется: социально атомизированные, растерянные и настороженные по отношению друг к другу индивиды, группы и страты, конфронтирующие государства и союзы равным образом пытаются отыскать основания если не для консенсуса, то хотя бы для компромисса. Личность вынужденно формируется и самоактуализируется среди рушащихся догм и традиций, зыблющихся постулатов, блуждающих ориентиров. Ее «глобализация», как констатируют психологи, социологи, философы, сочетается с возрастающим самоотчуждением, утратой понимания другого и несостоятельностью прогнозов, ориентированных на некий усредненный человеческий стандарт.

Ю. Хабермас [16] замечает, что сегодня никто уже не отваживается отвечать на вопрос: «Что я должен делать со временем, отведенным мне на жизнь?». Плюрализм мировоззрений и прогрессирующая индивидуализация стилей жизни рождают мнение о том, что «справедливое общество» гарантирует каждому равную свободу развития этического самопонимания, чтобы осуществлять личную концепцию «достойной жизни» согласно своим возможностям и на свое усмотрение, и предоставляет всем право самим решать, что «делать со временем, отведенным им на жизнь».

Распространенность расстройств личности как нозологической единицы в среднем оценивается в 5%; в то же время утверждается, что примерно треть больных на приеме у терапевта имеет те или иные расстройства личности; среди амбулаторных больных психиатров их 20-40%, среди госпитализированных — 50%; среди находящихся в тюремном заключении — 78% мужчин и 50% женщин [4]. Таким образом, проблема личностных расстройств выходит за пределы клинического дискурса, затрагивая в той или иной степени не только лиц с соответствующим диагнозом, но и обладателей «теневых синдромов» [17] — тех, кто при невыраженных диагностических признаках испытывает из-за постоянной неудовлетворенности жизнью, психологического дискомфорта, неуверенности в себе и т.п. серьезные трудности в общении, личной жизни, на работе [7], пытаясь скрыть или преуменьшить свои проблемы с помощью масок.

Целью

настоящей работы является попытка рассмотреть деформации личности как некие формы ее жизни, объединяющей в себе внутренние и социокультурные миры, и локализовать происхождение деформаций личности на границе пересечения этих миров.

Человеческое общество существует на перекрестках: предстающее в ретроспективе как «неизбежное» развитие в свое время начиналось как вступление на одну из множества лежащих впереди дорог [2, 115]. Эту мысль З. Баумана можно проецировать на жизнь личности и ее деформации. Бауман подчеркивает [там же, с. 59]: в силу неопределенности внешней реальности и противоречивости социальных давлений современник одновременно недосоциализирован

, поскольку из «внешнего» мира ему не предлагается никакая всеобъемлющая и неоспоримая формула, и
сверхсоциализирован
, так как никакое «ядро» приписанной или унаследованной идентичности не может сопротивляться внешним давлениям, и потому ее нужно постоянно приспосабливать, конструировать без перерыва и без всякой надежды на окончательность.

Деформации личности

(от лат. deformatio — искажение) мы определяем как негативные изменения ее качеств и свойств (стереотипов восприятия, ценностных ориентацией, характера, способов общения и поведения),
возникающие
под влиянием социально-средовых факторов (депривационных, фрустрационных и т.д.), жизненно значимых для личности;
проявляющиеся
в различной степени когнитивного и аффективного искажения реальности и психологической дезориентации;
приводящие
личность к дезадаптивному поведению и утрате социальной компетенции. Большинство исследований деформаций личности локализуют патогенность социальных институтов — образования, семьи, профессии и т.д. — внутри их границ, как правило, не выходя за них. Но личность испытывает прессинг многих и разных социальных агентов одновременно, их совместное и кумулятивное воздействие оценивается только постфактум, и вряд ли оправдано выделять универсальную и решающую роль какого-либо одного из них в деформациях личности.

Объективный смысл ролевого ожидания и социальной роли не тождествен тому, как сам ее обладатель субъективно определяет в ней свою ситуацию, и потому существование социальных институтов — не более чем шанс, что люди действуют и будут действовать по образцу [14]. Даже в контексте относительной стабильности жизненного мира у личности нередко возникает ощущение усталости от бесчисленных предписаний и обязанностей, предустановленных контактов и чувство «заброшенности в чужой мир», выстроенный без согласия на его правила самого человека. Как эффект несовместимости разных социальных порядков и несоразмерности ценностных ориентаций появляется нонконформизм, изменяющий взгляд человека на собственную значимость и заставляющий его по-новому переживать образ социальной реальности: недовольство и девиации становятся способом заявить о себе и выйти из состояния «анонимного» участника социальных интеракций. Иными словами, обыденные интеракции порождают, наряду с согласием, оппозиционную силу несогласия, наряду с нормализующими интерпретациями — волю к пересмотру привычной сферы и моделей поведения [9]. Девиантное поведение становится способом изменения социальных норм и ожиданий посредством обесценивания их. Нонконформист, девиант, индивид с деформациями личности — субъекты, не желающие исполнять социальные ритуалы и правила игры, критичные по отношению к обществу и некритичные к собственной жизненной программе.

М. Фуко подчеркивает: именно совокупность институтов контроля с целой системой механизмов надзора и распределения и создала к концу XIX века большое, неопределенное и разнородное семейство «ненормальных» [13]. Ощущая давление социальных институций и реагируя на установленные запреты и привилегии, люди актуализируют различные модели адаптации к ситуации [5]: ситуативный уход; открытый отказ сотрудничать; колонизацию с использованием максимума доступных удовольствий; конверсию с манипуляциями для получения привилегий.

Сама дефиниция деформаций личности «рассеяна» в феноменологическом поле

патологий личности

— искажения ее целостности, гротескные отклонения реагирования и поведения, резкий диссонанс между образом жизни человека, его интеракциями и нормативным уровнем конфликтности и компромиссности, невротические и патохарактерологические личностные изменения, детерминирующие нарушения общепринятых в культуре «правил игры»;

аномалий личности

— разновидностей и вариаций «нормального» диапазона различных типов реагирования на естественные для обыденной жизни кризисы, фрустрации, стрессы, девиантные и акцентуированные типы личности, оценка аномальности которых связана с традиционными предписаниями общества;

расстройств личности

(устар. психопатии) — стойких патологий личности;

пограничных психических расстройств

— невротических реакций, ядерных психопатий и патологических развитий личности.

Заметим: все вышеприведенные понятия взаимно пересекаются, определяются друг через друга и могут быть объединены в широком понятии деформаций. В то же время потребность профессиональных дискурсов — клинического, психологического, социологического и др. — в сохранении собственной терминологии заслуживает понимания, заставляя уточнить рамки определения деформаций личности через их соотнесение с «акцентуированными личностями» (К. Леонгард), «латентными» (П. Б. Ганнушкин), «приобретенными» (А. Е. Личко), «краевыми» (О. В. Кербиков) психопатиями.

В рамках клинического подхода накоплено множество определений и описаний расстройств личности

:

• клинически значимые состояния, поведенческие типы, имеющие тенденцию к устойчивости и выражающие характеристики свойственного индивидууму стиля жизни и способа отношения к себе и другим (МКБ-10);

• длительный паттерн внутреннего переживания и поведения, отчетливо отклоняющийся от ожиданий культуры индивидуума, пронизывающий его, негибкий, имеющий начало в подростковом или раннем взрослом периоде, стабильный длительное время и приводящий к дистрессу или нарушению (DSM-IV 1994 г., DSM-IV-TR 2000 г.);

• очень жесткий паттерн внутреннего опыта и направленных на окружающий мир действий, отличающийся от ожиданий общества и приводящий к дисфункции [6];

• патологические состояния, характеризующиеся сохраняющейся на протяжении всей жизни дисгармоничностью психического склада — совокупности свойств человека, отчетливо проявляющихся в эмоциональной и волевой сфере, в сфере влечений и в широком диапазоне социальных ситуаций и межличностного взаимодействия [11];

• дезадаптивные стратегии поведения, отражающие, какие стимулы индивидуумы обучились искать или избегать (удовольствие — боль), где они стараются достичь их (Я / Self — другие) и как они обучились вести себя, чтобы устранить или избежать их (активность — пассивность) [17]; и др.

Примечательно, что при всех различиях приведенных определений общим контрапунктом в них проходят идеи: а) социальной реализации расстройств личности, отклоняющейся от ожиданий и требований общества и дезадаптивной; б) наличия жестких и стойких паттернов переживания и поведения, эго-синтонных личности (оцениваемых ею как присущие ей черты характера и/или естественные реакции на сложившуюся ситуацию). Образно выражаясь, обладатель личностного расстройства оказывается в конфронтации с социальным миром, созданным не им и не для него.

Исследования показывают: люди приспосабливают свои self-представления к изменяющимся обстоятельствам жизни и надевают различные социальные маски в разных ситуациях. В то же время self-представления стабильны во времени, и люди усиленно сопротивляются попыткам других изменить или отрицать их собственные self-характеристики [15]. Иными словами, под социальным давлением человеку часто проще и легче создать новый имидж, надеть маску, сыграть роль для манипуляции окружающими и адаптации к их ожиданиям, нежели изменить свое Я в отсутствие внутренней потребности в этом изменении.

В современном мироощущении сознание, наполняясь противоречиями разнообразных норм, правил и канонов, не справляется с ними, и личностная идентификация с формами и субъектами социальности нарушается. Возникает «расширенная личность», озабоченная поддержанием своей суверенности и принуждением других к признанию ее превосходства: другие превращаются для индивида в символ его социальных ограничений, преодоление которых обнаруживается в индивидуализме. Распыленные индивидуальности сознательно отрицают преимущества единства с коллективным целым, бессознательно нуждаясь тем не менее в принадлежности к общности [12]. Это противоречивое мироощущение становится благодатной почвой для выбора на фоне отказа от моноантического мышления альтернативных реальностей, заложенных в культуре, и создания контр-реальностей в собственной идентичности.

Одной из попыток рассмотреть деформации личности вне клинического дискурса является концепция Е. В. Руденского дефицитарной деформации личности

как особого состояния ее развития, обусловленного несоответствием уровня развития культурного потенциала личности культурно-психологической ориентации общественных процессов [10]. Дефицитарная деформация личности характеризуется субъективной неудовлетворенностью; утратой идентичности; дезинтеграцией Я-системы; утратой психокультурной автономности и конформизмом; неадекватным восприятием реальности; экзистенциальной фрустрацией и социальным пессимизмом; снижением толерантности к фрустрации; нарушенной резистентностью по отношению к стрессу; агрессивно компенсирующим самоутверждением; конфронтацией в жизненно значимых для личности сферах; духовной неприкаянностью и т.п.

В ином ракурсе представлены А. Ю. Акоповым социальные болезни Личности

[1] — болезни социальной адаптации к жизни в больном обществе, реализующиеся в социальной наркомании (гедонизация общества); в социальной шизофрении с социальным и экзистенциальным схизисом, расщеплением социального восприятия, мышления и сознания; в социальной мифологии и инфантилизме; в субъективизме психического функционирования с отходом от реальности и подменой ее фантазией и т.д.

Человек как член множества социальных групп располагается на пересечении разных социальных кругов, отдавая той или иной группе лишь часть своей личности (импульсы, интересы, силы). Подлинная же личность, то, чего она не может разделить с другими, остается вне общей сферы, и только в случае добровольной групповой принадлежности мы свободны сами определять, членом какой группы хотим быть, какую роль желаем в ней принять и какой частью своей личности хотим участвовать в группах [14]. По мнению П. Бергера и Т. Лукмана [3], личный выбор между реальностями и идентичностями как возможность индивидуализма прямо связан с неуспешной социализацией — асимметрией между объективной и субъективной реальностями, рождающей индивидуалиста, то есть специфический социальный тип, способный мигрировать по множеству доступных миров и сознательно конструировать свое Я из различных доступных ему идентичностей в их ситуационной обусловленности и сложном полилоге.

Формирование и деформации личности в их неразрывной связи разворачиваются как процесс социального конструирования во взаимодействии объективной и субъективной реальностей. Социально-биографическая доступность расходящихся миров определяет возможность для личности альтернации — обладания скрытой истинной идентичностью и социально умалчиваемой асимметрией между «публичной» и «приватной» биографиями. Социальное поведение начинает пониматься как роль, от которой можно дистанцироваться в сознании и «разыгрывать» ее, манипулируя ею, что превращает отношения в обществе в сеть взаимных манипуляций. Неуспешность в одном социальном мире становится непринципиальной, так как возможно компенсаторное формирование контрреальности.

Обобщим проведенный анализ.

В условиях глобализации социума индивидуальные жизненные планы формируются в рамках сложной социальной структуры, где ни одной из культур не удается убедить других в преимуществах своих смыслов и мощностей, ориентирующих в мире реальных действий. Но культурных заповедников не может и не должно быть [19], поэтому личность вправе идентифицировать себя с той или иной реальностью или дрейфовать между ними, ориентируясь на свободную самореализацию.

Переживание человеком внутренней и внешней реальности в условиях разрушения культурных парадигм, утраты гарантий состоятельности каких-либо долгосрочных планов и прогнозов, социальных и личных, угрожает ростом отчуждения и самоотчуждения личности, обретению скрытой идентичности, биографической асимметрией, распространением контрреальностей, деформаций и социальных болезней личности.

Деформации личности как негативные изменения ее качеств и свойств возникают под влиянием прежде всего социально-средовых факторов как эффект взаимодействия субъективных и социальных миров. Субъективное когнитивное и аффективное искажение социальной реальности, страдающей неопределенностью и противоречивостью, обусловливает и социальную, и внутреннюю дезориентацию, дезадаптивное поведение и утрату социальной компетенции с критичностью по отношению к обществу и некритичностью к собственной жизненной программе.

Перспективы дальнейшего анализа проблемы деформаций личности видятся нам в исследовании интра- и интерперсональных нарушений границ субъективного и социальных миров, на пересечении которых и рождаются деформации личности.

Шаповал И.А. Деформации личности как эффект взаимодействия субъективных и социальных миров [Электронный ресурс] // Клиническая и специальная психология. 2014. Том 3. № 4

ЛИТЕРАТУРА

1. Акопов А.Ю. Свобода от зависимости. Социальные болезни Личности. Спб.: Речь, 2008. 2. Бауман З. Свобода. М.: Новое издательство, 2006. 3. Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. М.:«Медиум», 1995. 4. Вельтищев Д.Ю. Аффективная модель стрессовых расстройств: психическая травма, ядерный аффект и депрессивный спектр // Социальная и клиническая психиатрия. 2006. т. 16, № 3. С. 104-109 5. Власова О.А. Эрвин Гофман: микросоциология опыта и социальная феноменология тотальных институций // Личность. Культура. Общество. 2008. Т. 10. Вып. 3-4 (42-43). С.32-38 6. Комер Р. Патопсихология поведения: нарушения и патология психики. СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК ; М.: ОЛМА-пресс, 2005. 7. Короленко, Ц.П., Дмитриева Н.В. Личностные расстройства. Спб.: Питер, 2010. 8. Парыгин Б.Д. Социальная психология. СПб.: СПбГУП, 2003. 9. Рудановская С.В. Субъекты социальной критики: между реальностью и желанием: Монография. М.: Изд-во РУДН, 2005. 10. Руденский Е.В. Психология ненормативного развития личности: Виктимологические основания психологической теории дефицитарной патологии развития личности. Новосибирск: ГЦРО, 2000. 11. Смулевич А.Б. Расстройства личности. М.: ООО «Медицинское информационное агентство», 2007. 12. Старовойтенко Е.Б. Культурная психология личности. М.: Академический проект; Гаудеамус, 2007. 13. Фуко М. Ненормальные: курс лекций, прочитанных в Коллеж де Франс в 1974-1975 учебном году. Спб.: Наука, 2005. 14. Шюц А. Избранное: Мир, светящийся смыслом. М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 2004. 15. Ingham J.M. Psychologikal anthropology reconsidered. Cambridge, Published by the Press Sydicate of the University of Cambridge, 1996. 16. Habermas Ju. Begrundete Enthaltsamkeit: Gibt es postmetaphysische Antworten auf die Frage nach dem «richtigen Leben»? Neue Rundschau. 2001, H. 2, P. 93-103. 17. Millon Т. Disorders of Personality: DSM-IV and Beyond. New York: John Wiley & Sons, Inc., 1996. 18. RateyJ., Johnson С. Shadow Syndroms. New York, Warner Books 1998. 19. Shweder R.A. Thinking Through Cultures. Cambridge (Mass.), London (England): Harvard University Press, 1991. p. 48-49.

Виды профессиональной деформации

Виды профессиональной деформации

Выделяют несколько основных видов изменений личности:

  1. Общепрофессиональные. Сюда входят избыточные проявления характеристик специальности в обычной жизни. Например, у сотрудников полиции данный вид описывается, как восприятие каждого встречного в качестве потенциального злоумышленника.
  2. Индивидуальные. Обусловлены особенностями личности, а не профессиональной деятельностью. Представляют собой развитие склонностей человека при благодатной почве в виде особенностей выполняемой им работы. Так образуется чрезмерная ответственность у бухгалтеров.
  3. Типологические. Образуются при слиянии профессиональных и личностных качеств. Например, проявляются в развитии организаторских способностей во время работы учителем младшей школы. В позитивном ключе проявляются в умении быстро спланировать любое мероприятие. При негативном течении деформации возможна чрезмерная любовь к командованию другими людьми, как своими учениками.

В каждом случае профдеформация зависит от типа работы и проведенного на ней времени.

Профессиональная реабилитация

Существует несколько возможных вариантов реабилитации, среди которых можно выделить следующие:

  • прохождение тренингов квалификационного и личностного роста;
  • повышение уровня аутокомпетентности и социально-психологической компетентности;
  • прохождение курсов повышения квалификации и перевод на новую должность;
  • диагностика профессиональных изменений личности и разработка индивидуальных схем их исправления;
  • изучение способов и приёмов самокоррекции профессиональных изменений и саморегуляции эмоционально-волевых качеств;
  • профилактические меры по профессиональной дезадаптации неопытного специалиста;
  • разработка альтернативных методов дальнейшего профессионального и личностного роста.

В чем выражается профессиональная деформация

выражение профессиональной дефформации

Основная форма проявления – пропуск всего происходящего через призму трудовых знаний и навыков. Работа возводится человеком на пьедестал и часто возникает в обыденной домашней жизни. Может приводить к пересмотру ценностей и смене личностных качеств. Социальная профессиональная деформация личности влечет перемены в манере поведения. Например, заняв солидную должность, человек начинает вести себя надменно.

Еще одной формой профдеформации является смена круга общения.

Что это такое

Трудясь на определённом поприще, люди ежедневно накапливают опыт, совершенствуя профессиональные умения и расширяя кругозор, что способствует доведению повседневных навыков практически до автоматизма. Естественно такой процесс можно причислить к положительному явлению, ведь человек развивается, улучшает собственный профессиональный уровень, становясь квалифицированным и востребованным специалистом в сфере своей трудовой деятельности. Однако на фоне положительных трансформаций одновременно проистекают и негативные, которые получили общее название профессиональная деформация личности.

Рассматриваемое понятие подразумевает явные преобразования в психике, спровоцированные спецификами рабочего процесса. Трудясь много лет на одном поприще, человек постепенно меняется. У него трансформируется восприятие, изменяется поведенческий паттерн, черты характера. Помимо того деформации наблюдаются и в коммуникациях. Для человека становится нормой в обыденном бытие манера коммуникативного взаимодействия, позаимствованная из профессиональной среды.

Проще говоря, описываемое понятие означает переброс профессиональных привычек на межличностные взаимоотношения и повседневное существование. Профессиональная деформация влияет абсолютно на все стороны бытия личности: характер, поведенческий паттерн, восприятие действительности, ценности, манеру коммуникаций с близкими, родней, друзьями, соседями.

Анализируемое явление можно объяснить постепенным преобразованием используемых в рабочем процессе способов анализа информации и константной последовательности действий в модель восприятия и поведенческие паттерны, которые неминуемо отражаются на всех сферах бытия.

Как правило, профессиональная деформация проявляется большей частью в нижеприведённых спецификах личности:

– восприятии действительности, людей, включая и близких лиц;

– чертах характера;

– жизненных ценностях и приоритетах;

– поведенческой модели;

– стиле коммуникации, чувстве юмора.

Совершая определённые профессиональные умения на протяжении десятков месяцев, человек постепенно привыкает к особенностям поведения в рабочей среде, трудовом коллективе, перенимает специфику принятия решений и модель коммуникации. Вначале человеку удаётся удерживать привычки в пределах рабочей деятельности. Однако спустя время некоторые из таких привычек перебираются в будничную жизнь.

Бесспорным проявлением описываемого явления, прежде всего, можно считать применение профессиональных умений в областях, не взаимосвязанных со сферой деятельности. Так, например, начальник может вести себя надменно вызывающе в коммуникациях с товарищами, а филолог – начнёт поправлять окружение, услышав неверно произнесённое слово. Такие проявления доставляют дискомфорт, как самому работнику, так и окружению.

Ниже приведены типичные и наиболее общие признаки профессиональной деформации:

– ограничение круга коммуникации сотрудниками (деформированная личность неожиданно начинает считать, что беседовать с представителями иных профессий совершенно не о чем, а потому большую часть свободного времени стремится проводить с сослуживцами);

– идеализация профессии (у работника вырабатывается уверенность, будто его деятельность имеет колоссальную общественную значимость, а спецов его уровня сравнительно мало, вследствие чего он начинает свысока смотреть на приятелей, которые в его важной работе не понимают ничего);

– гиперболизация собственных достижений (индивид придаёт чрезмерное значение собственным достижениям, нивелируя достижения сотрудников, это приводит к формированию неадекватной уверенности в собственном профессиональном совершенстве и уникальности даже у довольно посредственных работников);

– опасение утратить собственную должность (если субъект целое десятилетие протрудился в одной сфере, то ему тяжело представить себя на новом месте трудовой деятельности);

– отношение к окружению как к возможным клиентам;

– перекос интересов в направлении профессиональной сферы, узконаправленность, ограниченность;

– сложности в коммуникативном взаимодействии с близкими (это происходит вследствие использование человеком профессионального сленга и поведенческих паттернов, привитых трудовой средой).

Примеры проявления профессиональной деформации

СпециальностьПроявления деформации, связанной со спецификой труда
ВрачАвтоматическая оценка состояния здоровья и раздача советов по его улучшению без запроса. Акцент внимания на пульсе во время простого рукопожатия. Анализ цвета кожи, характера кашля и пр.
СтилистОценивающий взгляд и замечания по поводу внешности без предварительной просьбы. Мысленное представление собеседника в разных образах, подбор нового имиджа.

Что влечет за собой профессиональная деформация

психологический уровень профессиональной деформации

По характеру изменений выделяют разные уровни профессиональной деформации:

  • Физиологическая. Изменения в организме, связанные с образом действий на рабочем месте. Например, сидячая работа приводит к замедлению метаболизма и набору лишнего веса.
  • Психологические. Включают все особенности поведения, вызванные спецификой занимаемой должности. Например, педагоги могут в обычной жизни часто поучать или говорить на повышенных тонах.

Нравственно-профессиональная деформация личности может проявиться в конструктивном или деструктивном ключе. При позитивном развитии происходят улучшения. Например, человек становится пунктуальным и ответственным. Но здесь важно помнить, что при сильной деформации грань между адекватным и чрезмерным проявлением этих наклонностей очень тонкая.

В случае негативного сценария наблюдаются изменения в худшую сторону. Они влекут за собой проблемы в отношениях с близкими людьми. Также возможно смещение в сознании человека рамок дозволенного. Например, пользуясь служебным положением, человек превращается в коррупционера.

Профессиональная реабилитация

Возврат к адекватному восприятию жизни возможен благодаря таким мероприятиям:

  1. Предупредительные меры, касающиеся проблем с адаптацией новичков в профессии.
  2. Курсы и тренинги по личностному росту.
  3. Консультации у психолога.
  4. Повышение социально-психологической осведомленности через полезные материалы для самообучения.
  5. Повышение квалификации.

Другой способ восстановления – составление плана по развитию карьеры.

Уровни деформации

В наше время установлено несколько уровней деформации:

  1. Общепрофессиональная. Может появиться синдром вседозволенности или злоупотребление служебным положением.
  2. Специализированная. Например у хирургов может появиться хладнокровие и равнодушие.
  3. Профессионально-типологическая. Напрямую связана с психологическими качествами человека. Сюда относится темперамент, характер и способности.
  4. Индивидуальная. Проявляет особенности специализированных профессий у работников. В процессе работы возникает, например, чрезмерная чувствительность или фанатичная активность.

Готовые работы на аналогичную тему

Курсовая работа Деформация личности 400 ₽ Реферат Деформация личности 230 ₽ Контрольная работа Деформация личности 200 ₽

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

Профилактика профессиональных деформаций

Лучшая профилактика профессиональных деформаций – умение разделять работу и личную жизнь. Не стоит тащить к себе на кухню отчеты и телефонные переговоры. Если профессия предусматривает подготовку в домашней обстановке, оформите отдельное рабочее место. Вставая из-за стола, прекратите мысленно продолжать решение деловых задач.

Также огромную роль играет планирование досуга. Полезное воздействие оказывает переключение внимания, смена обстановки и типа деятельности. Важно придумать хобби, далекое от основного занятия. Кроме того, благотворно скажется декомпенсация навыков. Будучи руководителем, позволяйте иногда в домашней обстановке членам семьи делать выбор за вас и чаще идите на компромисс.

Полезная литература по теме

Справиться с профдеформацией поможет чтение специализированной литературы. Есть несколько примеров:

  • Александр Асмолов «Психология личности»;
  • Ольга Полякова «Психогигиена и профилактика профессиональных деформаций личности»;
  • Аэлита Маркова «Психология профессионализма»;
  • Эвальд Зеер «Психология профессий»;
  • Евгений Ильин «Эмоции и чувства».

Вдумчивое чтение и применение советов на практике возвращает интерес к рабочей деятельности и учит разделять личную и профессиональную жизнь.

Появление термина

В 1915 году в «Американском журнале психологии» впервые был упомянут термин «профессиональная деформация» (professional deformation) [О. Полякова, 2014], что послужило началом изучения данного феномена. В российской научной литературе профессиональная деформация стала изучаться немногим позже, и первопроходцем во введении данного понятия в психологический научный оборот стал российско-американский социолог и культуролог Питирим Сорокин. В 1921 году, рассматривая сущность этого явления в профессиональной деятельности, социолог обращал внимание на его негативное влияние на личность, на ее переживания и поведение [М. Воробьева, 2015].

Большое количество ученых-психологов уделяли внимание этой проблематике, в частности, Соломон Григорьевич Геллерштейн, Эвальд Фридрихович Зеер утверждали, что профессиональной деформации в большей степени подвержены люди, имеющие дело с определенным объемом власти. Немаловажным здесь является тот факт, что личность, занимаясь определенной деятельностью, ставит своей целью приспособление к условиям и требованиям, диктуемым этой деятельностью, в соответствии с чем меняется ее психологическая характеристика. На этот аспект обращали свое внимание российские психологи Рада Михайловна Грановская и Анатолий Леонидович Свенцицкий [С. Иванов, 2016].

Что же конкретно подразумевается под профессиональной деформацией?

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]