Буддизм что это: краткая суть простыми словами


Тип работы:Реферат
Дата добавления:21.01.2020
  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой выпускной квалификационной работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

Если вы хотите научиться сами правильно выполнять и писать рефераты по любым предметам, то на странице «что такое реферат и как его сделать» я подробно написала.

Введение

Философия буддизма — это система рационально обоснованных представлений о мире, человеке и знаниях, разработанных в рамках различных направлений и школ буддизма. Отличительной чертой буддизма является его этически-практическая направленность. Буддизм с самого начала противопоставлял не только важность внешних форм религиозной жизни и особенно ритуала, но и абстрактные и догматические устремления, характерные, в частности, для брахманской ведической традиции. Центральной проблемой в буддизме была проблема индивидуального существования.

В основе буддизма лежит проповедь Будды о четырех благородных истинах. Все построения буддизма посвящены объяснению и развитию этих предложений, и особенно концепции личной автономии, содержащейся в них.

Нравственный идеал буддизма предстает как абсолютное невредительство другим (ахинса), проистекающее из общей кротости, доброты и чувства полного удовлетворения. В интеллектуальной сфере буддизма упраздняется различие между чувственными и рациональными формами познания и устанавливается практика так называемой созерцательной медитации, результатом которой является переживание полноты бытия в полном самопоглощении.

Вопрос о восприятии буддизма в России также имеет неоспоримую актуальность. Это связано с растущим в последние десятилетия интересом к проблеме диалога культур. Глобализация современной жизни и культуры, осознание других ценностей заставляет по-другому смотреть на взаимодействие культур и цивилизаций.

Появление буддизма

Буддизм возник в середине первого тысячелетия до н.э. на севере Индии, как оппозиция тогдашнему доминирующему брахманизму. В середине VI века до н.э. индийское общество находилось в состоянии социально-экономического и культурного кризиса. Распадались семейная организация и традиционные связи, формировались классовые отношения. В это время в Индии было большое количество бродячих подвижников, они предлагали свое видение мира. Их противодействие существующему порядку вызвало сочувствие народа. Среди учений такого рода был буддизм, получивший наибольшее влияние в обществе.

Большинство ученых считают, что основатель буддизма был настоящим человеком. Он был сын главы племени Шакья, рожденный в 560 г. до н.э. в северо-восточной Индии. Легенда гласит, что после беззаботной и счастливой молодости индийский принц Сиддхартха Гаутама сильно почувствовал хрупкость и безысходность жизни, ужас от идеи бесконечной серии перевоплощений. Он ушел из дома, чтобы пообщаться со мудрецами, чтобы найти ответ на вопрос, как можно освободить человека от страданий. Принц путешествовал семь лет, и в один прекрасный день, сидя под деревом Бодхи, на него обрушилось просветление. Он нашел ответ на свой вопрос. Имя Будда означает «просветленный». Потрясенный своим открытием, он сидел под деревом несколько дней, а затем спустился в долину к людям, которым начал проповедовать новое учение. Он проповедовал свою первую проповедь в Бенаресе. Сначала к нему присоединились пять бывших учеников, которые ушли от него, когда он отказался от аскетизма. Впоследствии у него было много последователей. Его идеи были близки многим. В течение 40 лет он проповедовал в северной и центральной Индии.

Немного истории

Буддизм, также как и как мусульманскую и христианскую веры, считают мировой религией. Ее исповедуют люди на всех краях нашей необъятной планеты, вне зависимости от национальности, цвета кожи, государственной принадлежности. При этом из истории мы знаем, что буддийская философия – древнейшая из этих трех религий.

Ее рождение восходит к южной части Древней Индии и датируется VI-V столетием до нашей эры. Она получила свое имя благодаря принцу Сиддхартхе. Но путь становления учения, равно как путь самого великого Учителя, был тернист.

Молодой человек родился в царской семье, относившейся к роду шакья. 29 лет он жил в роскоши и неведении, пока не прозрел, увидев страдания, болезни, нищету, смерть, которые одолевали многих людей вокруг. В этот момент им было принято решение отказаться от всего, покинуть дворец, чтобы отправиться на поиски истины.

На протяжении шести лет Сиддхартха Гаутама вел образ жизни аскета, беспрестанно медитировал, освобождая свой разум, отказывался от телесных желаний, пока, наконец, не достиг просветления, духовного пробуждения. С этих пор бывший принц стал Пробужденным, или Буддой Шакьямуни.

У Будды появилось множество учеников, жаждавших пойти по его стопам. Для них он стал Учителем, передавал знания, философский взгляд, учил самоотречению. Даже после паринирваны Будды последователи остались верны заложенным традициям.

Буддийское учение достигло пика в III-м столетии до нашей эры благодаря усилиям и вере могущественного индийского правителя Ашоки.

Понятие «буддизм» введено не приверженцами этого течения, а европейскими деятелями примерно два века тому назад.

Сегодня о буддизме знают на всех континентах. Особенно почитают его в азиатских странах, на Дальнем Востоке. Но буддисты, численность которых достигает почти полмиллиарда людей, живут также в западных странах.

Во многих крупных европейских городах существуют буддистские общины. Таиланд, Камбоджа, Лаос, Мьянма, Монголия, Шри-Ланка, Китай, Япония, Россия – это далеко не весь список стран, где почитают наследие Шакьямуни.

Основы буддийской философии

Буддизм придерживается принципа «анитии», согласно которому все, что существует, динамично и подвержено изменениям, в том числе и человек. Сатишандра Чаттерджи и Дирендрамохан Датта пишут в своей работе «Древнеиндийская философия»:

Из доктрины зависимого происхождения всех вещей вытекает также теория непостоянства вещей. Все вещи, которым Будда неустанно учил, подвержены изменениям и распаду. Поскольку все вещи производятся при определенных условиях, они ликвидируются с исчезновением этих условий. Все, что имеет начало, также имеет конец.

Подвижность, присущая всему существующему, не означает хаос, ибо она подчиняется закону взаимозависимого возникновения дхарм (пратития-самутпада). Сатишандра Чаттерджи и Дирендрамохан Датта пишут в «Древнеиндийской философии»: Существует стихийный и универсальный закон причинности, который обуславливает все явления духовного и материального мира. Этот закон (дхарма или дхамма) действует спонтанно, без помощи сознательного проводника.

Согласно этому закону, возникновение одного частного явления (причины) сопровождается другим частным явлением (следствием). «Есть причина — есть и последствия». Существование всего условно, то есть имеет свою причину. Ничего не происходит случайно, без причины.

Теория небытия души, или анатмавамда, является одной из фундаментальных доктрин буддийской философии и имеет в своей основе отрицание абсолютного неизменного Я, отрицание атмана. Эта позиция была одной из главных точек соприкосновения буддизма и брахманизма, и с ней велись многочисленные философские споры при дворах индийских царей. Нагарджуна и его последователи считаются признанными хозяевами дебатов.

Основные принципы и уроки буддизма

За века и тысячелетия существования религиозно-философского учения в его рамках сформировались основы морали и нравственности. Они составляют общечеловеческие ценности, не утратившие актуальности и для современного человека.

Правила буддизма

В основу этики буддизма положены 5 обетов (правил), общих для всех направлений учения:

  1. Запрет на причинение вреда всем живым существам. Прямо запрещаются убийства, в том числе смертная казнь, эвтаназия, аборты. Как продолжение этого завета, культивируются доброта, сострадание, благожелательность.
  2. Запрещается воровство. Приветствуется проявление щедрости и самоотверженность.
  3. Прелюбодеяние запрещается во всех формах. Буддисты призывают формировать сексуальную ответственность, приверженность долгосрочным обязательствам.
  4. Порицаются лживые высказывания, оскорбления, ругань, сплетни. Последователи учения призывают воспитывать в себе такие качества, как честность и надежность.
  5. Буддизм осуждает любые формы опьянения — алкоголь, наркотики и пр.

Таким образом, этика буддизма основывается на принципах умеренности и благожелательности к миру (нельзя наносить вред никому и ничему). В ней приветствуется развитие чистых и благородных качеств, которые очищают разум и ведут к просветлению.


Направления буддизма: Pixabay

Чему учит буддизм?

Учение Будды основано не на вере, а на многогранном опыте. Оно совершенствовалось многими последователями, создавшими тысячи трудов. В результате сложилась этика буддизма, которой руководствуются миллионы людей на планете в повседневной жизни.

Есть некоторые правила, которые имеют практическое значение не только для приверженцев этого учения:

  • Будьте благодарны за все, что происходит в вашей жизни. Хорошие явления делают нас счастливее, плохие приносят опыт, чему-то учат. Благодарность притягивает радость, любовь, здоровье и процветание.
  • Умейте прощать. Обиды травят душу, мешают жить. Освобождение от них приносит душевный покой.
  • Никто не появляется в вашей жизни случайно. Каждый человек возник с какой-то целью, но вам решать, принимать его урок или отвергнуть.
  • Верьте, что в самые тяжелые времена Вселенная придет на помощь. Человеку не будет дано больше испытаний, чем он сможет вынести.
  • Решайте проблемы через их осознание. Не загоняйте их внутрь — смотрите правде в глаза. Буддизм учит, как принять страхи и слабости, пройти через них, чтобы избавиться.
  • Делитесь любовью, мудростью, талантом. Все, что отдаете, к вам вернется. Отдаете хорошее — получите в ответ много прекрасного.
  • Достижение совершенства, перфекционизм — иллюзия. Расслабьтесь и позвольте себе делать ошибки, будьте счастливы независимо от результата своих усилий.
  • Живите настоящим, а из прошлого выносите уроки. О будущем мечтайте без фанатизма, но помните, что счастье здесь и сейчас.
  • Живите среди тех, кто вас любит и поддерживает. Не тратьте жизнь на тех, кто в вас не верит.
  • Берите от природы и окружающего мира энергию и все, что требуется для здоровья. Это просто и доступно всем.
  • Не принимайте все слишком близко к сердцу, позже пожалеете о своих страданиях, которые того не стоили.

Человеку свойственно стремление к лучшему, он ищет пути развития и совершенствования. Философия буддизма дала многое современным системам саморазвития. Она предлагает понятные принципы и правила, которые изменяют жизнь человека и его взаимоотношение с миром в лучшую сторону.

Оригинал статьи: https://www.nur.kz/family/self-realization/1379262-buddizm-osnovnyye-idei-i-printsipy/

Учение Будды

Как и другие религии, буддизм обещает людям освобождение от самых тягостных аспектов человеческого существования — страданий, страданий, страстей и страха смерти.

Буддизм учит, что человек постепенно изменяется под влиянием человеческих действий. Если он ведет себя плохо, он пожинает болезнь, бедность и унижение. Делая добро, он вкушает радость и мир. Именно этот закон кармы (модаль вдания) определяет судьбу человека в самсаре (цикличность существования, «цикл» рождения, смерти, перерождения).

Этот закон формирует механизм самсары, называемой Бхавачакрой, «колесо жизни». Каждое живое существо попадает в колесо жизни со своей бесконечной цепью перерождений. Гнев, невежество и похоть не дают ему сбежать от «колеса жизни». Бхавачакра состоит из 12 ниданов или конечностей, взаимосвязанных причин, которые порождают непрерывный жизненный поток: невежество порождает кармические импульсы; они формируют индивидуальное сознание; сознание формирует физический и психический облик: это, в свою очередь, порождает шесть чувств: зрение, слух, осязание, обоняние, вкус и восприятие интеллекта. Восприятие окружающего мира порождает ощущение самого себя; затем желание, в свою очередь, порождает привязанность к тому, что чувствуешь и думаешь. Прикрепление приводит к возникновению, последствием которого является рождение. И каждое рождение неизбежно приводит к старости и смерти.

Таков цикл существования в мире самсары: каждая мысль, каждое слово и каждое деяние оставляет свой кармический след, который приводит человека к следующему воплощению. Цель буддиста — жить так, чтобы оставить как можно меньше кармических следов. Это означает, что он не должен зависеть от желаний и привязанности к предметам желания.

«Нет рабства у тех, у кого нет приятного и неприятного»; «Из привязанности приходит грусть, из привязанности приходит страх, у освобожденного от привязанности нет грусти, откуда должен прийти страх?».

Буддизм видит конечную цель жизни как освобождение от кармы и выход из цикла самсары. Такое состояние человека, достигшего освобождения, в буддизме называется нирваной.

Нирвана — это угасание обычных желаний и страстей. Это не смерть, а жизнь, только в другом качестве, жизнь полностью освобожденного ума.

Буддизм не принадлежит ни к монотеистическим, ни к политеистическим религиям. Будда не отрицает существование богов и других сверхъестественных существ (демонов, духов, адских существ и т.д.), но считает, что они тоже подвержены воздействию кармы и, несмотря на свои сверхъестественные силы, не могут переступить постоянный цикл перерождения. Только человек способен «изложить» и путем последовательного самопреобразования устранить причину реинкарнации, достичь Нирваны. Чтобы освободиться от реинкарнации, боги и другие существа должны родиться в человеческой форме. Только среди людей могут появиться высшие духовные существа: Будды — люди, достигшие просветления, а Бодхисаттвы — те, кто откладывает уход в Нирвану, чтобы помочь другим существам.

Но Будды, как и боги других религий, не могут создавать мир или управлять стихией; они, как правило, не могут наказывать грешников или вознаграждать праведников. Буддизм подчеркивает, что судьба человека зависит только от его собственных усилий, неустанно и сознательно работая над собой. Поэтому Дхаммапада говорит: «Строители каналов заставляют течь воду, лучники покоряют стрелу, плотники покоряют дерево, мудрецы смиряются».

В чем заключается практика

Последователи буддизма устремлены к освобождению от помутнения разума, искажающего подлинную действительность. Они стараются избавиться от негативных качеств:

  • гнева,
  • ожесточения,
  • тревоги,
  • ужаса,
  • необразованности,
  • бескультурья,
  • самолюбия,
  • эгоцентризма,
  • лености,
  • недоверия,
  • завистливости,
  • алчности,
  • недовольства.

Достоинством доктрины является воспитание в своих адептах чистых и возвышенных свойств:

  • человечности,
  • великодушия,
  • признательности,
  • милосердия,
  • сочувствия,
  • усердия,
  • благоразумия.

Эти свойства способствуют постепенному овладению истиной и очищению разума, результатом чего становится стабильное чувство благоденствия. Работая над своим разумом, укрепляя, облагораживая и делая его ярче, буддисты снимают тревогу, раздраженность и недовольство, приводящие в итоге к неблагополучию, унынию и подавленности. Вот почему буддизм становится незаменимым условием для просветления и бесповоротного высвобождения сознания. Буддизм считается религией мировоззренческого, а не сверхъестественного плана.

Истины буддизма

Основные истины, раскрытые Буддой, были следующими:

  • Вся человеческая жизнь — это страдание. Эта истина основана на осознании непостоянства и непостоянства всего сущего. Все вещи появляются, чтобы быть уничтоженными. Существование несущественно, оно пожирает само себя, поэтому в буддизме его называют пламенем. И от пламени мы можем иметь только печаль и страдания.
  • Причина страданий — наше желание. Страдание возникает потому, что человек привязан к жизни, он жаждет существования. Поскольку существование наполнено страданиями, страдание будет существовать до тех пор, пока человек жаждет жизни.

Чтобы избавиться от страданий, нужно избавиться от тяги. Это возможно только при достижении нирваны, под которой в буддизме понимается угасание страстей, прекращение желаний. Разве это не одновременное прекращение жизни? Буддизм избегает прямого ответа на этот вопрос. О нирване существуют только негативные мысли: это не желание и не сознание, не жизнь и не смерть. Это государство, в котором человек освобождается от переселения. В позднем буддизме нирвана понимается как блаженство свободы и спиритуализации.

Чтобы избавиться от тяги, нужно пройти восьмикратный путь спасения. Определение этих шагов на пути к нирване является центральным в учении Будды, которое называется средним путем, чтобы избежать двух крайностей: индульгенция в смысле удовольствия и умиротворение плоти. Это учение называется восьмикратным путем спасения, потому что оно выявляет восемь состояний, овладевая которыми можно достичь очищения ума, спокойствия и интуиции.

Первые два этапа означают достижение мудрости или пражни. Следующие три — это моральное поведение — Шила. И, наконец, последние три — это дисциплина разума или самады.

Однако эти состояния не могут быть поняты как ступени лестницы, которые человек учится понемногу. Все здесь взаимосвязано. Нравственное поведение необходимо для достижения мудрости, а без дисциплины ума мы не сможем развивать нравственное поведение. Мудрый — это тот, кто действует сострадательно; сострадательный — это тот, кто действует мудро. Такое поведение невозможно без дисциплины ума.

В целом, можно сказать, что буддизм привнес в религию личностный аспект, которого раньше не было в восточном мировоззрении: утверждение о том, что спасение возможно только через личную решимость и готовность действовать в определенном направлении. Более того, буддизм достаточно ясно говорит о необходимости сострадания ко всем живым существам, идея, наиболее полно воплощенная в махаянском буддизме.

Священная литература

Учение буддизма изложено в серии канонических сборников, центральным компонентом которых является канон пали «Ти-питака» или «Трипитака», что означает «три корзины». Буддийские тексты изначально были написаны на пальмовых листьях, сложенных в корзины. Канон написан на языке пали. В произношении Пали связан с санскритом, так же как итальянский связан с латынью. Канон состоит из трех частей.

  1. Виная-питака» содержит этические учения и информацию о дисциплине и обрядах; она включает 227 правил, по которым должны жить монахи;
  2. Сутта-питака, содержит учения Будды и популярную буддийскую литературу, в том числе Дхаммападу, что означает «Путь истины» (антология буддийских притч), и Джатаку, сборник рассказов о предыдущих жизнях Будды;
  3. Абидхамма-питака, содержит метафизические концепции буддизма, философские тексты, излагающие буддийское понимание жизни.

Вышеупомянутые книги всех ветвей буддизма особенно узнаваемы Хинаяной. У других ветвей буддизма есть свои священные источники.

Последователи Махаяны считают Праджнапаралшта Сутру («Учение совершенной мудрости») своей святой книгой. Это считается откровением самого Будды. В связи с крайней трудностью понимания, современники Будды хранили его во дворце змей в средневековье, и когда пришло время открыть эти учения человечеству, великий буддийский мыслитель Нагараджуна вернул его в мир людей.

Священные книги Махаяны написаны на санскрите. Они содержат мифологические и философские темы. Алмазная сутра, сердечная сутра и сутра Лотоса — это отдельные части этих книг.

Важной особенностью священных книг Махаяны является то, что Сиддарта Гаутама не считается единственным Буддой: Были и другие до него, и будут и другие после него. Большое значение имеет учение, разработанное в этих книгах о Бодисаттве (бодхи — просветленный, саттва — существо) — существе, которое готово войти в Нирвану, но затягивает этот переход, чтобы помочь другим. Самым почитаемым является бодисаттва «Авалокитешвара».

Буддизм – это религия или философия

В философии буддизма нет понятия Бога как творца всего нематериального и материального, всесильного существа, создавшего мир. В этом состоит отличие от привычных для россиян представлений о религии. В космологии буддизма есть существа «дэва», их ошибочно называют «богами». Они не создали Вселенную и не управляют судьбами, это обычные люди из другой реальности.

Вопрос: «Верите ли вы в Будду?» – бессмысленный в философии буддизма, так как Будда это реальный исторический персонаж, который жил около 2500 лет назад. Он был обычным человеком, как и все мы.

Многим людям при упоминании Будды приходит на ум Будда Шакьямуни (Сиддхартха Гаутама), это верно, но только отчасти. Любой сторонник буддизма, который достиг просветления, может считаться буддой, и таких было очень много. Ведь слово «будда» с санскрита переводиться как «пробужденный», «просветленный». Но только Великих Будд принято писать с большой буквы, таких как Будда Настоящий (Шакьямуни) и Великие Будды прошлого, которых по канонам разных буддийских школ от 6 до 21. Имена всех остальных пишут с маленькой буквы.

Буддийское мировоззрение

«Важной особенностью буддийского мировоззрения является неразрывное слияние черт реального, то есть созданного непосредственным наблюдением и правильно усвоенного человеческим творением, с идеями, установками, существами и процессами, порожденными религиозным воображением. Это слияние настолько полно, что здесь можно было бы говорить об идентичности естественного и сверхъестественного, если бы последние не всегда были направляющими и определяющими для буддистов».

Мир самсары в буддизме — это постоянный поток рождений, смертей и новорожденных, возникающих, разрушающихся и вновь возникающих. Она затрагивает все живые и неживые существа на всех плоскостях существования.

В отличие от других мировых религий, количество миров в буддизме практически бесконечно. В буддийских текстах говорится, что в океане есть нечто большее, чем капли и зерна песка в Ганге. Каждый из миров имеет свою собственную землю, океан, воздух, множество небес, где обитают боги, и уровни ада, населенные демонами, злыми духами и другими существами. В центре мира находится огромная гора Меру, окруженная семью горными хребтами. Над ним находятся небеса трех сфер, боги, люди и другие существа, которые действуют только для того, чтобы удовлетворить свои собственные желания, живут в Камадхату — «сфере желаний», разделенной на 11 уровней. Все существа, населяющие эту сферу, подчиняются закону кармы и поэтому, когда их заслуги исчерпаны, могут утратить свою природу в последующих воплощениях. Жилье в виде бога или человека так же временно, как и любое другое. В сфере рупадхату, «мире формы», есть те, кто практикует медитацию на 16 уровнях. Над этим — арупа, дхату, «мир без формы», царство чистого сознания, которое не поддаётся описанию. Однако, согласно древнейшей космологической схеме, существуют три основные плоскости — мир Брахмы, мир богов и полубогов, подчиняющихся закону кармы, и мир бога Мары, воплощающий в себе смерть и различные искушения, которым подчиняется человек. Влияние Мары распространяется на землю и многие подземные миры, адское царство.

Марас не вечен. Каждый из них возникает, развивается и распадается во время Махакальпы: его продолжительность составляет миллиарды земных лет. Он, в свою очередь, разделен на 4 периода (кальпы). Не каждая кальпа счастлива, только та, в которой появляется Будда. Согласно буддийской традиции, в нынешней Кальпе появится тысяча Будд. В буддийских текстах также называются шесть Будд, которые жили в мире человека до Шаньямуни. Однако самым популярным среди буддистов является Майтрейя, Будда, пришествие которого ожидается в будущем.

Очень важно также отметить, что с буддийской точки зрения (особенно выраженной в сочинениях йогаров) «весь чувственно воспринимаемый мир, мир постоянных изменений, страданий придумывается больным сознанием каждого человека, сознанием, обременённым грехами прежних бытий». То есть сумма всех страданий, переживаемых человеком, является лишь продуктом его собственных поступков, совершенных в предыдущих реинкарнациях, то есть иллюзией. Но само переживание страдания настолько остро ощущается, что заставляет буддистов исследовать эту «иллюзию» со всем вниманием и заботой, ибо без этого невозможно обнаружить причины страдания, найти способы их устранения и тем самым избавиться от страданий и от всех способов бытия».

Буддизм в России

Социально-культурное пространство России исторически сложилось как поликонфессиональная, полиэтническая, поликультурная формация евразийского характера. Евразийство можно рассматривать не только как геополитический проект, но и как некую парадигму понимания России, как концептуальный образ ее социокультурного пространства, предполагающий синтез западных и восточных корней. Важной особенностью российского культурного пространства является его диалогичность, предполагающая не только мирное сосуществование различных народов, религий и цивилизаций, но и возможность диалогического взаимодействия между ними. Буддизм, наряду с другими традиционными религиями, помог сформировать Россию как евразийскую страну. Понимание места буддизма в культурном пространстве нашей страны, несомненно, способствует самоощущению дуального цивилизационного статуса России-Евразии. Само присутствие буддизма в России как своеобразной третьей силы является важным фактором единства русского государства, поскольку биполярное государство для единства более опасно, чем полицентричное.

В ходе исторического развития в России возникли три основных самостоятельных центра буддийской культуры: центр калмыков в нижнем Поволжье, центр бурят в Забайкалье и центр Тувы в Саянах. Последние два центра, в силу своей географической близости, можно сгруппировать в один — Южно-Сибирское пространство буддизма, в которое, с оговорками, можно включить и конфессиональное пространство Горного Алтая, где буддизм постепенно начинает восприниматься как традиционная религия.

В буддизме, как и в прагматизме, любое утверждение об истине обязательно связано с конкретными обстоятельствами, а теоретическая ценность идеи измеряется ее практической полезностью: ее реальным применением. В то же время буддийский прагматизм наиболее ярко проявляется в период кризиса и перехода социального развития (в период распространения буддизма; в начале XX в.), что способствовало тому, что буддизм легко и гармонично вписывался в российское социокультурное пространство и даже выходил за его пределы — традиционное бытие.

Другая существенная особенность доминирующего в России махаянского буддизма — признание идеи единства абсолютного и относительного (нирвана и самсара, единственное и множественное число, относительная и абсолютная истины). В то же время понимание того, что все концептуальные и выразительные слова относятся к сфере относительной истины, которая по своей природе плюралистична, способствовало как прагматизму, так и толерантности буддизма.

Одной из причин гармоничного восприятия буддизма в русской сфере была его близость к православию. Сходство между двумя религиями можно отметить как внешне (институциональное и культовое), так и внутренне (религиозно-философское, эзотерическое). На религиозно-философском уровне сходство проявляется в принципе Троицы Божества, в отсутствии непреодолимого барьера между человеком и Абсолютом, в существовании негативного подхода к определению Абсолюта, в существовании подобных практик созерцания. Кроме того, монгольские народы имели опыт мирного сосуществования буддизма с несторианским христианством, что оставило свой отпечаток на их культуре и менталитете. Буддизм был широко распространен среди калмыков, бурят и тувин, потому что он оказался духовно и социально желательным. Навязывание буддизма здесь было почти безболезненным, потому что присущие буддизму прагматизм и терпимость означали, что он не разрушил прежнюю культовую систему, а приспособил ее для своих собственных целей. В этих регионах сформировался своеобразный синкретизм, характеризующийся сравнительно мирным сосуществованием культов буддийского и добуддийского происхождения в рамках буддийской традиции. Буддизм способствовал этнической консолидации и сыграл важную роль в формировании общего национального сознания.

Будучи частью России, буддийские народы активно общались с достижениями русской и западной культуры, особенно русского языка, литературы и искусства. Важную роль в формировании евразийского субстрата в калмыцкой и бурятской культуре сыграли некоторые калмыки и буряты в составе казачества. Буддийские темы нашли достаточно заметное отражение в русской философии, что, несомненно, способствовало созданию условий для полноценного диалога культур, пониманию идеи плюралистических цивилизаций, повышению интереса к восточной философии.

Длительное существование буддийских народов в России не могло не способствовать росту интереса к буддизму и стремлению понять его религиозно-философский и социокультурный аспекты. В зависимости от отношения к буддизму в русской философской мысли можно выделить три традиции: критическую, либеральную и комплементарную.

Характерной чертой критической тенденции было то, что ее представители имели однозначно негативную оценку буддийской религии. Эта традиция состояла из двух противоположных течений в общественной жизни России: революционно-социалистического и православно-ортодоксального.

Представители либеральной традиции, несмотря на критику буддизма, признали его историческую роль в мировой истории и увидели положительные стороны в буддизме. Вспомогательная тенденция объединила тех мыслителей, чье отношение к буддизму в целом было положительным. Особую роль в истории традиции взаимодополняемости сыграли русские космонавты, которые высоко ценили буддийскую мудрость. В целом, буддизм оказал значительное влияние на формирование мировоззрения ряда известных российских мыслителей, внесших значительный вклад в преодоление евроцентризма в общественном сознании, что способствовало укреплению евразийского характера российского социокультурного пространства. Важным направлением развития современного социокультурного пространства России является мобильность населения. В результате растет число буддистов, переселившихся за пределы традиционных областей распространения буддизма, т.е. осевших «в диаспоре». Причиной миграции является сложная социально-экономическая ситуация в буддийских регионах, а также процесс глобализации. В то же время такие крупные города, как Москва и Санкт-Петербург, стали основными центрами буддийской миграции. В сложных условиях иностранной культурной среды буддизм выступает в качестве важного консолидирующего фактора. Поэтому вполне естественно, что буддийские «диаспоры» тесно связаны с этническими общинами. Сплоченность и активность этнических буддийских общин делают их весьма заметными действующими лицами в конфессиональном пространстве. Особенность ситуации заключается в их сосуществовании и взаимодействии с неофитскими сообществами, активно распространяющими современную форму буддизма.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]