Гендерные различия в реактивной и проактивной агрессии у студентов


Что такое агрессия

Агрессия — это нападение, именно так переводится с латинского языка слово aggressio. Оно сопровождается негативными эмоциями: раздражением, злостью, гневом, яростью. В акте агрессии происходит эмоциональная разрядка — организм освобождается от отрицательной энергии, которая по каким-либо причинам накопилась внутри.

Кому, на кого и зачем надо нападать? Инициатор конфликта, очевидно, должен иметь мотивы для того, чтобы нарушить безопасность и благополучие окружающих его живых существ. Немотивированная агрессия — признак психических отклонений. Но и у нормальных людей найдётся немало претензий к окружающим, чтобы выместить на них раздражение и злость.

Агрессивность роднит человека с хищным животным, которое нападает в тех случаях, когда нарушены его базовые потребности:

в пище в определённых границах безопасности в воспроизводстве и сохранении потомства

У людей чувство голода тоже рождает раздражительность: некогда добродушные толстушки, например, сев на диету, вымещают «голодную злость» на близких и коллегах.

Природа агрессивного поведения

Агрессивные реакции появляются в поведении тогда, когда человек терпит неудачу в удовлетворении значимых для него потребностей. Если вам не достался билет на концерт группы, к которой вы равнодушны — это проходит почти незаметно для психики. Но если вы фанат, и попасть на этот концерт — предел ваших желаний, тогда включаются в работу механизмы агрессии, чтобы любой ценой добиться цели.

Центры агрессии в нашем мозгу

В центральной нервной системе за модель активного поведения в неблагоприятных ситуациях ответственны три центра:

1 Миндалина правого полушария головного мозга принимает всю негативную для организма информацию и предаёт её в гипоталамус.

2 Гипоталамус обеспечивает гормональный ответ на сигналы опасности, поступившие из миндалины.

3 Поясная извилина и лобные доли коры головного мозга отвечают за выбор поведения в данной ситуации, просчитывает шансы на успех и возможные последствия. Чем сильнее развита у человека эта «думающая» зона головного мозга, тем менее он склонен к проявлению агрессии — энергетически затратному и разрушительному способу удовлетворения потребностей.

У агрессивных людей сильнее выражена работа миндалины — в этом центре хранится память о негативных эмоциях прошлого опыта: страх, злоба, гнев. Они быстро овладевают нервной системой и провоцируют немедленные действия. Про таких людей принято говорить: «без царя в голове» — они спешат развязать конфликт, а уж потом думать о разбитых горшках.

Какие гормоны руководят агрессивным поведением

Какие гормоны руководят агрессивным поведением

Агрессивное поведение готовят гормоны, которые выделяют надпочечники по сигналу из гипоталамуса.

Норадреналин — «гормон ярости», пробуждающий в человеке льва. Действие этого гормона передаётся формулой: «нападай или защищайся». Блокируются центры торможения, сужаются сосуды, повышается давление, быстрее бьётся сердце — организм готовится к драке за свои интересы.

Рецепторы норадреналина скон головного мозга, если от рождения этот центр сильно развит, человек генетически предрасположен к активному поведению и агрессии.

Адреналин — «гормон страха», заставляющий побыстрее избавиться от опасности. Его называют ещё «гормоном кролика» с девизом: «бей и беги». Адреналин так же, как и норадреналин, действует на вегетативную нервную систему, ускоряет обменные процессы. Когда опасность минует, эти гормоны стимулируют выработку положительных эмоций, переживание успеха.

Тестостерон — мужской гормон, а, как установлено, мужчины в большинстве своём ведут себя агрессивнее женщин. Но прямой связи между увеличением тестостерона и повышением агрессивности исследователи не обнаружили.

Коррекция агрессивного поведения

В психологии существует понятие «социализация агрессии». Это предполагает сознательное подчинение себе агрессии, обретения контроля над ней, выражение агрессии в допустимых и приемлемых в конкретном обществе формах. На успешность социализации агрессии влияет образец (пример) и подкрепление (похвала, поощрение).

Для коррекции агрессии нужно сознательно относиться к миру и себе, видеть причинно-следственные связи и уметь контролировать ситуации, знать свои возможности. Работать над собой не просто. Но побороть агрессию можно, если действительно этого захотеть.

  1. Обретите контроль над своей жизнью. Если вы будете уверены в себе, будете знать, что результат зависит только от вас, то сможете адекватнее реагировать на трудности.
  2. Определите, почему вы злитесь или раздражаетесь. Какая из ваших потребностей не удовлетворена? Как вы можете решить эту проблему?
  3. Подумайте: почему вы агрессируете? Чего вы этим хотите добиться? Какими еще способами вы можете получить желаемое?
  4. Найдите смысл и цель жизни. У вас должен быть четкий жизненный план, мотивы. Тогда на агрессию просто не останется ни времени, ни сил, ни желания.
  5. Учитесь выражать гнев социально приемлемыми способами.
  6. Освойте техники саморегуляции.
  7. Если не можете сами совладать с агрессией, попросите близких помочь, обратитесь к специалисту.
  8. Не ищите виноватых, не тешьте себя надеждами и ожиданиями. Примите полную ответственность за собственную жизнь.
  9. Прощайте и забывайте обиды.
  10. Практика и еще раз практика. Регулярно повторяйте освоенные техники саморегуляции, проводите рефлексию своего поведения и его результатов, применяйте на практике альтернативные способы достижения цели.
  11. Развитое самопознание и адекватное восприятие мира – ключ к психическому равновесию.

Агрессия оправдана только в том случае, если это единственный способ сохранить свою безопасность. В случае если агрессия – способ получения удовольствия, то речь идет о деструктивном, ненормальном чувстве, от которого нужно избавляться.

О других причинах агрессии и интересных фактах, в том числе дифференциации вопроса по полу, темпераменту, возрасту читайте в статье «24 интересных факта об агрессии».

Классификация видов агрессии

Понятие агрессии включает следующие характерные признаки:

деструктивное (разрушительное) поведение является нападением — нарушает границы психологической и физической безопасности жертвы наносит вред, причиняя физический и моральный ущерб преступает нормы общения, принятые в обществе
Логичную классификацию видов агрессии по способу выражения разработал А. Басс. По характеру проявления все агрессивные поступки делятся на две категории — физическое и вербальное проявление враждебности.

Физическая агрессия

Физическая агрессия — это проявление враждебности, выраженное действием. Нападение может быть:

Прямым и активным — агрессор не скрывает своей враждебности к данному лицу, откровенно покушается на его безопасность.

Прямым и пассивным — не скрывая своего негативного отношения сопернику, агрессор мешает ему успешно работать над реализацией своих целей.

Косвенным и активным — зачинщик предпочитает оставаться в тени, действуя через третьих лиц, нанимая киллеров.

Косвенным и пассивным — не выполняет обещаний, не делает работу, которую от него ждут, как бы невзначай подводит и подставляет соперника.

Активные формы агрессии свойственны мужчинам, они направлены на разрушение внешних атрибутов жизни жертвы. Женщины склонны к пассивным формам мести, которые не приносят физического ущерба, но разрушительно действуют на психику.

Вербальная агрессия

Вербальная агрессия

Словесная агрессия — едва ли не самый распространённый вид выражения враждебности среди людей.

Прямая и активная форма — это разговор категоричным повышенным тоном, бесцеремонное перебивание, высмеивание в глаза, злые шутки и сарказм, троллинг и стёб.

Прямая пассивная агрессия — это молчание, бойкот, сильнейшая форма психического насилия. Особенно болезненно переносят её дети.

Косвенная активная форма — «перемывание косточек» за спиной у жертвы, распускание сплетен и слухов за глаза.

Косвенная пассивная агрессия — отказ от выяснения отношений, нежелание что-либо уточнять.

Классификация видов агрессии

Другие виды агрессивного поведения

По направленности на объект различают гетероагрессию — недовольство окружающим миром. Претензии к нему агрессор вымещает на внешних объектах: знакомых и незнакомых людях, животных, неодушевлённых предметах. Токсичным людям не хватает жизненной энергии, если они не испортят настроение и не отравят жизнь своим близким.

За неимением подходящей жертвы среди людей они могут ударить в порыве раздражения беззащитное животное, сломать растение, разбить дорогую вазу — всё это проявления гетероагрессии.

Ауотоагрессия, наоборот, направлена внутрь самого человека. Испытывая острую неудовлетворённость в базовых потребностях, личность сознательно или подсознательно считает себя виновной — это проявляется в самоуничижении, нанесении себе телесных повреждений, опасном для жизни поведении.

Реактивная агрессия — ответ людей на попытки вторжения в пространство их личной безопасности. В зависимости от особенностей психики и воспитания реакция может быть разной.

Виды агрессии в психологии

Психологи различают несколько видов агрессивности.

Прямая или косвенная

Прямая агрессия направляется непосредственно на человека, а косвенная – является реакцией в виде действия, направленного на кого-то (недобрые шутки, несправедливые сплетни) или в виде бесконтрольных действий (взрывы ярости, швыряние вещей, битье кулаками по стене или столу и так далее).

Физическая и вербальная

При физической агрессии используется физическая сила против другой личности или объекта. При вербальной агрессии отрицательные эмоции проявляются в виде крика, ругани, визга и так далее.

Провоцирующая и защитная

При защитной агрессии человек пытается дать отпор оппоненту и его агрессивным действиям. При провоцирующей происходит первая «атака» в разговоре.

Внешняя и аутоагрессия

Вектор внешней агрессии направлен на окружающих. Внутренняя – на собственную личность. Второй случай выражается самобичеванием, а в критических случаях – даже самоубийством.

Враждебная и инструментальная

В основе враждебной агрессивности находится гнев, и ее итоговая цель – причинения вреда. Если нанесение вреда не самоцель, а только средство обретения иной цели – речь идет об инструментальной агрессии.

Здоровая (обоснованная) и необоснованная (деструктивная)

Границы агрессии определить сложно, и каждый имеет о ней свое представление. Кто-то агрессией называет то, что иные назовут энергичностью. Если для такого поведения имеются веские основания (пример: защита слабого) и оно вызывает симпатию, то такую агрессию называют здоровой.

Формы агрессии

Агрессивная энергия — продукт нашего организма, запрограммированного природой на выживание. Другими словами, агрессивные чувства рождаются в нас, чтобы обеспечить реализацию жизненно необходимых потребностей. Агрессия нужна нам для того, чтобы защищаться и развиваться, творить и воплощать свои проекты в реальной жизни.

Однако человек в отличие от животных, пока не научился адекватно выражать агрессивную энергию. Чаще всего она выражается в конфликтных, опасных для здоровья формах.

Формы физического насилия

Во внутривидовых отношениях у животных нападение на соперника применяется крайне осторожно: доминирующему самцу достаточно продемонстрировать свою мощь, чтобы исключить все попытки покушения на свою власть.

У людей же агрессор использует на только превосходство в физической силе, в ход идёт оружие, жертве наносятся телесные повреждения, попутно разрушаются материальные ценности, страдают животные. Практикуются «шутливые» формы насилия над близкими: шлепки, пощипывание, болезненные толчки, которые крайне неприятны жертве и приносят садистское удовольствие агрессору. Ещё одна чисто человеческая форма физической агрессии — спортивные состязания. Считается, что спортивная злость — одно из составляющих качеств победителя. Насколько разрушительна такая форма энергии, доказывают разборки футбольных фанатов после очередного матча.

Вербальные атаки

Вербальные атаки

Словесное выражение враждебности присуще только людям и проявляется в самых разнообразных формах.

Разговор в пренебрежительном или приказном тоне, повышение голоса, бесцеремонное перебивание в беседе не оставляют сомнений в негативном настрое собеседника — это прямая и открытая агрессия. Сюда же относятся оскорбления, угрозы, нецензурная речь, визг, истерические возгласы. Использование юмора: шутки, сарказм, насмешки, стёб — относятся к виду активной косвенной агрессии. Отец психоанализа Зигмунд Фрейд считал юмор символическим уничтожением врага, а остроумие — отдушиной для враждебности, когда нет возможности выразить её другим способом. «Невинные» шутники всегда могут упрекнуть обидевшуюся жертву в отсутствии чувства юмора. Троллинг — активная косвенная агрессия; тролли организуют конфликты в среде общения с помощью издевательских реплик, провокационных сообщений. Оставаясь в стороне, они с удовольствием наблюдают, как по их вине участники форумов наносят оскорбления друг другу.

Причины агрессии

Основная причина агрессии — конфликт между жизненными потребностями человека и препятствием для их удовлетворения. Каждый индивид реагирует на этот конфликт по-своему, в зависимости от того, насколько влияют на его внутренний мир внешние обстоятельства. Существует несколько теорий, объясняющих появление агрессивности у людей.

1 Агрессия — природный инстинкт, биологический механизм для защиты жизненного пространства индивида. Действительно, ЦНС содержит определённые центры для принятия стрессовой информации и выработки ответных действий. Выброс в кровь гормонов «страха» и «ярости» обеспечивают боевой настрой организма.

2 Агрессия — реакция на фрустрацию (разочарование от того, что невозможно удовлетворить значимую потребность). Фрустрацию сопровождает целый комплекс отрицательных эмоций: раздражение, злоба, гнев, отчаяние, тревога. Они являются «питательной средой» для агрессивных действий.

3 Агрессия — результат социального опыта. Ребёнок, выросший в агрессивной среде, перенимает модель поведения своих родителей. Успешное применение физической силы (отнял игрушку у одного соседа, дал сдачи другому) вызывает одобрение окружающих. Агрессия пропагандируется СМИ, закрепляется в модных секциях единоборств — и становится основным инструментом для решения жизненных проблем.

4 Агрессия — итог действия неблагоприятных природных условий: жара или длительные холода, грязный воздух и духота, шум и теснота — негативно сказываются на физическом и психическом состоянии людей, вызывают раздражение, и, как следствие, нападки на окружающих.

Наиболее частые мотивы агрессивного поведения — задетое самолюбие, нежелание принимать чьи-то знаки внимания, поступок, вызывающий резкое неприятие, неожиданно возникшее препятствие при осуществлении заветных планов. Всё это триггеры, дающие выход накопившемуся раздражению.

Личностные факторы повышенной агрессивности

Берковиц Л. Эмоциональная агрессия

Агрессия может быть холодным и рассчитанным действием, совершаемым намеренно и направленным не на то, чтобы нанести ущерб жертве, а на какую-то иную цель, но она бывает и эмоциональной реакцией, управляемой преимущественно желанием причинить вред. Как в том, так и в другом случае атакующие могут уделять массу внимания тому, как достичь своих агрессивных целей, но очень часто они действуют импульсивно и непроизвольно. В таких случаях агрессивное поведение определяется в основном их внутренним возбуждением и порой совершенно автоматически управляется особенностями доступных в данный момент жертв.

Следующий пример иллюстрирует то, что я имею в виду.

Больная диабетом женщина с мужем и четырехлетним ребенком снимала комнату в квартире у своей подруги. Хозяйка постоянно жаловалась на поведение маленькой девочки, которая все портила и ломала.

Однажды вечером, когда мать готовила ужин и плохо себя чувствовала, ее дочь одна отправилась в ванную, чтобы умыться. Как потом рассказывала ее мать, «умывшись, девочка выдавила зубную пасту, смешала с шампунем и этой смесью вымазала всю раковину, а заодно перепачкала губной помадой стульчак и сорвала штору. Хозяйка прибежала с громкими криками: “Посмотри, что натворила твоя дочь. Она там все перепортила». А я была уже совсем уставшей и злой. Я целый день говорила ей: “Джулия, не делай это, Джулия, не делай то». Целыми днями твержу ей одно и то же, уже устала повторять. Я схватила ее, потащила, я никогда этого не забуду. Я так на нее взбесилась, что просто готова была убить» (Kadushin & Martin, 1981, p. 154).

Грустная история; измученная женщина, больная и, очевидно, придавленная нуждой, вымещает зло на своем непослушном ребенке и бьет его в припадке ярости. Подобных примеров можно привести сотни и тысячи. Это не какие-то редкие случаи, но постоянное явление в нашей повседневной жизни. Несомненно, у большинства из нас были моменты, когда мы теряли самообладание и обрушивали вспышки гнева на рассердившего человека: ребенка, любимого, знакомого или, может быть, даже постороннего — физически, или словесно, или и в той и в другой форме. У матери, казалось бы, было достаточное оправдание: она была больна и устала, а дочь вела себя из рук вон плохо. И все же реакция оказалась несоразмерной и ребенок подвергся слишком суровому наказанию. А разве каждому из вас не случалось в той или иной ситуации реагировать сверхсильно (даже если мы и не причинили серьезного ущерба вызвавшему наш гнев человеку)? Нам случается видеть, как люди приходят в ярость под влиянием совсем незначительных раздражителей, быть может, потому, что они уже находились в раздраженном состоянии из-за внешнего стресса или головной боли, усталости, чрезмерной жары и г. п. Иногда результатом оказывается атака, излишне сильная по сравнению с сознательным намерением нападающего. Мать в приведенном выше примере, очевидно, не хотела причинить своему ребенку серьезный вред; вероятно, она была захвачена слишком сильным эмоциональным возбуждением.

Что такое эмоциональная агрессия?

Важно, чтобы читателю было ясно, как я понимаю эмоциональную агрессию. Позвольте кратко сформулировать мою позицию: в основном я рассматриваю данный вид агрессии как агрессию, вызванную интенсивными внутренними физиологическими и моторными реакциями индивида. Внутреннее возбуждение стимулирует агрессию (или агрессивную тенденцию), которая вызывает попытки причинить ущерб жертве. В подобных случаях состояние интенсивного возбуждения, я могу сказать более драматически, «бешенство» толкает человека на физическую или вербальную атаку.

Импульсивная (или экспрессивная) эмоциональная агрессия

Не будем забывать, однако, что это поведение представляет собой агрессию эмоциональную (или враждебную) и мотивируется в большей степени желанием причинить ущерб жертве, нежели стремлением достичь каких-то других целей. Более того, я считаю, что во многих случаях (но не всегда) агрессивные действия совершаются без какого-либо серьезного обдумывания и планирования, хотя враждебные мысли и представления вполне могут сопровождать агрессивное побуждение.

Это означает, прежде всего, что нападение не является полностью обдуманным и преднамеренным действием. Мать Джулии не предполагала избить своего ребенка. Эмоционально возбужденный человек, нападая на свою жертву, обычно не думает о дальнейших последствиях, также как женщина в нашем примере не рассчитывала возможных в перспективе результатов ее поведения. Большинство совершаемых убийств по своему характеру относятся к данному виду агрессии. Как заметил один социолог, такие убийства не являются «сознательно контролируемыми действиями типа рассчитанных политических убийств или хладнокровно осуществляемых актов мести. Они совершаются быстро, в пылу аффекта и без учета последствий… Нападения совершаются стремительно, в состоянии быстро нарастающей ярости» (Katz, 1988, р. 18). Здесь описана крайняя импульсивность эмоционального действия.

Подобное импульсивное (или непроизвольное, или экспрессивное) поведение чаще всего наблюдается, когда человек находится в состоянии сильного возбуждения. Мать, избившая своего ребенка, находилась в состоянии ярости; также и большинство убийц бывают взбешенными, когда убивают свою жертву. Даже и относительно неэмоциональное и рассчитанное агрессивное поведение может иметь импульсивный экспрессивный компонент.

Другие возможные агрессивные цели

Эмоционально возбужденные, охваченные сильным желанием причинить ущерб своей жертве агрессоры могут иметь и ряд других целей, например изменение существующего положения дел, восстановление оказавшейся под угрозой «я»-концепции, достижение ощущения силы и контроля, повышение собственного социального статуса и т. д. Их действия могут быть мотивированы даже желанием утвердить собственные моральные ценности — сохранить то, что они считают правильным. Агрессивные дети нередко утверждают, что они бьют других детей, чтобы заставить их вести себя правильно. Многие из них думают, что их жертвы намеренно нарушали те или иные предписания, также как Джулия явным образом не слушалась своей матери, и (по их словам) они бьют младших, чтобы утвердить свой авторитет и поддержать дисциплину.

Они могут также хотеть причинить вред

Каковы бы ни были другие цели у людей, находящихся в состоянии сильного возбуждения, но следует помнить, что они также хотят причинить ущерб своим жертвам. Они могут получить удовлетворение, утверждая свою власть или контроль в отношении жертвы или сохраняя свои ценности, по за всем этим — и в то же время сильнее всего — они стремятся причинить ущерб тому, кого атакуют.

Существует достаточно свидетельств в пользу данного положения. В главе 1 было показано, что люди, подвергавшиеся фрустрации, могут испытывать удовольствие, зная, что причиняют страдания своим обидчикам. Когда они получали такую информацию вскоре после того, как начинали атаковать, это побуждало их причинять своим прежним мучителям еще большие страдания. Дальше в этой книге читатель увидит, что разгневанные (разозленные) люди успокаиваются и могут даже совсем перестать атаковать своих обидчиков, если думают, что уже причинили им достаточно большой ущерб.

Разумеется, люди не всегда готовы признать, что они стремились или стремятся причинить вред своим жертвам. Они предпочитают маскировать свою агрессивность моральными побуждениями. Тем не менее каждый человек время от времени может отдавать себе отчет в своем желании причинить вред противной стороне. Несколько лет назад я и мои сотрудники интервьюировали в английских и шотландских тюрьмах тех заключенных, которые были осуждены за преступления, связанные с насилием. Среди прочего мы спрашивали этих людей о том, что же побуждало их к нападению на свои жертвы. Многие из преступников (свыше 40% в каждой группе) отмечали, что они намеренно стремились причинить ущерб своим жертвам (интересно, что в обеих группах в качестве следующего наиболее часто называемого побуждения отмечалось стремление защитить себя).

Хотя и важно понимать различие между эмоциональной и инструментальной агрессией, однако многие агрессивные действия представляют собой смесь этих двух типов поведения, а не тот или иной отдельно. Поведение измученной матери Джулии было обусловлено не только ее эмоциональным возбуждением, по и стремлением утвердить свою власть над непослушной дочерью. Аналогично, агрессивный мальчик может подраться с одноклассником отчасти потому, что был разъярен тем, что ему показалось оскорблением, но отчасти также и потому, что надеялся тем самым достичь среди сверстников высокого статуса, показав себя «крутым парнем». Здесь я хотел бы добиться полной ясности в понимании моей позиции: также как было бы ошибочным считать, что любая эмоциональная агрессия является единственно следствием слепой ярости, точно также мы проигнорировали бы важный аспект этого поведения, если бы полагали, что оно продиктовано только лишь стремлением к достижению тех или иных внешних целей, таких, как власть или статус.

Несмотря на то что агрессивные действия служат достижению самых разных целей и зависят от множества факторов, в главах и я буду преимущественно заниматься анализом поведения, которое в основном нацелено на причинение вреда другим людям. При этом я сосредоточусь на обсуждении факторов, влияющих на импульсивную (или экспрессивную) агрессию, которая осуществляется без какого-либо предшествующего расчета, обдумывания, планирования, то есть непреднамеренно, и от которой не ожидается никакого существенного выигрыша (выгоды), кроме удовольствия причинить ущерб другому лицу Большая часть этого обсуждения будет посвящена условиям проявления эмоциональной агрессии. В главе 2 будет подробно рассмотрена классическая идея о том, что эмоциональная агрессия в основном инициируется фрустрацией. В главе 3 представлена модификация этой концепции, в свете которой доказывается, что негативный аффект продуцирует агрессивные тенденции (но не обязательно реальные атаки). В этой же главе будет продемонстрировано, что импульсивный аспект эмоциональной агрессии может подвергаться влиянию определенных ситуационных стимулов. Говоря другими словами, основное внимание будет уделено относительно непредумышленной агрессии. В определенном смысле это наша основная линия: необходимо выяснить, на что люди способны, когда они эмоционально возбуждены и не думают ни о причинах своего возбуждения, ни о том, как им следует реагировать.

Все сказанное не означает, конечно, что мышление мало влияет на эмоциональное поведение. Возбужденные люди, очевидно, оказываются под влиянием того, что они считают причиной своего возбуждения, и даже того, как они его интерпретируют. Поэтому в главе 4 будет обсуждаться влияние мыслей, интерпретаций и целей (намерений) на реакции людей, подвергшихся фрустрирующим воздействиям. Я попытаюсь также соотнести мой анализ с современными психологическими теориями эмоций и представлю краткий обзор новейших теоретических подходов в этой области, прежде чем излагать мою собственную концепцию развития и действия реакции гнева.

И последнее необходимое уточнение. То, что я сосредоточился на исследованиях эмоциональной агрессии, не предполагает, разумеется, что инструментальная агрессия является не столь значимой или малораспространенной. Ясно, что люди часто совершают агрессивные действия для того, чтобы получить те или иные выгоды, и в своей книге я буду часто обсуждать этот тип поведения. Тем не менее психологи и специалисты в области психического здоровья, на мой взгляд, до сих пор не уделяли эмоциональной агрессии достаточного внимания. Я попытаюсь исправить эту диспропорцию.

Глава 2. Следствия фрустраций

Гипотеза «фрустрация — агрессия». Определение и основные положения. Применение концепции «фрустрация — агрессия». Все ли виды фрустрации порождают агрессию? Даже непреднамеренная фрустрация может привести к агрессии. Некоторые условия, повышающие вероятность агрессивных реакций на фрустрацию. Пересмотр концепции «фрустрация — агрессия». Влияние атрибуции на интенсивность недовольства. Сравнимы ли фрустрации и оскорбления. См.

Личностные факторы повышенной агрессивности

В основе агрессивных поступков важно обнаружить проблемы, которые личность не может осознать без посторонней помощи.

Неудовлетворённость жизненным статусом. Человек, имеющий, к примеру, природный талант, но вовремя не развивший его, обречён на вечное недовольство жизнью, работой, своим окружением. Он видит себя достойным лучшей жизни, презирает близких, вымещает на них злобу.

Не преодолённые в детстве страхи и фобии. Страх — переживание индивида, связанное с угрозой его существованию. Личность, которая всего боится, практически всегда находится в стрессовом состоянии — в боевой готовности к агрессивным действиям.

Кризисы развития, нежелание изменяться. Агрессивная энергия — природный механизм для преодоления препятствий, движения вперёд. Человек, остановившийся в своём развитии, склонен паразитировать, жить за счёт близких людей. Он агрессирует на любые упрёки в свой адрес, воспринимает их как покушение на свободу.

Стиль жизни. Повышенный уровень агрессивности имеют: трудоголики, которые работают на износ и пренебрегают отдыхом; курильщики (особенно при отсутствии сигарет); алкоголики (в состоянии опьянения, в период абстиненции).

Воспитание. Агрессивность уходит корнями в детство, в ошибки семейного воспитания. Недостаток тепла, уважения, свободы для самореализации — главные причины будущей неудовлетворённости жизнью. Проявления детской агрессии — сигнал для родителей. Они должны вовремя понять, какую важную потребность не может удовлетворить их ребёнок, помочь ему решить проблему.

«Наша первоочередная задача — увидеть в детской агрессии фрустрацию. Плакать дети должны не в уголочке, брошенные всеми, а в любящих руках». Г. Ньюфелд

Особенности мужской агрессии

Агрессия, как защита психологических границ


Любая территория для поддержания своей автономии и идентичности предполагает наличие границ.

Территория Я здесь не исключение. В этом случае речь идет о специфических границах – психологических границах Я. Границы предполагают необходимость их защиты. А агрессия является «оружием» защиты границ.

Остановимся на проблемах личности, которые возникают «на границе», в результате чего у Я могут возникать разного рода сложности в отношениях с другими.

Чаще всего на границе возникают проблемы следующего порядка:

  • Неспособность Я защитить свои границы.
  • Неадекватные способы защиты границ.

Каждая из обозначенных проблем проявляется по-разному и имеет свои причины.

В первом случаечеловек не способен защитить свои границы, так как у него нет для этого подходящего «оружия» (точнее, он считает, что нет). В результате все, кому не лень, «топчутся» по его территории, а он терпит и жалуется, что другие неблагодарные, наглые, нечувствительные…

Описываемую ситуацию условно назовём «Феномен Кота Леопольда». Помните этого персонажа из советских мультфильмов? Кот Леопольд отчего-то решил, что единственно хорошим способом построения отношений с мышами будет миротворческая позиция, выражающаяся в его интенции к ним: «Ребята, давайте жить дружно!».

Возможно, в детстве ему внушали, что злиться нехорошо (некрасиво, стыдно) … Возможно, у него был какой-то личный травматический опыт, в результате которого «он решил», что проявлять агрессию опасно. Не будем больше гадать, что повлияло на формирование его такой «мирной» идентичности. Однако то, что мы можем наблюдать, однозначно означает, что в его образе я нет места агрессивности: эдакий кот-добряк, неспособный обидеть даже мышь.

Что в результате мы имеем? В этом случае по его территории топчутся все, кто хочет, и кто может. Мыши теряют страх и ведут себя неестественно по отношению к коту. Можно было бы, конечно, обвинять мышей – мол, такие они нехорошие, не ценят, не уважают Кота! Однако в отношениях, как в спорте: играешь так, как позволяет соперник.

Мыши ведут себя так, потому что Кот не желает соответствовать своей природе и присваивать себе идентичность хищника, знающего, что нужно делать с мышами. В итоге мы видим несчастного Кота и наглых, потерявших страх мышей.

Что-то похожее происходит и с человеком, который «решил», что агрессия – это нехорошее чувство-состояние, и что злиться плохо, стыдно, нехорошо, некрасиво, опасно…

Что делать? Удивительно, но в рассматриваемом мультфильме есть ответ. Вы помните, как разрешилась проблема Кота Леопольда? Он обратился к врачу, который велел ему принимать озверин, препарат, повышающий агрессивность. В результате чего к Коту вернулась пропавшая, но такая естественная и природосообразная для этого животного агрессия, и все стало на свои места: Кот стал котом, Мыши стали мышами! Проблема решилась.

В психологической практике в этом случае не все так просто. Приходиться работать над уточнением и интеграцией образа своего я, попутно раскапывая историю его формирования, извлекая интроекты – те внушения, правила из чужого опыта, усваиваемые ребенком неосознанно в силу авторитета тех людей, которые их произносят.

Человеку придется по-новому взглянуть на эти куски чужого опыта и решить: нужны ли они ему? Соответствуют ли они ситуации его жизни, той реальности, в которой он живет? В том случае, если они не подходят – скорректировать их.

Второй вариант проблемных границ условно называется «Часовой». Часовой – это человек, который охраняет какой-либо стратегически важный объект. Его действия в случае обнаружения нарушителя регламентируются следующей последовательностью;

  • Предупреждение голосом «Стой, кто идет?»
  • Предупредительный выстрел в воздух в том случае, если нарушитель игнорирует словесное предупреждение.
  • Огонь на поражение, если нарушитель игнорирует предупредительный выстрел.

Как это происходит в жизни?Человек в данном случае по разным причинам «не соблюдает» вышеописанный алгоритм защиты своих границ. Чаще всего это происходит так:

  • «нарушитель» делает попытки вторжения в личные границы, они не «замечаются» (не происходит словесного предупреждения);
  • «нарушитель» более активно вторгается на территорию (нет предупредительного выстрела);
  • «нарушитель» ведет себя как дома на чужой территории. И тут человек не выдерживает и открывает огонь на поражение.

Что в результате мы имеем? Человек, до этого не проявлявший никаких признаков агрессии в отношении нарушителя, взрывается. Его ответная реакция достигает уровня гнева и даже ярости и часто оказывается неожиданной для нарушителя, как правило, ничего не подозревавшего. А у «взорвавшегося» человека дальше часто следуют переживания стыда и вины за свои неадекватные действия.

Почему так происходит? У человека, попадающего в описываемую ситуацию, как правило, снижена чувствительность к агрессии. В результате чего он не распознает сигналы нарушения своих границ, а когда они становятся чрезмерными, адекватно реагировать уже поздно. Да и способов «цивилизованной» защиты своих границ в его опыте нет. Чаще всего здесь мы имеем дело с хронической травматизацией: человек длительное время находился в ситуации психологического (а иногда и физического) насилия и вынужден был «заморозить» чувствительность, чтобы хоть как-то защитить себя от боли, причиняемой другими.

Необходимо отметить, что этот вариант предполагает более длительную работу, чем тот, где агрессия исключается из образа Я. Для полного разрешения проблемы необходима работа со специалистом. Все личностные проблемы, которые возникают в контакте с человеком, требуют для своего разрешения другого человека.

Share this post for your friends:
Friend me:

Особенности мужской агрессии

Специфика мужской агрессивности объясняется действием гормонов и стереотипами поведения, обусловленными ролью мужчины в обществе. Мужской гормон тестостерон обеспечивает половую активность мужчины, а также его физическое превосходство. Мужчине легче решиться на открытую агрессию — у него для этого достаточно энергии и силы.

Кроме того, с детства мальчики узнают о своей социальной роли защитников семьи и государства. Постоянные драки и разборки «кто сильнее?» — обычное явление в среде маленьких мужчин: они учатся нападать, сражаться с обидчиком, отстаивать свои права.

Одна из основных потребностей в жизни мужчин — самореализация. Если они имеют общественный статус, не соответствующий их запросам — это неизбежно ведёт к повышению их агрессивности. Тот, кто не сумел самоутвердиться в работе, пытается доказать свою состоятельность демонстрацией физической силы. В основном это происходит в семье. Самые частые виды мужской агрессивности — семейная, алкогольная, наркотическая.

Есть несколько признаков, помогающих увидеть в избраннике будущего семейного деспота:

он со вкусом описывает драки и сцены насилия ищет виновников неудач во всех, кроме себя очень ревнив и позволяет себе вспышки ярости равнодушен и даже жесток к детям и животным

Семейный агрессор, упрекая жену во всех тяжких преступлениях, перечисляет именно те факты, в которых виновен сам

Проявления агрессии у женщин

Агрессия: защита или нападение?

Мы сталкиваемся с агрессией каждый день: на улице, на работе, в интернете. Что же такое агрессия, откуда она появляется,и как ей противостоять?

Агрессия и насилие

Агрессия — это форма поведения, при которой преднамеренно наносится вред объекту (одушевлённому или неодушевлённому).

Существует два подхода к взаимоотношению насилия и агрессии. Согласно одному, по мнению, например, Л. Берковица, насилие есть крайняя форма агрессии. Приверженцы другой точки зрения понятия насилия и агрессии разводят. По их мнению, насилие — это как раз то, что может быть применено и без нанесения вреда человеку. Например, когда родители заставляют маленького Ваню есть манную кашу, это насилие, а когда бьют одноклассники — агрессия.

С самой агрессией тоже не всё просто: выделяют активную и пассивную агрессию. Активная агрессия — нанесение вреда человеку самим обидчиком, а пассивная — не сообщение человеку о возможно подстерегающей его опасности. То есть если кто-то из одноклассников, не участвовавший в избиении Вани, не предупредил его об опасности, он всё равно агрессор, только пассивный.

Истоки

Изживать агрессию очень трудно, так как она заложена в наших психике и поведении матушкой природой. Закон природы гласит, что если одно существо агрессивнее и победило другое, именно оно будет жить и развиваться дальше.

Это работает как на межвидовом, так и на внутривидовом уровнях. Природа же определяет и то, что агрессия — результат биохимических процессов, подчас протекаемых в нашем организме помимо нашей воли: тестостерон, адреналин, алкоголь и даже пептиды из сочного стейка делают нас более агрессивными.

Однако человек сложное существо, поведение которого определяется не только природными факторами: степень нашей агрессивности определяется также воспитанием и окружением. Огромную роль здесь играют семья (первичные образцы поведения), кино, телевидение и культура в целом (модели поведения, прививаемые нам в течение жизни).

Так, если если человеку с детства говорят, что добро должно быть с кулаками, а его любимый герой фильма палит направо и налево из пистолета и крушит челюсти злодеям, то определённая модель поведения, в которой агрессия выступает нормой, прочно закрепляется в сознании.

Как говорил один из выдающихся философов 20 века Джидду Кришнамурти, вся современная культура основана на конфликтах, которые решаются исключительно агрессией (на самом деле не устраняющей конфликт, а просто его трансформирующей).

Ряд исследователей считает, что агрессия как в природе, так и в обществе неизменно является защитной реакцией, включающейся у субъекта агрессии в случае нарушения его личностных границ. С другой стороны, в литературе по психологии отмечается, что агрессия в обществе и в межличностном общении — результат дефекта коммуникации ( когда человеку проще «поднажать», чем объяснять, что ему конкретно нужно) и осознания уязвимости собственных личностных границ (которые нарушили или вот-вот нарушат).

Мнение Фрейда

Зигмунд Фрейд считал, что агрессия неизбежна как следствие одной из главных движущих сил человека тонатоса (стремления к смерти). Если человек не будет периодически использовать механизмы выхлопа негативной энергии вовне, в конечном итоге это неизбежно приведёт к саморазрушению личности. Другое дело, что агрессия — не единственный способ «выхлопа» этой самой энергии тонатоса: её можно без проблем сублимировать в творчество или работу.

Агрессия и средний класс

Считается, что наиболее подвержены агрессии представители среднего класса. Необходимость поддерживать своё благосостояние на определённом уровне выливается в постоянную и напряжённую работу, оборачивающуюся в свою очередь физическим и моральным истощением и, как следствие, стрессом, конфликтами и агрессией.

Одной из распространённых форм такой агрессии сегодня является офисный моббинг, встречающейся, как говорят учёные, и в природе. Стая птиц, прогоняющая крупного хищника со своей территории, совершает защиту своей территории точно так же, как и группа коллег защищает свой пошатнувшийся статус, вытравливая из коллектива нетривиального новичка. Другое дело, что с моральной точки зрения это выглядит не очень красиво.

Агрессия как средство

Таким образом получается, что агрессия — вполне нормальная реакция человеческой психики на внешние раздражители. Нет смысла подавлять агрессию, но важно уметь вовремя останавливаться и перенаправлять негативную энергию в русло какой-либо полезной деятельности. Психологи советуют научиться управлять агрессией, ведь в умеренных количествах агрессия не просто полезна, но и элементарно необходима для отстаивания своих личных интересов. С другой стороны, не стоит забывать, что агрессия — оружие сильнодействующее и прибегать к нему нужно только в самом крайнем случае, когда все другие возможности отстоять свои интересы уже использованы и оказались безрезультатными.

Как бороться с агрессией в других?

Чтобы бороться с агрессией в других, нужно, в первую очередь, научиться на неё реагировать и давать отпор агрессору, ибо по тому, как мы реагируем на агрессию окружающих, другие люди судят о том, как можно обращаться с нами.

При этом не стоит уподобляться агрессору и доказывать свою точку зрения эмоционально. Гораздо эффективнее спокойно и аргументированно изложить, чем вы конкретно не довольны, и вежливо попросить больше так не делать.

Кстати, чтобы, не скатываясь до персональных взаимных обвинений по типу «сам дурак», четко формулировать свои претензии, нужно не напрямую указывать на агрессора, а сообщать о причинах своего недовольства в безличной форме.

Проявления агрессии у женщин

Как слабый пол, женщины подавляют свою агрессию по отношению к мужчине, но вымещают её на детях. Поэтому так много взрослых детей обижены, прежде всего, на мам. Часто женщины проявляют агрессию для эмоциональной разрядки, не желая никому вреда: крик на пределе, плачь навзрыд, истерика — всё для того, чтобы быть услышанным.

Но мужчину такое поведение раздражает, детей пугает — и женщина остаётся один на один со своими проблемами. Женская агрессивность больше, чем у мужчин, зависит от гормонального фона, её вспышки обусловлены гормональными изменениями: ПМС, беременностью, лактацией, климаксом.

Рождение ребёнка резко увеличивает физическую и психическую нагрузку на женский организм. Она приходит в отчаяние от того, что не имеет личного времени, становится раздражительной, вымещая свой гнев на ребёнке.

Причины агрессивности детей напрямую зависят от семейных отношений. «Имеется прямая связь между наказаниями, выговорами, отсутствием поощрений с одной стороны, и родительскими установками на неприятие ребёнка в целом — с другой». А. Бандура, американский психолог

Особенности агрессии детей и подростков

Разные формы проявления и мужчин и женщин

Говоря о приступах агрессивности, важно отожествлять женскую и мужскую агрессию. У мужчин признаки агрессивности начинают проявляться в попытках контролировать всех и все. Они на ранних стадиях могут быть обидчивыми, но в случае отхода от их мнения тут же пускают в ход руки, нецензурную лексику, крики.

У женщин эмоциональный взрыв обычно сопровождается бытовыми проблемами. Психологи отмечают, что бессилие и невозможность исправить ситуацию – частые причины агрессивных порывов против окружающих. Иногда их могут вызывать личные проблемы, иногда – проблемы с деньгами, болезни и другое.

Особенности агрессии детей и подростков

Основные причины агрессивности людей коренятся в детстве.

С помощью агрессии ребёнок получал желаемое: отбирал заветную игрушку, прогонял кого-нибудь с удобного места — модель агрессивного поведения успешно закреплялась в сознании. Жёсткое поведение значимых людей: родственников, педагогов, старших сверстников становилось образцом для подражания. Несправедливость по отношению к себе ребёнок привыкал отражать агрессией: обзывался, дрался, кусался. Получая мало внимания со стороны родителей, дети стараются обратить на себя внимание с помощью агрессии.
Шаблоны агрессивного поведения закрепляется на подсознательном уровне — в дальнейшем ребёнок будет применять его автоматически. Так, девочка 4 лет проявляла свою агрессию тем, что со свирепым лицом впивалась ногтями в кожу соперника, не выпуская его. Оказалось, что в возрасте двух лет ей пришлось отнимать игрушку у кошки, и та её поцарапала. Девочка усвоила этот метод защиты и стала его активно использовать.

Особенности агрессии детей и подростков

Осознанно добиваться желаемого через агрессивное поведение дети начинают с 2 лет: кусаются, закатывают истерики, швыряют игрушки. К 4 годам дети уже контролируют свои действия, следят за реакцией окружающих — будет ли иметь успех тот или иной метод агрессии. В возрасте 5 лет происходит разделение на мужские и женские методы агрессии. Мальчики самоутверждаются через физическое нападение: дерутся, толкаются. Девочки переходят на вербальные формы: обзывают, насмехаются, угрожают.

Младшие школьники проявляют агрессию спонтанно, в ситуациях, когда у них что-либо не получается. Здесь важно следить, на кого направлена агрессия и каковы её причины. Нападки на родителей происходят из-за дефицита внимания или, наоборот, как протест против ограничения свободы. Драки со сверстниками говорят о желании самоутвердиться и стать лидером. Агрессия против учителей — протест против правил школьной жизни. Без своевременного влияния родителей агрессивность младших школьников может из способа эмоциональной разрядки стать чертой характера.

Причины агрессивного поведения

Агрессивное поведение имеет предпосылки и причины.

У детей

Наблюдаете агрессию у ребенка? Важно понимать ее причины. Иногда она помогает при достижении цели, самозащите и удовлетворении потребностей.

Дети

Когда речь заходит об агрессии у детей, то стоит учитывать, что в некоторых ситуациях агрессия необходима каждому человеку. Агрессивность помогает в случае самозащиты, достижении своих целей, отстаивании прав и удовлетворения желаний.

Агрессия в приемлемой форме дает возможность быстрее адаптироваться социально, и увереннее двигаться к успеху. Речь не идет об агрессии характеризующейся ненавистью, нанесением ущерба, формированием негативных черт характера.

Нередко наблюдаются приступы агрессии у детей, достигших 4-х летнего возраста. Основная ее причина: семья, агрессивное поведение близких в бытовых ситуациях. Чаще случается в семьях, где допустима ругань, оскорбления, унижения, хамство. Вторая причина: безразличие или слишком властное отношение родителей. Методы преодоления проблемы: умейте слушать ребенка, окружите его добротой, лаской, донесите свои переживания.

У подростков

Пик подростковой агрессии приходится на период полового созревания. Черты, характерные для агрессивных подростков: отсутствие серьезных интересов и хобби, узость мышления, недостаток финансов на базовые потребности.

Подросток

Они склонны к подражанию и внушаемости. Чувствуют озлобленность по отношению к родителям и сверстникам. Отличаются низкой самооценкой, повышенной тревожностью, эгоцентризмом. Не знают, как преодолеть сложности, контролировать поведение. Все эти факты в совокупности и ведут к агрессии.

Агрессивных подростков и детей можно увидеть не только в неблагополучных семьях – они встречаются на разных социальных уровнях, являясь средством демонстрации самостоятельности и зрелости. Если речь не идет о психическом отклонении, то методом лечения может стать разговор по душам или консультация психолога.

У взрослых

Распространенные причины, провоцирующие агрессию у взрослых:

  • Злоупотребление наркотическими веществами, алкоголем, расшатывающими нервную систему и становящимися причиной неадекватной реакции на малозначимые события.
  • Травмы психического характера, обретенные в детстве.
  • Переутомление, отсутствие полноценного отдыха.
  • Личные проблемы, неудовлетворенности личной жизнью, чувство одиночества, интимные проблемы.
  • Чрезмерное увлечение компьютерными играми, жестокими фильмами.
  • Строгое воспитание.

Взрослые

Как вести себя с агрессивным человеком

Главная задача в общении с агрессивно настроенным человеком — избежать конфликта и не поддаться на провокацию. Хорошо при этом уйти в глухую оборону — если можно, молча покинуть помещение или хотя бы замолчать намертво. Дать агрессору выговориться. Решающим при этом будет настрой, с которым придётся слушать оскорбления в свой адрес. Надо твёрдо знать: агрессор — несчастный человек, проблемы раздирают его, вызывая выброс негативной энергии.

Ни в коем случае нельзя отвечать гневом на гнев, грубостью на грубость. Не стоит вступать в разговор, пока несчастный не выпустит весь пар. После этого стоит вежливо попросить его, в такой манере с вами больше не разговаривать. При этом использовать язык тела: держаться максимально прямо, смотреть собеседнику прямо в глаза, всем своим видом подчёркивая, что у вас нет страха перед ним, но и оскорблять вы его не собираетесь. В конце концов, каждый из нас имеет право на ошибку.

«Хамство как ответ на оскорбление свидетельствует о слабости характера; хамство как привычная манера поведения — о духовной бедности; хамство с целью оскорбления и унижения — о моральном изъяне». Рефат Шакир-Алиев, психиатр

Методы борьбы с собственной агрессивностью

Методы борьбы с собственной агрессивностью

Каждый из нас сталкивался с нарастающим в душе раздражением, готовым выплеснуться при первом удобном случае. Освободиться от внутренней агрессии можно через осознание её причин и избавление от негативных переживаний.

Пять шагов к пониманию

Первое, что надо сделать — понять и простить себя в этом состоянии.

осознать эмоции, которые приведут или уже привели к конфликту какие мысли возникли в процессе конфликта по отношению к его участникам какие потребности должны были реализоваться проанализировать все негативные стороны происходящего увидеть позитивные стороны

Честный анализ ситуации — самый конструктивный способ для снятия агрессии внутри себя.

Когда нужен юмор

Смеяться над собой может лишь тот, кто знает себе цену, у него больше шансов сделать успешной свою жизнь. Он не зацикливается над своими неудачами и провалами. Сделать работу над своими ошибками — это рассказать о них с юмором. Люди оценят смелость и самокритику, будут готовы учиться на ваших ошибках. Так что стоит найти смешные стороны в своём агрессивном состоянии и посмеяться над ним.

Методы борьбы с собственной агрессивностью

Активное движение

Справиться с агрессивными мыслями помогут занятия спортом. Регулярные физические нагрузки — хорошая энергетическая разрядка. Для отрицательных эмоций сил уже не останется.

Помогут пробежки и занятия в фитнес-зале, велоспорт и теннис. Прогулки пешком и вылазки на природу способны оказать умиротворяющее действие. Возможно, природа поможет вам по-новому взглянуть на конфликтную ситуацию. Главное — не сидеть взаперти, открыть себя для новых впечатлений.

Математика приводит ум в порядок

Многим людям помогло справиться с раздражением и беспокойством арифметическое упражнение. Надо медленно сосчитать про себя до десяти. Затем, не спеша, посчитать в обратную сторону — до единицы.

Можно складывать в уме трёхзначные числа, перемножать двузначные — лишь бы левое полушарие мозга было занято работой. В это время правое полушарие работать не будет — а оно ответственно за эмоциональное состояние человека.

В то время, пока вы будете считать, агрессивность попросту выключится. И чем сложнее будет работа левого полушария, тем больше будут слабеть эмоции, питающие агрессивность.

Лечение агрессии

Понятия «агрессия» и «агрессивность», основные теоретические подходы.

Понятия «агрессия» и «агрессивность», основные теоретические подходы.

Агрессия — это сложный, многоуровневый феномен, в отношении которого не существует общепринятого мнения: посредством него обозначают разнообразные по целям, механизмам, методам и результатам индивидуальные и групповые воздействия людей. Поэтому все современные исследования ориентированы на комплексное изучение различных уровней и компонентов агрессии.

В психологии термин «агрессия» трактуется по-разному. Многие авторы исследования агрессивности предпочитают ей давать негативную оценку. Но так же существует и точка зрения на агрессию с позитивной стороны.

Выделим основные определения в соответствии с основными психологическими теориями и концепциями агрессии и агрессивного поведения:

ü Под агрессией понимается сильная активность, стремление к самоутверждению.(Bender L.)

ü Агрессия — реакция, в результате которой другой организм получает болевые стимулы. (Buss A.)

ü Агрессия — физическое действие или угроза такого действия со стороны одной особи, которые уменьшают свободу или генетическую приспособленность другой особи (Л.М. Семенюк).

ü Агрессия — злобное, неприятное, причиняющее боль окружающим, поведение (Паренс Г).

ü Имеющиеся определения можно условно разделить на 2 большие группы:

1. Представление об агрессии как мотивированных действиях, нарушающих нормы и правила, причиняющих боль и страдания. В этом плане различаются преднамеренная и инструментальная агрессия. Инструментальная агрессия — та, когда человек не ставил своей целью действовать агрессивно, но «так пришлось» или «было необходимо действовать». В данном случае мотив существует, но он не осознается. Преднамеренная агрессия — это те действия, которые имеют осознанный мотив — причинение вреда или ущерба. (Авторы А. Бандура и У Уолтерс.)

2. Агрессия как акты враждебности и разрушения (поведенческая составляющая). Р. Бэрон и Д. Ричардсон дают такое определение: агрессия- это любая форма поведения, нацеленного на оскорбление или причинение вреда другому живому существу, не желающего подобного обращения .

Из отечественных психологов эту точку зрения разделяют Т.Г. Румянцева и И.Б. Бойко. Они рассматривают агрессию как форму социального поведения, которое реализуется в контексте социального взаимодействия, но поведение будет агрессивным при двух условиях: когда имеют место губительные для жертвы последствия, и когда нарушаются нормы поведения.

Итак, рассмотрев основные подходы к определению агрессии, мы примем за рабочее следующее обобщающее определение этого явления:

АГРЕССИЯ

— это любая форма поведения, нацеленного на оскорбление или причинение вреда другому живому существу, не желающему подобного обращения.

Это определение подчеркивает, что агрессия — это модель поведения, а не эмоция или мотив.

Необходимо разграничивать понятия «агрессия» и «агрессивность».

Агрессия- это поведение (индивидуальное или коллективное), направленное на нанесение физического, либо психологического вреда или ущерба.

АГРЕССИВНОСТЬ

— относительно устойчивая черта личности, выражающаяся в готовности к агрессии, а так же в склонности воспринимать и интерпретировать поведение другого как враждебное. В силу своей устойчивости и вхождения в структуру личности, агрессивность способна предопределять общую тенденцию поведения.

Степень агрессивности бывает различной — от едва заметной до максимальной. Чрезмерное развитие агрессии начинает определять весь облик личности, превращая ее в конфликтную. В своем крайнем выражении она становится патологией (социальной и клинической): агрессия утрачивает рационально-избирательную направленность и превращается в привычный способ поведения, проявляясь в неоправданной враждебности, злобности, жестокости, негативизме.

Следовательно, любая агрессия вызвана конкретной фрустрацией.

ВИДЫ АГРЕССИВНОСТИ:

ü прямая (брань, драка и т.п.) или косвенная (насмешка, критика);

ü непосредственная (в текущее время) или отсроченная;

ü направленная на другого человека или себя самого (обвинение себя, плач, самоубийство).

Фрустрации и агрессия возникают в результате социального сравнения: «Мне дали меньше, чем другим», «Меня любят меньше, чем других». Фрустрация способна накапливаться, усиливая и закрепляя агрессивность человека либо формируя у него комплекс неполноценности (агрессия против самого себя). В конечном счете это выплескивается вовсе не на виновника фрустрации (он сильнее, благодаря ему, она возникла), а на тех, кто слабее (хотя они фактически не виноваты), или тех, кого посчитали врагом.

Концепции агрессии, разработанные в русле теорий социального научения, ведут свое происхождение от теоретических представлений S-R-типа (прежде всего от Халла): в них различным образом определяются и по-разному связываются между собой компоненты поведения, ответственные за его побуждение и направление. Наиболее влиятельными представителями этого течения являются Берковиц и Бандура.

Наиболее известный сторонник данного подхода — Арнольд Басс. Он определяет фрустрацию как блокирование процесса желательного поведения, вводя понятие атаки. Это акт, предоставляющий организму враждебные стимулы.

При этом атака вызывает сильную агрессивную реакцию, а фрустрация — слабую. Басс указал ряд факторов, от которых зависит сила агрессивных привычек.

1. Частота и интенсивность случаев, когда человек испытал атаку, фрустрацию, раздражение. Люди, которые получили множество гневных стимулов, скорее прореагируют агрессивно, чем те, кто нечасто сталкивался с такими стимулами.

2. Неоднократное достижение успеха с помощью агрессии закрепляет соответствующие привычки. Успех бывает внутренним (резкое ослабление гнева, удовлетворенность) или внешним (устранение препятствия или достижение желаемой цели либо вознаграждения). Выработавшаяся привычка к агрессии, атаке, делает невозможным различие ситуаций, когда агрессивное поведение необходимо; человек всегда склонен реагировать агрессивно.

3. Культурные и субкультурные нормы, усваиваемые человеком, облегчают развитие у него агрессивности (с детства смотрит мультики и фильмы, где присутствуют сцены агрессивного поведения, усваивает его нормы).

4. Влияние оказывает темперамент человека: импульсивность, интенсивность реакций, уровень активности провоцирует закрепление агрессивных форм поведения и формируют агрессивность как черту личности.

5. Стремление к самоуважению, к защите от группового давления, к независимости сначала вызывает тенденцию к непослушанию, а затем, при сопротивлении окружающих, провоцирует человека к проявлению агрессии.

Среди форм агрессивных реакций, встречающихся в различных источниках, необходимо выделить следующие:

Физическая агрессия (нападение) — использование физической силы против другого лица.

Косвенная агрессия — действия, как окольными путями направленные на другое лицо (сплетни, злобные шутки), так и ни на кого не направленные взрывы ярости (крик, топанье ногами, битье кулаками по столу, хлопанье дверьми и др.).

Вербальная агрессия — выражение негативных чувств как через форму (крик, визг, ссора), так и через содержание словесных ответов (угрозы, проклятия, ругань).

Рассмотрим подробно факторы и определяют агрессивное поведение у человека.

Намерение: когда человек видит, что другой собирается напасть на него или помешать ему, то решающим оказывается прежде всего то обстоятельство, приписываются ли этому другому агрессивные намерения и враждебные по отношению к себе планы. Для начала агрессии нередко бывает достаточно одного только знания о том, что другой питает враждебные намерения, даже если субъект еще и не подвергся нападению. Вместе с тем если противник заранее просит извинить его за агрессивное действие, то очень часто гнев не возникает вообще и ответной агрессии не происходит. Этот эффект основан на различной атрибуции мотивации, т. е. на приписывании субъектом другому враждебных или безобидных намерений. Как только субъект решит, что другой намерен ему навредить, и возникнет гнев, то изменить после этого такую атрибуцию можно лишь с очень большим трудом. Если же субъект придет к выводу, что инцидент был непреднамеренным или что произошла ошибка, то гнев, желание мести и стремление к ответной агрессии могут быстро пройти.

Ожидание достижения цели агрессии и возмездия за агрессивное поведение. Пока субъект располагает возможностями совершения прямой агрессии, реализация которых не представляет трудностей, ожидание вероятности нанесения вреда жертве и тем самым достижение цели агрессивного действия играют незначительную роль. Существенное значение это ожидание приобретает лишь в том случае, когда ответная агрессия субъекта не может достигнуть инициатора агрессии непосредственно, например, нет возможности с ним встретиться. Тогда может последовать непрямая агрессия, типа нанесения ущерба собственности агрессора или его репутации. Вероятность, что подобные косвенные агрессивные действия на самом деле поразят агрессора, весьма различна и является в качестве ожидания последствий результата действия — одним из решающих детерминантов. Например, если единственное, что человек может сделать, состоит в жалобе на агрессора начальнику, а поведение последнего не позволяет надеяться на его заинтересованность в содержании жалобы и в принятии им мер, то часть возникшей агрессивной тенденции останется нереализованной и сохранится на будущее. Если же прямая агрессия возможна, то решающее значение приобретает ожидание иного рода, а именно вероятность ответа на агрессию субъекта также агрессией, т. е. что в результате своего агрессивного акта субъект снова превратится в жертву. В действенности ожидания возмездия решающим оказывается обстоятельство, подвергся субъект нападению или нет. Если субъект стал жертвой агрессии, то он осуществляет принцип возмездия, даже когда вероятность ответного возмездия велика.

Благоприятствующие агрессии ключевые раздражители: Особенности контекста влияют на оценку ситуации, указывая субъекту, какой смысл ей следует приписать. Один из примеров это так называемый эффект оружия. Если в лабораторном помещении находится оружие, то агрессивность испытуемого будет повышаться. Ключевые раздражители оказывают мотивирующее воздействие лишь в том случае, когда отвечают текущему мотивационному состоянию.

Удовлетворение, приносимое достигнутым в ходе агрессии результатом: Для человека, подвергшегося агрессии и думающего о возмездии, восприятие поединка боксеров после испытанного одним из них поражения сопровождалась замещающим переживанием, отражавшим, возбуждавшим и умножавшим надежды на отмщение, что приводило к усилению мотивации. Наиболее непосредственное удовлетворение субъекту приносят любые реакции жертвы, выражающие ее страдание, прежде всего реакции, свидетельствующие об испытываемой ею боли. Если враждебная агрессия базируется на принципе возмездия, то максимальное удовлетворение принесет созерцание боли заранее определенной силы.

Самооценка: Процессы самооценки представляют собой решающий детерминант агрессивности субъекта, уровень самооценки регулирует внутренне обязательные нормативные стандарты, которые могут как препятствовать, так и благоприятствовать свершению агрессии. Если в результате несправедливого (по мнению субъекта) нападения, оскорбления или намеренно созданного препятствия будет задето и умалено его чувство собственного достоинства (его нормативный уровень), то агрессия будет нацелена на восстановление своего достоинства осуществлением возмездия.

Таким образом, агрессия как стремление доминировать — это универсальная побудительная тенденция. Агрессия может быть как позитивной, служащей жизненным интересам и выживанию, так и негативной, ориентированной на удовлетворение агрессивного влечения самого по себе. Агрессивность, напротив, это готовность отдельных людей (групп) проявлять агрессию в форме действий, причиняющих ущерб окружающим людям, не желающим подобного обращения.

КЛАССИФИКАЦИЯ АГРЕССИИ

Разделение по направленности на объект

Гетероагрессия – направленность на окружающих: убийства, изнасилования,нанесение побоев, угрозы, оскорбления, ненормативная лексика и т. д.

Аутоагрессия — направленность на себя: самоуничижение вплоть до самоубийства, саморазрушающее поведение, психосоматические заболевания

Разделение по причине

появления

Реактивная агрессия – представляет собой ответную реакцию на какой-то внешний раздражитель (ссора, конфликт и пр.)

Спонтанная агрессия — появляется без видимой причины, обычно под влиянием каких-то внутренних импульсов (накопление отрицательных эмоций, неспровоцированная агрессия при психических заболеваниях)

Разделение по целенаправленности

Инструментальная агрессия —

совершается как средство достижения результата: спортсмен, добивающийся победы, стоматолог, удаляющий больной зуб, ребенок, громко требующий от матери, чтобы она купила ему игрушку и пр.

Целевая (мотивационная) агрессия-выступает как заранее спланированное

действие, цель которого – нанесение вреда или ущерба объекту: школьник, который обиделся на одноклассника и избил его, мужчина, специально нецензурно бранящий жену и пр.

Разделение по открытости проявлений

Прямая агрессия — направляется

непосредственно на объект, вызывающий раздражение,тревогу или возбуждение: открытое хамство, применение физической силы или угрозы расправы и пр.

Косвенная агрессия — обращается на объекты, непосредственно не вызывающие возбуждения и раздражения, но более удобные для проявления агрессии (они доступны и проявление агрессии в их адрес безопасно): отец, придя с работы ≪не в духе≫, срывает злость на всей семье, непонятно за что; мать после конфликта с соседкой начинает практически без повода кричать на ребенка и пр.

Разделение по форме

проявления

Вербальная – выражена в словесной форме: угрозы, оскорбления, содержание которых прямо говорит о наличии отрицательных эмоций и возможности нанесения морального

и материального ущерба противнику

Физическая — прямое применение силы для нанесения морального и физического ущерба противнику

Экспрессивная — проявляется невербальными средствами: жестами, мимикой, интонацией голоса и пр. В таких случаях человек делает угрожающую гримасу, машет кулаком или грозит пальцем в сторону противника, громко извергает ненормативную лексику

Лечение агрессии

В борьбе с агрессивными вспышками придётся обратиться к психотерапевту. Он проведёт коррекцию поведения, научит контролировать гнев и негативные эмоции. Потребуется пересмотреть своё отношение к жизненным ситуациям и научиться правильно их воспринимать.

Патологические проявления агрессии: приступы ярости, насильственные и разрушительные поступки — требуют вмешательства психиатра, который назначит медикаментозное лечение.

Нейролептики — применяются для остановки приступов агрессии. Их действие усиливает процессы торможения ЦНС. Нормотимики — используются для длительного лечения. Они уравновешивают процессы торможения и возбуждения, регулируют настроение. Ноотропы используют для укрепления психики и улучшения работы мозга. Седативные препараты на основе растений — валериана, зверобой, пустырник — оказывают мягкое успокоительное действие на нервную систему. Наладить сон и обеспечить хорошее расслабление помогут эфирные масла лаванды иланг-иланга, мяты, мелиссы.

Не занимайтесь самолечением и не применяйте сильнодействующие психотропные препарата, имеющие серьёзные побочные эффекты

Агрессия: природа, причины, виды, методы борьбы

* * *

Агрессивность — свойство, доставшееся нам от животного мира. Исследователь поведения животных К. Лоренц считал агрессию бомбой замедленного действия, действующей в нашем мозгу.

Чтобы овладеть этим разрушительным даром природы, необходимо большое искусство. Ведь наряду с физическими потребностями человеку необходима любовь и уважение, свобода для самовыражения.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]