Аналитический склад ума поможет решить проблемы, читать людей и зарабатывать. Потренируйте его.

Под аналитическим мышлением мы понимаем способность человека в процессе анализа доступной информации использовать логику и принимать на основе этого окончательное решение.

Аналитическое мышление подразумевает ряд умений:

  • Делить информацию на составляющие.
  • Анализировать как исходную информацию в целом, так и её части.
  • Восполнять недостающие звенья информации с помощью логических умозаключений.

При решении задачи аналитическим путём обычно выполняется несколько последовательных шагов:

  • Продумываются несколько вариантов её решения.
  • Выполняется анализ каждого из них, при этом обращается внимание на все положительные и отрицательные моменты.
  • Выбирается наиболее приемлемый вариант.

Для того, чтобы проиллюстрировать проявления аналитического мышления, разберём несколько примеров:

1). Давайте попробуем решить логическую задачу.

Если у стола один из углов отрезать – сколько останется? Если Вы ответите «три» или «пять», то предлагаем подумать аналитически: есть ли у нас все данные для нахождения решения? На самом деле, прежде чем ответить на этот вопрос, мы должны узнать:

  • Форму столешницы, ведь столы бывают разные, в том числе треугольные и многоугольные.
  • Линию реза. Мы можем даже в случае с прямоугольным или квадратным столом отрезать угол возле края – и останется 5 углов, а можем – по диагонали, и останется 3 угла.

2). Попробуем проанализировать предложение. «Теперь времени у неё было – целое богатство: полных две минуты, пока кабина не минует внутреннюю сеть и не окажется на магистрали». (В.Михайлов: «Тогда придите, и рассудим»). Какие выводы мы можем сделать?

  • Действие происходит в фантастическом мире, так как транспортное средство – кабина, чего в реальном мире пока не существует.
  • Действие происходит в городе: присутствует сложная транспортная инфраструктура, включающая внутреннюю сеть и магистрали.
  • Главный герой – женщина.
  • Вероятнее всего, она – спецагент, поскольку умеет действовать в условиях ограниченного времени (две минуты – целое богатство).
  • В данный момент героиня спешит. Возможно, от кого-то убегает.
  • После того, как она окажется на магистрали, должно произойти что-то важное.

Подобный анализ можно использовать в качестве игры-задания, если заранее подобрать предложения-заготовки.

Виды мышления и полушария мозга

У людей творческих профессии более развито правое полушарие. Оно отвечает за психоэмоциональную сферу восприятия, образное мышление. Левое — за логическое мышление, анализ информации. У каждого из нас задействованы оба полушария.

Склад ума обусловлен индивидуальными чертами личности, плюс роль играет социальная среда, уровень образования:

  • Практический. Люди склонны оценивать все с рациональной точки зрения. Стараются всё спланировать, выстроить логические умозаключения, применить знания на практике. Рациональное мышление выше эмоций. Не склонны к сентиментам, лишним мечтам.
  • Гуманитарный. В основе восприятия чувства, эмоциональная реакция. Не концентрируют внимание на конкретике, деталях. Видят общую цель. Интуиция помогает им находить правильные решения.
  • Математический. Комбинация практического и логического мышления. Правила и законы на первом месте. Математический анализ информации, логические умозаключения, рациональные решения.
  • Художественно-образный. Воспринимают информацию, как образ. Развито ассоциативное мышление. Творческие личности с развитым воображением. Умеют передать информацию словами, через художественное творчество.
  • Аналитический склад ума (универсальный). Включает элементы всех типов мыслительных процессов.

В реальной жизни нет людей с одним типом. Преобладает какой-либо вариант, но присутствуют все.

Как определить

Чтобы установить, есть ли у вас аналитические способности, можно проходить несложный анализ из четырех тренировок:

  1. Пробуйте пару раз переплести пальцы на руках и увидеть, палец какой из рук очень часто оказывается сверху. Палец левой руки будет вести разговор о большой эмоциональной составляющей, а вот палец правой руки красноречиво говорит о том, что ваше мышление имеет аналитический склад.
  2. Карандаш или шариковую ручку нужно держать на вытянутой руке по направлению какой-либо поверхности размещенной по горизонтали, лучше всего, однотонной. Потом закройте один глаз и взгляните, не сместилась ли ручка в сторону от в горизонтальном направлении линии. Сейчас нужно обратить внимание, какой глаз у вас закрыт — правый будет доказательством более жёсткого и аналитического склада, а левый означает, что ваше мышление более мягкое и покладистое, отличительное для гуманитариев.
  3. С закрытыми глазами переплетите руки на груди. Потом откройте глаза и увидеть, какая рука лежит сверху. Левая рука будет доказательством преобладания более чувственного правого полушария, а правая — о превосходстве левого полушария, отвечающего за аналитические способности.
  4. Похлопайте пару раз в ладоши и внимательно посмотрите, какая рука в момент хлопка считается «главной» и помещена сверху. Правая рука — это символ решительного характера и аналитического умственного склада, а левая будет вести разговор о том, что у вас гуманитарный склад мозга и довольно мягкий характер.

Аналитики в первую очередь думают, просчитывают и анализируют, а после работают. Из-за этого их не всегда считают занудами. Для них в первых рядах стоят факты и логика, впечатления они отбрасывают в сторону. Они всегда собраны и безапелляционны. Но, в ситуациях, где нужно включить воображение или отдаться на волю случая аналитикам приходится довольно туго.

Что такое аналитическое мышление

Человек с синтетическим складом ума:

  • быстро анализирует информацию, схватывает суть;
  • находит ошибки, несоответствия в логике оппонентов;
  • анализирует и выстраивает логику;
  • излагает мысли последовательно;
  • предлагает варианты решений, отбирает оптимальный, подтверждает доводами;
  • обладает хорошей реакцией.

Аналитическое мышление, высшее его проявление — способность моделировать, прогнозировать развитие событий. Алгоритм из логических цепочек — часть процесса. Синтетическое мышление — творческий процесс. Поиск новой информации, моделирование развития.

Потестируйте свое аналитическое мышление

  • тесты для анализа степени развития синтетического мышления по многим направлениям: скорости реакции, способности к запоминанию информации, на внимательность и другие. Есть подборка литературы, ссылки на скачивание.
  • — онлайн тест на аналитические способности — серия заданий, ряд чисел. Необходимо определить логику последовательности, выбрать один из предложенных вариантов. Результат оценивает уровень синтетического мышления.
  • — узнайте, как проверить аналитические способности по тексту. Предлагают 13 разноплановых вопросов с вариантами ответов. В конце дается оценка.

Упражнения для развития аналитических способностей

Упражнение «Логические цепочки».

Это упражнение одно из самых популярных. Оно используется в разных вариациях, однако каждая из них позволяет прослеживать цепочки между объектами или явлениями.

Упражнения для развития аналитических способностей

Вариант 1. Например, перед вами два предмета – очки и зеркало. Что между ними общего? Варианты ответов можно предположить следующие:

  • оба предмета приносят пользу людям и связаны с оптикой;
  • сделаны из одинакового материала;
  • обоим объектам нужна оправа;
  • у очков и зеркала характерная гладкая поверхность;
  • при неправильной эксплуатации могут образовываться трещины и разводы.

Можно использовать любые, на первый взгляд несовместимые предметы. Если вам кажется, что у объектов нет ничего общего – они вам подходят (брюки и цветок, тетрадь и ложка).

Вариант 2. В кратчайшие сроки происходит несколько происшествий:

  • Открывают кран с горячей водой.
  • В лаборатории взрывается колба.

Каким образом объединены эти события? Рассмотрите несколько вариантов. Уменьшайте или увеличивайте количество причинно-следственных связей.

Если участников размышления много, то сравните полученные варианты и выявите лидера. Добавляя продолжение, можно нафантазировать новую историю и провести ассоциацию между горячей водой и колбой.

Упражнение «Составление предложений».

Логический процесс представляет собой структурированную череду знаков, поэтому он является неотъемлемой частью речевой деятельности. По этой причине хорошей разминкой для мозга будет написание литературных произведений вне зависимости от жанра.

Если это занятие кажется вам непростым, начните с объединения различных явлений или предметов в рамках одного предложения. Создать логичную структуру та еще задачка.

Упражнения для развития аналитических способностей

Для начала обозначьте несочетаемые предметы. Например, «театр», «вешалка», «иголка». Затем составьте предложение, не забывая про логические связи. Как вариант: «Театр начинается с вешалки, на которое повесили пальто, сшитое портняжной иголкой».

Упражняйтесь, составляя свои фразы. Пример слов: ключи, принтер, листок, мышка, дождь и т. д.

Упражнение «Я скажу по-другому».

В основе логики лежит вербальность, основная деталь логического мышления, развить которую поможет это задание. Для начала вспомните клишированную фразу. Как вариант: «Понедельник – день тяжелый».

А сейчас постарайтесь ее пересказать, сохранив смысл. Каждое слово при этом должно быть заменено. Оцените вашу креативность. Сколько новых фраз у вас получилось?

Помимо этого, значимо и невербальное мышление. Без него сложно обойтись в реальной жизни.

Упражнение «Воссоздание образов».

Современный человек вынужден держать в памяти большое количество информации. Но ведь наши органы чувств тоже дают знания, в которых есть потребность. Вид зимнего леса, запах любимых духов, звук мурчащего кота. Это не только приятные для восприятия моменты, но и активация мозговой деятельности. Но, оказывается, для полноценного воспроизведения образа нужна тренировка.

Первым делом, представьте члена вашей семьи. Нарисуйте в своей голове образ, не забывайте об уникальных особенностях и чертах. Затем продумайте изменения мимики. Пусть в вашей фантазии он нахмурится, засмеется или заплачет.

Зачем вам развивать аналитическое мышление

зачем нужно тренировать аналитическое мышление

Базовые способности не гарантируют неминуемый успех, реализацию в жизни. Их нужно развивать, дополнять новыми навыками, повышать общий уровень интеллекта. Аналитический склад ума имеет огромное значение на руководящих должностях и в хорошо оплачиваемых специальностях.

Мозгу, как и телу, необходима тренировка. В процессе занятий возникают новые связи, активируется мозговая деятельность, перестраиваются внутримозговые соединения, прокачиваются аналитические навыки:

  • скорость сортировки информации, определение главной составляющей;
  • способность к анализу и систематизация данных;
  • умение выявлять недостоверную, неверную информацию;
  • навык моделирования, перспективного планирования;
  • способность быстро и эффективно решать проблемы, находить решение сложных ситуаций, включая бытовые;
  • прокачивается уровень запоминания большого объема данных или сложной информации.

Работодатели благосклонно относятся к соискателям, которые посещают курсы, заинтересованы в саморазвитии. Пройдя курс на прокачку аналитического мышления, обязательно укажите это в резюме, прикрепите сертификат\диплом о прохождении.

Тренировки в повседневной жизни

Развить такой тип мышления удастся без особых усилий, если включить в свою повседневную жизнь некоторые легкие упражнения. Применять их можно в любое время. Главным условием достижения эффекта будет лишь регулярность этих тренировок.

Вопросы

Как можно тренировать аналитические навыки:

  1. Поиск закономерностей. Нужно всегда стараться найти любые закономерности. Это касается работы или учебы, а также всех домашних дел.
  2. Формирование полезных привычек. Попытки развить в себе привычки оказывают положительное влияние на мозг. Если при этом они будут связаны с мышлением (чтение, счет в уме, умозаключения), то будет получен двойной эффект.
  3. Анализ действий. Следует обдумывать действия абсолютно всех, с кем приходится сталкиваться в жизни. Рекомендуется анализировать даже персонажей из кино или книг.
  4. Продумывание прошлого, настоящего, будущего. Нужно думать о том, почему произошло какое-либо событие, как еще оно могло бы закончиться, к чему это приведет в будущем.
  5. Планирование разговора. Во время разговора следует заранее думать, к чему приведет та или иная фраза, и решать, что лучше всего сказать. Если удастся развить этот навык, то получится стать очень приятным в общении человеком.

Регулярное выполнение таких упражнений позволит достичь желаемого результата. Но даже после этого не стоит прекращать тренировки, чтобы поддерживать свое мышление.

Где хорошо платят людям с аналитическим складом ума

где востребованы аналитические навыки

Люди с синтетическим складом ума очень востребованы в IT сфере, популярной и прибыльной. Здесь важна скорость реакции, способность к анализу огромного пласта информации. Логика и анализ помогает выстраивать алгоритмы, создавать программы.

Аналитические способности востребованы в среде:

  • маркетологов;
  • в рекламной сфере;
  • среди экономических, политических аналитиков;
  • политиков;
  • дипломатов;
  • журналистов;
  • предпринимателей, бизнесменов;
  • менеджеров.

Успешные бизнесмены, как правило, обладают хорошими аналитическими способностями. Иначе сложно конкурировать на рынке, создавать новый продукт. Ситуация, когда нужно ежедневно решать проблемы, способствует развитию аналитических навыков.

Развитие аналитического мышления, как и самопознания — процесс непрерывный. Учёные констатируют факт, что люди, которые занимались интеллектуальной, духовной практикой, сохраняют ясность ума до глубокой старости.

Интеллектуальные тренировки

Развивать аналитические навыки в домашних условиях можно также с помощью интеллектуальных задачек. Это могут быть как сложные упражнения, так и легкие головоломки. Таким вариантом может воспользоваться как подросток, так и взрослый человек. Но для маленьких детей он будет слишком сложным.

Основные методики:

  1. Математика. Решение различных задач, выполнение сложных алгебраических операций, счет в уме, прохождение тестов – все это оказывает прямое влияние на аналитическое мышление.
  2. Головоломки. Ребусы, шифры, кроссворды или другие виды головоломок очень эффективны для мозга человека. Применять их можно с раннего возраста.
  3. Шахматы. С помощью шахмат можно очень сильно развить свой мозг. Если нет возможности играть с реальным соперником, то допускается воспользоваться помощью искусственного интеллекта или порешать специальные задания.
  4. Программирование. Изучение особенностей программирования приносит хороший результат, но может оказаться слишком сложным для подростков, из-за чего лучше всего применим в круге взрослых людей.

Развитие аналитических способностей таким методом позволяет добиться неплохих результатов за короткий промежуток времени. Но для этого потребуется вырабатывать жесткую дисциплину, а также не пропускать занятия.

Улучшить аналитическое мышление у подростков удастся с помощью серьезного подхода к школьным урокам и регулярного выполнения домашних заданий.

Как потренировать свое аналитическое мышление

  • Решение логических задач стимулирует процессы мыслительной деятельности. Это кроссворды, головоломки, участие в интеллектуальных играх. Попробуйте, например,

алгоритмические головоломки

  • Задачи на логическое, аналитическое мышление — увлекательная игра, развивающая мозг.
  • Интересный способ — моделирование ситуаций. Это излюбленный приём писателей фантастов. Представьте, что находитесь в незнакомом городе за границей, заблудились. Продумайте ваш алгоритм действий, способы выхода из ситуации.
  • Игра в шахматы, шашки требует глубокой аналитики, развивает активность мозговых клеток.
  • Ведите интеллектуальные беседы, дискуссии, споры с оппонентами. Это важно, потому что «рождается» не только истина, но и оттачивается ум, способность логично выстраивать мысли.
  • Развивает мозг чтение художественной литературы. Попробуйте себя в роли писателя. Возможно, откроются скрытые таланты.
  • Благоприятно влияет на активацию нейронов, психологическое состояние все виды творческой деятельности.

Курсы, сайты

Специалисты зарубежных, отечественных университетов предлагают пройти курсы. Итоговую оценку определяют на основании тестирования.

  1. Воспользуйтесь американо-российской платформой (обучающие циклы). В блоке размещены курсы лекций, тесты, ссылки на литературные источники.
  2. Ведущие университеты мира предлагают прослушать курс интернет лекций на сайтах Экзаменационные тесты дают право на получение сертификата университета.
  3. Как развивать аналитическое мышление узнайте на сайте Версия доступна в приложении Google Play. Уникальная возможность прослушать курс лекций, к примеру, находясь в дороге.

Польза

Психологи и учителя рекомендуют развивать аналитический склад мышления с детства, так как он облегчает жизнь, позволяет решать сложные не только математические, но и насущные злободневные задачи:

  • видеть главное и второстепенное, акцентируя внимание на первом;
  • по достоинству оценивать преимущества и не упускать из виду недостатки;
  • выявлять все имеющиеся возможности и понимать, где начинаются их ограничения;
  • анализировать на основе опыта и новой информации;
  • делать собственные выводы и умозаключения;
  • не соглашаться с мнением большинства;
  • самостоятельно принимать решения;
  • умело пользоваться поисковыми системами для выявления нужной информации;
  • детализировать планирование своей деятельности;
  • ставить реальные цели.

В детстве склонность к аналитическому мышлению помогает ребёнку выгодно выделяться на фоне остальных детей своим нестандартным подходом к решению любых задач. Ему обычно легко даются математика, физика, химия, история. Он хорошо учится, обладает высоким IQ. С точки зрения психологии, абсолютно неконфликтен, потому что видит все минусы ссор и старается разрешить их дипломатически.

С возрастом такие люди из тысячи профессий выбирают ту единственную, которая поможет им раскрыть свой потенциал по максимуму. У них не бывает проблем с поступлением, потому что они сначала изучают статистику по разным учебным заведениям и дотошно просчитывают, в какие из них есть шанс попасть.

Соответственно, они успешны в профессиональной деятельности и продвигаются только вверх по карьерной лестнице, ведь умеют ставить реальные цели и последовательно добиваться их.

Поиск информации

Для поиска информации можно задействовать несколько ресурсов:

  • интернет в целом,
  • базы данных,
  • эксперты,
  • различные исследования,
  • социальные сети и блоги;
  • данные из СМИ и прочее;

Алгоритм поиска информации можно выстроить по принципу Парето, по которому «20 % усилий дают 80% результата»: сначала определяем, какая именно информация нам нужна (ставим гипотезу), затем выбираем каналы поиска и начинаем поиск информации, чтобы проверить гипотезу на практике.

Сбор информации из общедоступных источников можно назвать бережливым способом сбора информации (без временных и денежных затрат), по сравнению с опросом первоисточников. К тому же, с помощью таких источников можно эффективно подготовиться к интервью с экспертами, которые послужат первичным источником информации.

Сводить полученную информацию лучше в единый файл, это может быть удобная Google таблица.

Отличия аналитического ума от логического

Несмотря на то, что аналитическое мышление базируется на логике, она является одним из этапов анализа и используется только после расчленения информации на группы. Скажем, перед вами стоит задача найти способ распределения на местах работников, каждый из которых имеет свой индивидуальный набор преимуществ и недостатков. Если вы неправильно назначите работника, то это негативно скажется на эффективности труда.

Отличия аналитического ума от логического

Аналитическое мышление предполагает дробление всей имеющейся информации на части, а по отношению к ним как раз и создаются логические умозаключения.

Аналитические задачи (методические рекомендации)

Аналитические задачи (методические рекомендации)

Аналитические задачи требуют сделать определенное умозаключение для формирования выводов из нескольких суждений. Примеры таких задач приведены в Приложении. Предлагаемые задачи делятся на три типа по структуре и алгоритму решения.

К первому типу относятся сюжетно-логические задачи на установление отношений между двумя суждениями (с прямым и обратным утверждением). Решая эти задачи, дети учатся внимательно выслушивать условие, запоминать его и делать логический вывод.

Ко второму типу относятся сюжетно-логические задачи на вывод заключения из двух отношений, связывающих три объекта. Перед тем, как предоставить школьникам возможность самостоятельной работы с задачами такого типа, следует подробно рассмотреть на нескольких примерах общие алгоритмы их решения.

Сове, Ослику и Винни-Пуху подарили три воздушных шарика — большой зеленый, большой синий и маленький зеленый. Как они разделят между собой эти шарики, если Сове и Ослику нравятся большие шарики, а Ослик и Винни-Пух любят зеленые шарики?

После уяснения детьми количества действующих лиц (в данном случае 3) и предметов (тоже 3), а также вопроса задачи следует определить, по каким признакам различаются предметы и сколько таких признаков. В данном случае имеются два признака — размер и

цвет шариков. Дальнейший анализ можно начать с любого из указанных признаков, например с размера.

По условию Сове и Ослику нравятся большие шарики, следовательно, Винни-Пуху остается маленький шарик (по условию задачи он зеленого цвета). Исходя только из размера, мы не можем сразу решить, какие шарики (т.е. какого цвета) достанутся Сове и Ослику. Здесь возможны два варианта: либо Сова получит большой зеленый шарик, а Ослик — соответственно, большой синий, либо наоборот.

Для облегчения восприятия детьми указанных вариантов и решения задачи вообще целесообразно наглядное их воспроизведение на доске, например в следующем виде:

1 вариант: Сова Ослик Винни-Пух 2 вариант: Ослик Сова Винни-Пух

Анализируя вторую часть условия (признак цвета), мы видим, что Ослику нравятся зеленые шарики. Таким образом, в указанной выше схеме может быть определен подходящий вариант ответа (первый). По мере усвоения школьниками принципа решения аналитических задач такого типа осуществляется постепенный переход к работе в умозрительном плане — при этом ими анализируется уже не каждый признак по отдельности, а вся совокупность признаков.

К третьему типу относятся сюжетно-логические задачи на установление отношений между несколькими суждениями. Три девочки — Аня, Катя и Марина — занимаются в трех различных кружках: вышивки, танцев и хорового пения. Катя не знакома с девочкой, занимающейся танцами. Аня часто ходит в гости к девочке, занимающейся вышивкой. Подружка Кати, Марина, хочет в следующем году добавить к своим увлечениям занятия пением. Кто из девочек чем занимается ?

Эта задача отличается от ранее рассмотренной числом признаков и требует более детального рассмотрения логических взаимосвязей. Наиболее удобным вариантом решения задач такого типа, вне зависимости от количества действующих лиц и имеющихся признаков, является построение таблицы, в которой учитывались бы все возможные варианты («логического квадрата»), и занесение в эту таблицу на основании имеющихся признаков знаков утверждения (+) и отрицания (—). Для рассматриваемой задачи логический квадрат будет иметь следующий вид:

Вышивка Танцы Пение

Аня

Катя

Марина

Анализ утверждения «Катя не знакома с девочкой, занимающейся танцами» приводит к выводу, что Катя не может заниматься танцами (этот кружок посещает другая, пока неизвестная нам девочка). Из следующих двух утверждений мы аналогично делаем вывод о том, что Аня не занимается вышивкой, а Марина — пением. Отметим эти выводы знаком «—» в нашем квадрате:

Вышивка Танцы Пение

Аня —

Катя —

Марина —

Указанные выводы ограничивают число оставшихся возможных вариантов, но не дают еще окончательного ответа на вопрос задачи. Попробуем теперь сопоставить сведения, содержащиеся в первом и третьем утверждениях. Марина, которая является Катиной подругой, очевидно, не может заниматься танцами (ведь с девочкой, занимающейся в кружке танцев, Катя не знакома). После того как мы отметим этот вывод знаком «—» в соответствующей клетке логического квадрата, станет очевидно, что Марина занимается в кружке вышивки. Отметим этот вывод знаком утверждения «+»:

Вышивка Танцы Пение

Аня —

Катя —

Марина + — —

Теперь, раз мы уже поставили знак утверждения, остальные клетки соответствующих строки и столбца логического квадрата можно заполнить знаками «—» (в данном случае это будет означать, что Катя не может заниматься вышивкой, коль скоро в этом кружке занимается Марина, а по условию каждая из девочек занимается только в одном кружке). Следовательно, Катя может заниматься только пением, а Аня — танцами.

Таким образом, полностью заполненный нами логический квадрат дает искомое решение задачи:

Вышивка Танцы Пение

Аня — + —

Катя — — +

Марина + — —

Задачи последнего типа требуют от учащихся особой сосредоточенности. Дети учатся анализировать условие задачи, сопоставлять его с вопросом, осуществлять краткую запись, устанавливать отношения между признаками. В процессе работы они овладевают умением развернуто и аргументированно обосновывать свои суждения. Таким образом, происходит процесс развития словесно-логического мышления младших школьников в единстве с их речью.

Следует отметить, что аналитические задачи очень привлекательны своим интересным, занимательным содержанием. В своем кругу дети называют их «сообразилками».

Аналитические задачи

1. Коля и Вася — два брата. Один из них ходит в детский сад, другой — в школу. Кто из них моложе, если Вася учится во втором классе?

2. Мальвина и Красная Шапочка пили чай с вареньем. Одна девочка пила чай с вишневым вареньем, другая — с клубничным. С каким вареньем пила чай Красная Шапочка, если Мальвина пила чай с клубничным вареньем?

3. Даша и Маша получили в школе пятерки: одна — по математике, другая по чтению. По какому предмету получила пятерку Даша, если Маша получила эту оценку не по математике?

4. Буратино и Пьеро соревновались в меткости. Один из них бросал в цель камушки, другой — шишки. Что бросал в цель Буратино, если Пьеро не бросал шишки?

5. Школьники Дима, Саша и Коля делали к празднику украшения: елочные игрушки и гирлянды. Дима и Саша делали одинаковые украшения, а Дима и Коля — разные. Коля делал игрушки. Что делал Саша?

6. Два друга — Федя и Костя — получили в школе двойку и тройку. Федины родители обычно ругают сына за тройки, а привыкшие к тройкам Костины родители ругают его только за двойки. Кому попадет на этот раз, если известно, что Федя не получил тройку?

7. Сове, Ослику и Винни-Пуху подарили три воздушных шарика: большой зеленый, большой синий и маленький зеленый. Как они разделят между собой эти шарики, если Сове и Ослику нравятся большие шарики, а Ослик и Винни-Пух любят зеленые шарики?

8. В школьном буфете Наташа, Яна и Алена покупали пирожные: бисквитное с вареньем, бисквитное с кремом и трубочку с кремом. Кто из них что купил, если каждая девочка съела по одному пирожному, Алена и Яна любят пирожные с кремом, а Наташа и Алена купили себе по бисквитному пирожному?

9. Три друга — Карандаш, Самоделкин и Мурзилка — собрались путешествовать. Карандаш нарисовал трех лошадок: большую рыжую, маленькую рыжую и маленькую белую, которые тут же стали живыми. Кто из них на какой лошади отправился в путь, если Карандаш и Самоделкин выбрали рыжих лошадок, а Мурзилка и Карандаш боятся высоты?

10. У трех подружек — Вики, Ани и Лены — очень красивые куртки: синяя и красная с капюшонами и синяя без капюшона. У кого из них какая куртка, если Аня и Лена ходят в куртках с капюшонами, а у Ани и Вики куртки синего цвета?

11. Вите, Пете и Андрею подарили по видеокассете: одну — с комедией, другую — с веселыми мультфильмами, а третью — с фантастическим фильмом. Кто что получил в подарок, если известно, что Петя и Витя не любят смотреть мультфильмы, а Андрей и Петя в процессе просмотра хохотали до упаду?

12. Винни-Пух и Пятачок пришли в гости к Кролику. В качестве угощения Кролик поставил на стол большой и маленький горшочки с медом, а также маленький горшочек с гречневой кашей. Чтобы не спорить, друзья решили жребием определить, что кому из них достанется. Кто из них что ел и остался ли Винни-Пух доволен угощением, если известно, что ему и Пятачку достались маленькие горшочки, а Кролик и Пятачок долго утоляли жажду после съеденного меда?

13. Три поросенка — Ниф-Ниф, Нуф-Нуф и Наф-Наф построили себе новые домики: с двумя окнами и синей трубой, с двумя окнами и красной трубой, с одним окном и красной трубой. Ниф-Ниф и Нуф-Нуф любят, чтобы в комнате было много света, а Нуф-Нуф и Наф-Наф красили трубы одинаковой краской. К кому в гости пришел Волк, если, подходя к дому, он заметил, что из красной трубы идет дым, а под окнами на клумбах растут ромашки?

14. Кот Матроскин, Дядя Федор и Шарик делали заготовки на зиму: сушеные грибы, маринованные грибы в банках и варенье в банках. Кто из друзей что заготавливал, если известно, что Кот Матроскин и дядя Федор закатывали банки, а Шарик и Дядя Федор ходили в лес за грибами?

15. Старуха Шапокляк уговорила Крокодила Гену и Чебурашку залезть в чужой сад за яблоками. Каждый выбрал себе по яблоне — одна из них с большими желтыми яблоками, а две другие с маленькими яблоками: одна — с желтыми, другая — с красными. Крокодилу Гене и Чебурашке достались желтые яблоки, а Старухе Шапокляк и Чебурашке — маленькие яблоки. До появления вызванного владельцем сада милиционера каждому удалось нарвать ровно по 20 яблок. Милиционер смог догнать только одного из воришек. Какие яблоки собирали злоумышленники и кто из них оказался в милиции, если известно, что поймать удалось воришку с самым тяжелым грузом?

16. Трое шалунов — Стае, Олег и Сережа — стреляли из рогаток. Двое стреляли гайками, а один — камушками. Чьи родители заплатят за разбитое соседское стекло, если Стае и Олег не стреляли камушками, Стае не стрелял по окнам, а сосед нашел на подоконнике гайку?

17. В одном классе учатся Иван, Петр и Сергей. Их фамилии — Иванов, Петров, Сергеев. Какая фамилия у каждого из ребят, если известно, что Иван по фамилии не Иванов, Петр — не Петров, Сергей — не Сергеев и что Сергей живет в одном доме с Петровым?

18. Миша, Коля и Настя решили помочь маме собрать урожай — смородину, крыжовник и вишню. Каждый из них собирал что-то одно. Кто из них что собирал, если известно, что больше всего было собрано смородины, Миша не собирал крыжовник, а Миша и Коля вдвоем набрали ягод меньше, чем Настя?

19. Фрекен Бок испекла к ужину пирожки с повидлом, капустой и мясом и разложила их по трем тарелкам — на каждую пироги с одинаковой начинкой. Улучив момент, Малыш и Карлсон стянули с кухни две тарелки и начали уплетать пирожки. Когда рассерженная Фрекен Бок ворвалась в комнату Малыша, каждый из друзей доедал последний пирожок со своей тарелки. С расстройства Фрекен Бок тотчас же съела все пирожки с оставшейся тарелки, оставив семью без ужина. Кто из них какие пирожки ел и кто перепачкался повидлом, если известно, что Фрекен Бок и Карлсон не ели пирожков с мясом, а Малыш и Карлсон не ели пирожков с капустой?

20. Три девочки — Аня, Катя и Марина — занимаются в трех различных кружках: вышивки, танцев и хорового пения. Катя не знакома с девочкой, занимающейся танцами. Аня часто ходит в гости к девочке, занимающейся вышивкой. Подружка Кати, Марина, хочет в следующем году добавить к своим увлечениям занятия пением. Кто из девочек чем занимается?

21. Три друга — Саша, Роман и Алеша — изучают в школе три разных иностранных языка — английский, французский и немецкий. Во время летних каникул все они собрались поехать во Францию. Кому придется взять на себя роль переводчика, если известно, что младший из них изучает английский язык, Роман и Алеша старше Саши, а Алеша не изучает немецкого языка?

22. Попугай, Мартышка, Слоненок и Удав решили отправиться в путешествие. Каждый из них выбрал себе один вид транспорта — самолет, поезд, пароход и автомобиль. Кто на чем отправился в путь, если известно, что Слоненок не вмещается в самолет, Удав предпочитает наземные виды транспорта, а Мартышку оштрафовали за нарушение правил дорожного движения?

23. Проказница Мартышка, Осел, Козел и Косолапый Мишка задумали создать рок- группу. Запаслись гитарой, барабаном, роялем и скрипкой. На каком инструменте придется играть каждому из них, если: Мартышка и Козел не умеют играть на струнных инструментах; Мишка и Осел напрочь лишены чувства ритма, необходимого для игры на ударных инструментах; Козел, закончивший музыкальную школу по классу фортепиано, с тех пор ненавидит клавишные инструменты, а Мишкины лапы слишком тяжелы для того, чтобы ему можно было доверить скрипку?

24. Трое друзей — Игорь, Андрей и Владимир — имеют собак — овчарку, пуделя и добермана. Игорь живет в одном подъезде с владельцем пуделя. Доберман, выходя вечером гулять со своим хозяином, всегда очень радуется, встречая Владимира с его собакой, но не переваривает пуделя и всегда злобно облаивает его при встрече. У кого из мальчиков какая собака?

25. В одном теремке поселились Мышка-Норушка, Лягушка-Квакушка, Зайчик- Побегайчик и Петушок — Золотой Гребешок. Стали они делить между собой обязанности: кому обед готовить, кому дом убирать, кому огород содержать, а кому имущество сторожить. Мышка говорит: «Я бы хотела или обед готовить, или терем

убирать». Лягушка говорит: «Я на все согласна, только готовить не умею». Зайчик говорит: «В доме от меня пользы мало, а вот дом охранять или огород обихаживать — это пожалуйста!» А Петушок говорит: «Я-то на любое дело сгожусь, а вот от Зайца на охране толку не жди: трусоват больно! Да и из Лягушки сторож неважный: ей только за комарами гоняться». Как же им договориться, чтобы были учтены все пожелания?

26. Змей Горыныч, Баба-Яга и Кощей Бессмертный, совершив очередное злодейство, разбежались и как следует спрятались. На поиск злодеев отправились три известных сыщика Шерлок Холмс, Мегрэ и майор Пронин. Самым расторопным из сыщиков оказался майор Пронин, изловивший первого из злодеев, второго поймал Шерлок Холмс. Кто из сыщиков кого поймал, если известно, что Шерлок Холмс не охотился за Змеем Горынычем, а последней была обнаружена прикинувшаяся невинной старушкой Баба- Яга?

27. Трое друзей — Сережа, Стае и Олег — пошли в зоопарк. Там они разошлись в разные стороны. Когда ребята встретились, выяснилось, что им удалось увидеть шесть животных: волка, тигра, льва, слона, зайца и зебру, причем каждый мальчик видел только двух из них. Каких именно, если один из мальчиков кормил баранками зебру и тигра, Стае не увидел ни одного хищника, а Сережа пытался накормить волка морковкой?

28. Четверо друзей — Артем, Костя, Павлик и Саша — занимаются каждый одним из видов спорта: плаванием, хоккеем, фигурным катанием и гимнастикой. Артем живет по соседству с мальчиком, занимающимся плаванием, который является самым старшим из друзей. Павлик, который каждый день ездит тренироваться на каток, старше Кости, не умеющего кататься на коньках. Младшему из мальчиков недавно подарили новую клюшку. Каким видом спорта занимается каждый из ребят?

Литература

1. Альманах психологических тестов. — М.: КСП, 1996.

2. Бабкина Н.В. Использование развивающих игр и упражнений в учебном процессе // Начальная школа. — 1998. — № 4.-С. 11-18.

3. Бабкина Н.В. Формирование саморегуляции познавательной деятельности у детей с ЗПР в различных условиях обучения // Дефектология. — 2003. — № 6. — С. 45—54.

4. Бабкина Н.В., Баулина Н.С., Бибик Л.И. Опыт использования занятий развивающего цикла в учебном процессе начальной школы // Наука и школа. — 1999. — № 1. — С. 60- 64.

5. Диагностика и коррекция задержки психического развития у детей: Пособие для учителей и специалистов коррекцией -но-развивающего обучения / Под ред. С.Г. Шевченко. — М.: АРКТИ, 2001.

6. Егорова Т. В. Особенности памяти и мышления младших школьников, отстающих в развитии. — М., 1973.

7. Зак А.З. Методы развития интеллектуальных способностей у детей. — М.: ИНТЕРПРАКС, 1994.

8. Венгер Л.А., Венгер А.Л. Готов ли ваш ребенок к школе? — М.: Знание, 1994.

9. Лубовский В.И. Развитие словесной регуляции действий у детей. — М., 1978.

10. Развивающие игры для детей. — М.: Физкультура и спорт, 1990.

11. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании. — М.: ВЛАДОС, 1995.

12. Тихомирова Л.Ф., Басов А.В. Развитие логического мышления детей. — Ярославль: ТОО «Гринго», 1995.

13. Улъенкова У.В. Шестилетние дети с задержкой психического развития. — М.: Педагогика, 1990.

14. Шевченко С.Г. Коррекционно-развиваюшее обучение: Организационно- педагогические аспекты: Метод, пособие для учителей классов коррекционно- развивающего обучения. — М.: ВЛАДОС, 1999.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]