За что мы уважаем других людей? Почему так важно почтительно относиться к старшим? Или что кроется за чувством патриотизма? Подобных вопросов существует бесчисленное количество, и, казалось бы, ответить на них сможет любой взрослый человек. Но в реальности большинство теряется в своих ответах. А все потому, что они не могут осознать всю глубину слова «уважение».
Вот почему так важно разобраться в этом. Ведь уважение – это чувство почтения, которое жизненно необходимо для существования общества. Без него невозможно построить нормальные отношения, а уж тем более создать полноценную семью.
Понятие
Начать следует с того, что такое уважение. Суть этого чувства довольно сложно передать простыми словами, впрочем, как и любого иного проявления человечности. И все же основную идею выразить возможно.
Итак, уважение – это почтительное отношение к человеку, явлению природы, божеству или родине. Для того чтобы это чувство возникло, объект уважения должен обладать определенным набором качеств.
Уважение – это непостоянное чувство, оно может возникнуть, а потом снова угаснуть. Все зависит от моральных и этических ценностей человека, которые, как известно, могут со временем изменяться. Следовательно, воспитав в индивидууме эти ценности, можно повлиять и на его чувство уважения к другим.
Вербальные проявления
Уважение проявляется по-разному, следуя определенным традициям. Особенно в отношении людей. Почетным является слово или выражение (часто местоимение), которое проявляет уважение при использовании в обращении к человеку или даже животному. В русском языке это слово «уважать» и производные от него: «уважаю» и т. д.
Обычно почетность используется для второго и третьего лиц; использование для первого лица менее распространено. Некоторые языки имеют антипочетные формы первого лица (например, «ваш самый покорный слуга» или «этот недостойный человек»), действие которого заключается в повышении относительной чести, предоставляемой второму или третьему лицу.
Например, неуважительно не использовать вежливый язык, говоря на японском языке с кем-то, имеющим более высокий социальный статус. Японскую почетную приставку «-сан» нынче часто используют и в других языках — это благодаря моде на аниме и японскую культуру в целом.
Почему так важно уважать других?
Для того чтобы ответить на этот вопрос, приведем простой пример. Допустим, есть два брата: один добрый, приветливый и с уважением относится к другим; второй, наоборот, смотрит на всех свысока и считает себя центром вселенной. Как думаете, у кого больше шансов завести настоящих друзей? Кто из них способен на искреннюю любовь?
Уважение – это верный способ найти общий язык с другими людьми, показать, что они не безразличны собеседнику. Более того, если оппонент чувствует, что к нему относятся с искренним почтением, он и сам, скорее всего, ответит тем же.
Подведя итог, можно сказать, что уважение – это ключевой элемент в построении отношений как любовных, так и дружеских.
Уважительная относительность
Поскольку определения уважения и неуважения являются личными, я поделюсь личным примером для вас.
Я думаю, что неправильно насильственно пропитывать, садить в клетку и убивать животных. Так что, если кто-то поддерживает эту систему, например, покупая продукты животного происхождения в ресторанах или продуктовых магазинах, он автоматически игнорирует мои убеждения. Обратите внимание, что я не чувствую того же о людях, которые охотятся на животных ради еды, чтобы выжить в дикой природе.
Хотя я сама этого не сделал бы, я не считаю автоматически, что такие люди неуважительно относятся к своим убеждениям или неуважительно относятся к животным. Но поддержать современное фабричное фермерство невозможно — это настолько неуважительно, насколько это может сделать человек. Это неуважительно по отношению к животным. Это неуважительно по отношению к окружающей среде. И это лично неуважительно по отношению к моим убеждениям. Такое поведение выходит далеко за рамки невежливости.
Когда мясоед говорит, что уважает мои убеждения, с их точки зрения они также могут быть правы. Им может не потребоваться ничего больше, чтобы удовлетворить это определение, чем заметить, что я веган. Что довольно легко сделать. Но в то же время они также соответствуют моему определению неуважения.
Морально-этические нормы в обществе
В современном обществе есть устои, которые хоть и не прописаны в законодательстве, но все же являются общепринятыми правилами. Их соблюдение крайне важно, в противном случае можно обернуть мнение других против себя. К таким правилам относят и моральные и этические нормы, например, вежливость, сдержанность, опрятность и так далее.
Согласно этим негласным законам есть категории людей, к которым следует почтительно относиться, невзирая на то, знакомые они или нет. Итак, приведем пример таких категорий людей:
- Пожилые. Учитывая возраст и количество пройденных испытаний, уважение к ним вполне оправданно.
- Женщины. Все они — будущие матери, поэтому требуют почтительного уважения к себе.
- Родители. Сам тот факт, что они подарили жизнь, не может не вызывать уважения.
- Учителя. Благодаря их труду многие получают знания, способные помочь в достижении своих целей.
- Коллеги. Вполне понятный выбор, ведь с этими людьми придется сотрудничать не один год. Поэтому гораздо проще, когда они находятся в категории друзей, нежели суют палки в колеса.
Уважение в отношениях: кто виноват и что делать?
От чего зависит уважение в отношениях?
Здесь две доли: ваша и вашего партнера. Если вы уважительны, предупредительны к самому себе, если умеете ценить самого себя, видите свои собственные уникальные черты и особенности, готовы показывать это во вне, а в случае чего – защитить самого себя, скорее всего, для вас уважение в отношениях – не проблема.
А если все как раз наоборот?
Если в повседневной жизни вы мало показываете самого себя? Если нет сил выразить свою точку зрения, свои истинные чувства (или нет ощущения, что вы вправе это сделать в межличностных отношениях)? Если вам трудно показать, что вот так неуважительно обращаться с вами не нужно, и вы никому этого не позволите?
Тогда, вероятно, вам непросто с самим собой, и неуважение – это задача, которую вам еще предстоит решить. Но игра стоит свеч: уважение в отношениях — это путь к гармонии и любви.
Что может помочь?
Дать отпор любому неуважительному обращению помогает ясное и твердое чувство внутри: «Я тоже есть здесь. Обо мне тоже идет речь в этой жизни. И я не дам всему со мной случаться и всему со мной происходить». Если звучит подобная установка, то защищать себя от неуважения и требовать достойного обращения с самим собой становится такой же естественной потребностью, как потребность удовлетворить голод или, например, выспаться.
Но бывает и по-другому: вы можете крепко дружить с самим собой и уверенно отстаивать свое право на уважительное обращение, но раз за разом быть раненым неуважительными проявлениями со стороны партнера. И здесь можно столкнуться с тем, что уже не в вашей власти: с личностными особенностями другого, которые не позволяют ему обращаться с вами должным образом. И тогда это совсем другой вопрос: принять существующее положение дел или принять другое решение.
Например, о расставании.
Словом, уважение в отношениях требует определенной работы над собой. Но она каждому по плечу. Пусть уважение в отношениях станет неотъемлемой частью вашей жизни!
Если же вам сложно самостоятельно разобраться в теме отношений или какой-либо другой, приглашаю Вас на индивидуальную консультацию.
Форма записи на консультацию к психологу Дарье Гуляевой:
Если у Вас возникли вопросы к психологу по статье:
«Уважение в отношениях: от функции к Личности»
Вы можете задать их нашему психологу в скайпе онлайн:
Если Вы по каким-либо причинам не смогли задать вопрос психологу онлайн, то оставьте свое сообщение здесь (как только на линии появится первый свободный психолог-консультант — с Вами сразу же свяжутся по указанному e-mail), либо зайдите на психологический форум.
«Уважение в отношениях: от функции к Личности»
Уважение к Отечеству: его роль в формировании патриотизма
Родина – это не просто шесть букв в одном слове. Это то, что объединяет всех, делает нас одной большой семьей. Любовь к Родине называют патриотизмом. Но вот вопрос: «Разве он может существовать на одной только любви?» Нет, для того чтобы патриотизм не иссяк с годами, он должен постоянно подпитываться иными чувствами: гордостью, уважением, признательностью.
Только осознав всю красоту своей страны, ее особенности и недостатки, можно стать патриотом. А как говорилось ранее, уважение – это признание достоинств кого-либо или чего-либо, соответственно, без него невозможно воспитать в себе истинный патриотизм.
Китай
В этой стране грубо назвать кого-то по имени, если вы не знаете их в течение длительного периода времени. Умение уважать — это вообще очень нужный навык (и черта) в восточных культурах. В ситуациях, связанных с работой, люди обращаются друг к другу по фамилиям. Дома люди часто ссылаются друг на друга по прозвищам, фамилиям или специфическим терминам, обозначающим родословную. В китайской культуре люди часто обращаются к своим друзьям, как к детям и пожилым людям, даже если они всего на несколько месяцев моложе или старше. Когда китаец спрашивает кого-то о его возрасте, он часто делает это, чтобы знать, как к нему обращаться, ведь привычка уважать — это важная часть китайского языка и культуры.
Уважение должно воспитываться с детства
Привить уважение к другим проще всего в детстве. Поэтому в большинстве случаев эта обязанность ложится на плечи родителей, а также учителей. Именно они должны пояснить подрастающему поколению, почему нужно уважать того или иного человека.
Следует с ранних лет обучать детей тому, что старших нужно слушать и выполнять их требования. Ведь их жизненный опыт куда больше, следовательно, их советы могут быть полезными. Также следует напоминать им, что каждый человек – это личность, а значит, нужно с почтением к нему относиться.
В целом уважение прав человека – это установленная норма для всех. Поэтому следует научить этому своих детей или воспитанников. В противном случае в будущем у них могут возникнуть проблемы в общении с другими людьми.
Напоследок нужно поговорить о таком явлении, как самоуважение. Ведь как люди могут уважительно относиться к тому, кто сам себя не считает равным им? Поэтому нужно объяснить ребенку, что он такой же, как и все. Гораздо важнее то, что у него внутри, чем то, во что он одет или в каком доме живет.
Что это такое
В зависимости от сферы, где используется данное понятие, оно имеет некоторые коррективы. Так в медицине и психологии уважение предполагает определенное установочное отношение к клиенту, подразумевающее полное и безоценочное принятие особенностей жизни, мировоззрения, социального статуса и личностных желаний. Невмешательство в психологический способ преодоления неприятностей или проблем, при том, что в медицинском плане могут даваться рекомендации, но врач должен понимать, что выбор конечного следования им остается за пациентом.
В социальной работе уважение подразумевает равное отношение, независимо от статуса. Уважение к старшим, детям, бездомным или миллиардерам должно находиться на одном уровне. Именно социальное понимание данного термина наиболее близко к житейскому восприятию и внутреннему толкованию уважения.
Поскольку уважение признано общесоциальной нормой и его наличие является необходимым элементом общества на гуманистическом уровне, то понятие и регламентация данного типа взаимодействия закреплена законодательно. На самом широком уровне оно подразумевает признание свободы, территориальной целостности и равных позиций государства среди всех остальных стран мира. Личностные права человека на достойное уважительное обращение закреплены в законах каждого государства и гарантируют поддержку и защиту комфортного, психологически безопасного существования, предусматривая наказания для нарушителей. Найти все правовые положения можно в категории о защите чести и достоинства человека.
На уровне взаимодействия уважение появляется в процессе воспитания, поскольку является внешней социальной, несколько искусственной нормой, которая, однако, помогает регулировать множество разногласий.
Это не врожденное качество, поэтому дети, люди, выросшие вне социального общества или в обществе с низкими культурными нормами, не могут обладать выраженным уважением к окружающим в силу отсутствия примеров интериоризации данной поведенческой стратегии.
Закрепить уважительную линию поведения можно путем жестких запретов, используя силу воли и выполняя предписанные правила. Однако невозможно заготовить список правильный уважительных реакций на все случаи жизни, что, по сути, делает уважение актом творческого приспособления. Это потребность прислушиваться к собеседнику, тонко замечать его реакции потребности. Умение вовремя закрыть неприятную тему, изменить формат взаимодействия – все это моменты проявления уважения к оппоненту, требующие внимательности и эмпатичной настройки.
Являясь частью этического воспитания, уважение имеет собственные правила проявления: справедливость, равенство, искренний и практичный интерес к проявлениям другого. При этом необходимо полное отсутствие принудительных моментов манипуляции или жесткого воспитания. То, как люди могут договариваться, оставаясь на равных, подразумевает активное использование диалогов и нахождения компромиссных решений в спорах.
Отсутствие уважения может свидетельствовать о запущенном воспитательном процессе, неадекватной самооценке. В более серьезных случаях, если человек изменился в худшую сторону, под вопрос можно ставить наличие психических патологий, сопровождающихся нарушением социального взаимодействия.
Индия
В Индии считается, что когда нога человека случайно касается книги или любого письменного материала (считающегося проявлением Сарасвати, богини знания) или ноги другого человека, это что-то вроде невольного проявления неуважения. После этого проступка должны последовать извинения в виде единственного жеста правой руки (Пранама), в ходе которого провинившийся человек сначала касается предмета кончиками пальцев, а затем эти же пальцы прикладывает к своему лбу.
Литература
- Большой юридический словарь / Под ред. А. Я. Сухарева, В . Д. Зорькина, В. Е. Крутских. — М.: ИНФРА-М, 1998. — С. 712—713. — (Библиотека словарей «ИНФРА-М»). — 60 000 экз. — ISBN 5-86225-578-8.
- Власова О. В.
[law.edu.ru/book/book.asp?bookID=1442225 Достоинство человека как нравственно-правовая ценность : общетеоретическое исследование] / автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора юридических наук. Специальность 12.00.01 — теория и история права и государства ; история учений о праве и государстве; Науч. конс. О. И. Цыбулевская. — Саратов: Сарат. гос. акад. права, 2011. — 54 с. - Гулина М. А.
[www.voluntary.ru/dictionary/903/word/%D3%E2%E0%E6%E5%ED%E8%E5+%EA+%EB%FE%E4%FF%EC Уважение к людям] // Словарь справочник по социальной работе. — СПб.: Питер, 2008. — 400 с. — ISBN 978-5-469-00450-9. - Жюлиа Д.
[terme.ru/dictionary/878/word/uvazhenie Уважение] // Философский словарь = Dider Julia Dictionnaire de la philosophie / Пер. с франц. Н. В. Андреевой. — М.: Международные отношения, 2000. — 544 с. — ISBN 5-7133-1033-7. - Зорин В. И.
[www.terme.ru/dictionary/470/word/%D3%C2%C0%C6%C5%CD%C8%C5 Уважение] // Евразийская мудрость от А до Я: философский толковый словарь. — Алматы: Создiк-Словарь, 2002. — 408 с. - Кашепов В. П.
[www.az-design.ru/index.shtml?Projects&AZLibrCD&Law/Constn/KRF93/krf021 Комментарий к ст. 21 Конституции России] // Комментарий к Конституции Российской Федерации / под ред. Л. А. Окунькова. — 2-е, доп. и перераб. — М.: Издательство БЕК, 1996. — ISBN 5-85639-159-4. - [www.terme.ru/dictionary/522/word/%D3%C2%C0%C6%C5%CD%C8%C5 Уважение] // Словарь по этике / Под ред. И. С. Кона. — М.: Политиздат, 1981. — 430 с.
- Хайгл-Эверс А., Хайгл Ф., Отт Ю., Рюгер У.
[vocabulary.ru/dictionary/800/word/%D3%E2%E0%E6%E5%ED%E8%E5 Уважение] // Базисное руководство по психотерапии. — СПб.: Речь, Восточно-Европейский Институт Психоанализа, 2001. — 784 с. — ISBN 5-88787-018-4. - Dillon, Robin S.
[plato.stanford.edu/entries/respect/ Respect] // Stanford encyclopedia of philosophy / Edward N. Zalta (ed.). — 2003.
Примечания
- ↑ 12
Зорин, 2002. - ↑ 123
Кон, 1981. - Хайгл-Эверс, Хайгл, Отт, Рюгер, 2001.
- Гулина, 2008.
- Сухарев, Зорькин, Крутских, 1998.
- Власова, 2011.
- Кашепов, 1996.
- [vivovoco.astronet.ru/VV/LAW/BRD.HTM Основной закон Федеративной Республики Германия от 23 мая 1949 г. Ч. 1 ст. 1]
- [www.norge.ru/constitusia/ Конституция Норвегии. С поправками на 23 июля 1995. Статья 110-с]
- [chinalawinfo.ru/constitutional_law/constitution_ch2 Конституция КНР 1982 г. (с изм. 1988, 1993, 1999, 2004 гг.). Ст. 33] (недоступная ссылка с 26-05-2013 (3206 дней))
- [archive.is/20120719062340/worldconstitutions.ru/archives/78 Конституция ЮАР. Принята 8 мая 1996 года с поправками, внесенными Конституционными Собраниями 11 октября 1996 года. Ст. 10]
- [www.zakonrf.info/zakon-o-policii/5/ Федеральный закон «О полиции». Ч. 1 ст. 5]
- [www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/1257567/ Кодекс этики и служебного поведения федерального государственного гражданского служащего Федеральной службы судебных приставов (утв. приказом Федеральной службы судебных приставов от 12 апреля 2011 г. № 124). Пункт 4.2]